Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 классов
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) по теме
Данная рабочая программа по информатике и ИКТ разработана на основе авторской программы к учебнику для 8-9 классов под редакцией И.Г. Семакина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_semakin1.doc | 245.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании кафедры информационных технологий «____» ___________2011г. Протокол № Зав. кафедрой О. В. Сумина | Согласовано зам. директора по УВР ___________А. А. Попов «______» ____________2011г. | Утверждено директор МОУ гимназии №69 __________Н.М.Дмитриева «______» _____________2011г. Приказ №_____ от_________ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия №69 им. С.Есенина г. Липецка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
ДЛЯ 8-х КЛАССОВ
Программа предназначена для реализации
в 2011-2012 учебном году
Составители программы
учителя информатики и ИКТ
Сумина О. В., Гусева О. М.,
Вепринцева Л. Н., Мещерякова Н. Н.
Липецк, 2011
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых обязательным минимумом содержания образования по информатике и ИКТ, соответствующим стандартам Министерства образования Российской Федерации. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, литература и средства обучения, приложение (календарно-тематическое планирование).
1.1. Цели и задачи.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и ИКТ (2004 г). В соответствии с Базисным учебным планом (федеральный компонент), курс рассчитан на изучение в 8-9 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 136 учебных часов. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для 8 класса и задачника-практикума. Учебник построен по двухуровневому принципу: материал, соответствующий обязательному содержанию базового курса, излагается в первой части книги. Часть вторая содержит дополнительный материал, расширяющий содержание первой части учебника, и может использоваться при изучении курса по углубленному варианту. Задачник-практикум дает обширный материал для организации практической работы на уроках и домашней работы учащихся. В нем содержатся задания, как для теоретического выполнения, так и для практической работы на компьютере. Большое число разнообразных заданий предоставляет возможность учителю варьировать содержание практической работы по времени и уровню сложности. Учебное пособие является приложением к учебнику. В нем содержится конспективное изложение разделов базового курса в схематической форме. Это своеобразные опорные конспекты, которые удобно использовать как при объяснении нового материала, так и при повторении, обобщении уже изученного. Проблемы методики преподавания базового курса, организации занятий, контроля знаний учащихся рассматривается в пособии для учителя. Кроме того, пособие содержит дидактический материал, позволяющий организовать изучение базового курса путем использования модульно-рейтинговой технологии.
1.2. Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа.
Программа составлена на основе нормативных правовых документов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (п.7, статья 32).
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
- Примерная программа основного общего образования по информатике и ИКТ.
- Локальный акт гимназии «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ гимназии №69, реализующего образовательные программы общего образования».
- Учебный план МОУ гимназии №69 на 2011-2012 учебный год.
1.3. Сведения о программе.
Данная рабочая программа по информатике и ИКТ разработана на основе авторской программы к учебнику для 8-9 классов под редакцией И.Г. Семакина.
1.4. Обоснование выбора программы.
Содержание данной Программы согласовано с содержанием примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Имеются некоторые структурные отличия. Так в данной программе нет отдельного раздела «Представление информации». Однако все вопросы этого раздела раскрываются в других разделах базового курса. Представление различных типов данных излагается в разделах, относящихся к тем видам ИКТ, в которых эти данные используются. Такое расположение материала способствует лучшему формированию в сознании учеников связи между принципами представления данных разного типа в компьютерной памяти и технологиями работы с ними.
1.5. Информация о внесенных изменениях.
Существенных изменений в программу внесено не было.
1.6. Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки обучающихся.
Данный учебный курс по информатике и ИКТ в полном объеме соответствует федеральным государственным образовательным стандартам и является логическим продолжением изучения информатики и ИКТ в 5-7 классах.
1.7. Информация о количестве учебных часов.
В соответствии с учебным планом, а также годовым календарным учебным графиком рабочая программа рассчитана на 1 учебный час в неделю (35 часов в год).
1.8. Формы организации образовательного процесса.
Основной формой организации образовательного процесса является урок. Используются уроки различных типов: урок ознакомления с новым материалом; урок-лекция с элементами беседы; урок-практикум; комбинированный урок, урок-тестирование, контрольная работа.
- Технологии обучения.
К настоящему времени сложилось значительное количество разнообразных образовательных технологий. В основе всех технологий лежит идея создания адаптивных условий для каждого ученика, т.е. адаптация к особенностям ученика содержания, методов, форм образования и максимальная ориентация на самостоятельную деятельность или работу школьника в малой группе.
