Рабочая программа для 6 класса
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (6 класс) по теме
Моя программа для 6-х классов на 2011-2012 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_pr_6kl.doc | 261.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры учителей МФИ Руководитель каф.___________ | Утверждена руководителем образовательного учреждения |
/Л.М.Прахова /
«31» августа 2011 г. «_1_» сентября 2011_г.
Рабочая программа
учебного курса Информатика и ИКТ в 6-х классах
(наименование предмета)
Составитель: Прахова Л.М.,
учитель информатики
2011г.
Пояснительная записка.
В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ приобретает все большую значимость. Изучение информатики в школе способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных и коммуникационных технологий необходимо школьникам как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Согласно Федеральному базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 3-4 классах начальной школы, а затем продолжается в 8–9 классах основной школы. Официально зафиксированный на федеральном уровне разрыв в курсе «Информатика и ИКТ» не позволяет в полной мере не только реализовать потенциал этого предмета, но и выполнить требования стандарта в основной школе. При отсутствии возможности изучения предмета «Информатика и ИКТ» в 5-7 классах за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения учебный курс «Информатика» позволит сократить этот разрыв.
Учебный курс «Информатика» направлен на освоение школьниками широкого спектра умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий, являющихся значимыми как для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, так и для повышения эффективности освоения общеучебных умений в условиях информатизации образования.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение "Информатики и ИКТ" в 5-7 классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, можно изучать этот предмет, как в начальной школе, так и в 5-7 классах. Это позволит реализовать непрерывный курс информатики.
Таким образом, «Информатика и ИКТ» в 5-7 классах может изучаться в качестве самостоятельного учебного предмета за счет часов компонента образовательного учреждения из расчета по 1 часу в неделю ежегодно.
Введение непрерывного курса «Информатика и ИКТ» может быть реализовано, начиная с 5 класса, на основе УМК автора Л.Л.Босовой При выборе программы и соответствующего УМК для преподавания пропедевтического курса «Информатика и ИКТ» следует помнить о том, что УМК для изучения информатики и ИКТ в начальной школе (автор Матвеева Н.В.) и УМК для изучения информатики и ИКТ в 5-7 классах (автор Босова Л.Л.) являются частью непрерывного курса преподавания информатики и ИКТ авторов Семакина И.Г. и Угриновича Н.Д
Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике от 05.03.2004г. № 1089, примерной учебной программы основного общего образования по информатике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263) и программы: Программа курса информатики для 5-7 классов общеобразовательной средней школы. Автор Босова Л.Л.,-М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5–7 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ
в 6 классе необходимо решить следующие задачи:
- включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
- создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
- расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
В данной программе предлагается так называемый параллельный подход к изло жению учебного материала, когда в соответствии со структурой учебника в первой части урока идет изложение теоретического материала (глава «В мире информации»), а во второй части уро ка идет рассмотрение некоторых сведений по работе на компью тере (глава «Компьютер для начинающих») и освоение практи ческих навыков (глава «Компьютерный практикум»).
Место курса в базовом учебном плане. Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Личностные образовательные результаты
- широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
- способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
- уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
- владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
- опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
- владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
- владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Учащиеся 6 класса по возрасту относятся к крайнему пределу младшего школьного возраста. В этот период ребенок приступает к систематической, общественно оцениваемой учебной деятельности. В психологии детей этого возраста еще сохраняются черты: недостаточное управление своим поведением, недостаточно произвольны отдельные психические процессы (восприятие, внимание, память и др.). Это может приводить к нарушениям дисциплины. Другой особенностью психических процессов является их конкретность, наглядно-образный характер. Младшие школьники лучше запоминают факты, события, описания внешнего вида предметов, людей. Наглядно-образный характер умственной деятельности имеет и свое положительное значение - создает фундамент для действительного, а не формального усвоения системы научных знаний в школе. Происходит развитие и абстрактного мышления, степень этого развития зависит от организации познавательной деятельности ребенка. К концу младшего школьного возраста возникает интерес к определенным предметам, главным образом таким, которые дают знания и новых фактах, событиях (история, география, естествознание). В жизни детей этого возраста большое место продолжает занимать игра.
