Элективный курс по математике 10-й класс
элективный курс по геометрии (10 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Элективный курс
«Практикум по планиметрии» |
Пояснительная записка
Геометрия – наиболее уязвимое звено школьной математики. Решение геометрических задач часто вызывает затруднения у учащихся. Это связано как с обилием различных типов задач, так и с многообразием приёмов и методов их решения. Чтобы быть успешным в геометрии, необходимо не только знать и свободно владеть теоретическим материалом, но и иметь хороший навык в решении задач. Кроме того, для успешного усвоения курса стереометрии 10-11 классов, необходима очень серьёзная планиметрическая база. Практика ЕГЭ показала, что тестовые задания составляются так, что даже небольшие пробелы в знаниях и неумение применить их в новой нестандартной ситуации, ведёт к существенным потерям в баллах. Выпускник за ограниченный момент времени обязан демонстрировать определённый уровень математической культуры и геометрической интуиции, иметь отработанную технику владения алгоритмами решения стандартных задач.
Учитывая всё это, данный элективный курс систематизирует и углубляет ранее изученный курс геометрии 7-9 классов, предлагает повторить и изучить различные методы решения учебных задач, открывает перед учащимися значительное число эвристических приёмов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на другом математическом материале. Он помогает профессиональной подготовке, развивает умения и навыки, необходимые для продолжения образования, повышает их математическую культуру. На занятиях ребята сталкиваются с постановкой задач, требующих творческого подхода и применение различных свойств геометрических фигур. Поэтому данный курс направлен на систематизацию приобретённых знаний и развитие творческого потенциала личности.
Содержание практикума разбито на блоки, где систематизирован материал не по типам геометрических фигур (треугольники, четырёхугольники и т. д.), как в базовом курсе математики, а по набору геометрических фактов, опирающихся на единую доказательную базу и поэтому имеющих схожие мотивы применения при решении задач. Каждый блок начинается с обзорной лекции «Вспоминаем. Изучаем», в которых кратко освещаются определения, теоремы, формулы по теме, обращается внимание на поиск и логику доказательств, акцентируется внимание учеников на геометрические факты, которые школьники либо забывают, либо путают или считают несущественными. Лекции дополняются уроками ключевых задач «Решаем вместе», где, с помощью учителя, рассматриваются задачи, которые включают в себя основные содержательные линии данного блока, методы и приёмы их решения.
На втором этапе «Решаем сами», проводится тренинг самостоятельного решения задач, где учитель выступает в роли консультанта. Заканчивается этот этап разбором решений, обращается внимание учеников на построение чертежа, иллюстрирующего условие задачи, на поиск метода, различных способов решения, на доказательность и причинно-следственные связи рассуждений.
На третьем этане «Тестирование» предлагается список задач с выбором ответа различного уровня сложности, оценённых в баллах и предназначенных для самопроверки. По результатам промежуточных тестирований выстраивается рейтинговая оценка достижения результатов обучения каждого ученика. На одном из заключительных занятий проводится зачётная работа в форме теста.
Учебно-методический комплекс содержит набор индивидуальных заданий, что позволяет учителю выстроить для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию.
Практикум, предусмотренный данной программой, поможет старшеклассникам в изучении стереометрии 10-11 классов, подготовиться к выпускным и вступительным экзаменам.
Выделим следующие цели предлагаемого курса:
- углубление знаний учащихся по планиметрии;
- формирование навыка анализа и применения полученных раннее знаний в новых незнакомых ситуациях;
- развитие логического мышления и воли, обеспечивающих в будущем способность учащихся к преодолению трудностей, интеллектуальной и социальной самореализации.
Задачи курса:
- расширить представления учащихся о методах и приёмах решения учебных задач;
- сформировать навык решения геометрических задач на основе ключевых
- задач;
- продолжить формирование опыта творческой деятельности учащихся при решении нестандартных и сложных задач;
- способствовать интеграции знаний учащихся по математике;
В организации процесса обучения в рамках данного курса используются
урочная форма и внеурочная форма, в которой учащиеся дома выполняют практические задания для самостоятельного решения.
Изучение материала опирается на использование следующих методов обучения:
- объяснительно-иллюстративного ( на первом этапе );
- поискового;
- проблемного изложения учебного материала.
