Тема урока: «Информация – Компьютер - Информатика»
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) на тему

Тюникова Е.А

Второй урок по теме: «Информация – Компьютер - Информатика»
 5 класс
 Конспект урока и презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тюникова Е.А., учитель информатики и ИКТ                2.09.09г.. 5 класс

Урок №2

Тема урока: «Информация – Компьютер - Информатика»

Изучение нового материала

Цели урока:

- дать представление о предмете изучения;

- познакомить учащихся с устройствами компьютера;

- сформировать представление о требованиях безопасности и гигиены при работе за компьютером.

Термины

Информация, данные, информатика, компьютер, процессор, память, оперативная память, жёсткий диск, монитор, клавиатура, аппаратное обеспечение.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя

  1. Письменная работа

Записать правила по Т.Б:

1 вариант: Во время работы следует,

2 вариант: Строго запрещается.

Дети записывают в тетради  свой вариант

  1. Объяснение нового материала

Каждый день вы узнаёте что-то новое, чего вы не знали раньше, т.е. получаете новую информацию. (Это знания, которые получаете в школе, это сведения, которые черпаете из книг, это новости, которые слышите по радио или от людей, с которыми общаетесь).

Информация – это сведения об окружающем нас мире.

Первичную информацию об окружающем нас мире люди и живые существа получают через органы зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.

Больше всего информации мы получаем с помощью органов зрения: глазами мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки, различаем цвет, форму, размеры и расположение предметов. Но можно ли полностью доверять своим органам чувств?

Взгляните на рисунки. (Презентация: «Зрительные иллюзии»)

Для получения более точной информации в дополнение к органам чувств человек издавна использует различные устройства и приборы: линейку, транспортир, термометр, барометр, весы, компас, телескоп, микроскоп и т.д. Полученную информацию человек может представить в виде записей, изображений, звуков и т.д.

Числовая информация

Количественные характеристики объектов окружающего мира – возраст, вес, рост человека, численность населения и т.д

12 – число, записанное арабскими цифрами,

XII – число, записанное римскими цифрами, 00001100 – представление числа в памяти компьютера.

Текстовая информация

Всё, что напечатано или написано на любом из существующих языков.

Книга – русский язык.

Book – английский язык.

И т.д.

Графическая информация

Рисунки, картинки, чертежи, схемы, карты, фотографии и т.д

Звуковая Информация

Всё, что мы слышим, человеческая речь, музыка, пение птиц, шелест листвы, сигналы машин и т.д

Видеоинформация

Последовательности изображений – фильмы, мультфильмы и тд

     

С давних времён люди стремились облегчить свой труд. Они придумали подъёмный кран, автомобиль, самолёт и множество других машин, механизмов и приспособлений, усиливающих их физические возможности.

Скажите, ребята, где сегодня используются компьютеры?

Информацию, представленную в форме, пригодной для хранения, передачи и обработки компьютером, называют данными.

Изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации занимается наука информатика

Из каких же основных устройств состоит компьютер?

Провести аналогию между функциями органов человека и функциями устройств компьютера П.Т.: №4 стр.56

Органы человека

Информационный процесс

Устройства компьютера

Органы чувств

Приём (ввод информации)

Мозг

Хранение информации

Мозг

Обработка информации

Органы речи и опорно-двигательной системы

Передача (вывод информации)

Домашнее задание:

Учебник: §1.1, 2.1 (стр.7, стр.63)

П.Т.: №1, №2 (стр.3)

Р.Т.: стр.11 №4, 5.



Подписи к слайдам:


ЗРИТЕЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ

ОПТИЧЕСКИЕ ОБМАНЫ

Москва, 2006 г. 1

Л.Л. Босова, УМК по информатике для 5-7 классов

Зрительная иллюзия –
не соответствующее действительности представление видимого явления или предмета из-за особенностей строения
нашего зрительного аппарата

Москва, 2006 г. 2

ВИДЫ ИЛЛЮЗИЙ

Невозможные объекты

Зрительные искажения

Иллюзии восприятия размера

Цвет и контраст

Кажущиеся фигуры

Восприятие глубины

Перевертыши

Двойственные образы

Распознавание образов

Фигура и фон

Движение

Москва, 2006 г. 3

НЕВОЗМОЖНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК

Москва, 2006 г. 4

НЕВОЗМОЖНАЯ СТУПЕНЬКА

Москва, 2006 г. 5

ПАРАЛЛЕЛЬНЫ ЛИ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ЛИНИИ?

Москва, 2006 г. 6

СПИРАЛЬ ИЛИ ОКРУЖНОСТИ?

Москва, 2006 г. 7

ПРЯМЫЕ ЛИ КРАСНЫЕ ЛИНИИ?

Москва, 2006 г. 8

ОДИНАКОВЫ ЛИ ЧЕРНЫЙ И БЕЛЫЙ КВАДРАТЫ?

Москва, 2006 г. 9

КАКОЙ ИЗ ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДОВ БОЛЬШЕ?

Москва, 2006 г. 10

ОДИНАКОВЫ ЛИ КРАСНЫЕ ОТРЕЗКИ?

Москва, 2006 г. 11

ЧЕРНАЯ ОКАНТОВКА

Москва, 2006 г. 12

ОТТЕНКИ КРАСНОГО

Москва, 2006 г. 13

СЕРЫЕ КВАДРАТИКИ НА ЦВЕТНОМ ФОНЕ

Москва, 2006 г. 14

НЕСУЩЕСТВУЮЩИЙ ТРЕУГОЛЬНИК

Москва, 2006 г. 15

КВАДРАТ, КОТОРОГО НЕТ

Москва, 2006 г. 16

6 ИЛИ 7 КУБИКОВ?

