рабочая программа по информатике, 10 класс
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) по теме
Предлагаемая концепция и программа обучения информатике, методически обеспеченная комплектом учебников, полностью отражает обязательный минимум содержания образования по информатике, рекомендуемый Министерством образования Российской Федерации, и определяется потребностями и задачами информационного общества.
В период перехода к информационному обществу одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это добавляет к целям школьного образования еще одну цель — формирование уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества. Наиболее полно реализовать поставленную цель призвана образовательная область «информатика».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_informatike_10_klass.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Предлагаемая концепция и программа обучения информатике, методически обеспеченная комплектом учебников, полностью отражает обязательный минимум содержания образования по информатике, рекомендуемый Министерством образования Российской Федерации, и определяется потребностями и задачами информационного общества.
В период перехода к информационному обществу одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это добавляет к целям школьного образования еще одну цель — формирование уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества. Наиболее полно реализовать поставленную цель призвана образовательная область «информатика». Предлагаемая концепция школьного курса информатики, названная системно-информационной, базируется на идеях системного анализа и использовании для их реализации компьютерных технологий. Системно-информационная концепция определяет информатике интегрирующую роль среди всех школьных дисциплин. За счет организации межпредметных связей, возникающих в процессе решения на уроках информатики разноплановых задач, появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные по другим предметам. При этом акцент делается на развитии мышления, которое определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения. Следует заметить: развитие мышления является целью преподавания любого школьного предмета, но ни в одном из них не применяется системный подход. Информатика, позволяющая аккумулировать знания из разных предметных областей, — это именно та дисциплина, в которой реально можно воплотить идею развития системного мышления у каждого учащегося.
Таким образом, выделив ключевые слова, лежащие в основе системного подхода, а именно объект, система, информация, цель, модель, моделирование, мы приходим к необходимости раскрытия и изучения этих понятий с использованием современных компьютерных технологий. Следствием этого является расширение системы понятий на основе тезауруса компьютерной области. К таким понятиям относятся: информационные технологии и системы, компьютер, аппаратное обеспечение, алгоритм, программа, программное обеспечение (системное, прикладное, инструментарий программирования), файл и др.
Уровень развития школьника прямо пропорционально зависит от поставленной преподавателями цели при передаче знаний и умений: научили ли мы его системно и логически мыслить при постановке любой задачи, может ли он самостоятельно принимать решение, имеет ли он необходимый кругозор в данной предметной области, владеет ли он необходимым инструментарием и понимает ли, как и когда его применять. Можно перечислить еще множество различных аспектов цели, но важно одно — требуется сформировать определенный уровень профессиональной культуры в данной области знаний, названной информационной.
Учитывая все вышесказанное, в качестве основных целей информатики можно выделить следующие:
• формирование информационной культуры обучающегося, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией и использование для этого возможностей компьютера;
• обучение системному подходу к анализу и исследованию структуры и взаимосвязей информационных объектов, которые являются моделями реальных объектов и процессов.
• развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала школьника, его коммуникативных способностей с использованием для этого богатейшего компьютерного инструментария.
Третий уровень, определяющий предпрофессиональную подготовку школьника, ориентирован на 10-е классы общеобразовательных учреждений и является продолжением базового курса по информатике. Изучение информатики и ИКТ в 10-ом классе рассчитано на 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Рекомендуется в программе обучения для 10-го класса выделить некоторый объем времени для освоения клавиатуры десятипальцевым методом. Может быть использована любая доступная методика, включая компьютерный тренажер.
Программное обеспечение всех тем непрерывного курса информатики является стандартным для образовательных учреждений и ориентировано на программные продукты фирмы Microsoft: для пропедевтического курса — операционная система Windows 98 (95, 2000), графический редактор Paint, для базового курса — операционная система Windows 98 (95, 2000), графический редактор Paint, текстовый процессор Word 97 (2000, Works 4.0), табличный процессор Excel 97 (2000, Works 4.0), система управления базами данных Access97 (2000, Works 4.0), для предпрофессиональной подготовки — операционная система Windows98 (95, 2000), текстовый процессор Word 97 (2000), настольная издательская система PageMaker, система управления базами данных Access 97(2000), программа презентаций PowerPoint97. С учетом уровня знаний учащихся и выделенного объема часов по выбору преподавателя изучаются современные программные продукты обработки графических изображений, звука, видеофрагментов.
