Презентация и конспект урока 7_2.5.2 «Простые таблицы» Босова Л.Л.
методическая разработка по информатике и икт (7 класс) по теме

Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.

 Цель работы: расширить  представления  учащихся  о  табличных  информационных моделях, закрепить навыки создания таблиц.

При  объяснении  нового  материала  можно  использовать  презентацию 7_2.5.2 «Простые таблицы».

В презентации представлены порядок построения и примеры создания простых таблиц типа ОС (объекты-свойства) и ООО (объекты – объекты - один).

В  практической  части  урока  ученики  закрепляют  навыки  построения  таблиц, выполняя задания 3 и 4 Работы 6.

В презентацию включена работа Галкиной И. А. учителя начальных классов МОУ «Водоватовская СОШ» Арзамасского района, Нижегородской области по проведению зарядки для глаз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_2.5.2_Prostye_tablicy.rar762.78 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель информатики МОУ «СОШ №20» Поспелова Г. В. г. Новомосковск Тульская область

Тема «Простые таблицы»

7 класс (УМК Л.Л. Босовой)

Цели урока:

  1. систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
  2. расширить  представления  учащихся  о  знаковых  информационных моделях;  
  3. расширить  представления  учащихся  о  табличных  информационных моделях, закрепить навыки создания таблиц.

Задачи:

Образовательные:

  1. закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, видах информационных моделей, математических моделях, табличных информационных моделях; 
  2. систематизация полученных знаний.

Развивающие:

  1. развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.

Воспитательные:

  1. воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к Информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.

Вид урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений  и навыков.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа.

Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.

Оборудование:  

  1. Ноутбуки;
  2. Комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);
  3. Презентация 7_2.5.2 «Простые таблицы».

Основные понятия:

  1. модель,
  2. информационная модель,
  3. знаковая информационная модель,
  4. табличная информационная модель,
  5. простая таблица.

Ход урока

1) Актуализация  и проверка усвоения изученного материала

1. Обсуждаются вопросы:

  1. Какие  преимущества  обеспечивают  табличные  модели  по  сравнению  со словесным описанием? (Представляемая в таблицах информация наглядна, компактна и легко обозрима).
  2. Любое ли словесное описание можно заменить таблицей? (Нет. Описываемые объекты должны обладать одинаковыми наборами свойств. Нельзя заменить словесное описание природного явления, например грозы, таблицей)
  3. Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы сталкивались на уроках в школе. (История: хронологическая таблица. Математика: таблица умножения).
  4. Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы сталкивались в повседневной жизни.
  5. Каких правил следует придерживаться при составлении таблиц?
  6. Информация каких видов размещается в графах таблицы? Можно ли там размещать графические изображения? Приведите пример.

 2) Объяснение нового материала: Простые таблицы. § 2.5.2.

(Сопровождается показом презентации 7_2.5.2_ «Простые таблицы»)

Напомнить, что для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из столбцов и строк. Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима.

Объект – это то, о чем идет речь.

Класс объектов – множество объектов, объединенных какими- то общими свойствами.

Свойства – характеристики, признаки объекта.

Отметить, что условно все множество таблиц можно разделить на простые и сложные. Простые таблицы в свою очередь можно разделить на два типа:

Простые таблицы

ОС

объекты-свойства

ООО

объекты-объекты-один

Таблица ОС – это таблица, в которой рассматриваются объекты, принадлежащие одному классу.

Название класса объектов

Название свойств

Названия объектов

Значение свойств

Порядок построения таблиц ОС:

  1. Выделить объекты и свойства.
  2. Назвать класс объектов.
  3. Вписать названия объектов и их свойств.
  4. Вписать значения свойств.

Количество строк в таблице зависит от количества имеющихся объектов, а количество граф – от количества рассматриваемых свойств.

Общий вид таблиц типа ОС (объекты-свойства):

Имя класса объектов

Имя свойства 1

Имя свойства 2

Имя объекта 1

Имя объекта 2

Значение свойства объекта

Таблица 1 «Домашняя библиотека»

АВТОР

НАЗВАНИЕ

ГОД ИЗДАНИЯ

ЖАНР

А. Пушкин

«Сказка о царе Салтане»

1985

Поэтическая сказка

А. Беляев

«Человек - амфибия»

1990

Фантастика

Л. Толстой

«Война и мир»

1972

Трагедия

  1. В таблице идет речь о классе объектов – о книгах домашней библиотеки
  2. Свойства – автор, название, год издания, жанр

Таблица 2. Города Золотого кольца России

Город

Год основания

Основатель

Достопримечательность

Владимир

1108

Князь Владимир Мономах

Церковь Покрова на Нерли

Суздаль

1024

?

Кремль

Кострома

1152

Князь Юрий Долгорукий

Ипатьев Троицкий монастырь

Переславль –

Залесский

Князь Юрий Долгорукий

Плещеево озеро

Гусь -Хрустальный

1756

Орловский купец Аким Мальцов

Первая в России хрустальная фабрика

  1. Объект – город
  2. Свойства – год основания, основатель, достопримечательность.

