Изучение информационных технологий на уроках информатики
статья по информатике и икт на тему

В данной статье предлагается ряд практических заданий по теме "Информационные технологии", которые позволяют не только отработать изучаемый материал, но способствуют развитию у учащихся интереса к предмету, творческих способностей, формированию межпредметных связей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИЗУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Раздел «Информационные технологии» по праву считается одним из приоритетных в школьном курсе информатики. Его изучение дает учащимся возможность приобрести навыки работы с различными видами информации, использовать имеющиеся знания в учебной деятельности для повышения своего образовательного уровня и реализации своих творческих способностей. Уже трудно представить себе учебно-воспитательный процесс без мультимедийных презентаций, красиво оформленных рефератов, проектов, творческих работ и т.п. Именно поэтому изучение информационных технологий на уроках информатики особенно актуально  в последнее время.

Для любого ученика личностно значима, прежде всего, та работа, в которую он вложил душу и силы, и которая может оказаться полезной и будет оценена другими участниками учебно-воспитательного процесса (учителями, родителями, одноклассниками, младшими школьниками и т.п.).  Поэтому в методической копилке учителя должен быть запас таких практических работ, которые позволят ученику применить имеющиеся у него знания для создания пусть не громоздкого, зато практически значимого продукта. Рассмотрим примеры таких практических работ.

Начнем с программы Excel. Организуем практическую работу «Создание теста в Excel». Создадим в ней учебный тест по любой теме, состоящий из 10 вопросов. К каждому придумаем по 3 варианта ответа. В ячейку или объединенную группу ячеек запишем вопрос с вариантами ответов. Отформатируем текст в ячейке, чтобы он хорошо смотрелся и легко читался. Рядом создадим ячейку со списком для выбора одного из трех возможных вариантов ответа. Рядом, используя условную функцию, создадим ячейку, в которой будет написано «верно» или «неверно» в зависимости от выбранного ответа. И такую работу выполним для всех 10 вопросов. Внизу выберем ячейку, в которую введем формулу с функцией СЧЁТЕСЛИ, это позволит подсчитать количество верных ответов. И, наконец, ссылаясь на эту ячейку и используя функцию ЕСЛИ, выставим оценку тому, кто пройдет этот тест, исходя из следующих критериев: 10 баллов – отлично, 9-8 баллов – хорошо, 7-5 баллов – удовлетворительно, меньше 5 баллов – неудовлетворительно. Теперь скроем столбец с верными ответами, и тест готов.

Такую практическую работу удобно проводить в конце изучения темы, когда учащиеся уже имеют навыки работы со встроенными функциями. При подготовке вопросов дома (кстати, предмет и тему выбирают сами учащиеся) такая работа займет всего один урок. Однако ее воспитательный и развивающий потенциал вряд ли вызывают сомнения. Это как раз тот случай, когда работа и полезна, и интересна.

Другая практическая работа «Создание таблицы для обработки результатов психологического теста в Excel». Зная, что табличный процессор позволяет выполнять большое количество однотипных вычислений, используем это для  облегчения работы человека, обрабатывающего результаты теста для некоторой группы, например, класса. Речь идет о тестах, состоящих из большого количества утверждений или вопросов (например, 25 вопросов). Каждый опрашиваемый (например, каждый из 30 учеников класса) должен ответить на эти 25 вопросов, выбрав ответ по предложенной шкале, например: всегда - 3 балла, очень часто – 2 балла, очень редко – 1 балл, никогда – 0 баллов. Подсчет результатов по каждому ученику занимает много времени, причем каждый раз приходится выполнять практически одну и ту же работу – как раз то, что является одним из преимуществ работы в программе Excel.

Итак, создаем таблицу. Количество строк определяется как  количество участников плюс одна строка на заголовки столбцов. Количество столбцов: один столбец выделяется на фамилию и имя, 25 столбцов для ввода ответов на вопросы, еще два на обработку результатов. Для предотвращения непреднамеренных ошибок при вводе ответов в 25 столбцах сделаем ячейки со списком. Выбор ответа осуществляется только из четырех предложенных значений: 0, 1, 2, 3.