Для достижения выше сказанного учителями информатики применяются на уроках различные методы и формы обучения, современные технологии: это и обучение в сотрудничестве, и проблемное обучение, игровые технологии, технологии уровневой дифференциации, групповые технологии, технологии развивающего обучения, технология модульного обучения, технология проектного обучения, технология развития критического мышления учащихся и другие.
1.10. Механизмы формирования ключевых компетенций.
Уроки информатики призваны влиять на формирование и развитие информационных компетенций. Можно выделить следующие виды деятельности:
– Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, web-камера и т.п.).
– Владение способами работы с информацией: поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах; извлечение информации с различных носителей; систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.); технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п. преобразование информации (из графической – в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п.).
– Владение навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.).
– Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности (релевантность запроса, сетевые мистификации, и т.п.).
– Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.
Говоря о коммуникативной компетенции, можно выделить следующие виды деятельности этого направления, характерные для уроков информатики:
– Владение формами устной речи (монолог, диалог, полилог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта и т.п.);
– Ведение диалога «человек» – «техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.);
– Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.);
– Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования и т.д.);
– Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе – формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне);
– Умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.);
– Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.).
В составе учебно-познавательной компетенции можно выделить:
– Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности (планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием);
– Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент, и т.п.);
– Умение работать со справочной литературой, инструкциями (знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе и т.п.);
– Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне (построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций);
– Создание целостной картины мира на основе собственного опыта.
Для развития компетенции личностного самосовершенствования эффективны не только уроки, но и предоставление возможности проявить себя вне школьной учебы:
– Создание комфортной здоровьесберегающей среды (знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.);
– Создание условий для самопознания и самореализации (компьютер как средство самопознания – тестирование в режиме on-line , тренажеры, квесты и т.п.; нахождение новых способов самореализации – создание собственного сайта-самопрезентации в сети, публикации работ, получение авторитета в сетевом сообществе и т.п.);
– Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы (выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п.);
– Наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области (участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности).
1.11. Виды и формы контроля.
Согласно Уставу гимназии и локальному акту образовательного учреждения основными видами контроля считать текущий (на каждом уроке), тематический (осуществляется в период изучения той или иной темы), промежуточный (ограничивается рамками четверти, полугодия), итоговый (в конце года). Формами контроля может быть фронтальный опрос, самостоятельная работа, практическая работа, тестирование, контрольная работа.
1.12. Планируемый уровень подготовки на конец учебного года
Учащиеся должны знать:
– определение информации в соответствии с содержательным подходом и кибернетическим (алфавитным) подходом;
– что такое информационные процессы;
– какие существуют носители информации;
– функции языка как способа представления информации, что такое естественные и формальные языки;
– как определяется единица измерения информации – бит;
– что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт;
– в каких единицах измеряется скорость передачи информации;
– основные этапы в истории развития средств хранения, передачи и обработки информации до изобретения ЭВМ;
– правила техники безопасности при работе на компьютере;
– состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
– основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
– структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты), понятие адреса памяти;
– типы и свойства устройств внешней памяти;
– типы и назначение устройств ввода-вывода;
– сущность программного управления работой компьютера;
– принципы организации информации на дисках: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
– назначение программного обеспечения и его состав;
– принципы архитектуры ЭВМ Джона фон Неймана;
– состав и функции операционной системы;
– способы представления символьной информации в памяти ЭВМ (таблицы кодировки, текстовые файлы);
– назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
– основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);
– способы представления изображений в памяти ЭВМ; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
– какие существуют области применения компьютерной графики;
– назначение графических редакторов;
– назначение основных компонентов среды графического редактора: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр;
– в чем различие между растровым и векторным способами представления изображения в компьютере;
– что такое мультимедиа;
– что такое компьютерная сеть, в чем различие между локальными и глобальными сетями;
– назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
– назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, распределенных баз данных и др;
– что такое Интернет, какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина – WWW;
– назначение основных средств Интернета: Web-сервер, Web-страница, гиперссылки, программа-браузер, поисковая программа.
– что такое база данных, СУБД, информационная система;
– что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
– структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
– что такое логическая величина, логическое выражение;
– что такое логические операции, как они выполняются;
– что такое алгоритм;
– в чем состоят основные свойства алгоритма;
– способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
– основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
– назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод;
– назначение языков программирования.
