Презентация и конспект урока 7_2.5.2 «Простые таблицы» Босова Л.Л.
методическая разработка по информатике и икт (7 класс) по теме
Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.
Цель работы: расширить представления учащихся о табличных информационных моделях, закрепить навыки создания таблиц.
При объяснении нового материала можно использовать презентацию 7_2.5.2 «Простые таблицы».
В презентации представлены порядок построения и примеры создания простых таблиц типа ОС (объекты-свойства) и ООО (объекты – объекты - один).
В практической части урока ученики закрепляют навыки построения таблиц, выполняя задания 3 и 4 Работы 6.
В презентацию включена работа Галкиной И. А. учителя начальных классов МОУ «Водоватовская СОШ» Арзамасского района, Нижегородской области по проведению зарядки для глаз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_2.5.2_Prostye_tablicy.rar | 762.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель информатики МОУ «СОШ №20» Поспелова Г. В. г. Новомосковск Тульская область
Тема «Простые таблицы»
7 класс (УМК Л.Л. Босовой)
Цели урока:
- систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
- расширить представления учащихся о знаковых информационных моделях;
- расширить представления учащихся о табличных информационных моделях, закрепить навыки создания таблиц.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, видах информационных моделей, математических моделях, табличных информационных моделях;
- систематизация полученных знаний.
Развивающие:
- развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.
Воспитательные:
- воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к Информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.
Вид урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа.
Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.
Оборудование:
- Ноутбуки;
- Комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);
- Презентация 7_2.5.2 «Простые таблицы».
Основные понятия:
- модель,
- информационная модель,
- знаковая информационная модель,
- табличная информационная модель,
- простая таблица.
Ход урока
1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала
1. Обсуждаются вопросы:
- Какие преимущества обеспечивают табличные модели по сравнению со словесным описанием? (Представляемая в таблицах информация наглядна, компактна и легко обозрима).
- Любое ли словесное описание можно заменить таблицей? (Нет. Описываемые объекты должны обладать одинаковыми наборами свойств. Нельзя заменить словесное описание природного явления, например грозы, таблицей)
- Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы сталкивались на уроках в школе. (История: хронологическая таблица. Математика: таблица умножения).
- Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы сталкивались в повседневной жизни.
- Каких правил следует придерживаться при составлении таблиц?
- Информация каких видов размещается в графах таблицы? Можно ли там размещать графические изображения? Приведите пример.
2) Объяснение нового материала: Простые таблицы. § 2.5.2.
(Сопровождается показом презентации 7_2.5.2_ «Простые таблицы»)
Напомнить, что для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из столбцов и строк. Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима.
Объект – это то, о чем идет речь.
Класс объектов – множество объектов, объединенных какими- то общими свойствами.
Свойства – характеристики, признаки объекта.
Отметить, что условно все множество таблиц можно разделить на простые и сложные. Простые таблицы в свою очередь можно разделить на два типа:
Простые таблицы
ОС
объекты-свойства
ООО
объекты-объекты-один
Таблица ОС – это таблица, в которой рассматриваются объекты, принадлежащие одному классу.
Название класса объектов | Название свойств |
Названия объектов | Значение свойств |
Порядок построения таблиц ОС:
- Выделить объекты и свойства.
- Назвать класс объектов.
- Вписать названия объектов и их свойств.
- Вписать значения свойств.
Количество строк в таблице зависит от количества имеющихся объектов, а количество граф – от количества рассматриваемых свойств.
Общий вид таблиц типа ОС (объекты-свойства):
Имя класса объектов | Имя свойства 1 | Имя свойства 2 | … |
Имя объекта 1 | |||
Имя объекта 2 | Значение свойства объекта |
Таблица 1 «Домашняя библиотека»
АВТОР | НАЗВАНИЕ | ГОД ИЗДАНИЯ | ЖАНР |
А. Пушкин | «Сказка о царе Салтане» | 1985 | Поэтическая сказка |
А. Беляев | «Человек - амфибия» | 1990 | Фантастика |
Л. Толстой | «Война и мир» | 1972 | Трагедия |
- В таблице идет речь о классе объектов – о книгах домашней библиотеки
- Свойства – автор, название, год издания, жанр
Таблица 2. Города Золотого кольца России
Город | Год основания | Основатель | Достопримечательность |
Владимир | 1108 | Князь Владимир Мономах | Церковь Покрова на Нерли |
Суздаль | 1024 | ? | Кремль |
Кострома | 1152 | Князь Юрий Долгорукий | Ипатьев Троицкий монастырь |
Переславль – Залесский | Князь Юрий Долгорукий | Плещеево озеро | |
Гусь -Хрустальный | 1756 | Орловский купец Аким Мальцов | Первая в России хрустальная фабрика |
- Объект – город
- Свойства – год основания, основатель, достопримечательность.
