Рабочая программа по дисциплине Программное обеспечение ЭВМ
рабочая программа по информатике и икт по теме
Рабочая программа по предмету «Программное обеспечение ЭВМ» предназначена для реализации требований Государственного образовательного стандарта по профессии 1.9 «Оператор ЭВМ» с отраслевой подготовкой в области менеджмента. Рабочая программа по предмету «Программное обеспечение ЭВМ» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом по профессии и выписки количества часов из рабочего учебного плана, отводимых на изучение данного предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raboch_progr_po_evm.doc | 440.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОЛЛЕДЖ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА № 15
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
«Программное обеспечение»
по профессии 1.9 «Оператор ЭВМ»
Составитель программы:
Ляпина О.П
Программа рассмотрена
на заседании ПЦК Информационных технологий
Протокол № 1 от « ___»_____20____г.
Председатель ПЦК ____________ (Ляпина О.П.)
Программа согласована
«___»________20___ г.
Зам. директора по УПР
________ (Землякова Е.В..)
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Программное обеспечение ЭВМ» предназначена для реализации требований Государственного образовательного стандарта по профессии 1.9 «Оператор ЭВМ». Рабочая программа по предмету «Программное обеспечение ЭВМ» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом по профессии и выписки количества часов из рабочего учебного плана, отводимых на изучение данного предмета.
В результате изучения предмета «Программное обеспечение ЭВМ» студент должен:
иметь представление:
о роли и месте знаний по предмету при освоении смежных дисциплин по выбранной профессии и в сфере профессиональной деятельности;
знать:
- назначение и общие принципы функционирования компьютеров;
- принципы осуществления поддержки, своевременной модернизации и смены версий программного обеспечения;
- методы установления причин сбоев в процессе обработки информации и их анализа;
- способы устранения программных сбоев, возникающих при работе с ЭВМ и периферийными устройствами;
уметь:
- вести процесс обработки информации на ЭВМ;
- готовить к работе вычислительную технику и периферийные устройства;
- работать в основных операционных системах, осуществлять их загрузку и управление;
- работать в программах-оболочках (файловые менеджеры), выполнять основные операции с файлами и каталогами;
- управлять работой текстовых редакторов;
- работать с электронными таблицами, вести обработку текстовой и цифровой информации в них;
- работать с базами данных;
- работать с программами архивации данных;
- работать с программами растровой (точечной) графики;
- проверять файлы, диски и папки на наличие вирусов;
- использовать средства защиты информации от несанкционированного доступа и случайных воздействий вредоносных программ;
- использовать в работе мультимедийные возможностей ЭВМ;
- выполнять проектные работы с помощью наиболее распространенных пакетов графических программ;
- работать в вычислительных (компьютерных) сетях.
Настоящая рабочая программа учебной дисциплины рассчитана на 242 часа аудиторных занятий; все занятия комбинированного типа с выполнением практических заданий.
Итоговым контролем изучения предмета «Программное обеспечение ЭВМ» является: зачет в первом семестре, экзамен и выполнение выпускной квалификационной работы во втором семестре.
В содержании учебной дисциплины по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям.
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА
Наименование разделов предмета «Программное обеспечение ЭВМ» | Кол-во часов |
Введение | 2 |
Тема 1. Состав и структура программного обеспечения ПЭВМ | 8 |
Тема 2. Операционные системы | 6 |
Тема 3. Системные программы и пакетные файлы | 2 |
Тема 4. Программы-оболочки | 4 |
Тема 5. ОС класса Windows. Организация размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации | 18 |
Тема 6. Программы-утилиты | 4 |
Тема 7. Архиваторы | 2 |
Тема 8. Защита от вирусов | 6 |
Тема 9. Прикладные программы | 2 |
Тема 10. Программы, работающие под управлением ОС Windows | |
10.1. Текстовый процессор Microsoft Word | 46 |
10.2. Создание презентаций в среде Microsoft PowerPoint | 12 |
10.3. Обработка данных средствами электронных таблиц Microsoft Excel | 90 |
10.3.1. Основы работы с электронными таблицами | 4 |
10.3.2. Возможности Microsoft Excel для графического представления данных | 6 |
10.3.3. Особенности работы с формулами | 20 |
10.3.4. Использование встроенных функций рабочего листа Microsoft Excel | 20 |
10.3.5. Использование электронных таблиц в решении задач | 24 |
10.3.6. Принятие решений с помощью Microsoft Excel | 16 |
10.4. Система управления базами данных Microsoft Access | 50 |
10.4.1. Базы данных, системы управления базами данных - основные понятия | 2 |
10.4.2. Модели организации баз данных. Реляционные базы данных. Термины и определения | 4 |
10.4.3. Обобщенная технология работы с базой данных | 8 |
10.4.4. Принципы работы в СУБД Microsoft Access | 10 |
10.4.5 Таблицы-основные объекты базы данных | 4 |
10.4.6. Запросы - средство извлечения данных из базы | 4 |
10.4.7. Формы - средство ввода данных таблицы | 4 |
10.4.8. Создание отчетов в СУБД Microsoft Access | 4 |
10.4.9. Связь между таблицами и целостность данных | 6 |
10.4.1. Дополнительные возможности СУБД Microsoft Access | 4 |
Тема 11. Мультимедиа | 8 |
Тема 12. Защита информации | 8 |
Тема 13. Сведения о сетях и технологиях. Локальные компьютерные сети. Технологии локальных сетей | 6 |
Тема 14. Глобальные компьютерные сети. Интернет | 11 |
Тема 15. Основы компьютерной графики | 41 |
Тема 16. Автоматизированные информационные системы | 5 |
Тема 17. Технология модернизации программного обеспечения ЭВМ | 4 |
Тема 18. Перспективы развития вычислительной техники и программного обеспечения | 4 |
Итоговый Контроль знаний по курсу «ПО ЭВМ» | 4 |
Всего по предмету | 343 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА
Введение
Студент должен
иметь представление: об информационных системах, ресурсах и технологиях;
знать: знать правила техники безопасности работы на ПЭВМ, устройство персональных компьютеров; устройства ввода и вывода информации, накопления и хранения информации; принципы измерения информации;
уметь: пользоваться ПЭВМ, соблюдая правила техники безопасности.
Основные определения информатики. Свойства и единицы измерения информации. Понятие о программном обеспечении.
Основные задачи, решаемые с использованием возможностей вычислительной техники и программного обеспечения.
Информатизация общества как важнейшая характеристика современности. Определение информатизации. Понятие об информационном процессе и информационной системе.
Определение и инструментарий новых информационных технологии.
Перспективные направления развития программных средств реализации информационных процессов. Необходимость обеспечения конкурентоспособности отечественных информационных технологий на мировом рынке.
Тема 1. Состав и структура программного обеспечения ПЭВМ
Студент должен
иметь представление: о составе вычислительной системы; о структуре программного обеспечения ПЭВМ;
знать: понятие программы, программной конфигурации; уровни программного обеспечения; средства обеспечения пользовательского интерфейса; назначение программного обеспечения различного уровня;
уметь: работать с пользовательским интерфейсом; набирать текст на клавиатуре; запускать операционную систему и завершать работу с ней; присваивать имена файлам и папкам.
Программное обеспечение ЭВМ. История развития, термины, определения, состав, структура. Понятие о командах и программах. Определение программы. Понятие о лицензионном и нелицензионном программном обеспечении. Виды и особенности нормативно-законодательной литературы.
Краткие сведения об организации хранения информации в ПЭВМ. Классификация программ: ОС, драйверы, служебные, оболочки, инструментальные, прикладные. Функциональные требования.
Принципы построения работы с наиболее распространенными пакетными, системными, служебными и прикладными программами и инструментальными средствами.
Определение интерфейса программы. Типы и характеристики существующих интерфейсов.
Способы хранения данных и программ в ПЭВМ.
