"Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, ЭОР в образовательном процессе"
статья по алгебре по теме
Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни, современный человек не может себе представить жизнь без интеллектуального помощника- персонального компьютера, без офисных и прикладных программ, Интернета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.46 КБ |
Предварительный просмотр:
"Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, ЭОР в образовательном процессе на уроках математики "
Полежаева Ирина Николаевна
учитель математики
МБОУ «Гимназия №4
г. Пушкино»,
Московской области
Введение
Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни, современный человек не может себе представить жизнь без интеллектуального помощника- персонального компьютера, без офисных и прикладных программ, Интернета.
ИКТ является неотъемлемой частью сферы образования. Данный факт предоставляет возможность оптимизировать процесс обучения, увеличить насыщенность образовательного процесса. Новые технологии можно использовать в любом предмете, на любом этапе урока. Мы исследуем возможности ИКТ на уроках математики.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. Использование ИКТ является эффективным методом обучения и таким методическим приёмом, который активизирует мысль школьников, стимулирует их к самостоятельному приобретению знаний.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Однако использовать компьютерные технологии необходимо в комплексе с традиционными методами обучения.
Компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея. На любом этапе урока можно использовать компьютерные презентации, как индивидуально, так с помощью интерактивной.
Примеры использования презентаций на уроках математики:
- Объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией.
- Работа с устными упражнениями.
- Использование презентации при повторении пройденного материала.
- Демонстрация условия и решения задачи.
- Демонстрация геометрических чертежей.
- Взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде.
- Проведение тестов.
- Проведение физкультминуток.
- Проведение рефлексии.
- Демонстрация портретов математиков и рассказ об их открытиях.
- Иллюстрация практического применения теорем в жизни.
- Создание учащимися компьютерных презентаций к урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.
- Внеклассная работа: математические игры и вечера.
Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся. На таких уроках у детей интерес к предмету повышен.
Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Конечно, для того, чтобы использовать ИКТ и учитель и ученик должны быть знакомы с технологией работы на компьютере. Данный момент нужно учитывать как при планировании программного материала, так и при повышении квалификации учителей.
Таким образом, включение в урок информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения математике интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ
«Сложение и вычитание десятичных дробей»
В процессе обучения теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» используются разнообразные средства обучения: дидактические материалы, рабочие тетради, таблицы, карты и др. Они составляют единый комплекс, основой которого является учебник Муравин Г.К., Муравина О.В. Математика. 5 класс и предназначены для лучшего усвоения курса, служат целям формирования УУД.
Средства обучения теме (в том числе ИТ).
1. Информационный материал:
таблица целей обучения теме;
карта изучения темы.
2. Учебник:
Муравин Г.К., Муравина О.В. Математика. 5 класс-М: Дрофа.-315с.
- Муравин Г.К., Муравина О.В. Математика. 5 класс Методические рекомендации к учебнику Муравин Г.К., Муравина О.В. Математика. 5 класс. В двух частях - М: Дрофа 2007.
3. Рабочая тетрадь по математике:
Муравин Г.К., Муравина О.В. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Муравин Г.К., Муравина О.В. Математика. 5 класс. В двух частях - М: Дрофа 2013.
4. Таблицы:
«Виды математических выражений»;
«Действия с десятичными дробями»;
«Свойства сложения и вычитания чисел»;
«Таблица разрядов».
5. Предписания для:
сравнения десятичных дробей,
округления десятичных дробей,
сложения (вычитания) десятичных дробей.
6. Схема решения текстовых задач на «движение по реке».
7. Дидактические материалы:
Муравин Г.К., Муравина О.В. Математика. 5-6 класс. Дидактические материалы к учебникам Муравин Г.К., Муравина О.В. Математика. 5 класс. Математика. 6 класс. - М: Дрофа 2013.
Тренажер по математике к учебнику. 5 класс/ Под ред. – М.: Издательство ЗАО «Бука», 2009.
8. Раздаточный материал:
карточки для устного счета,
карточки с индивидуальным заданием.
1. Средняя математическая интернет-школа «Вся элементарная математика» http://www.bymath.net/
На сайте представлен теоретический материал по всем темам школьного курса математики, примеры решения заданий.
