Календарно-тематическое планирование по учебнику И.Г.Семакина, ФГОС
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (7, 8, 9 класс) на тему

Поурочное планирование по информатике для 7-9 классов ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

муниципального образования городского округа «Усинск»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Усинска

«РЕКОМЕНДОВАНО»

Педагогическим советом

Протокол   от 31. 08. 2015 г

«УТВЕРЖДЕНА»

Приказ  №   478 от 01.09.2015 г.

Директор                             Н. В. Акулова

         

Рабочая программа  учебного предмета

ИНФОРМАТИКА

для 7-9 классов

(ФГОС)

2015 год


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для учащихся 7-9 классов МАОУ СОШ 3  УИОП г. Усинска  составлена в соответствии с:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря  2010 г. № 1897 (с изменениями от 29.12.2014);
  • требованиями основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ 3 УИОП г. Усинска;
  • требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189;
  • с учётом примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол  от 08.04.2015 г. №1/15).

Рабочая программа по информатике для 7-9 классов составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта по информатике, авторской программы по информатике 7 – 9  класс (базовый уровень), авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В, с учетом требований СанПиН 2.4.2.2821-10. При разработке рабочей программы использовался электронный Учебно-методический комплект (далее УМК) Семакина И.Г в составе ЭУМК «Школа БИНОМ», представленный на портале электронных учебников  http://e-umk.lbz.ru/., рекомендованный Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства Образования Российской Федерации. Познакомиться с демоверсией ЭУМК можно по ссылке http://demo.itextbook.cm.ru/. ЭУМК можно использовать через единый портал http://e-umk.lbz.ru/ в Интернете (облачные технологии) или в локальной сети образовательного учреждения с установкой на сервере школы.

В соответствии с ФГОС, изучение информатики в основной школе должно обеспечить:

формирование информационной и алгоритмической культуры;

 формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;

развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

 формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель -  и их свойствах;

развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;

развитие умений составить и записать алгоритм для кон конкретного исполнителя;

формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;

знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;

формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Цели обучения:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

Задачи обучения:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

В соответствии с ФГОС, курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Важнейшей задачей изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение учащимися информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ - компетентности). Многие составляющие ИКТ - компетентности входят в комплекс универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных результатов, т.е. становятся непосредственной целью обучения  и отражаются в содержании изучаемого материала. Поэтому курс несет в себе значительное межпредметное, интегративное содержание в системе основного общего образования.

Фундаментальный характер предлагаемому курсу придает опора на базовые научные представления предметной области: информация, информационные процессы, информационные модели. Вместе с тем, большое место в курсе занимает технологическая составляющая, решающая метапредметную задачу информатики, определенную в ФГОС: формирование ИКТ - компетентности учащихся. В содержании учебников авторы сохранили принцип инвариантности к конкретным моделям компьютеров и версиям программного обеспечения. Упор делается на понимание идей и принципов, заложенных в информационных технологиях, а не на последовательности манипуляций в средах конкретных программных продуктов.

Учебники составлены таким образом, что обеспечивают возможность разноуровневого изучения теоретического содержания наиболее важных и динамично развивающихся разделов курса. В каждой книге, помимо основной части, содержащей материал для обязательного изучения (в соответствии с ФГОС), имеются дополнения к отдельным главам под заголовком «Дополнение к главе…»

Большое внимание в содержании учебников уделяется обеспечению важнейшего дидактического принципа – принципа системности. Его реализация обеспечивается в оформлении учебника в целом, где использован систематизирующий видеоряд, иллюстрирующий процесс изучения предмета как путешествие по «Океану Информатики» с посещением расположенных в нем «материков» и «островов» (тематические разделы предмета).

В методической структуре учебника большое значение придается выделению основных знаний и умений, которые должны приобрести учащиеся. В конце каждой главы присутствует логическая схема основных понятий изученной темы, раздел «Коротко о главном»; глоссарий курса в конце  книги. Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изученного материала. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.

