МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ РЕШАТЬ ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ У УЧЕНИКОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ
статья по физике

Чооду Шолбана Суге-Маадыровна

В статье описывается методика формирования умения решать физические задачи у учащихся национальных школ Республики Тыва (РТ). Одной из актуальных в методике преподавания физики проблем является обучение учащихся решению физических задач. Это объясняется не только сложностью данного вида деятельности для учащихся, но и некоторыми недостатками методики формированию у учащихся умению решать физические задачи. Методика решения учебных задач по физике является хорошо развитой областью дидактики, но традиционная методика нуждается в адаптации к современным требованиям к выпускникам школ и расстановке соответствующих акцентов в образовательном процессе, таких как учет региональных, этнопсихологических особенностей обучающихся. Озвученная выше проблема особо остро стоит в национальных школах, потому что у детей национальных школ республики существует еще одна актуальная проблема –  языковой барьер.  Авторская методика основанна на алгоритмическом методе, с использованием  билингвального подхода  и теории планомерно поэтапного формирования умственных действий П. Я.Гальперина. При разработке методики учитывались национально-региональные, этно-психологичексие особенности учащихся тувинских школ  и обучение осуществлялось с опорой на родной язык. В статье анализируется обоснованность использования данной методики в учебном процессе национальных школ. Эффективность описанной методики формирования умений решения физических задач у тувинских учащихся подтверждена в дидактическом эксперименте, проведенном в национальной гимназии № 9 г.Кызыла Республики Тыва. Для статистической обработки результатов эксперимента были применены критерии:  Q Розенбаума, U Манна – Уитни, Т Вилкоксона, Медианный критерий m, jimage- угловое преобразование Фишера.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._choodu_sh.doc259 КБ

Предварительный просмотр:

УДК  372.8: 373

 ББК Ч74.262.22                              ГСНТИ 14.25.09                    Код ВАК 13.00.02

Чооду Шолбана Суге-Маадыровна,

Аспирант кафедры общей физики ОмГУ им. Ф.М. Достоевского,

644077, Россия, г. Омск, пр. Мира, 55А, e-mail: sholbana-choodu@list.ru

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ РЕШАТЬ ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ У УЧЕНИКОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ

Аннотация: В статье описывается методика формирования умения решать физические задачи у учащихся национальных школ Республики Тыва (РТ). Одной из актуальных в методике преподавания физики проблем является обучение учащихся решению физических задач. Это объясняется не только сложностью данного вида деятельности для учащихся, но и некоторыми недостатками методики формированию у учащихся умению решать физические задачи. Методика решения учебных задач по физике является хорошо развитой областью дидактики, но традиционная методика нуждается в адаптации к современным требованиям к выпускникам школ и расстановке соответствующих акцентов в образовательном процессе, таких как учет региональных, этнопсихологических особенностей обучающихся. Озвученная выше проблема особо остро стоит в национальных школах, потому что у детей национальных школ республики существует еще одна актуальная проблема –  языковой барьер.  Авторская методика основанна на алгоритмическом методе, с использованием  билингвального подхода  и теории планомерно поэтапного формирования умственных действий П. Я.Гальперина. При разработке методики учитывались национально-региональные, этно-психологичексие особенности учащихся тувинских школ  и обучение осуществлялось с опорой на родной язык. В статье анализируется обоснованность использования данной методики в учебном процессе национальных школ. Эффективность описанной методики формирования умений решения физических задач у тувинских учащихся подтверждена в дидактическом эксперименте, проведенном в национальной гимназии № 9 г.Кызыла Республики Тыва. Для статистической обработки результатов эксперимента были применены критерии:  Q Розенбаума, U Манна – Уитни, Т Вилкоксона, Медианный критерий m, ϕ- угловое преобразование Фишера.

Ключевые слова: проблемы в национальных школах РТ;  алгоритмический, билингвальный подходы; этнопсихологические особенности;  дидактический эксперимент.