2. Математика в Открытом колледже http://mathematics.ru/ от Физикон.
Открытая математика. Алгебра (версия 2.6) http://mathematics.ru/courses/algebra/design/index.htm
На сайте представлен теоретический материал по всем темам школьного курса математики, примеры решения заданий.
Тема «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей» представлена в Открытом колледже «Физикон» в разделе «Открытая математика. Алгебра».
3. Энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org/wiki/Математика, http://ru.wikipedia.org/wiki/История_математики.
«Википедия» представляется собой электронную энциклопедию. Здесь можно найти энциклопедические сведения об истории развития математики, происхождении терминов, понятиях из области математики и т.д.
4. Математика он-лайн, 5-6 классы http://www.matematika-na.ru/
На сайте все задания решаются в режиме «он-лайн», что позволяет непосредственно после решения заданий проверить правильность результатов. Тренажер по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» представлен в виде групп примеров (по 4), где в соседних окнах учащимися вводятся ответы и проверяется правильность решения.
5. Интерактивные задания по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» на сайте Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Цифровой образовательный ресурс, представленный ООО «1С». Представляет собой упражнения на сложение и вычитание десятичных дробей.
Один из ЦОР находится в каталоге http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4b79a1de-8380-4e93-a969-6c19feb9c7dd/
«Сложение и вычитание десятичных дробей»
Тип урока: комбинированный
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями для сильных и слабых учащихся, мультимедийный проектор (презентация с помощью прикладной программы PowerPoint).
Описание мультимедийного продукта: наглядная презентация из 19 слайдов.
Цель создания и использования медиапродукта на занятии: мотивация познавательной деятельности учащихся; иллюстрация материал.
Обоснование целесообразности использования ИКТ в данном уроке: презентация вписывается в структуру урока, сопровождая рассказ учителя. Возможность вставлять любые объекты (картинки, графики, таблицы, анимации) в презентацию делает её особенно привлекательной при изучении данной темы, когда необходимо показать модели или ход процесса. К тому же при представлении материала в таблицах, картинках и тезисах, включаются механизмы не только слуховой, но зрительной и ассоциативной памяти. В любом случае при первичном применении презентации даже самая простая реализация способна заинтересовать учащихся.
Структура урока:
- Организационный момент. 0,5 мин.
- Проверка домашнего задания . 2 мин.
- Активизация ранее полученных знаний. Устный счет (найти значение выражения удобным способом). 10 мин.
- Сообщение темы и цели урока; запись в тетрадь числа, классной работы и темы урока. 1 мин.
- Работа по теме урока.25 мин
- Самостоятельная работа. 5 мин.
- Подведение итогов урока. 1 мин.
- Постановка домашнего задания. 0,5 мин.
Ход урока
1.Организационный момент. 0,5 мин.
Проверяется готовность класса к уроку. Отмечается, что учащиеся недавно познакомились с понятием «десятичная дробь», научились складывать и вычитать десятичные дроби.
Ученики записывают в тетрадь число и «Классная работа».
- Проверка домашнего задания
Проверяется №675, 676.
Проговаривается алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.
1. Уравнять количество знаков после запятой в десятичных дробях. 2. Записать десятичные дроби друг под другом так, чтобы запятая была под запятой. 3. Сложить числа, не обращая внимание на запятые. 4. Поставить запятую в ответ под запятыми в десятичных дробях. |
Обмен тетрадями (собираются тетради с домашней работой и раздаются проверенные тетради, в которых будет писаться классная работа)
3. Активизация ранее полученных знаний. Устный счет (найти значение выражения удобным способом) 10 мин.