Важной составляющей УМК является комплект цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), размещенный на портале Единой коллекции ЦОР. Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для домашних и практических работ, контрольные материалы (тесты, интерактивный задачник); интерактивный справочник по ИКТ; исполнителей алгоритмов, модели и тренажеры.

Большое внимание в курсе уделено решению задачи формирования алгоритмической культуры учащихся, развитию алгоритмического мышления, входящим  в перечень предметных результатов ФГОС. Этой теме посвящена бóльшая часть содержания и учебного планирования. Для изучения основ программирования используется язык программирования Паскаль.

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения информатики на основе ФГОС на этапе основного общего образования отводится 35 часов в 7 классе, 36 часов в 8 классе и 34 часа в 9 классе, из расчета 1 час в неделю.

4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ

При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты:

  1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному  уровню развития науки и общественной практики.

Каждая учебная дисциплина формирует определенную составляющую научного мировоззрения.  Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей.  В этом смысле большое значение имеет историческая линия в содержании курса. Ученики знакомятся с историей развития средств ИКТ, с важнейшими  научными открытиями и изобретениями, повлиявшими на прогресс в этой области, с именами крупнейших ученых и изобретателей. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития ИКТ - отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять участие.

2. Формирование  коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.

В учебнике, в конце каждого параграфа присутствуют вопросы и задания, многие из которых ориентированы на коллективное обсуждение, дискуссии, выработку коллективного мнения. Помимо заданий для индивидуального выполнения в ряде разделов (прежде всего, связанных с освоением информационных технологий) содержатся задания проектного характера (под заголовком «Творческие задачи и проекты»). В методическом пособии для учителя даются рекомендации об организации коллективной работы над проектами. Работа над проектом требует взаимодействия между учениками – исполнителями проекта, а также между учениками и учителем,  формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завершении работы  предусматривается процедура зашиты  проекта перед коллективом класса,  которая  также направлена на формирование коммуникативных навыков учащихся.

  1. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.  

Все большее время у современных детей занимает работа за компьютером (не только над учебными заданиями). Поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой. Учебник для 7 класса начинается с раздела «Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК». Эту тему поддерживает интерактивный ЦОР. В некоторых обучающих программах, входящих в коллекцию ЦОР, автоматически контролируется время непрерывной работы учеников за компьютером. Когда время достигает предельного значения, определяемого СанПИНами, происходит прерывание работы программы и ученикам предлагается выполнить комплекс упражнений для тренировки зрения. Работа с программой продолжается после окончания «физкультурной паузы».

При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты:

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Данная компетенция обеспечивается алгоритмической линией, которая реализована в учебнике 9 класса, в главе 1 «Управление и алгоритмы» и главе 2 «Введение в программирование». Алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя). С самых первых задач на алгоритмизацию подчеркивается возможность построения разных алгоритмов для решения одной и той же задачи (достижения одной цели).  Для сопоставления алгоритмов в программировании существуют критерии сложности: сложность по данным и сложность по времени. Этому вопросу в учебнике 9 класса посвящен параграф «Сложность алгоритмов» в дополнительном разделе к главе 2.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

В методику создания любого информационного объекта: текстового документа, базы данных, электронной таблицы, программы на языке программирования, входит обучение правилам верификации, т.е. проверки правильности функционирования созданного объекта. Осваивая создание динамических объектов: баз данных и их приложений, электронных таблиц, программ (8 класс: главы 3, 4; 9 класс: главы 1, 2), ученики обучаются  тестированию. Умение оценивать правильность выполненной задачи в этих случаях заключается в умении выстроить систему тестов, доказывающую работоспособность созданного продукта. Специально этому вопросу посвящен раздел «Что такое отладка и тестирование программы» в учебнике 9 класса.

