Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (11 класс) по теме
к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_11_klass.docx | 57.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14»
Согласовано:
Зам.директора по УВР
Синягина О. Г.
«___» ____________ 2011 г.
«Утверждаю»
Директор МОУ «СОШ №14»
Мезина В. Ф.
«___» ____________ 2011 г.
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
в 11 (общеобразовательном) классе
или
на 2011 – 2012 учебный год
количество часов в неделю – 2
методическое объединение
Грехова Екатерина Александровна
Составлена в соответствии с «Примерной программой основного общего образования по информатике и ИКТ»
Учебник Информатика и ИКТ. 11 класс/ под ред. Н. В. Макаровой
СПб.: Питер, 2010.
Прошла экспертизу на заседании методического объединения,
протокол № ___ от «___» ____________ 2011 г.
Пояснительная записка
В настоящее время целью изучения курса «Информатика и ИКТ» является обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации, раскрытие значения информационных процессов в формировании современной научной картины мира, роли информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества, умение сознательно и рационально использовать компьютеры в учебной, а затем в профессиональной деятельности.
Рабочая программа по Информатике и ИКТ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 классов и реализуется на основе следующих документов:
- Государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г № 1089.
- Н.В.Макарова. Программа по информатике и ИКТ (Системно-информационная концепция). Питер 2007 г.
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 11 класса в течение 70 часов (из расчета 2 часа в неделю). Про грамма соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы вы ступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информацион ная модель и информационные основы управления.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков ис пользования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовы вать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планиро вать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цель рабочей программы по предмету «Информатика и ИКТ»:
- Формирование основ научного мировоззрения. Роль информации как одного из основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; понимание единства информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы, роли новых информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.
- Развитие мышления школьников. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, направленного на выбор оптимальных решений. Развитие у школьников логического мышления, творческого потенциала, модульно-рефлексивного стиля мышления, используя компьютерный инструментарий в процессе обучения.
- Подготовка школьников к практической деятельности, труду, продолжению образования. Реализация этой задачи связана сейчас с ведущей ролью обучения информатике в формировании компьютерной грамотности и информационной культуры школьников, навыков использования НИТ.
Основная задача курса по предмету «Информатика и ИКТ» развитие умения проводить анализ действительности для построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка.
Решение о месте «Информатики» в структуре школьного образования, принятое Министерством образования РФ при разработке Базисного учебного плана отражает реальное положение с преподаванием этого курса в школе. Образовательная область «Информатика и ИКТ» в Базисном учебном плане является одной из составляющих его Федерального компонента.
Изучение информатики и ИКТ на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах.
- Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении других школьных дисциплин.
- Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.
- Приобретение опыта использования информационных технологий, в том числе проектной деятельности.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате обучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий.
- Назначение и вида информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы.
- Назначение и функции операционных систем.
уметь
- Оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами.
- Распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах.
Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
- Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
- Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
- Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы.
- Просматривать, создавать редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу.
- Наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики.
- Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании.
- Ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами.
- Автоматизации коммуникационной деятельности.
- Соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией.
-Эффективной организации индустриального информационного пространства.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
95% и более | отлично |
80-94%% | хорошо |
66-79%% | удовлетворительно |
менее 66% | неудовлетворительно |
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
• грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
• погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
• недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
• мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
- «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
I. Учебно-методический комплект для учеников
- Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ. Учебник 11 класс. СПб.: Питер, 2008.
II. Учебно-методический комплект для учителя
- Н.В. Макарова. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция), СПб.: Питер, 2007.
- Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ. Учебник 11 класс. СПб.: Питер, 2008.
- Информатика. 11 класс. Поурочные планы по учебнику профессора Н.В.Макаровой 1 часть./Автор составитель М.Г. Гилярова.- Волгоград ИТД «Корифей»,- 2009.
- Информатика. 11 класс. Поурочные планы по учебнику профессора Н.В.Макаровой 2 часть./Автор составитель М.Г. Гилярова.- Волгоград ИТД «Корифей»,- 2009.
- Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1. Информационная картина мира/ под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009
- Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий/ под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009
- Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий/ под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009
III. Технические средства обучения
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса
- Сканер
- Локальная вычислительная сеть
VI. Программные средства
1. Операционная система Windows ХР.
2. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.3. 837.