Тема 2. Операционные системы
Студент должен
иметь представление: о функциях операционных систем персональных компьютеров;
знать: назначение и функции операционных систем; порядок начала и завершения работы с операционной системой Windows; организацию файловой системы; функции обслуживания файловой структуры; понятия файла и папки, правила имена именования файлов и папок;
уметь: запускать операционную систему и завершать работу с ней; присваивать имена файлам и папкам; создавать, копировать и перемещать, удалять файлы и каталоги.
Операционные системы: термины и определения. Общие сведения об операционных системах. Назначение и типы операционных систем (ОС) (однопользовательские и многопользовательские, однозадачные и многозадачные, с текстовым или с графическим интерфейсом). Основные свойства ОС.
Понятия об операционных системах персональных компьютеров, мини-компьютеров, мейнфреймов, кластеров и сетей ЭВМ.
Системные компоненты ОС. Особенности структурной организации ОС. Физические устройства, логические устройства, каталоги, файлы (программы и данные различных типов).
Прикладные компоненты ОС. Разновидности и применение программ. Количество программ, решаемых одновременно.
Взаимодействие пользователя с ОС.
Критерии эффективности ОС. Краткая характеристика современных ОС.
Тема 3. Системные программы и пакетные файлы
Студент должен
иметь представление: о порядке запуска компьютера;
знать: назначение BIOS, процедуры POST;
уметь: осуществлять настройку компьютерной системы с помощью программы SETUP.
Понятие команды. Информация, содержащаяся в команде. Длина команды. Схемы выполнения команд.
Дисковая операционная система (DOS). MS-DOS как пример типичной ОС. Структура и функции MS DOS.
Функции DOS: размещение файлов на дисках при файловых манипуляциях; управление программами; управление командами, вводимыми с клавиатуры или из командных файлов.
Состав DOS и порядок ее автоматической загрузки. Маршрут поиска и загрузка («запуск») исполняемых файлов.
Основные составные части MS DOS: базовая система ввода-вывода, загрузчик, дисковые файлы, командный процессор, внешние команды и драйверы устройств.
Базовая система ввода-вывода (BIOS). Ее функции: автоматическое тестирование основных аппаратных компонентов, вызов блока начальной загрузки, обслуживание системных вызовов или прерываний. Виды прерываний: аппаратные, логические, программные. Порядок включения ПЭВМ и процесс загрузки.
Блок начальной загрузки (Boot Record). Его размещение. Алгоритм работы. Загрузка и инициализация MS DOS. Перезапуск MS DOS.
Файловая система. Определение файла, каталога и подкаталога. Атрибуты файлов. Части полного имени файла. Ограничения DOS на имена файлов и каталогов. Особые расширения имен файлов.
Функции файловой системы. Древовидная иерархическая структура файловых каталогов и подкаталогов.
Тема 4. Программы-оболочки
Студент должен
иметь представление: о назначении и основных возможностях программ-оболочек;
знать: «горячие» (активные) клавиши;
уметь: запускать программу Norton Commander, выполнять выбор группы файлов, их копирование, перемещение, удаление.
Программы-оболочки DOS – Norton Commander, Volkov Commander и другие. Принципы пользования программами с «дружественным интерфейсом». Панели («окна»). Переходы. Главное меню. «Горячие» (активные) клавиши. Выделение групп файлов. Верхнее меню. Атрибуты файлов.
Причины широкого использования программ-оболочек (файловых менеджеров).
Norton Commander (NC).
Запуск программы NC. Выход из NC. Общий вид экрана. Общий вид панелей NC. Переключение активного окна. Дерево каталогов на диске. Работа клавиш [<-]> М. [t], [ij, [PgUp], [PgDn], [Home], [End], [Таb] и др. Выделенный файл или каталог. Клавиша [Enter].
Назначение и использование функциональных клавиш. Выбор группы файлов. Их копирование, перемещение, удаление.
Переход на другой диск. Быстрый переход в другой каталог. Автоматический поиск файлов.
Управление панелями NC. Настройка внешнего вида и параметров
Система подсказок.
Тема 5. ОС класса Windows
Студент должен
иметь представление: о настройке операционной системы WINDOWS;
знать: основные объекты и приемы управления WINDOWS; приемы повышения эффективности работы с файловой структурой;
уметь: выполнять основные операции с файловой структурой; использовать программу Проводник; использовать буфер обмена для работы с объектами операционной системы; управлять установкой устройств; управлять установкой, исполнением и удалением приложений; выполнять настройку средств ввода-вывода, элементов оформления и управления WINDOWS; вести поиск файлов и папок по имени, дате, словам в тексте и другим признакам; применять справочную систему при решении проблемных вопросов, работать в основных операционных системах, осуществлять их загрузку и управление.
Основные преимущества использования операционной системы WINDOWS: оптимальное использование всей оперативной памяти; принципиальная возможность работы системы в многозадачном режиме; свободный обмен информацией между приложениями, работающими под управлением WINDOWS.
Требования к аппаратным ресурсам.
Основные понятия WINDOWS: объект, папка, приложение, документ, значок, ярлык. Понятие окна, меню, буфера обмена.
Пользовательский интерфейс WINDOWS. Использование элементов интерфейса Windows. Примеры оформления интерфейса.
Особенности рабочего стола программы. Контекстное меню рабочего стола. Основные опции. Папки и ярлыки.
Панель задач. Назначение и преимущества панели задач. Управление окнами с помощью панели задач.
Главное меню. Доступ к меню. Содержание опций. Процедуры настройки и редактирования меню. Получение справки.
Панель управления: цвета, шрифты, порты, мышь, оформление экрана, клавиатура, принтеры, стандарты, дата время, драйверы, звуковое оформление, редактор PIF.
Диалоговые окна. Элементы управления диалогового окна. Основные атрибуты окон: заголовок окна, панель управления, кнопки минимизации, максимизации, восстановления размеров. Способы запуска Windows-приложений. Основные команды диалоговых окон.
Программы WINDOWS. Разновидности и функциональные возможности программ в Windows. Стандартные программы.
File Manager Система управления дисковыми файлами. Навигация по папкам. Обычные операции с файлами из оболочки File Manager.
Clipboard – средство обмена информацией между Windows-приложениями. Перенос текстов и графики с помощью Clipboard.
Тема 6. Программы-утилиты
Студент должен
иметь представление: о назначении и применении служебных программ Windows;
знать: порядок проведения форматирования дискеты, проверки поверхности диска; оптимизации размещения файлов (дефрагментации диска);
уметь: применять программы-утилиты; исправлять ошибки поверхности диска и файловых систем.
Назначение программ-утилит.
«Нортон-утилиты» (NU). Запуск пакета программ.
Возможности NU (форматирование, восстановление ошибочно удаленных файлов, проверка жесткого или гибкого диска на наличие физических или логических нарушений, оптимизация физического расположения файлов на диске, кодировка информации для защиты от несанкционированного доступа, создание резервной копии наиболее важной информации, изменение размера, цвета рабочих областей экрана, диагностика аппаратной части ЭВМ и т.д.). Особо «опасные» утилиты.
Особенности проверки диска в среде Windows. Программа ScanDick, индикатор ресурсов, дефрагментатор.
Тема 7. Архиваторы
Студент должен
иметь представление: о назначении и применении программ архивирования;
знать: общие принципы сжатия файлов; особенности применения программ архивирования к файлам различных типов; базовые и дополнительные требования к программам архивирования;
уметь: выполнять просмотр файлов различных форматов без извлечения их из архива; осуществлять поиск файлов и данных внутри архивов; выполнять криптографическую защиту архивной информации; создавать самораспаковывающиеся многотомные архивы; выбирать или настраивать коэффициент сжатия информации.
Архивы и архивирование. Основные понятия об архивах и архивировании.
Способы сжатия файлов с помощью архиваторов. Общие принципы работы программ-архиваторов. Понятие о степени упаковки архива.
Виды наиболее популярных и широко используемых архиваторов (ARJ, PKZIP/PKUNZIP, RAR, АСЕ, LHA, ICE, РАК, PKARC/PKXARC, ZOO, HYPER, AIN). Разновидности архиваторов, работающие под DOS (ZIP, ICE, ARJ) и под Windows (WinRAR, WinZip и др.). Упаковщики ехе- и com- файлов.