Учащиеся должны уметь:
– приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
– определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
– приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
– приводить примеры сообщений, несущих 1 бит информации;
– измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
– пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кбайтах, Мбайтах, Гбайтах);
– рассчитывать скорость передачи информации по объему и времени передачи, а также решать обратные задачи;
– включать и выключать компьютер;
– пользоваться клавиатурой;
– вставлять дискеты в накопители;
– ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
– инициализировать выполнение программ из программных файлов;
– просматривать на экране директорию диска;
– выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
– набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
– выполнять основные допустимые редактором операции над текстом;
– сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
– строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
– сохранять рисунки на диске и загружать с диска, выводить на печать;
– создавать на компьютере документы, совмещающие объекты разного типа: тексты, таблицы, рисунки и др. (на примерах школьного учебного материала);
– работать с мультимедийными обучающими программами;
– осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
– осуществлять просмотр и поиск информации в Интернете с помощью браузеров и поисковых программ;
– открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
– организовывать поиск информации в БД;
– редактировать содержимое полей БД;
– сортировать записи в БД по ключу;
– добавлять и удалять записи в БД;
– проектировать реляционную базу данных для простых информационных систем (на примерах школьного учебного материала или организационной информации из деятельности школы);
– определять механизм прямой и обратной связи при анализе простых ситуаций управления;
– пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
– выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
– составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
– выделять подзадачи, определять и использовать вспомогательные алгоритмы;
– строить блок-схемы несложных алгоритмов работы с величинами, использовать школьный алгоритмический язык для описания алгоритмов.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
1.13. Информация об используемом учебнике, учебно-методическом комплексе.
Учебно-методический комплекс:
- Единая коллекция ЦОР 8-11 кл. Семакин И.Г.. М., Бином, 2009.
- Семакин И.Г. «Информатика и ИКТ. Базовый курс» учебник для 8 класса, - 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Семакин И.Г. «Информатика» Задачник-практикум в 2-х томах для 7-11 классов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- И.Г.Семакин «Информатика. Преподавание базового курса информатики в средней школе» методическое пособие, - 2-е изд., испр. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. 5.плакаты 7-9 класс.
2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ уро- ка | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Дидактические единицы | Требования к уровню подготовки обучающихся | Виды, формы контроля |
Введение в предмет – 1 ч | |||||
1 | Правила ТБ. Введение в предмет. | 1 | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики. Правила ТБ. | Знать: – правила ТБ; – что изучает наука информатика; | Устный опрос |
Человек и информация – 7 ч | |||||
2 | Информация и ее виды. Действия с информацией. | 1 | Информация. Знания. Действия с информацией. Информация по форме представления. Информация по форме восприятия. Языки естественные и формальные. | Знать: – что такое информация; – функции языка как способа представления информации, что такое естественные и формальные языки; Уметь: – классифицировать информацию по форме представления, по форме восприятия; | План-конспект урока |
3 | Информационные процессы в живой природе, обществе, технике. | 1 | Получение, передача, хранение, обработка – основные действия с информацией. Источник информации. Приемник информации. Канал передачи. Информационные процессы в живой природе, обществе, технике. | Знать: – что такое информационные процессы; – какие существуют носители информации; Уметь: – приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники; – определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал; | План-конспект урока Устный опрос |
4 | Предыстория информатики. | 1 | Хранение информации. Обработка информации. Передача информации. | Знать: – основные этапы в истории развития средств хранения, передачи и обработки информации до изобретения ЭВМ. | План-конспект урока Устный опрос |
5 | Измерение информации: алфавитный подход. Единицы измерения информации. Скорость передачи информации. | 1 | Алфавит. Мощность алфавита. Информационный вес символа. Единицы измерения информации. Бит, байт, килобайт, мегабайт. Информационный объем текста. Скорость передачи информации. Неопределенность знаний. | Знать: – определение информации в соответствии с содержательным подходом и кибернетическим (алфавитным) подходом; – как определяется единица измерения информации – бит; – что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт; – в каких единицах измеряется скорость передачи информации; Уметь: – приводить примеры информативных и неинформативных сообщений; – измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита); – пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кбайтах, Мбайтах, Гбайтах); – рассчитывать скорость передачи информации по объему и времени передачи, а также решать обратные задачи; – приводить примеры сообщений, несущих 1 бит информации; | План-конспект урока Устный Опрос |