  1. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать прчинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Формированию данной компетенции в курсе информатики способствует изучение системной линии, связанной с информационным моделированием (8 класс, глава «Информационное моделирование»). При этом используются основные понятия системологии: система, элемент системы, подсистема, связи (отношения, зависимости), структура, системный эффект. Эти вопросы раскрываются  в дополнении к главе 2 учебника 8 класса («Системы, модели, графы», «Объектно-информационные модели»). В информатике логические умозаключения формализуются средствами алгебры логики, которая находит применение в разных разделах, посвященных изучению: баз данных, электронных таблиц, программирования.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Формированию данной компетенции способствует изучение содержательных линии «Представление информации» и «Формализация и моделирование». Информация любого типа (текстовая, числовая, графическая, звуковая) в компьютерной памяти представляется в двоичной форме – знаковой форме компьютерного кодирования. Поэтому во всех темах, относящихся к представлению различной информации, ученики знакомятся с правилами преобразования информации в двоичную знаковую форму: 7 класс: «Текстовая информация и компьютер», «Графическая информация и компьютер», «Мультимедиа и компьютерные презентации», 8 класс: «Системы счисления». В информатике получение описания исследуемой системы (объекта) в знаково-символьной форме (в том числе – и в схематической) называется формализацией. Путем формализации создается информационная модель, а при ее реализации на компьютере с помощью какого-то инструментального средства получается компьютерная модель. Этим вопросам посвящаются темы, где рассматриваются информационные модели баз данных и динамические информационные модели в электронных таблицах.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции).

Данная компетенция формируется как содержательными линиями курса «Информационные технологии», «Компьютерные телекоммуникации», «Программирование», так и выполнением практических заданий непосредственно за компьютером.

Предметные результаты

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

-        структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-        создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

  • -        создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  • -        создавать записи в базе данных;
  • -        создавать презентации на основе шаблонов;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Поскольку курс информатики для основной школы (7–9 классы) носит общеобразовательный характер, то его содержание должно обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования. В соответствии с авторской концепцией в содержании предмета должны быть сбалансировано отражены три составляющие предметной (и образовательной) области информатики: теоретическая информатика, прикладная информатика (средства информатизации и информационные технологии) и социальная информатика.

Поэтому, курс информатики основного общего образования включает в себя следующие содержательные линии:

- Информация и информационные процессы;

- Представление информации;

- Компьютер: устройство и ПО;

- Формализация и моделирование;

- Системная линия;

- Логическая линия;

- Алгоритмизация и программирование;

- Информационные технологии;

- Компьютерные телекоммуникации;

- Историческая и социальная линия.

- Информация и информационные процессы;

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы

Измерение информации. Единицы измерения информации. Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные приемы редактирования.

- Представление информации;

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)

Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа со списками;

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения.  Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними.

Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка).

- Компьютер: устройство и ПО;

Начальные сведения об архитектуре компьютера.

Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.

Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.

Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.

- Формализация и моделирование;

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные.  Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.

- Системная линия;

Понятие базы данных (БД), информационной системы.  Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

Проектирование и создание однотабличной БД.

Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, поиск, удаление и добавление записей.

- Логическая линия;

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические величины, операции, выражения. Формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска.

Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска.

- Алгоритмизация и программирование;

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов;  составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования  высокого уровня (ЯПВУ), их классификация.  Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

- Информационные технологии;

Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст, демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора;

- Компьютерные телекоммуникации;

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта,  телеконференции, файловые архивы пр.  Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами;  Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

- Историческая и социальная линия.

Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.


6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

7 класс

урока

Дата

Раздел. Тема урока

Введение в предмет

1

Техника безопасности. Санитарные нормы работы за ПК.

2

Клавиатура. Основные клавиши.

3

Практическая работа №1 «Клавиатура»

Человек и информация

4

Восприятие и представление информации. Информационные процессы.

5

Измерение информации. Системы счисления с основаниями 10, 2, 8, 16.

6

Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

7

Практическая работа №2 «Калькулятор».

8

Неопределенность знаний и количество информации.

Компьютер: устройство и программное обеспечение

9

Назначение и устройство компьютера. Логические операции.

10

Построение таблиц истинности.

11

Как устроен ПК. Внешние и внутренние устройства ПК.

12

Основные характеристики ПК.

13

Компьютерная память.

14

Самостоятельная работа по теме «Устройство компьютера».

15

Программное обеспечение компьютера.

16

О системном  ПО и системах программирования.

17

Прикладное ПО и применение алгоритмов для решения  задач.

18

Составление алгоритмов при решении задач.