Choodu Sholbana Suge-Maadurovna

Post-graduate student of the Department of General physics of OmSU. F. M. Dostoevsky

644077, Russia, Omsk, Mira, 55A, e-mail: sholbana-choodu@list.ru

METHOD OF FORMING THE ABILITY TO SOLVE PHYSICAL PROBLEMS AMONG PUPILS OF THE NATIONAL SCHOOLS OF THE REPUBLIC OF TUVA

Abstract: In article the technique of formation of ability to solve physical problems at pupils of national schools of the Republic of Tyva (RT) is described. One of relevant problems in a technique of teaching physics is training of pupils in the solution of physical tasks. It speaks not only complexity of this kind of activity for pupils, but also some shortcomings of a technique to formation at pupils to ability to solve physical problems. The technique of the solution of educational tasks in physics is well developed field of didactics, but the traditional technique needs adaptation to modern requirements to graduates of schools and arrangement of the corresponding accents in educational process, such as accounting of regional, ethnopsychological features of students. The problem sounded above especially is particularly acute at national schools because children of national schools of the republic have one more current problem – a language barrier. The author's technique is based on an algorithmic method, with use of bilingual approach and the theory of systematically stage-by-stage formation of intellectual actions of P.Ya. Galperin. When developing a technique national and regional, ethno-psikhologicheksiye features of pupils of the Tuva schools were considered and training was carried out with a support on the native language. In article the validity of use of this technique in educational process of national schools is analyzed. The efficiency of the described technique of formation of abilities of the solution of physical tasks at the Tuva pupils is confirmed in the didactic experiment made in a national gymnasium No. 9 of Kyzyl of the Republic of Tyva. Criteria have been applied to statistical processing of results of an experiment: Rosenbaum's Q, U Mann – Whitney, Vilkokson's T, Median criterion of m,  - angular transformation of Fischer.

Key words: problems in national schools RT; algorithmic, bilingual approaches; ethno-psychological peculiarities; a didactic experiment.

Введение

Одной из актуальных проблем физического образования школьников является обучение решению физических задач. Решение задач позволяет приучить школьников к правильности и логичности рассуждений, к критическому осмыслению полученных результатов, развивает гибкость, вариативность мышления.

Чтобы решать задачи по физике, необходимо четко понимать условие, требование задачи, знать теоретические основы, владеть математическим аппаратом и умственными операциями поиска решения задач, знать, с чего начать и что делать в случае возникновения трудностей в процессе решения задачи. Решение задач по физике – сложнейший процесс, требующий не только знаний математики и физики, но и специфических умений. Необходимо анализировать условие задачи, переформулировать и перемоделировать, заменять исходную задачу другой задачей или делить на подзадачи, составлять план решения, формулировать гипотезы и проверять предлагаемые пути решения. Научиться решать – это научиться задавать себе вопросы и правильно отвечать поставленные вопросы, используя физические понятия, законы, что невозможно без понимания условия задачи.

Процесс решения любой задачи представляет собой: восприятие и осмысление содержания, поиск плана решения, выполнение плана и проверка решения. Для понимания необходимо, чтобы кадый ученик не только вниательно прочитал, но и понял ситуацию, описанную в задаче. Это важно для понимания и применения физических терминов, зависимостей между данными и неизвестными величинами.

И поэтому формирование умения решать физические задачи должно начинаться с создания условий, обеспечивающих полное и достаточное понимание ситуации, описанной в задаче.

При решении физических задач на уроках в национальных школах Республики Тыва мы сталкиваемся с проблемой недостаточного владения языком обучения – русским языком.

Психолого-дидактический анализ условий формирования умения решать физические задачи в условиях рецептивного билингвизма

В Республике Тыва обучение ведется на русском языке. Большинство учеников не только 7-х классов, но и более старших классов уровень владения русским языком очень низок. Этот факт можно объяснить тем, что русский язык для них является языком изучения школьных предметов, а не языком общения.

