Использование "ПОРТФОЛИО" при изучении информационных технологий в школе.
статья по информатике и икт (10 класс) по теме
В статье рассказывается о новой образовательной технологии «ПОРТФОЛИО». Автор рассматривает «портфолио» не только как папку для сбора материала, а как «портфолио- процесс» - совокупность процессов обучения и учения, выстраиваемых в связи с портфолио. Само же портфолио получается как побочный продукт этого процесса. По мнению автора портфолио – это одновременно и форма представления, и процесс организации, и технология работы с разнообразными объектами познавательной деятельности учащихся. Оно позволяет соединить запоминание, понимание, применение, анализ, синтез и оценивание — все шесть уровней когнитивных целей.Саморефлексия учащегося - это сердце всего «портфолио-процесса».Использование технологии портфолио представлено на примере изучении темы «Создание презентаций в среде PowerPoint. Автор подробно рассказывает о структуре и об этапах создания портфолио при изучении этой темы. По этому же алгоритму можно создавать портфолио при изучении других информационных технологий ( Word, Access и т.п.) в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 56 КБ |
prezentaciya1.ppt | 220 КБ |
prezentaciya2.ppt | 162.5 КБ |
prezentaciya3.ppt | 1.17 МБ |
portret.doc | 47 КБ |
kollektor.doc | 31.5 КБ |
rabochie_materialy.doc | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование «ПОРТФОЛИО» при изучении информационных технологий в школе
«Саморефлексия учащегося - это сердце всего «портфолио-процесса».
Идея портфолио связывается с новым пониманием сути учебного процесса, с новыми целями образования. Самым главным здесь является не портфолио как таковое, а так называемый «портфолио-процесса - совокупность процессов обучения и учения, выстраиваемых в связи с портфолио. Само же портфолио получается как побочный продукт этого процесса.
Важнейшей целью портфолио является повышение саморефлексивности учащихся по отношению к процессам учения, которая рассматривается как предпосылка повышения самоответственности ученика по отношению к учению, самостоятельности в организации процесса учения (т.е. движение в сторону самообучения) и участие в процессе оценивания качества результатов учения. То есть сама идея оценивания учебных достижений претерпевает в правильно понятом портфолио-процессе существенные изменения.
Оценивается не просто достижение, но в процесс оценивания вовлекается и пройденный учеником путь обучения, который, помимо самих продуктов - собственно результатов обучения, - представляет комиссии - учителям, друзьям, родителям, гостям - и то, как он работал для достижения этих результатов и даёт свою оценку тому, что ему удалось, что не удалось, говорит о своих ближайших учебных планах, интересах, целях.
Портфолио – это одновременно и форма представления, и процесс организации, и технология работы с разнообразными объектами познавательной деятельности учащихся. Оно позволяет соединить запоминание, понимание, применение, анализ, синтез и оценивание — все шесть уровней когнитивных целей (см презентация1).
(Использование технологии портфолио представлено на примере изучении темы «Создание презентаций в среде Power Point»)
Цель для учителя:
- научить школьников работать с программой Power Point
- научить школьников видеть и оценивать свой прогресс при изучении темы Power Point
- проследить динамику развития учащегося за триместр
Цель для учащегося:
- научиться работать в программе Power Point и создавать презентации
- учиться видеть и оценивать свои достижения
- учиться анализировать свои неудачи при изучении темы и уметь их преодолевать
Этапы работы | Действия учителя | Действия учеников |
Первый этап. На постановочном уроке учащиеся знакомятся с темой, назначением, продолжительностью работы с портфолио и планируют свою работу над ним. Практика показывает, что это наиболее трудный и ответственный этап, так как именно он в дальнейшем определяет всю учебную деятельность школьника. Обязательным условием является то, что ученик сознательно принимает на себя ответственность за свой выбор и выполнение запланированной работы. | Знакомит с темой модуля «Создание презентаций в среде Рower Point.. Формулирует совместно с учащимися цель - научиться создавать презентации. Рассказывает о новом способе организации работы ПОРТФОЛИО. Показывает презентацию ( см приложение2) Вовлекает учащихся в процесс организации деятельности собственного обучения через логику движения по потфолио. Поясняет, что основная структура портфолио отражает логику деятельности. ПОРТРЕТ – это характеристика, осознание себя, постановка цели. КОЛЛЕКТОР- сбор и анализ материалов из внешних источников. РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ – отражают деятельность учащегося по достижению цели, а продукт учебно- познавательой деятельности представлен в разделе МОИ ДОСТИЖЕНИЯ. Указывает на необходимость оценки результатов деятельности и предлагает учащимся самим учиться оценивать свою деятельность.