Поэтому необходимо учитывать эти особенности при планировании уроков: применять наглядность, развивать мышление, использовать игровые технологии.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения информатики ИКТ
Учащиеся должны знать:
- правила техники безопасности и организации рабочего места;
- основные объекты ОС;
- иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
- определять назначение файла по его расширению;
- выполнять основные операции с файлами;
- применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
- применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации.
Содержание курса информатики и ИКТ для 6 класса
Общее число часов – 34 ч.
1. Компьютер и информация (12 ч).
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки.
Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления.
Единицы измерения информации.
Компьютерный практикум.
Клавиатурный тренажер.
Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1».
Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word».
Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текста. Создаем надписи».
Практическая работа №4 «Нумерованные списки».
Практическая работа №5 «Маркированные списки».
Учащиеся должны знать:
- правила техники безопасности и при работе на компьютере;
- состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
- принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура.
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в типовом интерфейсе компьютера: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
- просматривать на экране каталог диска;
- выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск.
Основные термины по разделу:
Компьютер, информация, файл, папка
2. Человек и информация (12 ч).
Информация и знания.
Чувственное познание окружающего мира.
Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №6 «Создаем таблицы».
Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице».
Практическая работа №8 «Строим диаграммы».
Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint».
Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе».
Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word».
Учащиеся должны знать:
- основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
- дополнительные возможности текстовых процессоров (созданий надписей, списков, таблиц, диаграмм).
- виды кодирование графической информации
Учащиеся должны уметь:
- выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
- использовать дополнительные возможности текстовых процессоров;
- сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать;
- строить несложные растровые изображения с помощью одного из графических редакторов;
- строить несложные векторные изображения с помощью графических возможностей текстового процессора;
Основные термины по разделу:
текстовый редактор, текстовый процессор, графический редактор.
3. Элементы алгоритмизации (8 ч).
Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм.
Исполнители вокруг нас.
Формы записи алгоритмов.
Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.
Ханойская башня.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».
Практическая работа №13 «Power Point. Часы».
Практическая работа №14 «Power Point. Времена года».
Практическая работа №15 «Power Point. Скакалочка».
Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».
Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу».
Учащиеся должны знать:
- определение алгоритма, его свойства: понятия исполнителя и сочинителя, формального исполнения алгоритма;
- представление об исполнителях и системе команд конкретного исполнителя;
- способы описания алгоритмов, понятие блок-схемы, обозначения блоков;
- правила записи линейного алгоритма; обозначения блоков;
- правила записи разветвленного алгоритма; обозначения блоков;
- понятие цикла, его разновидности.
Учащиеся должны уметь:
- применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков
- составлять алгоритмы и записывать их различными способами;
- составлять циклические алгоритмы;
- создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
- создавать несложную анимированную презентацию;
- сохранять файлы на диске и загружать с диска.
Основные термины по разделу:
слайд, презентация, мультимедийный документ.
