Организация обучения информатике
презентация по информатике и икт по теме
Технологии и методики обучения информатике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_obucheniya_informatike-1.pptx | 703.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технологии и методики Какая разница между методикой и технологией? ( по В.И.Загвязинскому ) Методика обучения – совокупность методов и приемов, используемых для достижения определенного класса целей. Методика может быть вариативной, динамичной в зависимости от характера материала, состава учащихся, ситуации обучения, индивидуальных возможностей педагога. Отработанные типовые методики превращаются в технологии.
Технологии и методики Какая разница между методикой и технологией? ( по В.И.Загвязинскому ) Технология – это достаточно жестко зафиксированная последовательность действий и операций , гарантирующих получение заданного результата . Технология содержит определенный алгоритм решения задач. В основе использования технологий положена идея полной управляемости обучения и воспроизводимости типовых образовательных циклов.
Образовательная технология Отечественная педагогика Зарубежная педагогика Дидактика Триада основных проблем Зачем учить? Чему учить? Как учить? Образовательная технология Философия образования Образовательная политика
Технология и методика Цели Содержание Методы Формы Средства Приемы Методика (методическая система) Технология
Термин «образовательные технологии» , появившийся в 1960-х гг., означает построение педагогического процесса с гарантированным результатом
Технология (от греч. téchne — искусство, мастерство, умение и греч. logos — изучение) — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами
Технология Технологизация - совокупность действий для достижения какого-либо результата. Технология в любой сфере – это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы и поэтому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результатов деятельности предварительно поставленным целям.
В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования .
Критерии технологичности Образовательная технология должна удовлетворять основным требованиям (критерии технологичности): Концептуальность Системность Управляемость Эффективность Воспроизводимость
Критерии технологичности Концептуальность. Каждой образовательной технологии должна быть присуща опора на научную концепцию , включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Критерии технологичности Системность. Образовательная технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью .
Критерии технологичности Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания , планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики , варьирования средствами и методами с целью корректировки результатов.
Эффективность. Современные образовательные технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения . Критерии технологичности
Критерии технологичности Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведение) образовательной технологии в других однотипных общеобразовательных учреждениях, другими субъектами.
Описание технологии Технологическая схема - условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними. Технологическая карта - описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств
Образовательные технологии Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса - Педагогика сотрудничества - Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили - Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся - Игровые технологии - Проблемное обучение - Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов) - Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
Образовательные технологии - Технология С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении -Технологии уровневой дифференциации -Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов) - Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н.Закатова). - Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков) - Технология программированного обучения - Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко) - Групповые технологии - Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.
Образовательные технологии Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала - «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов) - «Диалог культур» ( В.С.Библер , С.Ю.Курганов) - Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М.Эрдниев) - Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б.Волович) Частнопредметные педагогические технологии - Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев) - Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н.Зайцев) - Технология обучения математике на основе решения задач ( Р.Г.Хазанкин ) - Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев) - Система поэтапного обучения физике ( Н.Н.Палтышев )
Образовательные технологии Альтернативные технологии - Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер) - Технология свободного труда ( С.Френе ) - Технология вероятностного образования (А.М.Лобок) - Технология мастерских Природосообразные технологии - Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир) - Технология саморазвития (М. Монтессори ) Технологии развивающего обучения - Общие основы технологий развивающего обучения - Система развивающего обучения Л.В.Занкова - Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова . - Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер , И.П.Иванов) - Личностно-ориентированное развивающее обучение ( И.С.Якиманская ) -Технология саморазвивающего обучения ( Г.К.Селевко )
Методики обучения Классические отечественные методики - Система обучения М.В.Ломоносова - Свободная школа Л.Н.Толстого - Дидактика П.Ф.Каптерева - Система обучения С.Т.Шацкого - Система обучения А.С.Макаренко - Методика А.Г.Ривина Инновационные методики обучения - Программированное обучение - Развивающее обучение - Проблемное обучение - Эвристическое обучение - Природосообразное обучение - Личностно-ориентированное обучение - Продуктивное обучение Методики авторских школ - Методика Шаталова - Методика "погружения" - Школа свободного развития -Русская школа -Школа диалога культур -Методологический колледж -Школа самоопределения Зарубежные методики - Система Сократа - Новая школа С.Френе - Система М.Монтессори - Вальдорфская школа - Школа завтрашнего дня (Д.Ховард) - Дальтон-план и другие системы обучения (А.В. Хуторской. Практикум по дидактике и методикам)
Методы обучения информатики Метод обучения – это способ организации совместной деятельности учителя и учащихся по достижению целей обучения. Методический прием (педагогический прием, дидактический прием) – составная часть метода обучения, его элемент, отдельный шаг в реализации метода обучения.
Основные методы обучения Объяснительно-иллюстративные или информационно-рецептивные методы. Репродуктивные методы. Эвристические методы. Исследовательский метод. Наглядные методы.
Основные методы обучения Практические методы. Дидактическая игра. Проблемное обучение. Блочно-модульное обучение. Метод проектов. Деятельностный метод обучения.
Методы контроля результатов обучения. Виды контроля. Предварительный контроль. Текущий контроль. Периодический контроль. Итоговый контроль.
