Разработки уроков по информатике 3 класс (Матвеева Н.В.)
план-конспект по информатике и икт по теме
Представлены разработки уроков по информатике в 3 классе по учебнику Н.В. Матвеевой "Информатика и ИКТ"
УМК, на основе которого ведётся преподавание предмета:
Информатика и ИКТ. Учебник. 3 кл. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Информатика. 3 кл.: рабочая тетрадь. Ч. 1. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Информатика. 3 кл.: рабочая тетрадь. Ч. 2. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Информатика. 3 кл.: тетрадь для контрольных работ / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Основное содержание
Знакомство с информатикой
Человек и информация.Сообщение, информация (звуковая, текстовая, графическая, числовая), компьютер, инструменты, системный блок, монитор, клавиатура, мышь.
Источники и приемники информации.Источник информации, приемник информации, рисунок, текст, описание, хранение и передача информации.
Искусственные и естественные источники и приемники информации.Искусственный источник информации, естественный источник информации, искусственный приемник информации, естественный приемник информации, предмет реальной действительности, искусственный предмет, искусственное явление.
Носители информации.Носитель информации, источник информации, следы, бумага, береста, пергамент, лазерный диск, магнитный диск.
Что мы знаем о компьютере.Компьютер, персональный компьютер (ПК), состав ПК, монитор, клавиатура, мышь, принтер, системный блок, процессор, память.
Действия с информацией
Немного истории о действиях с информацией.Получение информации, передача информации, хранение информации, восприятие информации, способы передачи информации, устройства для приема и передачи информации.
Сбор информации.Сбор информации, объект наблюдения, цели наблюдения, приборы и приспособления для сбора информации.
Представление информации.Представление информации, способы представления, формы представления.
Кодирование информации.Кодирование информации, код, преобразование, способы кодирования, данные.
Декодирование информации. Декодирование информации, код, кодировочная таблица, преобразование.
Хранение информации. Хранение информации, носители информации, библиотека, медиатека.
Обработка информации. Обработка информации, виды информации, программа.
Объект и его характеристика.
Объект. Объект нашего внимания, предмет, живое существо, явление событие.
Имя объекта.Объект, имя объекта: общее, конкретное, собственное.
Свойства объекта.Объект, свойства, совокупность свойств, характеристика.
Общие и отличительные свойства.Общие свойства, отличительные свойства.
Существенные свойства и принятие решения. Объект, свойства, существенные свойства для принятия решения, несущественные свойства для принятия решения.
Элементный состав объекта. Объект,элементный состав объекта, назначение части, цель описания, характеристика.
Действия объекта.Объект, действия объекта, команда, этапы, шаги, последовательность шагов, автоматические устройства, программа.
Отношение между объектами.Отношения объектов, отношение «часть - целое», отношение противоположности, пространственные отношения, временные отношения, семейные отношения.
Информационный объект и компьютер.
Информационный объект и смысл.Информационный объект, описание, изображение, органы чувств, закодированные описания объектов.
Электронный документ и файл. Память, внутренняя память, файл, имя файла, папка, окно, электронный документ.
Текст и текстовой редактор. Информационный объект. Текст, описание, текстовые данные, текстовый редактор, компьютерные символы.
Изображение и графический редактор. Изображение, информационный объект, графический редактор.
Схема и карта.Карта, схема, обмен информацией, источник информации, приемник информации.
Число и программный калькулятор. Число, размер объекта, сравнение (больше-меньше, ближе-дальше, быстрее-медленнее).
Таблица и электронные таблицы. Организация данных, таблица, ряд, столбец, строка, ячейка, электронные таблицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotki_urokov_informatiki_v_3_klasse_.docx | 64.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата_____________________
1 урок по информатике в 3 классе. Тема «Человек и информация»
Цель урока: обобщить сведения о видах информации по форме ее представления на основе анализа примеров.
Задачи:
Обучающие -
•провести инструктаж по технике безопасности и напомнить правила поведения при работе в компьютерном классе.
• подготовить учащихся к умению выделять («видеть») информационную составляющую в деятельности человека;
• обратить внимание учащихся на роль информации в жизни человека;
• раскрыть смысл понятия «сообщение», используя его в разных контекстах.
Развивающие -
• развивать любознательность ребенка и прививать ему интерес к исследованию;
• продолжать формировать информационную культуру ребенка;
Воспитывающие -
• учить настойчивости, собранности, организованности, аккуратности
• воспитывать бережное отношение к школьному имуществу
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
• знать и называть виды информации по форме ее представления (числовая, текстовая, графическая, звуковая);
• понимать значения слов «информация» и «сообщение», уметь правильно использовать их;
• уметь приводить примеры простых видов человеческой деятельности с выделением информационной составляющей.
Ключевые понятия: сообщение, информация (звуковая, текстовая, графическая, числовая), компьютер.
Вспомогательные (дополнительные) понятия: инструменты, работа с информацией, системный блок, монитор, клавиатура, мышь.
Общая характеристика урока:
• форма организации — эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся, фронтальная работа (решение информационных задач в рабочей тетради);
• тип урока — комбинированный (преимущественно повторительно-обобщающий с фрагментами новых знаний и оперативным контролем);
• стратегия — индивидуально-соревновательная, самоконтроль.
Материальное обеспечение урока: учебник, рабочая тетрадь № 1, демонстрационный ПК (мультимедиа-проектор), обучающая программа, рисунки, иллюстрирующие информационную деятельность человека, в том числе его работу на компьютере, электронные образовательные ресурсы (ЭОР).
План урока
1. Организационный момент, знакомство с оборудованием компьютерного класса, инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на уроке (3-5 мин). Правила по технике безопасности и поведения при работе на компьютере:
• входить в класс нужно только в сменной обуви, с чистыми руками;
• запрещается вставать, бегать по классу, болтать ногами, сидя за компьютером;
• приступать к работе за компьютером можно только после разрешения учителя, строго следуя всем его указаниям;
• нужно находиться на расстоянии вытянутой руки от экрана;
• не следует резко перемещать части компьютера, прикасаться к экрану монитора, трогать провода;
• при запахе дыма нужно срочно сообщить учителю.
2. Обобщение сведений, известных ребенку по теме урока, в виде эвристической беседы (3-5 мин).
Повторение составных части ПК (если информатику дети уже изучали ранее по компьютерному варианту) или познакомить учащихся с составом ПК (если учащиеся впервые находятся в компьютерном классе). При этом нужно обратить внимание на то, что все устройства, входящие в состав ПК, подключаются к системному блоку, а сам компьютер — к электрической розетке. Если в классе есть локальная сеть, то надо объяснить, что все компьютеры соединены с главным компьютером — сервером, благодаря чему возможна передача сообщений с одного компьютера на другой.
Таким образом, будет введено ключевое слово — сообщение.
Основная логика изложения материала урока:
1. Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью органов чувств. В зависимости от способа восприятия, информация бывает зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная, тактильная (осязательная).
