Рабочая программа по информатике и ИКТ для 4 класса
рабочая программа по информатике и икт по теме

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 4 класса по УМК Матвеевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_klass.doc243 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на заседании кафедры

информационных технологий

«____» ___________2011г.

Протокол №

Зав. кафедрой       О. В. Сумина

Согласовано

зам. директора по УВР

___________А. А. Попов

«______» ____________2011г.

Утверждено

директор МОУ гимназии №69

__________Н.М.Дмитриева

«______» _____________2011г.

Приказ №_____ от_________

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №69 им. С.Есенина г. Липецка

                                                                                                                   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

ДЛЯ 4-х КЛАССОВ

Программа предназначена для реализации

в 2011-2012 учебном году

Составитель программы

учитель информатики и ИКТ

I категории  Сумина О. В.

Липецк, 2011

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых обязательным минимумом содержания образования по информатике и ИКТ, соответствующим стандартам Министерства образования Российской Федерации. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, литература и средства обучения, приложение (календарно-тематическое планирование).

1.1. Цели и задачи.

Цели обучения:

  1. формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;
  2. знакомство с базовой системой понятий информатики на уровне формирования первичных представлений;
  3. приобретение опыта создания и преобразования текстов, рисунков, различного рода схем, графов и графиков, информационных объектов и моделей и т.д. с помощью компьютера;
  4. развитие умений строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе, при изучении других школьных предметов;
  5. обеспечение подготовки младших школьников к решению информационных задач на последующих ступенях общего образования;
  6. воспитание способностей школьника к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общих учебных и общекультурных навыков работы с информацией.

Задачи:

  1. научиться решать конкретные информационные задачи определенного класса и уровня сложности;
  2. получить первичные представления об объектах информатики, таких как «информация», «сообщение», «источник информации», «приемник информации», «канал связи», «текст», «знак», «код», «символ», «компьютер», «объект», «модель», «исполнитель», «программа», «пользователь»;
  3. научиться применять полученные в процессе изучения информатики общие учебные умения и навыки, т.е.:
  1. научиться представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания (текста и/или рисунка);
  2. научиться решать элементарные информационные задачи с помощью компьютера;
  3. осознанно использовать в своей учебной деятельности:

- устную и письменную речь с целью общения;

- письменные сообщения для передачи информации на большие расстояния;

- кодирование как действие по преобразованию формы представления информации;

- навыки использования компьютера при решении информационных задач;

  1. понимать взаимосвязь первоначальных понятий и видеть их связь с объектами реальной действительности;
  2. получить первоначальные знания, которые позволят в дальнейшем воспринимать содержание базового и профильных курсов информатики;
  3. освоить коммуникативные умения и элементы информационной культуры, научиться осуществлять сбор, хранение, обработку и передачу информации;
  4. научиться воспринимать информацию без искажений от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой, научиться пользоваться современными средствами связи (телефон, электронная почта);
  5. научиться описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
  6. получить начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач;
  7. научиться представлять информацию в виде текста; видеть ключевые слова в тексте и работать со смыслом текста; представлять одну и ту же информацию в различных формах;
  8. получить первичные представления об информационной задаче; об объекте и модели объекта.
  9. получить элементарные пользовательские навыки.

1.2. Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа.

Программа составлена на основе нормативных правовых документов:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (п.7, статья 32).
  2. Федеральный компонент государственного стандарта (начальная школа + базовый курс информатики) образования.
  3. Примерная программа курса в начальной школе.
  4. Локальный акт гимназии «Положение о  структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ гимназии №69, реализующего образовательные программы общего образования».
  5. Учебный план МОУ гимназии №69 на 2011-2012 учебный год.

1.3. Сведения о программе.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе программы курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы авторов Н.В. Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова 2009 г.

1.4. Обоснование выбора программы.

Причиной выбора этой программы послужило следующее:

Курс обладает большим развивающим потенциалом, так как в ходе его изучения происходит обобщение знаний, полученных на других уроках, в частности на уроках математики, русского языка, природоведения.  Происходит развитие целостной системы знаний за счет введения новых обобщающих понятий: объект, модель, истина, понятие, термин и многих других.

