Презентация и конспект урока 5_1.7 «Способы кодирования информации» Л. Л. Босова
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) по теме
Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.
Цель работы:наглядно объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования.
Во время урока рассматриваются многообразные формы представления информации: разговорные языки, язык мимики и жестов, рисунков и чертежей, научные языки, языки искусства, специальные языки. Подчеркнуто, что за многообразием форм представления информации скрыто три основных способа кодирования: графический, числовой и символьный.
Урок сопровождается демонстрацией презентации 5_1.7_«Формы представления информации». Данная презентация помогает ученикам легко усвоить тему урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_1.7.rar | 2.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Учитель информатики МОУ «СОШ №20» Поспелова Г. В. г. Новомосковск Тульская область
Класс 5. УМК Л. Л. Босовой
Тема: «Способы кодирования информации»
Цели урока:
- систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
- объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования;
- развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.
Задачи:
Обучающая:
- повторение и обобщение темы «кодирование информации»
- стимулирование интереса к теме.
Развивающая:
- развитие логического мышления, памяти, внимательности;
- развитие навыков индивидуальной практической деятельности.
Воспитывающая:
- формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.
Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний
Тип урока: комбинированный
Технология: личностно-ориентированная
Метод: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.
Оборудование:
- Комплекс мультимедиа (ПК, интерактивная доска, проектор)
- Презентация «Формы представления информации»
Основные понятия:
- код;
- кодирование;
- графический способ кодирования;
- числовой способ кодирования;
- символьный способ кодирования.
Ход урока
1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала:
Ученики отвечают на вопросы УЧ: §1.6 №1 - №4 с.28.
- Что вы понимаете под кодированием информации? [Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.]
- С какой целью люди кодируют информацию? [Сокращение записи, засекречивание (шифровка), удобство обработки и др.]
- Что можно назвать кодом? [Код – это система условных знаков для представления информации.]
- Ребус – это слово или фраза, закодированные с помощью комбинации фигур, букв и знаков. Попробуйте декодировать сообщение, т.е. разгадать следующий ребус:
Ответ: компьютер.
- Составьте ребус для одного из следующих слов: информация, кодирование, хранение, передача, обработка. [Визуальная проверка выполнения задания.]
Визуальная проверка выполнения заданий РТ: №14 - №19 с.16-23 с последующим обсуждением вариантов их выполнения.
Ответы
Сфера применения кода | Используемые знаки |
Запись арифметических выражений | Цифры, знаки арифметических операций, скобки и др., например: +, ·, (), –, 25, :, = и др. |
Запись мелодий | Нотные знаки, например: |
Запись звуков речи | Буквы алфавита, например: А, Б, В, Г, Д и др. |
Оформление календаря природы | Знаки, например: |
Управление движением транспорта | Дорожные знаки, например: |
- 1) КАМБУЗ; 2) КУБРИК; 3) СКЛЯНКИ; 4) ШВАРТОВЫ; 5)ЯКОРЬ.
- ТОЛЬКО СМЕЛЫМ ПОКОРЯЮТСЯ МОРЯ
- 1) МЕЧТА; 2) НАДВИГАЕТСЯ ШТОРМ; 3) СЧАСТЛИВОГО ПЛАВАНИЯ.
- 1) ВИНЧЕСТЕР; 2) ДЖОЙСТИК; 3) ДИСКЕТА; 4) ДИСКОВОД; 5) КЛАВИАТУРА; 6) МОДЕМ; 7) МОНИТОР; 8) МЫШЬ; 9) ПРИНТЕР; 10) СКАНЕР.
2) Объяснение нового материала: Формы представления информации. §1.7.
- Подчеркнуть, что за видимым многообразием форм представления информации скрыто три основных способов кодирования информации: графический, числовой и символьный. Выбор способа кодирования зависит от цели кодирования.
Одну и ту же информацию можно представить разными кодами, т.е. в разных формах. (Демонстрация презентации «Формы представления информации»).
Формы представления (способы кодирования) информации:
– разговорные языки (более 2000);
– язык мимики и жестов;
– язык рисунков и чертежей;
– научные языки (математики, программирования);
– языки искусства (музыка, живопись, скульптура);
– специальные языки (азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука).