6 | Измерение информации: содержательный подход. | 1 | |||
7 | Решение задач. | 1 | |||
8 | Самостоятельная работа «Измерение информации» | 1 | С/р | ||
Знакомство с компьютером – 9 ч | |||||
9 | Устройство компьютера. Магистрально-модуль-ный принцип построения ПК. | 1 | Назначение ПК. Магистрально-модульный принцип. Данные. программа. Принципы фон Неймана. | Знать: – правила ТБ при работе на компьютере; – состав основных устройств компьютера, их назначение и взаимодействие; – сущность программного управления работой компьютера; – принципы архитектуры ЭВМ Джона фон Неймана; | План-конспект урока Устный Опрос |
10 | Основные характеристики ПК. | 1 | Микропроцессор. Тактовая частота. Разрядность. Характеристики памяти. | Знать: – основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации); | |
11 | Устройства ввода/вывода. | 1 | Устройства ввода. Координатные устройства ввода. Устройства вывода. | Знать: – типы и назначение устройств ввода-вывода; Уметь: – включать и выключать компьютер; – пользоваться клавиатурой; – вставлять сменные диски в накопители; | План-конспект урока Устный Опрос |
12 | Память ПК. Носители и накопители. | 1 | Внутренняя память. Внешняя память. Носители. Накопители. | Знать: – структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты), понятие адреса памяти; – типы и свойства устройств внешней памяти; | План-конспект урока Устный Опрос |
13 | Файлы. Файловая система компьютера. | 1 | Файл. Имя файла. Логические диски. Файловая структура диска. Путь к файлу. Полное имя файла. Операции с файлами. | Знать: – принципы организации информации на дисках: что такое файл, каталог (папка), файловая структура; Уметь: – ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами; – инициализировать выполнение программ из программных файлов; – просматривать на экране директорию диска; – выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск. | План-конспект урока Устный Опрос |
14 | Работа с файлами. | 1 | Пр. работа | ||
15 | Программное обеспечение компьютера. | 1 | Программное обеспечение ПК. Виды ПО ПК. | Знать: – назначение программного обеспечения и его состав; | План-конспект урока |
16 | Системное ПО. Операционная система (ОС). Организация диалога с пользователем. | 1 | Системное ПО. Операционная система. Интерфейс. Контекстное меню. Меню. | Уметь: – ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами; – инициализировать выполнение программ из программных файлов; | План-конспект урока Устный опрос Пр. работа |
17 | Тестирование «Аппаратное и программное обеспечение ПК». | 1 | Тест | ||
Текстовая информация и компьютер – 5 ч | |||||
18 | Кодирование текстовой информации. Кодировочные таблицы. | 1 | Представление текстовой информации в памяти ПК. Кодировочные таблицы. | Знать: – способы представления символьной информации в памяти ЭВМ (таблицы кодировки, текстовые файлы); – назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров); – основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами). Уметь: – набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов; – выполнять основные допустимые редактором операции над текстом; – сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать. | План-конспект урока Устный опрос |
19 | Гипертекст. | 1 | Гипертекст. Гиперссылка. | Пр. работа | |
20 | Текстовые редакторы: назначение и основные функции. | 1 | Текстовый файл. Текстовый редактор. Текстовый процессор. | План-конспект урока Пр. работа | |
21 | Работа в текстовом редакторе. | 1 | Структурные единицы текста. Среда текстового редактора. Этапы работы с текстами. | Пр. работа | |
22 | Дополнительные возможности текстовых редакторов. Системы перевода и распознавания текстов. | 1 | Стили. Шаблоны. Списки. Таблицы. Графические объекты. Формулы. Системы перевода и распознавания текстов. | План-конспект урока Пр. работа | |
Графическая информация и компьютер – 5 ч | |||||
23 | Компьютерная графика: области применения и технические средства. | 1 | Компьютерная графика. Виды компьютерной графики. Анимация. Технические средства компьютерной графики. | Знать: – способы представления изображений в памяти ЭВМ; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти; – какие существуют области применения компьютерной графики; | План-конспект урока Устный опрос |
24 | Кодирование графической информации. | 1 | Пиксель. Объем видеопамяти. Монитор. Видеопамять. Дисплейный процессор. Устройства ввода изображений. | Знать: – как получается цветное изображение на экране; Уметь: – вычислять объем видеопамяти | План-конспект урока Устный Опрос |
25 | Растровая и векторная графика. | 1 | Знать: – в чем различие между растровым и векторным способами представления изображения в компьютере. | План-конспект урока Устный Опрос | |
