Методика работы с планиметрической задачей
учебно-методический материал по геометрии
Методика работы с планиметрической задачей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_raboty_s_planimetricheskoy_zadachey_.pptx | 768.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Знания, необходимые при решении планиметрических задач Какие две прямые называются параллельными? Две прямые называются параллельными, если они лежат в одной плоскости и не пересекаются. Назовите свойства параллельных прямых. Если a || b , то а) накрест лежащие углы равны (1=3); б) соответственные углы равны (1=4); с) сумма односторонних углов равна 180 (2+3=180). * вертикальные углы равны ( 4 =3) Что еще мы знаем о параллельных прямых? Через любую точку, не лежащую на прямой, можно провести прямую, параллельную данной, и притом только одну . Все перпендикуляры ( KM , SN , HP ) к одной и той же прямой AB параллельны между собой. a b c 1 4 2 3 K M N S H P A B
Знания, необходимые при решении планиметрических задач 1-ый признак . Два треугольника подобны, если два угла одного треугольника соответственно равны двум углам другого. 2-ой признак . Два треугольника подобны, если две стороны одного треугольника пропорциональны двум сторонам другого, и углы, лежащие между ними, равны. 3-ий признак . Два треугольника подобны, если три стороны одного треугольника пропорциональны трем сторонам другого. Какие признаки подобия треугольников вы знаете?
Знания, необходимые при решении планиметрических задач Медиана разбивает треугольник на два равновеликих треугольника (т.е. на треугольники с одинаковой площадью ). Какой элемент треугольника изображен на рисунке? Что называется медианой треугольника? Медиана треугольника – отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны. Медиана A B C M По данным рисунка найдите площади треугольников AB М и BMC . Решение: h Как можно сформулировать свойство медианы, связанное с площадью?
Знания, необходимые при решении планиметрических задач Какой элемент треугольника изображен на рисунке? Что называется высотой треугольника? Высота Высотой треугольника, проведённой из данной вершины, называется перпендикуляр, опущенный из этой вершины на противоположную сторону или её продолжение. A B C M h По данным рисунка найдите отношение площади треугольника ABM к площади треугольника ABC . Решение: 3х х S △ ABM = × A M × h ; S △ ABC = × A C × h. Т.к. высота h является общей для △ ABM и △ ABC , то справедливо: = = Как можно сформулировать свойство высоты, связанное с площадью? Площади треугольников, имеющих равные высоты, относятся как основания, к которым проведены эти высоты. =
Анализ условия задачи с одновременным построением чертежа
В треугольнике ABC на его медиане BM отмечена точка K так, что BK : KM = 4 : 1. Прямая AK пересекает сторону BC в точке P . Найдите отношение площади треугольника ABK к площади четырёхугольника KPCM . Какая геометрическая фигура рассматривается в задаче? Что известно о данном треугольнике? Что необходимо найти в задаче? Дано: ABC, MB – медиана , AKBC=P, Найти: А В С K M P 4 x x
Поиск способа решения
В С K M P D 4 х х А AKM и DKB APC и DPB а) DAC= BDA ( как накрест лежащие при секущей AD ) б) MKA= BKD ( как вертикальные) в) AKM DKB ( по 1 признаку) а) APC=DPB ( как вертикальные) б) APC DPB (по 1 признаку) г) Из в) = = 4 BD = 4AM = 2AC в) Из б) = = 2 Подзадача В треугольнике ABC на его медиане BM отмечена точка K так, что BK : KM = 4 : 1. Прямая AK пересекает сторону BC в точке P . В каком отношении точка P делит сторону BC? Какие фигуры нужно иметь, чтобы найти отношение отрезков? Подобные треугольники Как поступают, если нужных фигур нет? Выполняют дополнительное построение. Когда два отрезка пересекаются внутри треугольника, то один отрезок продолжают до пересечения с прямой, проходящей через вершину треугольника параллельно его стороне. Образовались ли подобные треугольники? y 4y 2y 2z z
В С K M P 4x x А 2z z y y Как поступают, когда требуется найти отношение? Одну из неизвестных обозначим буквой Площадь какой фигуры обозначим буквой? Площадь треугольника АВС, известного из условия Пусть S – площадь ABC. Тогда площади остальных фигур можно выразить через S S ABK / S KPCM S ABM – S AKM S APC – S AKM S S – S S – S S / План: Найти отношение BP:PC Из ABC найти S ABM и S APC Из ABM найти S ABK Из APC найти S KPCM Найти отношение S ABK : S KPCM (2) (2) (3) (4) (5) С площадью какого треугольника связана искомая площадь? Как? S АВС S АВС S АВС S АВС
Оформление решения
В С K M P D 4 1 А Решение: Найдём отношение BP:PC BK:KM = 4:1 (по условию) Выполним дополнительное построение. Построим BDAC. Получим DKB AKM ( по I признаку), т.к. DAC= BDA (как накрест лежащие при секущей AD ) , MKA= BKD (как вертикальные). = = BD = 4AM = 2AC Получим APC DPB ( по I признаку ), т.к. APC= DPB (как вертикальные) = = = 2 5 . Найдём отношение Ответ: План: Найти отношение BP:PC Из ABC найти S ABM и S APC Из ABM найти S ABK Из APC найти S KPCM Найти отношение S ABK : S KPCM 2. Пусть S ABC = S. BM – медиана. Тогда из ABC AM = AC, значит S ABM = S Из ABC BP = BC, значит S APC = S 3 . Рассмотрим ABM. S ABK =S ABM – S AKM . S AKM = S = S S ABK = S – S = S 4 . Рассмотрим APC. S K PCM = S APC – S AKM = S – S = S 2z z y y
Подведение итогов
1.Какие этапы работы с задачей рассматривали? Анализ условия задачи и построение чертежа Поиск способа решения задачи Оформление решения Подведение итогов работы над задачей 2 . Какие вопросы задавали на этапе анализа условия задачи? Какая геометрическая фигура рассматривается в задаче ? Что известно о данном треугольнике ? Что необходимо найти в задаче? 3 . Какие вопросы задавали на этапе поиска способа решения? Какие фигуры надо иметь, чтобы найти отношение отрезков? Как поступают, если нужных фигур нет? Как поступают, когда требуется найти отношение? Площадь какой фигуры обозначим буквой?
4 . Какое общее свойство и его частный случай помогли определить, какую часть площадь искомого треугольника составляет от площади данного треугольника? Площади треугольников, имеющих одинаковую высоту, относятся как их основания. Медиана разбивает треугольник на два треугольника одинаковой площади. 5. Как формулировалась подзадача, которую выделили во время поиска и отдельно рассмотрели? В каком отношении точка делит сторону треугольника, если известно, в каком отношении точка пересечения медианы и прямой делит медиану. В С K M P 4x x А ? ? 6. Площади каких фигур вычислили при решении задачи? S APC S ABM S ABK S AKM S KPCM
7. Площади каких ещё фигур можем найти и как? S MBC как ABC S KBP как S MBC – S KPCM S ABP как S ABC – S APC В С K M P 4x x А 8. Площади каких фигур мы можем найти другим способом и как? S ABK как часть ABM. Тогда S ABK = S = S
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно -методический комплект прикладного курса "Решение планиметрических задач"
Учебно методический комплект прикладного курса "Решение планиметрических задач" состоит из методического руководства, рабочей тетради для учащихся и рабочей программы прикладного курса. В...
Методика работы с планиметрической задачей на доказательство.
Из опыта работы на курсах повышения квалификации. Методика работы с планиметрической задачей на доказательство....
Методика работы с планиметрической задачей на доказательство.
Из опыта работы на курсах повышения квалификации. Методика работы с планиметрической задачей на доказательство. Геометрия 7 класс....
Методика подготовки учащихся 9 класса к итоговой аттестации в форме ГИА по теме «Планиметрические задачи»
Вматериале указаны цели изадачи подготовки выпускников к ОГЭ по математике. Предложена подборка планиметрических задач по геометрии по темам 7-9 класса....
Разработка открытого занятия кружка по теме: "Методика работы с текстовой задачей. Поиск решения нестандартных задач".6-7 классы.
Методика раскрывается на примере задач на однокруговые турниры.В задачах этого занятия турниры исследуются алгебраическими методами. Обучение алгебре состоит не только и не столько в обучении ме...
Методика обучения решению планиметрических задач
Представлена презентация "Методика обучения решению планиметрических задач" в помощь при подготовке к ГИА....
Методика обучения учащихся решению планиметрических задач на доказательство
Поиск доказательств и обучение учащихся доказательству – проблема сложная и многозадачная. Она продолжает занимать одно из основных положений в психолого-педагогической науке и в теории обучения...