Презентация и конспект урока 7_2.7 «Вычислительные таблицы» Босова Л.Л.
методическая разработка по информатике и икт (7 класс) на тему

Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.

Цель работы: систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке; расширить  представления  учащихся  о  табличных  информационных моделях; закрепить представление о табличном способе решения логических задач; закрепить навыки создания таблиц; сформировать  представление  о  вычислительных  таблицах; сформировать  умения выполнения простейших вычислений в таблицах.

При  объяснении  нового  материала  можно  использовать  презентацию 7_2.7 «Вычислительные таблицы».

В презентации представлены решения логических задач с применением таблиц из домашнего задания, примеры вычислительных таблиц. В ходе урока выполняется задание 1 практической работы № 7

Представленный урок служит продолжением уроков 7_5.2.1 "Табличные информационные модели", 7_2.5.2 «Простые таблицы», 7_2.5.3 «Сложные таблицы» и 7_2.6 «Табличное решение логических задач».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_2.7.rar261.06 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель информатики МОУ «СОШ №20» Поспелова Г. В. г. Новомосковск Тульская область

Тема «Вычислительные таблицы»

7 класс (УМК Л.Л. Босовой)

Цели урока:

  1. систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
  2. расширить  представления  учащихся  о  табличных  информационных моделях;
  3. закрепить представление о табличном способе решения логических задач;
  4. закрепить навыки создания таблиц;
  5. сформировать  представление  о  вычислительных  таблицах;  
  6. сформировать  умения выполнения простейших вычислений в таблицах.

Задачи: 

Образовательные:

  1. закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, табличных информационных моделях;
  2. изучить способы заполнения, построение и выполнения вычислений в таблицах;
  3. сформировать навыки самостоятельной работы;
  4. систематизация полученных знаний.

Развивающие:

  1. развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели,

Воспитательные:

  1. воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к Информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля, развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.

Вид урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений  и навыков.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа.

Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.

Оборудование:  

  1. ноутбуки;
  2. комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);
  3. презентация 7_2.7 «Вычислительные таблицы».

Основные понятия:

  1. информационная модель,
  2. табличная информационная модель,
  3. вычислительная таблица.

Ход урока

1) Актуализация  и проверка усвоения изученного материала

1. На прошлом уроке мы говорили о табличном решении логических задач. Обсуждаются вопросы:

  1. Какие преимущества обеспечивают табличные модели по сравнению со словесным описанием?
  2. Какие классы логических задач удобно решать с помощью таблиц?
  3. Приведите пример двух классов, объекты которых находятся в отношении взаимно однозначного соответствия.

Далее  выполняется  визуальная  проверка  и  обсуждение  результатов  выполнения домашнего задания: Задания №2 и № 3 (с.74) (Слайды 5, 7 и 9 могут быть выведены на интерактивную доску для заполнения таблиц учениками. На Слайдах 6 и 8 приведено решение заданий 2 и 3).

2) Объяснение нового материала: Вычислительные таблицы. § 2.7.

Вычислительными будем называть такие таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы.  

Вычислительная таблица может содержать итоговую строку (графу). Итоговая строка (графа) имеет заголовок «Итого» или «Всего».

В ячейках итоговой строки (графы) размещают суммы чисел из соответствующих граф (строк). Важно, чтобы эти суммы имели смысл. (Слайд 10).

Пример 1:

Товар

Цена, руб.

Количество

Стоимость

Тетрадь, 12 л., клетка

3

10

30

Тетрадь, 12 л., линейка, косая

2,5

10

25

Альбом для рисования, 8 л.

5

4

20

Карандаши цветные «Зарница», 6 шт.

20

1

20

Авторучка

5

6

30

Карандаш простой

1

6

6

Цветная бумага, 8 цв.

12

2

24

Итого:

39

155

Эта таблица относится к типу ОС. Значения в графе «стоимость» вычислены по формуле: цена х количество. (Слайд 11).

Пример 2:

Собираясь на пляж, весёлые человечки решили запастись прохладительными напитками.

Незнайка взял с собой 2 литра кваса, 1 л газировки и 1 л малинового сиропа, Пончик - 3 л газировки и 2 л малинового сиропа, Торопыжка - 2 л газировки,        доктор Пилюлькин - 1 л кваса и 1 л касторки.

Сколько литров напитков каждого вида взяли все человечки вместе?

Сколько всего литров напитков взял с собой каждый из человечков?

Сколько всего литров напитков взяли все человечки вместе?

Представим имеющуюся информацию о парах объектов классов «человечек» - «напиток» в таблице типа ООО. В этом случае свойством пары объектов будет количество (в литрах) напитка, запасённого человечком.  (Слайд 12).

Напиток

Человечки

Незнайка

Пончик

Торопыжка

Пилюлькин

Всего

Квас, л

2

0

0

1

3

Газировка, л

1

3

2

0

6

Сироп, л

1

2

0

0

3

Касторка, л

0

0

0

1

1

Итого:

4

5

2

2

13

Пример 3:

Известно, что 1 литр кваса в Цветочном городе стоит 1 монету, 1 л газировки – 3 монеты, 1 л малинового сиропа – 6 монет, 1 л касторки – 2 монеты.

