Дополнительная образовательная программа СОЗДАНИЕ WEB-САЙТОВ Для кружка по Информатики На 1 год обучения Для детей 11-15 лет
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) по теме
Курс «Создание Web-сайтов» предлагается для учащихся 6 -9 классов основной школы. Занятия включают практическое освоение техники создания веб-страниц, тематических сайтов, информационно-справочных и иных сайтов.
Курс рассчитан на 60 часов, которые проводятся в течение учебного года по 2 часа в неделю. Возможно, и более сжатое по времени изучение курса с использованием проектного метода обучения или технологии «погружения». Концентрированное изучение курса позволяет учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению освоенных способов веб-строительства в других учебных курсах, подготовить себя к осознанному выбору интернет- профессий, предусматривающих веб-мастеринг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka5-9_kl_.doc | 209 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 9
имени заслуженного учителя школы Российской федерации А.Н.Неверова
Дзержинского района г.Волгограда
СОГЛАСОВАНО Зам. директора пo BP _________Чернышева Е.Н. «____» ___________ 2009 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ лицея №9 __________Жигульская И.В. «____» ___________ 2009 г. |
Дополнительная образовательная программа
СОЗДАНИЕ WEB-САЙТОВ
Для кружка по Информатики
На 1 год обучения
Для детей 11-15 лет
Утверждена на педсовете,
Протокол №___от «__»_______2009г.
Составитель
Широкова Лариса
Владимировна
Учитель информатики
Высшей категории
Волгоград, 2009г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одна из задач современной школы — содействовать вос питанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информаци онного общества. Для этого учащимся предлагается осваивать способы работы с ин формационными потоками — искать необходимую информацию, анализировать ее, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структури ровать и преобразовывать информацию в текстовую и мультимедийную форму; использовать ее для решения учебных и жизненных задач.
Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, — одно из условий образовательной компетентности уче ника. Веб-сайт — наиболее популярное и доступное старшеклассникам средство представления текстовой, графической и иной инфор мации в сети Интернет.
Курс «Создание Web-сайтов» предлагается для учащихся 6 -9 классов основной школы. Занятия вклю чают практическое освоение техники создания веб- страниц, тематических сайтов, информа ционно-справочных и иных сайтов.
Курс рассчитан на 60 часов, которые проводятся в те чение учебного года по 2 часа в неделю. Возможно, и бо лее сжатое по времени изучение курса с использованием проектного метода обучения или технологии «погруже ния». Концентрированное изучение курса позволяет учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по приме нению освоенных способов веб-строительства в других учебных курсах, подготовить себя к осознанному выбо ру интернет- профессий, предусматривающих веб-мас теринг.
Учебно-методический комплект курса обеспечивается учебным пособием для учеников, дан ным методическим пособием для учителя, а также компьютерами и компьютерными программами, обо значенными в программе курса, такими как:
- операционная система Windows (98, ME, 2000, ХР);
- MS Office (\ford);
- браузер (Internet Explorer, Netscape Communicator или Opera);
- редактор веб-сайтов (Dreamweaver, FrontPage или др-);
- графический редактор (Paint, Photoshop или др.);
- программа Flash, редакторы для создания анима ций;
- программа FTP.
Наиболее эффективны занятия при наличии выхода в Интернет. В то же время большая часть работы доступ на школьникам без подключения к Сети. Сайты могут создаваться учащимися и в локальной сети.
В качестве дополнительных источников информации по курсу рекомендуются справочники, дополнительная литература с описанием новых программных средств (меняются ежегодно), а также разделы «Справка» в изу чаемых компьютерных программах и материалы в сети Интернет, специализированные списки рассылки по тематике веб-дизайна, например, на сайте Subscribe.ru. Выработка навыка самостоятельного изучения програм мных средств позволит ученику в дальнейшем продол жать индивидуальное образование.
Курс предполагает интеграцию с другими учебными предметами по принципу: технология работы с инфор мацией — из информатики и ИКТ, конкретные приме ры и задачи — из смежных предметов. Таким образом, информация из таких учебных предметов, как матема тика, физика, литература, русский и английский языки, история и других, вполне может использоваться учащи мися в процессе конструирования сайтов соответствую щей тематики.
Техническое обеспечение курса.
Полно ценное изучение информатики и информационных тех нологий немыслимо без современной техники. Однако обеспечение школ современной техникой, прежде всего компьютерами и доступом в Интернет, пока недостаточ но. Но даже в этих условиях данный курс может проводиться.
При организации в школе занятий можно рассчиты вать на другие ресурсы. Известно, что парк домашних компьютеров развивается быстрее, чем в школах. Уче ники имеют возможность дома выполнить задания на компьютере. При соответствующей организации до машних заданий учитель может рассчитывать на опре деленные результаты детей по изучаемому курсу. Поэто му курс предусматривает специальные задания для уче ников, имеющих дома компьютер.