Тематическое планирование по дисциплине «_Информатика___и ИКТ____»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них | ||||
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные и практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Экскурсии, ч. | Самостоятельная работа, ч. | |||
I. | Компьютер и информация | 12 | 6 | 5,5 | 0,5 | 6 | |
II. | Человек и информация | 12 | 5,5 | 6 | 0,5 | 6,5 | |
III. | Элементы алгоритмизации | 8 | 4 | 3,5 | 0,5 | 4 | |
| Резерв | 2 | |||||
| Итого | 34 | 15,5 | 15 | 1,5 | 16,5 |
Календарно - тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Вид занятия (лекция, семинар пр.р, комбинированный) | Виды самост. работы (с.р. к.р, пр.р, зачет, тест) | Дата проведения 6 а | Дата проведения 6 б | Дата проведения 6 в | ||||||
план | факт (1 гр) | факт (2 гр) | план | факт (1 гр) | факт (2 гр) | план | факт (1 гр) | факт (2 гр) | |||||
1 | Компьютер и информация. | 12 | |||||||||||
1.1 | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 2.09 | 6.09 | 8.09 | |||||||
1.2 | Файлы и папки. Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Практическая работа | 9.09 | 13.09 | 15.09 | ||||||
1.3 | Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word» (задание 1) | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Практическая работа | 16.09 | 20.09 | 22.09 | ||||||
1.4 | Двоичное кодирование числовой информации. Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word» (задание 2) | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Практическая работа | 23.09 | 27.09 | 29.09 | ||||||
1.5 | Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Практическая работа | 30.09 | 4.10 | 6.10 | ||||||
1.6 | Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 1) | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Практическая работа | 7.10 | 11.10 | 13.10 | ||||||
1.7 | Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 2) | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Практическая работа | 14.10 | 18.10 | 20.10 | ||||||
1.8 | Создание документов в текстовом процессоре Word. Практическая контрольная работа. | 1 | Комбинированный урок | Практическая работа | 21.10 | 25.10 | 27.10 | ||||||
1.9 | Растровое кодирование графической информации. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 28.10 | 1.11 | 3.11 | |||||||
1.10 | Векторное кодирование графической информации. Практическая работа №4 «Нумерованные списки» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Практическая работа | 11.11 | 14.11 | 10.11 | ||||||
1.11 | Единицы измерения информации. Практическая работа №5 «Маркированные списки» | 1 | Комбинированный урок | Практическая работа | 18.11 | 21.11 | 17.11 | ||||||
1.12 | Контрольная работа. Информация и знания. Практическая работа №6 «Создаем таблицы» (задания 1, 2) | 1 | Урок комплексного применения ЗУН | Контрольная работа. | 25.11 | 28.11 | 24.11 | ||||||
2 | Человек и информация | 12 | |||||||||||
2.1 | Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем таблицы» (задания 3–4) | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Практическая работа | 2.12 | 5.12 | 1.12 | ||||||
2.2 | Понятие как форма мышления. Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Практическая работа | 9.12 | 12.12 | 8.12 | ||||||
2.3 | Как образуются понятия. Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания1, 2) | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Практическая работа | 16.12 | 19.12 | 15.12 | ||||||
2.4 | Структурирование и визуализация информации. Практическая контрольная работа | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 23.12 | 26.12 | 22.12 | |||||||
2.5 | Содержание и объем понятия. Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания 3–5) | 1 | Комбинированный урок | Практическая работа | 13.01 | 16.01 | 12.01 | ||||||
2.6 | Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 1–3) | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Практическая работа | 20.01 | 23.01 | 19.01 | ||||||
2.7 | Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 4–7) | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Практическая работа | 27.01 | 30.01 | 26.01 | ||||||
2.8 | Определение понятия. Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1–3) | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Практическая работа | 3.02 | 6.02 | 2.02 | ||||||
2.9 | Классификация. Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (Задания 4–6) | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Практическая работа | 10.02 | 13.02 | 9.02 | ||||||
2.10 | Суждение как форма мышления. Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word» (задания 1–3) | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Практическая работа | 17.02 | 20.02 | 16.02 | ||||||
2.11 | Умозаключение как форма мышления. Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word» (задания 4–6) | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Практическая работа | 24.02 | 27.02 | 1.03 | ||||||
2.12 | Контрольная работа. Что такое алгоритм. Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему» | 1 | Урок комплексного применения ЗУН | Контрольная работа. | 2.03 | 5.03 | 15.03 | ||||||
3 | Элементы алгоритмизации | 8 | |||||||||||
3.1 | Исполнители вокруг нас. Логическая игра «Переливашки» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 9.03 | 12.03 | 22.03 | |||||||
3.2 | Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 23.03 | 19.03 | 5.04 | |||||||
3.3 | Линейные алгоритмы. Практическая работа №13 «PowerPoint. Часы» | 1 | Комбинированный урок | Практическая работа | 6.04 | 9.04 | 12.04 | ||||||
3.4 | Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №14«PowerPoint. Времена года» | 1 | Комбинированный урок | Практическая работа | 13.04 | 16.04 | 19.04 | ||||||
3.5 | Циклические алгоритмы. Практическая работа №15. «PowerPoint. Скакалочка» | 1 | Комбинированный урок | 20.04 | 23.04 | 26.04 | |||||||
3.6 | Контрольная работа. Систематизация информации. Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2» | 1 | Урок комплексного применения ЗУН | Контрольная работа. | 27.04 | 30.04 | 3.05 | ||||||
3.7 | Итоговый мини-проект. Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу» | 2 | 4.05-11.05 | 7.05-14.05 | 10.05-17.05 | ||||||||
Резерв. | 2 |
Перечень учебно-методического обеспечения
- Учебно-методический комплект
6 класс
- Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 5–7 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
II. Литература для учителя
- Справочная система Microsoft Office PowerPoint.