Архиваторы, работающие в диалоговом режиме.
Динамические архиваторы.
Основные режимы работы архиваторов (добавление и извлечение файлов из архива, обновление архива, создание «самораскрывающихся» архивов, просмотр каталога архива).
Особенности архивации программных, служебных, графических и др. файлов.
Архивация нескольких файлов одновременно.
Общие методы для создания и распаковки архива.
Правила применения различных архиваторов.
Тема 8. Защита от вирусов
Студент должен
иметь представление: о компьютерной безопасности;
знать: основные типы компьютерных вирусов, способы проникновения вирусов в компьютер; методы защиты от компьютерных вирусов; антивирусное программное обеспечение; основные правила вирусной безопасности;
уметь: применять программные средства антивирусной защиты.
Компьютерные вирусы. Категории компьютерных вирусов (файловые, загрузочные, комбинированные, сетевые, невидимые, макро-вирусы, самомодифицирующиеся и др.). Принцип распространения вируса. «Скрытый период» развития компьютерного вируса. Пути заражения компьютеров. Средства обнаружения и идентификации вирусов. Методы борьбы с компьютерными вирусами.
Антивирусные программы. Принцип действия антивирусных программ (программы-детекторы, программы-фаги, программы-ревизоры). Наиболее эффективны российские программы (DrWeb, ADinf, AVP, BootCHK и зарубежные Norton Antivirus и пр.).
Аппаратные средства защиты. Наиболее распространенные аппаратные средства, принцип их работы.
Правила, соблюдение которых предотвратит заражение вычислительной машины компьютерными вирусами.
Тема 9. Прикладные программы
Студент должен
иметь представление: о разновидностях и основных возможностях приложений WINDOWS;
знать: классификацию прикладного программного обеспечения; назначение и функции программ по редактированию текстов;
уметь: управлять работой текстовых редакторов, создавать текстовые документы в среде текстовых редакторов.
Назначение прикладных программ. Разновидности текстовых редакторов (Блокнот, WordPad, Microsoft Word и др.), издательских систем (Page Marker и Ventura Publisher и др.), редакторов математических и технических текстов (Scientist Word, Тех. и др.), электронных таблиц (Microsoft Excel, Works, Super Calc и др.), баз данных (Microsoft Access, Fox Pro и др.); графических редакторов (Microsoft Paint, Microsoft Imaging, Photo Draw, AutoCAD), программ компьютерной обработки фотографий (Photo Editor, Adobe Photoshop и пр.).
Понятия набора и редактирования текста. Назначение и функции программ по редактированию текстов. Возможности текстового редактора Блокнот. Возможности текстового редактора WordPad.
Microsoft Office (MS Office). Ознакомление с MS Office. Правила настройки пользовательского интерфейса. Панель MS Office, ее функции и расположение. Средства MS Office, их назначение и применение. Справочная система MS Office. Виды основных приложений - Word, Excel, Outlook Express, Power Point и пр.
Тема 10. Программы, работающие под управлением ОС Windows
10.1. Текстовый процессор Microsoft Word
Студент должен
иметь представление: об основных возможностях MS Word; о видах операций выполняемых над абзацами; о видах операций выполняемых над документами; о назначении использовании шаблонов, видах операций выполняемых с файлами; о возможностях Word по созданию таблиц; о возможностях Word по использованию в документах графических изображений;
знать: использование команд «Отменить», «Вернуть» и «Повторить»; правила форматирования шрифтов; использование функции проверки орфографии и грамматики; вырезание, копирование, вставку и специальную вставку с помощью буфера обмена Microsoft Office; использование выравнивания текста в абзацах; добавления маркеров или нумерации; установки интервалов между строками и абзацами; границ и заливки для абзацев; правила печати документа, вставку номеров страниц, установку ориентации страницы и ее полей, создание и изменение колонтитулов, применение стилей; способы сохранение файлов; ведение поиска и открытия существующего документа; использование шаблонов для создания нового документа; назначение и способы создания гиперссылок; способы создания и форматирования таблиц; их редактирования и изменения их структуры; способы использования панели рисования и вставки в документ графических изображений;
уметь: использовать разные шрифты для оформления документа; проверять грамматику в тексте; использовать символы, которые нельзя набрать с клавиатуры; создавать документ со сложным форматированием текста; выполнять поиск и замену текста; применять специальные эффекты к символам шрифта; вставку символов; оформлять и печатать сложные документы; создавать в одном документе страницы с различными параметрами форматирования; создавать новый документ по заданному шаблону и сохранять созданные документы; создавать и редактировать таблицы любой сложности; создавать простые изображения и вставлять внешние графические изображения.
Текстовый редактор Word, его основные функции. Порядок запуска программы Word.
Вид окна программы. Приемы работы с окнами. Основные элементы экранного интерфейса. Координатные линейки. Строка состояния. Полосы прокрутки. Режимы отображения документа. Панель инструментов и контекстное меню. Основные команды меню.
Настройка рабочего стола пользователя.
Работа с документами. Создание, открытие, сохранение и закрытие документа, поиск файла. Этапы подготовки документа: набор и размещение текста, форматирование, редактирование, разметка страниц, использование дополнительных элементов (таблиц, гистограмм, рисованных объектов, иллюстраций и т.д.), художественное и полиграфическое оформление документа (вывод документа на печать). Правила отмены действия ошибочных команд.
Требования к орфографии и исправлению опечаток. Языки.
Последовательность операций при работе с шаблонами и мастерами. Достоинства и недостатки шаблонов и мастеров.
Способы встраивания иллюстраций в документы Word.
10.2. Создание презентации в среде Power Point
Студент должен
иметь представление: об основных возможностях Power Point;
знать: основные принципы построения презентаций; способы создания презентаций; применение анимации объектов, основы навигации по презентации;
должен уметь применяемые эффекты анимации; создавать презентации из нескольких слайдов, осуществлять переход слайдов.
Система подготовки презентационной графики Power Point. Местная терминология («слайды» и т.п.). Фон. Шаблоны презентаций. Приемы ввода текста, графических элементов, готовых рисунков, импорт других объектов. Демонстрация «слайдов» в Power Point и их вызов из Explorer («Проводник»).
10.3. Обработка данных средствами электронных таблиц Microsoft Excel
Студент должен
иметь представление: о назначении и основных возможностях MS Excel; о правилах ввода формул; о назначении деловой графики в Excel; о синтаксисе логических функций; о возможностях сортировки фильтрации данных;
знать: понятия книга, лист, строка, столбец, ячейка; способы представления чисел, форматирование числовых значений и текста; способы ввода внешней информации; приоритет операторов (очередность выполнения действий в формуле), использование в формулах числовых значений разных форматов; понятие адреса ячейки, относительный, абсолютный и смешанный тип ссылок; способы создания рядов и их эффективное применение при решении задач; правила копирования математических формул; стандартные и дополнительные виды диаграмм; области эффективного применения диаграмм различных типов; правила построения диаграмм (Мастер построения диаграмм); приемы форматирования элементов диаграмм; правила сортировки данных; способы фильтрации данных; приемы защиты данных при работе с конфиденциальной информацией; способы применения логических функций; правила построения сложных логических функций (вложенные функции);
уметь: вводить текст и числа; задавать разные форматы числовых выражений и текста; импортировать внешние данные (текстовых форматов); выполнять математические расчеты; грамотно вводить формулы «в одну строку»; использовать в формулах числовые значения разных форматов; эффективно пользоваться разными типами ссылок; создавать ряды; копировать формулы; применять диаграмму необходимого вида при решении конкретных задач; пользоваться мастером построения диаграмм; форматировать элементы диаграмм; эффективно использовать встроенные логические функции при решении задач обработки статистической информации; составлять и применять сложные конструкции логических функций; использовать функции сортировки и фильтрации данных при решении задач; защищать данные от несанкционированного доступа.
Электронная таблица Excel. Понятия о табличных процессорах. Назначение и область использования электронных таблиц.