«Утверждено»
Директор школы__________Ю.П.Ермаков
(приложение 1)
Календарно-тематическое планирование
«Информатика и ИКТ. 10 класс»,
уч-к: Информатика и ИКТ под редакцией Н.В.Макаровой, базовый уровень,
изд. Питер, 2010 год.
1 час в неделю, 34 часа в год
№ | Тема урока | Количество часов | Вид, форма контроля | Дата проведения | Примечания | |||
расписание | фактически | |||||||
1 четверть | ||||||||
Глава 1. Информационные процессы, модели, объекты(3 часа) | ||||||||
1. | Инструктаж по технике безопасности. Информация и данные. Св-ва информации.
| 1 | ||||||
2. | Информационный процесс. | 1 | ||||||
3. | Информационная модель объекта. | 1 | ||||||
Глава 2. Информационная технология работы с объектами текстового документа(7часов) | ||||||||
4. | Текстовые документы и текстовые процессоры. | 1 | ||||||
5. | Аппаратное и программное обеспечение процесса обработки текста | 1 | ||||||
6. | Объекты текстового документа. Практикум. Форматирование объектов текста | 1 | ПР | |||||
7. | Практикум. Форматирование объектов текста. «Список» и его свойства | 1 | ||||||
8. | Виды компьютерной графики. Практикум. Создание и редактирование графических изображений. | 1 | ПР | |||||
9. | Практикум. Создание и редактирование таблиц | 1 | ПР | |||||
2 четверть | ||||||||
10. | Практикум. Изменение структуры текстового документа | 1 | ПР | |||||
Глава3. Информационно-коммуникационные технологии в компьютерной сети(7 часов) | ||||||||
11. | Разновидности компьютерных сетей: локальные, корпоративные, глобальные. | 1 | ||||||
12. | Возможности глобальной сети Интернет. | 1 | ||||||
13. | Практикум. Пересылка информации через Интернет | 1 | ПР | |||||
14. | Этика сетевого общения | 1 | ||||||
15. | Технология поиска информации в Интернет | 1 | ||||||
16. | Практикум. Поиск информации в Интернет | 1 | ПР | |||||
17. | Информационная безопасность сетевой технологии работы. | 1 | ||||||
3 четверть | ||||||||
Глава 4. Информационная технология представления информации в виде презентаций(8 часов) | ||||||||
18. | Программа подготовки презентаций Microsoft PowerPoint | 1 | ||||||
19. | Практикум. Создание презентаций с помощью Мастера автосодержания | 1 | ПР | |||||
20. | Практикум. Заполнение презентации информацией по теме | 1 | ПР | |||||
21. | Практикум. Создание элементов управления презентацией | 1 | ПР | |||||
22. | Практикум. Добавление эффектов анимации. | 1 | ПР | |||||
23. | Практикум. Создание школьного комплекса «Компьютер и здоровье школьника». | 1 | ПР | |||||
24. | Практикум. Создание школьного комплекса «Компьютер и здоровье школьника». | 1 | ПР | |||||
25. | Практикум. Создание школьного комплекса «Компьютер и здоровье школьника». | 1 | ЗР | |||||
Глава 5. Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Excel (5 часов) | ||||||||
26. | Практикум. Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм. | 1 | ПР | |||||
27. | Постановка задачи. Накопление статистики. | 1 | ПР | |||||
4 четверть | ||||||||
28. | Практикум. Анализ результатов статистической обработки данных. | 1 | ПР | |||||
29. | Практикум. Технология накопления данных и их обработка в Excel. | 1 | ПР | |||||
30. | Практикум. Автоматизированная обработка данных. | 1 | ПР | |||||
Глава 6. Информационная технология разработки проекта (4 часа) | ||||||||
31. | Проект и основные этапы его разработки | 1 | ||||||
32. | Практикум. Разработка тематического проекта. | 1 | ПР | |||||
33. | Практикум. Разработка тематического проекта. | 1 | ПР | |||||
34. | Практикум. Разработка тематического проекта. | 1 | ПР |
Учебно-тематический план
Тема раздела | Кол-во часов |
Глава 1. Информационные процессы, модели, объекты | 3 часа |
Глава 2. Информационная технология работы с объектами текстового документа Практических работ | 7часов 4 |
Глава3. Информационно-коммуникационные технологии в компьютерной сети Практических работ | 7 часов 2 |
Глава 4. Информационная технология представления информации в виде презентаций Практических работ | 8 часов 7 |
Глава 5. Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Excel Практических работ | 5 часов 5 |
Глава 6. Информационная технология разработки проекта Практических работ | 4 часа 3 |
Литература
- Информатика и ИКТ. Учебник. 10 класс/ Под редакцией Н.В.Макаровой.-СПб.: Питер, 2008.- 238с.: ил.