- Справочная система Microsoft Office Word.
- Справочная система Microsoft Windows 2000/ХР
- Справочная система графического редактора Microsoft Paint
- Справочная система текстового редактора Microsoft WordPad
- Цикл видеолекций «Методика обучения информатике и ИКТ в 5–7 классах по УМК Босовой Л. Л.». URL: http://metodist.lbz.ru/content/video/bosova.php (дата обращения: 21.08.10).
III. Технические средства обучения
- Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
- Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
- Интерактивная доска.
- Проектор.
- Лазерный принтер черно-белый.
- Локальная вычислительная сеть.
IV. Программные средства
- Операционная система Windows ХР.
- Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
- Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
- Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
- Офисное приложение Microsoft Office 2003, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel.
Список литературы.
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
VI класс
Номер урока | Тематика урока | Параграф учебника |
I четверть | ||
1. | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов | Ваш учебник, §1.1. |
ЦОР Плакаты «Техника безопасности», «Компьютер и информация». Презентации «Техника безопасности», «История вычислительной техники» | ||
2. | Файлы и папки. Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками» | §1.2 |
ЦОР Плакат «Как хранят информацию в компьютере». Презентация «Файлы и папки» | ||
3. | Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word» (задание 1) | §1.3 (введение) |
ЦОР Плакат «Цифровые данные». Презентации «История счета и систем счисления», «Цифровые данные» (часть 1). Файл Ошибка.doc | ||
4. | Двоичное кодирование числовой информации. Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word» (задание 2) | §1.3 (1) |
ЦОР Плакат «Цифровые данные». Презентация «Цифровые данные» (часть 1) | ||
5. | Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор | §1.3 (1) |
ЦОР Плакат «Цифровые данные». Презентация «Цифровые данные» (часть 1) | ||
6. | Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 1) | §1.3 (2) |
ЦОР Плакат «Цифровые данные». Презентация «Цифровые данные» (часть 2) | ||
7. | Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 2) | §1.3 (2) |
ЦОР Плакат «Цифровые данные» Презентация «Цифровые данные» (часть 2). Файл Заготовка.doc | ||
8. | Создание документов в текстовом процессоре Word. Практическая контрольная работа. | Практичес-кие работы №№1–3. |
ЦОР Файлы для печати ПК1_1.doc, ПК1_2.doc, ПК1_3.doc | ||
II четверть | ||
9. | Растровое кодирование графической информации. | §1.3 (3) |
ЦОР Плакат «Цифровые данные». Презентация «Цифровые данные». Файл Образец.bmp | ||
10. | Векторное кодирование графической информации. Практическая работа №4 «Нумерованные списки» | §1.3 (3) |
ЦОР Плакат «Цифровые данные»; «Цифровые данные» (часть 3); файлы: Слова.doc, Кувшин.doc | ||
11. | Единицы измерения информации. Практическая работа №5 «Маркированные списки» | §1.4 |
ЦОР Плакат «Как хранят информацию в компьютере». Презентация «Единицы измерения информации». Файлы Чудо.doc, Природа.doc, Делитель.doc | ||
12. | Контрольная работа. Информация и знания. Практическая работа №6 «Создаем таблицы» (задания 1, 2) | §2.1 |
ЦОР Файлы для печати КР1_1.doc, КР1_2.doc. Презентация «Информация и знания». Файл Пары.doc | ||
13. | Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем таблицы» (задания 3–4) | §2.2 |