26 | Форматы графических файлов. | 1 | Форматы графических файлов. | Знать: – назначение графических редакторов; – назначение основных компонентов среды графического редактора: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр; Уметь: – строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов; – сохранять рисунки на диске и загружать с диска, выводить на печать. | План-конспект урока Устный опрос Пр. работа |
27 | Графические редакторы: назначение и основные функции. Работа в графическом редакторе. | 1 | Графический редактор. Среда графического редактора. Режимы работы. | ||
Компьютерные презентации – 5 ч | |||||
28 | Мультимедиа: области применения и технические средства. | 1 | Мультимедиа. Средства мультимедиа. | Знать: – что такое мультимедиа; – как хранится звук в ПК; Уметь: – создавать на компьютере документы, совмещающие объекты разного типа: тексты, таблицы, рисунки и др. (на примерах школьного учебного материала); – работать с мультимедийными обучающими программами. | План-конспект урока Устный опрос Пр. работа |
29 | Кодирование звуковой информации. | 1 | Звук аналоговый и цифровой. Кодирование звука. | ||
30 | Компьютерные презентации. | 1 | Презентация. Этапы создания презентации. | ||
31 | Тестирование «Кодирование информации». | 1 | Тест | ||
32 | Итоговое занятие. | 1 | |||
33-35 | Резерв | 3 |
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название раздела | Кол-во часов | Контрольные мероприятия Примерные сроки | |
1 | Введение в предмет | 1 | ||
2 | Человек и информация | 7 | С/р | 1 ч. |
3 | Знакомство с компьютером | 9 | Тест | 1 ч. |
4 | Текстовая информация и компьютер | 5 | Тест | 2 ч. |
5 | Графическая информация и компьютер | 5 | ||
6 | Компьютерные презентации | 5 | ||
7 | Резерв | 3 | Тест | 3 ч. |
Итого: | 35 |
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
– определение информации в соответствии с содержательным подходом и кибернетическим (алфавитным) подходом;
– что такое информационные процессы;
– какие существуют носители информации;
– функции языка как способа представления информации, что такое естественные и формальные языки;
– как определяется единица измерения информации – бит;
– что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт;
– в каких единицах измеряется скорость передачи информации;
– основные этапы в истории развития средств хранения, передачи и обработки информации до изобретения ЭВМ;
– правила техники безопасности при работе на компьютере;
– состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
– основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
– структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты), понятие адреса памяти;
– типы и свойства устройств внешней памяти;
– типы и назначение устройств ввода-вывода;
– сущность программного управления работой компьютера;
– принципы организации информации на дисках: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
– назначение программного обеспечения и его состав;
– принципы архитектуры ЭВМ Джона фон Неймана;
– состав и функции операционной системы;
– способы представления символьной информации в памяти ЭВМ (таблицы кодировки, текстовые файлы);
– назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
– основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);
– способы представления изображений в памяти ЭВМ; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
– какие существуют области применения компьютерной графики;
– назначение графических редакторов;
– назначение основных компонентов среды графического редактора: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.;
– в чем различие между растровым и векторным способами представления изображения в компьютере;
– что такое мультимедиа;
Учащиеся должны уметь:
– приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
– определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
– приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
– приводить примеры сообщений, несущих 1 бит информации;
– измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
– пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кбайтах, Мбайтах, Гбайтах);
– рассчитывать скорость передачи информации по объему и времени передачи, а также решать обратные задачи;
– включать и выключать компьютер;
– пользоваться клавиатурой;
– вставлять дискеты в накопители;
– ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
– инициализировать выполнение программ из программных файлов;
– просматривать на экране директорию диска;
– выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
– набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
– выполнять основные допустимые редактором операции над текстом;
– сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
– строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
– сохранять рисунки на диске и загружать с диска, выводить на печать;
– создавать на компьютере документы, совмещающие объекты разного типа: тексты, таблицы, рисунки и др. (на примерах школьного учебного материала);
– работать с мультимедийными обучающими программами;
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
5. ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Семакин И. Г., Залогова Л.А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика: Базовый курс для 7 – 9 кл. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998.