2. Для передачи или хранения информации человек представляет ее в виде сообщения в текстовой, звуковой, числовой или графической форме.
3. В любой деятельности человека можно выделить работу с информацией. Он:
• получает сообщение в той или иной форме (письмо, записку);
• читает рассказ или повесть, воспринимает смысл;
• передает свои мысли и чувства с помощью рисунка, песни, танца и игры на музыкальных инструментах;
• производит вычисления (решает задачи и примеры);
• заполняет дневник наблюдений за погодой (записывает в виде чисел температуру, давление);
• беседует по телефону или просматривает сайты в сети Интернет;
• пишет под диктовку учителя или записывает значение новых слов из словаря.
4. В сообщениях мы передаем информацию о себе, своих мыслях и чувствах, эмоциях и переживаниях, мы можем описывать окружающий мир, как выглядит тот или иной предмет, как проходил праздник, какая сегодня погода, какие птицы, растения и животные есть в нашей квартире или в лесу.
5. Человек может сообщить информацию о своем настроении не только с помощью рисунка или устной речи, но и при помощи мимики, жестов. Своим поведением, внешним видом человек передает информацию о себе.
6. Компьютер — главный помощник человека по работе с информацией. Он не понимает мимики и жестов, но зато может многое другое. Например, быстро вычислять. С его помощью можно легко набирать и красиво оформлять различные документы и отправлять электронные письма. Графические программы позволяют человеку рисовать и работать с изображениями (фотографиями). На компьютере можно прослушивать музыку, песни, записывать через микрофон речь, смотреть видеофильмы.
В процессе беседы, развернутые тезисы которой приведены выше, учитель задает учащимся вопросы:
• Каким образом человек может передать информацию о предметах окружающего мира, явлениях природы?
• В каком виде может быть представлено сообщение?
• Как человек может передать информацию о себе, о своем настроении?
• Всегда ли человек замечает, как он выглядит, какую информацию о нем получают окружающие люди?
• Может ли компьютер понимать жесты, мимику, смысл слов, предложений?
Такие вопросы могут появляться по мере развития беседы и могут быть иными (совсем не обязательно задавать именно предложенные вопросы).
В завершение беседы можно попросить детей привести примеры компьютерных программ, с которыми они работали дома или на уроках информатики.
3. Выполнение заданий в рабочей тетради (7-8 мин).
4. Физкультминутка (2-3 мин).
5. Компьютерный практикум (5-10 мин).
На первом занятии следует:
• распределить учащихся по рабочим местам;
• показать и прокомментировать расположение и название частей ПК;
• обратить внимание на обязательность соблюдения правил техники безопасности.
Можно спросить учащихся, как они понимают, почему надо соблюдать правила техники безопасности и поведения.
Если учащиеся уже работали в компьютерном классе и знают простейшие программы, то имеет смысл предложить им выполнить творческое задание - нарисовать в графическом редакторе иллюстрацию на тему «Летний отдых». Можно также в текстовом редакторе набрать небольшой текст с описанием самого интересного события (приключения) во время летнего отдыха.
Оценку за работу необходимо выставлять обязательно, так как она является стимулом для дальнейшей творческой деятельности. Второй вариант — «безоценочный», можно предложить учащимся сделать «компьютерный вернисаж» — выставку-презентацию своих творческих проектов.
В части урока, отведенной для компьютерного практикума, следует работать с ЭОР, размещенными на CD, входящем в данный УМК.
6. Обобщение и подведение итогов (3 мин).
При подведении итогов необходимо обратить внимание:
• на разницу слов-терминов «сообщение» и «информация»;
• на виды информации по способу восприятия человеком;
• на формы представления сообщения (текстовая, графическая, звуковая, числовая).
Подведение итогов можно организовать, задавая вопросы или предложив выполнить тест, в котором надо продолжить текст ответа.
• Различие между информацией и сообщением заключается в том, что... сообщение — это форма представления информации, а информация — это смысл, содержание сообщения.
• По способу восприятия человеком информация может быть... зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная, вкусовая.
• Информацию можно представить в форме... текста, изображения, звука, чисел.
7. Комментарии учителя к домашнему заданию (2-3 мин).
1. Прочитать текст учебника — § 1 «Человек и информация».
2. Ответить на вопросы в конце параграфа.
3. В рабочей тетради № 1 выполнить задание, указанное учителем.
4. Записать в рабочую тетрадь новые слова.
Дата_____________________
2 урок по информатике в 3 классе. Тема «Источники и приемники информации»
Цель урока: познакомить учащихся с различиями и особенностями источников и приемников информации
Задачи:
Обучающие -
- научить выделять и различать источники и приемники информации;
- расширить понятие о способах представления информации для различных источников.
Развивающие -
• развивать наблюдательность и фантазию;
•развивать любознательность ребенка и прививать ему интерес к исследованию;
• продолжать формировать информационную культуру ребенка;
Воспитывающие -
• учить настойчивости, собранности, организованности, аккуратности
• воспитывать бережное отношение к школьному имуществу
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
• понимать, чем отличаются источники и приемники информации;
• уметь приводить примеры источников и приемников информации;
• знать способы представления информации для реальных источников.
Ключевые понятия: источник информации, приемник информации.
Вспомогательные (дополнительные) понятия: рисунок, текст, описание, хранение, передача информации.
Общая характеристика урока:
• форма организации — эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся, фронтальная работа (решение информационных задач в рабочей тетради);
• тип урока — комбинированный (преимущественно повторительно-обобщающий с фрагментами новых знаний и оперативным контролем);
• стратегия — исследовательская, опережающая.
Материальное обеспечение урока: учебник, рабочая тетрадь № 1, демонстрационный ПК (мультимедиа-проектор), карточки с текстами (4-5 шт.), рисунки (4-5 шт.), ЭОР.
План урока:
1. Организационный момент (1 мин).
2. Экспресс-опрос по теме «Виды информации» (3-4 мин).
• Какими способами можно рассказать о событиях? (Нарисовать картину или рисунок, описать в виде текста, рассказать устно, представить в виде театральной постановки или оперы, сочинить и спеть песню, изобразить жестами и мимикой.)
• Какую роль может играть рисунок в тексте? (Дополнять текст, пояснять описание.)
• Какими источниками информации вы пользуетесь? (Газеты, журналы, книги, телевизор, радио и пр.)
• Может ли источником информации быть человек (мама, папа, бабушка, учитель, приятель)? (Да.)
• Кто (или что) может быть приемником информации? (Человек.)
( распечатать вопросы и раздать их на некоторое время группам (парам учащихся), чтобы они подумали и подготовили устный ответ, либо зачитывать вопросы, на которые будет отвечать ученик, поднявший руку).
3. Чтение вслух текстов из учебника (3-4 мин).Стр.10-13 учебника.
