Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (8 класс) по теме

Грехова Екатерина Александровна

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_8_kl_moya.docx40.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14»

Согласовано:

Зам.директора по УВР

Синягина О. Г.

«___» ____________ 2011 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ №14»

Мезина В. Ф.

«___» ____________ 2011 г.

Рабочая программа

по информатике и ИКТ

в 8 (общеобразовательном) классе

или

на 2011 – 2012 учебный год

количество часов в неделю – 1

методическое объединение

Грехова Екатерина Александровна

Составлена в соответствии с «Примерной программой основного общего образования по информатике и ИКТ»

Учебник Информатика и ИКТ. 8-9 класс/ под ред. Н. В. Макаровой

СПб.: Питер, 2010.

Прошла экспертизу на заседании методического объединения,

протокол № ___ от «___» ____________ 2011 г.

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе:

  1.  «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ» (утверждена приказом Минобразования Рос сии от 09.03.04. № 1312);
  2.  Н.В.Макаровой Программа по информатике и ИКТ (Системно-информационная концепция)( Питер 2010 г.).

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8 класса в течение 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Про грамма соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы вы ступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информацион ная модель и информационные основы управления.

Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков ис пользования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовы вать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планиро вать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Цели:

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

•              освоение знаний, составляющих основу научных представлений об инфор мации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

•              овладение умениями работать с различными видами информации с помо щью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее ре зультаты;

•              развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих спо собностей средствами ИКТ;

•              воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной инфор мации;

•      выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, даль нейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

 Основные задачи программы:

§  систематизировать подходы к изучению предмета;

§  сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

§  научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

§  показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

§  сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить уча щихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональ ных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечива ется изучением и работой с текстовым и графическим редактором, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуника ций.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устно го/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением кон трольной работы.

  

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:

знать/понимать

•  сущность понятия «информация», ее основные виды;

•  вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации:

•  особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;

•  единицы измерения количества и скорости передачи информации:

•  программный принцип работы компьютера;

•  основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;

•  назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

• определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;

• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности:

• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, не обходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

• создавать информационные объекты, в том числе:

-           структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки;  проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения:

-          создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в про цессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-           создавать презентации на основе шаблонов;

•  пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);

•  следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:

использовать приобретенные знания п умения в практической деятельности к повседнев ной жизни для:

•       создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

•       организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллек ций информационных объектов:

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

 

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

 

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

 

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%%

хорошо

66-79%%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно

 

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

•    грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

•    погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

•    недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

•    мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

-  «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

-  «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

-  «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

-  «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

-  «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.

 

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

 

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

-  изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

-   правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

-  показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

-  продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

-  отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

 

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

-    допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

-   допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

 

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

 

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

-   не раскрыто основное содержание учебного материала;

-  обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

-  допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

 

Отметка «1» ставится в следующих случаях:

-   ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

-   не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

-   отказался отвечать на вопросы учителя.

        РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 

I.  Учебно-методический комплект для учеников

  1. Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ. Учебник 8-9 класс (базовый уровень). СПб.: Питер, 2008.
  2. Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ. Практикум 8-9 класс (базовый уровень). СПб.: Питер, 2008.

II.  Учебно-методический комплект для учителя

  1. Н.В. Макарова. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция), СПб.: Питер, 2007.
  2. Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ. Учебник 8-9 класс (базовый уровень). СПб.: Питер, 2008.
  3. Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ. Практикум 8-9 класс (базовый уровень). СПб.: Питер, 2008.
  4. Информатика. 8 класс. Поурочные планы по учебнику профессора Н.В.Макаровой   1 часть./Автор составитель М.Г. Гилярова.- Волгоград ИТД «Корифей»,- 2009.
  5. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1. Информационная картина мира/ под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009
  6. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий/ под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009
  7. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий/ под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009

III.  Технические средства обучения.

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Принтер
  4. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
  5. Сканер.
  6. Локальная вычислительная сеть.

 

VI.  Программные средства.

1.      Операционная система Windows ХР.

2.      Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.3. 837

3.      Программа-архиватор WinRar.

4.      Интегрированное офисное приложение Мs Office 2007.

5.      Мультимедиа проигрыватель.

V. Интернет-ресурсы

1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.

2. www. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".