Тувинские дети являются билингвами (двуязычными). Е.М. Верещагин дает следующее определение билингвизма (двуязычия): «Если в определенных ситуациях общения употребляется и иная языковая система (вторичная), то в этом случае человек, способный употреблять две языковые системы, называется билингвом» [2]. В этой работе дается классификация билингвизма (рис.1). Автор выделяет  три вида билингвизма: рецептивный, репродуктивный и продуктивный. При рецептивном билингвизме человек (ученик) при чтении, слуховом восприятии достигает какого-то понимания текста, но речевых произведений за ним не наблюдается. При репродуктивном билингвизме человек (ученик) понимает и воспроизводит, цитирует вслух прочитанное или услышанное. Тогда как при продуктивном билингвизме – человек не только понимает и воспроизводит, но и порождает речевые фразы, осуществляет пересказы, творчески строит свою речь [2,15]. Мы детально остановились на классификации билингвизма для того чтобы показать, к какой из данных групп относятся наши ученики, которые, как сказано выше, являются билингвами. 

Как показывает опыт, большинство учеников школ республики Тыва, в особенности, сельских школ, являются рецептивными билингвами. Одной из трудностей является отсутствие языковой среды и потребности у детей говорить на русском языке, так как в тувинских деревнях и селах нет ни одного русского человека. Наши дети понимают русскую речь, с которой сталкиваются ежедневно, смотря телевизор, слушая радио, читая книги, но им трудно дается физический язык и спонтанная речь на русском. Вследствие этого многие дети не могут овладеть необходимыми умениями, в частности, и умением решать физические задачи.

Рис.1. Уровни владения вторым (неродным) языком по Е.М. Верещагину

Так как традиционная методика преподавания физики к успеху не приводит, нужно совершенствовать методику преподавания физики в национальных школах в условиях низкого уровня владения языком обучения. При разработке методики и при обучении нужно изучать физику с опорой на родной язык, а также учитывать национально-региональные, этнопсихологические особенности учащихся тувинских школ. Такие особенности национального темперамента коренных жителей Сибири, как медлительность, замедленные процессы реагирования, сдержанность в общении, предпочтение не выражать во внешней речи все свои мысли, эмоции, чувства [9].

Методика разработанна для учеников 7 классов национальных школ. Наш выбор обусловлен тем, что в 7 классе закладывается та основа, на которой основываются все умения и навыки, необходимые для успешного решения задач. Решение физических задач способствует более глубокому  и прочному усвоению физических законов, развитию логического мышления, сообразительности. В процессе решения задач ученики непосредственно сталкиваются с необходимостью применять полученные знания по физике в жизни, глубже осознают связь теории с практикой.

Наша методика формирования умения решения физических задач у тувинских учащихся базируется на алгоритмическом методе с использованием билингвального подхода и теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. 

В ходе работы с применением алгоритмического метода в решении задач у учащихся устанавливаются связи между понятиями, усвоенными в ходе изучения темы, что приводит к осмысленному применению полученных знаний, появляется уверенность в своих силах и способностях. Основными характерными особенностями алгоритмического метода являются детерминированность, массовость и результативность [5].

Детерминированность состоит в том, что предписания, входящие в алгоритм, должны быть строго определенными, точно указывающими характер каждого действия, общепонятными и однозначными. Говоря другими словами, детерминированность алгоритмического метода выражается в том, что решение задач по алгоритму является процессом строго направленным, целиком управляемым.

Массовость выражается в том, что данный метод позволяет решать не просто какую-то одну конкретную задачу с единственным исходными данными, а самые различные однотипные задачи, причем этот тип может содержать неопределенно большое число конкретных задач, различающихся исходными данными [5].

Результативность выражается в том, что алгоритм всегда направлен на получение некоторого искомого результата, который при надлежащих исходных данных всегда получается.

Органичное использование билингвального подхода в обучении позволяет учащимся овладевать физическими знаниями на основе взаимосвязанного использования двух языков (родного – тувинского и неродного – русского).