Чтение текстов совмещать с обсуждением рисунков, которые приведены в соответствующем параграфе учебника. Основная тема (направление) для беседы с учащимися — какие сведения можно получить из рисунка, о чем свидетельствует изображенное на рисунке событие, что можно сказать о человеке, который запечатлен на рисунке. Ключевыми могут быть слова: «давайте догадаемся...» (о каком событии повествует рисунок, каков характер у человека и т. д.).
4. Объяснение нового материала по теме урока (3-5 мин).
Объяснение нового материала может строиться на обсуждении рисунков, приведенных в книге, или тех, которые подготовит учитель.
Цель урока, кроме развития наблюдательности и фантазии, — показать особенности и преимущества графического представления информации по сравнению с описанием в текстовой форме. Рисунок — более компактная форма представления информации. Для описания рисунка в виде текста требуется много слов. На это следует обратить внимание учащихся после того, как они составят рассказ (описание) по картинке. Можно предложить им сделать это описание более кратким (более структурированным). Поскольку информатика — это наука об информации, следует постоянно обращать внимание учащихся на представление информации, на выбор более компактной, логичной и наглядной формы, которая к тому же должна соответствовать поставленной цели.
5. Выполнение заданий в рабочей тетради (7-8 мин).
6. Физкультминутка (2—3 мин).
7. Компьютерный практикум (8-10 мин).
Работа с ЭОР.
8. Обобщение и подведение итогов (2-3 мин).
Подведение итогов можно организовать в форме открытых ответов.
• Источником информации могут быть: птицы, домашние животные, газета, журнал, сеть Интернет, растения.
• Приемником информации могут быть: человек, животные, птицы.
в Приемником знаковой информации ... (слово, текст) может быть только человек.
• Чтобы передать информацию, ее представляют в удобном для передачи виде: текста, рисунка, схемы, чисел, звуков.
какой способ описания наиболее нагляден, понятен и краток (компактен): текстовый или графический?
Затем можно прочитать текст из параграфа, где написано, что потребуется много слов,
чтобы описать картину или рисунок. Графический способ обладает большей наглядностью, он одинаково воспринимается разными людьми (тогда как текстовый способ предполагает знание грамоты, разговорного языка — родного или иностранного). Описание картины, рисунка или схемы может занять несколько страниц текста, графический способ более компактен.
При подведении итогов учитель сообщает учащимся оценки, если они были предусмотрены, и обращает внимание на самые важные аспекты урока.
9. Комментарии учителя к домашнему заданию (2-3 мин).
1. Прочитать текст учебника — § 2 «Источники и приемники информации».
2. Ответить на вопросы в конце параграфа.
3. В рабочей тетради № 1 выполнить предложенные учителем задания.
4. Прочитать текст для дополнительного чтения — § 3 «Искусственные и естественные источники информации ».
5. Записать в рабочую тетрадь новые слова.
Дата_____________________
3 урок по информатике в 3 классе.
Тема «Искусственные и естественные источники и приемники информации»
Цель урока:
• разделить в понимании школьников понятия «искусственный источник информации» и «естественный источник информации»;
• разделить в понимании школьников понятия «искусственный приемник информации» и «естественный приемник информации»;
• показать значение искусственных и естественных источников и приемников информации для человека;
• развивать любознательность и наблюдательность ребенка, формировать его информационную культуру.
Задачи:
Обучающие -
- научить выделять и различать искусственные и естественные источники и приемники информации;
- научить отличать естественные источники и приемники информации от искусственных;
- научить приводить примеры использования искусственных и естественных источников информации из своей жизни.
Развивающие -
• развивать любознательность ребенка и прививать ему интерес к исследованию;
• продолжать формировать информационную культуру ребенка;
Воспитывающие -
• учить настойчивости, собранности, организованности, аккуратности
• воспитывать бережное отношение к школьному имуществу
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
• понимать, чем отличаются естественные источники и приемники информации от искусственных;
• уметь приводить примеры искусственных и естественных источников и приемников информации.
Ключевые понятия: естественный источник информации, искусственный источник информации, естественный приемник информации, искусственный приемник информации.
Вспомогательные (дополнительные) понятия: предмет реальной действительности, явление реальной действительности, искусственный предмет (вещь), искусственное явление, рисунок, текст, событие, описание.
Общая характеристика урока:
• форма организации — эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся, фронтальная работа (решение информационных задач в рабочей тетради);
• тип урока — комбинированный (преимущественно повторительно-обобщающий с фрагментами новых знаний и оперативным контролем);
• стратегия — исследовательская, развивающая, опережающая.
Материальное обеспечение урока: учебник, рабочая тетрадь № 1, демонстрационный ПК (мультимедиа-проектор для показа презентаций), карточки с текстами и заданиями (4-5 шт.), рисунки (4-5 шт.), ЭОР.
План урока
1. Организационный момент (1 мин).
2. Экспресс-опрос по теме «Источники и приемники информации» (3-4 мин).
• Что такое «естественный предмет»? (Камень, дерево, ракушка, животное — все, что возникло естественным путем, без участия человека.)
• Что такое «искусственный предмет»? (Газеты, журналы, книги, телевизор, радио и пр., — все, что сделано человеком.)
• Что такое «естественное явление»? (Дождь, снег, гром, молния, радуга, эхо, камнепад в горах, ветер, гроза, тайфун, облака, рассвет, закат и пр.)
• Что такое «искусственное явление»? (Праздничный салют, взрыв бомбы, видеофильм, компьютерная игра, DVD-фильм, радиоспектакль, мультфильм и пр.)
3. Чтение вслух текстов из учебника, работа с презентацией (3-4 мин).
Стр.15-17.
4. Объяснение нового материала по теме урока (3-5 мин).
Объяснение нового материала строиться на обсуждении компьютерной презентации «Искусственные и естественные источники и приемники информации»
5. Выполнение заданий в рабочей тетради (7-8 мин).
при выполнении упражнения 1 следует обратить внимание детей, что мальчики — это, во-первых, универсальные, а во-вторых, естественные приемники и источники информации. Принимать они могут информацию разных видов: зрительную, слуховую (звуковую), тактильную (осязательную), вкусовую, обонятельную, интуитивную информацию (т. е. «сердцем и разумом», а не органами чувств). Можно привести примеры из жизни и попросить детей рассказать об интуитивной информации из их личного опыта.
В упражнении 2 учащиеся приходят к пониманию того, что источником информации может служить книга. Книга — это искусственный источник информации. Здесь и далее можно попросить учеников естественные источники и приемники информации обвести зеленым, а искусственные — красным карандашом.
Упражнения 3, 4, 5 и 6. Требуется составить рассказ по картинке, объяснить, чем искусственный источник (приемник) информации отличается от естественного. Естественные источники и приемники информации нужно обвести зеленым, а искусственные — красным карандашом.
Упражнение 8. Естественные источники и приемники информации нужно обвести зеленым, а искусственные — красным карандашом.
6. Физкультминутка (2-3 мин).
7. Компьютерный практикум (8-10 мин).
Работа с ЭОР.