Методы контроля результатов обучения. Методы контроля. Устный опрос. Письменный опрос (самостоятельная работа, диктант). Контрольная работа. Тестовый контроль. Рейтинговый контроль.
Оценки и отметки в обучении Оценкой называют процесс сравнения знаний, умений и навыков учащихся с эталонными, зафиксированными в учебной программе. Оценка происходит в ходе процедуры контроля. Отметка – это условная количественная мера оценки, обычно выраженная в баллах. В широком обиходе часто оценки и отметки не разделяют.
Способы оценки Нормативный – исходя из требований образовательного стандарта и программных требований. Этим способом обычно пользуются ученые‐дидакты , и только в последние годы он начинает применяться в школе. Сопоставительный – сопоставляя с действиями, знаниями, умениями и навыками других учеников, т.е. в сравнении. Им чаще всего пользуются учителя и родители. Личностный – сравнивая с прошлыми действиями, знаниями, умениями и навыками этого же ученика в прошлом. Этим способом в нашей школе почти не пользуются.
Нормы при выставлении отметок за устный опрос могут быть следующими: «5» – за безупречный ответ, либо при наличии одной – двух мелких погрешностей; «4» – при наличии в ответе 1–2 недочетов; «3» – за 1–2 грубые ошибки, или многих недочетов и мелких погрешностей; «2» – за незнание основного программного материала.
Сущность понятий «грубая ошибка», «погрешность», «недочет», «мелкая погрешность». Грубой ошибкой считается полное искажение смысла понятий, определений, формулировки правил. Погрешность – неточная формулировка понятия, правила, определения, которая свидетельствует о нечетком представлении их сущности. Недочет – неправильное представление о предмете, но не влияющее в существенной степени на знание программного материала. Мелкая погрешность – случайная описка, оговорка, неточность, не искажающая смысла ответа или решения.
Организационные формы обучения информатике Основная форма обучения – урок Особенность курса информатики – систематическое использование работы школьников на компьютере. Три вида использования компьютерного кабинета: Демонстрация Фронтальная лабораторная работа Практикум.
Демонстрация Используя демонстрационный экран, учитель показывает различные учебные элементы содержания курса. При этом учитель сам работает на ЭВМ, а учащиеся наблюдают за его действиями или воспроизводят эти действия на экране своего компьютера. Основная дидактическая функция демонстрации – сообщение школьникам новой учебной информации.
Фронтальная лабораторная работа является основной формой работы в кабинете информатики. Все учащиеся одновременно работают на своих рабочих местах с соответствующими программными средствами. Деятельность учащихся может быть как синхронной, так и в различном темпе или даже с различными программными средствами. Дидактическое назначение может быть различным: освоение нового материала, закрепление нового материала, проверка усвоения полученных знаний или операционных навыков (например, с помощью контролирующей программы или компьютерного теста).
Индивидуальный практикум более высокая форма работы по сравнению с фронтальными лабораторными работами, которая характеризуется разнотипностью заданий, как по уровню сложности, так и по уровню самостоятельности; большей опорой на учебники, справочный материал, возможно, ресурсы Интернет; более сложными вопросами к учителю.
Типы уроков по информатике урок изучения нового материала; урок формирования умений и навыков; урок обобщения и систематизации знаний; урок практического применения знаний; урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков; комбинированный урок; интегрированный урок.
Структура урока изучения нового материала 1. организационный момент; 2. опрос учащихся по пройденному материалу; 3. мотивация учащихся к изучению нового материала; 4. изучение нового материала; 5. первичное закрепление нового учебного материала; 6. подведение итогов и выдача домашнего задания. По информатике в чистом виде такой урок применяется редко – чаще всего новый материал для изучения включают небольшими дозами в комбинированный урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС" (тезисы Коваленко Елены Германовны, опубликованные в сборнике "ИТО-Ростов-2014")
В тезисах приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ Коваленко Е.Г. в условиях перехода к ФГОС в основной школе в направлении организации практической деятельности учащихся. Цель рабо...
"ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ" (тезисы Коваленко Е.Г., печатная публикация "ИТО- Москва-2014")
В тезисах приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ Коваленко Е.Г. по формам организации и реализации проектной деятельности, учащихся как технологии, развивающей метапредметность и ...
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ШКОЛЕ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Информатизация и информационные технологии в деятельности учителя школыРазвитие творческих способностей младших школьниковАвторы статьи: Бобина Елена Васильевна, Филатова Наталья Ивановна...
Организация обучения информатики в школе
Урок, основа классно – урочной системы обучения, основа структурной организации отечественной школы. Внедрение ИКТ существенно изменило характер школьного урока, что делает ещё более актуальным поиск ...
ИКТ в организации процесса обучения информатике в 5-7 классах
В нашей школе преподавание информатике в 5-7 классах (до 9) ведется по учебно-методическому комплекту Босовой Л.Л. Из которого я использую в работе учебник, рабочую тетрадь, электронные приложения к у...
Формы организации самостоятельной работы учащихся при обучении информатике
Информатика как школьный предмет имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей с другими предметами, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария....
ОБЛАЧНЫЕ СЕРВИСЫ КАК СОВРЕМЕННЫЙ РЕСУРС ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ
Информатизация образования в настоящее время является необходимым условием поступательного развития общества. Совершенствование информационных технологий занимает важное место среди многочисленных нов...