Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (8 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8_kl_moya.docx | 40.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14»
Согласовано:
Зам.директора по УВР
Синягина О. Г.
«___» ____________ 2011 г.
«Утверждаю»
Директор МОУ «СОШ №14»
Мезина В. Ф.
«___» ____________ 2011 г.
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
в 8 (общеобразовательном) классе
или
на 2011 – 2012 учебный год
количество часов в неделю – 1
методическое объединение
Грехова Екатерина Александровна
Составлена в соответствии с «Примерной программой основного общего образования по информатике и ИКТ»
Учебник Информатика и ИКТ. 8-9 класс/ под ред. Н. В. Макаровой
СПб.: Питер, 2010.
Прошла экспертизу на заседании методического объединения,
протокол № ___ от «___» ____________ 2011 г.
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе:
- «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ» (утверждена приказом Минобразования Рос сии от 09.03.04. № 1312);
- Н.В.Макаровой Программа по информатике и ИКТ (Системно-информационная концепция)( Питер 2010 г.).
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8 класса в течение 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Про грамма соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы вы ступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информацион ная модель и информационные основы управления.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков ис пользования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовы вать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планиро вать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об инфор мации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• овладение умениями работать с различными видами информации с помо щью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее ре зультаты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих спо собностей средствами ИКТ;
• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной инфор мации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, даль нейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
§ систематизировать подходы к изучению предмета;
§ сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
§ научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
§ показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
§ сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить уча щихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональ ных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечива ется изучением и работой с текстовым и графическим редактором, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуника ций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устно го/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением кон трольной работы.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
знать/понимать
• сущность понятия «информация», ее основные виды;
• вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации:
• особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
• единицы измерения количества и скорости передачи информации:
• программный принцип работы компьютера;
• основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
• определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности:
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, не обходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения:
- создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в про цессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать презентации на основе шаблонов;
• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
• следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:
использовать приобретенные знания п умения в практической деятельности к повседнев ной жизни для:
• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллек ций информационных объектов:
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
95% и более | отлично |
80-94%% | хорошо |
66-79%% | удовлетворительно |
менее 66% | неудовлетворительно |
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
• грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
• погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
• недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
• мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
- «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
I. Учебно-методический комплект для учеников
- Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ. Учебник 8-9 класс (базовый уровень). СПб.: Питер, 2008.
- Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ. Практикум 8-9 класс (базовый уровень). СПб.: Питер, 2008.
II. Учебно-методический комплект для учителя
- Н.В. Макарова. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция), СПб.: Питер, 2007.
- Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ. Учебник 8-9 класс (базовый уровень). СПб.: Питер, 2008.
- Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ. Практикум 8-9 класс (базовый уровень). СПб.: Питер, 2008.
- Информатика. 8 класс. Поурочные планы по учебнику профессора Н.В.Макаровой 1 часть./Автор составитель М.Г. Гилярова.- Волгоград ИТД «Корифей»,- 2009.
- Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1. Информационная картина мира/ под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009
- Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий/ под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009
- Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий/ под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009
III. Технические средства обучения.
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
- Сканер.
- Локальная вычислительная сеть.
VI. Программные средства.
1. Операционная система Windows ХР.
2. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.3. 837
3. Программа-архиватор WinRar.
4. Интегрированное офисное приложение Мs Office 2007.
5. Мультимедиа проигрыватель.
V. Интернет-ресурсы
1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.
2. www. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
3. www.school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
4. www.it-n.ru "Сеть творческих учителей"
5. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
Сводная таблица по видам контроля
Виды контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год | Итого |
Административный контроль ЗУНов | ||||||
Количество плановых контрольных работ | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 4 |
практических работ | 1 | 5 | 6 | 2 | 16 | 16 |
Лабораторных работ | ||||||
других видов работ | ||||||
экскурсий |
Плановые контрольные работы – 4
Административные контрольные работы – ___
Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, технологии развивающего обучения, проектная деятельность, технология развития критического мышления через чтение и письмо, внутриклассовой дифференциации, здоровьесберегающей технологии, обучение в сотрудничестве, лекционно-зачётной, ИКТ.
С целью сохранения здоровья учащихся планируется включать в уроки элементы здоровьесберегающей технологии; вести работу по формированию положительной учебной мотивации как важного фактора воспитания здорового образа жизни; соблюдать правильную организацию учебной деятельности:
1. Строгая дозировка учебной нагрузки.