8. Обобщение и подведение итогов (2-3 мин).
Подведение итогов организовать в форме открытых ответов. Учитель начинает, а учащиеся заканчивают фразу:
• Естественным источником информации могут быть: птицы, домашние животные, растения.
• Искусственным источником информации могут быть: газета, журнал, сеть Интернет.
• Естественным приемником информации могут быть: человек, животные, рыбы, птицы.
• Приемником знаковой (искусственной) информации (слово, рисунок, текст) может быть только человек.
При подведении итогов сообщаю учащимся оценки, если они были предусмотрены, и еще раз обращаю внимание на самые важные аспекты урока.
9. Комментарии учителя к домашнему заданию (2-3 мин).
1. Еще раз прочитать текст учебника (§ 2).
2. В рабочей тетради № 1 выполнить задания, которые ученики не успели выполнить в классе.
3. Прочитать текст для дополнительного чтения — § 3 «Искусственные и естественные источники информации».
4. Записать в рабочую тетрадь новые слова из дополнительного текста.
Дата_____________________
4 урок по информатике в 3 классе. Тема «Носители информации»
Цель урока: познакомить учащихся с историей совершенствования носителей информации и показать роль носителей информации в жизни человека
Задачи:
Обучающие –
• раскрыть смысл понятия и расширить представление учащихся о носителях информации;
• обобщить сведения о носителях информации путем анализа примеров;
• показать применение носителей информации и дать им краткие характеристики;
• научить пользоваться понятием «носитель информации» при ответе на вопросы.
Развивающие -
• развивать любознательность и исследовательские качества ребенка,
• формировать информационную культуру
Воспитывающие -
• учить настойчивости, собранности, организованности, аккуратности
• воспитывать бережное отношение к школьному имуществу
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
• уметь приводить примеры различных носителей информации, в том числе технических;
• уметь различать и называть виды носителей информации;
• понимать, для чего необходимы носители информации.
Ключевые понятия: носитель информации, источник информации.
Вспомогательные (дополнительные) понятия: следы, бумага, береста, пергамент, лазерный диск, магнитный диск.
Общая характеристика урока:
• форма организации — эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся, фронтальная работа (решение информационных задач в рабочей тетради);
• тип урока — комбинированный (повторение и обобщение, объяснение нового материала, контроль знаний и практическая работа);
• стратегия — развивающая, опережающая.
Материальное обеспечение урока: учебник, рабочая тетрадь № 1, демонстрационный ПК (мультимедиа-проектор), ЭОР.
План урока
1. Организационный момент (1-2 мин).
2. Опрос по темам «Информация. Источники и приемники информации» (3-5 мин).
1) Какие виды информации использует человек, чтобы представить сообщение на бумаге?
2) Какими способами передают информацию животные и птицы?
3) Какие виды информации не обрабатывает («не понимает») компьютер?
4) Какими способами человек общается с компьютером?
5) Какие виды информации используются в компьютере для передачи сообщения?
Если учащиеся затрудняются с ответом, то можно, например, для первого вопроса предложить рассмотреть учебник или книгу.
3. Обобщение сведений по теме урока (3-5 мин).
План объяснений:
• носители информации;
• примеры носителей информации;
• современные носители информации;
• для чего нужны носители информации.
Во время знакомства с материалом данной темы показать учащимся образцы носителей информации (дискеты, жесткий магнитный диск), если есть возможность вскрыть их, показав, что находится внутри. При этом необходимо назвать составные части дискеты, рассказать их назначение,
рассказать, как необходимо обращаться с дискетами и компакт-дисками, как их хранить, чтобы не испортить данные. Для этого использовать презентацию к уроку.
Изложение нового материала начинать с примеров носителей информации, а затем перейти к обобщению. Следует привлечь эмпирический опыт учащихся и вместе с ними раскрыть смысл понятия «носитель информации»:
Носителем информации может быть все, на чем можно записать информацию и длительно ее хранить. Носитель информации с записанными на нем данными можно передавать другим людям, чтобы они могли прочитать и понять смысл сообщения.
Традиционными носителями информации, которые человек использует с давних времен, являются бумага, пергамент, папирус и др. Технические носители информации отличаются от традиционных тем, что прочитать или воспроизвести хранящиеся на них данные — текст, рисунок, речь, музыку можно только с помощью технических устройств, таких как компьютер, магнитофон, плеер. К техническим носителям относятся магнитная лента, гибкий магнитный диск, жесткий магнитный диск (магнитные носители информации), компакт-диск (оптический носитель информации).
На технических носителях информации данные хранятся очень долго. Кроме того, на них помещается больше информации, чем на бумажные носители.
4. Игра «Запомни картинку» (3-5 мин).
5. Физкультминутка (2-3 мин).
6. Выполнение заданий в рабочей тетради (5-7 мин).
7. Компьютерный практикум (5-10 мин).
Работа с ЭОР.
В качестве компьютерного практикума предложить учащимся посмотреть электронную
энциклопедию «Кирилл и Мефодий» на компакт-диске (или любую другую), предложить задание по поиску информации на какую-либо тему, предложить детям обучающую программу по носителям информации, предложить учащимся в качестве практикума выполнить задание в графическом редакторе (например, изобразить компьютер).
8. Обобщение и подведение итогов (3 мин).
При подведении итогов сообщить учащимся оценки и обратить внимание на следующие важные аспекты:
• носитель информации — это любой материальный объект, на котором можно зафиксировать информацию;
• носители информации нужны для хранения и передачи информации;
• различают технические и бумажные носители информации;
• для чтения информации с технических носителей необходимо специальное оборудование;
• технические носители долговечны (обеспечивают длительное хранение информации) и компактны (можно записать информации больше, чем на бумажном носителе);
• на компьютере используются дискеты, жесткий диск, лазерный диск, flash-память.
9. Комментарии учителя к домашнему заданию (2-3 мин).
1. Прочитать тест учебника — § 4 «Носители информации».
2. Ответить на вопросы в конце параграфа.
3. В рабочей тетради № 1 выполнить указанные учителем задания.
4. Записать в рабочую тетрадь новые слова.
Дата_____________________
5 урок по информатике в 3 классе. Тема «Что мы знаем о компьютере»
Цель урока: обобщить сведения о составе персонального компьютера и о назначении его основных устройств
Задачи:
Обучающие -
• познакомить учащихся с составом персонального компьютера на примере учебного рабочего места;
• добиться понимания всеми учащимися назначения устройств, ассоциируя их с основными действиями над информацией: вводом, обработкой, хранением, выводом;
• научить использовать мышь и клавиатуру для выполнения простых заданий или усовершенствовать уже имеющиеся навыки работы с этими устройствами ввода;
• обратить внимание учащихся на аналогию между функционированием компьютера и отдельными сторонами человеческой деятельности с информацией;
Развивающие -
• развивать наблюдательность и фантазию;
•развивать любознательность ребенка и прививать ему интерес к исследованию;
• продолжать формировать информационную культуру ребенка;
Воспитывающие -
• учить настойчивости, собранности, организованности, аккуратности
• воспитывать бережное отношение к школьному имуществу
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
• знать состав персонального компьютера как рабочего места пользователя и названия устройств, входящих в состав компьютера;
• знать назначение основных устройств, входящих в состав компьютера (устройств ввода, устройств вывода, памяти и процессора);
• уметь выполнять простые действия с помощью мыши и вводить простой текст с клавиатуры;
• знать основные правила поведения при работе за компьютером.