Электронная таблица Excel: запуск программы. Основные элементы интерфейса среды Excel. Средства управления Excel.
Панель инструментов и контекстное меню. Опции меню и панели инструментов. Принципы настройки рабочего стола пользователя. Совпадение и отличие панелей инструментов и контекстных меню электронной таблицы и текстового редактора.
Организация работы программы Excel. Документ-книга: особенности построения ячеек. Диапазоны. Листы.
Этапы подготовки документа: ввод и редактирование данных, составление формул, копирование, расчеты, использование встроенных функций (Мастер функций), оформление, вывод на печать документа. Автозаполнение. Сохранение информации.
Принципы построения диаграмм. Последовательность операций при работе с мастером диаграмм. Графические возможности.
Таблицы. Принципы построения и редактирования таблиц.
Система адресации в Excel. Защита ячеек Excel от разрушения информации.
Обмен данными между приложениями Word и Excel.
Макросы. Понятие о языке Visual Basic for Applications (VBA). Способы создания макросов.
10.4. Система управления базами данных Microsoft Access
Студент должен
иметь представление: о назначении и возможностях СУБД Microsoft Access;
знать: правила использования «мастера баз данных» для создания всех необходимых таблиц, форм и отчетов для базы данных выбранного типа;
уметь: создавать и редактировать основные объекты базы данных различными способами (с помощью Мастера и с помощью Конструктора); работать с таблицами СУБД Microsoft Access, вводить данные; получать информацию из базы данных с помощью запросов.
Система управления базами данных (СУБД). Понятие и определение баз данных, их функции и применение. Основные Свойства баз данных: сортировка данных и генерация отчетов. Типы баз данных (база данных свободного формата, плоская база данных, реляционная база данных).
Структура баз данных. Способы представления баз данных. Характеристики существующих СУБД.
База данных Access. Достоинства и недостатки. Правила запуска программы. Окно базы данных и панели инструментов. Элементы базы данных Таблицы в базе данных, свойства таблиц и полей. Приемы работы с данными. Использование мыши и буфера обмена.
Режим таблицы, режим «Конструктор», мастер таблиц, импорт таблиц. Особенности подготовки документов.
Связи, ключевые поля, индексы: основные понятия. Типы межтабличных связей: мастер по анализу таблиц (связь типа «многие к одному»), связь типа «один ко многим», связь типа «один к одному», связь типа «многие ко многим». Схема данных, обеспечение целостности данных, режим каскадного обновления и удаления записей.
Формы. Структура и основные управляющие элементы форм. Способы работы с данными в форме. Связь между формой и источником записей.
Запросы. Основные возможности и техника разработки запросов, Конструктор запросов. Вычисляемые поля в запросах, многотабличные запросы, особенности разработки параметрических запросов, итоговые и перекрестные запросы.
Отчеты, их использование. Техника разработки отчетов. Структура и основные управляющие элементы отчетов.
Приемы импорта, экспорта и присоединения данных.
Тема 11. Мультимедиа
Студент должен
иметь представление: об основных возможностях мультимедийных программ;
знать: технические средства мультимедиа, основные принципы обработки цифровой фотографии, видеоизображений, звуковой информации;
уметь: использовать в работе мультимедийные объекты современных информационных технологий.
Программные средства мультимедиа.
Мультимедийные приложения. Средства создания мультимедийных приложений — редакторы видеоизображений; профессиональные графические редакторы; средства для записи, создания и редактирования звуковой информации и др.
Технологии мультимедиа. Понятие о телевизионном приёме (вывод телевизионных сигналов на монитор ЭВМ на фоне работы других программ), анимации (воспроизведение последовательности картинок, создающее впечатление движущегося изображения), трёхмерной (3D) графике.
Звуковые эффекты — сохранение в цифровом виде звучания музыкальных инструментов, звуков природы или музыкальных фрагментов, созданных на ЭВМ, либо записанных и оцифрованных.
Музыка MIDI (Musical Instrument Digital Interface, цифровой интерфейс музыкальных инструментов). Использование при сочинении и записи музыки. Типы цифровых музыкальных инструментов.
Виртуальная реальность (Virtual Reality, VR). Зрительные, слуховые, осязательные и моторные ощущения пользователя при этом. Признаки устройств виртуальной реальности: (моделирование в реальном масштабе времени; имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма; возможность воздействовать на окружающую обстановку и иметь при этом обратную связь).
Тема 12. Защита информации
Студент должен
иметь представление: об организационно-технических мерах по защите информации;
знать: основные понятия и базовые принципы информационной безопасности; оптимальные способы защиты информации в зависимости от конкретной ситуации; основные понятия защиты авторских прав; правовую основу охраны программных продуктов как объектов интеллектуальной собственности
уметь: способы защиты информации от потери, несанкционированного доступа и других угроз; устанавливать защиту отдельных файлов от чтения, удаления, копирования, выполнять архивацию файлов.
Понятие и основные направления компьютерных преступлений. Предупреждение компьютерных преступлений.
Основные сведения о защите информации. Основные направления защиты информации в ЭВМ, вычислительных сетях, автоматизированных системах управления. Способы и средства защиты информации.
Несанкционированный доступ к информации в ЭВМ. Криптография, и ее применение при защите информации от несанкционированного доступа. Наиболее популярные алгоритмы кодирования данных.
Общие сведения о специальном программном обеспечения по защите информации.
Специальные средств защиты информации ПК от несанкционированного доступа.
Тема 13. Сведения о сетях и технологиях. Локальные компьютерные сети
Студент должен
иметь представление: об основных возможностях компьютерных сетей;
знать: модель обмена данными в компьютерной сети OSI; назначение компьютерных сетей; топологию локальных сетей; состав и конфигурация сетевой аппаратуры в зависимости от топологии сети; принципы организации передачи данных в локальных сетях;
уметь: анализировать топологию локальной компьютерной сети; работать в сетевой операционной системе.
Функции вычислительных сетей, масштаб, перспективы, использование, основные понятия и термины. Разновидности сетей. Технологические отличия локальных и глобальных сетей, их основные характеристики.
Топология локальных сетей. Наиболее часто встречаемые способы объединения компьютеров в локальную сеть: звезда, общая шина и кольцо. Преимущества и недостатки различных способов объединения. Состав и конфигурация сетевой аппаратуры в зависимости от топологии сети.
Методы доступа: Ethernet, Archer, Token Ring; их достоинства и недостатки. Понятия о протоколах передачи данных. Компьютеры и аппаратные ресурсы сети.
Рабочие станции. Требования к рабочим станциям (быстродействие и объем оперативной памяти).
Серверы. Требования, предъявляемые к компьютерам-серверам. Функции сервера (центральное хранилище, управляющие). Программное обеспечение локальных сетей.
Сети с централизованным управлением. Модели сетей с централизованным управлением. Достоинства и недостатки моделей, их основные свойства.
Одноранговые сети. Основные отличия одноранговых сетей от сетей с централизованным управлением. Передача функций управления сетью.
Сетевые операционные системы. Основные операции, осуществляемые в сети с помощью сетевых операционных систем (файловая поддержка, коммуникация, услуги поддержки оборудования). Критерии выбора сетевых операционных систем.
Категории пользователей сети.
Тема 14. Глобальные компьютерные сети. Интернет
Студент должен
иметь представление: о назначении и возможностях Интернет; принципах организации Интернет; способах получения информации из Интернет;
знать: систему адресации в глобальной сети; настройки операционной системы Windows для подключения к глобальной сети Интернет; информационные ресурсы Интернета; принципы организации электронной почты;
уметь: использовать коммуникационное оборудование; работать с браузером Internet Explorer; работать с почтовыми клиентами.
Глобальная компьютерная сеть Интернет (Internet). Основные этапы развития глобальной компьютерной сети, термины и определения. Структура и информационные ресурсы сети Интернет. Масштаб и возможности Интернет. Принципы объединения и стыковки различных сетей. Развитие местных компьютерных сетей в Америке, Европе и России.