2. Построение урока с учетом динамичности, их работоспособности.
3. Соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота).
4. Благоприятный эмоциональный настрой.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата | Название раздела программы с указанием кол-ва часов; тема урока | Базовый уровень (ЗУН) | Продвинутый уровень | ОУУН | Подготовка к ЕГЭ | Примечание |
1. Человек и информация, 5 ч. | |||||||
1 | Инструктаж по технике безопасности. Понятие об информации. | Знать: назначение информатики; понятие информации и информационного процесса; основные свойства информации; основные виды информационной деятельности человека; основные составляющие схемы передачи информации; основные единицы измерения объема информации; Уметь: приводить примеры информационной деятельности человека; приводить примеры использования технических устройств, при работе с информацией; определять информационный объем текстового сообщения; | Функции информации в жизни людей; характеристика информации на основе её свойств. | организация рабочего места; выполнение правил гигиены труда; владение устной речью; работа с учебником; умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи; умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности; | Различные подходы к определению понятия «информация». | ||
2 | Представление информации. | Язык как способ представления и передачи информации. | |||||
3 | Информационная деятельность человека. | Информационный аспект в деятельности человека. Процесс передачи информации. Виды и свойства источников и приёмников информации. Сигнал, кодирование и декодирование, причины искажения информации при передачи. | |||||
4 | Информационные процессы. | Зависимость протекания информационных процессов от вида информации; информационная деятельность человека | Виды информационных процессов. Информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах. | ||||
5 | Практическая работа «Измерение информации». | Мощность алфавита; канал связи; пропускная способность канала; средства реализации информационных процессов; информация и общество; информационное общество; перевод больших единиц информации в меньшие; 1 Тбайт. | Методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Единицы измерения количества информации. | ||||
2. Первое знакомство с компьютером. | |||||||
6 | Назначение и устройство компьютера. | Знать: базовая структурная схема ПК; принцип открытой архитектуры компьютера; назначение и основные характеристики основных устройств компьютера; классификация видов Уметь: объяснять отличие одного вида памяти от другого; ориентироваться в характеристиках устройств ввода-вывода; соблюдать правила ТБ при работе с компьютером; | умение готовить доклады, рефераты; владение устной речью; работа с учебником; создание теоретической и психологической баз для освоения новой техники в условиях непрерывной модернизации ПК; | Типы компьютеров, их основные характеристики и области использования. Выбор необходимого для данной задачи компьютера. | |||
7 | Характеристики основных устройств компьютера. | Основные периферийные устройства (ввода-вывода, для соединения компьютеров и др.) | |||||
8 | Контрольная работа «Человек и информация». | ||||||
9 | Программное обеспечение и его типы. | Знать: памяти компьютера; понятие носителя, устройств внешней памяти; назначение системного, прикладного ПО и систем программирования; понятие файла и папки, основные действия с ними; назначение Рабочего стола, Панели задач; Уметь: свободно работать на клавиатуре компьютера; классифицировать программы; просматривать информацию о параметрах файла и папки; выполнять разными способами стандартные действия с окнами; изменять параметры Рабочего стола | Операционные системы и оболочки | планирование собственного информационного пространства; сохранять информацию на диске, загружать её с диска, выводить на печать; анализ, обобщение и систематизация информации; применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации; | Операционная система: назначение и функциональные возможности. | ||
10 | Пользовательский интерфейс. | Графический интерфейс (основные типы элементов управления) | |||||
11 | Файлы и файловые структуры. | Файлы и файловые системы (файловые менеджеры и архиваторы) | |||||
12 | Практическая работа «Работа с файловой структурой ОС». | Способы организации диалога. | |||||
3. Обработка текстовой информации, 10 ч. | |||||||
13 | Практическая работа «Представление текстов в памяти компьютера». | Знать: понятие кодировочной таблицы; виды кодировок русских букв; основные объекты текстовых документов и их параметры; технология создания, редактирования и форматирования текстового документа; технология копирования, перемещения и удаления фрагментов текста через буфер обмена; Уметь: нахождение информационного объема текста; кодировать и декодировать текстовые сообщения; создание и редактирование текстового документа; владение операциями редактирования и форматирования текста; | использование справочной литературы; создание текстов различных типов; владение разными формами изложения текста; выполнение основных операций над текстом в среде текстового редактора; составление на основе текста таблицы, схемы, графика; подготовка доклада, реферата с использованием средств ИКТ;