Ключевые понятия: компьютер, персональный компьютер (ПК), состав ПК, клавиатура, мышь, принтер, сканер, монитор, системный блок, процессор, память.
Вспомогательные (дополнительные) понятия: данные, обработка, хранение, передача, программа, текстовый редактор, калькулятор, графический редактор.
Общая характеристика урока:
• форма организации — эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся, фронтальная работа (решение информационных задач в рабочей тетради);
• тип урока — комбинированный (повторение и обобщение, объяснение нового материала, контроль знаний и практическая работа);
• стратегия — обобщающая, развивающая.
Материальное обеспечение урока: учебник, рабочая тетрадь № 1, демонстрационный ПК (мультимедиа-проектор), функциональная схема персонального компьютера (бумажный вариант), презентация к уроку, ЭОР.
План урока
1. Организационный момент (1 мин).
2. Повторение материала о носителях информации (2-3 мин).
1. Какие носители информации использовали древние люди?
2. Для чего нужны носители информации?
3. Что может быть носителем информации?
4. Какой носитель информации используется для записи и воспроизведения звуковой информации?
5. Какие носители информации используются для хранения данных на компьютере?
3. Обобщение сведений, известных ребенку по теме урока, в виде эвристической беседы (6-8 мин).
Беседа сопровождается презентацией и показом реального объекта — персонального компьютера. Учитывая, что многие учащиеся имеют компьютер дома или познакомились с ним в классе необходимо построить беседу в форме вопросов. Предлагаемый перечень вопросов:
1. Для чего нужен компьютер (каково его основное назначение)?
2. Для чего нужен процессор?
3. Для чего нужны носители информации?
4. Для чего нужны клавиатура и мышь?
5. Для чего нужен принтер?
6. Для чего нужен сканер?
7. Что находится внутри системного блока?
8. Для чего нужен монитор?
9. Для чего нужны микрофон и наушники (или аудио-колонки)?
Во время опроса записать на доске ответы учащихся, располагая их так, чтобы потом иметь возможность объединить их в следующие смысловые группы:
• обработка информации — процессор;
• хранение информации — внешняя память (носители) и внутренняя память;
• ввод информации — клавиатура, сканер, микрофон, мышь;
• вывод информации — принтер, монитор, колонки, наушники.
После беседы обращаю внимание учащихся на то, по каким признакам можно объединить устройства, входящие в состав компьютерной системы, в группы по выполняемым действиям с информацией: ввод, вывод, хранение (память), обработка (процессор). Затем предлагаю схему (на доске или на слайде презентации), в которой объединены четыре блока: устройства ввода, память, процессор, устройства вывода. После этого можно перейти к рассмотрению устройств, входящих в состав рабочего места ученика и учителя. Необходимо обратить внимание на то, что каждое устройство (или группа устройств) выполняет определенное действие с информацией и что устройства ввода и вывода могут в случае необходимости добавляться или заменяться другими, более совершенными.
Показать, что находится внутри системного блока компьютера, показать, как подключаются мышь, клавиатура и другие устройства к разъемам на задней стенке системного блока.
Закончить беседу вопросами:
- Может ли компьютер самостоятельно принимать решения, а не просто выполнять команды, которые ему дает человек?
- Благодаря чему пользователь может набирать на компьютере тексты, рисовать рисунки, слушать музыку?
Выйти вместе с детьми на осознание факта, что компьютер обрабатывает информацию благодаря программам. Все реакции на команды, которые дает пользователь, должны быть записаны в программе. Пользователь управляет компьютером с помощью мыши и клавиатуры, но вся последовательность соответствующих команд записана в программе.
- Понимает ли компьютер смысл команд, которые он выполняет?
Ответ «не понимает» должен обязательно прозвучать, даже если большинство детей ответят, что «компьютер понимает смысл команд». Необходимо обратить внимание детей на то, что компьютер выполняет команды формально (не понимая их смысла).
4. Физкультминутка (2-3 мин).
5. Решение задач в рабочей тетради (6-8 мин).
6. Компьютерный практикум (8-10 мин).
Работа с ЭОР.
7. Обобщение и подведение итогов (3 мин).
При подведении итогов обратиться к общей схеме состава компьютера и вместе с детьми назвать устройства, входящие в состав компьютерной системы.
В конце урока следует обобщить сведения и дать краткую характеристику компьютера (не определение!):
• компьютер — это электронное устройство, которое управляется программами;
• компьютер предназначен для хранения, обработки и передачи информации;
• в состав компьютера входят разные устройства — для ввода информации, для вывода информации, для хранения и обработки информации.
Поощрить учащихся, которые продемонстрировали свои знания, чаще других давали правильные ответы.
8. Комментарии учителя к домашнему заданию (2-3 мин).
1. Прочитать текст учебника — § 5 «Что мы знаем о компьютере».
2. Ответить на вопросы в конце параграфа.
3. В рабочей тетради № 1 выполнить задание № 4.
Дата_____________________
6 урок по информатике в 3 классе. Повторение к главе 1
Цель урока: обобщить знания учащихся по теме «Действия с информацией», систематизировать понятия по этой теме
Задачи:
Обучающие -
• закрепить представление о разных видах действий с информацией
• совершенствовать навыки выполнения действий с информацией;
• расширить представление о компьютере как об универсальном инструменте для выполнения действий с информацией.
• активизировать словарный запас терминов по информатике;
Развивающие -
• совершенствовать навыки самостоятельного выполнения заданий;
• развивать информационную культуру учащихся при выполнении действий с информацией.
Воспитывающие -
• учить настойчивости, собранности, организованности, аккуратности
• воспитывать бережное отношение к школьному имуществу
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
• иметь представление о многообразии видов действий с информацией;
• уметь называть действия с информацией; иметь представление о сборе информации;
• владеть простейшими навыками представления информации в различных формах;
• уметь приводить примеры носителей информации;
• уметь выполнять кодирование и декодирование информации;
• иметь простейшие навыки обработки числовой, текстовой, графической информации.
Ключевые понятия: сбор информации, представление, кодирование, декодирование, хранение, обработка.
Вспомогательные (дополнительные) понятия:
действия с информацией, наблюдение, преобразование, формы представления, способы представления, код, правило, носители информации, виды информации, числовая информация, графическая информация, текстовая информация.
Общая характеристика урока:
• форма организации — повторение и обобщение;
• тип урока — контроль и коррекция знаний учащихся;
• стратегия — индивидуально-соревновательная, самоконтроль.
