Составление и использование разноуровневых заданий для дифференцированной работы с учащимися
статья по алгебре на тему

Литвинова Ольга Александровна

Обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, школьники могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований к усвоению содержания. На его основе формируются более ввысоке уровни овладения материалом. Это и называется «уровневая дифференциация».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составление и использование разноуровневых заданий для дифференцированной работы с учащимися

                                                          «Интерес к учению есть только там, где есть
                                                       вдохновение, рождающееся от успеха»
                                                                                        В.А. Сухомлинский.

Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих школьников. В то же время имеются учащиеся с явно выраженными способностями к этому предмету.

Обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, школьники могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований к усвоению содержания. На его основе формируются более ввысоке уровни овладения материалом. Это и называется «уровневая дифференциация». Уровневая дифференциация основывается на планировании результатов обучения: явном выделении уровня обязательной подготовки и формировании на этой основе повышенных уровней овладения материалом. Сообразуясь с ними и учитывая свои способности, интересы, потребности, ученик получает право и возможность выбирать объём и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою учебную нагрузку. Достижение обязательных результатов обучения становится при таком подходе тем объективным критерием, на основе которого может видоизменяться ближайшая цель в обучении каждого ученика и перестраиваться в соответствии с этим содержание его работы: или его усилия направляются на овладение материалом на более высоких уровнях, или продолжается работа по формированию важнейших опорных знаний и умений. Именно такой подход приводит к тому, что дифференцированная работа получает прочный фундамент, приобретает реальный смысл и для ученика и для учителя. Резко увеличиваются возможности работы и с сильными учениками, так как учитель уже не связан необходимостью спросить всё, что он давал на уроке со всех школьников. Отпадает необходимость постоянно разгружать программы и снижать общий уровень требований, оглядываясь на слабых учеников.

Ряд важнейших условий, выполнение которых необходимо для успешного и эффективного осуществления уровневой дифференциации:

  1. Выделенные уровни усвоения материала и в первую очередь обязательные результаты обучения должны быть открытыми для учащихся. Если цели известны и посильны ученику, а их достижение поощряется, то для подростка нет ничего естественнее, как стремиться к их выполнению. Поэтому открытость уровней подготовки является механизмом формирования положительных мотивов учения, сознательного отношения к учебной работе, позволяет привлечь самооценку ученика для организации дифференцированной работы;
  2. Уровневая дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньше, а другим больше, а в силу того, что предлагая ученикам одинаковый объем материала, устанавливаем различные уровни требований к его усвоению;
  3. В обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням. Это означает, что в ходе обучения не следует предъявлять более высоких требований тем учащимся, которые не достигли уровня обязательной подготовки. Надо, чтобы трудности в учебной работе были для таких школьников посильными, соответствующими индивидуальному темпу овладения материалом на каждом этапе обучения. В то же время, если для одних учащихся необходимо продлить этап отработки основных, опорных знаний и умений, то других не следует необоснованно задерживать на этом этапе. Содержание контроля и оценка должны отражать принятый уровневый подход. Контроль должен предусматривать проверку достижения всеми учащимися обязательных результатов обучения, а также дополняться проверкой усвоения материала на более высоких уровнях. При этом достижение уровня обязательных требований оценивать оценкой «3», для более высоких – «4» и «5»;
  4. Добровольность в выборе уровня усвоения и отчётности. В соответствии с ним каждый ученик имеет право добровольно и сознательно решать для себя, на каком уровне ему усваивать материал. Именно такой подход позволяет формировать у школьников познавательную потребность, навыки самооценки, планирования и регулирования своей деятельности.

Ученик может самостоятельно оценить свои возможности и выбрать для себя тот уровень целей, который соответствует его возможностям и потребностям в данный момент времени. Ориентация на обязательные результаты обучения постоянно поддерживает подготовку ученика на опорном уровне. Это позволяет ученику при возможности и возникшем интересе перейти на более высокие уровни на любом этапе обучения.