3. www.school-collection.edu.ru  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

4. www.it-n.ru "Сеть творческих учителей"

5. www .festival.1september.ru   Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"  

Сводная таблица по видам контроля

Виды контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Итого

Административный контроль ЗУНов

Количество плановых контрольных работ

1

1

1

1

4

4

практических работ

1

5

6

2

16

16

Лабораторных работ

других видов работ

экскурсий

Плановые контрольные работы – 4

Административные контрольные работы – ___

Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, технологии развивающего обучения, проектная деятельность, технология развития критического мышления через чтение и письмо, внутриклассовой дифференциации, здоровьесберегающей технологии, обучение в сотрудничестве, лекционно-зачётной, ИКТ.

          С целью сохранения здоровья учащихся планируется включать в уроки элементы здоровьесберегающей технологии; вести работу по формированию положительной учебной мотивации как важного фактора воспитания здорового образа жизни; соблюдать правильную организацию учебной деятельности:

1.        Строгая  дозировка учебной нагрузки.

2.        Построение  урока с учетом  динамичности, их работоспособности.

3.        Соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота).

4.        Благоприятный эмоциональный настрой.


Календарно-тематическое планирование

урока

Дата

Название раздела программы с указанием кол-ва часов; тема урока

Базовый уровень (ЗУН)

Продвинутый уровень

ОУУН

Подготовка к ЕГЭ

Примечание

1. Человек и информация, 5 ч.

1

Инструктаж по технике безопасности. Понятие об информации.

Знать: назначение информатики; понятие информации и информационного процесса; основные свойства информации; основные виды информационной деятельности человека; основные составляющие схемы передачи информации; основные единицы измерения объема информации;

Уметь: приводить примеры информационной деятельности человека; приводить примеры использования технических устройств, при работе с информацией;

определять информационный объем текстового сообщения;

Функции информации в жизни людей; характеристика информации на основе её свойств.

организация рабочего места; выполнение правил гигиены труда;

владение устной речью; работа с учебником; умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи;

умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности;

Различные подходы к определению понятия «информация».

2

Представление информации.

Язык как способ представления и передачи информации.

3

Информационная деятельность человека.

Информационный аспект в деятельности человека. Процесс передачи информации. Виды и свойства источников и приёмников информации. Сигнал, кодирование и декодирование, причины искажения информации при передачи.

4

Информационные процессы.

Зависимость протекания информационных процессов от вида информации; информационная деятельность человека

Виды информационных процессов. Информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах.

5

Практическая работа «Измерение информации».

Мощность алфавита; канал связи; пропускная способность канала; средства реализации информационных процессов; информация и общество; информационное общество; перевод больших единиц информации в меньшие; 1 Тбайт.

Методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Единицы измерения количества информации.

2. Первое знакомство с компьютером.

6

Назначение и устройство компьютера.

Знать: базовая структурная схема ПК; принцип открытой архитектуры компьютера;

назначение и основные характеристики основных устройств компьютера; классификация видов

Уметь: объяснять отличие одного вида памяти от другого;

ориентироваться в характеристиках устройств ввода-вывода;

соблюдать правила ТБ при работе с компьютером;

умение готовить доклады, рефераты;

владение устной речью;

работа с учебником;

создание теоретической и психологической баз для освоения новой техники в условиях непрерывной модернизации ПК;

Типы компьютеров, их основные характеристики и области использования. Выбор необходимого для данной задачи компьютера.

7

Характеристики основных устройств компьютера.

Основные периферийные устройства (ввода-вывода, для соединения компьютеров и др.)

8

Контрольная работа  «Человек и  информация».

9

Программное обеспечение и его типы.

Знать: памяти компьютера; понятие носителя, устройств внешней памяти; назначение системного, прикладного ПО и систем программирования; понятие файла и папки, основные действия с ними; назначение Рабочего стола, Панели задач;

Уметь: свободно работать на клавиатуре компьютера; классифицировать программы; просматривать информацию о параметрах файла и папки; выполнять разными способами стандартные действия с окнами; изменять параметры Рабочего стола

Операционные системы и оболочки

планирование собственного информационного пространства;

сохранять информацию на диске, загружать её с диска, выводить на печать;

анализ, обобщение и систематизация информации;

применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации;

Операционная система: назначение и функциональные возможности.

10

Пользовательский интерфейс.

Графический интерфейс (основные типы элементов управления)

11

Файлы и файловые структуры.

Файлы и файловые системы (файловые менеджеры и архиваторы)

12

Практическая работа «Работа с файловой структурой ОС».

Способы организации диалога.

3. Обработка текстовой информации, 10 ч.

13

Практическая работа «Представление текстов в памяти компьютера».