Сколько монет истратил на покупку напитков каждый человечек?

Сколько монет затрачено на покупку напитков каждого вида?

Сколько потрачено денег всеми человечками вместе?

Появилось дополнительное свойство «цена», которое характеризует не пару объектов, а относится к одному объекту этой пары. Можно построить таблицу типа ОСО.  (Слайд 13).

Напиток

Цена, мон

Незнайка

Пончик

Торопыжкин

Пилюлькин

Всего

Кол-во, л

Ст-ть мон

Кол-во, л

Ст-ть мон

Кол-во, л

Ст-ть мон

Кол-во, л

Ст-ть мон

Кол-во, л

Ст-ть мон

Квас, л

1

2

2

0

0

0

0

1

1

3

3

Газировка, л

3

1

3

3

9

2

6

0

0

6

18

Сироп, л

6

1

6

2

12

0

0

0

0

3

18

Касторка, л

2

0

0

0

0

0

0

1

2

1

2

Итого:

4

11

5

21

2

6

2

3

13

41

Самое главное:

Вычислительными будем называть такие таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы.

 Вычислительная таблица может содержать итоговую строку (графу). Итоговая строка (графа) имеет заголовок «Итого» или «Всего».

В ячейках итоговой строки (графы) размещают суммы чисел из соответствующих граф (строк). Важно, чтобы эти суммы имели смысл. (Слайд 14).

3) Физкультминутка.

  1. Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.

  2. Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.
  3. Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока.
  4. Продолжительность 1-2 минуты.

(Проводится электронная физкультминутка для глаз.)

4) Практическая работа.

В практической  части урока ученики  закрепляют  навыки  построения таблиц и выполнения вычислений  в текстовом редакторе Word. Выполняется Задание 1 Практической работы 7.

Задание 1. Клумбы

С помощью таблицы решим следующую задачу.

На  школьном  дворе  разбивают  5  клумб  треугольной  формы.  Первая  клумба представляет  собой  равносторонний  треугольник  со  сторонами  5,  5  и  7  метров.  Вторая клумба  имеет форму прямоугольного треугольника, еѐ стороны 3, 4 и 5 метров. Стороны третьей  клумбы  равны  4,  3  и  3  метра.  Четвертная  клумба  представляет  собой равносторонний  треугольник,  длина  стороны  которого  равна  4  метрам.  Стороны  пятой клумбы равны 7, 5 и 7 метров.

Сколько провода нужно для обозначения границ каждой из этих клумб?

Хватит ли 50 м провода, чтобы  обозначить на земле границы  всех клумб?  (Слайд 15).

Составляется таблица и в неё заносятся данные из условия задачи.

Клумба

Размеры

Сторона 1, м

Сторона 1, м

Сторона 1, м

Периметр, м

1

5

5

7

2

3

4

5

3

4

3

3

4

4

4

4

5

7

5

7

Итого:

Выполняются п.п. 3,  4 и 5 задания 1 практической работы 7. (Слайды 16 и 17).

5) Подведение итогов, выставление оценок.

Оценки выставить всем ученикам за работу на уроке и выполнение практической работы.

При подведении итогов отметить все ли получилось, какие трудности встречались в процессе работы? Достигнута ли цель урока?

6)  Домашнее задание

§2.7 (стр. 75 - 78); ПР № 7 (№2) (с.186) в тетради.

7) Рефлексия (Слайд 20)

У каждого ученика на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, нужно оставить на столе учителя одну из них:

  1. Зеленая - Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось на уроке.
  2. Желтая - Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.
  3. Красная - Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, к ответам на уроке я не был готов.

Литература

  1. Информатика и ИКТ : учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2009. - 229 с.:ил.- ISBN : 978-5-9963-0092-1..
  2. Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока 6_2.3.2 «Как образуются понятия» (Босова Л.Л)

Урок предназначен для учеников 6-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: познакомить с основными логическими приёмами формирования понятия.Объяснение нового материала и его закре...

Презентация и конспект урока 7_2.4 «Математические модели» (Босова Л. Л.)

Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой. Цель работы:расширить  представления  учащихся  о  знаковых  информационных модел...

Презентация и конспект урока 5_1.7 «Способы кодирования информации» Л. Л. Босова

Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы:наглядно объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования.Во время урока рассматриваются многооб...

Презентация и конспект урока 5_1.9 «Текст как форма представления информации» Л. Л. Босова

Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: углубить представления учащихся о формах представления информации;  акцентировать внимание учащихся ...

Презентация и конспект урока 7_2.5.2 «Простые таблицы» Босова Л.Л.

Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой. Цель работы: расширить  представления  учащихся  о  табличных  информационных моделях, ...

Презентация и конспект урока 7_2.5.3 «Сложные таблицы» Босова Л.Л.

Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой. Цель работы: расширить  и  систематизировать  представления  учащихся  о  табличны...

Презентация и конспект урока «Способы кодирования информации» Л. Л. Босова 5 класс.

Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы:наглядно объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования.Во время урока рассматриваются многооб...