Знания, умения и навыки по информатике оцениваются разными способами. Так, требования «понимать» и «знать» оцениваются обычно в ходе устного опроса и с помощью тестирования. Требования «уметь» — посредством выполнения упражнений в рабочей тетради и их электронном варианте. В процессе компьютерного практикума вырабатываются навыки владения компьютером, умение выполнять простейшие операции с файлами и данными.

1.5. Информация о внесенных изменениях.

Тематическое планирование 4 класса составлено с учетом 1 часа в неделю, поэтому в авторскую программу существенных изменений внесено не будет.

1.6. Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки обучающихся.

Данный учебный курс по информатике и ИКТ в полном объеме соответствует федеральным государственным образовательным стандартам и позволяет учащимся успешно продолжить образование и освоить базовый курс информатики в средней и старшей школе.

1.7. Информация о количестве учебных часов.

В соответствии с учебным планом, а также годовым календарным учебным графиком рабочая программа рассчитана на 1 учебный час в неделю (34 часа в год).

Из них:

  1. проверочных работ (10-15 минут) –  4 по отдельным блокам;
  2. практические работы (10-15 минут) – на каждом уроке.

1.8. Формы организации образовательного процесса.

Основной формой организации образовательного процесса является урок. Каждый урок информатики в начальной школе состоит как минимум из трех видов деятельности ученика: теоретической работы с текстом учебника, иллюстрациями и ответов на вопросы; выполнения теоретических заданий в рабочей тетради; компьютерного практикума.

1.9. Технологии обучения.

Ведущими технологиями при изучении информатики и ИКТ является информационно-коммуникационная и здоровьесберегающая. Технология является неотъемлемой частью образовательного процесса и используется регулярно на всех этапах урока.

Цель применения информационно-коммуникационной технологии:

  1. Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах.
  2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
  3. Выработка навыков применения средств информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни и в учебной деятельности.

Результат применения: достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.

Цель применения здоровьесберегающей технологии:

  1. создание благоприятного психологического фона на уроках,
  2. использование приемов, способов появления и сохранения интересов к учебному материалу,
  3. создание условий для самовыражения учащихся.

На каждом уроке сделан акцент на организацию рабочего места ученика, а так же способах и приемах преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка. Проводятся гимнастика для глаз, рук, динамические минуты.

На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, планируются вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни, а так же снижении перегрузок учебным материалом и домашними заданиями.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, систематическая работа с терминами. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

1.10. Механизмы формирования ключевых компетенций.

Учебный курс информатики реализован с применением компетентностного подхода. Содержание обучения информатики и ИКТ структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим развиваются и совершенствуются информационная, коммуникативная, ценно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная и компетенция личностного самосовершенствования.  

Информационные компетенции формируются с помощью следующих видов деятельности:

• Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, и т.п.),

• Владение способами работы с информацией:

• поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах;

• извлечение информации с различных носителей;

• систематизация, анализ и отбор информации;

• технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п.

• преобразование информации (из графической – в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п.)

• Владение навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.)

• Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности

• Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.

Говоря о коммуникативной компетенции, можно выделить следующие виды деятельности этого направления, характерные для уроков информатики в начальной школе:

• Владение формами устной речи (монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, и т.п.)

• Ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.)

• Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе – формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне)

• Умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, совместная работа приложений и т.д.).

Умение ставить личные цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности, при этом соотнося его с заданностями внешнего мира, определяет в значительной степени успех личности вообще и успех в образовательной сфере в частности. В деятельностной форме суть ценно-смысловой компетенции можно представить так:

• Умение формулировать собственные учебные цели (цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы и т.п.)

• Умение принимать решение, брать ответственность на себя.

Общекультурная компетенция получает особое развитие в ходе реализации творческих проектов на уроках информатики. В деятельностной форме ее можно описать так:

• Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и т.п.

• Понимание места данной науки в системе других наук, ее истории и путей развития.

В составе учебно-познавательной компетенции можно выделить:

•Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности;

• Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат;

• Создание целостной картины мира на основе собственного опыта.