3. Программа-архиватор WinRar.
4. Интегрированное офисное приложение Мs Office 2007.
5. Мультимедиа проигрыватель.
V. Интернет-ресурсы
1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.
2. www. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
3. www.school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
4. www.it-n.ru "Сеть творческих учителей"
5. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
Сводная таблица по видам контроля
Виды контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год | Итого |
Административный контроль ЗУНов | ||||||
Количество плановых контрольных работ | 1 | 2 | 1 | 1 | 5 | 5 |
практических работ | ||||||
Лабораторных работ | ||||||
других видов работ | ||||||
экскурсий |
Плановые контрольные работы – 5
Административные контрольные работы – ___
Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, технологии развивающего обучения, проектная деятельность, технология развития критического мышления через чтение и письмо, внутриклассовой дифференциации, здоровьесберегающей технологии, обучение в сотрудничестве, лекционно-зачётной, ИКТ.
С целью сохранения здоровья учащихся планируется включать в уроки элементы здоровьесберегающей технологии; вести работу по формированию положительной учебной мотивации как важного фактора воспитания здорового образа жизни; соблюдать правильную организацию учебной деятельности:
1. Строгая дозировка учебной нагрузки.
2. Построение урока с учетом динамичности, их работоспособности.
3. Соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота).
4. Благоприятный эмоциональный настрой.
№ п/п | Дата | Название темы | ЗУНы | Продвинутый уровень | ОУУН | Подготовка к ЕГЭ | Примечание | |||
11 а | 11 а | 11 б | 11 б | |||||||
Глава 1. Основы социальной информатики, 10 | ||||||||||
1 | Правила техники безопасности в компьютерном классе. От индустриального общества к информационному | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
| 1. Учебно-организационные общеучебные умения и навыки:
2. Учебно-информационные общеучебные умения и навыки:
3. Учебно-интеллектуальные общеучебные умения и навыки:
4. Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки:
| |||||||
2 | От индустриального общества к информационному | |||||||||
3 | Информационная культура современного человека | Учащиеся должны знать:
| ||||||||
4 | Информационная культура современного человека | |||||||||
5 | Информационные ресурсы | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
| ||||||||
6 | Информационные ресурсы | |||||||||
7 | Этические и правовые нормы информационной деятельности людей | Учащиеся должны знать:
| ||||||||
8 | Этические и правовые нормы информационной деятельности людей | |||||||||
9 | Информационная безопасность | Учащиеся должны знать:
| ||||||||
10 | Информационная безопасность | |||||||||
Глава 2. Информационные системы и технологии, 6 | ||||||||||
11 | Информационные системы | Учащиеся должны знать:
| ||||||||
12 | Информационные системы | |||||||||
13 | Информационные технологии | Учащиеся должны знать:
| ||||||||
14 | Информационные технологии | |||||||||
15 | Информационные системы и информационные технологии. | |||||||||
16 | Контрольная работа: по теме « Основы социальной информатики. Информационные системы и технологии» | |||||||||
Глава 3. Информационная технология автоматизированной обработки текста, 8 | ||||||||||
17 | Инструменты автоматизации редактирования. | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
| ||||||||
18 | Инструменты автоматизации редактирования. | |||||||||
19 | Инструменты автоматизации редактирования. | |||||||||
20 | Поиск и замена символов. Обработка сканированного текста. | |||||||||
21 | Стилевое форматирование. | |||||||||
22 | Создание оглавления. Нумерация таблиц и рисунков. | |||||||||
23 | Перекрестные ссылки | |||||||||
24 | Контрольная работа по теме « Информационная технология автоматизированной обработки текста» | |||||||||
Глава 4. Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Excel, 8 | ||||||||||
25 | Практикум. Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм. | Учащиеся должны знать: - назначение и возможности среды табличного процессора; - основные объекты табличного документа; - типы данных электронной таблицы; - основные технологические приёмы работы в среде табличного процессора; - понятие ссылки, назначение относительных и абсолютных ссылок; - правила записи формулы и функции; - правило записи формулы и функции; - правило изменения ссылок в формулах при копировании; - типы диаграмм и их объекты. Учащиеся должны уметь: - создавать, редактировать и форматировать табличный документ; - выполнять вычисления по формулам; - использовать в формулах относительные и абсолютные ссылки; - использовать в формулах встроенные функции; - использовать в формулах логические функции; - создавать и редактировать диаграммы. | ||||||||