Материальное обеспечение урока: учебник (глава I), рабочая тетрадь № 1, тестовое задание, диагностическая карта, ЭОР.
План урока
1. Организационный момент (1-2 мин).
2. Повторение с элементами обобщения (3-4 мин).
Для организации повторения материала использовать учебник — материалы «Теперь мы знаем» (стр. 30) и «Новые слова и термины» (стр. 32).
3. Тестирование, проверка, обсуждение результатов (5-7 мин).
4. Выполнение заданий в рабочей тетради (7-10 мин).
5. Физкультминутка (2-3 мин).
6. Компьютерный практикум (10 мин).
использовать задания в ЭОР
7. Обобщение и подведение итогов, комментарий к контрольной работе (3 мин).
8. Комментарии учителя к домашнему заданию (2-3 мин).
Подготовиться к контрольной работе
Дата_____________________
7 урок по информатике в 3 классе. Контрольная работа к главе 1
Цель урока: провести диагностику и оценить результаты обучения.
Задачи:
Обучающие -
• проверить уровень усвоения пройденного материала по теме «Действия с информацией»,
Развивающие -
• развивать навыки самостоятельного планирования своей деятельности в условиях ограниченного времени урока;
• совершенствовать навыки самоконтроля.
Воспитывающие -
• формировать ответственность учащихся за результаты учебной деятельности;
Общая характеристика урока:
• форма организации — самостоятельная работа с оперативным контролем и коррекцией результатов;
• тип урока — контрольный и обобщающий;
• стратегия — индивидуально-соревновательная, диагностическая.
План урока
1. Организационный момент.
2. Комментарий учителя.
Для выполнения контрольной работы раздать учащимся бланки с заданиями и кратко прокомментировать их. Сообщить, на какое количество времени рассчитаны задания контрольной работы.
3. Выполнение заданий.
Учащиеся выполняют задания контрольной работы. При необходимости даю пояснения отдельным учащимся. После выполнения заданий учащиеся проверяют свою работу и сдают.
4. Физкультминутка.
5. Компьютерный практикум.
Работа с ЭОР.
6. Обобщение и подведение итогов.
Учитель проверяет работы учащихся, обсуждает с ними типичные ошибки, выставляет оценки.
Дата_____________________
8 урок по информатике в 3 классе. Тема «Немного истории о действиях с информацией»
Цель урока: ввести понятие «действие с информацией» на примере получения, передачи и хранения информации, научить определять действия с информацией и называть их
Задачи:
Обучающие -
• обобщить сведения об информации и о способах ее представления словами и рисунками;
• обобщить сведения о способах восприятия информации;
• обобщить представление о носителях информации;
• обратить внимание на особенности действий с информацией для человека и компьютера.
Развивающие -
• развивать информационную культуру учащихся при выполнении действий с информацией.
• развивать умственную деятельность учащихся при обобщении сведений об информации, способах ее представления на носителях информации;
• совершенствовать аналитические навыки учащихся при действиях с информацией;
Воспитывающие -
•Воспитывать умения работать в минигруппе, культуру общения, ведение диалога.
•Учить настойчивости, собранности, организованности, аккуратности.
•Воспитывать бережное отношение к школьному имуществу.
•Формировать навыки здорового образа жизни.
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
• приводить примеры действий с информацией;
• понимать, что, в отличие от человека, компьютер может выполнять не все возможные действия с информацией;
• уметь называть носители информации, приводить примеры современных носителей информации;
• приводить примеры различных способов передачи информации, ее получения и обмена информацией;
• называть устройства, которые человек использует для выполнения действий с информацией.
Ключевые понятия: получение информации, передача информации, хранение информации.
Вспомогательные (дополнительные) понятия:
восприятие информации, способы передачи информации, носители информации, устройства для приема и передачи информации.
Общая характеристика урока
• форма организации — эвристическая беседа с опорой на опыт и знания учащихся, фронтальная работа (решение информационных задач в рабочей тетради);
• тип урока — комбинированный (повторительно-обобщающий с выходом на рассмотрение новых знаний);
• стратегия — ретроспективный анализ известных фактов и эмпирических знаний с выходом на новый уровень осмысления понятия «действие с информацией».
Материальное обеспечение урока: учебник (§ 6), рабочая тетрадь № 1, демонстрационный ПК (мультимедиа-проектор), презентация к уроку, дидактический материал для игры на сортировку объектов «Подходит — не подходит», диагностическая карта, ЭОР.
План урока
1. Организационный момент (1-2 мин).
2. Обобщение известных учащимся сведений по теме урока (3-4 мин).
• Как человек получает информацию?
• Какие органы чувств есть у человека для восприятия информации?
• Как называют информацию, получаемую с помощью глаз? кожи? носа?
• С помощью какого органа человек получает вкусовую информацию? слуховую?
• Что может быть источником информации для человека? Привести примеры.
• Привести примеры приемников информации, передаваемой человеком.
Подводя итоги экспресс-опроса, обратить внимание на готовность детей к изучению номой темы.
3. Новый материал по теме в виде эвристической беседы, игра на сортировку объектов «Подходит — не подходит» (8-10 мин).
При изложении материала по теме урока последовательно раскрыть следующие аспекты:
• действия с информацией люди выполняли всегда;
• с информацией можно выполнять разные действия: получать, передавать, отправлять, обмениваться, хранить;
• для хранения информации имеются различные носители;
• человек и компьютер могут выполнять различные действия с информацией;
• передачу информации можно выполнять разными способами;
• для действий с информацией человек использует различные технические устройства.
При объяснении новой темы в форме эвристической беседы может задавать вопросы учащимся. Примерные вопросы:
• Нужно ли человеку сохранять информацию? Привести примеры.
• Что человек может использовать для сохранения информации? Привести примеры.
• Могут ли быть носителями информации бумага? камень? глина? воздух?
• Можно ли использовать для длительного хранения информации песок? снег? воду?
• Назвать современные носители информации, которыми человек стал пользоваться в связи с появлением компьютеров.
Провести игру на сортировку объектов, подходящих и не подходящих для длительного хранения информации. В качестве объектов можно использовать изображения носителей информации и любых других предметов.
При дальнейшем рассмотрении действий с информацией можно предложить учащимся следующие вопросы:
• Как, по вашему мнению, люди раньше обменивались информацией?
• Что люди делали, если надо передать информацию на большое расстояние?
• Какие современные способы вы можете предложить для передачи информации?
В этой части объяснения материала учитель может обратить внимание учащихся на то, что обмен информацией можно рассматривать не только как одно единое действие, а выделить в нем обособленно «прием» и «передачу» информации.
Далее можно рассмотреть технические устройства, которыми люди пользуются в процессе обмена информации:
• Какими техническими устройствами человек может пользоваться для передачи информации? Для приема информации?
• Назвать устройства, которые используются и для приема, и для передачи информации.