И, в заключении, рассмотрим компетенцию личностного самосовершенствования. Для ее развития эффективны не только уроки, но и предоставление возможности проявить себя вне школьной учебы:

• Создание комфортной здоровьесберегающей среды (знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.)

• Наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области (участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности).

1.11. Виды и формы контроля.

Согласно уставу гимназии и локальному акту образовательного учреждения основными видами контроля считать текущий (на каждом уроке), тематический (осуществляется в период изучения той или иной темы), промежуточный (ограничивается рамками четверти, полугодия), итоговый (в конце года). Знания, умения и навыки по информатике оцениваются разными способами. Так, требования «понимать» и «знать» оцениваются обычно в ходе устного опроса и с помощью тестирования. Требования «уметь» — посредством выполнения упражнений в рабочей тетради и их электронном варианте. В процессе компьютерного практикума вырабатываются навыки владения компьютером, умение выполнять простейшие операции с файлами и данными.

1.12. Планируемый уровень подготовки на конец учебного года

В результате изучения информатики в 4 классе учащиеся должны:

  1. уметь получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
  2. уметь работать с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов.
  3. уметь представлять материал в табличном виде.
  1. уметь выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов;
  2. уметь анализировать результаты сравнения.
  3. уметь объединять предметы по общему признаку.
  4. различать целое и части.
  5. использовать простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если…,то…», «не только, но и…».
  6. уметь элементарно обосновывать высказанное суждение.
  1. уметь выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.
  2. самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи.
  1. уметь определять способы контроля и оценки деятельности;
  2. определять причины возникающих трудностей, пути их устранения; предвидеть трудности, находить ошибки в работе и их исправлять.

1.13. Информация об используемом учебнике, учебно-методическом комплексе.

Учебно-методический комплект:

В состав УМК входит: учебник, рабочие тетради, методическое пособие для учителя, электронное пособие на CD-ROM, обеспечивающее освоение учащимися основных навыков работы на компьютере, и комплект плакатов. УМК обеспечивает пропедевтическое обучение информатике, цель которого — сформировать представление учащихся об основных понятиях информатики на основе их жизненного опыта и знаний, полученных при изучении других школьных дисциплин, а также развить начальные навыки работы на компьютере.

Учебно-методический комплект для учителя:  

  1. Н. В. Матвеева,  Е.Н. Челак, Н. К.  Конопатова, Л. П. Панкратова. Информатика и ИКТ 4 класс: методическое пособие/ – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009г.

Учебно-методический комплект для учащихся:

  1. Н. В. Матвеева,  Е.Н. Челак, Н. К.  Конопатова, Л. П. Панкратова. Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса/ – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009г.
  2. Н. В. Матвеева,  Е.Н. Челак, Н. К.  Конопатова, Л. П. Панкратова. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 4 класса 1, 2 части/ – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009г.
  3. Н. В. Матвеева,  Е.Н. Челак, Н. К.  Конопатова, Л. П. Панкратова. Информатика и ИКТ: контрольные работы для 4 класса/ – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009г.


2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

уро-

ка

Тема раздела,

урока

Кол-во

часов

Дидактические

единицы

Требования к уровню

подготовки обучающихся

Виды,

формы

контроля

Повторение. Человек и информация – 7 ч

1

Человек и информация. Инструктаж по технике безопасности.

1

Инструктаж по технике безопасности. Понятие информации. Виды информации по спо собу ее восприятия. Понятие носитель информации и их виды. Восприятие информации человеком.

  1. Знать и называть виды информации по форме ее представления (числовая, текстовая, графическая, звуковая);
  2. Знать что такое носитель;
  3. Уметь различать информацию по способу её восприятия;

4. Уметь называть источник информации.

2

Действия с информацией

1

Действия с информацией; Виды обработки информации.

  1. Знать основные действия с информацией;
  2. Уметь приводить примеры действий с информацией.

Фронтальный опрос

Проверка заданий в тетради

3

Объект и его свойства. 

1

Понятие объект; свойства объекта; Понятие группы объектов.

  1. Уметь определять имя объекта;
  2. Уметь выделять свойства объекта;
  3. Уметь называть существенные и несущественные признаки объекта;
  4. Уметь называть общие и отличительные свойства объектов;
  5. Знать в чем заключается характеристика объекта.