ЦОР Презентация «Чувственное познание». Файлы Семь чудес света.doc, Солнечная система.doc | ||
14. | Понятие как форма мышления. Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице» | §2.3 (введение) |
ЦОР Презентации «Мышление», «Понятие» (часть 1). Файл Загадки.doc | ||
15. | Как образуются понятия. Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания1, 2) | §2.3 (1) |
ЦОР Презентация «Понятие» (часть 2). Файлы Задача1.doc, Задача2.doc | ||
16. | Структурирование и визуализация информации. Практическая контрольная работа | Практические работы №№4-8 |
ЦОР Файлы для печати ПК2_1.doc, ПК2_2.doc, ПК2_3.doc | ||
III четверть | ||
17. | Содержание и объем понятия. Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания 3–5) | §2.3 (2) |
ЦОР Презентация «Содержание и объем понятия». Файлы Задача3.doc, Задача4.doc, Задача5.doc | ||
18. | Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 1–3) | §2.3 (3) |
ЦОР Презентация «Отношения между понятиями» (часть 1). Файл Головоломка.bmp | ||
19. | Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 4–7) | §2.3 (3) |
ЦОР Презентация «Отношения между понятиями» (часть 2). Файлы Клоуны.bmp, Флаги.bmp, Лепестки.bmp | ||
20. | Определение понятия. Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1–3) | §2.3 (4) |
ЦОР Презентация «Понятие» | ||
21. | Классификация. Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (Задания 4–6) | §2.3 (5) |
22. | Суждение как форма мышления. Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word» (задания 1–3) | §2.4 |
ЦОР Презентация «Суждение». Файл Домик.doc | ||
23. | Умозаключение как форма мышления. Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word» (задания 4–6) | §2.5 |
ЦОР Презентация «Умозаключение». Файл Конструктор.doc | ||
24. | Контрольная работа. Что такое алгоритм. Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему» | §3.1 |
ЦОР Интерактивные тесты test5-1.xml, test5-2.xml. Файлы для печати тест5_1.doc, тест5_2.doc | ||
25. | Исполнители вокруг нас. Логическая игра «Переливашки» | §3.2, §3.3 |
ЦОР Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 1) Виртуальная лаборатория «Переливашки» | ||
26. | ЦОР Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа | Практические работы №№8-9. |
Презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 2). Файлы для печати ПК3_1.doc, ПК3_2.doc, ПК3_3.doc | ||
IV четверть | ||
27-28. | Линейные алгоритмы. Практическая работа №13 «PowerPoint. Часы» | §3.4 (1) |
ЦОР Плакат «Алгоритмы и исполнители». Презентация «Типы алгоритмов» (часть 1). Образцы выполнения задания — файлы Город.ppt, Дом.ppt, Лебеди.ppt, Муха.ppt, Часы.ppt, Читатель.ppt. | ||
29-30. | Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №14«PowerPoint. Времена года» | §3.4 (2) |
ЦОР Плакат «Алгоритмы и исполнители». Презентация «Типы алгоритмов» (часть 2). Образцы выполнения задания — файлы Времена года.ppt, Головные уборы.ppt | ||
31-32. | Циклические алгоритмы. Практическая работа №15. «PowerPoint. Скакалочка» | §3.4 (3) |
ЦОР Плакат «Алгоритмы и исполнители». Презентация «Типы алгоритмов» (часть 3). Образцы выполнения задания — файлы Прыжки.ppt, Скакалочка.ppt | ||
33. | Контрольная работа. Систематизация информации. Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2» | §1.2 |
ЦОР Интерактивные тесты test6-1.xml, test6-2.xml. Файлы для печати тест6_1.doc, тест6_2.doc | ||
34-35. | Итоговый мини-проект. Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...