Второй элемент нашей методики – теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, по которой умения, формируемые у обучающихся, приобретаются им постепенно, проходя некоторые этапы, каждый из которых качественно отличается от предыдущих. Данная теория наилучшим образом учитывает национально-этнические особенности тувинских детей, позволяет достичь результатов более высокого качества, индивидуализирует процесс обучения, исключает необходимость специального заучивания. Поскольку наша методика разработана для формирования умения решать задачи по физике на первой ступени обучения, очень важно, чтобы ученики научились правильно озвучивать свои действия при решении физических задач. На этапе формирования действий в материальной форме тувинским детям легче воспринимать материал, так как у тувинских детей преобладает образное мышление. А на этапе речевого действия у них формируются навыки и умения решать физические задачи, а так же умение воспроизводить содержание своих действий в устной и письменной речи, тем самым повышается уровень владения русским языком и актуализируется языковое самосознание школьников [14].

Применение теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина позволяет учесть этнопсихологические особенности тувинских детей. Эмпирические исследования, проведенные учеными в национальных школах, говорят о следующем: а) у 70% детей выражены такие черты как скромность, замкнутость; б) свыше 80% отличаются медлительностью и обидчивостью. Сведения были получены путем наблюдений за способом реагирования детей на различные школьные и жизненные ситуации и были подтверждены результатами личных бесед с детьми и учителями, а также частично анкетным обследованием с целью выяснения этнопсихологических особенностей тувинских детей, определяющих специфику организации педагогического процесса. Полученные данные можно объяснить географической оторванностью, известной замкнутостью жизни кочевых народов, что способствует спокойному, неторопливому восприятию окружающего мира [1,9,10].

Накопленный опыт говорит о том, что учет национально-этнических особенностей должен присутствовать в содержании образования как фактор, обусловливающий эффективность процесса обучения в целом. Включение национально - регионального компонента в содержание образования значительно обогащает процесс обучения, делает его живым, доступным, повышает активность учащихся, способствует творческому усвоению предмета. Относительная медлительность детей в учебных группах создает определенный психологический климат.  Дети иногда перестают отвечать, если во время ответа учитель сделал замечание к ответу или небольшую поправку к ответу.

Описание методики формирования умения решать физические задачи

Предлагаемая нами методика поэтапного формирования умения решения физических задач у учащихся национальных школ республики Тыва содержит три основных блока:

1) подготовительный. В данном блоке решается задача мотивации действий и подготовка учеников к восприятию нового материала, а также актуализация знаний;

2) образующий (формирующий). Происходит непосредственно формирование умения решения физических задач у тувинских учащихся на основе разработанной нами методики; 

3) обобщающий – происходит систематизация, анализ результатов образующего этапа [14].

Разработанная нами методика формирования умения решения физических задач у учащихся приведена ниже в таблице 1.

Эффективность описанной методики формирования умения решения физических задач у тувинских учащихся подтверждена в дидактическом эксперименте, проведенном в национальной гимназии № 9 г. Кызыла Республики Тыва.

Таблица 1. Методика формирования умения решения физических задач у тувинских учащихся

Блоки

Этапы формирования умственных действий (по П. Я. Гальперину)

Содержание деятельности

учителя

учеников

Подготови-тельный

1.Создание мотивации обучения.

Озвучивает тему урока, цели и формы работы учеников на уроке.

Осуществляет актуализацию знаний.

Образование мотива.

Принятие цели.

Повторение понятий, законов, формул.

Образующий

2.Составление схемы ориентировочной основы деятельности (раскрывает содержание ООД).

(Объясняет новый материал на русском и на тывинском яз.)

Дает определение физ. задачи.  Знакомит с основными элементами физ. задач. Подводит к понятию «алгоритм», предлагает структуру алгоритма и правила применения.

Воспринимают новый материал.

Предлагают порядок и содержание операций по решению задач.

3.Формирование действий в материализованном виде (действия полностью поясняются учителем).

Раздает карточки с алгоритмом решения задач на русском и на тывинском языке.

Приводит пример применения карточки с алгоритмом при решении задачи с подробным описанием всех операций и их проговариванием.

Разбирают содержание карточек, предложенных учителем.

Разбирают предложенный учителем пример применения карточки.

4.Формирование действий как внешнеречевых (проговаривание вслух описанных действий, которые совершаются).