Фронтальный опрос

Проверка заданий в тетради

4

Отношения между объектами.

1

Понятие отношения между объектами; виды отношений.

  1. Знать что такое отношение.
  2. Знать что такое симметричные отношения;
  3. Знать что такое несимметричные отношения;
  4. Уметь приводить примеры на каждый вид отношений. 

Фронтальный опрос

Проверка заданий в тетради

5

Компьютер.

1

Перечень устройств, входящих в компьютер, их виды; кодирование информации; Понятие программа; виды программ.

  1. Знать назначение основных устройств, входящих в состав компьютера (устройств ввода, устройств вывода, памяти и процессора);
  2. Знать виды программ;
  3. Знать основные понятия для редактирования текста

Фронтальный опрос

Проверка заданий в тетради

6

Повторение

1

Повторение

  1. Знать основные определения и понятия за курс 3 класса;
  2. Уметь приводить жизненные примеры на понимание понятия

Фронтальный опрос

Проверка заданий в тетради

7

Обобщающий урок по теме «Человек и информация»

1

  1. Знать, что такое данные;
  2. Знать, что такое программы;
  3. Знать основные объекты компьютера;
  4. Уметь выделять признаки объекта;
  5. Знать, какие бывают программы

Проверочная работа

Понятие, суждение, умозаключение – 9 ч

8

Понятие.

1

Термин «понятие»; мир информатики.

  1. Знать в виде чего отражаются в сознании человека объекты окружающего мира.
  2. Знать определение понятия;
  3. Знать в чем заключается содержание понятия;
  4. Уметь приводить пример термина;

Фронтальный опрос

Проверка заданий в тетради

9

Деление и обобщение понятий.

1

Деление и обобщение по нятий; Круги Эйлера-Венна»; термины: содер жание понятия, объём понятия.

  1. Знать что такое деление понятия;
  2. Знать что такое обобщение понятий;
  3. Уметь приводить примеры родового понятия;
  4. Уметь приводить примеры видового понятия;
  5. Уметь обобщать понятия.
  6. Иметь представление об объеме и содержании понятия.

Фронтальный опрос

Проверка заданий в тетради

10

Отношения между понятиями.

1

Отношения между поня тиями, их виды.

  1. Знать что такое симметричные понятия;
  2. Знать что такое несимметричные понятия;
  3. Уметь приводить примеры симметричных и несимметричных понятий
  4. Знать, как можно наглядно представить отношения между понятиями;
  5. Уметь представлять отношения между понятиями, используя  круги Эйлера-Венна.

Фронтальный опрос

Проверка заданий в тетради

11

Совместимые и несовместимые понятия.

1

Совместимые и несовмес тимые понятия.

  1. Знать что такое совместимые понятия;
  2. Знать что такое несовместимые понятия;
  3. Уметь приводить примеры понятий, находящихся в отношении «равнозначности»;
  4. Уметь приводить примеры понятий, находящихся в отношении «подчинение»
  5. Уметь приводить примеры понятий, находящихся в отношении «пересечение»
  6. Уметь приводить примеры понятий, находящихся в отношении «противоположность»
  7. Уметь приводить примеры понятий, находящихся в отношении «противоречие»

Фронтальный опрос

Проверка заданий в тетради

12

Понятия «истина» и «ложь».

1

Понятия «истина» и «ложь»; способы получения истины; умение оценивать истинность высказывания.

  1. Знать что такое «истина».
  2. Знать что такое «ложь»;
  3. Знать какие высказывания называются истинными, а какими ложными;
  4. Уметь приводить примеры истинного и ложного высказывания

Фронтальный опрос

Проверка заданий в тетради

13

Суждение.  

1

Термин «суждение»; виды суждений. Слова, соеди няющие простые суждения в сложные «И» и «ИЛИ».

  1. Знать что такое суждение;
  2. Знать  какое суждение называется истинным, а какое ложным;
  3.  Знать какие суждения бывают простыми, и какие сложными;
  4.  Уметь приводить примеры истинных суждений;
  5.  Уметь приводить примеры ложных суждений;
  6.  Уметь приводить примеры простых суждений;
  7.  Уметь приводить примеры сложных суждений.