19

Составление алгоритмов при решении задач.

20

Самостоятельная работа по теме "Прикладное ПО и применение алгоритмов для решения  задач"

21

О файлах и файловых структурах.Пользовательский интерфейс.

22

Практическая работа №3 «Файлы и папки».

Текстовая информация и компьютер.

23

Тексты в компьютерной памяти. Кодирование символов.

24

Текстовые редакторы. Работа с текстовым редактором. Распознавание текстов.

25

Практическая работа №4 «Работа с текстовым редактором»

26

Работа с текстовым процессором. Списки.

27

Практическая работа №5 «Списки»

Графическая информация и компьютер

28

Компьютерная графика. Технические средства компьютерной графики. Как кодируется изображение.

29

Работа с графическим редактором.

30

Практическая работа №6 «Работа с графическим редактором».

31

Итоговая контрольная работа по темам курса.

Технология мультимедиа

32

Что такое мультимедиа. Технические средства мультимедиа.Компьютерные презентации.

33

Практическая работа №7 «Компьютерная презентация».

34

Дискретизация аналогового сигнала. Представление и обработка звука.

35

Обобщающий урок по теме «Мультимедиа и компьютерные презентации».


8 класс

урока

Дата

Раздел. Тема урока

Передача информации в компьютерных сетях

1

Правила ТБ.

2

Как устроена компьютерная сеть. Электронная почта и другие услуги сетей

3

Аппаратное и программное обеспечение сети. Интернет и Всемирная паутина.

4

Способы поиска в Интернете. Архивирование и разархивирование файлов.

5

Решение задач по теме «Передача и поиск информации в компьютерных сетях»

6

С.Р. по теме «Передача и поиск информации в компьютерных сетях»

Информационное моделирование

7

Что такое моделирование. Графические информационные модели

8

Табличные модели.

9

Информационное моделирование на компьютере. Системы, модели, графы.

10

С.Р. по теме «Информационное моделирование»

Табличные вычисления на компьютере

11

История чисел и систем счисления

12

Перевод чисел и двоичная арифметика.

13

Числа в памяти компьютера

14

С.Р. по теме «Двоичная арифметика»

15

Что такое электронная таблица

16

Правила заполнения таблицы. Работа с диапазонами. Адресация

17

П.Р.№1 «Заполнение таблицы»

18

Деловая графика. Условные и логические функции.

19

П.Р.№2 «Деловая графика»

20

Электронные таблицы и математическое моделирование

21

Решение заданий по теме «Электронные таблицы»

22

С.Р. по теме «Электронные таблицы»

Хранение и обработка информации в базах данных

23

Основы логики: логические величины и формулы

24

Логические выражения.

25

Преобразование логических выражений.

26

Основные понятия по теме «БД»

27

Что такое СУБД

28

П.Р. «Создание БД. Сортировка, удаление, добавление записей»

29

Создание простых запросов. Условия выбора.

30

П.Р. «Создание простых запросов»

31

Решение заданий по теме «Обработка информации в БД»

32

Итоговая контрольная работа

33

Обобщение по теме «Передача информации в компьютерных сетях»

34

Обобщение по теме «Информационное моделирование»

35

Обобщение по теме «Табличные вычисления на компьютере»

36

Обобщение по теме «Обработка информации в БД»


9 класс

урока

Дата

Раздел. Тема урока

1

Повторение. Техника безопасности

Управление и алгоритмы

2

Управление и кибернетика. Управление с обратной связью

3

Определение и свойства алгоритма. Исполнитель.

4

Вспомогательные алгоритмы. Составление блок схем.

5

Ветвление. Циклические алгоритмы.

Введение в программирование

6

О языках программирования и трансляторах

7

Знакомство с языком Паскаль. Алфавит и словарь

8

Алгоритмы работы с величинами Структура программы.

9

Линейные вычислительные алгоритмы. Операторы присваивания, ввода, вывода.

10

Практическая работа № 1: «Составление линейных и диалоговых программ».

11

Условный оператор. Неполное, полное, многократное ветвление.

12

Решение задач на тему: «Ветвление».

13

Практическая работа № 2: «Условный оператор».

