Методика обучения решению планиметрических задач
учебно-методический материал по геометрии
Представлена презентация "Методика обучения решению планиметрических задач" в помощь при подготовке к ГИА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_obucheniya_lektsiya_no_1.pptx | 885.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В школьных задачах по геометрии мы обычно рассматриваем выпуклые четырехугольники
В чем разница между ними? Если любые две точки выпуклого многоугольника соединить отрезком — весь отрезок будет лежать внутри многоугольника. Для невыпуклых фигур это не выполняется. Сумма углов выпуклого четырехугольника равна 360 градусов. Произвольные четырехугольники в задачах по геометрии встречаются редко. Намного чаще — такие, у которых есть параллельные стороны. Это параллелограмм, ромб, квадрат, прямоугольник и трапеция.
В таблице собраны их определения и свойства.
Параллелограмм — это четырехугольник, имеющий две пары параллельных сторон. Свойства параллелограмма: Противоположные стороны параллелограмма равны. Противоположные углы параллелограмма равны. Диагонали параллелограмма в точке пересечения делятся пополам.
Давайте посмотрим, как свойства параллелограмма применяются в решении задач ОГЭ и ЕГЭ. Задача 1. Найдите угол между биссектрисами углов параллелограмма, прилежащих к одной стороне. Ответ дайте в градусах. Пусть B М и CK — биссектрисы углов параллелограмма, прилежащих к стороне BC. Сумма углов ABC и BCD равна 180 Углы OBC и OCB — половинки углов ABC и BCD. Значит, сумма углов ABC и BCD равна 90градусов. Из треугольника BOC находим, что угол BOC — прямой. Ответ: 90. Биссектрисы углов параллелограмма, прилежащих к одной стороне, — перпендикулярны.
Легко доказывается и другое свойство биссектрис параллелограмма: Биссектрисы противоположных углов параллелограмма — параллельны. Задача 2. Точка пересечения биссектрис двух углов параллелограмма, прилежащих к одной стороне, принадлежит противоположной стороне. Меньшая сторона параллелограмма равна 5. Найдите его большую сторону.
Задача 2. Точка пересечения биссектрис двух углов параллелограмма, прилежащих к одной стороне, принадлежит противоположной стороне. Меньшая сторона параллелограмма равна 5. Найдите его большую сторону. Найдем на этом рисунке накрест лежащие углы. Углы DAE и BEA, а также CED и ADE — накрест лежащие. Накрест лежащие углы равны. Значит, угол DAE равен углу BEA, а угол CED — углу ADE. Получаем, что треугольники ABE и CDE — равнобедренные, то есть BE=AB, а EC=CD. Тогда BC = 5+5=10. Биссектриса угла параллелограмма отсекает от него равнобедренный треугольник.
Прямоугольник и его свойства Прямоугольник — это параллелограмм, у которого все углы прямые. Диагонали прямоугольника равны.
Задача1 . В прямоугольнике диагональ делит угол в отношении 1:2, меньшая его сторона равна 6. Найдите диагональ данного прямоугольника. Рассмотрим прямоугольный треугольник ABD. Найдем, чему равен угол DBA и его синус, а затем найдем DB. Ответ: 12.
Рассмотрим еще одну задачу, в которой применяются свойства диагоналей прямоугольника. Задача 2. Острые углы прямоугольного треугольника равны 24 и 66 Найдите угол между высотой и медианой, проведенными из вершины прямого угла. Ответ дайте в градусах. Казалось бы, при чем здесь прямоугольник? Дан прямоугольный треугольник, из вершины прямого угла проведены высота и медиана. А что можно сказать о длине этой медианы? Давайте достроим чертеж до прямоугольника. Поскольку диагонали прямоугольника равны (это свойство прямоугольника) и делятся пополам в точке пересечения, отрезки CM, BM и AM тоже будут равны. Каждый из них равен половине диагонали прямоугольника. Мы доказали теорему: В прямоугольном треугольнике медиана, проведенная к гипотенузе, равна половине гипотенузы.
Итак, BM = CM, значит, треугольник BMC равнобедренный, и угол BCM равен 24 . По свойству высоты, проведенной из вершины прямого угла, Углы ACH и ABC равны 24 . Тогда угол MCH ( между медианой и высотой треугольника ABC) равен 90 -24 -24 =42 . Ответ: 42.
Центр описанной окружности — точка, равноудаленная от всех вершин треугольника. Очевидно, эта точка — середина гипотенузы. В прямоугольном треугольнике центром описанной окружности является середина гипотенузы. Задача 1. Найдите диагональ прямоугольника, вписанного в окружность, радиус которой равен 5. Проведем диагональ AC. Получим, что AC равна 2R. Ответ: 10.
Ромб и его свойства По определению, ромб — это параллелограмм, все стороны которого равны. Свойства ромба: Диагонали ромба перпендикулярны. Диагонали ромба делят его углы пополам.
Воспользуемся свойствами ромба для решения задач. Задача 1. Найдите меньшую диагональ ромба, стороны которого равны 2, а острый угол равен 60 Проведем меньшую диагональ ромба и рассмотрим треугольник ADB. Поскольку AD = DB, а угол DAB равен 60 , треугольник ADB — равносторонний. Следовательно, меньшая диагональ ромба равна 2.