Фронтальный опрос

Проверка заданий в тетради

14

Умозаключение.

1

Понятие «посылка»; понятие «умозаключение»; на основании чего делается заключение.

  1. Знать что такое посылки;
  2. Знать на основании чего делается заключение;
  3. Знать, как располагаются между собой заключение и посылки;
  4. Знать что такое умозаключение;
  5. Уметь приводить примеры посылок и заключений;
  6. Уметь приводить примеры умозаключений.

Фронтальный опрос

Проверка заданий в тетради

15

Повторение

1

Повторение

  1. Уметь приводить примеры на обобщение понятий;
  2. Уметь схематично изображать отношения понятий в виде кругов Эйлера-Венна;
  3. Уметь приводить примеры умозаключений;

Фронтальный опрос

Проверка заданий в тетради

16

Обобщающий урок по теме «Понятие, суждение, умозаключение»

1

  1. Знать основные определения и понятия по теме «Понятие, суждение, умозаключение»;
  2. Уметь приводить примеры.

Проверочная работа

Модели и моделирование – 8 ч

17

Модель объекта.

1

Модель объекта, материальные и информационные модели, виртуальная модель, цели моделирования, виды моделей (материальные, графические, знаковые модели), информационное моделирование, последовательность действий по созданию модели.

  1. Знать, что модель - это упрощенное подобие объекта;
  2. Знать основные категории моделей  и их назначение;
  3. Уметь проводить классификацию моделей;
  4. Знать структуру и правила выполнения действия моделирования;
  5. Уметь моделировать и решать задачи через моделирование.

Фронтальный опрос

Проверка заданий в тетради

18

Модель отношений между понятиями.

1

Модель объекта, модель отношения между понятиями, текстовая и графическая модели отношений между объектами.

  1. Знать, что отношение, как и любой другой объект, может являться объектом моделирования;
  2. Знать, что можно построить модель отношения между понятиями;
  3. Знать, что текст-это текстовая модель;
  4. Знать, что диаграмма-это графическая модель;
  5. Уметь моделировать отношения между понятиями и решать логические задачи через графическое и текстовое моделирование.

Фронтальный опрос

Проверка заданий в тетради

19

Алгоритм.

1

Алгоритм, исполнитель, условия алгоритма, инструкция, модель, последовательность шагов (действий), ожидаемый результат.

  1. Знать, что алгоритм – это модель процесса решения задачи;
  2. Знать основные условия алгоритма и запись алгоритма на естественном языке;
  3. Понимать, что не любая последовательность действий является алгоритмом;
  4. Уметь приводить примеры простых алгоритмов.

Фронтальный опрос

Проверка заданий в тетради

20

Виды алгоритмов

1

Способ описания алгоритмов, текстовый способ, графический способ, виды алгоритмов, линейный алгоритм, алгоритм с ветвлением, условие алгоритма.

  1. Различать и называть алгоритмы по способу описания (текстовый и графический);
  2. Понимать и комментировать отличия линейного алгоритма от алгоритма с ветвлением;
  3. Уметь комментировать готовые алгоритмы, приведенные в учебнике или учителем.

Фронтальный опрос

Проверка заданий в тетради

21

Исполнитель алгоритма.

1

Исполнитель алгоритма, система команд исполнителя, пассивный исполнитель, универсальный исполнитель, компьютерная программа.

  1. Иметь представление об исполнителе алгоритмов (формальном – компьютере и неформальном – человеке);
  2. Научиться приводить примеры исполнителей и характеризовать их с помощью существенных свойств;
  3. Уметь объяснить, какие команды входят в систему команд исполнителя-человека и исполнителя-компьютера.

Фронтальный опрос

Проверка заданий в тетради

22

Компьютерная программа.

1

Компьютерная программа, язык программирования, команда.

  1. Иметь представление о программе и компьютере как исполнителе программы (алгоритма);
  2. Понимать, что программа – это запись алгоритма на искусственном языке (языке программирования), а исполнителем является компьютер;
  3. Уметь объяснить разницу между языком программирования (искусственным языком) и разговорным (естественным) языком

Фронтальный опрос

Проверка заданий в тетради

23

Повторение.