Обработка результатов осуществляется обычно следующим образом: производятся необходимые вычисления, и человек относится к определенной группе в соответствии с набранным количеством баллов. Выполнить эту работу можно с помощью некоторых встроенных функций (СУММ, СРЗНАЧ и т.п.), а также обычного ввода заданных в тесте формул. Для подведения итогов можно также использовать функцию СЧЁТЕСЛИ, чтобы узнать, сколько учеников попало в ту или иную группу. Такая практическая работа тоже займет не более одного урока, позволит повторить изученный материал и применить полученные знания в нестандартных ситуациях.

Программа MS Publisher в обязательном порядке на уроках информатики не изучается, но знакомство с ней позволяет создать много замечательных творческих работ. Более того, однажды научившись создавать презентации в PowerPoint, для учащихся не составит большого труда использовать предложенные макеты публикаций.  

Отличной альтернативой любым стенгазетам, выпускаемым к предметным неделям, может стать предметный календарь (математический, биологический и т.п.). Макет календаря на год есть в программе. Ученикам останется только проявить фантазию, чтобы найти тему для каждого месяца и оформить соответствующие страницы.  Например, так можно выпустить календарь знаменательных дат, праздников, связанных с предметом, познакомить с историей города или страны. Кстати, такую работу можно выполнить всем классом, разделив учащихся на группы и предоставив им на выбор любой месяц года.

Создание буклета на любую тему также может стать очень увлекательным и полезным занятием. Старшеклассники с большим удовольствием делают буклеты для учащихся начальной школы по окружающему миру, правилам дорожного движения, по правам ребенка, здоровому образу жизни. Если в компьютерном классе учащиеся имеют доступ к Интернету, то поиск информации может осуществляться прямо на уроке. Если такой возможности нет, часть информации можно предоставить ученикам в распечатанном или электронном виде, предложив отобрать для работы нужную.

И наконец, MS Word. В данной программе можно оформить любой текст, а еще можно создать брошюру. Это может быть небольшой сборник статей, мини-задачник, отчет о мероприятиях, проведенных в классе, сборник стихотворений учащихся или других творческих работ. Конечно, это работа не на один урок, это может быть учебный проект, творческое задание или просто домашнее задание для группы учащихся. В любом случае, сделанная самими учениками такая работа вызовет исключительно положительные эмоции и гордость.

Все это только малый перечень практических работ, которые можно предложить ученикам разных возрастов при изучении темы «Информационные технологии». Их выполнение позволяет учащимся не только познакомиться с возможностями рассмотренных выше программ, но и реализовать свои творческие способности, а также создать целый ряд замечательных работ, которые могут быть впоследствии использованы в учебно-воспитательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности образовательной деятельности через использование интерактивных информационных технологий на уроках физики и информатики

Данный материал представляет собой методическую статью по теме, который можно использовать при проведении семинара или мастер-класса....

Мультимедиа технологии как средство формирования мотивации учащихся НПО к изучению информационных технологий

Современные средства ИКТ открывают для учащихся и учителей школ и профессиональных училищ принципиально новые возможности, способствующие повышению эффективности самостоятельной работы, реализации нов...

Интегрированный урок математики и информатики. 8-й класс. Использование информационных технологий на уроке математики. Тема "Геометрический метод определения количества корней квадратных уравнений "

Психологические исследования подтверждают, что некоторые обучающиеся испытывают значительные трудности при работе с информацией,  представленной в формализованном и формальном виде,  не восп...

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ШКОЛЕ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Информатизация и информационные технологии в деятельности учителя школыРазвитие творческих способностей младших школьниковАвторы статьи: Бобина Елена Васильевна, Филатова Наталья Ивановна...

Воспитание патриотизма через применение информационных технологий на уроках информатики

 Данная статья содержит материал о воспитании патриатизма через применение информационных технологий на уроках информатики...

Формы и методы информационно-коммуникационных технологий на уроках информатики

Формы и методы информационно-коммуникационных технологий на уроках информатики...

Современные информационные технологии на уроках информатики

Одним из важнейших стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих условия для...