Предлагает классу решить задачу, аналогичную приведенному примеру по алгоритму, описанному на карточке (при этом помогает ученикам, задает наводящие вопросы, дает подсказки).

Выявляет ошибки и корректирует действия учеников.

По аналогии с примером решают предложенные задачи, проговаривая и записывая в тетради все этапы.

Анализируют выявленные ошибки.

5.Формирование действий во внешней речи «про себя».

Предлагает самостоятельно решить задачи, применяя при решении тот же прием.

Продолжает корректировать действия учеников.

На всех этапах производит контроль усвоения нового материала.

Отрабатывают умения применять карточки при решении задач в процессе самостоятельной работы, проговаривая все действия про себя и фиксируя все этапы в рабочей тетради

Обобща-ющий

Подводит итоги, выставляет оценки.

Объясняет выполнение домашней работы.

Происходит рефлексия нового материала.

Признаком эффективности методики формирования умения решения физических задач у тувинских учащихся будет более выраженное повышение уровня сформированности умения решать физические задачи в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой. Уровень сыормированности оценнивалось по следующим критериям: умение выделять предмет, требование задачи, записать краткое условие задачи «Дано», переводить значение величин в единицы СИ, выполнять рисунок задачи, осуществлять решение задачи и записывать ответ. В начале эксперимента в обоих классах был проведен контрольный срез – ученики самостоятельно решали физические задачи на основе имеющихся знаний. Целью данного контрольного среза было определение начального уровня сформированности у учащихся умения решать физические задачи.

Анализ работ показал, что у учащихся обоих классов умения и навыки по решению задач по физике находятся на одинаковом уровне, сравнивался процент качества знаний. На основе результатов  были сформированы контрольная и экспериментальная группы.

Экспериментальная группа обучалась по методике, предложенной автором, а контрольная группа  по традиционной методике обучения решению задач по физике.

  Результаты второго контрольного среза подтвердили наличие в экспериментальной группе положительной динамики по всем показателям сформированности умения решения физических задач. Полученные результаты доказывают гипотезу, что авторская методика обеспечивает более высокий уровень сформированности умения решать физические задачи у учащихся национальных школ РТ в отличие от традиционной методики формирования данного умения. У учащихся контрольной группы значительных изменений не зафиксировано. В качестве примера приведем разработку одного урока, проведенного по авторской методике.

Реализация содержания темы «Физические задачи и их решение»

Данный урок лучше проводить в виде беседы, чтобы вызвать учащихся на коллективное обсуждение темы. Целесообразно вести беседу в форме диалога, в ходе которого ученикам не запрещено отвечать, давать ответы на своем родном языке. Не следует сразу требовать четкого определения понятия «задача» и «физическая задача», но подвести их к определению понятия «задача» с помощью понятных вопросов:

 - Что мы в жизни понимаем под словом «задача»?

 Можно предложить ученикам перевести слово «задача» на тувинский язык, исполльзуя русско-тувинский словарь физических терминов, для более четкого понимания смысла данного термина.

Предполагаемые ответы учащихся: «Задача – это то, что нужно решить», «Задача – это вопрос, на который нужно найти ответ».

Затем нужно спросить у учащихся: «Какая задача называется физической задачей?»

Ответ: «Задачи, которые решаем на уроках физики».

После обсуждения учащиеся записывают в тетради определение понятия «физическая задача» на двух языках. Это помогает учащимся национальных школ понять смысловую нагрузку понятия и сглаживает языковой барьер при обучении.  

Физическая задача - это задача, в которой рассматривается (описывается) физическое явление и/или физ. тела.

Физиктиг бодалга дээрге физиктиг чуулдер болгаш азы физиктиг болуушкуннар истеп тодаргайлап турар бодалга дыр.

После этого можно попросить учеников привести примеры физических задач. Основываясь на примерах, приведенных учениками, учитель подводит к понятию структуры задачи и объясняет, что любая задача состоит из обязательных элементов: предмета, элементарного условия и требования.