1

Повторение

24

Обобщающий урок «Модель и моделирование»

1

  1. Знать что такое алгоритм, исполнитель алгоритма.
  2. Знать что такое моделирование.
  3. Уметь приводить примеры алгоритмов

Проверочная работа

Информационное управление – 7 ч

25

Цели и основа управления

1

Управление, информационное управление, цели управления, выбор, мировоззрение.

  1. Знать, что деятельность человека всегда связана с управлением кем-либо или чем-либо;
  2. Знать, что человек может управлять самим собой, другими людьми, техническими устройствами;
  3. Знать, что в основе управления лежит информация;
  4. Знать, что управление всегда связано с выбором.

Фронтальный опрос

Проверка заданий в тетради

26

Управление собой и другими людьми.

1

Управление собой, управление другими людьми, информационное управление, цели управления, выбор, мировоззрение.

  1. Знать, что деятельность человека всегда связана с управлением кем-либо или чем-либо;
  2. Знать, что управляя собой, человек управляет чувствами, эмоциями и поведением других людей;
  3. Знать, что от знаний, мышления и характера человека зависит его здоровье, жизнь, отношения с природой и другими людьми.

Фронтальный опрос

Проверка заданий в тетради

27

Управление неживыми объектами.

1

Управление, цель, объекты управления, органы управления, средства управления.

  1. Знать, что человек может управлять неживыми объектами, техническими объектами;
  2. Понимать, как можно управлять объектами с помощью специальных устройств;
  3. Уметь приводить примеры управления человека неживыми объектами.

Фронтальный опрос

Проверка заданий в тетради

28

Схема управления.

1

Схема управления собой, общая схема управления без обратной связи, схема управления с обратной связью.

  1. Знать, что человек может управлять неживыми объектами, техническими объектами;
  2. Понимать, как можно управлять объектами с помощью специальных устройств;
  3. Уметь приводить примеры управления человека неживыми объектами.

Фронтальный опрос

Проверка заданий в тетради

29

Управление компьютером.

1

Управление, цель, схема управления, схема управления с обратной связью, объект управления, управляющий объект, управляющее воздействие, результат управления.

  1. Знать, что человек может управлять техническими объектами, автоматическим устройством;
  2. Понимать, что работу компьютера обеспечивает операционная система, работой компьютера управляют программы и сам человек с помощью разнообразных устройств;
  3. Уметь приводить схему управления компьютером с обратной связью.

Фронтальный опрос

Проверка заданий в тетради

30

Повторение

1

Повторение

31

Обобщающий урок по теме «Информационное управление»

1

  1. Знать, с какой целью люди управляют собой и другими людьми.
  2. Знать от чего зависит выбор управления.
  3. Иметь представление об общей схеме управления.
  4. Знать, что такое компьютер.

5.Уметь выделять в схеме управления управляющий объект, управляемый объект и управляемое воздействие.

Проверочная работа

Резерв – 3 ч

32

Повторение

1

Повторение

33

Резерв

1

34

Резерв

1


3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ П/П

Название раздела

Кол-во часов

Контрольные мероприятия, примерные сроки

1.

Повторение. Человек и информация

7

1 ч Проверочная работа

2.

Понятие, суждение, умозаключение

9

2 ч Проверочная работа

3.

Модель и моделирование

8

3 ч Проверочная работа

4.

Информационное управление

7

4 ч Проверочная работа

5.

Резерв

3

ИТОГО

34 часа

4 Проверочная работа


4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения информатики в 4 классе учащиеся должны:

понимать:

  1. что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
  2. что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;
  3. что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
  4. что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
  5. что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
  6. что человек может быть и источником информации, и приемником информации;

знать:

  1. что данные – это закодированная информация;
  2. что тексты и изображения – это информационные объекты;
  3. что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
  4. как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию об объектах реальной действительности различными способами (в виде чисел, рисунка, таблицы);
  5. правила работы с компьютером и технику безопасности.

уметь:

  1.  представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
  2.  кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
  3.  работать  с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
  4.  осуществлять поиск информации, ее представление и простейшее преобразование;
  5.  использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач. Для того: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редакторы, тренажеры;
  6.  создавать элементарные проекты с использованием компьютера.