Если в таблице типа ОС свойств больше, чем объектов, то ее можно «повернуть набок» - строки превратить в графы, а графы – в строки:

Таблица 3. Города Золотого кольца России

Характеристика города

Название города

Владимир

Кострома

Переславль-Залесский

Гусь-Хрустальный

Год основания

1108

1152

1152

1756

Основатель

Князь Владимир Мономах

Князь Юрий Долгорукий

Князь Юрий Долгорукий

Орловский купец Аким Мальцов

Достопримечательность 1

Церковь покрова на Нерли

Ипатьев Троицкий Монастырь

Горицкий монастырь

Гусевский хрустальный завод

Достопримечательность 2

Дмитровский собор

Торговые ряды

Плещеево озеро

Музей хрусталя имени Мальцовых

Достопримечательность 3

Золотые ворота

Памятник Ивану Сусанину

Синий камень

Озеро на речке Гусь

Расстояние от Москвы, км

96

326

127

251

Таблицы типа ООО: «объекты – объекты - один»

Таблица ООО – это таблица, которая описывает пары объектов и только одно свойство.

Название класса  первых объектов

Название класса вторых объектов

Название вторых объектов

Название первых объектов

Значение свойств

Порядок построения таблиц ООО:

  1. Выделить объекты и свойства.
  2. Назвать класс первых и вторых объектов.
  3. Вписать названия первых и вторых объектов.
  4. Вписать значения свойств в ячейки.

Таблица типа «объекты – объекты – один» - это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.

В этой таблице заголовок имеет сложную (двухъярусную) структуру.

Общий вид таблиц типа ООО «объекты –объекты - один»:

Имя первого класса объектов

Имя второго класса объектов

Имя 1-го объекта второго класса

Имя 2-го объекта второго класса

 …

Имя 1-го объекта первого класса

 

Имя 2-го объекта первого класса

Значение свойства пары объектов

 

Таблица 4 «Годовые оценки»

ФАМИЛИЯ

ПРЕДМЕТ

Русский язык

Литература

Математика

Иванов Петя

4

5

4

Петров Андрей

4

4

3

Сидоров Иван

5

5

4

  1. Класс первых объектов – ученики (фамилии).
  2. Класс вторых объектов – предмет.
  3. Первые объекты – Иванов Петя, Петров Андрей, Сидоров Ваня, Андреев Коля.
  4. Вторые объекты – русский язык, литература, математика.
  5. Свойства – оценки.

Таблица типа ООО может быть «повернута на бок» - строки превращены в графы, а графы – в строки:        

Таблица 5. «Годовые оценки»

ПРЕДМЕТ

ФАМИЛИЯ

Иванов Петя

Петров Андрей

Сидоров Иван

Русский язык

4

4

5

Литература

5

4

5

Математика

4

3

4

3) Физкультминутка.

  1. Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.

  2. Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.
  3. Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока.
  4. Продолжительность 1-2 минуты.

(Проводится электронная физкультминутка для глаз.)

4) Практическая работа.

В  практической  части  урока  ученики  закрепляют  навыки  построения  таблиц.  При выполнении  задания  №3. Таблица типа ОС. Золотое кольцо России  работы  №6  они  вынуждены  искать  необходимую  информацию  в нескольких имеющихся таблицах. При наличии времени ученики выполняют задание №4. Таблица типа ООО. Прогноз успеваемости.

5)  Домашнее задание

§ 2.5 (стр. 60 - 64); Ответы на вопросы №№ 7, 8, 9 (стр. 70)

6) Рефлексия

У каждого ученика на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, нужно оставить на столе учителя одну из них:

  1. Зеленая - Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось на уроке.
  2. Желтая - Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.
  3. Красная - Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, к ответам на уроке я не был готов.

Литература

  1. Информатика и ИКТ : учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2009. - 229 с.:ил.- ISBN : 978-5-9963-0092-1..
  2. Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока 6_2.3.2 «Как образуются понятия» (Босова Л.Л)

Урок предназначен для учеников 6-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: познакомить с основными логическими приёмами формирования понятия.Объяснение нового материала и его закре...

Презентация и конспект урока 7_2.4 «Математические модели» (Босова Л. Л.)

Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой. Цель работы:расширить  представления  учащихся  о  знаковых  информационных модел...

Презентация и конспект урока 5_1.7 «Способы кодирования информации» Л. Л. Босова

Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы:наглядно объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования.Во время урока рассматриваются многооб...

Презентация и конспект урока 5_1.9 «Текст как форма представления информации» Л. Л. Босова

Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: углубить представления учащихся о формах представления информации;  акцентировать внимание учащихся ...

Презентация и конспект урока 7_2.3 «Словесные информационные модели» Босова Л.Л.

Данная разработка предназначена для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы:сформировать представления учащихся о словесных информационных моделях.В презентации рассмат...

Презентация и конспект урока 7_2.5.3 «Сложные таблицы» Босова Л.Л.

Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой. Цель работы: расширить  и  систематизировать  представления  учащихся  о  табличны...

Презентация и конспект урока 7_2.7 «Вычислительные таблицы» Босова Л.Л.

Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке; расширить  представ...


 

Комментарии

Очень хорошие разработки уроков. Удачно созданные презентации к каждому уроку! Спасибо Вам за разработки! Меня они не только очень выручили, но и дали такой импульс в голове, подтолкнули на новые идеи и даже на создание своего мини-сайта. Ещё раз спасибо Вам Огромное, Галина Васильевна!