Необходимые компоненты сетевого оборудования. Понятие о модемной связи. Методы доступа к Интернету. Разновидности и выбор коммуникационных программ, способы их настройки на работу. Способы проверки взаимодействия программы и модема. Скорость передачи данных.
Режимы информационного обмена (on-line и offline), их свойства, характеристики и отличия. Работа по протоколу TCP/IP. Требования к конфигурации компьютера (рабочей станции), операционной системе и программному обеспечению для работы в режиме on-line. Web-сервер, как техническая основа размещения интеллектуальных ресурсов во Всемирной Сети.
Гипертекстовый World Wide Web сайт (WWW-сайт), как интеллектуальный ресурс. Всемирная паутина гипертекстовых интеллектуальных ресурсов, принципы доступа к ней. Программы навигации (браузеры) по Всемирной паутине Internet. Возможности и порядок пользования браузером Internet Explorer.
Тематическая структура русскоязычных WWW-ресурсов Internet. Поиск WWW-pecypca. Определение рейтинга WWW-pecypca. Технология поиска источников информации, авторов, литературы по проблеме и составления обзоров посредством использования поисковых серверов. Internet-технологии как техническая основа интеграции образовательных ресурсов, доступа к образовательным ресурсам и применения дистанционных форм в образовательной деятельности. Коллекции рефератов. Знакомство с различными поисковыми системами. Анализ гипертекстовых ресурсов различных образовательных учреждений, центров новых технологий, центров дистанционного обучения России, зарубежных организаций, работающих на поле российского Интернета.
Электронная почта, как простейший экономичный вид связи в рамках Глобальной Сети. Телекоммуникационный узел, почтовый сервер и рабочая станция. Маршрут прохождения электронного письма.
Принципы адресации в Интернете. Основные определения (почтовый ящик, стандартная папка, общая папка, список рассылки, почтовая система, документооборот). Электронный адрес компьютера и электронное имя пользователя. Порядок регистрации персонального электронного ящика на российском сервере. Почтовые серверы, работающие по протоколу TCP/IP и предоставляющие персональные электронные ящики с доступом по паролю с любого компьютера, подключенного к Internet.
Правила работы в основных почтовых системах. Почтовая система и документооборот. Интерфейс. Рекомендации по настройке. Стандартные и общие папки, их назначение. Права доступа к папкам. Категории сообщений.
Правила отправления сообщений. Адресная книга. Порядок просмотра почты. Способы использования документов Microsoft Office в сообщениях. Сведения о списке задач, календаре, дневнике и заметках. Шифрование и электронная подпись. Сведения о создании и настройке форм.
Тема 15. Основы компьютерной графики
Студент должен
иметь представление: о системах компьютерной графики; разновидностях компьютерной графики (иллюстративная, деловая, инженерная и т.д.);
знать: принципы формирования изображений на экране, на бумаге, основные понятия компьютерной графики; форматы графических файлов; математические основы векторной графики;
уметь: создавать и редактировать растровые изображения; применять инструментальные средства растровых редакторов
Введение в компьютерную графику. Основные аспекты развития графики. Общие сведения о конструкции объектов. Определение понятия чертеж и рисунок. Зрительный аппарат человека, физические принципы формирования оттенков и цветовые модели. Природа цвета. Цветовые модели. Простые и составные цвета.
Время возникновения и применение компьютерной графики. Основные направления компьютерной графики. Существующие и перспективные (виртуальная реальность) приложения. Алгоритмы компьютерной графики. Общие сведения о графических системах и их функционировании. Принципы работы и характеристики различных устройств вывода, ввода и документирования.
Системы ввода и обработки изображений. Общий обзор о программах Adobe PhotoShop, Picture Publisher, Paint Shop Pro, Corel и других. Понятие о графических инструментах. Процедуры просмотра, преобразования графических форматов. Общие сведения о преобразовании цветовых соотношений, геометрических преобразованиях, художественных эффектах, фильтрация и специальные преобразования. Правила экспортирования и импортирования графических файлов. Обзор областей применения систем обработки изображений.
Растровая графика. Характеристики и применение программ по созданию растровой графики, их преимущества и недостатки.
Принципы работы программы ADOBE PhotoShop. Назначение и применение системы. Виды и форматы изображений. Особенности растровых изображений. Параметры растровых изображений. Режимы настройки системы. Организация палитр. Приемы использования графических объектов, выполненных в других графических форматах и наоборот.
Правила работы с изображениями. Основные приемы цветового оформления, форматирования и трансформации изображений. Способы интерполяции. Изменение размеров канвы. Обзор способов и средств выделения областей изображения. Правила создания многослойного изображения.
Техника рисования. Инструменты свободного рисования. Приемы использования кистей, аэрографа, карандаша, ластика. Правила выбор формы, цвета и параметра кисти. Понятие о библиотеке кистей.
Непрозрачность, режимы наложения. Особенности работы с графическим планшетом. Сведения об имитации различных техник рисования, применяемые для этого средства (фильтры).
Техника ретуширования. Правила, приемы и инструменты коррекции изображения.
Сканирование и коррекция изображения. Приемы сканирования. Понятие разрешающей способности и линеатуры растра. Особенности сканирования прозрачных и непрозрачных материалов. Причины появления муара. Выбор параметров коррекции исходя из применения изображения. Особенности коррекции для полиграфии и Интернет.
Тема 16. Автоматизированные информационные системы
Студент должен
иметь представление: о назначении и областях применения автоматизированных информационных систем;
знать: основные понятия информационных систем; факторы, влияющие на развитие автоматизированных информационных систем; классификацию информационных систем по разным признакам;
уметь: применять правовую информационную систему для овладения правовыми аспектами информационной деятельности.
Основные понятия информационных систем. Факторы, влияющие на развитие корпоративных информационных систем. Классификация информационных систем. Области применения и примеры реализации информационных систем.
Основные составляющие автоматизированных информационных систем. Соотношение между составляющими информационными системами. Применение правовой поисковой системы.
Тема 17. Технология модернизации программного обеспечения ЭВМ
Студент должен
иметь представление: об устройстве ЭВМ, о BIOS, программах настройки операционной системы; о служебных программах по установке и настройке программного обеспечения, о реестре Windows.
знать: драйвера устройств ЭВМ, их задачи и настройки; порядок выполнение установки и обновления программного обеспечения; установку операционных систем (Windows последнего поколения) с помощью различных носителей соответствующей информации;
уметь: изменять конфигурацию оборудования, устанавливать новое оборудование;
устанавливать новое и обновлять устаревшее программное обеспечение, оптимизировать настройки Windows.
Установка, обновление и удаление программных продуктов. Необходимость смены версий программного обеспечения. Периодичность.
Основные способы установки компьютерных программ и приложений, последовательность этапов. Интерфейс программ установки. Особенности стандартного, быстрого, выборочного и полного вариантов установки. Рекомендации по размещению устанавливаемых программ и приложений на дисках и в папках. Правила установка компонентов Windows.
Отличия в установке и обновлении программных продуктов. Условия, при которых возможно обновление компьютерных программ. Последовательность действий при обновлении распространенных программ и приложений.
Способы удаления компьютерных программ, вероятные затруднения. Приемы и программы по восстановлению утраченных данных.
Настройка и оптимизация работы ЭВМ. Основные алгоритмы проведения оптимизации работы современного компьютера.
Приемы увеличения скорости компьютера с помощью настроек BIOS. Использование оптимизированных настроек.
Способы оптимизации настроек Windows. Файлы настроек Windows.
Понятия об оптимизации модемной связи и работы в сети Интернет.
Тема 18. Перспективы развития вычислительной техники и программного обеспечения
Студент должен
иметь представление: о развитии компьютерных технологий и программных продуктов в последние годы;
знать: современные требования к характеристикам персональных компьютеров и применяемым программным средствам;
уметь: анализировать перспективы развития программных средств как инструментария реализации информационных технологий.
Анализ развития ЭВМ и программных продуктов в последние годы.
Тенденции развития информационных процессов в современном обществе. Перспективы расширения сферы применения персональных компьютеров.