  1. ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Н.А.Нурова Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса. –М.:  БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 год
  2. Н.В. Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К. Конопатова, Л.П.Панкратова.  Информатика и ИКТ. 4 класс: Методическое пособие. Электронные образовательные ресурсы на CD. М.:Бином. Лаборатория знаний 2008
  3. Матвеева Н.К. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 4 класса Ч 1, Ч 2. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
  4. Матвеева Н.К. Информатика и ИКТ: контрольные работы для 4 класса  БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.

Рассмотрено

на заседании кафедры

информационных

технологий №

«____» ___________2011г.

Протокол №

Зав. кафедрой       О. В. Сумина

Согласовано

зам. директора по УВР

___________А. А. Попов

«______» ____________2011г.

Утверждено

директор МОУ гимназии №69

__________Н.М.Дмитриева

«______» _____________2011г.

Приказ №_____ от_________

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №69 им. С.Есенина г. Липецка

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

на 2011/2012 учебный год

по_________информатике и ИКТ________________

учитель _____________________________________

класс вид класса _______________4______________

количество часов за год _________34_____________

количество часов в неделю ______1______________

п/п

наименование

I чет.

II чет.

III чет.

IV чет.

год

1.

Количество часов

2.

Проверочных работ

3.

Практич/работ

4.

Самостоят/работ

5.

Тестирование

6.

Нетр. уроков

7.

Планирование составлено на основе государственной программы

курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы авторов Н.В. Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К. Конопатова, Л. П. Панкратова 2009 г

Учебник:

  1. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Н.А.Нурова Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса. –М.:  БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 год
  2. Матвеева Н.К. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 4 класса Ч 1, Ч 2. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
  3. Матвеева Н.К. Информатика и ИКТ: контрольные работы для 4 класса  БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.

                                                                                                                     Приложение

                                           Календарно-тематическое планирование

№  п/п

Тема урока

Дата проведения

Формы контроля

Повторение. Человек и информация – 7 ч

1.

Человек и информация

Фронтальный опрос

2.

Действия с информацией

Проверка заданий в тетради

3.

Объект и его свойства

Фронтальный опрос

4.

Отношения между объектами

Проверка заданий в тетради

5.

Компьютер

Фронтальный опрос

6.

Повторение

Проверка заданий в тетради

7.

Обобщающий урок по теме «Человек и информация»

Проверочная работа

Понятие, суждение, умозаключение – 9 ч

8.

Понятие

Фронтальный опрос

9.

Деление и обобщение понятий

Проверка заданий в тетради

10.

Отношения между понятиями

Фронтальный опрос

11.

Совместимые и несовместимые понятия

Проверка заданий в тетради

12.

Понятия «истина» и «ложь»

Фронтальный опрос

13.

Суждение

Проверка заданий в тетради

14.

Умозаключение

Фронтальный опрос

15.

Повторение

Проверка заданий в тетради

16.

Обобщающий урок по теме «Понятие, суждение, умозаключение»

Проверочная работа

Модели и моделирование – 8 ч

17.

Модель объекта

Фронтальный опрос

18.

Модель отношения между понятиями

Проверка заданий в тетради

19.

Алгоритм

Фронтальный опрос

20.

Виды алгоритмов

Проверка заданий в тетради

21.

Исполнитель алгоритма

Фронтальный опрос

22.

Алгоритм и компьютерная программа

Проверка заданий в тетради

23.

Повторение

Фронтальный опрос

24.

Обобщающий урок «Модель и моделирование»

Проверочная работа

Информационное управление – 7 ч

25.

Цели и основа управления

Фронтальный опрос

26.

Управление собой и другими людьми

Проверка заданий в тетради

27.

Управление неживыми объектами

Фронтальный опрос

28.

Схема управления

Проверка заданий в тетради

29.

Управление компьютером

Фронтальный опрос

30.

Повторение

Проверка заданий в тетради

31.

Обобщающий урок по теме «Информационное управление»

Проверочная работа

Повторение – 3 ч

32-34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)

Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс

к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс

к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс

к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю...