Презентация и конспект урока 7_2.4 «Математические модели» (Босова Л. Л.)
методическая разработка по информатике и икт (7 класс) на тему
Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.
Цель работы:расширить представления учащихся о знаковых информационных моделях; продемонстрировать применение математики к реальной жизни.
Объяснение нового материала и его закрепление сопровождается демонстрацией презентации 7_2.4 «Математические модели»
При проведении урока приводятся примеры моделей, построенные с использованием математических понятий и формул. Показан процесс трансформации словесной модели в модель математическую.
На слайдах демонстрируются соответствующие преобразования. Даются задания на составление математических моделей жизненных ситуаций и выводятся алгоритмы составления математических моделей представленных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_2.4__Matematicheskie_modeli.rar | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Поспелова Галина Васильевна. МОУ «СОШ №20» г. Новомосковск Тульской области.
Учитель информатики. Конспект и презентация урока. 2011 год.
Тема «Математические модели»
7 класс (УМК Л.Л. Босовой)
Цели урока:
- систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
- расширить представления учащихся о знаковых информационных моделях;
- дополнить и обобщить представления учащихся о математических моделях.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, видах информационных моделей, математических моделях;
- систематизация полученных знаний.
Развивающие:
- развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.
Воспитательные:
- воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к Информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.
Вид урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа.
Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.
Оборудование:
- Комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);
- Презентация 7_2.4 «Математические модели».
Основные понятия:
- модель,
- информационная модель,
- знаковая информационная модель,
- математическая модель.
Ход урока
1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала
- Обсуждаются вопросы:
• Что такое модель?
• Что такое моделирование?
• Какие модели называют натурными?
• Какие модели называют информационными?
• Какие существуют виды информационных моделей?
• Какие информационные модели наиболее распространены в общении?
• В каких случаях вместо текстовых описаний лучше использовать списки
(нумерованные, маркированные, многоуровневые)?
• Почему естественный язык не всегда пригоден для создания информационных
моделей?
2. Ученики отвечают на вопросы учителя:
1. Модели, включающие набор свойств, содержащий всю необходимую информацию об исследуемом объекте, называют… (информационные)
2. Объект, который используется в качестве “заместителя” другого объекта с определенной целью (модель)
3. Описание предмета, рассказ о явлении, событии – это … модели (словесные)
4. Кукла, плюшевый медвежонок, глобус – это…. модели (натурные)
5. Формула площади прямоугольника, текст – это … модели (знаковые)
6. Рисунки, фотографии – это … модели (образные)
7. Карта, график, таблица, схема – это … модели (смешанные)
8. Процесс создания и использования моделей (моделирование)
2) Объяснение нового материала: Математические модели. § 2.4.
(Сопровождается показом презентации 7_2.4_Математические модели»)
Основным языком информационного моделирования в науке является язык математики.
Модели, построенные с использованием математических понятий и формул, называются математическими моделями. Метод моделирования дает возможность применять математический аппарат к решению практических задач. Понятия числа, геометрической фигуры, уравнения, являются примерами математических моделей.
К методу математического моделирования в учебном процессе приходится прибегать при решении любой задачи с практическим содержанием. Чтобы решить такую задачу математическими средствами, ее необходимо вначале перевести на язык математики (построить математическую модель). (Слайды 2-5)
Рассмотрим примеры приведения решения конкретной задачи к математической модели.
Слайды 6: Нужно определить площадь поверхности стола.
Слайды 7 и 8: Через иллюминатор затонувшего корабля требуется вытащить сундук с драгоценностями.
Слайд 9: Вычислить количество краски для покрытия пола в спортивном зале.
Слайд 10: Через первую трубу бассейн наполняется за 30 часов, через вторую трубу – за 20 часов. За сколько часов бассейн наполнится через две трубы?
Слайд 11: На шоссе расположены пункты А и В, удалённые друг от друга на 20 км. Мотоциклист выехал из пункта В в направлении, противоположном А со скоростью 50 км/ч.
Составим математическую модель, описывающую положение мотоциклиста относительно пункта А через t часов.
Вот так обычно применяется математика к реальной жизни.
3) Физкультминутка.
Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.
- Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.
- Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока.
- Продолжительность 1-2 минуты.
(Проводится физкультминутка для глаз.)
4) Практическая работа.
Составить математические модели для ситуаций: (Слайд 12.)
1). У Миши x марок, а у Андрея в полтора раз больше. Если Миша отдаст Андрею 8 марок, то у Андрея станет марок вдвое больше, чем останется у Миши.
2). Во втором цехе работают x человек, в первом – в 4 раза больше, чем во втором, а в третьем - на 50 человек больше, чем во втором. Всего в трех цехах завода работают 470 человек.
3). Первое число равно x, а второе на 2,5 больше первого. Известно, что 1/5 первого числа равна 1/4 второго.
Ученики самостоятельно составляют математические модели, а затем выполняется проверка решения (Слайд 12).
1) Математической моделью решения этой задачи являются следующие зависимости между исходными данными и результатом: было у Миши х марок; у Андрея 1,5х. Стало у Миши х-8, у Андрея 1,5х+8. По условию задачи 1,5х+8=2(х-8).
2) Математической моделью решения этой задачи являются следующие зависимости между исходными данными и результатом: во втором цехе работают x человек, в первом – 4х, а в третьем - х+50. По условию х+4х+х+50=470.
3) Математической моделью решения этой задачи являются следующие зависимости между исходными данными и результатом: первое число х; второе х+2,5. По условию задачи х/5=(х+2,5)/4.
Математические модели бывают не только алгебраические (в виде равенства с переменными, как в разобранных выше примерах), но и в другом виде: табличные, графические и другие. (Слайд 13).
5) Домашнее задание
2) § 2.4 (стр. 54-58); №№ 1, 2, 3, 4 (стр. 57) в тетради (Слайд 14)
6) Рефлексия
У каждого ученика на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, нужно оставить на столе учителя одну из них:
- Зеленая - Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось на уроке.
- Желтая - Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.
- Красная - Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, к ответам на уроке я не был готов.
Литература
- Информатика и ИКТ : учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 229 с.:ил.- ISBN : 978-5-9963-0092-1..
- Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.
Материал размещен на сайтах:
http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98657190
http://jgk.ucoz.ru/load/matematicheskie_modeli/8-1-0-222
http://www.uchportal.ru/load/17-1-0-13308
http://metodisty.ru/m/files/view/7_2-4__matematicheskie_modeli
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока 6_2.3.2 «Как образуются понятия» (Босова Л.Л)
Урок предназначен для учеников 6-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: познакомить с основными логическими приёмами формирования понятия.Объяснение нового материала и его закре...
Презентация и конспект урока 5_1.7 «Способы кодирования информации» Л. Л. Босова
Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы:наглядно объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования.Во время урока рассматриваются многооб...
Презентация и конспект урока 7_2.3 «Словесные информационные модели» Босова Л.Л.
Данная разработка предназначена для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы:сформировать представления учащихся о словесных информационных моделях.В презентации рассмат...
Презентация и конспект урока 7_2.5.1 «Табличные информационные модели» Босова Л.Л.
Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой. Цель работы: упорядочить имеющиеся представления учащихся о табличных информационн...
Презентация и конспект урока 7_2.7 «Вычислительные таблицы» Босова Л.Л.
Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке; расширить представ...
Презентация и конспект урока «Способы кодирования информации» Л. Л. Босова 5 класс.
Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы:наглядно объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования.Во время урока рассматриваются многооб...
Конспект урока: « Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций»
Цель урока: совершенствовать и систематизировать знания о математической модели, полученные обучающимися в 7 классе. В ходе урока ученики поделятся своими ассоциациями со словосочетанием "рациона...
Комментарии
Презентация и конспект урока 7_2.4 «Математические модели» (Босо