- Поурочные разработки по информатике: базовый уровень. 10-11 классы.- М.: ВАКО, 2007. – 352с.
- Информатика: методическая копилка преподавателя/ О.Б.Воронкова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс,2008. – 313, [1]с.
- Рабочие программы по информатике и ИКТ. 5-11 классы / авт.-сост. Т.К. Смыковская. – 2-е изд., доп. – М.: Глобус, 2009. – 224с. – (Образовательный стандарт)
- Цифровые образовательные ресурсы.
- Основы информатики: Курс лекций/ Р.С.Гиляревский – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 320 с.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Выпускники 10 класса должны знать/понимать:
1. Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".
2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
3.Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;.
4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности
6. Назначение и функции операционных систем.
Выпускники 10 класса должны уметь:
1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
2. Распознавать информационные процессы в различных системах.
3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
7. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
8. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
9. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
10. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1.эффективной организации индивидуального информационного пространства;
2. автоматизации коммуникационной деятельности;
3. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Содержание образования.
10 – ый класс.
Глава 1. Информационные процессы, модели, объекты (3 часа)
Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.
Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.
Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.
Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.
Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.
Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.
Организация личной информационной среды.
Глава 2. Информационная технология работы с объектами текстового документа (7 часов)
Особенности основных видов текстовых документов. Назначение аппаратного и программного обеспечения процесса подготовки текстовых документов. Особенности интерфейса среды текстового редактора.
Какие информационные объекты выделяются в текстовом документе. Каковы возможности форматирования основных объектов текста: символов, абзацев, списков. Непечатаемые символы в текстовом документе. Виды компьютерной графики. Технология создания и форматирования таблиц в текстовом документе. Изменение структуры текстового документа.
Глава3. Информационно-коммуникационные технологии в компьютерной сети (7 часов)
Понятие «компьютерная сеть». Назначение сервера и клиента в сети. Основное назначение локальной, корпоративной, глобальной сети. Правило формирования сетевого адреса ресурса Интернета. Ссылки на образовательные ресурсы Интернета. Способы передачи информации через Интернет (электронная почта, телеконференции). Особенности этики общения в Интернете. Основные правила формирования запроса в поисковой системе. Меры информационной безопасности при работе в сети.
Глава 4. Информационная технология представления информации в виде презентаций (8 часов)
Графические возможности программы PowerPoint. Общий вид интерфейса программы. Автоматическая настройка программы. Ряд мер, обеспечивающих безопасность работы в PowerPoint. Культура представления информации в виде мультимедийной презентации.
Глава 5. Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Excel (5 часов)
Обработка числовых данных при помощи математических, статистических, логических функций. Построение различного вида диаграмм по расчетным данным. Технология накопления данных и их обработка в Excel. Создание макросов, управляющих кнопок.
Глава 6. Информационная технология разработки проекта (4 часа)
Основные типы проектов, этапы разработки проекта и их назначение. Структурная декомпозиция. Информационные модели проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...
Рабочая программапо обществознанию для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...
Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)
Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...