Таблица 2. Структура задачи

Физическая задача состоит из:

Предмета

  • то, о чем говорится в задаче

Элементарного условия

  • количественные и качественные характеристики предмета задачи

Требования

  • вопрос, на который нужно дать ответ.

кол шинчилеп турар чүүлден

кол киржикчинин шынарлыг болгаш сан хемчээлдиг ылгардыг демдектеринден

харыылаар ужурлуг айтырыгдан (тывар ужурлуг чүүлден)

физиктиг бодалга тургустунар.

Далее учитель рассказывает ученикам, что все  физические задач можно разделить на группы, классифицировать: по количеству действий в решении,  по форме представления информации, по наличию и отсутствии вычислений в ходе решения задачи (рис. 2).

Классификация физических задач:

Физиктиг бодалгаларнын янзы  болуктери:

                                                         

                   по количеству

                       действий в решении

                

                                                                                             

по форме

представления

информации

                                                                                  по наличию

           или отсутствию

                                                                                                     вычислений

Рис. 2. Классификация физических задач.

После рассмотрения приведенных учителем и учениками примеров классу задается вопрос: - Что значит «решить задачи»?

                        - И как вы решаете задачи (физические задачи)?

Предполагаемые ответы учеников: Найти неизвестное.

        Ответить на вопрос.

Учитель подводит к понятию «алгоритм», приводя примеры решения жизненных задач на основе алгоритма. В качестве примера можно привести приготовления блюда по алгоритму, описанному в кулинарной книге.

Далее для упорядочения и лучшего запоминания и понимания алгоритма ученикам выдаются карточки с подробно прописанным алгоритмом решения задач на русском и тувинском языках (на этом этапе происходит формирование действий в материализованном виде).

Раздав карточки и объяснив ученикам правила пользования, учитель вместе с учениками приступает к решению задач, руководствуясь правилами (инструкцией), приведенными в карточке. Учитель  показывает подробно, проговаривая и фиксируя на доске все действия. Далее ученики с учителем решают задачи по приведенному алгоритму, проговаривая и фиксируя их в тетради (на данном этапе происходит формирование действий как внешнеречевых).  На всех этапах урока учитель производит контроль усвоения материала и при необходимости корректирует действия учеников. На протяжении всего урока учитель поясняет непонятные термины, понятия, операции (действия) алгоритма на тувинском языке.

Результаты дидактического эксперимента

На заключительном этапе педагогического эксперимента была проведена проверочная работа, которая выявляла уровень сформированности умения решать физические задачи у учащихся экспериментальной и контрольной групп. Необходимо отметить, что по результатам контрольного среза позитивные изменения в экспериментальной группе имеют место по всем показателям сформированности умений решать физические задачи, что полностью совпадает с положениями нашего исследования и подтверждает правильность выбранного направления организации педагогического процесса. У учащихся контрольной группы значительных изменений не зафиксировано.

Для статистической обработки результатов проверочных работ применялись следующие критерии:  

  1. Q Розенбаума;
  2. U Манна – Уитни;
  3. Т Вилкоксона;
  4. Медианный критерий m;
  5. ϕ- угловое преобразование Фишера.

Для применения критериев были выполнены необходимые требования. В соответствии с правилами вычислений по критериям выдвигаются гипотезы:

H: по результатам контрольного среза учащиеся экспериментальной группы не превосходят учащихся контрольной группы по уровню сформированности умений решать задачи по физике.

H: по результатам контрольного среза учащиеся экспериментальной группы превосходят учащихся контрольной группы по уровню сформированности умений решать задачи по физике.

Например, угловое преобразование Фишера дает:

 , когда как критические значения ϕ составляют:

ϕ=     1,64 (p≤ 0.05)

               2.31 (p≤ 0.01)    [3].

Имеем:  > ϕ (3,23>2,31). Полученные результаты на уровне значимости α = 0,01 дают достаточное основание  для  отклонения гипотезы H и принятия альтернативной гипотезы H. К такому же выводу приводит использование остальных критериев.