14

Оператор варианта. Решение задач на тему «Оператор варианта».

15

Практическая работа № 3: «Вложенное ветвление».

16

Цикл с параметром.

17

Решение задач на тему «Цикл с параметром».

18

Практическая работа № 4: «Цикл с параметром».

19

Циклы с предусловием и с постусловием.

20

Решение задач на тему «Циклы с предусловием и с постусловием».

21

Практическая работа № 5: «Циклы ».

22

Одномерные массивы. Способы заполнения массива.

23

Практическая работа № 6: «Заполнение одномерных массивов».

24

Решение задач на тему «Обработка одномерных массивов».

25

Практическая работа № 7: «Обработка одномерных массивов».

26

Двумерный массив

27

Решение задач на тему: «Двумерный массив».

28

Практическая работа № 7: «Двумерные массивы».

29

Квадратная матрица. Диагонали матрицы.

30

Практическая работа № 8 «Квадратная матрица.».

31

Итоговая контрольная работа

Информационные технологии и общество

32

История ЭВМ

33

Информационная безопасность

34

Обобщение по темам куса 9 класса


7. Планируемые результаты изучения учебного предмета

При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты:

7 класс

Учащиеся должны знать:

  • правила техники безопасности и при работе на компьютере;
  • что такое информационные процессы, связь между информацией и знаниями человека;
  • как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход), что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
  • состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
  • какие существуют носители информации, типы и свойства устройств внешней памяти;
  • функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
  • сущность  программного управления работой компьютера;
  • принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
  • назначение  программного обеспечения  и его состав.
  • назначение  текстовых редакторов (текстовых процессоров);
  • основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
  • способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
  • способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
  • принцип дискретизации, используемый для  представления звука в памяти компьютера;
  • какие существуют области применения компьютерной графики;
  • назначение графических редакторов; назначение основных компонентов среды графического редактора;
  • что такое мультимедиа;
  • основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
  • включать и выключать компьютер; пользоваться клавиатурой;
  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
  • измерять информационный объем текста в байтах (при использовании  компьютерного алфавита);
  • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
  • инициализировать выполнение программ из программных файлов;
  • просматривать на экране директорию диска;
  • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
  • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов, выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
  • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
  • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
  • сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
  • создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

8 класс

Учащиеся должны знать:

  • что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
  • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
  • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов, что такое Интернет, какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW;
  • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические);
  • что такое электронная таблица и табличный процессор;
  • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
  • какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
  • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
  • графические возможности табличного процессора;
  • что такое база данных, СУБД,  информационная система;
  • что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи);  типы и форматы полей;
  • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных, что такое логическая величина, логическое выражение;

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
  • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы, работать с одной из программ-архиваторов;
  • осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы, осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
  • приводить примеры натурных и информационных моделей;
  • ориентироваться в таблично организованной информации;
  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;
  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
  • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;
  • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
  • создавать электронную таблицу для несложных расчетов;
  • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа, организовывать поиск информации в БД;
  • редактировать содержимое полей БД, сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД;
  • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

9 класс

Учащиеся должны знать:

  • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки; назначение прямой и обратной связи в кибернетической схеме;
  • что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
  • в чем состоят основные свойства алгоритма, способы записи алгоритмов;
  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов;
  • назначение систем программирования, назначение языков программирования, что такое трансляция;
  • правила оформления программ, основные виды и типы величин;
  • правила представления данных и операторов на Паскале;
  • последовательность выполнения программы в системе программирования;
  • основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
  • основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
  •  в чем состоит проблема безопасности информации;
  •  какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов.

Учащиеся должны уметь:

  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
  • составлять  линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы;
  • работать с готовой программой на Паскале;
  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
  • отлаживать, и исполнять программы в системе программирования;
  • регулировать свою информационную деятельность в соответствие с этическими и правовыми нормами общества.