Подводит к понятию критериев оценивания (появление новой цели – учиться оценивать свои достижения) Предлагает заполнить раздел ПОРТРЕТ Подробно рассказывает о разделе КОЛЛЕКТОР и о тех материалах которые учитель приготовил для этого раздела (см приложение Коллектор) Вырабатывает совместно с учениками критерии оценивания презентации ( на основе эргономике изображений) Рассказывает о разделах РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ и МОИ ДОСТИЖЕНИЯ. Организует работу по созданию дополнительных рубрик для разделов . Предлагает составить план деятельности по изучению темы с указанием сроков исполнения | Знакомятся с темой и совместно с учителем формулируют цель создания портфолио Смотрят презентацию и знакомятся с новым средством организации их работы – портфолио. Разрабатывают совместно с учителем критерии оценки портфолио. Знакомятся и принимают новую цель – учиться оценивать свои достижения. Начинают создавать электронное портфолио. Заполняют первый раздел ПОРТРЕТ, сюда же записывают цель создания портфолио. Знакомятся с рубриками раздела КОЛЛЕКТОР и их содержимым. Вносят их в свое портфолио. Вырабатываею совместно с учителем критерии оценивания презентации ( на основе эргономике изображений) Совместно с учителем обсуждают структуру портфолио, добавляют рубрики.(См прложение РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ) Каждый ученик составляет план деятельности по изучению темы |
Второй этап. заключается в непосредственной работе над портфолио в соответствии с планом, определенным каждым учеником, и с учетом времени, отведенного на работу. Это период индивидуального поиска, сбора и систематизации материала, который будет включен в соответствующие рубрики. Эта работа отличается разнотемповостью и осуществляется как в специально отведенное на уроке время, так и самостоятельно во внеурочное время. Если учитель предусматривает большое количество альтернативных заданий и форм работы, то степень свободы выбора для учащегося на этом этапе значительно возрастает. | Осуществляет общий контроль за изучением темы, Дает необходимые пояснения . Помогает решать проблемы, отвечает на вопросы учеников, Направляет и организует самостоятельную работу учеников ( найди ответ на этот вопрос в справочной системе, посоветуйся с одноклассником, подумай еще раз, посмотри справочный материал). | Изучают учебный материал, собирают и систематизируют информацию, добавляя ее в КОЛЛЕКТОР Слушают пояснения учителя, Отрабатывют навыки практичекой работы в среде Power Point. Выполняют творческие задания по созданию презентаций Результаты своей работы помещают в раздел РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ Делают самооценку и взаимооценку своих работ. Пример порфолио (см Презентация3) При этом каждый ученик обладает возможностью выбора индивидуального образовательного маршрута, выполняя как обязательные (по стандарту) задания, так и дополнительные, творческие, раскрывающие личные пристрастия и интересы учащихся. |
На третьем, заключительном этапе учащиеся осуществляют рефлексию собственной деятельности, работая над самооценкой портфолио. Результатом этой работы может стать мини-сочинение, итоговая таблица, рецензия и т.п. Важно, чтобы школьник осознал свои достижения и проблемы, определил, с чем связаны трудности, и учел свой опыт в дальнейшей работе. Показателем прогресса в этой работе является то, что постепенно, от портфолио к портфолио, самоанализ собственной деятельности становится все более глубоким и осмысленным. | Организует и помогает учащимся проводить самооценку своих работ (презентаций) и собственной деятельности( как я обдумывал тему; организовывал свою работу, насколько успешной была моя стратегия учения и т.д. Помогает развивать навыки рефлексии и самоанализа. Предлагает выбрать из раздела РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ свои лучшие работы и включить их в раздел МОИ ДОСТИЖЕНИЯ, пояснив почему именно эти работы лучше всего отражают его достижения. Оценивает работу ученика после его самооценки Оценивает портфолио по ранее выбранным критериям ( заполнение всех рубрик, аккуратность и т .д.) Помогает ученикам пережить ситуацию успеха, почувствовать себя успешными и творческими личностями.
