ИКТ в организации процесса обучения информатике в 5-7 классах
статья по информатике и икт (5, 6, 7 класс) на тему

В нашей школе преподавание информатике в 5-7 классах (до 9) ведется по учебно-методическому комплекту Босовой Л.Л. Из которого я использую в работе учебник, рабочую тетрадь, электронные приложения к урокам и материалы на сайте издательства. У нас на изучение информатики отведен 1 урок в неделю. Рабочая программа Босовой Л.Л. хоть и написана на 1 час в неделю, но ее методический комплект целиком можно освоить только при двух уроках в неделю. Из рабочих тетрадей я не все задания задаю, а с оглядкой на уровень класса. В классе мы выполняем часть заданий из рабочей тетради, другую часть дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение  ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

ИКТ в организации процесса обучения информатике в 5-7 классах.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) курс информатика входит в предметную область «Математика и информатика». В учебном (образовательном) плане основного общего образования на изучение курса информатики отводится по 1 часу в неделю в VII-IX классах с общим количеством часов – 105. Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). К концу обучения начальной школы (в соответствии с ФГОС начального общего образования) обучающиеся должны обладать ИКТ — компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. В основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Образовательное учреждение, исходя из конкретных условий, может начинать изучение курса информатики с 5 класса за счет часов школьного учебного плана, выстраивая  непрерывный курс информатики в 5–9 классах, обеспечивая  его преемственность с курсом информатики  начальной школы.

 

Первая наша задача как учителей – достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности и общества.

А достижения такого качества невозможно без грамотного и осознанного использования ИКТ.

Наш ученик живет и будет жить в мире электронной культуры. Быстро меняется роль учителя в этой все более замешанной на информации культуре. Учитель теперь не только носитель и передатчик информации. Теперь учитель дирижер информационного учебного потока. А учитель информатики не только учебного потока, от него ученики и родители ждут помощи в освоении электронной культуры. Не только в учебном процессе, но и в бытовых делах.

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовывать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. Компьютер может использоваться на всех этапах: при подготовке урока, при его проведении (объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН).

Общеобразовательный курс информатики – один из основных предметов, способный дать обучающимся методологию приобретения знаний об окружающем мире и о себе, обеспечить эффективное развитие общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики, становление умений и навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария.  Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Наши ученики приходят в компьютерный класс впервые в 5 классе и задача учителей информатики состоит в том, чтобы не только научить основам информатики и подготовить учеников к дальнейшему обучению в 7-9 классах и старшей школе, но и помочь в организации учебного процесса в целом, по всем предметам. А также помочь им стать увереннее при пользовании компьютерной техникой и использовании компьютерных технологий в быту.

В нашей школе преподавание информатике в 5-7 классах (до 9) ведется по учебно-методическому комплекту Босовой Л.Л. Из которого я использую в работе учебник, рабочую тетрадь, электронные приложения к урокам и материалы на сайте издательства. У нас на изучение информатики отведен 1 урок в неделю. Рабочая программа Босовой Л.Л. хоть и написана на 1 час в неделю, но ее методический комплект целиком можно освоить только при двух уроках в неделю. Из рабочих тетрадей я не все задания задаю, а с оглядкой на уровень класса. В классе мы выполняем часть заданий из рабочей тетради, другую часть дома.

В чем же состоит роль ИКТ в организации процесса обучения информатике в 5-7 классах. (Ведь одна из важных задач обучения – повышения уровня знаний. А без прочной базы и повышать нечего.)

Во-первых, это непосредственно освоение компьютера, не на уровне как папа, мама и бабушка с дедушкой. А на уровне достойном современного школьника. Правильные названия составных частей компьютера. (Ведь как  только не называют. Угадайте, что имеют ввиду говоря «процессор» - системный блок.) Грамотное использование флешек. Ясная и четкая организация данных жестких дисках и съемных носителях. Отучение от привычки раскидывать файлы по рабочему столу, и всем доступным папкам компьютера.

Во-вторых использование возможностей электронной почты для отправки домашних заданий или уточняющих вопросов по заданиям. У половины пятиклассников есть адрес электронной почты (и практически все не помнят пароль). Два урока я отвожу под то, что бы каждый ученик самостоятельно создал себе электронный почтовый ящик. Полностью самостоятельно у 2-3 учеников из группы обычно не получается, я помогаю. Обязательно им и себе в тетради записываем их логины и пароли. Так как они пользуются этим ящиком на первых порах лишь раз в неделю, то поначалу многие забывают и логин и пароль.