26 | Практикум. Технология накопления данных и их обработки в Excel. | |||||||||
27 | Практикум. Автоматизирования обработка данных с помощью анкет, тестов. | |||||||||
28 | Практикум. Автоматизирования обработка данных с помощью анкет, тестов. | |||||||||
29 | Практикум. Автоматизирования обработка данных с помощью анкет, тестов. | |||||||||
30 | Практикум. Автоматизирования обработка данных с помощью анкет, тестов. | |||||||||
31 | Практикум. Автоматизирования обработка данных с помощью анкет, тестов. | |||||||||
32 | Контрольная работа по теме: « Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Excel». | |||||||||
Глава 5. Информационная технология хранения данных, 21 | ||||||||||
33 | Представление о базах данных | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
| ||||||||
34 | Виды моделей данных | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
| ||||||||
35 | Виды моделей данных | |||||||||
36 | Система управления базами данных Access | Учащиеся должны знать:
| ||||||||
37 | Этапы разработки базы данных | Учащиеся должны знать:
| ||||||||
38 | Создание базы данных в СУБД Access. Создание файла базы данных. Создание таблиц | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
| ||||||||
39 | Создание базы данных в СУБД Access. Создание файла базы данных. Создание таблиц | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
| ||||||||
40 | Создание базы данных в СУБД Access. Создание файла базы данных. Создание таблиц. | |||||||||
41 | Редактирование структуры таблицы | |||||||||
42 | Связи между таблицами и ввод данных в связанные таблицы | |||||||||
43 | Управление базой данных в СУБД Access. | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
| ||||||||
44 | Создание и редактирование составной формы | |||||||||
45 | Сортировка и отбор данных | |||||||||
46 | Создание запросов | |||||||||
47 | Создание отчетов | |||||||||
48 | Разработка проекта | |||||||||
49 | Разработка проекта | |||||||||
50 | Разработка проекта | |||||||||
51 | Разработка проекта | |||||||||
52 | Защита проекта | |||||||||
53 | Контрольная работа по теме: «Информационная технология хранения данных» | |||||||||
Глава 6. Основы программирования в среде Turbo Pascal, 10 | ||||||||||
54 | Повторение. Начальные сведения о Турбо Паскале. | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
| ||||||||
55 | Операторы Паскаля. Операторы условного и безусловного перехода. | |||||||||
56 | Практикум. Операторы условного и безусловного перехода. | |||||||||
57 | Практикум. Операторы условного и безусловного перехода. | |||||||||
58 | Практикум. Операторы цикла. | |||||||||
59 | Практикум. Операторы цикла. Вложенные циклы. | |||||||||
60 | Практикум. Решение задач. | |||||||||
61 | Практикум. Решение задач. | |||||||||
62 | Практикум. Решение задач. | |||||||||
63 | Контрольная работа по теме: «Основы программирования в среде Turbo Pascal». | |||||||||
Повторение, 7 | ||||||||||
64 | Повторение. Основы социальной информатики | |||||||||
65 | Повторение. Информационные системы и технологии | |||||||||
66 | Повторение. Информационная технология автоматизированной обработки текста | |||||||||
67 | Повторение. Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Excel. | |||||||||
68 | Повторение. Информационная технология хранения данных | |||||||||
69 | Повторение. Основы программирования в среде Turbo Pascal. | |||||||||
70 | Подведение итогов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по информатике 5-11 класс
В этом разделе входят рабочие программы 5-11 класс. 5 класс - Босова Л. Л. 6 класс - Босова Л. Л. 7 класс - Босова Л. Л. 8 класс - Семакин И.Г. 9 класс - Семакин И.Г. 10 класс - Угринович Н.Д. ...
рабочая программа по информатике 3 - 4 классы
Рабочая программа по информатике 3 - 4 классы на 2011 - 2012гг....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Рабочая программа по информатике для 8 класса (программа Л.Л. Босовой)
Представлена рабочая программа по информатике для учащихся 8 класса, обучающихся по программе Босовой Л.Л. (не ФГОС). Программа включает в себя пояснительную записку и развернутое календарно-тематичес...
Рабочая программа по информатике 5-6 класс по программе Босовой
Рабочая программа по информатике 5-6 класс к учебнику Босовой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...
Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л.
Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым усло...