Если в таблице типа ОС свойств больше, чем объектов, то ее можно «повернуть набок» - строки превратить в графы, а графы – в строки:
Таблица 3. Города Золотого кольца России
Характеристика города | Название города | |||
Владимир | Кострома | Переславль-Залесский | Гусь-Хрустальный | |
Год основания | 1108 | 1152 | 1152 | 1756 |
Основатель | Князь Владимир Мономах | Князь Юрий Долгорукий | Князь Юрий Долгорукий | Орловский купец Аким Мальцов |
Достопримечательность 1 | Церковь покрова на Нерли | Ипатьев Троицкий Монастырь | Горицкий монастырь | Гусевский хрустальный завод |
Достопримечательность 2 | Дмитровский собор | Торговые ряды | Плещеево озеро | Музей хрусталя имени Мальцовых |
Достопримечательность 3 | Золотые ворота | Памятник Ивану Сусанину | Синий камень | Озеро на речке Гусь |
Расстояние от Москвы, км | 96 | 326 | 127 | 251 |
Таблицы типа ООО: «объекты – объекты - один»
Таблица ООО – это таблица, которая описывает пары объектов и только одно свойство.
Название класса первых объектов | Название класса вторых объектов |
Название вторых объектов | |
Название первых объектов | Значение свойств |
Порядок построения таблиц ООО:
- Выделить объекты и свойства.
- Назвать класс первых и вторых объектов.
- Вписать названия первых и вторых объектов.
- Вписать значения свойств в ячейки.
Таблица типа «объекты – объекты – один» - это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.
В этой таблице заголовок имеет сложную (двухъярусную) структуру.
Общий вид таблиц типа ООО «объекты –объекты - один»:
Имя первого класса объектов | Имя второго класса объектов | ||
Имя 1-го объекта второго класса | Имя 2-го объекта второго класса | … | |
Имя 1-го объекта первого класса |
| ||
Имя 2-го объекта первого класса | Значение свойства пары объектов |
|
Таблица 4 «Годовые оценки»
ФАМИЛИЯ | ПРЕДМЕТ | ||
Русский язык | Литература | Математика | |
Иванов Петя | 4 | 5 | 4 |
Петров Андрей | 4 | 4 | 3 |
Сидоров Иван | 5 | 5 | 4 |
- Класс первых объектов – ученики (фамилии).
- Класс вторых объектов – предмет.
- Первые объекты – Иванов Петя, Петров Андрей, Сидоров Ваня, Андреев Коля.
- Вторые объекты – русский язык, литература, математика.
- Свойства – оценки.
Таблица типа ООО может быть «повернута на бок» - строки превращены в графы, а графы – в строки:
Таблица 5. «Годовые оценки»
ПРЕДМЕТ | ФАМИЛИЯ | ||
Иванов Петя | Петров Андрей | Сидоров Иван | |
Русский язык | 4 | 4 | 5 |
Литература | 5 | 4 | 5 |
Математика | 4 | 3 | 4 |
3) Физкультминутка.
Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.
- Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.
- Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока.
- Продолжительность 1-2 минуты.
(Проводится электронная физкультминутка для глаз.)
4) Практическая работа.
В практической части урока ученики закрепляют навыки построения таблиц. При выполнении задания №3. Таблица типа ОС. Золотое кольцо России работы №6 они вынуждены искать необходимую информацию в нескольких имеющихся таблицах. При наличии времени ученики выполняют задание №4. Таблица типа ООО. Прогноз успеваемости.
5) Домашнее задание
§ 2.5 (стр. 60 - 64); Ответы на вопросы №№ 7, 8, 9 (стр. 70)
6) Рефлексия
У каждого ученика на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, нужно оставить на столе учителя одну из них:
- Зеленая - Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось на уроке.
- Желтая - Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.
- Красная - Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, к ответам на уроке я не был готов.
Литература
- Информатика и ИКТ : учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 229 с.:ил.- ISBN : 978-5-9963-0092-1..
- Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока 6_2.3.2 «Как образуются понятия» (Босова Л.Л)
Урок предназначен для учеников 6-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: познакомить с основными логическими приёмами формирования понятия.Объяснение нового материала и его закре...
Презентация и конспект урока 7_2.4 «Математические модели» (Босова Л. Л.)
Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой. Цель работы:расширить представления учащихся о знаковых информационных модел...
Презентация и конспект урока 5_1.7 «Способы кодирования информации» Л. Л. Босова
Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы:наглядно объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования.Во время урока рассматриваются многооб...
Презентация и конспект урока 5_1.9 «Текст как форма представления информации» Л. Л. Босова
Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: углубить представления учащихся о формах представления информации; акцентировать внимание учащихся ...
Презентация и конспект урока 7_2.3 «Словесные информационные модели» Босова Л.Л.
Данная разработка предназначена для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы:сформировать представления учащихся о словесных информационных моделях.В презентации рассмат...
Презентация и конспект урока 7_2.5.3 «Сложные таблицы» Босова Л.Л.
Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой. Цель работы: расширить и систематизировать представления учащихся о табличны...
Презентация и конспект урока 7_2.7 «Вычислительные таблицы» Босова Л.Л.
Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке; расширить представ...
Комментарии
Очень хорошие разработки