Урок информатики в 5 классе по теме "Информация - Компьютер - Информатика"
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) по теме
Разработка первого урока информатики в 5 классе по программе Босовой Л.Л. Учащиеся знакомятся с понятиями информация, ее виды, с правилами поведения в кабинете информатики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
информатика, 5 класс | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок | 1 |
Дата |
Тема: Информация — Компьютер — Информатика.
Техника безопасности на уроках информатики и организация рабочего места.
Цели урока:
- образовательная: познакомить учащихся с предметом информатика, с техникой безопасности и правильной организацией рабочего места;
- развивающая: способствовать формированию навыков работы с учебником информатики, навыков ввода информации в компьютер с помощью клавиатуры;
- воспитательная: способствовать формированию мотивации к изучению информатики.
Основные понятия:
информация; информатика; компьютер.
Оборудование:
Плакат 1. Техника безопасности.
ЦОР: презентация «Техника безопасности и организация рабочего места»
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Объяснение нового материала
1) Правила техники безопасности и организации рабочего места: §2.2, плакат 1. (После знакомства с правилами учащиеся подписываются в журнале по ТБ в получении инструктажа.)
ТБ в кабинете информатики:
- входите в кабинет спокойно, осторожно, не торопясь, не толкаясь, не задевая мебель, оборудование и только с разрешения учителя;
- не входите в верхней и влажной одежде;
- не включайте самостоятельно щит электропитания.
ТБ перед началом работы:
- не размещайте на рабочем месте посторонние предметы;
- убедитесь в отсутствии видимых повреждений аппаратуры.
ТБ во время работы на ПК:
- чтобы не навредить здоровью выполняйте рекомендации: §2.2;
- включайте и перезагружайте ПК только с разрешения учителя;
- не трогайте питающие провода и разъёмы соединительных кабелей;
- не прикасайтесь к экрану и тыльной стороне монитора;
- работайте на клавиатуре чистыми, сухими руками;
- на клавиши нажимайте легко, не задерживая их в нажатом положении; не допускайте резких ударов по клавишам;
- не вставайте с рабочего места, когда входят в кабинет посетители;
- не перемещайтесь по кабинету без разрешения учителя;
- не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;
- при неполадках и сбоях в работе ПК немедленно прекратите работу и сообщите об этом учителю.
ТБ после окончания работы на ПК:
- выйдите из прикладных программ;
- с разрешения учителя выключите ПК;
- наведите порядок на рабочем столе;
- приставьте стул;
- сдайте рабочее место учителю.
2) Знакомство с учебником: с.6.
3) Объяснение нового материала: Информация. Информатика. Компьютер, §1.1, плакат 2.
Информация - это знания и сведения об окружающем нас мире.
Человек получает информацию с помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.
- Задание: №4 или №5 §1.1.
Задание №4 §1.1.
Заполните следующую таблицу:
Вид информации | Чувство | Орган |
Зрительная | Зрение | Глаза |
Звуковая | Слух | Уши |
Вкусовая | Вкус | Язык |
Обонятельная (запах) | Обоняние | Нос |
Осязательная (ощущение) | Осязание | Кожа |
Задание №5 §1.1.
Животные также получают информацию с помощью своих органов чувств, но значимость того или иного органа чувств для различных животных различна. Какое, по вашему мнению, чувство является самым главным и наиболее развитым у орла; волка; летучей мыши; дельфина; крота? (Соедините стрелками.)
Ответ: у орла наиболее развито зрение; у волка — обоняние; у летучей мыши — слух; у дельфина — слух; у крота — осязание.
- Рассказ об оптических иллюзиях, подчеркивающий несовершенство наших органов чувств, плакат 2.
Для получения более точной информации человек использует различные приборы и устройства: линейку, транспортир, термометр, барометр, весы, компас, телескоп, микроскоп и т.д.
Виды информации по форме представления (таблица): числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация.
Компьютер увеличивает возможности человека при работе с информацией: помогает хранить, обрабатывать и передавать информацию.
Данные - информация, представленная в форме, пригодной для хранения, передачи и обработки компьютером.
Информатика - наука, занимающаяся изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации с помощью компьютера.
- Рассказ (в общих чертах) об устройстве компьютера (провести аналогию между функциями органов человека и функциями устройств компьютера).
- Задание РТ: №4 с.56.
Задание РТ: №4 с.56.
Компьютер состоит из устройств, выполняющих некоторые функции мыслящего человека. Проведите аналогию между человеком и компьютером и заполните таблицу.
Органы человека | Информационный процесс | Устройства компьютера |
Органы чувств | Приём (ввод информации) | Клавиатура, мышь, сканер |
Мозг | Хранение информации | Память |
Мозг | Обработка информации | Процессор |
Органы речи и опрорно-двигательной системы | Передача (вывод информации) | Монитор, принтер |
4) Материал для любознательных: §3.10.
"Профессии" компьютера: вычислитель, пишущая машинка, издатель, переводчик, личный секретарь, художник, конструктор, модельер, архитектор, дизайнер, мультипликатор, композитор и музыкант, почтальон, справочное бюро, библиотекарь, бухгалтер, делопроизводитель, врач, учитель, игротека и т.д.
5) Домашнее задание:
§1.1, §2.2, §3.10, вопросы и задания после параграфов.
РТ: №1, №2 с.3; №4 с.56.
Подготовиться к тестированию по изученному материалу.
6) Компьютерный проект (творческая работа) по итогам обучения информатики в 5 классе (объявить, что лучшие работы будут представлены на выставке-конференции):
- текстовый документ в текстовом процессоре ("Чему я научился на уроках информатики" и др.);
- рисунок в графическом редакторе;
- комбинированный документ, созданный средствами текстового процессора и графического редактора;
- анимация на свободную тему;
- слайд-шоу;
- презентация и т.д.
7) Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. (Перед началом работы закрепить за учащимися рабочие места.)
Литература
- Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 - 11 классы. / Сост. И.Г. Семакин и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 380 с.
- Информатика: Учебник для 5 класса. Изд. 3-е, испр. / Л.Л. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 191 с.: ил.
- Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. - 4-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 87 с.: ил.
- Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок информатики 5 класс "Человек и компьютер"
Презентация урока по теме "Человек и компьютер" в 5 классе к учебнику Информатика (Начальный курс) 2-е издание под редакцией Н.В. Макаровой.С презентацией проще работать учителю на уроке. В основном и...
Урок-игра 10 класс "Знаешь ли ты информатику?"
Викторины и турниры для школьников разных классов для закрепления изученного материала в развлекательной форме....
Конспект открытого урока по информатике 7 класс Тема: «Устройство компьютера»
Цели урока:Образовательные:Продолжать формировать систему знаний. Базовые термины: информация, информационные процессы, компьютер.Обеспечить усвоение обучающимися знаний об устройстве ПК, об основных ...
Урок по информатике 6 класс "Путешествие в страну Информатику"
Урок по информатике 6 класс "Путешествие в страну Информатику"...
Презентация к уроку по информатике 6 класс "Путешествие в страну Информатику"
Презентация к уроку по информатике 6 класс "Путешествие в страну Информатику"...
Технологическая карта урока. Босова. Информатика . 5 класс. ФГОС. Управление компьютером.
Технологическая карта урока. Босова. Информатика . 5 класс. ФГОС.Урок 4. Управление компьютером.Цели урока:-актуализировать общие представления учащихся о про...
Информатика. 7 класс. Программное обеспечение компьютера
Презентация для урока открытия новых знаний по теме "Программное обеспечение компьютера" 7 класс...