Кроме домашних компьютеров в самих школах име ются компьютерные классы, в которых проводятся компьютерные кружки, клубы, дополнительные вне урочные занятия. Существует сеть учреждений дополни тельного образования, где дети могут осваивать техни ко-технологическую сторону курса информатики. Эти возможности необходимо использовать, особенно для интересующихся веб - дизайном. От учителя в этом слу чае требуется поддержка внеурочной компьютерной де ятельности учащихся, использование их опыта как кон сультантов во время уроков, поручение им функций ор ганизаторов коллективных творческих работ.
Курс служит средством внутри профильной специ ализации в области новых информационных техноло гий, что способствует созданию дополнительных усло вий для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся технологического профиля. Его задачей является также подготовка школьников к осоз нанному выбору интернет - профессий, предусматри вающих веб- мастеринг.
Курс может с успехом использоваться не только в тех нологическом, но и в других профилях старшей школы, поскольку веб- стиль деятельности относится ко всем сферам современного общества — гуманитарным, естест веннонаучным, социальным, экономическим, сервис ным и другим. .
Общие рекомендации к курсу «Создание Web-сайтов»
Концепция курса
Основа курса — личностная, практическая и продуктив ная направленность занятий. Для этого необходимо предоставить ученикам возможность личностного само определения и самореализации по отношению к стреми тельно развивающимся информационно-коммуникаци онным технологиям и ресурсам, т. е. необходимо, чтобы при изучении общих для всех сетевых технологий, каж дый учащийся мог создавать личностно значимую для него образовательную продукцию. Такой продукцией в данном курсе является веб-сайт и его элементы.
Каждый учащийся создает сначала простейшие веб - страницы, затем их отдельные элементы и целостные веб- сайты. Освоение знаний и способов веб- констру ирования происходит в ходе разработки учениками сай тов на темы, которые они определяют для себя само стоятельно. Осознание и присвоение учащимися дости гаемых результатов происходит с помощью рефлексив ных заданий. Такой подход гарантирует повышенную мотивацию и результативность обучения.
Другая направленность курса–компетентностная. Информационные и коммуникационные компетенции являются ведущими при подготовке и планировании занятий. Подробнее о компетенциях будет сказано да лее.
Основные цели курса по отношению к деятельности учащихся
- Освоить элементарные способы проектирования, конструирования, размещения и сопровождения веб сайта в сети Интернет.
- Приобрести первичные навыки программирова ния на языках HTML, Dynamic HTML, CSS; познако миться с HTML-редакторами.
- Познакомиться с основами веб- дизайна и на учиться применять их при разработке веб- страниц.
- Создать и разместить в сети Интернет собствен ный веб- сайт (веб-страницы) по выбранной тематике.
Задачи курса
- Познакомиться с видами веб- сайтов, их функци ональными, структурными и технологическими особен ностями.
- Научиться ориентироваться и продуктивно дейст вовать в информационном интернет- пространстве, ис пользуя для достижения своих целей создаваемые веб- ресурсы.
- Сформировать целостное представление об ин формационной картине мира средствами «Всемирной паутины». Научиться способам представления инфор мации в сети Интернет.
- Научиться основам работы с программами Dream weaver и Flash (или аналогичными).
- Изучить способы научно-технического мышления и деятельности, направленные на самостоятельное твор ческое познание и исследование информационной части сетевого пространства.
- Реализовать коммуникативные, технические и эв ристические способности в ходе проектирования и кон струирования сайтов.
- Овладеть элементами информационной и теле коммуникационной компетенций по отношению к зна ниям, умениям и опыту конструирования веб-сайтов.
- Овладеть навыками работы в коллективе с комп лексными веб-проектами.
Ключевые компетенции
Компетентностная ориентация курса требует рассмот рения понятия компетенции.
Компетенция (от лат. competentia) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обла дает познаниями и опытом. Компетентный в определен ной области человек обладает соответствующими зна ниями и способностями, позволяющими ему обоснован но судить об этой области и эффективно действовать в ней. Поскольку мы имеем дело с образованием, то и речь будем вести об образовательных компетенциях.
Образовательная компетенция — совокупность взаимосвязанных смысловых ориентации, знаний, уме ний, навыков и опыта деятельности ученика по отноше нию к определенному кругу объектов реальной действи тельности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
Следует отличать компетенции от компетентностей. Компетенция — отчужденное, наперед заданное со циальное требование (норма) к образовательной под готовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность — владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его лич ностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность — уже состоявшееся личностное ка чество (совокупность качеств) ученика и минималь ный опыт деятельности в заданной сфере. Компетент ность — совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентации, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его де ятельности в определенной социально и личностно зна чимой сфере.