Предполагаемые результаты:
Изучение данного курса позволит учащимся:
- повторить и систематизировать ранее полученные знания по планиметрии;
- овладеть техникой поиска и анализа предполагаемого решения задачи;
- освоить основные методы и приёмы решения геометрических задач;
- повысить уровень своей математической культуры, творческого развития,
познавательной активности.
В результате изучения элективного курса ученик должен
знать/понимать:
- значение геометрии для решения задач, возникающих в теории и практике;
- возможности планиметрии для описания свойств различных предметов и их взаимного расположения;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
- методы и приёмы решения геометрических задач.
уметь:
- выполнять чертёж по условию задачи;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических фигур;
- проводить обоснования при решении задач, используя для этого изученные теоретические сведения;
- применять набор приёмов и методов решения задач на вычисление, доказательство и построение;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Программа рассчитана на 34 часа
Учебно - тематический план
№ блока | Наименование темы | Количество |
1 | Методы и приёмы решения геометрических задач. | 6 |
2 | Метрические соотношения в плоских фигурах. | 6 |
3 | Угловые соотношения в плоских фигурах. | 5 |
4 | Пропорциональные соотношения в плоских фигурах. | 5 |
5 | Площади фигур. | 5 |
6 | Векторы на плоскости. Метод координат. | 5 |
Зачётная работа | 1 | |
Итоговое занятие | 1 |
Содержание программы
1блок. Методы и приёмы решения геометрических задач.
- дополнительные построения;
- принцип непрерывности;
- метод доказательства «от противного»;
- метод доказательства через контрпример;
- метод вспомогательных фигур;
- метод введения вспомогательного элемента;
- метод площадей.
2 блок. Метрические соотношения в плоских фигурах.
- метрические соотношения в треугольниках: соотношения между сторонами и углами, вычисление длин высот, медиан и биссектрис и их свойства, теорема Стюарта, треугольники с двумя соответственно равными сторонами, применение тригонометрических функций к решению задач о треугольниках;
- метрические соотношения в четырёхугольниках: теорема косинусов для четырёхугольника, теорема Эйлера, характеристические свойства четырёхугольников, трапеция и её свойства, различные средние в трапеции;
- метрические соотношения, связанные с окружностями: касательная к окружности, теорема о квадрате касательной, два характеристических свойства окружности, окружности Аполлония, взаимное расположение двух окружностей.
3 блок. Угловые соотношения в плоских фигурах.
- углы и дуги в окружности: вписанные углы, углы между хордой и касательной, хордой и секущей, углы, образованные секущими;
- вписанные и описанные окружности: соотношения между радиусами окружностей и элементами треугольника, вписанные и описанные четырёхугольники, формула Эйлера, прямая Симсона, теорема Птолемея, замечательное свойство вписанного многоугольника.
4блок. Пропорциональные соотношения в плоских фигурах.
- пропорциональные соотношения в прямоугольном треугольнике;
- подобные треугольники: другие признаки подобия треугольников, подобие и равенство треугольников, обобщение теоремы Фалеса, теоремы Чевы и Менелая;
- пропорциональные соотношения в окружности: соотношения пересекающихся хорд, секущих и касательных;
- метод подобия в задачах на построение.
3 блок. Площади фигур.
- площадь треугольника: различные формулы площади треугольника и их применение, площади подобных треугольников;
- площади четырёхугольников: теоремы о площадях четырёхугольников и их применение, площади четырёхугольников, вписанных в окружность и описанных около окружности, площадь правильных многоугольников;
- площадь круга и его частей.
6 блок. Векторы на плоскости. Метод координат.
- операции над векторами: сложение, вычитание, произведение вектора на число, скалярное произведение векторов, четыре леммы;
- соотношения между точками в плоскости: координаты точек и векторов, гармонические четвёрки точек;
- уравнения линий в плоскости: уравнения прямой окружности, парабола, гипербола, эллипс, уравнения с двумя переменными, содержащие знаки модуля;
- векторный метод решения задач.
Литература
- Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и д.р.Дополнительные главы к учебнику 8 класс- М.: Вита пресс, 2003.
- Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. и д.р. Дополнительные главы к учебнику 9 класс-М.: Вита пресс, 2003.
