Разработка элективного курса «Основы систем счисления».
элективный курс (информатика и икт, 9 класс) на тему
Цель курса: научить учащихся проводить арифметические операции над двоичными числами по алгоритмам машинной арифметики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo__kursa.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа Элективного курса «Основы систем счисления»
для девятиклассников
Пояснительная записка
Творческое название: Что такое системы счисления?
Количество часов на курс: 12.
Образовательная область: информатика и информационно-коммуникационные технологии.
Тип курса: Предметно-ориентированный курс.
Цель курса: научить учащихся проводить арифметические операции над двоичными числами по алгоритмам машинной арифметики.
Данная программа адресована для проведения элективного курса в рамках подготовки девятиклассников общеобразовательных школ. Программа основывается на базовом курсе информатики 8-9 классов. Основная идея программы – дать ученику возможность реализовать способность ученика, создать условия для подготовки к экзаменам по выбору по предмету.
Курс посвящен вопросу хранения числовых данных в памяти компьютера и реализации арифметических данных над ними. Освоение данного курса поможет лучше понять:
- принципы организации различных типов данных в языках программирования;
- операции, разрешенные над различными типами числовых данных.
Состав учебно-методического комплекта. Учебно-методический комплект по элективному курсу «Основы систем счисления» включает в себя учебное пособие, включающее в себя теоретический материал и набор заданий для самостоятельной работы школьников.
Учебно-методический комплект содержит большое количество заданий разного уровня сложности. Это позволит учителю построить для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию. Задания встроены в учебное пособие таким образом, чтобы учителю, проводящему данный курс, было удобнее ориентироваться в последовательности работы с этими заданиями. Некоторые задания (кроме творческих) снабжены подробными решениями и ответами.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических и творческих заданий. Итоговый контроль реализуется в форме отчета учащегося по результатам выполнения последнего творческого задания.
Программа курса
- Десятичная, двоичная и шестнадцатеричная системы счисления. Переводы целых и вещественных чисел из одной системы счисления в другую. Взаимосвязь двоичной и шестнадцатеричной систем счисления. Двоичная арифметика. (3 часа)
- Представление целых чисел в памяти компьютера. Дополнительный код. Машинная арифметика целых чисел. Понятие переполнения (выхода за разрядную сетку). (3 часа)
- Представление вещественных чисел в памяти компьютера. Нормализация чисел. Мантисса, порядок, смещение порядка. Арифметика чисел с плавающей запятой. (6 часа)
Примечание. Для эффективного изучения машинной арифметики школьникам необходимо знать основы теории систем счисления, а именно правила перевода действительных чисел из одной системы счисления в другую, двоичную арифметику, правила косвенного перевода из одной системы счисления в другую. Данная тема входит в базовый курс информатики недостаточно полно.
Требования к знаниям и умениям учащихся
После изучения курса учащиеся должны уметь:
- производить операции сложения, вычитания, умножения и деления в двоичной системе счисления;
- переводить целые числа в знаковый и беззнаковый формат и обратно, производить над ними арифметические операции по машинному алгоритму;
- переводить вещественные числа в формат с плавающей запятой и обратно, производить над ними операции по машинному алгоритму.
Тематическое планирование курса
№ | Тема | Теория | Практика |
Десятичная, двоичная и шестнадцатеричная системы счисления. Переводы целых и вещественных чисел из одной системы счисления в другую. | 1 | 1 | |
Взаимосвязь двоичной и шестнадцатеричной систем счисления. Двоичная арифметика. | 1 | 1 | |
Представление целых чисел в памяти компьютера. Дополнительный код. Машинная операция сложения. Понятие переполнения (выхода за разрядную сетку). Машинные операции умножения, делания нацело и поиска остатка от деления для целых чисел. | 1 | 1 | |
Представление вещественных чисел в памяти компьютера. Нормализация чисел. Мантисса, порядок, смещение порядка. Арифметика чисел с плавающей запятой. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа | 2 | ||
Итого: | 5 | 7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест "Основы систем счисления"
Тест создан на платформе PowerPoint и служит для закрепления материала по соответствующей теме....
Разработка урока "Характеристики позиционных систем счисления"
Урок "Характеристики позиционных систем счисления" проводится с использованием интерактивной доски. На интерактивной доске на двух слайдах представлена незаполненная таблица "Запись чисел в различных ...
Авторская методическая разработка элективного курса "Основы подготовки к ГИА"
Авторская методическая разработка элективного курса. Целью которого является подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации....
Разработка элективного курса для 9 класса "Развитие навыков устной речи на основе моделированных ситуаций и ролевой игры"
Материал содержит пояснительную записку к курсу, учебно-тематический план, содержание программы элективного курса, разработку занятий к программе элективного курса, приложение, дидактический инструмен...
Основы систем счисления
Презентация предназначена для изучения темы "Системы счисления " для 8 класса...
Разработка элективного курса 9 класс "Основы военной подготовки"
Разработка элективного курса 9 класс "Основы военной подготовки"...
Методическая разработка Элективный курс по физической культуре «Физиологические основы физических упражнений. Баскетбол - как вид нестандартных физических упражнений» (для учащихся 10-11 классов)
Содержание данного курса актуально, так как содействует не только формированию у учащихся представления о баскетболе как виде спорта, но и помогает полнее понять физиологические процессы, происх...