Выбор форм представления (способа кодирования) зависит от цели, ради которой оно осуществляется.
Цели: сокращение записи; засекречивание (шифровка); удобство обработки и др.
Способы кодирования информации:
1) графический (с помощью рисунков, значков, схем, чертежей, графиков);
2) числовой (с помощью чисел);
3) символьный (с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст).
Кодирование – переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки.
Декодирование – действия по восстановлению первоначальной формы представления информации.
Для декодирования нужен код.
3) Физминутка
Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.
- Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.
- Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока.
- Продолжительность 1-2 минуты.
4) Закрепление изученного материала.
Ученики отвечают на вопросы УЧ: §1.7 №3 - №6 с.30.
- Выразите словами смысл следующего арифметического выражения:
Вариант ответа: если сумму чисел "один", "два", "три", "четыре" и "пять" разделить на разность чисел "десять" и "семь", то получится число "пять".
Вариант ответа: частное от деления суммы первых пяти натуральных чисел на разность чисел "десять" и "семь" равно "пяти".
- Мальчик заменил каждую букву своего имени её номером в алфавите. Получилось 18 21 19 13 1 15. Как зовут мальчика?
Ответ: Руслан.
- Зная, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после неё буквой в алфавите русского языка, который считается записанным по кругу, декодируйте следующие сообщения:
а) жуцёг льл, г ргмжиыя – дзузёл;
б) фхгуюм жуцё оцъыз рсеюш жецш.
Ответ:
а) Друга ищи, а найдёшь – береги;
б) Старый друг лучше новых двух.
- Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, второе – номер строки следующей кодовой таблицы:
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | к | л | м | н | о | ь | ъ | ы | э | ю | я | <пробел> |
2 | п | р | с | т | у | ф | х | ч | ц | ш | щ | , |
3 | а | б | в | г | д | е | ё | ж | з | и | й | . |
Пользуясь данной таблицей, расшифруйте головоломку: (1,1), (2,2), (1,3), (3,2), (10,3), (3,3), (12,1), (4,2), (5,1), (4,2), (12,2), (12,1), (1,1), (4,2), (5,1), (12,1), (1,1), (2,2), (1,3), (3,2), (10,3), (3,3), (5,1), (12,1), (1,2), (5,1), (3,2), (4,2), (5,2), (1,2), (1,3), (6,3), (4,2), (12,3).
Ответ: Красив тот, кто красиво поступает.
5) Домашнее задание:
§1.7 (стр.29 – 30), вопросы.
РТ: №31, №32, №33 (с.30.)
Литература
- Информатика и ИКТ : учебник для 5 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 192 с.:ил.- ISBN : 978-5-94774-835-2.
- Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. - 5-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 87 с.: ил.
- Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.
- http://www.zaitseva-irina.ru/html/f1221748096.html Конспект урока
- http://www.zaitseva-irina.ru/html/f1221748096.html Конспект урока
Материал размещен на сайтах: http://videouroki.net; http://jgk.ucoz.ru, http://www.it-n.ru, http://www.uchportal.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока 5_1.9 «Текст как форма представления информации» Л. Л. Босова
Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: углубить представления учащихся о формах представления информации; акцентировать внимание учащихся ...
Презентация и конспект урока «Способы кодирования информации» Л. Л. Босова 5 класс.
Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы:наглядно объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования.Во время урока рассматриваются многооб...
Конспект урока по информатике на тему "Кодирование информации"
Конспект урока информатики в 5 классе на тему "Кодирование информации" с использованием авторских цифровых образовательных ресурсов...
Технологическая карта урока "В мире кодов.Способы кодирования информации"
Представлена разработка урока в виде технологической карты для 5 класса....
Конспект урока в«Способы кодирование информации» 5 класс (ФГОС).
Урок по информатике в 5 классе «Кодирование информациии»....
Конспект урока в«Способы кодирование информации» 5 класс (ФГОС)
Способы кодирования информации, 5 класс...
Конспект урока на тему: "Способы кодирования информации"
Цель данного урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Способы кодирования информации», сформировать у них понимание процесса кодирования. Состав...