Заключение

Таким образом, результаты педагогического исследования сформированности умений решать физические задачи у учащихся подтверждают наши предположения о положительном влиянии предлагаемой нами методики. Из всего этого следует, применение теории поэтапного формирования понятий и умственных действий П. Я. Гальперина при алгоритмическом способе обучения решения физических задач и учет этнопсихологических и национально – региональных особенностей с применением билингвального подхода в обучении тывинских детей приводит к более высокому уровню усвоения, уровню овладения умениями необходимыми для решения физических задач.

   Литература:

1.Будук-оол Л. К. Этнопсихофизиологичексие особенности студентов тувинской и русской национальностей // Вестник ОГУ. 2009. №1. С. 91-95.

2.Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). М.: Изд-во Московского университета, 1969.-160 с. 

3.Гальперин П.Я. Введение в психологию [Текст] / П.Я. Гальперин. – М.: Книжный дом “Университет”, 1999. – 332 с.

 4.Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников  / Под редакцией Н. И. Чуприковой. – М.: Издательство «Институт прикладной психологии»; Воронеж издательство НПО «МОДЭК» 1998. – 416 с.

5.Ланда Л. Н. Алгоритмизация в обучении / Под общей ред. и со вступ. статьей Б. В. Гнеденко и Б. В. Бирюкова. – М.: Просвещение, 1966. - 524 с.

6.Ланкина М.П., Эйсмонт Н.Г., Дубенский Ю.П. Активизация умственной деятельности учащихся: моделирование обучения физике: Монография. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2013. – 148 с. 

7.Ларченкова Л. А. Методическая система обучения решению физических задач в средней школе. Монография. – СПб.: Изд-воРГПУ им. А. И. Герцена,2013. -156 с.

8.Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике: Науч.-метод. пособ. для педагогов-исследователей, математиков, аспирантов и науч. раб., занимающихся вопросами методики пед. исследований. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 200 с.

9. Назын-оол М. В. Этнокультурные особенности интеллектуального развития детей младшего школьного возраста: дис. … канд. психол. наук. – М., 2005.- 215 с.

10. Саая Х. М. Методика осуществления преемственности в обучении физике при переходе с родного на русский язык в национальных школах Тувинской АССР. : дис. ... канд. пед. наук. – М., 1985. - 146 с.

11.Слепцова Р. Р. Методика обучения физике в 7-9 классах национальной школы (На примере школы Республики Саха, Якутия) : дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2003. - 190 c.

12.Смирнова З.М. Билингвальный подход к преподаванию физики/  З. Смирнова// Физика в школе.  2010.   № 2.   С. 8-12.

13.Усова А.В., Бобров А.А. Формирование умений и навыков учащихся на уроках физики. – М.: Просвещение, 1988. – 112с.

14. Чооду Ш. С- М. Модель формирования умения решать физические задачи у учащихся национальных школ Республики Тыва //  Педагогическое бразование в России. - 2016.. - №9. - С. 104-110.

 15.Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Ред. Л.Р. Зиндер, М. И. Матусевич; Акад. наук СССР, Отд-ние лит. и яз., комис. по истории филол. наук. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1974. – 427 с.

Literatura:

1.Buduk-ool L. K. Jetnopsihofiziologicheksie osobennosti studentov tuvinskoj i russkoj nacional'nostej // Vestnik OGU. 2009. №1. S. 91-95.

2.Vereshhagin E.M. Psihologicheskaja i metodicheskaja harakteristika dvujazychija (bilingvizma). M.: Izd-vo Moskovskogo universiteta, 1969.-160 s.

3.Gal'perin P.Ja. Vvedenie v psihologiju [Tekst] / P.Ja. Gal'perin. – M.: Knizhnyj dom “Universitet”, 1999. – 332 s.

 4.Kruteckij V.A. Psihologija matematicheskih sposobnostej shkol'nikov  / Pod redakciej N. I. Chuprikovoj. – M.: Izdatel'stvo «Institut prikladnoj psihologii»; Voronezh izdatel'stvo NPO «MODJeK» 1998. – 416 s.

