Системы счисления.
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) по теме

Хачкиева Лилия Ивановна

Данный материал предназначен для учащихся 9-10 классов. Учащиеся знакомятся с  позиционными  и непозиционными системами счисления,  с системами счисления, сущетвующими в мире, способами перевода  из десятичной системы счисления в двоиную, восьмиричную, шестнадцатиричную систмы счисления и обратно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1.doc60 КБ
Office presentation icon sistemy_schisleniya.ppt548.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_2.doc31.5 КБ
Office presentation icon sistemy_schisarif_deyst.ppt428.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_3.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1

Двоичная система счисления.

Представление информации в ЭВМ.

Преимущества двоичного кодирования

Цель урока: 

  • познакомить с существующими системами счисления,
  • познакомить учащихся с представлением информации в компьютере,
  • показать преимущества двоичного кодирования.

План урока:

  1. Устный опрос.

а) кодирование информации;

б) субъективный и объективный подход к измерению информации;

в) единицы измерения информации,

г) понятие информационного объема, скорости передачи информации.

  1. Двоичная система счисления

а)  о системах счисления;

б) позиционные и непозиционные системы счисления;

  1. Представление информации в ЭВМ.
  2. Преимущества двоичного кодирования.

5.    Перевод чисел из 10-ой СС в 2-ую СС.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения данной темы учащиеся должны знать:

  • определение позиционных и непозиционных систем счисления;
  • вес разряда;
  • представление информации в ЭВМ;
  •  в чем преимущества двоичного кодирования

уметь

  • представлять числа в стандартном виде;
  • переводить числа из 10-ой в 2-ую систему счисления двумя способами

За годы существования ЭВМ  их характеристики  сильно изменились: если первые машины могли  совершать несколько сотен операций в секунду и «помнить»  тысячу чисел, то для современных компьютеров доступно быстродействие в десятки и сотни операций  в секунду, а их память вмещает объемы информации, исчисляемые  десятками и сотнями мегабайт.

При быстрой смене поколений ЭВМ общие принципы хранения и обработки информации в машине, принципы управления работой компьютера почти не изменились.

Наша задача- разобраться в этих принципах. Для этого нам понадобятся некоторые сведения о системах счисления.

1.Системы счисления.

С десятичной системой счисления вы знакомы давно.

Изобретение Десятичной Системы Счисления относится к главным достижения человеческой мысли. Без нее вряд ли могла существовать, а тем более возникнуть современная техника.

Возникновение Десятичной Системы Счисления связывают со счетом на пальцах рук. Появилась эта система счисления, вероятно, в Индии.

Для записи чисел в ней используются 10 цифр: 0,1….8,9. Каждая цифра несет двоякую нагрузку: во-первых, значение самой цифры, а во –вторых, значение каждой цифры (ее «вес») определяется позицией, которую эта цифра занимает в записи числа.

Пример. Запись «23» означает, что это число состоит из 3-х единиц и 2-х десятков. Если поменять позиции цифр в числе, то получим другое число –32. Это число содержит 3 десятка и 2 единицы.

В Древнем Вавилоне существовала 60-ричная система счисления. Разбиение часа на 60 мин., минуты на 60 секунд, градусная мера пришли к нам из Древнего Вавилона.

Рассмотрим число: 4378.

Разобьем число на разряды: 8 - в разряде единиц, 7- в разряде десятков, 3- в разряде сотен, 4- в разряде тысяч.

Запишем наше число в виде степеней числа 10.

4х1000+3х100+7х10 +8= 4х103+3x102+7x101+8x100

Т.е. цифры в записи числа-  это просто коэффициенты его представления в виде суммы степеней числа 10 - основания системы счисления.

До сих пор некоторое употребление имеет Римская система счисления. Это система непозиционная. В этой системе счисления значение цифры не зависит от ее положения в числе, поскольку число образуется при сложении и вычитании значений специальных значков. ( стр. 35, Коляда).

Вывод.

1. системы счисления бывают позиционными и непозиционными.

2 . В Десятичной системе счисления любое число может быть представлено в виде суммы:

          А10=а1*100+а2*101+а3*102+…+аn*10n-1

где  а1, а2,…аn- коэффициенты в соответствующих разрядах десятичного числа;

        10 – основание десятичной системы счисления.

3. В системе счисления с произвольным основанием любое число может быть представлено как сумма произведений коэффициентов в разрядах на соответствующие степени основания системы счисления g.

              Аg=а1*g0+а2*g1+а3*g2+…+аn*gn-1                                  (1)

Кроме десятичной системы счисления, существуют двоичная (g=2), восьмиричная (g=8), шестнадцатиричная (g=16) системы счисления.

2. Представление информации в ЭВМ.

В какой бы форме ни представлялась подлежащая обработке информация, она в конечном счете должна быть переведена компьютером на язык, доступный для автоматической обработки. Язык компьютера -это язык чисел, причем чисел необычных(десятичных), а двоичных, алфавит которых состоит всего из двух цифр: 0 и 1.

3. Преимущества двоичного кодирования.

Двоичная система наиболее удобна и проста для автоматизации. Наличие в системе всего лишь двух символов упрощает их преобразование в электрические сигналы.

Символы двоичной системы-0 и 1- можно передавать и записывать с помощью электрического тока.

Например. Меняя продолжительность его протекания по цепи: коротко –точка, длиннее-тире, как в азбуке Морзе. Можно менять направление: плюс-минус. А можно менять амплитуду: есть сигнал- единица, нет сигнала- ноль.

Последний способ потому применяется в вычислительной технике, что он надежен, а отсутствие или появления сигнала легко различается в устройствах машины. И машины стали «считать» с помощью 0 и 1.

4. Двоичная система счисления.

Двоичная система счисления намного старше электронных машин. Двоичным счислением люди интересуются давно. Особенно сильным это увлечение было с конца 18 до19 века. Немецкий математик Г.В. Лейбниц считал двоичную систему простой, удобной и красивой.

Подставим в формулу (1) g=2. Получим формулу представления чисел в двоичной системе счисления.

Перевод чисел из десятичной  системы счисления в двоичную.

Существуют 2 способа перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную:

               а)   метод последовательного деления

               б)    метод последовательного вычитания.

 Первый метод используется при переводе относительно малых чисел, второй- при переводе больших чисел.

Метод последовательного деления.

Метод последовательного вычитания.

таблица степеней числа 2.

n

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2n

1

2

4

8

16

32

64

128

256

512

1024

Практическая работа

  1. Переведите в двоичную запись десятичные числа:

а) 7; б) 17; в) 14. г) 48; д) 98 е) 102; ж) 193; з) 254; и) 513: к) 999.

Проделайте эту операцию двумя способами: используя правило деления на 2 и при помощи таблицы весовых значений.

  1. Переведите в десятичную запись двоичные числа:
  1. 101; б) 1001, в) 1100; г) 10111. д) 11011; е) 1011000; ж) 10111011;

 з) 100010011; и) 1000000011; к) 010101010101.

III. Можно ли сказать, что записанные числа в двоичной форме равны между собой:

а) 000101101   и   101101;

б) 111011101   и   101110111;

в) 1110001101   и   01110001101;

г) 00011010,0101   и    11010.0101;

д) 11010101.01000   и   11010101.01.

IV. Двоичное число записано в виде многочлена:

а) 1x25 + 0x24 +1х23 +0x22+1x2.

6) 1х26 + 1х23 + 1x22 + 1x2+ 1x20;

в) 1х27 +1x25 + 1x24 +  1x2.

Какой вид имеет его двоичная  запись?

V. Следующие двоичные числа расположите в порядке возрастания:

1001;    111: 100001, 010; 1101; 100, 110000; 10001

VI. Докажите равенство:

а) 510 = 000001012;

б) 1011112 = 4710;

в) 63610 = 10011111002;

VII. Закодируйте в коде КОИ-8:

а) слово "ВЕК" (буквы русские);

б) арифметическое неравенство "2*Х-3>Х— 1";

в) выражение "NOSCETE IPSUM" ("Познай самого себя" - Сократ).

VIII. Прочтите закодированную (в КОИ-8) информацию:

а)   0011100000111000

б) 0101011001001001010101100100000101010100;

в) 0101100000101010010110010011110100110000;

г)  010101000100100001000001010011100100101100100000010110010100111101010101.

Пример 2. Стр.5 «СС в школьном курсе»

В классе: № 1стр.42 ( и,к) (Коляда)

Дома: конспект, №1 стр.42 (д,е,ж,з)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Системы счисления Хачкиева Л.И. 2004год

Слайд 2

Что такое система счисления Система счисления – это способ записи чисел по определенным правилам с помощью заданного набора символов некоторого алфавита (цифр).

Слайд 3

Какие есть системы счисления Десятичная Вавилонская Римская Китайская Двенадцатиричная Двоичная Восьмиричная и шестнадцатиричная

Слайд 4

Основание системы Основанием системы счисления называется количество знаков используемых в данной системе счисления. Система счисления Основание Алфавит цифр Десятичная 10 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 Двоичная 2 0,1 Восьмеричная 8 0,1,2,3,4,5,6,7 Шестнадцатеричная 16 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,А(10), В(11), С(12), D (13), E(14). F (15)

Слайд 5

Позиционные и непозиционные системы Системы счисления делятся на 2 группы: 1) позиционные 2) непозиционные Система счисления, в которой при записи числа каждая цифра имеет позицию (вес) называется позиционной. Система счисления, в которой при записи числа каждая цифра не имеет позицию (вес), а число образуется при сложении и вычитании значений специальных знаков, называется непозиционной

Слайд 6

Римская непозиционная система счисления. I(1), V(5), X(10), L(50), C(100), D(500),M(1000). ХХХ(30) – цифра Х встречается трижды. 2001: ММ I = 1000+1000+1; 1998: МСМХС VIII = 1000+(1000 - 10 0 )+(100-10)+5+1+1+1 .

Слайд 7

Десятичная система счисления Изобретение десятичной системы счисления относится к главным достижениям человеческой мысли (наряду с алфавитным письмом). Без нее вряд ли могла существо­вать, а тем более возникнуть современная техника. Современные изображения цифр - простая стилизация древних арабских цифр. Историки считают, что арабским цифрам в их первоначальном варианте было придано значение в строгом соответствии с числом углов, которые образуют фигуры.

Слайд 8

Позиционные системы счисления . 555 сотни десятки единицы Развернутая форма числа 555: 555 10 =5*10 2 +5*10 1 +5*10 0 .

Слайд 9

Представление чисел Число в десятичной системе счисления можно представить в следующем виде : 237 10 = 200 + 3 0+7 =2*10 2 +3*10 1 +7*10 0

Слайд 10

В десятичной системе счисления любое число может быть представ -лено в виде суммы: А 10 =а 1 *10 0 +а 2 *10 1 +а 3 *10 2 +…+а n *10 n-1 где а1,а3,….а n – коэффициенты в соответствующих разрядах десятичного числа; 10- ОСНОВАНИЕ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ

Слайд 11

Двенадцатиричная система счисления Для по­вседневного счета была бы удобнее двенадцатиричная система (в ней хорошо записывается треть и четверть). Были придуманы названия для дополнительных цифр и для круглых чисел дюжина - 12 шт., грос - 12 дюжин. Но на двенадцатиричную систему люди ни перешли, чтобы не переучиваться.

Слайд 12

Представление числа в произвольной системе счисления В системе счисления с произвольным основанием любое число может быть представлено как сумма произведений коэффициентов в разрядах на соответствующие степени основания системы счисления g . А g =а 1 * g 0 +а 2 * g 1 +а 3 * g 2 +…+а n * g n-1

Слайд 13

Представление информации в ЭВМ Язык компьютера –это язык чисел, причем чисел необычных (десятичных), а двоичных, алфавит которых состоит всего из двух цифр: 0 и 1.

Слайд 14

Почему люди пользуются десятичной системой, а компьютеры — двоичной? компьютеры используют двоичную систему потому, что она имеет ряд преимуществ перед другими системами: для ее реализации нужны технические устройства с двумя устойчивыми состояниями (есть ток — нет тока, намагничен — не намагничен и т.п.), а не, например, с десятью, — как в десятичной; представление информации посредством только двух состояний надежно и помехоустойчиво ; возможно применение аппарата булевой алгебры для выполнения логических преобразований информации; двоичная арифметика намного проще десятичной. Недостаток двоичной системы — быстрый рост числа разрядов , необходимых для записи чисел.

Слайд 15

Двоичная система счисления ДСС намного старше ЭВМ. Двоичным счислением люди интересуются давно. Особенно сильным это увлечение было с конца 18 до19 века. Немецкий математик Г.В. Лейбниц считал двоичную систему простой, удобной и красивой. П редставлени е чисел в этой СС. А 2 =а0*2 0 +а1*2 1 +а2*2 2 +…+а n *2 n-1 ( g=2 )

Слайд 16

Перевод чисел из десятичной СС в двоичную Существуют 2 способа перевода чисел из десятичной СС в двоичную: а) метод последовательного деления б) метод последовательного вычитания. Первый метод используется при переводе относительно малых чисел, второй- при переводе очень больших чисел

Слайд 17

Метод последовательного деления . Для перевода чисел из десятичной СС в двоичную используют следующее правило: 1) разделить число на 2. Зафиксировать частное и остаток (0 или1); 2) если частное не=0, то разделить его на 2 и т.д. если частное =0, то записать все полученные остатки от деления по направлению справа-снизу—влево-вверх.

Слайд 18

Пример Перевести из десятичной системы счисления в двоичную методом последовательного деления число 19. 19 | 2 18 9 | 2 8 4 | 2 4 2 | 2 2 1| 2 0 0 0 0 1 1 1 19 9 4 2 1 0 частное 1 1 0 0 1 остаток Деление столбиком удобно заменить таблицей, где в верхней строке записываются частные от деления нацело на 2, а в нижней остатки отделения . Остатки от деления записываются справа налево 19 10 =10011 2

Слайд 19

Метод последовательного вычитания. Для перевода чисел из 10-ой системы счисления в 2-ую методом вычитания нужно многократно повторить одну и ту же операцию: 1. в таблице степеней 2-ки найти максимальную степень, по величине не превышающую переводимое число; 2. найти разность, если она не равна 0, повторить все, начиная с п.1.

Слайд 20

Таблица степеней числа 2 N 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2 n 2 0 2 1 2 2 2 3 2 4 2 5 2 6 2 7 2 8 2 9 2 10 1 2 4 8 16 32 64 128 256 512 1024

Слайд 21

Пример Перевести из десятичной системы счисления в двоичную методом последовательного вычитания число 1245. 1245 - 1024 2 10 221 128 2 7 93 - 64 2 6 29 - 16 2 4 13 - 8 2 3 5 - 4 2 2 1 2 0 Результат вычислений 1245 10 = 10011011101 2 Заполняем таблицу результата: если соответствующая степень числа 2 использована в разложении, ставим коэффициент 1, иначе -0 Степени 2 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 коэффи циенты 1 0 0 1 1 0 1 1 1 0 1

Слайд 22

Домашняя работа 1. Переведите в двоичную запись десятичные числа: а) 7; б) 5 ; в ) 254 ; и) 513; к) 999. Проделайте эту операцию двумя способами: используя правило деления на 2 и при помощи таблицы весовых значений. 2. Двоичное число записано в виде многочлена: а) 1x2 5 + 0x2 4 +1х2 3 +0x2 2 +1x2. 6) 1х2 6 + 1х2 3 + 1x2 2 + 1x2+ 1x2 0 ; в) 1х2 7 +1 x 2 5 + 1 x 2 4 + 1x2. Какой вид имеет его двоичная запись?



Предварительный просмотр:

Урок 2

Двоичная система счисления

Действия над числами в двоичной системе счисления.

Перевод чисел из двоичной СС в десятичную.

Цель урока: 

  • познакомить учащихся с операциями над двоичными числами,

            с правилом перевода чисел из двоичной системы счисления  в десятичную.

 

План урока:

  1. Тест по теме «Информация, системы счисления» (10 мин.)
  2. Действия над числами в двоичной системе счисления.
  3. Перевод чисел из двоичной системы счисления  в десятичную.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения данной темы учащиеся должны

знать:

  • операции над двоичными числами;
  • правило перевода чисел из двоичной системы счисления  в десятичную;

уметь: 

  • выполнять операции над дв. числами;
  • переводить числа из двоичной системы счисления  в десятичную.

Арифметические операции в двоичной системе счисления

Примеры.  Произведите сложение двоичных чисел.

а) 111+101                в)110001+1011101

б) 1001+111                г) 1101+110

Пример. Выполнить вычитание двоичных чисел:

а)111-101                       в) 11011-1110

б) 10001-100                 г)  11011-1010

Перевод чисел из двоичной системы счисления

в 10-ную.

В двоичной  системе счисления любое число можно представить в виде:

Рассмотрим пример.

     11001 2=1*24+1*23+0*22+0*21+1*20=16+8+1=2510

И так  для того, чтобы перевести число из двоичной системы счисления нужно представить число в виде суммы произведений коэффициентов на степень числа 2

Пример.

1) Перевести двоичные числа в 10-ную  систему счисления  :

101, 1001, 1100, 10111, 11011, 10101, 1000

Практическая работа

1. Двоичное число записано в виде многочлена:

  1. 1*24+0*23+1*22+*21+1*20
  2. 1*26+1*23+1*20
  3. 1*27+1*24+0*23

Какой вид имеет его десятичная запись?

2. Докажите тождество:

а) 510= 1012

б) 1011112=4710

в) 63610=10011111002

  1. Выполнить сложение

а) 1010+10                        в) 10001+111

б) 111+101                      г)   10101+100

  1. Выполнить вычитание:

а) 1111-101                в)1000-1

б)1010-11                         г) 1001-111

  1. Можно ли сказать, что записанные числа в двоичной форме равны между собой:

а) 00101101 и 101101

б) 111011101 и 101110111

в) 10101100 и 10101000


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Урок 3

Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.

Цель урока: 

  • познакомить учащихся  с 8-ной и 16-ной системами счисления, способами перевода чисел из 2-ной системы счисления в 8-ную и 16-ную и наоборот.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания

Устный опрос:

а) правило перевода из 10-ной в 2-ную систему счисления;

б) правило перевода из 2-ной в 10-ную систему счисления;

в) арифметические операции в 2-ной системе счисления.

  1. Восьмеричная система счисления
  2. Шестнадцатеричная система счисления

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения темы учащиеся должны

знать:

  • перевод из 10-й системы счисления в 8-ную и 16-ную;
  • перевод из 2-ной в 8-ную и 16-ную системы счисления   и наоборот;
  • количество используемых знаков для записи чисел в данных систем счисления;

уметь: переводить числа из одной системы счисления в другую.

Перевод чисел в 8-ную и 16-ную СС

Основной недостаток двоичных чисел - высокая избыточность обрабатываемых чисел, громоздкость записи. Поэтому в современных ПК помимо 2-ной системы счисления применяют и другие, более компактные по длине чисел системы: 8-ную и 16-ную.

Перевод из десятичной в восьмиричную

Пример. Записать 31710 и 192210 в 8-ной системе счисления.

  31710   =                                                 192210  =    

В 8-ной системе счисления используются цифры от 0 до 7. Запишем таблицу представления 8-ных цифр в 2-ной системе счисления.

8-ная система счисления

2 –ная система счисления

0

000

1

001

2

010

3

011

4

100

5

101

6

110

7

111

Т.о. каждая цифра 8-ной записи представлена трехразрядным 2-м числом (триадой).

Чтобы представить 2-ное число в 8-ной системе счисления необходимо:

Аналогичен переход из 8-ной записи числа к 2-ной, т.е. каждую цифру 8-ной записи следует заменить ее двоичным представлением из таблицы.

Пример. 1) записать 23710 в 8-ной системе счисления;

                2) представить 10101102 в 8-ной системе счисления

               3) 32678 представить в 2-ной системе счисления.

Самостоятельно перевести из:  1010110111 2      ?8, 

                                                                     15310     ?8, 

                                                                   50328      ?2.

Шестнадцатеричная система счисления.

Назначение 16-ной системе счисления аналогично 8-ной: компактная запись двоичных чисел и команд.

В этой системе счисления для записи чисел используются цифры от0 до15: качестве первых 10-ти используются цифры от 0 до 9; для обозначения остальных 6-ти цифр (10, 11,12, 13,14, 15) используются буквы латинского алфавита : A, B, C, D, E, F.

10-яСС

16-я СС

2 -яСС

10 -яСС

16-яСС

2-я СС

0

0

0000

8

8

1000

1

1

0001

9

9

1001

2

2

0010

10

А

1010

3

3

0011

11

В

1011

4

4

0100

12

С

1100

5

5

0101

13

D

1101

6

6

0110

14

E

1110

7

7

0111

15

F

1111

Переход из 2-ной СС в 16-ную осуществляется по следующему правилу:

Для перехода от 16-й системы счисления к 2-ной правило выполнить в обратном порядке.

Примеры: 1) перевести 1510 в 16-ную систему счисления;

                  2) представить 1111101101012 в 16-ную;

                  3) представить 6С16 в 2-ной системе счисления;

                  4) 16710=?  16          1F16=?        

Дома: конспект,

       1) перевести из10-ной СС в 8-ную числа

  1. 98

            2) перевести из 2-ной в 8-ную и 16-ную систему счисления:

                  111001101010                   100000100111

            3) перевести из 8-ной в 2-ную систему счисления:

  1. 1053

             4) перевести из 16-ной в 2-ную систему счисления:

                    D017                   7F045

 Индивидуальное задание:

Разработать четверичную систему счисления по следующему алгоритму:

  1. Форма представления числа в четверичной системе счисления
  2. Основание системы
  3. Перевод 10->4  (метод последовательного деления)
  4.  Перевод  из 4->10. Примеры.
  5. Перевод  из 4->2. Примеры.
  6. Перевод  из 2->4. Примеры.
  7. Перевод  из 4->8. Примеры.
  8. Перевод  из 8->4. Примеры.
  9. Перевод  из 4->16. Примеры.
  10. Перевод  из 16->4. Примеры.
  11. Арифметические операции в четверичной системе счисления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-закрепление по теме: "Системы счисления. Перевод целых чисел из одной позиционной системы счисления в другую"

Целью данного урока является закрепление учащимися 8-го класса умений по переводу целых чисел из одной системы счисления в другую. В ходе урока учащиеся работают в группах по 2-3 человека. Самос...

Системы счисления. Основные понятия. Двоичная система счисления

Мультимедийная презентация содержит основные понятия по теме "Системы счисленя". Двоичная система счисления представлена в презентации по следующей схеме: основание, узловые и алгоритмические числа, п...

Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.

Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.На уроке раскрывается понятие «Системы счисления», рассматриваются примеры систем счисления, а также ...

Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления.

План-конспект урока с использованием ЭОР "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления"....

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...

«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...