- Вересова Е.Е., Денисова Н.С., Полякова Т.Н. - Практикум по решению математических задач. – М.: Просвещение, 1980.
- Гайштут А.Г., Литвиненко Г.Н. Планиметрия. Задачник к школьному курсу. -М.: АСТ пресс, 1998.
- Гусев В.А., Литвиненко В.Н., Мордкович А.Г. Практикум по решению математических задач. – М.: Просвещение, 1995.
- Зив Б.Г., Мейлер В.М., Баханский А.Г. Задачи по геометрии. – М.: Просвещение, 2000.
- Крамор В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс геометрии. – М.: Просвещение,2003.
- Полонский В.Б., Рабинович Е.М., Якир М.С. Учимся решать задачи по геометрии. – К.: Магистр-S, 1996.
- Тавгень О.И. Математика в задачах. Теория и методы решений. Планиметрия, Стереометрия. Текстовые задачи: пособие для учащихся. -Минск:Аверсэв,2005.
- Черняк А.А., Черняк Ж.А., Доманова Ю.А. Подготовка к тестированию. Геометрия. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005.
- Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач.- М.: Просвещение, 1990.
- Шлыков В.В. Геометрия. Планиметрия. –Минск: ООО «Асар», 2003.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Учебная неделя |
Методы и приёмы решения геометрических задач | 6 | ||
1 | Дополнительные построения | 1 | 1 |
2 | Принцип непрерывности | 1 | 2 |
3 | Метод доказательства «от противного», метод доказательства через контрпример | 1 | 3 |
4 | Метод вспомогательных фигур | 1 | 4 |
5 | Метод введения вспомогательного элемента | 1 | 5 |
6 | Метод площадей | 1 | 6 |
Метрические соотношения в плоских фигурах | 6 | ||
7 | Метрические соотношения в треугольниках | 2 | 7-8 |
8 | Метрические соотношения в четырёхугольниках | 2 | 9-10 |
9 | Метрические соотношения, связанные с окружностями | 2 | 11-12 |
Угловые соотношения в плоских фигурах | 5 | ||
10 | Углы и дуги в окружности | 2 | 13-14 |
11 | Вписанные и описанные окружности | 3 | 15-16-17 |
Пропорциональные соотношения в плоских фигурах | 5 | ||
12 | Пропорциональные соотношения в прямоугольном треугольнике | 1 | 18 |
13 | Подобные треугольники | 1 | 19 |
14 | Пропорциональные соотношения в окружности | 2 | 20-21 |
15 | Метод подобия в задачах на построение | 1 | 22 |
Площади фигур | 5 | ||
16 | Площадь треугольника | 2 | 23-24 |
17 | Площади четырёхугольников | 2 | 25-26 |
18 | Площадь круга и его частей | 1 | 27 |
Векторы на плоскости. Метод координат | 5 | ||
19 | Операции над векторами | 1 | 28 |
20 | Соотношения между точками в плоскости | 1 | 29 |
21 | Уравнения линий в плоскости | 1 | 30 |
22 | Векторный метод решения задач | 2 | 31-32 |
23 | Зачётная работа | 1 | 33 |
24 | Итоговое занятие | 1 | 34 |
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"
Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...
Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"
Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...
Рабочая программа элективного курса по математике в 11 классе "Практикум по подготовке к ЕГЭ по математике"
Сдача экзамена в форме ЕГЭ требует от учащихся обширных знаний по всему школьном...
Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике в 11 классе "Обоснования в математике (от Евклида до компьютера)"
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Обоснования в математике (от Евклида до компьютера)».Учитель Запивахина Светлана Владимировна...
Рабочая программа элективного курса по математике для 8 класса "Математика плюс"
Программа образовательной программы «Математика плюс» предназначена для учащихся 8 класса, которые интересуются математикой и хотят узнать о ней больше, чем можно прочитать в учебнике или услыша...
Элективный курс по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"
Элективный курс по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики" расчитан на 17 часов. Проводится во 2 полугодии. Целью его является углублённое изучение математики и подготовка к ОГЭ....
Элективный курс по математике для 10 класса (гуманитарный профиль) Избранные вопросы математики
Избранные вопросы математики 10 класс...