Другие возможности обмена информацией (без тех-нических устройств) можно обсудить с учащимися при им полнении упражнения в рабочей тетради.
4. Выполнение заданий в рабочей тетради (7-10 мин).
5. Физкультминутка (2-3 мин).
6. Компьютерный практикум (10 мин).
Работа с ЭОР.
Можно использовать и другие задания, выполняемые в знакомых учащимся редакторах; это могут быть упражнения по приему сообщений, представленных различными способами: рисунками, пиктограммами.
Можно предложить учащимся подготовить свое сообщение с использованием различных программ: в виде рисунка (с помощью графического редактора), в виде текста (в текстовом редакторе или программе электронной почты).
7. Обобщение и подведение итогов (3 мин).
При подведении итогов следует обратить внимание на все аспекты, которые были затронуты в течение урока:
• действия с информацией люди выполняли всегда, а не только после появления компьютеров;
• человек придумал различные способы хранения информации: в виде рисунков, текста, файлов;
• для хранения информации человек использовал в древности и/или использует сейчас различные носители: каменные стены пещер, пергамент, бересту, глиняные таблички, папирус, бумагу, электронные носители;
• для действий с информацией человек использует различные технические устройства: телеграф, телефон, компьютер.
8. Комментарии учителя к домашнему заданию (2-3 мин).
1. Прочитать текст учебника — § 6 «Немного истории о действиях с информацией».
2. Ответить на вопросы в конце параграфа.
8. В рабочей тетради № 1 выполнить указанные учителем задания. \. Записать в рабочую тетрадь новые слова.
Дата_____________________
9 урок по информатике в 3 классе. Тема «Сбор информации»
Цель урока: познакомить учащихся с новым действием — сбором информации
Обучающие -
• обобщить знания учащихся о наблюдении как о способе сбора информации (объектах наблюдения, целях наблюдения, результатах);
• познакомить учащихся с различными способами сбора информации;
• обратить внимание учащихся на то, что сбор информации включает в себя наблюдение, чтение, общение, измерение и т. п.;
• научить простейшим приемам сбора информации.
Развивающие -
• инициировать умственную деятельность учащихся при обобщении знаний о наблюдении;
• совершенствовать аналитические навыки учащихся при рассмотрении существенных свойств объектов наблюдения;
• развивать информационную культуру учащихся.
Воспитывающие -
•Воспитывать умения работать в минигруппе, культуру общения, ведение диалога.
•Учить настойчивости, собранности, организованности, аккуратности.
•Воспитывать бережное отношение к школьному имуществу.
•Формировать навыки здорового образа жизни.
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
• понимать, что сбор информации — это одно из возможных действий с информацией;
• иметь представление о том, что человек собирает информацию с помощью своих органов чувств;
• уметь приводить примеры приборов и специальных приспособлений, которые человек использует для сбора информации;
• уметь приводить примеры источников информации, с помощью которых человек собирает информацию.
Ключевые понятия: сбор информации, объект наблюдения, цели наблюдения, приборы и приспособления для сбора информации.
Вспомогательные (дополнительные) понятия:
действие с информацией, наблюдение, измерение, инструменты измерения.
Общая характеристика урока:
• форма организации — эвристическая беседа с опорой на знания и опыт учащихся, фронтальная работа (решение информационных задач в рабочей тетради);
• тип урока — комбинированный (повторительно-обобщающий с выходом на получение новых знаний);
• стратегия — ретроспективный анализ известных фактов и эмпирических знаний с выходом на новый уровень осмысления действий с информацией.
Материальное обеспечение урока: учебник (§ 7), рабочая тетрадь № 1, демонстрационный ПК (мультимедиа-проектор), презентация к уроку, наглядный материал, диагностическая карта, ЭОР.
План урока
- Организационный момент (1-2 мин).
- Обобщение известных учащимся сведений по теме урока (3-4 мин).
Актуализация знаний проводится с помощью вопросов:
• Помогали ли древним людям знания о поведении диких животных?
• Как древние люди могли получить информацию о поведении животных?
• Назвать объекты наблюдения людей в прошлом.
• Что, по вашему мнению, означает «наблюдать»? Что делает человек, наблюдая за каким-либо объектом?
• Почему люди всегда наблюдали за Солнцем и Луной?
- Новый материал по теме в виде эвристической беседы (7-8 мин).
Для проведения эвристической беседы можно опираться на знания учащихся о временах года, при этом желательно использовать наглядный материал. Примерные вопросы учителя:
• Какие изменения в природе может наблюдать человек?
• Как смена времен года влияет на жизнь человека? Привести примеры.
• Как человек воспринимает изменения в природе? Какие органы чувств ему в этом помогают?
• Какую информацию человек может собрать, пользуясь глазами? носом? кожей? Привести примеры.
• Какие устройства человек может использовать для более точного сбора информации? Привести примеры, используя материал учебника.
- Выполнение заданий в рабочей тетради (7-10 мин).
Для закрепления знаний, полученных учащимися в ходе беседы, организуется решение информационных задач в рабочей тетради.
- Физкультминутка (2-3 мин).
- Игра «Отгадай объект» (3-4 мин).
Для закрепления представлений о сборе информации об объекте предложить учащимся игру «Отгадай объект». Для проведения игры учащиеся делятся на 4 команды. Каждая команда рисует свой объект и дает ему характеристику, но не называет его. Остальные команды должны назвать этот объект — дать ему имя. Оценивание работы команд учитывает оригинальность рисунка, полноту его характеристики, а также количество правильных ответов на задания других команд.
- Компьютерный практикум (10 мин).
Работа с ЭОР. Собрать информацию о каком-либо объекте и представить ее в виде таблицы в текстовом редакторе. Можно также предложить учащимся нарисовать объект в графическом редакторе по собранной о нем информации или нарисовать отгадку для предложенной учителем загадки.
- Обобщение и подведение итогов (2 мин).
При подведении итогов следует обратить внимание на все аспекты, которые были отражены в ходе урока:
• сбор информации — это одно из возможных действий с информацией;
• сбор информации осуществляется при помощи органов чувств человека;
• сбор информации включает в себя не только наблюдение, но и общение человека с другими людьми, чтение разнообразной литературы, проведение замеров и т. п.;
• для сбора информации человек может использовать различные приборы, приспособления, инструменты.
- Комментарии учителя к домашнему заданию (2-3 мин).
1. Прочитать текст учебника — § 7 «Сбор информации».
2. Ответить на вопросы в конце параграфа.
3. В рабочей тетради № 1 выполнить указанные учителем задания.
4. Записать в рабочую тетрадь новые слова.
Дата_____________________
10 урок по информатике в 3 классе. Тема «Представление информации»
Цель урока: познакомить учащихся с новым действием — представлением информации;
Обучающие -
• познакомить учащихся с различными способами представления информации; с различными формами представления информации,
• обобщить знания учащихся о действиях с информацией;
• обратить внимание учащихся на разные способы представления одной и той же информации;
• познакомить учащихся с простейшими приемами работы с текстом в текстовом редакторе и с изображениями в графическом редакторе.