Знать: понятие кодировочной таблицы; виды кодировок русских букв;

основные объекты текстовых документов и их параметры;

технология создания, редактирования и форматирования текстового документа;

технология копирования, перемещения и удаления  фрагментов текста через буфер обмена;

Уметь: нахождение информационного объема текста;

кодировать и декодировать текстовые сообщения;

создание и редактирование текстового документа;

владение операциями редактирования и форматирования текста;

использование

справочной литературы;

создание текстов различных типов;

владение разными формами изложения текста;

выполнение основных операций над текстом в среде текстового редактора;

составление на основе текста таблицы, схемы, графика;

подготовка доклада, реферата с использованием средств ИКТ;

 

Ввод, редактирование и форматирование текста (операции с фрагментом текста, одновременная работа с многими текстами, поиск и замена в тексте, изменение параметров абзацев).

Внедрение в текстовый документ различных объектов (таблиц, диаграмм, рисунков, формул) и их форматирование.

14

Практическая работа «Текстовые редакторы и текстовые процессоры».

15

Практическая работа «Основные приемы ввода и редактирования».

16

Контрольная работа «Файловая система. Представление текста».

17

Практическая работа «Форматирование текста».

18

Практическая работа «Работа с фрагментами текста».

Макет документа

19

Практическая работа «Работа с таблицами».

20

Практическая работа «Дополнительные возможности текстового редактора».

Многоуровневые списки

21

Практическая работа «Возможности текстового редактора».

Шаблоны документов

применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации;

22

Контрольная работа «Обработка текстовой информации».

анализ, обобщение и систематизация информации;

4. Технология обработки графической информации, 5 ч.

23

Компьютерная графика и области ее применения.

Знать: возможности графического редактора и назначение управляющих элементов;

особенности растровой графики;

технология создания и редактирования графических объектов;

Уметь: создание и редактирование графических объектов;

осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом;

умение самостоятельно выполнять упражнения;

создание информационных объектов для оформления учебной работы;

действовать по инструкции, алгоритму;

 

Растровая графика. Графические объекты и операции над ними. Векторная графика. Компьютерное черчение. Выделение, объединение, перемещение и геометрические преобразования фрагментов и компонентов чертежа.

24

Графические редакторы растрового типа.

25

Кодирование изображения.

26

Практическая работа «Работа с векторным ГР».

27

Технические средства компьютерной графики.

Создание изображений с использованием графической панели

5. Технология мультимедиа, 5 ч.

28

Понятие мультимедиа. Компьютерные

презентации.

Знать: понятие мультимедиа; принципы представления звука в памяти компьютера;

режимы создания и просмотра слайдов:

использование спецэффектов;

способы перехода слайдов, установка времени перехода слайдов;

Уметь: настраивать режимы документа, выбирать разметку слайда; создавать новую презентацию без помощи мастера и применения шаблонов;

изменять порядок слайдов;

настраивать анимацию;

применять спецэффекты;

 

создание

информационных объектов для оформления учебной работы;

самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого характера;

умение готовить доклад с использованием средств ИКТ;

владение культурой речи

Создание и редактирование цифровых звукозаписей. Компьютерные презентации: типы слайдов, мультимедиа-эффекты, организация переходов между слайдами.

29

Практическая работа «Создание презентации».

30

Представление звука в памяти компьютера.

Композиция и монтаж

31

Практическая работа «Использование гиперссылок».

32

Контрольная работа «Графика и мультимедиа».

Знать: основные моменты демонстрации слайдов;

применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации;

Повторение, 3 ч.

33

Решение задач по теме «Измерение информации».

умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи;

умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности;

анализ, обобщение и систематизация информации;

34

Повторение темы «Обработка текстовой информации».

35

Повторение темы «Обработка графической информации».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по информатике 5-11 класс

В этом разделе входят рабочие программы 5-11 класс. 5 класс - Босова Л. Л. 6 класс - Босова Л. Л. 7 класс - Босова Л. Л. 8 класс - Семакин И.Г. 9 класс - Семакин И.Г. 10 класс - Угринович Н.Д. ...

рабочая программа по информатике 3 - 4 классы

Рабочая программа по информатике 3 - 4 классы на 2011 - 2012гг....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Рабочая программа по информатике для 8 класса (программа Л.Л. Босовой)

Представлена рабочая программа по информатике для учащихся 8 класса, обучающихся по программе Босовой Л.Л. (не ФГОС). Программа включает в себя пояснительную записку и развернутое календарно-тематичес...

Рабочая программа по информатике 5-6 класс по программе Босовой

Рабочая программа по информатике 5-6 класс к учебнику Босовой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л.

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым усло...