| Ученик оценивает не только свои успехи, но и причины образовательных трудностей и пути их преодоления. Ученик дает обоснование — почему выбранные им материалы лучше всего отражают его достижения и дает им самооценку. Ученик рассказывает о своих дальнейших действиях и перспективах. Ученик рассматривает своё собственное учение, дабы выявить, как он учится, делает вывод о своих способностях достигать определенных результатов, дает оценку своего продвижения и потенциала. |
Таким образом:
1 ПОРТФОЛИО является открытой, динамической системой, содержащей определенный набор информации, которая постоянно обновляется за счет постоянной смены содержательного наполнения разделов и рубрик: часть информации из «коллектора» используется и переходит в раздел «рабочие материалы», «коллектор» же постоянно пополняется новой информацией; вариативная часть может расширяться или, наоборот, уменьшаться за счет включения материалов в обязательную часть. Лучшие работы из раздела «Мои достижения» могут переходить в рабочие материалы, а на смену им приходят наиболее удачные и качественные работы из других рубрик.Часть материалов выполненного портфолио после оценивания может уходить в архив, часть – переходить в портфолио по следующему модулю.
2.Используя ПОРТФОЛИО, учащийся создает свое учебное средство, которое отражает особенности его личности и мышления.
3.ПОРТФОЛИО как форма организации работы позволяет значительно упорядочить работу учащихся над темами. Для этого достаточно задать с помощью рубрик такую структуру основных разделов, которая позволит перемещать по ним рабочие материалы в соответствии с логикой работы над темой. С точки зрения систематизации и хранения многочисленных материалов портфолио обладает несомненными преимуществами перед традиционными способами организации работы.
4.ПОРТФОЛИО является важным мотивирующим фактором обучения, так как при любой структуре он организован таким образом, что нацеливает учащегося на демонстрацию прогресса.
5.ПОРТФОЛИО может стать формой целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки результатов деятельности учащегося
6.ПОРТФОЛИО формирует умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
7. В процессе учебной работы, организованной с использованием ПОРТФОЛИО, создаются условия для личностно и компетентностно-ориентированного обучения .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Главные изменения в общественном развитии ускорение темпов развития развитие инновационных технологий информатизация переход к рыночным отношениям
Цели современного школьного образования Готовить учащихся к жизни в быстро меняющемся обществе Формировать такие качества как мобильность , динамизм, конструктивизм запуск механизмов самообразования и саморазвития
ОПРЕДЕЛЕНИЕ 1 Портфолио – это личная папка достижений, способ фиксировния, накопления и оценки индивидуальных достижений ученика в определенный период времени
ОПРЕДЕЛЕНИЕ 2 Портфолио – это одновременно форма , процесс организации и технология работ учащихся с продуктами их собственной творческой, исследовательской, проектной или познавательной деятельности.
ФИЛОСОФИЯ ПОРТФОЛИО смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету Ингеграция количественной и качественной оценок Перенос педагогического ударения с оценки на самооценку
Самое главное не портфолио (папка) как таковое, а ПОРТФОЛИО - ПРОЦЕСС - совокупность процессов обучения и учения, выстраиваемых вокруг портфолио
Саморефлексия учащегося - это сердце портфолио - процесса Метарефлексия собственного учебного пути - как я обдумывал тему, организовывал свою работу, насколько успешна моя стратегия обучения рефлексия по поводу проблемы, являвшейся учебной темой
Виды учебных портфелей В зависимости от цели - портфолио - собственность и портфолио-отчет По содержанию - портфолио достижений, рефлексивный, прблемно-ориентированный, для развития навыков мышления, тематический
Структура портфолио : Портрет Коллектор Рабочие материалы Мои достижения
Портрет(самопрезентация) Мое жизненное кредо Познаю себя Кто я Самореклама Моя биография Родители обо мне Проблемные вопросы Творческие работы о себе
Рубрики для раздела Коллектор Теоретический монолог Что бы это значило Статистические данные Законы, принципы, правила Советы учителя - учебные стратегии и (умения для формирования учебной компетенции (метакогнитивные, учебно-информационные, стратегии учебного сотрудничества)
Рубрики для раздела Рабочие материалы Письменная работа График-органайзер Вопросы без ответа Вредные советы Творчество друзей Практическое применение знаний Банк идей Что будет,если… Диверсант Девиз , эмблема, реклама темы Темы для исследования Курьезы, анекдоты Параллельные миры
Рубрики для раздела Мои достижения Неотправленные письма Стимулы к учебы Стимулы успеха Мои открытия Размышления о занятии
Содержание портфолио домашние работы результаты тестов результаты групповой работы алгоритмы решения учебных задач проекты творческие работы краткие записи аудио и видео -материалы фотографии графики-органайзеры схемы, таблицы, графики диаграммы
(продолжение) Анкеты интервью вопросы по ходу работы дневники наблюдений рефлексия самооценка письма учителю Постановка и обоснование цнлей записи докладов, выступлений компьютерные программы описание экспериментов грамоты,справки,сертификаты
Организация работы 1 этап - подготовительный 2 этап - процесс работы 3 этап - рефлексия собственной деятельности
Идея ОЦЕНИВАНИЯ оценивается не просто достижение, но и пройденный учеником путь обучения самооценка - ученик сам решает, что он хочет положить в свой портфель критерии оценки вырабатываются в договорном режиме
Как оценивается портфолио Самый высокий уровень (отлично) – портфолио характеризуется всесторонностью, свидетельствует о больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе учащегося, творческом отношении к предмету
Высокий уровень (хорошо) – портфолио демонстрирует солидные знания и умения, но в нем может быть не значительно выражен элемент творчества и оригинальность.