1. Какой знак нужно поставить между 2 и 3, чтобы получилось число больше чем 2, но меньше чем 3. | 2,3 |
2. Шел Кондрат в Ленинград, навстречу ему 40 ребят, у каждого из них по корзине, а в каждой корзине по 4 котенка. Сколько ребят и сколько котят шли в Ленинград? | 0 |
3. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? | Нет, т.к. будет ночь |
4. (233+184)-33 (320+167)-120 148-(48+50) 233-(128+33) | 384 367 50 72 |
(863+471)-371 643-(243+389) 876-(398+476) | 489 963 11 2 |
4. Сообщение темы и цели урока;
Учитель:
Какие свойства сложения и вычитания пригодились нам для более удобного счета этих примеров? Как вы думаете, чему сегодня на уроке мы должны научиться? (применять свойства сложения и вычитания на области десятичных дробей).
Давайте запишем в тетрадь и тему урока. Сложение и вычитание десятичных дробей.
Запишите при помощи букв a и b переместительное и сочетательное свойства сложения a+b=b+a
(a+b)+c=(a+c)+b=a+(b+c)
Используя буквы a, b и c, запишите свойство вычитания числа из суммы и свойство вычитания суммы из числа.
(a+b)-c=(a-c)+b=(b-c)+a
a-(b+c)=a-b-c
Молодцы!
- Работа по теме урока
№678
Прочитайте внимательно задание. Какие свойства надо будет применять для удобства вычисления
Используя свойства сложения и вычитания, вычислите самым удобным способом значение выражения:
а) 2,31+(7,65+8,69)=(2,31+8,69)+7,65=11+7,65=18,65
б) 0,387+(0,613+3,142)=(0,387+0,613)+3,142=4,142
в) (7,891+3,96)+(6,1+2,109)=(7,891+2,109)+(3,9+6,1)=10+10=20
г) 14,537-(2,237+5,9)=(14,537-2,237)-5,9=12,3-5,9=6,4
д) (224,302+17,879)-1,302=(24,302-1,302)+17,879=23+17,879=40,879
е) (25,243+17,77)-2,77=25,243-(17,77-2,77)=25,243+15=40,243
№690
Прочитайте условие задачи. Что в ней известно? Что не известно? Что надо найти? Сделайте краткую запись.
1 день – 95,37 т | ? |
2 день - ? на 16,8т больше чем |
1) 95,37+16,8=112,17(т) – продали за 2 дня
2) 95,37-112,17=207,54 (т) – Осталось.
Записали ответ.
№ 248 (Рабочая тетрадь)
Прочитайте задание
Подумайте, надо ли здесь применять свойства сложения и вычитания?
Как решать данные примеры?
Вспомните порядок выполнения действий.
А) 9,83-1,76-3,28+0,11=4,9
9,83-1,76=8,07
8,07-3,28=4,79
4,79+0,11=4,9
б) 12,371+8,93+1,212=4,653
12,371-8,93=3,441
3,441+1,212=4,653
в) 14,87-(5,82-3,27)=12,32
5,82-2,27=2,55
14,87-2,55=12,32
г) 14-(3,96+7,85)=2,19
3,96+7,85=11,81
14-11,81=2,19
6.Самостоятельная работа
Рабочая тетрадь № 250, 251, 252 (Задание вычислить, сравнить и задача на составление выражениия)
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
Назовите, какие свойства сложения и вычитания делают вычисления проще?
Чему мы с вами научились на уроке? (применять свойства сложения и вычитания для десятичные дроби).
Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
Что не понравилось?
- Оцените свою работу на уроке
Устная работа от 0 до 5 баллов
Самостоятельная работа правильно выполнено 3, 4 задания – 3 балла
5 заданий – 4 балла
6-8 заданий – 5 баллов
- Постановка домашнего задания:
№ 689(2), 681, 696 (Задача на смекалку)
– Урок окончен.
Дополнительные задания
- Вычислить удобным способом:
7,965-(1,45+3,965)=2,55
(4,321+8,512)-3,321=9,5
Заключение
Век информационно-коммуникативных технологий требует от учителей перехода от традиционного изложения материала, с помощью мела и доски, на демонстрацию учащимся наглядного материала, например, презентаций. В данной статье можно найти всё необходимое, чтобы начать работать по новому.
Использование компьютера на уроках позволяет более нагляднее и доступнее представить учебный материал, а это, в свою очередь, стимулирует интерес ребёнка к изучаемому предмету. Наиболее доступной и популярной формой подачи учебного материала является презентация, созданная в программе Microsoft Office PowerPoint, которая активно используется на уроках.
Электронные презентации могут служить экранным дидактическим материалом при опросе учащихся, при изучении новой темы - заменяет классную доску, для закрепления нового материала могут быть использованы тесты, для обобщения и систематизации знаний по теме – кроссворды, ребусы, таблицы.
Таким образом, учитель может повысить эффективность обучения и фиксировать внимание учащихся на трудных разделах темы, при условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения. Создавая презентацию к уроку необходимо делать акцент на основные моменты урока, то есть привлекать внимание учащихся, а это можно сделать с помощью анимации, видеоролика. Презентации являются не только источником информации, но и определяют ту или иную организацию работы класса или группы учащихся.
В своей практике я использую презентации, которые составляю сама, либо пользуюсь готовыми, которые нахожу в Интернете. По возможности стараюсь чаще использовать информационно-коммуникативные технологии на своих уроках, а также использую следующие элементы методики преподавания: создание «проблемных ситуаций» в процессе изложения учебного материала, рассказы, беседы, печатные материалы (тесты, таблицы). Учащимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал. Из этого можно сделать вывод, что компьютер формирует навыки рационального запоминания материала. При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране - комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. Урок от этого становится интереснее. По итогам таких уроков можно значительно повысить эффективность обучения.
Результатом систематического применения информационно-коммуникативных технологий на уроках является повышение квалификации самого учителя, вовлечение большего количества учащихся в активную деятельность, активизирует внимание учащихся, усиливают их мотивацию, возрастает интерес учеников к предмету, развивает воображение и фантазию, а с этим и повышается эффективность урока. Все это служит залогом глубоких и прочных знаний по предмету и предопределяет развитие личности учащегося.
Литература
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД -1552/о3 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся» - М., 2011.
2. Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования - http://standart.edu.ru
3. Горюнова М.А., Семёнова Т.В., Солоневичева М.Н. Интерактивные доски и их использование в учебном процессе / Под. общ. ред. М.А.Горюновой. – СПб.: БХВ-Петербург, 2010. – 336 с.
4. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2003. -223 с. – (Б-ка учителя).
5. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. М.: Просвещение, 2011. – 190 с. (Стандарты второго поколения).
6. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. – М.: Просвещение, 2012. – 56 с. (Работаем по новым стандартам)
7. http://school-collection.edu.ru/ - каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
8. http://fcior.edu.ru - каталог электронных образовательных ресурсов ФЦ.
9. http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.
10. http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.
11. http://www.it-n.ru/ - «Сеть творческих учителей».
12. http://www.ict.edu.ru - портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании".
13. http://mishschool2.ucoz.ru/
http://ped-kopilka.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/05/picture-504436-1415172301.jpg)
Использование современных педагогических информационно -коммуникационных технологий в процессе обучения истории детей с ограниченными возможностями здоровья
В докладе рассматриваются возможности применения ИКТ в образовательной и воспитательной работе на базе коррекционной школы . Особенности применения ИКТ технологий, на примере ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/04/picture-720156-1449198916.jpg)
Применение современных и образовательно-информационных технологий в обучении английскому языку
Формы и методы активизации познавательной и коммуникативной деятельности на уроках английского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/24/picture-760501-1456294814.jpg)
«Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка»
Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка....
Создание и использование тематических комплексов информационной поддержки, мультимедийных и интерактивных электронных образовательных ресурсов по истории
В статье обобщен опыт по созданию и использованию тематических комплексов информационной поддержки, мультимедийных и интерактивных электронных образовательных ресурсов по истории и математике. Описан ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/31/picture-1048166-1533055786.jpg)
Современные педагогические информационные технологии в преподавании предмета «Технология»
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информацио...
«Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методов и технологий в условиях введения новых образовательных стандартов на уроках предмета «технологии»
laquo;Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методов и технологий в условиях введения новых образовательных стандартов на уроках предмета «технологии»...
Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методик и технологий, направленных на повышение эффективности образовательного процесса.
В данной статье автор рассматривает некоторые методики и технологии, направленные на повышение эффективности образовательного процесса....