Разработка элективного курса «Основы систем счисления».
элективный курс (информатика и икт, 9 класс) на тему

Гуревич Елена Николаевна

Цель курса: научить учащихся проводить арифметические операции над двоичными числами по алгоритмам машинной арифметики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo__kursa.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Программа Элективного  курса «Основы систем счисления»
для девятиклассников

Пояснительная записка

Творческое название: Что такое системы счисления?

Количество часов на курс: 12.

Образовательная область: информатика и информационно-коммуникационные технологии.

Тип курса: Предметно-ориентированный курс.

Цель курса: научить учащихся проводить арифметические операции над двоичными числами по алгоритмам машинной арифметики.

Данная программа адресована для проведения элективного курса в рамках подготовки девятиклассников общеобразовательных школ. Программа основывается на базовом курсе информатики 8-9 классов. Основная идея программы – дать ученику возможность реализовать способность ученика,  создать условия для подготовки к экзаменам по выбору по предмету.

Курс посвящен вопросу хранения числовых данных в памяти компьютера и реализации арифметических данных над ними. Освоение данного курса поможет лучше понять:

  1. принципы организации различных типов данных в языках программирования;
  2. операции, разрешенные над различными типами числовых данных.

Состав учебно-методического комплекта. Учебно-методический комплект по элективному курсу «Основы систем счисления» включает в себя учебное пособие, включающее в себя теоретический материал и набор заданий для самостоятельной работы школьников.

Учебно-методический комплект содержит большое количество заданий разного уровня сложности. Это позволит учителю построить для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию. Задания встроены в учебное пособие таким образом, чтобы учителю, проводящему данный курс, было удобнее ориентироваться в последовательности работы с этими заданиями. Некоторые задания (кроме творческих) снабжены подробными решениями и ответами.

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических и творческих заданий. Итоговый контроль реализуется в форме отчета учащегося по результатам выполнения последнего творческого задания.

Программа курса

  1. Десятичная, двоичная и шестнадцатеричная системы счисления. Переводы целых и вещественных чисел из одной системы счисления в другую. Взаимосвязь двоичной и шестнадцатеричной систем счисления. Двоичная арифметика. (3 часа)
  2. Представление целых чисел в памяти компьютера. Дополнительный код. Машинная арифметика целых чисел. Понятие переполнения (выхода за разрядную сетку). (3 часа)
  3. Представление вещественных чисел в памяти компьютера. Нормализация чисел. Мантисса, порядок, смещение порядка. Арифметика чисел с плавающей запятой. (6 часа)

Примечание. Для эффективного изучения машинной арифметики школьникам необходимо знать основы теории систем счисления, а именно правила перевода действительных чисел из одной системы счисления в другую, двоичную арифметику, правила косвенного перевода из одной системы счисления в другую. Данная тема входит в базовый курс информатики недостаточно полно.

Требования к знаниям и умениям учащихся

После изучения курса учащиеся должны уметь:

  1. производить операции сложения, вычитания, умножения и деления в двоичной системе счисления;
  2. переводить целые числа в знаковый и беззнаковый формат и обратно, производить над ними арифметические операции по машинному алгоритму;
  3. переводить вещественные числа в формат с плавающей запятой и обратно, производить над ними операции по машинному алгоритму.

Тематическое планирование курса

Тема

Теория

Практика

Десятичная, двоичная и шестнадцатеричная системы счисления. Переводы целых и вещественных чисел из одной системы счисления в другую.

1

1

Взаимосвязь двоичной и шестнадцатеричной систем счисления. Двоичная арифметика.

1

1

Представление целых чисел в памяти компьютера. Дополнительный код. Машинная операция сложения. Понятие переполнения (выхода за разрядную сетку).

Машинные операции умножения, делания нацело и поиска остатка от деления для целых чисел.

1

1

Представление вещественных чисел в памяти компьютера. Нормализация чисел. Мантисса, порядок, смещение порядка. Арифметика чисел с плавающей запятой.

2

2

Самостоятельная работа

2

Итого:

5

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Основы систем счисления"

Тест создан на платформе PowerPoint и служит для закрепления материала по соответствующей теме....

Разработка урока "Характеристики позиционных систем счисления"

Урок "Характеристики позиционных систем счисления" проводится с использованием интерактивной доски. На интерактивной доске на двух слайдах представлена незаполненная таблица "Запись чисел в различных ...

Авторская методическая разработка элективного курса "Основы подготовки к ГИА"

Авторская методическая разработка элективного курса. Целью которого является подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации....

Разработка элективного курса для 9 класса "Развитие навыков устной речи на основе моделированных ситуаций и ролевой игры"

Материал содержит пояснительную записку к курсу, учебно-тематический план, содержание программы элективного курса, разработку занятий к программе элективного курса, приложение, дидактический инструмен...

Основы систем счисления

Презентация предназначена для изучения темы "Системы счисления " для 8 класса...

Разработка элективного курса 9 класс "Основы военной подготовки"

Разработка элективного курса 9 класс "Основы военной подготовки"...

Методическая разработка Элективный курс по физической культуре «Физиологические основы физических упражнений. Баскетбол - как вид нестандартных физических упражнений» (для учащихся 10-11 классов)

Содержание данного курса актуально, так как содействует не только формированию у учащихся  представления о баскетболе как виде спорта, но и помогает полнее понять физиологические процессы, происх...