Различают компетенции: ключевые (относятся к об щему содержанию образования), общепредметные (от носятся к определенному кругу учебных предметов и об разовательных областей), предметные (частные по от ношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность форми рования в рамках учебных предметов).
Ключевые компетенции:
- ценностно-смысловые (мировоззрение, ценно стные ориентиры ученика, механизмы самоопределения в различных ситуациях);
- общекультурные (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и чело вечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; ком петенции в бытовой и культурно-досуговой сфере);
- учебно-познавательные (элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; целепо-лагание, планирование, анализ, рефлексия, самооцен ка; приемы решения учебно-познавательных проблем; функциональная грамотность);
- информационные (поиск, анализ и отбор необ ходимой информации, ее преобразование, сохранение и
передача; владение современными информационными технологиями); - коммуникативные (знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; навыки работы в группе, коллективе, вла дение различными социальными ролями);
- социально-трудовые (выполнение роли гражда нина, наблюдателя, избирателя, представителя, потре бителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи);
- компетенции личностного самосовершен ствования (способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития; эмоциональная саморегу ляция и самоподдержка; личная гигиена, забота о собст венном здоровье, внутренняя экологическая культура; способы безопасной жизнедеятельности). Функции образовательных компетенций:
- отражают социальный заказ на минимальную под готовленность молодых граждан для повседневной жизни в окружающем мире;
- являются условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его от чуждения от образования;
- задают реальные объекты окружающей действи тельности для целевого комплексного приложения зна ний, умений и способов деятельности;
- задают минимальный опыт предметной деятель ности ученика, необходимый для овладения способнос тями и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности;
- имеют присутствие в различных учебных предме тах и образовательных областях, т. е. являются мета- предметными элементами содержания образования;
- позволяют связать теоретические знания с их прак тическим использованием для решения конкретных за дач;
- представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и средствами организа ции комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.
- Дадим пояснения двум типам ключевых компетен ций, которые являются ведущими в данном курсе, это коммуникативные и информационные компетенции.
Коммуникативные компетенции:
- уметь представить себя устно и письменно, напи сать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
- уметь представлять свой класс, школу, страну в си туациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знания иностранного языка;
- владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
- владеть разными видами речевой деятельности (монологом, диалогом, чтением, письмом), лингвисти ческой и языковой компетенцией;
- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения, уме ниями искать и находить компромиссы;
- иметь позитивные навыки общения в поликуль турном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и со циальных групп.
Информационные компетенции:
- владеть навыками работы с различными источни ками информации: книгами, учебниками, справочника ми, атласами, картами, определителями, энциклопедия ми, каталогами, словарями, Интернетом, компакт-ди сками;
- самостоятельно искать, извлекать, систематизиро вать, анализировать и отбирать необходимую для реше ния учебных задач информацию, организовывать, пре образовывать, сохранять и передавать ее;
- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяе мую по каналам СМИ;
- владеть навыками использования информацион ных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, прин тера, модема, копира;
- применять для решения учебных задач информа ционные и телекоммуникационные технологии: аудио- и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Перечисленные компетенции являются ориентирами для конкретизации учителем целей проводимых заня тий и контроля результативности обучения учащихся.
Примерное тематическое планирование
Тема | Количество часов |
Введение.Моя веб-страничка | |
Техника безопасности.Введение. Моя веб-страничка | 7 |
1. Что такое теги и как они окрашивают жизнь 2. Способы выделения текста 3.Творческая работа «Самопрезентация» | |
2. Графика 4. Рисунки и фотографии в сети Интернет 5. Графика на веб-страницах 6. Творческая работа «Совершенствование вида сайта» | 4 |
3. Гипертекстовый документ 7. Как с удобством путешествовать по сайту 8. Творческая работа «Выполнение и защита небольшого проекта» | 6 |
4. Типы сайтов 9. Какие бывают сайты 10. На сайте — с удобством 11. Критерии оценки сайтов 12. Оформление оценочной таблицы 13. Творческая работа «Оценка сайта» | 4 |
5. Основы HTML 14. Таблицы 15. Фреймы 16. Формы 17. Творческая работа «Разделяй и властвуй» | 8 |
6. Редакторы сайтов 18. Технология создания сайта 19. Изображение 20. Размещение информации в слоях 21. Работа с картой 22. Творческая работа «Лучшая новость —о себе» | 8 |