5.Landa L. N. Algoritmizacija v obuchenii / Pod obshhej red. i so vstup. stat'ej B. V. Gnedenko i B. V. Birjukova. – M.: Prosveshhenie, 1966. - 524 s.

6.Lankina M.P., Jejsmont N.G., Dubenskij Ju.P. Aktivizacija umstvennoj dejatel'nosti uchashhihsja: modelirovanie obuchenija fizike: Monografija. – Omsk: Izd-vo Om. gos. un-ta, 2013. – 148 s.

7.Larchenkova L. A. Metodicheskaja sistema obuchenija resheniju fizicheskih zadach v srednej shkole. Monografija. – SPb.: Izd-voRGPU im. A. I. Gercena,2013. -156 s.

8.Miheev V.I. Modelirovanie i metody teorii izmerenij v pedagogike: Nauch.-metod. posob. dlja pedagogov-issledovatelej, matematikov, aspirantov i nauch. rab., zanimajushhihsja voprosami metodiki ped. issledovanij. – M.: Editorial URSS, 2004. – 200 s.

9. Nazyn-ool M. V. Jetnokul'turnye osobennosti intellektual'nogo razvitija detej mladshego shkol'nogo vozrasta: dis. … kand. psihol. nauk.–M., 2005.- 215 s.

10. Saaja H. M. Metodika osushhestvlenija preemstvennosti v obuchenii fizike pri perehode s rodnogo na russkij jazyk v nacional'nyh shkolah Tuvinskoj ASSR. : dis. ... kand. ped. nauk. – M., 1985. - 146 s.

11.Slepcova R. R. Metodika obuchenija fizike v 7-9 klassah nacional'noj shkoly (Na primere shkoly Respubliki Saha, Jakutija) : dis. ... kand. ped. nauk. - Moskva, 2003. - 190 c.

12.Smirnova Z.M. Bilingval'nyj podhod k prepodavaniju fiziki/  Z. Smirnova// Fizika v shkole. - 2010. -  № 2. -  S. 8-12.

13.Usova A.V., Bobrov A.A. Formirovanie umenij i navykov uchashhihsja na urokah fiziki. – M.: Prosveshhenie, 1988. – 112 s.

14. Choodu Sh. S- M. Model' formirovanija umenija reshat' fizicheskie zadachi u uchashhihsja nacional'nyh shkol Respubliki Tyva //  Pedagogicheskoe  obrazovanie v Rossii. - 2016.. - №9. - S. 104-110.

 15.Shherba L.V. Jazykovaja sistema i rechevaja dejatel'nost' / Red. L.R. Zinder, M. I. Matusevich; Akad. nauk SSSR, Otd-nie lit. i jaz., komis. po istorii filol. nauk. – L.: Nauka. Leningr. otd-nie, 1974. – 427 s.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика формирования умений ставить и решать проблему у учащихся 8-9 классов на уроке информатики средствами разноуровневых заданий и практических работ

Изучение предмета «Информатика и ИКТ» должно способствовать процессам социализации личности, фундаментализации образования, обеспечения возможности продолжать обучение (в рамках непрерывного от...

Методика формирования умения решать вычислительные задачи в процессе изучения курса физики основной общеобразовательной школы

В статье предствалены общие подходы к решению задачи, т.к.  процесс обучения учащихся умению решать физические задачи основывается на сознательном формировании у них знаний о средствах...

Немного о методике формирования умений решать текстовые задачи

Традиционная педагогика советского периода занималась формированием личности ребенка, подгоняя ее под унифицированные стандарты и эталоны социального заказа общества. По сути, вся педагогическая...

Кружок "Решаем физические задачи"

Кружок по физике "Решаем физические задачи" для обучающихся 7-8 класссов...

Решаем физические задачи

Методическая разработка элективного курса. Представлен фрагмент разработки...

Использование технологии дифференцированного обучения на уроках математики при формировании у школьников среднего звена умений решать текстовые задачи

Научить всех детей с разным уровнем обучаемости решать текстовые задачи в одинаковые сроки невозможно. Значит нужен дифференцированный подход....