Современные требования к характеристикам персональных компьютеров и применяемым программным средствам.
Перспективы развития программных средств как инструментария реализации информационных технологий. Наиболее популярные направления развития вычислительной техники и программного обеспечения.
примерный Перечень вопросов
Понятие информации | |
Виды информации | |
Свойства информации | |
Кодирование информации | |
Кодирование целых и действительных чисел | |
Кодирование текстовых данных | |
Кодирование графических данных | |
Кодирование звуковой информации | |
Единицы измерения данных | |
Понятие файловой структуры | |
Информационные процессы | |
Понятие «информационные технологии» | |
Сферы применения «информационных технологий» | |
Состав вычислительной системы | |
Виды программного обеспечения | |
Функции операционных систем | |
Организация файловой системы | |
Создание и именование файлов. Создание каталогов | |
Установка и удаление оборудования | |
Способы создания таблиц Microsoft Word | |
Способы редактирования и форматирования таблиц Microsoft Word | |
Ввод и форматирование содержимого таблиц Microsoft Word | |
Автоматическое форматирование таблиц Microsoft Word | |
Работа с графическими объектами с использованием Панели рисования | |
Работа с графическими объектами с использованием коллекции рисунков | |
Работа с растровыми графическими объектами, получаемыми из внешнего источника. Выбор метода ставки | |
Обработка данных средствами электронных таблиц | |
Нумерация страниц. Создание колонтитулов. Создание оглавления | |
Настройка средств ввода-вывода данных в Windows | |
Настройка элементов оформления Windows | |
Настройка Панели задач, Главного меню, Корзины, свойств окон папок | |
Настройка средств автоматизации Windows (автоматический запуск приложений, автоматизация очистки жесткого диска, запуск приложений по расписанию) | |
Настройка шрифтов. Виды шрифтов | |
Справочная система Windows | |
Стандартные приложения Windows | |
Навигация по файловой структуре. Управление атрибутами файлов | |
Установка, удаление приложений | |
Программные средства обслуживания компьютера | |
Основные объекты Windows. Значки и ярлыки объектов | |
Окно папки | |
Программа Проводник | |
Приемы повышения эффективности в работе с файловой структурой | |
Структура Главного меню | |
Стандартные средства установки, удаления приложений Windows | |
Копирование и перемещение файлов. Удаление файлов и каталогов | |
Текстовый процессор Microsoft Word. Режимы отображения документов | |
Первичная настройка текстового процессора Microsoft Word | |
Приемы работы с текстами в процессоре Microsoft Word | |
Специальные средства ввода текста | |
Специальные средства редактирования текста | |
Средства рецензирования текста | |
Форматирование символа | |
Форматирование абзаца | |
Работа со стилями (настройка, переопределение, создание) | |
Шаблоны (использование, изменение, создание нового) | |
Использование абсолютных ссылок в Microsoft Excel | |
Ввод формул. Запуск и настройка редактора Microsoft Equation 3.0. Особенности работы с редактором формул | |
Форматирование содержимого ячеек в Microsoft Excel | |
Вычисления в электронных таблицах. Формулы | |
Ссылки на ячейки. Виды ссылок в Microsoft Excel | |
Правила ввода выражений в Microsoft Excel | |
Ввод чисел. Форматирование числовых данных в Microsoft Excel | |
Смешанная адресация в Microsoft Excel | |
Ячейки и их адресация в Microsoft Excel | |
Копирование формул в Microsoft Excel. Применение смешанной адресации | |
Ввод текста. Импорт текстовых данных в Microsoft Excel. Форматирование текста | |
Создание рядов данных. Эффективное использование рядов при решении задач | |
Автоматизация ввода. Автозавершение | |
Автоматизация ввода. Автозаполнение числами | |
Автоматизация ввода. Автозаполнение формулами | |
Использование стандартных функций | |
Применение итоговых функций | |
Анализ данных с помощью диаграмм и графиков | |
Виды диаграмм | |
Оформление диаграммы. Применение Мастера диаграмм | |
Защита таблиц и их элементов | |
Логические функции в Microsoft Excel | |
Средство Поиск решения | |
Средство Подбор параметра | |
Проверка вводимых данных | |
Условное форматирование | |
Сводные таблицы | |
Классификация баз данных | |
Основные понятия баз данных | |
Реляционные базы данных | |
Система управления базами данных Microsoft Access | |
Основные объекты СУБД Microsoft Access | |
Таблица. Способы создания таблиц | |
Заапрос. Виды запросов | |
Запросы. Использование условий в запросах на выборку | |
Запросы. Конструктор запросов. | |
Формы. Создание и редактирование форм. | |
Связь. Типы связей. | |
Назначение ключевых полей | |
Типы полей | |
Формы. Элементы управления. | |
Отчеты. Создание отчетов | |
Алгоритмы сжатия данных | |
Архивация данных различных типов | |
Классификация вредоносных программ | |
Классификация антивирусов | |
Антивирусная защита персонального компьютера | |
Компьютерные сети. Назначение компьютерных сетей. | |
Классификация компьютерных сетей. | |
Топология сетей. | |
Аппаратные средства реализации сетей. | |
Характеристики компьютерной сети | |
Глобальная сеть Интернет. | |
Протокол TCP/IP | |
Электронные презентации |
Перечень типовых задач к экзамену
Задача 1.
Выполнить в Microsoft Excel:
Построить график функции у=х^2-4x+3, x – изменяется с 1 до 10 с шагом 0,5
Задача 2.
Выполнить в Microsoft Word:
- Создать свой шаблон (Шаблон_Фамилия.dot). В шаблоне изменить: Заголовок 1 (Arial, 16 пт, выравнивание по центру)
- Создать стиль (текст_новый) на основе обычного (Arial, 10 пт).
- На базе полученного шаблона создать документ Word
(Экзамен_Группа_Фамилия.doc):
Текст:
первый лист – титульный,
на втором листе – создать маркированный список.
Колонтитул:
на втором листе – верхний колонтитул: «Список»,
на третьем листе – верхний колонтитул: «Глава 1».
- Добавить номера страниц (на первой странице номер не ставить).
- Сохранить свою работу на диске С в папке «Экзамен» и на диске А.
Задача 3.
Выполнить в Microsoft Word:
Создать документ Microsoft Word. Сохранить документ в своей папке под именем «Экзамен». Скопировать файл на дискету.
- Разговорный язык
- Апробированная методика
- Высокое качество обучения
- 961-24-56
961- | 961- | 961- | 961- | 961- | 961- | 961- | 961- | 961- |
24- | 24- | 24- | 24- | 24- | 24- | 24- | 24- | 24- |
56 | 56 | 56 | 56 | 56 | 56 | 56 | 56 | 56 |
Задача 4.
Выполнить в Microsoft Word:
Создать документ Microsoft Word. Сохранить документ в своей папке под именем «Экзамен». Скопировать файл на дискету.
Отчет за 1 квартал 2005 года
Варианты задач для решения с использованием пакета электронных таблиц
Вариант 1. Вычислить плановую величину банковского кредита и величину собственных средств, необходимых предприятию в данном году для образования запаса материальных ценностей, если по годовому плану предприятие должно иметь постоянный запас сырья на 94 млн. руб., что составляет 33% величины всего запаса его материальных ценностей. 40% стоимости всего запаса материальных ценностей должны оплачиваться за счет банковского кредита, остальная часть — за счет собственных средств предприятия.
Вариант 2. Вычислить: 1) денежную сумму, ежегодно отчисляемую на капитальный ремонт здания; 2) денежную сумму, ежегодно отчисляемую на полное восстановление здания, 3) количество лет, по истечении которых будет восстановлена вся балансовая стоимость здания. Известно, что балансовая стоимость производственного здания — 2500 млн руб. Величина ежегодных амортизационных отчислений установлена в размере 2,6% от его балансовой стоимости, 46% всей денежной суммы этих отчислений идет на полное восстановление здания, остальные 54% — на капитальный ремонт здания.