Средний уровень (удовлетворительно) – элемент творчества отсутствует, не продемонстрированы прикладные умения.
Слабый уровень – неинформационный портфолио, по которому трудно сформировать общее представление о способностях учащегося (отрывочные задания из разных категорий, не полностью выполненные задания, невозможно определить процесс в обучении и уровень сформированности знаний).
Механизм оценки Оценивается только процесс и характер работы над портфолио оцениваются по заданным критериям только отдельные части портфолио оцениваются все рубрики, общая оценка выводится как средняя арифметическая оценивается окончательный вариант по заданным критериям
(продолжение) Оценивается не толко сам портфолио, но качество его презентации портфолио не оценивается, а учащийся выбирает отдельные его части для презентации на итоговом занятии
Критерии оценивания определяются совместно с учащимся Наличие обязательных рубрик и выводов использование исследовательских методов работы проективный характер портфолио личноостная привязка содержания качество офомления анализ полезности портфолио для самого учащегося
Способы оценивания Таблица « П.С.В .» ( П оложительно. С оветы. В опросы) таблица» Д.В.П » ( Д остоинства. В опросы. П ожелания) таблица « И.Т.О.Г .» И - Интересные моменты, Т - Темы, раскрытые и обоснованные, О - Общие сведения, Г - Г лавные выводы трансфертный лист
Этапы освоения портфолио 5 -6 класс знакомство с портфолио, осваивание структуры, состоящей из рубрик 7 -8 класс - осваивание обязательной и вариативной частей 9 класс - осваивание 4 разделов и портфолио- достижений 10-11 класс - профильный портфолио
Функции Портфолио Диагностическая Целеполагания Мотивационная Содержательная Развивающая Рейтинговая Самоконтролирующая Самообучающая
Преимущества электронного портфолио Возможности для получения, хранения, сортировки, систематизации больших объемов информации Мобильность и гибкость при работе с разветвленной содержательной структурой Широкие возможности для художественного и и графического оформления работ
( продолжение) Возможность работать в собственном темпе Возможность выбора путей и способов обучения Возможность создания своего личного учебного средства,обеспечивающего вовлеченность и ответственность за ход учебного процесса
Экзамен в форме Портфолио Работы, собранные в Портфолио можно предъявить 3 лицам. Во время экзамена учащиеся рассказывают о предмете, о результатах, о процессе работы, отвечают на вопросы Работа оценивается по 3 уровням и сопровожается устным комментарием комиссии
Языковое портфолио Подробно разработаны все этапы работы и формы оценки языковой компетентности Выделены уровни языковой компетентноси Даны таблицы оценки и сомооценки Для каждой ступени и каждой составляющей языковой компетентности формулируется четкое описание умения от первого лица как самооценка достижений
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Оглавление Функции Виды Структура Определение
Определение Портфолио - это технология аутентичной оценки Портфолио - основа индивидуального маршрута обучения Портфолио - это набор работ учащихся, который связывает отдельные аспекты их деятельности в более полную структуру
Накопительная набор работ учащихся Модельная отражает динамику развития учащегося Функции
Виды портфолио ПО ЦЕЛИ ПО СОДЕРЖАНИЮ
ПО ЦЕЛИ ПОРТФОЛИО- СОБСТВЕННОСТЬ ПОРТФОЛИО - ОТЧЕТ
ПО СОДЕРЖАНИЮ Портфолио - -достижений -рефлексивный -проблемный - тематический - для развития навыков мышления
СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО ПОРТРЕТ КОЛЛЕКТОР РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ МОИ ДОСТИЖЕНИЯ
ПОРТРЕТ Ф.И.О. ФОТОГРАФИЯ УВЛЕЧЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАГРАДЫ ЖИЗНЕННОЕ КРЕДО ГРАМОТА