2. Семакин И. Г., Залогова Л.А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2008.
3. Информатика. Задачник-практикум. В 2 т. /Под ред. И. Семакина, Е. Хеннера. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2008.
4. Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
Рассмотрено на заседании кафедры информационных технологий № «____» ___________2011г. Протокол № Зав. кафедрой О. В. Сумина | Согласовано зам. директора по УВР ___________А. А. Попов «______» ____________2011г. | Утверждено директор МОУ гимназии №69 __________Н.М.Дмитриева «______» _____________2011г. Приказ №_____ от_________ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия №69 им. С.Есенина г. Липецка
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2011/2012 учебный год
по______информатике и ИКТ___________________
учитель _______________________________________
класс вид класса ______________________________
количество часов за год ____35_________________
количество часов в неделю __1__________________
№ п/п | наименование | I чет. | II чет. | III чет. | IV чет. | год |
1. | Количество часов | |||||
2. | Практич/работ | |||||
3. | Самостоят/работ | |||||
4. | Проверочных работ | |||||
5. | Нетр. уроков |
Планирование составлено на основе государственной программы
курса Информатика и ИКТ для 8-9 классов авторов И. Г. Семакин, Е.К Хеннер.
Учебник Семакин И. Г., Залогова Л.А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2008.
Дополнительная литература Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие/ И. Семакин, Т. Шеина. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2007.
Информатика. Задачник-практикум. В 2 т. /Под ред. И. Семакина, Е. Хеннера. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2008.
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Формы контроля |
Введение в предмет – 1 ч. | |||
1 | Правила ТБ. Введение в предмет. | УО | |
Человек и информация – 7 ч. | |||
2 | Информация и ее виды. Действия с информацией. | ПКУ | |
3 | Информационные процессы в живой природе, обществе, технике. | ПКУ УО | |
4 | Предыстория информатики. | ПКУ УО | |
5 | Измерение информации: алфавитный подход. Единицы измерения информации. Скорость передачи информации. | ПКУ УО | |
6 | Измерение информации: содержательный подход. | ПКУ УО | |
7 | Решение задач. | ПКУ УО | |
8 | Самостоятельная работа «Измерение информации» | СР | |
Знакомство с компьютером – 9 ч. | |||
9 | Устройство компьютера. Магистрально-модульный принцип построения ПК. | ПКУ УО | |
10 | Основные характеристики ПК. | ПКУ УО | |
11 | Устройства ввода/вывода. | ПКУ УО | |
12 | Память ПК. Носители и накопители. | ПКУ УО | |
13 | Файлы. Файловая система компьютера. | ПКУ УО | |
14 | Работа с файлами. | ПР | |
15 | Программное обеспечение компьютера. | ПКУ УО | |
16 | Системное ПО. Операционная система (ОС). Организация диалога с пользователем. | ПКУ УО ПР | |
17 | Тестирование «Аппаратное и программное обеспечение ПК». | Тест | |
Текстовая информация и компьютер – 5 ч. | |||
18 | Кодирование текстовой информации. Кодировочные таблицы. | ПКУ УО | |
19 | Гипертекст. | ПР | |
20 | Текстовые редакторы: назначение и основные функции. | ПКУ ПР | |
21 | Работа в текстовом редакторе. | ПР | |
22 | Дополнительные возможности текстовых редакторов. Системы перевода и распознавания текстов. | ПКУ ПР | |
Графическая информация и компьютер – 5 ч. | |||
23 | Компьютерная графика: области применения и технические средства. | ПКУ УО | |
24 | Кодирование графической информации. | ПКУ | |
25 | Растровая и векторная графика. | ПКУ УО | |
26 | Форматы графических файлов. | ПКУ УО | |
27 | Графические редакторы: назначение и основные функции. Работа в графическом редакторе. | УО ПР | |
Компьютерные презентации – 5 ч. | |||
28 | Мультимедиа: области применения и технические средства. | ПКУ УО | |
29 | Кодирование звуковой информации. | ПР | |
30 | Компьютерные презентации. | ПР | |
31 | Тестирование «Кодирование информации». | Тест | |
32 | Итоговое занятие. | ||
33-35 | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)
Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс
к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс
к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс
к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю...