Методика формирования умений ставить и решать проблему у учащихся 8-9 классов на уроке информатики средствами разноуровневых заданий и практических работ
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) на тему

Воробьева Галина Владосовна

  Изучение предмета «Информатика и ИКТ» должно способствовать процессам социализации личности, фундаментализации образования, обеспечения возможности продолжать обучение (в рамках непрерывного открытого образования на базе использования телекоммуникационных средств).

Формирование умений ставить и решать проблему у учащихся 8-9 классов  на уроке информатики  средствами разноуровневых заданий и практических работ способствует развитию познавательной активности учеников,открывает большие возможности для возникновения групповой работы.

Систематическое применение таких заданий позволит ученикам впоследствии самостоятельно решать, какие умения им необходимы в типовых учебных ситуациях, как осуществлять перенос знаний в новые условия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hnologicheskoe_opisanie_opyta.doc162 байта

Предварительный просмотр:

ПРОВЕДЕНИЕ БРЕЙН-РИНГА

Оборудование: красочные плакаты с высказываниями о русском языке, подписанными под портретами авторов; словари, имеющиеся в школе (орфографические, толковые, иностранных слов, фразеологизмов и др.); презентация.

Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выра зителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А. И. Куприн

Перед вами громада - русский язык. Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его...

Н. В. Гоголь

Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью...

А. Н. Толстой

Чтецы декламируют стихи.

Чтец 1.        Выучи русский язык

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

 Если нуждаешься в твердой опоре, -

Выучи русский язык!

Ч т е ц 2,        Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

Чтец 3.        Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

(С. Абдулла, узбекский поэт.)

Ведущий 1. В школе продолжается Неделя русского языка и литера туры. А сегодня в нашем зале в игре "Брейн-ринг" встречаются сильнейшие представители 8 классов - знатоки русского языка.

Дорогие друзья, добро пожаловать в страну Русского языка!

Девиз нашей игры: Выучи русский язык!

Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки; в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка. Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!

Правила игры: в каждом туре игра идёт до трёх очков. Время размыш ления над вопросом -. одна минута. Команда, не отвечающая на вопросы, выбывает из игры. Победительницей будет признана команда, одержавшая победу в последнем туре,

А теперь жеребьёвка. После жеребьёвки команд начинается игра. В пе рерывах между турами - разгадывание болельщиками кроссвордов или реклама литературы (о русском языке.)

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИГРЫ

1. О каких знаках препинания идёт речь?

Когда слова гремели и блистали,

Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако время новое настало –

Оно меня и свергло с пьедестала.

(Восклицательный знак.)

Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу –

За то, что много знать хочу.

(Вопросительный знак.)

Известно миру с давних пор,
        Что знак и я немаловажный

И не окончен разговор... И начинает думать каждый.

(Многоточие.)

Он очень вежлив...

Не любит споров он и драк.

Он всем старается помочь,

                            Он в слове "мать" и в слове "дочь"

И в тихом лунном слове "ночь".

Чтоб никого не огорчить,

Он всё старается смягчить...

(Мягкий знак)

2.        Какой знак препинания впервые был введён Н. М. Кармазинным? Что означает сейчас этот знак препинания?

(Тире. Слово "тире" заимствовано из французского языка, - "тя нуть", что вполне соответствует форме знака.)

3.        Как во времена М. В. Ломоносова называли восклицательный знак, чёрточку, скобки?

(Во времена Ломоносова восклицательный знак называли удивитель ным, чёрточку — единительным, а скобки - вместительным.)

4.        Какие знаки препинания ставятся в начале предложения?
(Многоточие, тире, кавычки.)

5.        Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением?
(Буква ё.)

6.        Составьте предложение, каждое слово которого должно начинаться
на букву
к (или я, о, н). Например, буква п. Прасковья Петровна пригласила Порфирия Павловича поужинать пирогами.

7.        Расставьте знаки препинания, объясните их.
Отколе умная бредешь ты голова.

(И. А. Крылов.)

 (Отколе, умная, бредёшь ты, голова? Разорванное обращение - умная голова.)

8.         Запишите под диктовку предложение, расставь те знаки препинания.

На углу, на террасе, сидит Аввакум Кириллович и потчует ветчиной, винегретом коллежского асессора Фадея Аполлоновича.

9.        Слово красный в древнерусском языке имело значение "красивый,
нарядный, парадный, ласковый, добрый". Какое из этих значений оно име ет в следующих предложениях?

а)        Пустил стрелу средний брат - полетела стрела к богатому купцу во
двор и упала у
красного крыльца.

б)        Стали жёны кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы
пособили им ткать ковры.

в)        Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто вёрст в
земле раскинул, ветками
красное солнце закрыл.

10.        Что означают выражения? Когда мы их употребляем?

а)        шиворот-навыворот;

б)        спустя рукава;

в)        точить лясы.

(Шиворот-навыворот означает "совсем наоборот, наизнанку". Раньше это выражение связывалось с позорным наказанием. Преступника или пой манного вора одевали в вывороченную одежду. Шиворот на выворот озна чало "одежда, вывороченная наизнанку в наказание".

Спустя рукава означает "трудиться неохотно, небрежно". Раньше ста ринная русская одежда была с длинными, спускавшимися до земли рукава ми. Поэтому во время работы приходилось подбирать их, засучивать. От сюда и пошло выражение "работать спустя рукава, т. е. неохотно, небрежно".

Точить лясы - "весело и почти без пользы проводить время, вести шумную беседу". Раньше из осиновых плах резчики дерева (балясники) выделывали различные фигурные балясины или деревянные украшения для перил, балконных поручней, оконных рам. Работа эта нетрудная. Обтачи вая дерево, балясники вели разговор или пели. Постепенно промысел ба лясников исчез, но память о них осталась в живой речи.)

11.        Подберите пословицы и поговорки, связанные с временами года или
отдельными месяцами, или закончите пословицы и поговорки.

Весна красна цветами,...(а осень снопами).

Весною час упустишь -... (годом не наверстаешь).

Осень прикажет, а ... (весна своё скажет).

Декабрь год кончает, а ... (зиму начинает).

В зимний холод ... (всякий молод).

Ни в марте воды,... (ни в апреле травы).

Лето припасает, а ...(зима поедает).

Где в апреле река, ... (там в июле лужица).

12.        Объясните написанные словосочетания.

Грамотный инженер, грамотное сочинение, грамотный чертёж, грамот ный ученик.

(Грамотный инженер — "обладающий знаниями в определённой облас ти". Грамотное сочинение - "не содержащее ошибок". Грамотный чер тёж — "выполненный со знанием дела". Грамотный ученик - 'умеющий правильно, без ошибок, писать и говорить".)

13.        Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, не
называя ни числа, ни названия дня?

(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

14.        Превратите слово мел в мелкое место, угол - в топливо, шест - в
число?

(Сделать мягким конечный согласный: мель, уголь, шесть.)

15.        Являются ли однокоренными слова гимнаст, гимн, гимназист, гим настёрка? Используйте толкования этих слов в "Словаре русского языка"
С. И. Ожегова.

(Гимн - торжественная песня - символ, гимназист - учащийся гимна зии, гимнаст - спортсмен, занимающийся гимнастикой, гимнастёрка -верхняя рубашка, военная форменная одежда. Данные слова не являются однокоренными.)

16.        Определите, где предлоги, а где наречия?

а)        Вокруг стояла тишина;

б)        Туристы расположились вокруг костра;

в)        Не мешай слушать, после расскажешь;

г)        После небольшого отдыха все запели.

(Предложения под буквами а, в— с наречиями. Предложения под буква ми б, г - с предлогами.)

17.        Укажите существительное женское рода.
Профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь.
(
Вермишель.)

18.        Как называются люди, живущие в Пскове, Уфе, Томске, Курске,
Туле?

(Псковичи, уфимцы, томичи, куряне, туляки.)

19.        Отгадайте загадки.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает.

(Книга.)

Стоит дом, кто в него войдёт,

Тот ум приобретёт.

(Школа.)

Какая водица только для грамотного годится?

(Чернила, паста.)

В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься, скажу. (Дневник.)

 Чёрные, кривые, от рождения немые,

Станут в ряд - сразу заговорят.

(Буквы.)

20.        С числительными оба, обе составьте несколько предложений, к ко торым рядом напишите в любом падеже одно из данных существительных:
ясли, клещи, ножницы, щипцы.

(Составить такие предложения нельзя, так как имена числительные оба, обе не связываются с существительными, употребляющимися во множественном числе.)

21. Вам приходилось не раз смотреть кинокартины, в названии которых встречаются имена числительные.

Победителем будет та команда, которая последней назовёт кинокар тину.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ:«ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА».

Задача современного образования – формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельности принятия решений, инициативность.Технология классно-урочной системы эффе...

Методика формирования умения решать вычислительные задачи в процессе изучения курса физики основной общеобразовательной школы

В статье предствалены общие подходы к решению задачи, т.к.  процесс обучения учащихся умению решать физические задачи основывается на сознательном формировании у них знаний о средствах...

Немного о методике формирования умений решать текстовые задачи

Традиционная педагогика советского периода занималась формированием личности ребенка, подгоняя ее под унифицированные стандарты и эталоны социального заказа общества. По сути, вся педагогическая...

Составление и использование разноуровневых заданий для дифференцированной работы с учащимися

Обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, школьники могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. Его достижение свидетел...

Методика формирования умения схематизировать «Устройство компьютера».

Организацию первого этапа обучения схематизации рассмотрим на примере фрагмента учебного занятия по предмету «Информатика», 8 класс. Тема: «Устройство компьютера»....

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ РЕШАТЬ ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ У УЧЕНИКОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ

В статье описывается методика формирования умения решать физические задачи у учащихся национальных школ Республики Тыва (РТ). Одной из актуальных в методике преподавания физики проблем является обучен...

Задание к практической работе учащихся 7-8 кл. "Выполнение двойного шва"

Описание операций для выполнения двойного шва....