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО
И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Учебно-методический комплекс (далее УМК),  обеспечивающий обучение курсу информатики, в соответствии с ФГОС, включает в себя:

  1. - Учебник  «Информатика» для 7 класса. Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  2. - Учебник  «Информатика» для 8 класса. Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  3. - Учебник  «Информатика» для 9 класса. Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

4. Задачник-практикум (в 2 томах) под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011

5. Методическое пособие для учителя (авторы: Семакин И.Г., Шеина Т.Ю.). Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

6. Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).

7. Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под. ред. Семакина И.Г. (доступ через авторскую мастерскую на сайте методической службы).

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса. необходимых для реализации программы в рамках ФГОС включает в себя:

Аппаратные средства

Компьютеры для учащихся и учителя, проектор, подсоединяемый к учительскому компьютеру. Принтер. Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети. Устройства вывода звуковой информации. Устройства для ввода текстовой информации. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации.

Программные средства

Операционная система. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.) Антивирусная программа. Программа-архиватор. Клавиатурный тренажер. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы. Звуковой редактор. Простая система управления базами данных. Система оптического распознавания текста. Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем). Система программирования. Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.). Браузер (входит в состав операционных систем или др.). Программа интерактивного общения. Простой редактор Web-страниц.


Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся.

Оценка практических умений и навыков.

Оценка «5» ставится в том случае, если ученик:

  • выполнил все задания практической работы без ошибок; или допустил при выполнении работы 1-2 недочёта;
  • показал умение применять изученный материал на практике, и делал это уверенно.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  • выполнил все задания практической работы, но допустил 1-2 ошибки;
  • допустил при выполнении работы 3-4 недочёта;
  • показал умение применять изученный материал на практике, но делал это неуверенно;

Оценка «3» ставится в следующих случаях:

  • ученик верно выполнил более 50% работы;
  • выполнил все задания практической работы, но допустил 3-4 ошибки;
  • допустил при выполнении работы 5-6 недочётов;
  • показывает навыки работы на практике только с подсказки учителя.

Оценка «2» ставится в следующих случаях:

  • выполнено менее 50% работы;
  • допущено более 4 ошибок;
  • не может применить теоретические знания на практике.

Оценка устного ответа:

Оценка «5» ставится в том случае, если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном программой учебником;
  • изложил материал грамотным языком, точно используя научную терминологию символику, в определённой логической последовательности;
  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами;
  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов;
  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов;
  • возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Оценка «4» ставится, если ответ в основном удовлетворяет требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;
  • допущены один - два недочёта при освещении основного содержания ответа, исправлены после замечания учителя;
  • изложение теоретического материала не подкреплено примерами.

Оценка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме.

Оценка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной частью учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Оценка письменного ответа:

При проверке письменных теоретических вопросов применяются те же критерии оценки, что при устном ответе.

При проверке письменных работ, подразумевающих решение задач используются следующие критерии:

Оценка «5» ставится в том случае, если ученик выполнил работу в 100%-м объёме без ошибок или допустил 1-2 недочёта.

Оценка «4» ставится, если вся работа выполнена и при этом допущены 1-2 ошибки или не более 3 недочётов, или выполнено не менее 75% заданий верно.

Оценка «3» ставится, если ученик допустил 3-4 ошибки или выполнил не менее 50% заданий без ошибок:

Оценка «2» ставится, когда допущено более 4 ошибок, или выполнено менее 50% заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по учебнику И.Г.Семакина

Поурочное планирование по информатике и ИКТ для основной школы по БУП-2004....

Тематическое планирование по информатике 8 класс (Семакин) ФГОС

Тематическое и поурочное планирование для 8 класса...

Тематическое планирование к учебнику И.Г.Семакина

Тематическое планирование к учебнику И.Г.Семакина 8-11 класс...

Рабочие программы по информатике 7 класс (по учебнику И.Г.Семакина, ФГОС)

Данная рабочая программа учебного предмета «Информатика» разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования ориентирована ...

Рабочие программы по информатике 8 класс (по учебнику И.Г.Семакина, ФГОС)

Данная рабочая программа учебного предмета «Информатика» разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования ориентирована ...

Рабочая программа по информатике 9 класс по учебнику И.Г.Семакин ФГОС

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику И.Г.Семакин 1 час в неделю, ФГОС...