Глава 8. Проектирование сайта 23. Анализ хороших сайтов 24. Цели создания сайта 25. Концептуальное, логическое и физическое проектирование сайта 26. Особенности проектирования сайтов 27. Навигация по сайту 28. Юзабилити 29. Творческая работа «Информационноепроектирование сайта» | 8 |
Глава 9. Основы веб-дизайна 30. Что такое стильный дизайн? 31. Текст и шрифт — «кирпичики» сайта 32. Графика на веб-страницах 33. Внешний вид сайта 34. Композиция на веб-страницах 35. Творческая работа «Сайт класса должен быть привлекательным!» | 8 |
Глава 10. Размещение, раскрутка и поддержка сайта в Сети 36. Размещение сайта в Сети 37. Раскрутка сайта 38. Творческая работа «Как проснуться из вестным!» | 4 |
Глава 11. Зачетная работа 39. Этапы создания сайта 40. Организация работы 41. Техническое задание | 3 |
Итого | 60 |
Требования к уровню подготовки учащихся
В рамках курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
- знать принципы и структуру устройства Всемир ной паутины, формы представления и управления ин формацией в сети Интернет;
- уметь найти, сохранить и систематизировать необ ходимую информацию из сети с помощью имеющихся технологий и программного обеспечения;
- знать виды веб-сайтов, уметь произвести анализ и сформулировать собственную позицию по отноше нию к их структуре, содержанию, дизайну и функци ональности;
- уметь спроектировать, изготовить и разместить в сети веб-сайт объемом 5—10 страниц на заданную тему;
- уметь программировать на языках HTML, DynamicHTML, CSS на уровне создания не менее 3—5 элемен тов сайта;
- знать и уметь применять при создании веб-страницы основные принципы веб-дизайна;
- владеть способами работы с изученными програм-1мами (браузерами IE, NN, Opera; редакторами сайтом Flash, FTP и др.);
- уметь передавать информацию в Интернет с по мощью протокола FTP, специальных программ, веб- форм;
- владеть приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению сайта;
- иметь опыт коллективного сотрудничества при конструировании веб- сайтов;
- иметь опыт разработки и публичной защиты со зданного сайта;
- осуществлять рефлексивную деятельность, оцени вать свои результаты, корректировать дальнейшую де ятельность по сайтостроительству.
Способы оценки уровня достижений учащихся
Основой оценивания деятельности каждого ученика яв ляются результаты анализа его образовательной продук ции и деятельности по ее созданию.
Предметом диагностики, контроля и оценки в дан ном курсе являются:
- внешние образовательные продукты учеников: созданные ими веб- страницы, их элементы, сайты и т. п.;
- внутренние личностные качества учеников: осво енные ими способы деятельности, знания, умения, ко торые относятся к содержанию курса.
Качество образовательной продукции учеников оценивается по устанавливаемым в каждом случае критериям. Например, созданный учеником веб- сайт (веб- страница) может быть оценен по следующим критериям:
- идея сайта;
- соответствие структуры и содержания сайта его на значению;
- знать и уметь применять при создании веб- страницы основные принципы веб- дизайна;
- владеть способами работы с изученными програм мами (браузерами IE, NN, Opera; редакторами сайтов Flash, FTP и др.);
- уметь передавать информацию в Интернет с по мощью протокола FTP, специальных программ, веб- форм;
- владеть приемами организации и самоорганиза ции работы по изготовлению сайта;
- иметь опыт коллективного сотрудничества при конструировании веб- сайтов;
- иметь опыт разработки и публичной защиты со зданного сайта;
- осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность по сайтостроительству.
Способы оценки уровня достижений учащихся
Основой оценивания деятельности каждого ученика являются результаты анализа его образовательной продукции и деятельности по ее созданию.
Предметом диагностики, контроля и оценки в данном курсе являются:
- внешние образовательные продукты учеников: созданные ими веб-страницы, их элементы, сайты и т. п.;
- внутренние личностные качества учеников: освоенные ими способы деятельности, знания, умения, которые относятся к содержанию курса. Качество образовательной продукции учеников оценивается по устанавливаемым в каждом случае критериям. Например, созданный учеником веб-сайт (веб- страница) может быть оценен по следующим критериям:
- идея сайта;
- соответствие структуры и содержания сайта его на значению;
- –степень оригинальности, количество творческих элементов сайта;
- дизайн сайта, использованные графические воз можности;
- уровень технического исполнения сайта;
- интерактивность сайта;
- пользовательские возможности сайта, удобство его использования.
Для диагностики освоенных учеником умений и спо собов деятельности применяются рефлексивные зада ния. Ученик устно или письменно описывает этапы своей деятельности, возникающие проблемы, применяемые способы их решения. Рефлексивные материалы учени ков служат предметом оценки уровня развития их лич ностных качеств — знаний, умений, способностей.
Учитель оценивает уровень развития личностных ка честв учеников по параметрам, сгруппированным в определенные блоки: технические, дизайнерские, ком муникативные, креативные, оргдеятельностные, реф лексивные качества.
Оценка имеет различные способы выражения — уст ные суждения педагога, письменные качественные ха рактеристики, систематизированные по заданным пара метрам аналитические данные, в том числе и рейтинги.
Оценке подлежит в первую очередь уровень достиже ния учеником минимально необходимых результатов курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя и в индивидуальных обра зовательных программах учеников.
Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога — обучение учащихся навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит учащихся формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особен ностей образовательного продукта — создавае мого сайта.
Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:
- текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
- взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
- публичная защита выполненных учащимися твор ческих работ (индивидуальных и групповых);
- текущая диагностика и оценка учителем деятель ности школьников;
- итоговая оценка деятельности и образовательной продукции ученика в соответствии с его индивидуаль ной образовательной программой по курсу;
- итоговая оценка индивидуальной деятельности учащихся учителем, выполняемая в форме образова тельной характеристики.
Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он может иметь форму зачета, олимпиады или защиты, творческих работ. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса.
Формой итоговой оценки каждого ученика выступает образовательная характеристика, в которой ука зывается уровень освоения им каждой из целей курса и каждого из направлений индивидуальной программы ученика по курсу.
Формы и методы обучения
Единицей учебного процесса является блок уроков (глава в учебном пособии). Каждый такой блок охваты вает изучение отдельной информационной технологии или ее части. В тематической программе количество ча сов на изучение материала определено для блоков уро ков, связанных с изучением основной темы. Внутри блоков разбивка по времени изучения произво дится учителем самостоятельно.
Каждая тема курса начинается с постановки зада чи — характеристики образовательного продукта, кото рый предстоит создать ученикам. С этой целью учитель проводит веб-экскурсию, мультимедийную презента цию, комментированный обзор сайтов или демонстра цию слайдов.
Для учителя изучение нового материала носит сопро вождающий характер. Ученики изучают его с целью создания запланированного продукта — графического файла, эскиза веб-страницы, элемента сайта и т. п.
Далее проводится тренинг по отработке умений вы полнять технические задачи, соответствующие мини мальному уровню планируемых результатов обучения. Тренинг переходит в комплексную творческую ра боту по созданию учениками определенного образова тельного продукта, например веб-сайта.
В ходе обучения учащимся могут предлагаться корот кие (5—10 минут) контрольные работы на проверку освоения изученных способов действий. Выполнение контрольных работ способствует мобилизации и пере ключению внимания на осмысливание материала изу чаемой темы.
Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит индикатором успешности образова тельного процесса.
Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию сайта. Вы полнение проектов завершается их защитой и рефлек сивной оценкой.
Основная форма занятий — практикум
Основной тип занятий в данном курсе — практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Доступ в Интернет желателен, но не обя зателен. Многие работы ученики могут выполнять без подключения к Сети.
Проведению практикума предшествуют вступительные лекции (например, веб-презентации) и ин структивные занятия. В процессе проведения практикума применяются приемы актуализации опорных знаний учащихся.
Возможная структура начальных занятий практикума:
- сообщение темы и целей практикума;
- актуализация опорных знаний учащихся;
- мотивация их учебной деятельности; ознакомление с инструкцией;
- подбор необходимого оборудования и материалом
- выполнение работы учащимися;
- составление отчета;
- обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов;
- защита результатов;
- рефлексия деятельности.
Средством управления деятельностью школьнике во время практикума служат инструкции, в который излагаются правила и последовательность действий школьников, дается информация о повторении необходимого материала, приводятся описания и изображения лабораторного оборудования, принципов его действия и способов использования, указывается порядок выполнения заданий, контрольные вопросы по теме и дополнительная литература.
Алгоритмическое выполнение работ не исключает их творческого и исследовательского уровня: проверку до стоверности определенных закономерностей, теоретиче ских положений, измерение постоянных величин и т. п. В ходе практикума ученики решают задачи творческого характера: ставят опыты, проводят исследования
Выполнение и защита творческих проектов
Образовательный проект — это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер учебной деятельности всех его участников по достижению конкретного образовательного результата в заданный промежуток времени.
Ученикам обычно нравится разрабатывать, демонст рировать и обсуждать свои творческие достижения среди сверстников.
Чтобы реализовать проект по созданию веб-сайта, необходимо определить: общую тему, в рамках которой; будет проводиться проект; актуальность проекта, т. е. зачем он нужен; название проекта как предмет ученического исследования или другой их деятельности; сроки реализации проекта; состав участников; цели проекта,
основные задачи, направления, из которых складывает ся проект; этапы реализации проекта с конкретными предполагаемыми результатами, например в форме таб лицы со структурой: сроки, название этапа, участники, виды деятельности, координатор этапа, ожидаемый ре зультат.
Затем необходимо подробно обсудить и описать клю чевые элементы проекта (цели и план проведения ввод ного занятия с участниками проекта, структуру и форму диагностики их подготовки и мотивации, содержание анкет, структуру стартового занятия, сроки и задачи ло кальных проектов внутри общего проекта); ожидаемые трудности и проблемы, способы их решения; перечень основных образовательных продуктов, ожидаемых на отдельных этапах и в итоге проекта; критерии оценки результатов проекта по каждому его направлению и в целом.