КОЛЛЕКТОР ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МОНОЛОГ ЧТО БЫ ЭТО ЗНАЧИЛО СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЗАКОНЫ, ПРИНЦИПЫ, ПРАВИЛА
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА ГРАФИК - ОРГАНАЙЗЕР ВОПРОСЫ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ОТВЕТА ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ ГДЕ и КОГДА Я СМОГУ ИСПОЛЬЗОВАТЬ БАНК ИДЕЙ ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ
МОИ ДОСТИЖЕНИЯ МОИ ОТКРЫТИЯ СТИМУЛЫ УСПЕХА СТИМУЛЫ К УЧЕБЕ РЕФЛЕКСИЯ КОНТРОЛЬНЫЕ, ТЕСТЫ НАГРАДЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
ПОРТРЕТ (САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ)
- Мое жизненное кредо. Афоризм, сточка стихотворения, цитата любимого писателя, которые отражают мой внутренний мир, интересы и пристрастия, ключевые качества, особенности моего мировоззрения. Например: «Уважение к людям есть уважение к самому себе» (Дж. Голсуорси) или «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком» (И. Гете)
- Познаю себя.
- «Рука Энштейна, держащая скрипку, счастливее другой его руки, пишущей: E = mc2» (Марцинкявичус). От какого дела я получаю радость, удовлетворение, что мне удается лучше всего? Какие способности я бы хотел развить в себе? Помни: «Самопознание – первое условие мудрости человеческой».
- Требователен ли я к себе? Какие качества личности мне надо в себе воспитать? Гете: «Как можно познать самого себя? – Только путем действия, но никогда путем созерцания. Попытайся выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть». За какие поступки, дела я могу себя похвалить? Чем я могу по-настоящему гордиться?
- Уверен ли ты в себе? Какие цели перед собой ты ставишь? На кого ты хочешь быть похож? Кто твой кумир? Б. Шоу: «Подсознательно я никогда не сомневался, что займу свое место среди гениев».
- Какие из данных качеств личности есть у меня? Что я могу к ним добавить?
Качества личности: аккуратность, ворчливость, внимательность, грубость, дисциплинированность, жадность, дружелюбие, завистливость, жизнерадостность, замкнутость, настойчивость, злопамятность, общительность, бестактность, ответственность, капризность, отзывчивость, мстительность, принципиальность, нерешительность, скромность, несдержанность, уверенность в себе, обидчивость.
- Кто я. «Неоконченное предложение».
- Когда я думаю о себе, то…
- Когда я думаю о себе, то порой ужасаюсь…
- Когда я думаю о себе, то начинаю переживать…
- Когда я думаю о себе, то смеюсь над тем… (и т.д.)
- Самореклама. Вспомните рекламный ролик и смоделируйте свой вариант. Мой учитель хочет видеть меня таким… Мои папа и мама таким… Мои друзья таким…. А на самом деле я такой… Можно воспользоваться техникой коллажа: «Во мне, как в спектре, семь различных я». Отразить 7 своих жизненных ролей. Придумать символ, образ, животное, растение, камень, изобразить свой знак зодиака и т.д. Оформляется это на отдельном листе вырезками из журналов, недостающие детали дорисовываются.
- Моя биография от 1 месяца до настоящего дня. Оформляется с использованием фотографий, забавных надписей и т.д.
- Родители обо мне. Пособие для учителя: как воспитывать моего ребенка – вредные советы и не очень… И т.п.
- Проблемные вопросы для самопрезентации:
- Я размышляю о мире и о себе: что волнует меня в мире, моей жизни, жизни моих друзей? В чем бы я хотел разобраться – в жизни, в других, в себе? С кем бы я хотел обсудить то, что меня волнует? Чье мнение для меня существенно? Какие открытия я сделал в процессе обсуждения и размышлений? Что захотелось сделать в результате размышлений – для себя, для других? Как организую я поиск того, где можно применить силы?