Вариант 3. Вычислить плановую величину банковского кредита и величину собственных средств, необходимых предприятию в данном году для образования запаса материальных ценностей, если по годовому плану предприятие должно иметь постоянный запас сырья на 265800 тыс. руб. Это составляет 46% величины всего запаса его материальных ценностей. 30% стоимости всего запаса материальных ценностей должны оплачиваться за счет банковского кредита, остальная часть — за счет собственных средств предприятия.
Вариант 4. Определить план выпуска продукции на год и по кварталам, если фактический выпуск продукции по отчету за год составил 18300 млн руб. В планируемом году выпуск продукции увеличивается на 2,8%. Удельный вес выпуска продукции по кварталам в планируемом году составит; I кв. — 24,3%, II кв — 25,0%, III кв — 25,2%, IV кв.— 25,5%.
Вариант 5. Вычислить размер часового выпуска изделий в январе, если известно, что рационализация производства дала возможность увеличить часовой выпуск изделий в феврале на 1,2% по сравнению с январем, в марте — на 1,4% по сравнению с февралем, при этом часовой выпуск изделий был доведен в марте до 580 штук.
Вариант 6. Вычислить, какое количество сырья надо пустить в обработку для получения 4350 кг готового продукта, если в процессе обработки потери при трех последовательных операциях составляют 6%, 5% и 3 %.
Вариант 7. Подсчитать итоги по номенклатурным номерам.
Ведомость отпуска материалов цехам | ||||||
Номенклатурный номер | Единица измерения | Цех 1 | Цех 2 | Цех 3 | Цех 4 | Итого |
111367 | кг | 3 | 184 | 921 | 27 | |
124678 | кг | 1 | 567 | 124 | 76 | |
145678 | м | 2 | 421 | 387 | 42 | |
187542 | шт | 3 | 198 | 139 | 24 |
Вариант 8. Определить остаточную стоимость основных средств по каждому инвентарному номеру и итог по всем инвентарным номерам.
Ведомость определения остаточной стоимости основных средств за год
Инвентарный номер | Первоначальная стоимость, млн. руб. | Сумма износа, млн. руб. | Остаточная стоимость, млн. руб. |
1234567 | 265 | 99 | |
1234567 | 317 | 18 | |
1234567 | 550 | 172 | |
1234567 | 980 | 450 | |
Итого |
Вариант 9. Определить сумму начисленного за год износа по каждому инвентарному номеру и по предприятию в целом
Ведомость начисления износа основных средств за год
Инвентарный номер | Первоначальная стоимость, млн. руб. | Годовая норма износа, % | Сумма износа, млн. руб. |
12345678 | 265 | 1,2 | |
12345679 | 317 | 2,5 | |
12345675 | 550 | 2,7 | |
12345673 | 980 | 1,1 | |
Итого |
Вариант 10. Определить экономию или перерасход горючего по каждому водителю и итог за месяц.
Ведомость учета расхода горючего
Месяц | Гаражный номер | ФИО водителя | Расход горючего | Экономия или перерасход | |
по норме | фактически | ||||
01 | 9876543 | Иванов И.И. | 300 | 250 | |
01 | 1245678 | Петров П.П. | 480 | 500 | |
01 | 2456789 | Сидоров Н.П. | 760 | 400 | |
01 | 3987654 | Игнатов И.Г. | 500 | 721 | |
Итого |
Вариант 11. Определить сумму по каждому наименованию товаров, подсчитать итог, от этого итога определить размеры наценки (или скидки) и сумму к оплате
Платежное требование
№ п/п | Артикул | Наименование | Количество | Цена, тыс. руб. | Сумма |
1 | 124 | Столы | 50 | 50 | |
2 | 125 | Столы | 25 | 65 | |
3 | 126 | Столы | 15 | 25 | |
Итого: | |||||
Наценка: | 10% | ||||
(скидка) | |||||
К оплате: |
Вариант 13. Подсчитать итог по каждому цеху (всего начислено, всего удержано, к выдаче) и итог по ведомости в целом (итого начислено, итого удержано, итого к выдаче).
Расчетная ведомость по заработной тате
Номера цехов | Начислено по видам оплат | Всего начислено | Начислено по видам удержаний | Всего удержано | К выдаче | |||
12 | 14 | 19 | 71 | 73 | ||||
09 | 2148,4 | 347,12 | 4567,7 | 154,45 | 339,78 | |||
10 | 1315,1 | 567,76 | 1245,9 | 415,76 | 98,54 | |||
12 | 5678,5 | 214,21 | 7689,6 | 897,24 | 45,98 | |||
14 | 1245,6 | 379,78 | 1245,6 | 987,54 | 542,24 | |||
Итого |
Вариант 14. Определить процент выполнения плана по каждому коду продукции.
Сводка о выполнении плана
Код продукции | Наименование продукции | Единица измерения | План выпуска | Фактически выпущено | Процент(%) выполнения плана |
1214 | Диод | шт | 5642 | 5012 | |
2452 | Сопротивление | шт | 7000 | 7600 | |
3212 | Реле | шт | 4500 | 5000 | |
4512 | Шнур | м | 2145 | 3124 |
Вариант 15. Подсчитать остатки на конец месяца по каждому виду топлива и получить итоги по графам документа.
Оборотная ведомость | ||||
Наименование топлива | Остаток на начало месяца | Приход | Расход | Остаток на конец месяца |
Дизельное топливо | 524 | 7654 | 4067 | |
Бензин | 307 | 6542 | 5421 | |
Дизельное масло | 205 | 2456 | 1245 | |
Итого |
Варианты задач для решения с использованием систем управления базами данных (СУБД)
Вариант 1. Автоматизация складского учета в продуктовом магазине. Выдача ведомости о наличии товаров на складе на начало рабочего дня.
На основании сведений о наличии товаров, хранящихся в базе данных SKLAD, выдать ведомость о наличии товаров на складе на начало рабочего дня
Структура записи базы данных SKLAD
Назначение поля | Имя поля | Тип | Размер поля |
Наименование товара | TOVAR | С | 10 |
Единица измерения | IZM | С | 10 |
Цена за ед. изм., тыс. руб. | CENA | N | 7 |
Остаток на начало дня | OST | N | 7 |
Поступило на склад за день | POST | N | 7 |
Отгружено со склада за день | OTGR | N | 7 |
Ведомость наличия товаров на складе на начало рабочего дня (дата)
Наименование товара | Единица измерения | Остаток на начало дня |
1 | 2 | 3 |
Вариант 2. Автоматизация задач кадрового учета работников малого предприятия. Выдача справок о возрастном, образовательном, профессиональном составе
В базе данных KADR имеются сведения о работниках предприятия.
Структура записи базы данных KADR
Назначение поля | Имя поля | Тип | Размер поля |
Табельный номер работника | TAB | С | 4 |
Фамилия, имя, отчество | FIO | С | 25 |
Дата рождения | DATA | D | 8 |
Образование | OBR | С | 10 |
Специальность | SPEC | С | 15 |
Должность | DOL | С | 15 |
Необходимо выдать справки следующей формы:
Справка о возрастном составе
Возрастной интервал (в годах) | Количество работников |
16-25 лет | |
25-35 лет | |
35-55 лет | |
свыше 55 лет |
Справка об образовательном составе
Образование | Количество работников |
Неполное среднее | |
Среднее | |
Средне-специальное | |
Неполное высшее | |
Высшее |
Справка о профессиональном составе
Специальность | Количество работников |
Вариант 3. Автоматизация услуг туристического агентства. Выдача информации о наличии путевок, формирование бланка путевки при ее покупке
В базе данных TUR имеются сведения о маршрутах и путевках.
Структура записи балы данных TUR | |||
Назначение поля | Имя поля | Тип | Размер поля |
Наименование маршрута | TUR | С | 50 |
Длительность, дней | DL | N | 2 |
Дата начала маршрута | DATA | D | 8 |
Вид транспорта | TRAN | С | 10 |
Условия проживания | US | С | 10 |
Условия питания | UP | С | 10 |
Цена за одну путевку, тыс, руб. | CENA | N | 8 |
Количество путевок | K.OL | N | 3 |
1. По запросу клиента выдать справку о наличии путевок по маршрутам.