1. Найдите высоту ромба, сторона которого равна , а острый угол равен 60? Один из подходов к решению задач по геометрии — метод площадей. Он состоит в том, что площадь фигуры выражается двумя разными способами, а затем из полученного уравнения находится неизвестная величина. Пусть a — сторона ромба. Отсюда найдем высоту
2. Диагонали ромба относятся как 3:4. Периметр ромба равен 200. Найдите высоту ромба. Пусть диагонали ромба равны 6x и 8x. Диагонали ромба перпендикулярны, значит, треугольник AOB — прямоугольный. По теореме Пифагора AB = AO^2 + OB^2, AB^2 = 9x^2 + 16x , AB^2 = 25x^2, Отсюда AB=5x. Поскольку периметр равен 200, 5x 4=200, x=10, AB=50, а диагонали ромба равны 60 и 80. Нам надо найти высоту ромба. Давайте запишем, чему равна площадь ромба. С одной стороны, S = a h. С другой стороны, площадь ромба складывается из площадей двух равных треугольников ABC и ADC, то есть равна 60 40 = 2400. Отсюда h = S : a = 2400 : 50 = 48. Ответ: 48.
Квадрат — это прямоугольник, у которого все стороны равны. Можно дать и другое определение квадрата: квадрат — это ромб, у которого все углы прямые. Получается, что квадрат обладает всеми свойствами параллелограмма, прямоугольника и ромба. Квадрат относится к правильным многоугольникам. У правильного многоугольника все стороны равны и все углы равны. Перечислим свойства квадрата: Все углы квадрата — прямые, все стороны квадрата — равны.
3. Диагонали квадрата делятся точкой пересечения пополам. 4. Диагонали квадрата являются биссектрисами его углов (делят его углы пополам). 5. Диагонали квадрата делят его на 4 равных прямоугольных равнобедренных треугольника. 2. Диагонали квадрата равны и пересекаются под прямым углом. Периметр квадрата P в 4 раза больше его стороны и равен: P=4a. Площадь квадрата равна квадрату его стороны: S=a^2.
Теорема 1. Диагональ квадрата равна произведению его стороны на то есть d= a. Доказательство: Рассмотрим квадрат ABCD. Проведем диагональ квадрата AC. Треугольник АВС – прямоугольный с гипотенузой АС. Запишем для треугольника АВС теорему Пифагора: + = + =2 АС= ∙ a. что и требовалось доказать.
Теорема 2. Радиус вписанной в квадрат окружности равен половине его стороны: r = a Доказательство: Пусть окружность с центром в точке О и радиусом r вписана в квадрат АВСD и касается его сторон в точках P, M, N, K. Тогда OP AB, ON перпендикулярно CD, поскольку AB параллельно CD. Через точку О можно провести только одну прямую, перпендикулярную АВ, поэтому точки Р, О и N лежат на одной прямой. Значит, PN – диаметр окружности. Поскольку АРND – прямоугольник, то PN = AD, то есть 2r=a, r=a/2, что и требовалось доказать.
Теорема 3. Радиус описанной около квадрата окружности равен половине его диагонали: R= a. Доказательство: Диагонали квадрата АС и BD равны, пересекаются в точке О и делятся точкой пересечения пополам. Поэтому OA=OB=OC=OD, т.е. точки A, B, C и D лежат на одной окружности, радиус которой R = d/2 (d=AC=BD). Это и есть описанная около квадрата АВСD окружность. По теореме 1: Тогда что и требовалось доказать.
Заметим, что периметр квадрата тоже можно связать с радиусами вписанной и описанной окружностей: P=4a=4 R=8r. ! Четырехугольник является квадратом, если выполняется хотя бы одно из условий: Все стороны равны и среди внутренних углов есть прямой угол. Диагонали равны, перпендикулярны и, пересекаясь, делятся пополам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Методика обучения решению простых задач"
Презентацию можно использовать на учебной дисциплине "Методика преподавания начального курса математики" по теме " Методика обучения решению простых задач"....
Методика обучения решению сюжетных задач в курсе математики 5-6 классов
С давних пор задачи играют огромную роль в обучении. Решение задач выступает и как цель, и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития ...
Методика обучения решению сюжетных задач по математике
Методика обучения решению сюжетных задач по математике...
Методика обучения решения геометрических задач по теме «Окружность» при подготовке к ЕГЭ.
Методика обучения решения геометрических задач по теме «Окружность» при подготовке к ЕГЭ....
Методика обучения решению стереометрических задач
Приступая к изучению стереометрии в 10 классе, многие учащиеся испытывают трудность в восприятии учебного материала, так как не обладают пространственным видением, плохо помнят формулы и правила. Для ...
Методика обучения решению сюжетных задач в курсе математики 5-6 классов
Методика обучения решению сюжетных задач в курсе математики 5-6 классов...
Методика обучения решению комбинаторных задач в 5 классе.
Международная заочная научно-практическая конференция "Перспективы развития науки и образования" 29.11.2013г.,г. Москва...