Развивающие -
• инициировать умственную деятельность учащихся при обобщении знаний о наблюдении;
• совершенствовать аналитические навыки учащихся при рассмотрении существенных свойств объектов наблюдения;
• развивать информационную культуру учащихся.
Воспитывающие -
•Воспитывать умения работать в минигруппе, культуру общения, ведение диалога.
•Учить настойчивости, собранности, организованности, аккуратности.
•Воспитывать бережное отношение к школьному имуществу.
•Формировать навыки здорового образа жизни.
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
• иметь представление о различных формах представления информации (описание с помощью устной речи, письменного текста, чисел, рисунков, схем и т. п.);
• иметь представление о различных способах представления информации (графический, текстовый, числовой);
• уметь приводить примеры различных форм представления текстовой информации (текст, предложение, слово);
• уметь приводить примеры различных форм представления графической информации (рисунок, иллюстрация, схема, фотография);
• уметь приводить примеры различных форм пред ставления числовой информации (число);
• уметь приводить примеры существенных свойств, которые можно отразить при описании объектов.
Ключевые понятия: представление информации, способы представления, формы представления.
Вспомогательные (дополнительные) понятия:
действие с информацией, графическая информация, текстовая информация, числовая информация, рисунок, текст, предложение, слово, число, цифра.
Общая характеристика урока:
• форма организации — эвристическая беседа с опорой на знания и опыт учащихся, фронтальная работа (решение информационных задач в рабочей тетради);
• тип урока — комбинированный (повторительно-обобщающий с выходом на получение новых знаний);
• стратегия — ретроспективный анализ известных фактов и эмпирических знаний с выходом на новый уровень осмысления действий с информацией.
Материальное обеспечение урока: учебник (§ 8), рабочая тетрадь № 1, демонстрационный ПК (мультимедиа-проектор), презентация к уроку, дидактический материал для проведения игры «Аукцион», диагностическая карта, ЭОР.
План урока
1. Организационный момент (1—2 мин).
2. Обобщение известных учащимся сведений по теме урока (3-4 мин).
Для актуализации знаний учащихся проводим игру «Аукцион». Для этой игры нужны карточки с различными словами (глаголами), которые обозначают возможные действия с информацией, и другие. Дети должны иметь две сигнальные карточки зеленого и красного цвета.
Действия с информацией | Другие глаголы |
Запоминать | Играть |
Записывать | Скакать |
Собирать | Плавать |
Хранить | Спать |
Обмениваться | Чистить |
Передавать | Клеить |
В процессе игры учитель показывает свои карточки со словами и называет действия, а дети «голосуют» зелеными карточками, если названное слово обозначает действие с информацией, или красными карточками — в противном случае.
Подводя итоги игры, отмечаем самых активных учащихся и тех, кто не дал ни одного неправильного ответа.
3. Новый материал по теме в виде эвристической беседы (8-10 мин).
В ходе эвристической беседы с учащимися использовать следующие примерные вопросы:
• Зачем люди собирают информацию?
• Что означает сбор информации?
•Что люди делают с собранной информацией?
• Как можно сохранить собранную информацию?
• Надо ли что-то делать с информацией для ее сохранения?
• Какие виды информации можно использовать для представления информации? Привести примеры способов представления информации.
• В какой форме может быть представлена текстовая информация? Привести примеры.
• Какие формы возможны для представления числовой информации?
• В какой форме может быть представлена графическая информация? Привести примеры.
В меньшей степени учащиеся знакомы со схемой кик формой представления графической информации. Однако учащиеся начальной школы знакомы со схемой слова, и можно опереться на эти знания. Например, пусть мы хотим изобразить слово, состоящее из четырех пуки, где одна из них — гласная, и нас не интересует смысл слова. Тогда это слово можно изобразить схемой, а затем по ней приводить различные примеры:
□ □ ■ □
СТОЛ ■ - гласная буква
СТУЛ □ - согласная буква
Работа с учебником. В ходе этой работы надо выделить особенности схемы, ее отличия от рисунка, иллюстрации. Учащиеся должны понять, что схема — это упрощенное изображение объекта. На схеме отражаются только самые главные, самые важные моменты, т. е. элементный состав и отношения между элементами. Например, можно составить схему стола, на которой будет отражено только то, что он состоит из крышки и нескольких ножек (больше двух).
Затем обратить внимание учащихся на использование носителей для сохранения информации, представленной в какой-либо форме.
Следует остановиться на работе компьютера с информацией. Учащиеся должны получить представление о том, какую информацию можно представить в памяти компьютера.
4. Выполнение заданий в рабочей тетради, конкурс рисунков, выполненных на основе предложенных графических примитивов (7-10 мин).
Затем проводится закрепление знаний учащихся с помощью рабочей тетради.
5. Физкультминутка (2-3 мин).
6. Компьютерный практикум (10 мин).
Работа с ЭОР.
Для компьютерного практикума использовать аналог упражнения 9: в графическом редакторе детям предлагается подготовленная учителем заготовка, на основе которой они создают свой рисунок.
Возможен также вариант задания для выполнения и текстовом редакторе, аналогичный упражнению 11: дополнить имеющееся описание объекта. Предлагаемый учащимся текстовый файл может содержать рисунок с изображением этого объекта.
7. Обобщение и подведение итогов (3 мин).
При подведении итогов следует обратить внимание по все аспекты, которые были отражены в изложении нового материала:
• представление информации — это еще одно из возможных действий с информацией;
• информацию можно представить в виде рисунка, числа, текста, схемы;
• информацию можно представить на экране, в памяти компьютера, на различных носителях.
Необходимо активно привлекать к этой работе учащихся, спрашивать, все ли им понятно.
8. Комментарии учителя к домашнему заданию (2-3 мин).
Прочитать текст учебника — §8 «Представление информации».
Ответить на вопросы в конце параграфа.
В рабочей тетради № 1 выполнить указанные учителем задания.
Написать в рабочую тетрадь новые слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по Информатике и ИКТ в 3-м классе
Разработка урока представлена по теме "Действия с информацией". Данный урок построен на основе УМК Н.В. Матвеевой и УМК С.Н. Тур. В качестве компьютерного практикума использовалась программа "Конструк...
разработка урока по информатике в 5 классе "Передача информации"
Вданной разработке представлен конспект урока и презентация по теме "передача информации" в 5 классе по УМК Л.Босова...
Разработки уроков по информатике для 5 класса
Разработки уроков к учебнику Л. Босовой. 5 класс...
Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.
Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...
Разработка урока для 5 класса по программе Л.Босовой "Информатика и ИКТ 5 класс"
Урок № 43 Информация. Действия с информацией....
Разработка урока для 6 класса по программе Л.Босовой "Информатика и ИКТ 6 класс"
Урок № 5. История счета и систем счисления. Римская система счисления....