"ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС" (тезисы Коваленко Елены Германовны, опубликованные в сборнике "ИТО-Ростов-2014")
статья по информатике и икт на тему
В тезисах приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ Коваленко Е.Г. в условиях перехода к ФГОС в основной школе в направлении организации практической деятельности учащихся. Цель работы - оказание методической помощи учителям информатики, испытывающим сомнения в уровне собственной ИКТ-компетентности в рамках введения ФГОС.
Данный материал был опубликова в печатном сборнике трудов XIV Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» «ИTO-Ростов-2014»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
АНО «ИТО»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Южный федеральный университет
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики
XIV Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2014»
13-14 ноября 2014 года, г. Ростов-на-Дону
Секция "Теория и методика обучения информатике в условиях введения стандартов нового поколения." ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС |
Автор: Коваленко Елена Германовна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 г. Белая Калитва
В тезисах приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ в условиях перехода к ФГОС в основной школе в направлении организации практической деятельности учащихся. Цель работы - оказание методической помощи учителям информатики, испытывающим сомнения в уровне собственной ИКТ-компетентности в рамках введения ФГОС.
Многие учителя информатики и ИКТ, которые только готовятся к практической реализации ФГОС, испытывают если не страх, то неуверенность в готовности работать в поставленных требованиях. Однако, если вы педагог, который ранее в своей работе смотрел вперед и не боялся применять творческий подход, то сначала примерьте свой опыт на требования ФГОС и тогда, поверьте, страх исчезнет. Уже специфика предмета информатика и ИКТ определила эти требования к деятельности учителя и учащегося. Педагогу необходимо, по моему мнению, рассмотреть свои методы обучения через призму «портрета выпускника школы». Как же педагогу реализовать ФГОС второго поколения на своих уроках?
Традиционно, обучение ИИКТ основывается на теоретическом и практическом освоении материала учащимися. Практическая работа с использованием средств ИКТ выполняет, в том числе, и роль контроля знаний, умений и навыков учащихся (текущего, тематического или итогового). Для качественного выполнения задания у учащегося должны быть сформированы мотивация, а также представление результата своей работы. Если какой-то из этих факторов выступает слабым звеном, то, даже при высоком знании теоретических основ, практическая реализация не будет качественной. И здесь педагогу необходимо проанализировать собственный опыт применения различных педтехнологий. Особое место среди информационных педагогических технологий занимают такие личностно-ориентированные технологии обучения как метод проектов, обучение в сотрудничестве, обучение на основе Web-Quest.[3] Эти педтехнологии обеспечивают формирование универсальных учебных действий у учащихся: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных. Организованная педагогом деятельность с применением указанных педтехнологий позволяет реализовывать учащимся собственную ИКТ-компетентность через деятельность в близкой ему среде.
По опыту своей работы считаю, что педагогу следует пересмотреть соотношение содержания практических работ, учащихся (заданий типа «выполни по образцу» и творческих). Практическая работа должна носить прикладной характер, где роль компьютера – универсальный инструмент для работы с информацией. То есть, учащийся сам может предложить содержание практической работы, связанное с окружающим его миром, и роль учителя здесь сводится к управлению учебным процессом. Практически каждый тематический раздел позволяет при креативном подходе, прежде всего учителя, организовать и реализовать исследовательскую или проектную деятельность.
Информационные и программные продукты этой деятельности должны иметь «жизнь вне урока и кабинета информатики»: в учебной деятельности – применение на уроках, в воспитательной работе – это оформление классных уголков, сопровождение классных бесед и часов общения и т.п. Сегодня возможности технического и программного обеспечения школ позволяют создать необходимые условия для перевода информационного продукта деятельности ученика на твёрдый носитель: бумагу, диски.
Создание ситуации успеха способствует повышению мотивации ученика. Например, в работе с мультимедийными информационными технологиями, которая предполагает демонстрацию своей работы учеником или группой учащихся, просторы творчества неограниченны. Конечно же, в оценке работы учитель должен предварительно ознакомить учащихся с требованиями и шкалой оценки информационного продукта. Но это, в тоже время, ограничивает творчество, креативное мышление учащихся, является сдерживающим фактором. В этом случае можно объявить этот этап работы в форме конкурса, где жюри - весь классный коллектив. По итогам голосования возможно присуждение «приза зрительских симпатий». Признание коллектива является на всех возрастных ступенях (особенно в средней и старшей школе) очень важным фактором, не меньшим, чем оценка учителя. Данная форма взаимодействия способствует развитию личности ученика.
В сотрудничестве с другими педагогами школы реализуются требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы. Это может быть форма работы, когда другие учителя-предметники, классные руководители, администрация школы имеют возможность обратиться к учителю ИИКТ с заявкой на информационный продукт, а учитель рассматривает возможность ее реализации и сроки (в соответствии с рабочей программой). Эта форма одна из наиболее популярных у учащихся, поскольку они видят значимость своей работы. Здесь они могут реализовать себя как успешная личность.
Таким образом, ФГОС второго поколения позволяет, при активном и грамотном подходе к организации образовательного процесса со стороны педагога, администрации школы, реализовывать создание и развитие той единой образовательной среды, в которой каждый участник образовательного процесса чувствует свою значимость, а информационные технологии носят прикладной характер.
Список использованных источников
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).
- Головко Т.Г. Информационные технологии в образовании / Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2010. – 120 с.
- Герус Е.А., Толочко Г.П., Архипова А.И.. Использование игровой деятельности в процессе изучения информатики в основной школе // Школьные годы. – 2014. - №54.
Вид представления доклада | Публикация |
Ключевые слова | ФГОС, ИКТ-компетентность, информатика, преподавание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение ресурсов медиатеки для самостоятельной работы учащихся при изучении биологии в рамках реализации ФГОС второго поколения»
Современная образовательная система претерпела колоссальные изменения. И в первую очередь изменилась сама цель образования: от классического понимания «научить, чтобы знать» мы плавно переходим к поня...

"ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ" (тезисы Коваленко Е.Г., печатная публикация "ИТО- Москва-2014")
В тезисах приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ Коваленко Е.Г. по формам организации и реализации проектной деятельности, учащихся как технологии, развивающей метапредметность и ...

Методическое пособие "Формы организации практической работы в преподавании информатики и ИКТ с применением проектных технологий в условиях ФГОС и для повышения уровня мотивации обучающихся"
В данном методическом пособии приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ по формам организации и реализации проектной деятельности учащихся как технологии, развивающей метапредметност...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине «ИНФОРМАТИКА»
Методические рекомендации предназначены для выполнения практических работ по дисциплине «Информатика»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине «ИНФОРМАТИКА» 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
laquo;Организация и проведения практических работ»: методические рекомендации. - БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в городе Покачи...
«ФГОС: организация практической работы учащихся на уроках географии».
acute;. География - предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, сист...

Формы организации самостоятельной работы учащихся при обучении информатике
Информатика как школьный предмет имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей с другими предметами, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария....