Открытый урок. Тема: Кодирование информации (5 класс)
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) по теме
Презентация + конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Otkrytyy_urok_po_informatike.doc | 66.5 КБ |
prezentaciya.ppt | 914.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: "Кодирование информации".
5-й класс
ЦЕЛИ УРОКА:
- знакомство учащихся с многообразием окружающих человека кодов и ролью кодирования информации;
- формирование навыков декодирования зашифрованной информации и умений применять свои знания на практике;
- развитие познавательного интереса учащихся к предмету
ТИП УРОКА: комбинированный
ТСО И НАГЛЯДНОСТЬ:
- проектор, экран
- презентация «Кодирование информации»
- раздаточный материал «Кодовые таблицы»
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент.
Сообщение темы, целей урока.
(см. Презентация)
2. Актуализация знаний.
Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы с Вами повторим материал, изученный на прошлом уроке.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ: (см. Презентация, слайд 2)
- Что такое информация? /Информация - это сведения об окружающем нас мире (всё что нас окружает)/.
- Какие действия человек совершает с информацией? /Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации./
(см. Презентация, слайд 3)
- Как человек хранит информацию? /Хранение информации в уме - собственная (внутренняя информация) - оперативная память; внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества./
- Какие современные носители информации вам известны? /Магнитные и лазерные диски, флеш-карты - обладают большой ёмкостью, надёжны и компактны. Винчестер (жёсткий диск)/
(см. Презентация, слайд 4)
Ребята, посмотрите на слайд. Это наскальный рисунок древних людей. Как вы думаете, что они хотели сообщить этим рисунком? (Охоту, направление где находятся животные, запретный знак)
Но мы не можем точно утверждать, что именно нам хотели передать эти люди. Информация осталась засекреченной, так как древние люди не дожили до наших времен.
3. Изучение новой темы.
И действительно, история кодирования информации начинается в доисторической эпохе, когда первобытный человек выбивал в скале незамысловатые образы известных ему объектов окружающего мира.
Информация может поступать от передатчика к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим, в виде жеста, слова, движения, другого условного знака (мои жесты на уроке).
Для того чтобы произошла передача информации, приёмник должен не только принять сигнал но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника - человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок - кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок - сообщает учащимся о долгожданной перемене.
Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.
(см. Презентация, слайд 5)
Ребята, давайте запишем определения, что такое код, кодирование.
Код - это система условных знаков для представления информации.
Кодирование - формирование представления информации с помощью некоторого кода. (или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки).
Обратное преобразование называется декодированием.
Ребята, запишите себе в тетрадь, что:
Декодирование - это процесс восстановления содержания закодированной информации.
Способ кодирования зависит от цели, ради которой осуществляется.
(см. Презентация, слайд 6)
Существует три основных способа кодирования информации:
- Графический - с помощью рисунков или значков;
- Числовой - с помощью чисел;
- Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст.
Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так
- числовая информация кодируется арабскими, римскими цифрами. (часы в классе)
- для общения мы используем код - русский язык, в Англии - английский и т.д. (см. Презентация, слайд 7)
- с помощью нотных знаков кодируется любое музыкальное произведение правила дорожного движения закодированы с помощью дорожных знаков (см. Презентация, слайд 8)
- код используется для оценки ваших знаний в школе ("5" отлично и т.д.), вы пишите что-то в тетради - на самом деле вы кодируете информации с помощью специальных символов, эти символы - буквы.
- свой код (почтовый индекс) имеет каждый населённый пункт. (см. Презентация, слайд 9)
Людьми были придуманы специальные коды, к ним относятся: Азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука.
(см. Презентация, слайд 10) В середине 19 века французский педагог Луи Брайль придумал специальный шрифт для слепых. Буквы этого шрифта выдавливались на листках плотной бумаги. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, люди учатся различать буквы и могут читать специальные книги.
(см. Презентация, слайд 11) Характерной особенностью азбуки Морзе является переменная длина кода разных букв, поэтому код Морзе называют неравномерным кодом.
Буквы, которые встречаются в тексте чаще, имеют более короткий код, чем редкие буквы. Это сделано для того, чтобы сократить длину всего сообщения. Но из-за переменной длины кода букв возникает проблема отделения букв друг от друга в тексте. Поэтому для разделения приходится использовать паузу (пропуск). Следовательно, телеграфный алфавит Морзе является троичным, т.к. в нем используются три знака: точка, тире, пропуск.
(см. Презентация, слайд 12) Двоичное кодирование - это перевод десятичных чисел в двоичную систему счисления. Вся информация, поступающая в компьютер (винчестер) кодируется числами 1 и 0, это может быть картинка, буквы, числа, так поступающую информацию видит компьютер.
(см. Презентация, слайд 13)
Закрепление новой темы.
Ребята, сейчас мы с вами выполним практические задания для закрепления. Послушайте условия выполнения работы:
Вы разделитесь на две команды.
Придумайте и запишите название команды.
Выберите капитана команды.
У вас на столах лежат карточки, которые помогут вам выполнить предложенные задания.
(см. Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)
На выполнение задания дается определённое время, если выполняется раньше - команда получает 1 балл. Напоминаю: соблюдать тишину и ТБ в компьютерном классе!
(см. Презентация, слайд 14, 15)
Задание №1 "Расшифровать следующие записи, используя таблицу азбуки Морзе"
(закодированное слово в столбик)
(см. Презентация, слайд 16)
ФИЗМИНУТКА
(см. Презентация, слайд 17)
Задание №2 "Заменить буквы её порядковым номером в алфавите: Аa 1, Б 2, В 3, :, Я 33"
(см. Презентация, слайд 18)
Задание №3 "Закодировать текст используя код Цезаря (на 1 букву вперёд)"
(см. Презентация, слайд 19)
Следующее задание будет для капитанов и для каждой из команд. Пока ваши катитаны выполняют задания по карточкам все остальные садятся за компьютеры и выполняют практическую работу по декодированию информации. Декодировав информацию мы узнаем, какие слова команда скажет своему капитану!
Конкурс капитанов "Декодирование слов по номерам букв"
(см. Презентация, слайд 20)
Подведение итогов - команда победитель.
5. Итог урока
Наш урок подходит к концу. Давайте проанализируем, что мы с вами сегодня успели сделать (ответы учеников)
- повторили материал пройденный на прошлом уроке;
- изучили новый материал - кодирование информации;
- закрепили новый материал на практике.
За активную работу на уроке получают оценки: ___________
(см. Презентация, слайд 21)
6. Домашнее задание
Параграф 1.6; Р/т № 14-19, стр. 17-23
ЛИТЕРАТУРА.
- Босова Л.Л. "Информатика: Учебник для 5 класса", Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2007г., 1.6, стр.25-28.
- Босова Л.Л. "Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие, Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2007г., стр. 106-110.
- Босова Л.Л. "Рабочая тетрадь по информатике 5 класс", Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2006г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по математике 6 класс ВиленкинН.Я.Тема урока :"Делители и кратные" Первый урок из трех по программе.
Повторение материала по теме:"Действия над десятичными дробями".Первичный контроль качества знаний и качества обученности по остаточным знаниям за курс 5 класса. Материал урока содержит за...
Разработка «Открытого» урока географии в 6 классе (по программе, не реализующей ФГОС) Тема: «Закрепление изученного материала по теме «Путешественники 13-16 в.в.., продолжение изучения путешествий в период 17-18 в.в. »
Аннотация: урок – путешествие. Заранее класс делится на 5 групп, выбирается капитан. В игровой форме учащиеся закрепляют знания по теме в ходе работы с документальным текстом, изображениям...
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....
Открытый урок географии в 5 классе Тема урока «Открытия русских путешественников»
Формирование представлений учащимися о роли русских путешественников в освоении и изучении территории Земли...
Открытый урок в 10 б классе по теме «Формирование умений описывать фотографии как элемент подготовки к аспекту «Говорение» ЕГЭ по теме «Мой семейный альбом»».
laquo;Формирование умений описывать фотографии как элемент подготовки к аспекту «Говорение» ЕГЭ по теме «Мой семейный альбом»»....
Тема открытого урока по информатике 8 класс по теме: Операторы ввода-вывода, оператор присваивания.
План и презентация открытого урока по информатике 8 класс по теме: Операторы ввода-вывода, оператор присваивания....
Открытый урок в 8 «А» классе Тема урока: « Обособление определений и приложений. Урок-практикум». (2 урока)
Открытый урок в 8 «А» классеТема урока: « Обособление определений и приложений. Урок-практикум». (2 урока)...