- Я созидаю мир: как люди решали эту проблему? Аналогичную? Что буду делать я (мы)? В каком пространстве? Для кого? С кем? - друзьями, родителями? Что надо для этого узнать? Чему необходимо научиться?
- Я сознаю себя и других: что получилось в нашей (моей) деятельности? Благодаря кому и чему? Что не удалось? Почему? Что надо учесть в будущем? Какие открытия я сделал в себе, друзьях? Что я научился ценить? Изменился ли я?
- Я созидаю себя сам: что мне необходимо в себе совершенствовать? Умею ли я это делать? Если нет, то кто мне может помочь? Как я это буду делать? Где и как я использую приобретенный опыт? Как я буду анализировать и оценивать себя в этой деятельности?
- Проблемные вопросы для оценки собственной деятельности:
- Вокруг каких ценностей и идей я могу объединить детей и взрослых?
- Какие группы личностно значимых для человека проблем вы сможете решить в своей деятельности?
- Какой ведущий интерес будет определять эту деятельность (исследовательский, общественно-полезный, спортивный, из сферы развлечений и шоу-бизнеса)?
- Какой будет результат этой деятельности?
- Кто может мне помочь в этой деятельности?
- Какие потребуются затраты (материальные, интеллектуальные)?
- «Самоинструкции Майхенбаума». Плакаты-самоинструкции. Таблица в 3 графы.
Положение задачи | Словесное сопровождение | Наглядная поддержка |
Дается задача | Что мне делать? | Рисунок 1 (например, «мишки» |
Обдумывание | Как я буду делать? | Рисунок 2 |
Решение задачи | Я делаю свою работу. | Рисунок 3 |
Оценивание | Я смотрю, как мне нравится своя работа. | Рисунок 4 |
- Написание творческих работ о себе. Синквейн, диаманта, хайку (хокку).
Синквейн – это стихотворение из 5 строк, написанное по определенному алгоритму.
1 строка – одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Учитель
2 строка – 2 слова, прилагательные или причастия (описание признаков и свойств выбранных предметов или объектов) Добрый, знающий
3 строка – 3 глагола или иные глагольные формы, описывающие совершаемые данным объектом или предметом характерные действия. Учит, воспитывает, помогает
4 строка – фраза из 4 слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Старый друг лучше новых двух.
5 строка – содержит одно слово, характеризующее суть предмета или объекта. Мастер.
Диаманта – это стихотворение из 7 строк, первая и последняя из которых – противоположные понятия.
1 строка – тема (существительное) Рождение (название «Лист дерева»).
2 строка – определение (2 прилагательных или причастия) Зеленый, яркий
3 строка – действие (3 глагола) Светит, растет, цветет
4 строка – ассоциации (4 существительных, причем в этой строке осуществляется переход к антонимичным понятиям) Жара, движение, покой, холод
5 строка – действие (3 глагола) Увядает, засыпает, затуманивается
6 строка – определение (2 прилагательных или причастия) Коричневый, старый
7 строка – тема (1 существительное, противоположное заявленному в 1 строке). Смерть.
Хокку – 3 строки (1 – 5 слогов, 2 – 7 слогов, 3 – 5 слогов). Суть – передача первого впечатления от предмета, окружающего мира или события. Возможная схема написания: 1 строка – Я был (кем-то, чем-то). 2 строка – место и действие (где и что делал). 3 строфа – определение (как?). Например: Я был там листом, // Растущим в саду в тиши, // Мечтая о ней.
Все эти рубрики будоражат мысль ученика заставляют, запускают механизмы самопознания (что я из себя представляю).
В конце указывается цель создания данного портфолио.
Предварительный просмотр:
ПОРТФОЛИО как форма организации работы позволяет значительно упорядочить работу учащихся над темой. Для этого достаточно задать с помощью рубрик такую структуру основных разделов, которая позволит перемещать по ним рабочие материалы в соответствии с логикой работы над темой.
Разделы (рубрики) КОЛЛЕКТОРА
1.Давайте познакомимся- знакомство с программой , с ее возможностями, областью применения.