После каждого урока я задаю домашнее задание, состоящее из трех частей. Первая – ответы устные на вопросы к §. Вторая – задания в рабочей тетради. Третья – практическое задание на компьютере, которое сначала ученики приносят и показывают на флешке (чему тоже приходится научится, приблизительно месяца полтора), потом, после заведения своего электронного почтового ящика, присылают мне на почту. Причем я прошу не накануне, а хотя бы за день до урока, в основном затем, чтобы успеть проверить работы к началу урока. (А то ведь многие как: делают на завтра домашние задания до 11 ночи и отсылают в 23:32 и потом удивляются как же я к первому уроку их работу еще не проверила. Ну и обратная связь, конечно, важна, ученику приятно получить оценку за домашнее задание, отправленное по электронной почте, за несколько дней до урока. Первый раз я вообще ставлю 5 за то, что в принципе смогли написать из дома письмо учителю. Ну ведь такие ж молодцы! Такое дело освоили!) Но в тоже время разрешаю приносить домашнее задание на флешки, если с почтой поначалу не ладиться. Через пару месяцев использования почты уже вся группа присылает домашнее задание на почту, правда в основном все же накануне. Но хотя бы не тратится время на уроке, что бы каждый открыл свою флешку и к каждому подойти и просмотреть работу. На уроке я показываю, с разрешения ученика, лучшие домашние работы: презентации о моей семье, о круговороте воды в природе, план моей домашней комнаты и т.д., так, что бы можно было похвастаться перед одноклассниками своими домашними успехами.

        После я все равно прошу носить флешки, что бы копировать свои классные работы. (Некоторые ученики хотят работать только на своих флешках, их я прошу копировать их работы на жесткий диск классного компьютера). Также иногда необходимо  записывать электронные пособия, программное обеспечение. Классам постарше, с 7 точно я выкладываю файлы в электронный дневник. А пятиклашкам все же на флешке, или сами себе на почту шлют. (Так их это забавляет обычно, прислать самому себе письмо!)

        Потом наступает следующая часть обучения, ученики пишут письма друг другу. А что бы сделать задания интересными я каждому отсылаю разные кусочки большого текста или картинки, и что бы понять о чем история или что изображено на картинке, необходимо объединить все куски. А для этого надо написать каждому одногруппнику. Или догадаться, что можно прислать все файлы одному координатору. Нет смысла зарание подбирать тексты или картинки, для каждой группы будет интересным, что-то свое.

Каковы же знания и умения учеников в конце обучения.

К концу пятого класса ученики уверенно пользуются флешками, электронной почтой, и текстовым редактором.

        К концу шестого могут полностью самостоятельно установить несложные программки на компьютер.

К концу седьмого уверенно скачивают файлы из электронного дневника, пользуются там личными сообщениями.

В общем, информатика идет нога в ногу с грамотным и осознанным пользование электронными технологиями. Как физики проясняют свойства и взаимосвязи всего. Так информатики добиваются, чтобы компьютер вышел для учеников из бытового уровня домашней техники (компьютера, мобильник, стиральной машинки и мультиварки) на информационный уровень.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИКТ в организации процесса обучения информатике в 5- 7 классах Направление для обсуждения: применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе Малышкина Мария Михайловна МОУ СОШ №10 г.о . Жуковский 2016 г.

Слайд 2

Непрерывный курс информатики (ФГОС) 1-4 классы (Пропедевтический курс в начальной школе) К концу обучения начальной школы (в соответствии с ФГОС начального общего образования) обучающиеся должны обладать ИКТ — компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. 5-6 классы В основной школе, начиная с 5-го класса, ученики закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. 7-9классы 10-11 классы По 1 часу в неделю в VII-IX классах с общим количеством часов – 105. Обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне).

Слайд 3

Информационная культура

Слайд 4

Информационное безкультурье

Слайд 6

1. Язык

Слайд 7

1. Язык

Слайд 8

2. Организация и хранение файлов

Слайд 9

3. Работа с текстовой и графической информацией

Слайд 10

4. Работа с презентациями Отчетная презентация за год 5 класс

Слайд 11

5 . Работа с электронной почтой

Слайд 12

Вывод 5 класс Общепринятые называния ИКТ-терминов Строгая организация и хранение файлов Работа с текстовой и графической информацией Использование электронной почты Работа с презентацией как отчетом за год 6 класс +Табличные модели +Графики и диаграммы +Исполнители 7 класс +Программирование +Поиск в интернете ,

Слайд 13

Роль ИКТ в организации процесса обучения информатике в 5- 7 классах Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий. становление умений и навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития. возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Итоговая презентация по информатике за 5 класс Подготовила Фатеева Софья 5В

Слайд 2

Рабочий стол

Слайд 3

Хранение информации

Слайд 4

Отправление информации

Слайд 5

Мои рисунки

Слайд 6

Создавать таблицы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение процесса обучения информатике на основе инновационных технологий

Итоговая работа по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы педагогики и психологии» учителей информатики МОУ лицей №14 г. Жуковский    Бут  Л.А., Паньженской  О.В....

Построение процесса обучения информатике на основе инновационных технологий

В настоящее врем в российском образовании термины "инновация", "инновационный процесс" используются весьма широко. В связи с этим в центре обсуждения находятся многие подходы к организации обучения.В ...

Построение процесса обучения информатике на основе инновационных технологий

В данной статье рассмотрены наиболее характерные иновационные технологии,применяемые на уроках информатики. Студентка некоторыми из них активно пользуется при прохождении практики....

Статья "Дистанционное обучение как форма организации процесса обучения".

Современная система образования определяет новые цели и задачи, которые должны привести к модернизации процесса обучения. Основной целью организации взаимоотношений между учеником и учителем является ...