Москва, 2006 г. 17

«СЫРНАЯ» ИЛЛЮЗИЯ

Москва, 2006 г. 18

КОРАБЛИК, НАРИСОВАННЫЙ НА АСФАЛЬТЕ

Москва, 2006 г. 19

ЛЕШИЙ ИЛИ БАБА ЯГА?

Москва, 2006 г. 20

ЛОШАДЬ ИЛИ ЛЯГУШКА?

Москва, 2006 г. 21

САДОВНИК ИЗ ОВОЩЕЙ

Москва, 2006 г. 22

МЫШКА ИЛИ КОТ?

Москва, 2006 г. 23

ЗАЯЦ ИЛИ УТКА?

Москва, 2006 г. 24

ЛИЦО ФАРАОНА

Москва, 2006 г. 25

ОЛЕНИ

Москва, 2006 г. 26

РЫБЫ ИЛИ КОРАБЛИ?

Москва, 2006 г. 27

ВАЗА ИЛИ ЛИЦА?

Москва, 2006 г. 28

ПЯТЬ ЛИЦ

Москва, 2006 г. 29

Москва, 2006 г. 1

ДВИЖЕНИЕ КОЛЕЦ

























Москва, 2006 г. 30

ФРАКТАЛЬНЫЙ ТУННЕЛЬ

Москва, 2006 г. 31

КРУГИ













Москва, 2006 г. 32

Числовая информация

Количественные характеристики объектов окружающего мира – возраст, вес, рост человека, численность населения и т.д

12 – число, записанное арабскими цифрами,

XII – число, записанное римскими цифрами, 00001100 – представление числа в памяти компьютера.

Текстовая информация

Всё, что напечатано или написано на любом из существующих языков.

Книга – русский язык.

Book – английский язык.

И т.д.

Графическая информация

Рисунки, картинки, чертежи, схемы, карты, фотографии и т.д

Звуковая Информация

Всё, что мы слышим, человеческая речь, музыка, пение птиц, шелест листвы, сигналы машин и т.д

Видеоинформация

Последовательности изображений – фильмы, мультфильмы и тд

Москва, 2006 г.

КОМПЬЮТЕР
НА СЛУЖБЕ У ЧЕЛОВЕКА

Л.Л. Босова, УМК по информатике для 5-7 классов

Машина должна работать, человек - думать.

Принцип IBM

Москва, 2006 г.

Вычислитель

Пишущая машинка

Делопроизводитель

Личный секретарь

Бухгалтер

Справочное бюро

Библиотекарь

Издатель

Переводчик

Почтальон

Художник

Мультипликатор

Конструктор

Модельер

Архитектор

Дизайнер

Композитор и музыкант

Врач

Учитель

Организатор досуга

«ПРОФЕССИИ» КОМПЬЮТЕРА

Москва, 2006 г.

ВЫЧИСЛИТЕЛЬ

Москва, 2006 г.

МАШИНИСТКА

Москва, 2006 г.

ЛИЧНЫЙ СЕКРЕТАРЬ

Москва, 2006 г.

ДЕЛОПРОИЗВОДИТЕЛЬ

Москва, 2006 г.

ПЕРЕВОДЧИК

Москва, 2006 г.

СПРАВОЧНОЕ БЮРО

Москва, 2006 г.

БУХГАЛТЕР

Москва, 2006 г.

ПОЧТАЛЬОН

Москва, 2006 г.

ХУДОЖНИК

Москва, 2006 г.

МОДЕЛЬЕР

Москва, 2006 г.

АРХИТЕКТОР

Москва, 2006 г.

ДИЗАЙНЕР

Москва, 2006 г.

МУЛЬТИПЛИКАТОР

Москва, 2006 г.

КОМПОЗИТОР и МУЗЫКАНТ

Москва, 2006 г.

БИБЛИОТЕКАРЬ

Москва, 2006 г.

УЧИТЕЛЬ

Москва, 2006 г.

ВРАЧ

АППАРАТ ДЛЯ УЛЬТРАЗВУКОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТОМОГРАФ

Москва, 2006 г.

ОРГАНИЗАТОР ДОСУГА

Органы человека

Информационный процесс

Устройства компьютера

Органы чувств

Приём (ввод информации)

Мозг

Хранение информации

Мозг

Обработка информации

Органы речи и опорно-двигательной системы

Передача (вывод информации)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по информатике для 8 класса на тему "Человек. Информация. Компьютер."

Обобщающий урок по информатике для 8 класса, который можно провести после изучения тем: Человек и информация. Первое знакомство с компьютером....

методическая разработка урока по дисциплине «Информатика и ИКТ» Тема урока: Архитектура компьютеров

В методической разработке излагается методика проведения занятия по информатике с  применением систем мультимедиа....

Урок информатики в 5 классе по теме "Информация - Компьютер - Информатика"

Разработка первого урока информатики в 5 классе по программе Босовой Л.Л. Учащиеся знакомятся с понятиями информация, ее виды, с правилами поведения в кабинете информатики....

Технологическая карта. 7 класс. Тема урока:"Персональный компьютер и его архитектура"

Технологическая карта. 7 класс. Тема урока:"Персональный компьютер и его архитектура"...

Тема урока «Информация. Единицы измерения информации».

Тип урока: урок открытия новых знаний. Цели урока:Личностные: развитие самостоятельности  мышления, познавательных интересов учащихся, креативность мышления, инициативу, находчивость, воспит...

Урок информатики по теме: "Информация — Компьютер — Информатика."

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ  И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ, УСТРОЙСТВО КОМПЬЮТЕРА....

Технологическая карта урока . Информация. Компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места на уроках технологии.

Цель занятия: Познакомить учащихся с основными правилами техники безопасности при работе в кабинете технологии. Систематизироватьпонятие – информация, виды информации....