2.Работы друзей -демонстрация готовых презентациий, сделанных учащимися старших
Классов
Темы для изучения - список тем для изучения в соответствии с образовательным стандартом
3.А теперь попробуй сам – в этом разделе представлена программа, обучающая работать
в среде Power Point с тренировочными упражнениями.Ученик читает материал уроков, выполняет упражнения и проводит рефлексивный анализ своей деятельности в заметках к слайду, там же учитель может сделать свои замечания , пожелания и рекомендации. Обучающий курс состоит из основной и вариативной частей. Основная часть отражает основные принципы работы с программой Power Point ( уровень стандарта). Вариативная часть – дополнительные уроки по выбору ( для развития познавательного интереса и стимулирование самообучения.
Эта программа обучает и в то же время дает возможность найти применения своим знаниям путем ее дальнейшей разработки и усовершенствования, стимулирует познавательный процесс ( мне надо изучить дальнейшие взможности Power Point и уметь рассказать о них средствами этой же программы).
4.Задания для отработки навыков и умений. Важно, что даже на уровне стандарта учащиеся имеют возможности выбора заданий в наибольшей степени соответствующих их индивидуальному развитию.
Если учитель предусматривает большое количество альтернативных заданий и форм работы, то степень свободы выбора для учащегося на этом этапе значительно возрастает.
5.Темы и задания для самостоятельной работы.
Темы для самостоятельной работы предполагают расширенный или углубленный уровень освоения модуля и рассчитанны на познавательную активность учащегося.
6.Темы для презентаций .
4.Путеводитель по теме
5.Заповеди темы
Развитие познавательного интереса к предмету помогает создание рубрик.
В начале часть рубрик может быть задана учителем для раскрутки детей, а в дальнейшем по мере изучения материала учащиеся сами их придумывают и заполняют.
Рубрики для раздела «Коллектор»
- «Теоретический монолог»: собираются основные теоретические положения по теме портфолио.
- «Что бы это значило?»: понятийно-терминологический словарь.
- «Статистические данные»: информация в цифрах и фактах.
- «Законы, принципы, правила»: теоретические основы рассматриваемого
Предварительный просмотр:
Раздел «РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ»
В зтом разделе ученик выполняет упражнения по теме и в заметках к слайду пишет о своих успехах, трудностях, намечает пути их преодоленения. Здесь же учитель может выразить свое мнение.
Рубрики раздела «Рабочие Материалы»
- «Вопросы, оставшиеся без ответов»: вопросы, ответы на которые ученик не получил на уроке или в ходе работы над портфолио.
- «Вредные советы»: творчество в стиле Г.Остера.
- «Где и когда я смогу использовать…»: практическое применение полученных знаний.
- «Банк идей»: идеи, даже самые безрассудные.
- «Что будет, если…»: банк гипотез.
- «Диверсант»: аргументы и контраргументы на заданную тему.
- «Девиз темы», «Эмблема темы», «Реклама темы»…
- «Темы для исследования»: возможные темы дальнейшей исследовательской работы.
- Курьезы, анекдоты, «ляпы» по теме».
- «Параллельные миры»: внутри- и межпредметные связи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедиа технологии как средство формирования мотивации учащихся НПО к изучению информационных технологий
Современные средства ИКТ открывают для учащихся и учителей школ и профессиональных училищ принципиально новые возможности, способствующие повышению эффективности самостоятельной работы, реализации нов...
Проблемы изучения информационных технологий в общеобразовательной и профессиональной школе
Жить в современном мире, адекватно этому миру, сможет тот, кто сам умеет использовать информационные технологии, владеет современными ИКТ. Данный материал освещ...
Использование мультимедийных и информационных технологий в интерактивном обучении английскому языку в СПО
Выступление на тему:"Использование мультимедийных и информационных технологий в интерактивном обучении английскому языку в СПО"....
Развитие познавательной мотивации учащихся на уроках немецкого языка через использование игровых и информационных технологий
Важнейшей задачей школы является создание оптимальной образовательной среды, мотивирующей учащегося на учебную деятельность и активизирующей труд учителя....
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ШКОЛЕ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Информатизация и информационные технологии в деятельности учителя школыРазвитие творческих способностей младших школьниковАвторы статьи: Бобина Елена Васильевна, Филатова Наталья Ивановна...
"Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, ЭОР в образовательном процессе"
Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни, современный человек не может себе представить жизнь без интеллектуального помощника- персонального компьютера, без офис...
Изучение информационных технологий на уроках информатики
В данной статье предлагается ряд практических заданий по теме "Информационные технологии", которые позволяют не только отработать изучаемый материал, но способствуют развитию у учащихся...