Справка
Наименование маршрута | Дата начала маршрута | Количество путевок | Цена |
1 | 2 | 3 | 4 |
2. При покупке клиентом путевки выдать чек и внести соответствующие изменения в базу.
Чек
Наименование маршрута | |
Дата начала маршрута | |
Количество оплаченных путевок | |
Цена за путевку | |
Получено от клиента |
Вариант 4. Автоматизация бронирования мест в кассах Аэрофлота.
Выдача информации о наличии мест на рейс, формирование талона бронирования места для пассажиров
В базе данных BILET имеются сведения о рейсах Аэрофлота. По запросу пассажира выдать справку о наличии билетов на рейс
Справка
Номер рейса | |
Дата вылета | |
Тип самолета | |
Количество свободных мест в бизнес-классе | |
Цена билета в бизнес-классе | |
Количество свободных мест в 1 классе | |
Цена билета в 1 классе |
Осуществить бронирование места пассажиру и выдать ему талон бронирования.
Талон бронирования
Рейс | |
Дата вылета | |
Количество мест забронировано |
Структура записи базы данных BILET | |||
Назначение поля | Имя поля | Тип | Размер |
Номер рейса | R | С | 10 |
Пункт вылета | PR | С | 10 |
Пункт назначения | NR | C | 10 |
Дата вылета | DV | D | 8 |
Тип самолета | TIP | С | 10 |
Количество свободных мест в бизнес-классе | KV | N | 3 |
Цена билета в бизнес-классе, тыс. руб. | CV | N | 8 |
Количество свободных мест в 1 классе | K | N | 3 |
Цена билета в 1 классе, тыс. руб. | C | N | 8 |
Вариант 5. Автоматизация контроля за ходом выполнения графика работ. Выдача информации о незавершенных к настоящему моменту работах, предупреждение по работам, срок исполнения которых наступил
На основании сведений о ходе выполнения запланированных работ необходимо создать базу данных, содержащую обобщенные сведения о ходе выполнения графика работ.
Структура записи базы данных:
Назначение поля | Имя поля | Тип | Размер | ||
Наименование работы по плану | NAME | С | 40 | ||
Ответственный исполнитель | OTV | С | 30 | ||
Дата начала по плану | DNP | D | 8 | ||
Дата завершения по плану | DZP | D | 8 | ||
Дата начала по факту | DNF | D | 8 | ||
Дата завершения по факту | DZP | D | 8 | ||
Отставание в днях (или опережение в днях) (+/-) от плана | D | N | 2 | ||
Справка о незавершенных работах на начало (дату) | |||||
Наименование | Срок завершения по | Количество оставшихся | |||
1 | 2 | 3 | |||
Справка о работах, срок исполнения которых наступил
Наименование работ | Ответственный исполнитель | Количество просроченных дней |
1 | 2 | 3 |
Вариант 6. Создание информационно-справочной системы «Налогоплательщик». Система предусматривает учет совокупного годового дохода по физическим лицам. Выдача информации о лицах, неправильно уплативших налоги.
Сведения о доходах физических лиц за год накапливаются в базе данных DOXOD
Структура записи базы данных DOXOD
Наименование поля | Имя поля | Тип | Размер |
Ф.И.О. налогоплательщика | FIO | С | 40 |
Адрес местожительства | ADR | С | 40 |
Дата рождения | DR | D | 8 |
Место получения дохода | MESTO | С | 20 |
Сумма дохода | SUM | N | 10 |
Сумма учитываемых налогов | SUMNAL | N; | 10 |
№ документа, на основании которого получены сведения | NOMER | С | 10 |
На основе базы данных доходов необходимо создать базу данных, содержащую обобщенные сведения о совокупном доходе налогоплательщиков — SOVDOX.
Структура записи базы данных SOVDOX
Наименование поля | Имя поля | Тип | Размер |
Ф. И. О. налогоплательщика | FIO | С | 40 |
Адрес местожительства | ADR | С | 40 |
Дата рождения | DR | D | 8 |
Сумма совокупного годового дохода | SUMSOV | N | 10 |
Сумма уплаченных налогов | SUMSOVNAL | N | 10 |
Выдать справку о налогоплательщиках, неправильно уплативших
налоги.
Справка о недоплатах по налогам
Ф.И.О. задолжника | Сумма недоплаты |
1 | 2 |
Вариант 7. Используя средства СУБД, составьте программу по расчету среднегодовой выработки на одного рабочего по предприятиям объединения'. Данные выведите на печать по предлагаемой форме. По графам 6 и 7 подсчитайте итоги, рассчитайте значения по графе 8.
Завод | I кв. | II кв. | III кв. | IV кв. | Год | Число работающих | Выработка |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | 542 | 584 | 563 | 578 | 6587 | ||
Итого: |
Исходные данные располагаются в базе данных В1:
Структура записи базы данных В1
Назначение поля | Имя поля | Тип | Размер поля |
Номер завода | NZ | С | 5 |
Объем продукции в I квартале | КВ1 | N | 7 |
Объем продукции во II квартале | КВ2 | N | 7 |
Объем продукции в III квартале | КВЗ | N | 7 |
Объем продукции в IV квартале | КВ4 | N | 7 |
Число работающих | Р | N | 5 |
Вариант 8. Используя средства СУБД получите справку об успеваемости студентов по математике Сведения об успеваемости собраны в базе данных Н.
Структура записи базы данных:
Назначение поля | Имя поля | Тип | Размер поля |
Номер группы | К | С | 3 |
Ф. И. О. студента | FIO | С | 30 |
Наименование дисциплины | DIS | С | 10 |
Оценка по контрольной работе 1 | N | 1 | |
Оценка по контрольной работе 2 | N | 1 | |
Оценка по контрольной работе 3 | N | 1 |
Результаты представьте в виде документа предлагаемой формы:
Успеваемость студентов группы по математике
№ | Фамилия, имя, отчество | Средняя оценка |
1 | 2 | 3 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
№п/п | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
Оператор ЭВМ | Киселев С.В., Куранов В.П. | М.: Издательский центр «Академия», 2003 | |
Практикум по информатике: Учебное пособие для сред. проф. образования. | Михеева Е. В. | М.: Издательский центр «Академия», 2004. | |
Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: Учебное пособие для сред. проф. образования. | Михеева Е. В. | М.: Издательский центр «Академия», 2004. | |
Информационные технологии: Учебник для сред. проф. образования | Гохберг Г.С. | М.: Издательский центр «Академия», 2004. |
Дополнительная
№п/п | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
Информатика и информационные технологии. Учебное пособие | Под ред. Романовой Ю.Д. | М.: «Эксмо», 2005 | |
Информатика. Базовый курс | Под ред С.В. Симоновича | СПб.: Питер, 2002 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по дисциплине: "Документационное обеспечение управления"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образова...
Рабочая программа по дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности по специальности "Экономика и бухгалтерский учет" (по отраслям).
Рабочая программа по дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности по специальности "Экономика и бухгалтерский учет" (по отраслям)....
Рабочая программа по дисциплине "Документационное обеспечение управления"
Рабочая программа по дисциплине "Документационное обеспечение управления" специальность 100701 Коммерция (по отраслям)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.13.Правовое обеспечение профессиональной деятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) ...
Рабочая программа учебной дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Навашинский судомеханический техникум". Рабочая программа учебной дисциплины Правовое обеспечение про...
Рабочая программа по дисциплине: Документационное обеспечение управления" для специальности: 101101 "Гостиничный сервис"
рабочая программа по дисциплине: Документационное обеспечение управлениядля специальности: 101101 Гостиничный сервис...
Рабочая программа по дисциплине: Документационное обеспечение управления" для специальности: 260807 "Технология продукции общественного питания".
рабочая программа по дисциплине: Документационное обеспечение управлениядля специальности: 260807 Технология продукции общественного питания...