На этапе планирования проекта определяется состав его непосредственных организаторов, не обязательно связанных между собой очно. Конструирование проекта проводится на основе по ложения о проекте, которое служит затем ориентиром Деятельности всех его участников и организаторов.
Методы формирования компетентности
Отбор методов обучения, применяемых в данном курсе, обусловлен необходимостью формирования информа ционной и коммуникативной компетентностей стар шеклассников. Решение данной задачи обеспечено на личием в программе курса следующих элементов дан ных компетенций:
- социально-практическая значимость компетенции (для чего необходимо уметь создавать, размещать и под держивать сайты);
- личностная значимость компетенции (зачем уче нику необходимо быть компетентным в области сайто-строительства);
- перечень реальных объектов действительности, относящихся к данным компетенциям (веб-страница,сайт, компьютер, компьютерная программа, Интернет и др.);
- знания, умения и навыки, относящиеся к данным объектам;
- способы деятельности по отношению к данным объектам;
- минимально необходимый опыт деятельности уче ника в сфере данной компетенции;
- индикаторы — учебные и контрольно-оценочные задания по определению уровня компетентности уче ника.
Освоение ключевых способов деятельности происхо дит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, изложенных в учебном пособии для школьников. Методические рекомендации по организа ции индивидуальных и групповых форм занятий, ис пользованию тех или иных методов обучения содержат ся в пособии для учителя по данному курсу.
Рефлексия в обучении
Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — про цесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексия в обучении — мыследе-ятельностный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности. Рефлексия относится к содержанию предметных знаний и деятельности субъекта; подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения ее эффективности в дальней шем.
Рефлексивная деятельность — необходимый атрибут деятельности ученика. Цели образовательной рефлек сии: вспомнить, выявить и осознать основные компо ненты деятельности — ее смысл, типы, способы, про блемы, пути их решения, полученные результаты и т. п. Без понимания способов своего учения, механизмов по знания и мыследеятельности, учащиеся не смогут при своить тех знаний, которые они добыли. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые резуль таты, переопределить цели дальнейшей работы, скор ректировать свой образовательный путь. Если физиче ские органы чувств для человека есть источник его внешнего опыта, то рефлексия — источник внутреннего опыта, способ самопознания и необходимый инстру мент мышления.
Методика организации рефлексии ученика на занятиях включает следующие этапы:
- остановка предметной деятельности;
- восстановление последовательности выполненных действий;
- изучение составленной последовательности дейст вий;
- формулирование результатов;
- проверка гипотез в последующей деятельности.
В результате образовательной деятельности ученик приобретает опыт, рефлексивно трансформируемый им в знания. Эти знания отличаются от первичной инфор мационной среды, в которой происходила эта деятель ность. Основными отличиями «знаниевого» продукта ученика являются усвоенные им способы деятельности, понимание смысла изучаемой среды, самоопределение относительно нее и личное информационное и знаниевое приращение ученика.
Результат рефлексии фиксируется учеником в виде особого проявленного содержания образования. Ученик осмысливает свой начальный уровень знаний и пред ставлений, сопоставляет его с конечным уровнем, опре деляет, в чем и насколько (качественно и количествен но) произошли у него изменения.
Отрефлексированное знание как личностное прира щение ученика включает в себя совокупность следую щих компонентов:
- «знаю что» (информация о содержании своего зна ния и незнания);
- «знаю как» (информация об усвоенных действиях, относящихся к способам рождения, развития и преобразования знания);
- «знаю зачем» (понимание смысла информации и деятельности по ее получению);
- «знаю я» (самоопределение себя относительно данного знания и соответствующей информации).
В каждой главе учебного пособия для школьников по данному курсу содержатся рефлексивные задания.
Рефлексия связана с другим важным действием — целеполаганием. Постановка учеником целей своего об разования предполагает их выполнение и последующую рефлексию — осознание способов достижения постав ленных целей. Рефлексия в этом случае — не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки новых целей ей.
1. Программа занятий по курсу «Технология создания сайтов»
1. Введение. Моя веб-страничка
Основные понятия: гипертекст, HTML, тег, браузер, веб-страница, разметка, структура документа, заголо вок, тело.
Содержание темы
Техническая часть. Что необходимо для работы.
Теги HTML
Структура веб-страницы. Заголовок документа. Тело документа. Атрибуты тегов. Цвет фона. Изображение как фон. Цвет текста. Цвета.
Способы выделения текста
Размер и форма шрифта. Теги форматирования текс та. Взаимодействие тегов. Текстовые блоки. Заголовки. Абзацы. Перевод строки. Разделительная линия.
Творческая работа «Самопрезентация»
Самооценка. Рефлексия.
2. Графика
Основные понятия: растровый формат, векторный формат, метафайлы, рамки изображения, выравнива ние, обтекание.