| Ввод, редактирование и форматирование текста (операции с фрагментом текста, одновременная работа с многими текстами, поиск и замена в тексте, изменение параметров абзацев). Внедрение в текстовый документ различных объектов (таблиц, диаграмм, рисунков, формул) и их форматирование. | |||
14 | Практическая работа «Текстовые редакторы и текстовые процессоры». | ||||||
15 | Практическая работа «Основные приемы ввода и редактирования». | ||||||
16 | Контрольная работа «Файловая система. Представление текста». | ||||||
17 | Практическая работа «Форматирование текста». | ||||||
18 | Практическая работа «Работа с фрагментами текста». | Макет документа | |||||
19 | Практическая работа «Работа с таблицами». | ||||||
20 | Практическая работа «Дополнительные возможности текстового редактора». | Многоуровневые списки | |||||
21 | Практическая работа «Возможности текстового редактора». | Шаблоны документов | применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации; | ||||
22 | Контрольная работа «Обработка текстовой информации». | анализ, обобщение и систематизация информации; | |||||
4. Технология обработки графической информации, 5 ч. | |||||||
23 | Компьютерная графика и области ее применения. | Знать: возможности графического редактора и назначение управляющих элементов; особенности растровой графики; технология создания и редактирования графических объектов; Уметь: создание и редактирование графических объектов; осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом; | умение самостоятельно выполнять упражнения; создание информационных объектов для оформления учебной работы; действовать по инструкции, алгоритму;
| Растровая графика. Графические объекты и операции над ними. Векторная графика. Компьютерное черчение. Выделение, объединение, перемещение и геометрические преобразования фрагментов и компонентов чертежа. | |||
24 | Графические редакторы растрового типа. | ||||||
25 | Кодирование изображения. | ||||||
26 | Практическая работа «Работа с векторным ГР». | ||||||
27 | Технические средства компьютерной графики. | Создание изображений с использованием графической панели | |||||
5. Технология мультимедиа, 5 ч. | |||||||
28 | Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации. | Знать: понятие мультимедиа; принципы представления звука в памяти компьютера; режимы создания и просмотра слайдов: использование спецэффектов; способы перехода слайдов, установка времени перехода слайдов; Уметь: настраивать режимы документа, выбирать разметку слайда; создавать новую презентацию без помощи мастера и применения шаблонов; изменять порядок слайдов; настраивать анимацию; применять спецэффекты;
| создание информационных объектов для оформления учебной работы; самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого характера; умение готовить доклад с использованием средств ИКТ; владение культурой речи | Создание и редактирование цифровых звукозаписей. Компьютерные презентации: типы слайдов, мультимедиа-эффекты, организация переходов между слайдами. | |||
29 | Практическая работа «Создание презентации». | ||||||
30 | Представление звука в памяти компьютера. | Композиция и монтаж | |||||
31 | Практическая работа «Использование гиперссылок». | ||||||
32 | Контрольная работа «Графика и мультимедиа». | Знать: основные моменты демонстрации слайдов; | применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации; | ||||
Повторение, 3 ч. | |||||||
33 | Решение задач по теме «Измерение информации». | умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи; умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности; анализ, обобщение и систематизация информации; | |||||
34 | Повторение темы «Обработка текстовой информации». | ||||||
35 | Повторение темы «Обработка графической информации». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по информатике 5-11 класс
В этом разделе входят рабочие программы 5-11 класс. 5 класс - Босова Л. Л. 6 класс - Босова Л. Л. 7 класс - Босова Л. Л. 8 класс - Семакин И.Г. 9 класс - Семакин И.Г. 10 класс - Угринович Н.Д. ...
рабочая программа по информатике 3 - 4 классы
Рабочая программа по информатике 3 - 4 классы на 2011 - 2012гг....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Рабочая программа по информатике для 8 класса (программа Л.Л. Босовой)
Представлена рабочая программа по информатике для учащихся 8 класса, обучающихся по программе Босовой Л.Л. (не ФГОС). Программа включает в себя пояснительную записку и развернутое календарно-тематичес...
Рабочая программа по информатике 5-6 класс по программе Босовой
Рабочая программа по информатике 5-6 класс к учебнику Босовой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...
Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л.
Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым усло...