Итак, в классе могут быть выделены две группы учащихся:

  • группа базового уровня
  • группа повышенного/продвинутого уровня

Любой ученик из группы базового уровня может перейти в группу повышенного уровня, если он хорошо усвоит материал и будет свободно выполнять задания, соответствующие обязательным результатам обучения. С другой стороны, ученик из группы повышенного уровня может быть переведён в группу базового уровня, если он имеет пробелы в знаниях или не справляется с темпом продвижения группы.

Дифференцированный подход целесообразно осуществлять на определённых этапах урока. Так, на этапе введения нового понятия, свойства алгоритма учителю необходимо работать со всем классом, без деления его на группы. Но после того, как несколько упражнений выполнено на доске, учащиеся могут приступить к дифференцированной самостоятельной работе. Ее особенность состоит в том, что группа базового уровня и группа продвинутого уровня получают задания, различающиеся не только содержанием, но и формой подачи.

Задания составляются в двух вариантах:

-  I вариант для группы базового уровня

- II вариант для группы продвинутого уровня

Вариант I – содержит большое количество простых тренировочных упражнений с постепенным пошаговым нарастанием трудности.

Вариант II – содержит задания комбинированного характера, требующие установления связей между отдельными компонентами курса и, может быть, применения нестандартных приёмов решения.

В каждом варианте упражнения начинаются с простейших и располагаются по возрастающей сложности, но каждый вариант имеет свои особенности.

Первый вариант строится таким образом, что переход от одного упражнения к другому связан с небольшим варьированием данных или с незначительным усложнениями формулировки задания. Такой подход позволяет решить важную дидактическую задачу – предоставить слабым учащимся возможность на каждом шаге преодолевать только одну какую-либо трудность.

Во втором варианте сложность задания возрастает в значительно высоком темпе. Это позволяет быстрее пройти начальный этап формирования соответствующего умения и выйти на усложнённые задания.

Дифференциация обучения – это комплекс методических, психолого-педагогических, организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах, создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учёта особенностей их контингента.

Дифференцированный подход даёт большие возможности для развития познавательной активности, познавательной деятельности, познавательного интереса.

 Литература:

 Арапов А.И. Дифференциация обучения в истории отечественной педагогики и школы. - Новосибирск: НГПУ, 2003, - 243 с.

. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М.:Просвещение, 1998. - С. 56.

Перевозный, А. В. Дифференциация как путь совершенствования современного школьного образования / А. В. Перевозный // Профильная шк. : учеб.-метод. и науч.-практ. журн. - 2007. - №6. - С. 3-11
       Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика формирования умений ставить и решать проблему у учащихся 8-9 классов на уроке информатики средствами разноуровневых заданий и практических работ

Изучение предмета «Информатика и ИКТ» должно способствовать процессам социализации личности, фундаментализации образования, обеспечения возможности продолжать обучение (в рамках непрерывного от...

«Развитие познавательной активности учащихся через использование разноуровневых заданий».

Выдвижение новых концептуальных основ современного образования позволило подойти к проблеме развития познавательной активности учащихся через использование разноуровневых заданий с новых позиций и сде...

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ : «Развитие познавательной активности учащихся через использование разноуровневых заданий».

Творческий отчетТема:«Развитие познавательной активности учащихся через использование разноуровневых заданий»....

Методика использования разноуровневых заданий на уроках алгебры в 9-11классах .

Методика использования разноуровневых заданий на уроках алгебры в 9-11 классах, как средство повышения качества математической подготовки.Сообщение о своей  работе на МО учителей математики...

Использование групповой и дифференцированной работы с учащимися в процессе обобщения темы "Урок Решение геометрических задач координатным методом"

Урок с различными работами (тестами, мат диктантами, самостоятельными рабтами) различного уровня. Прилагается план урока и технологическая карта....

«Актуальность использования разноуровневых заданий на уроках математики»

Условия современной школы требуют высокого уровня знаний, но ориентация на максимум усвоения учебного материала приводит к заметной перегрузке учащихся и часто порождает резко отрицательные последстви...

Использование разноуровневых заданий на уроках биологии.

Разноуровневое обучение - организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом программы на разном уровне не ниже базового, в зависимо...