Содержание темы
Рисунки и фотографии с сети Интернет
Параметры графических файлов. Растровые форма ты: JPEG; GIF; PNG. Векторные форматы. Достоинства и недостатки растровых и векторных форматов. Мета файлы. Графические редакторы.
Графика на веб-страницах
Как создать графический файл для веб-страницы. Прозрачная графика. Связывание графического файла с HTML-документом. Изображения в HTML-документе. Дополнительная информация.
Творческая работа «Совершенствование вида сайта»
Самооценка. Рефлексия.
3. Гипертекстовый документ
Основные понятия: организация информации, гипер текстовые ссылки, внутренние ссылки, активные ссыл ки, посещенные ссылки, абсолютные адреса, относи тельные адреса.
Содержание темы Организация информации на сайте
Разработка сценария гипертекстового документа, со стоящего из нескольких файлов. Гипертекстовые ссыл ки. За пределами документа. Текстовые ссылки. Изо бражения-ссылки. Главный тег Интернета. Абсолютные адреса. Относительные адреса. Создание нового окна. Внутренние ссылки. Задание цвета ссылок на веб-стра нице. Задание цвета отдельных ссылок. Цвет и наличие рамок у изображений-ссылок. Ссылка на адрес элек тронной почты.
Творческая работа «Выполнение и защита небольшого проекта»
Самооценка. Рефлексия.
4. Типы сайтов
Основные понятия: Виды сайтов, критерии оценки, дизайн, навигация, эргономика, юзабилити, скорость загрузки, интерактивность, чат, форум, гостевая книга.
Содержание темы
Какие бывают сайты
Основные типы сайтов, их название. Цели использо вания сайта. Стили оформления. Рекомендации по ор ганизации информации. Оптимизация веб-страниц.
Удобство использования сайта
Основные методы юзабилити. Восприятие информа ции.
Критерии оценки сайтов
Юзабилити. Структура и навигация сайтов. Контент (содержание). Внешний вид. Обратная связь. Интерак тивность.
Оформление оценочной таблицы
Творческая работа «Оценка сайта»
Доработка оценочной таблицы и исследование вы полненных проектов.
Самооценка. Рефлексия.
5. Основы HTML
Основные понятия: списки, таблицы, фреймы, фор мы, мегатеги, интерактивность.
Содержание темы
Таблицы
Структура таблицы. Основные теги. Лишние ячейки. Пустые ячейки. Объединение ячеек. Разделение ячейки. Вложение таблицы. Цвета фона. Цвет рамки. Поля.
Фреймы
Как работают фреймы. Достоинства фреймов. Не достатки фреймов. Создание фреймов. Ссылки внутри фреймов. Рамки. Изменение размеров. Полосы про крутки. Плавающие фреймы. Фреймы — хорошо или плохо?
Формы
Добавление формы на страницу. Кнопки (передачи и сброса). Поле со списком. Отправка файла. Метатеги. Творческая работа «Разделяй и властвуй»
Размещение информации страницы сайта в таблице и во фреймовой структуре. Самооценка. Рефлексия.
6. Редакторы сайтов
Основные понятия: редактор веб-страниц, активные элементы, динамический язык, сценарий, баннер, сер вер, администрирование.
Содержание темы
Технология создания сайта
Выбор редактора. Создание нового сайта. Создание новых файлов и папок. Настройка характеристик веб-страницы. Фон. Текст.
Изображение
Гиперссылки. Интерактивное изображение. Созда ние панели навигации. Настройка предпочтений для ре дактирования сайта. Использование таблиц. Использо вание слоев. Использование фреймов.
Работа с картой сайта
Главная страница. Доступ к HTML-коду веб-стра ницы.
Творческая работа «Лучшая новость — о себе»
Самооценка. Рефлексия.
7. Стандарт CSS и таблицы стилей Основные понятия: каскадные таблицы стилей, CSS, внешняя таблица стилей, внутренняя таблица стилей, стиль тега, наследование, селектор, класс, Ш-класс, построковый элемент, блочный элемент, позиционирова ние, взаимодействие стилей, каскадность стилей.
Содержание темы Каскадные таблицы стилей
Назначение CSS. Каскадные таблицы стилей. Осно вы CSS. Размер в CSS. Значение свойств в CSS. Ком ментарии.
Создание таблицы стилей
Синтаксис. Наследование свойств тега. Контекстные селекторы. Шрифт и текст. Фон.
Применение таблиц стилей к части страницы
Классы. Подклассы. Личный тег. Строковый элемент . Блочный элемент Взаимодействие стилей Каскадность стилей и приоритеты. Ссылки как укра шение. ID-классы. Способы задания стиля. Динамиче ский HTML. Творческая работа «Технический проект» Самооценка. Рефлексия. 8. Проектирование сайта Основные понятия: концепция сайта, цели сайта, структура сайта, карта сайта, пользователи, навигация. Содержание темы Анализ хороших сайтов Выбор критериев. Выбор критериев при оценке сай тов. Цели создания сайта Проектирование сайта Концептуальное, логическое и физическое проекти рование сайта. Особенности проектирования сайтов Этапы проектирования сайта Принципы проектирования сайта. Организация ин формации. Навигация по сайту. Юзабилити Творческая работа «Информационное проектирование сайта» Самооценка. Рефлексия. 9. Основы веб-дизайна Основные понятия: Дизайн, векторная и растровая графика, графический редактор, инструменты, фильт ры, графические примитивы, палитра цветов, формат графического файла, заголовки, текст, разделы, ссылки, термины, эффективность рекламы. Содержание темы Стиль сайта Элементы веб-страницы. Информационная архитек тура. Макет страницы. Единство стиля. Внесение разно образия. Распределение информации на веб-странице. Текст и шрифт кирпичики сайта Оформление ссылок. Форматирование текста. По нятность и читаемость текста. Основные элементы текс та. Тема, название, заголовки. Фон. Графика на веб-страницах Местоположение эмблем и навигационных элемен тов. Изображения в миниатюре. Логотипы. Интерак тивность. Советы по графике. Внешний вид сайта Управление внешним видом сайта. Особенности на чальной страницы. Основные принципы веб-дизайна. Уменьшение размера текста и графики. Разделение про странства страницы. Исключение длинных колонок. Формы. Композиция веб-страниц Основные правила композиции. Средства компози ции. Цвет. Психология цвета. Отдельные цвета. Главные ошибки в веб-дизайне. Творческая работа «Сайт класса должен быть привлекательным!» Самооценка. Рефлексия. 10. Размещение, раскрутка и поддержка сайта в Сети Основные понятия: Интернет, IP-адрес, домен, про вайдер, хостинг, трафик, доступ по коммутируемым ка налам, выделенная линия, модем, скорость передачи информации, администрирование сайта, протоколы FTP, TCP/IP, HTML, релевантность запросов, скорость загрузки, критичность размеров файлов изображений и веб-страниц сайта, счетчик, поисковые системы, поис ковые роботы, рейтинг ресурса, баннер, метатеги, клю чевые слова, содержание, заголовки страниц, эффекты дизайна, интерактивность, баннерный обмен, обмен страницами. Содержание темы Размещение сайта в Сети Регистрация доменных имен. Хостинг сайта. Услуги провайдера и критерии их выбора. Доступ к сайту. До полнительные услуги провайдера. Доверие к сайту. По вышение доверия к сайту. Понижение доверия к сайту. Раскрутка сайта Методы раскрутки. Распространенные мифы. Поис ковые сайты и каталоги. Плюсы поисковых систем. Ми нусы поисковых систем. Критерии пригодности сайта к индексированию поисковыми системами. Текстовые критерии. Ссылочно-расчетные критерии. Каталожные критерии. Ссылочно-текстовые критерии. Поисковые запросы. Поисковые каталоги. Баннерообменные сети. Рейтинги. Творческая работа «Как проснуться известным!» Самооценка. Рефлексия. 7. Зачетная работа Основные понятия: веб-студия, заказчик, арт-директор, вебмастер, кодер, программист, верстальщик, ме неджер, техническое задание, разделение труда, проек тирование, изготовление, размещение, тестирование сайта, экспертная оценка. Содержание темы Этапы создания сайта Организация работы Выбор темы сайта. Заказчик сайта. Создание коман ды. Распределение функций. Работа в группе. Этапы и сроки выполнения работ. Техническое задание на разработку дизайна сайта Самооценка и оценка. Рефлексия. 12. Олимпиада по веб-дизайну Основные понятия: эвристическая олимпиада, кре атив, дизайн, макет, логотип, фирменный стиль, баннер, графика. Содержание темы Хочешь быть дизайнером — будь им! Особенности эвристических олимпиад. Технические требования к оформлению работ. Примеры олимпиадных заданий. Дистанционные олимпиады.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа по эколого-биологическому кружку
Прграмма охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы, добавлен раздел изучения особенностей природы Татарстана...
Мониторинг результатов обучения детей по дополнительным образовательным программам
Представлен материал мониторинга знаний обучающихся...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет). Основной целью программы является: приобщение детей к туризму, освоение разносторонних...
Дополнительная образовательная программа кружка «Оздоровительная гимнастика (фитбол)» (2 год обучения, 8 – 10 лет)
Рабочая программа кружка «Оздоровительная гимнастика»...
Дополнительная образовательная программа кружка «Волейбол» (1 год обучения, 9 – 11 лет)
Рабочая программа кружка «Волейбол»...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ «Обучение игре на балалайке»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ«Обучение игре на балалайке»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...