Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике в 11 классе "Обоснования в математике (от Евклида до компьютера)"
календарно-тематическое планирование (алгебра, 11 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование
элективного курса «Обоснования в математике (от Евклида до компьютера)».
Учитель Запивахина Светлана Владимировна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k-t_11_elektiv.doc | 268 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
элективного курса «Обоснования в математике (от Евклида до компьютера)».
Учитель Запивахина Светлана Владимировна
№ | Тема | Дата проведения | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Контрольно-оценочная деятельность | ||||||||
По плану | Факти чески | Знать/понимать | уметь | Общеучебные умения и навыки | вид | форма | |||||||
11 а | 11б | 11в | 11а | 11б 11в |
| ||||||||
Вводный раздел (10 час) | |||||||||||||
1.1(1) | Обоснование в математике и в жизни, рациональные рассуждения. | Систематизация знаний основной школы. Определение простого и составного числа; теорема о делении с остатком. | Знать: определение простого и составного числа. Понимать: теоретические обоснования, применение Т1 (свойства делимости чисел),развитие вычислительных навыков. | Применять изученные теоремы при составлении модели (формулы) заданной задачи, доказательства суждений. | 1)Отыскание связи между условием задания и изученным теоретическим материалом. 2) Обоснование суждения и конструирование алгоритма решения задач на доказательство . 3) Оценивание необходимости применения изученного материала в практической деятельности и при изучении других предметов. 4) Исследование несложных практических ситуаций при создании модели. | -текущий -самопроверка Цель: определение уровня теоретических знаний, создание простейших моделей по изученному алгоритму. | У.О. | ||||||
1.2(2) | Математические задачи. Стратегии поиска решения задач. | Решение текстовых задач алгебраическим способом. | Знать: формулы арифметических действий. Понимать: роль изученного материала при решении задач. | Применять изученный материал при решении задач. | 1)Обоснование суждений при использовании алгоритма действий 2) Обобщение и систематизация полученных знаний | -текущий -внешний Цель: определить уровень усвоения учебного материала. | С.Р. | ||||||
1.3(3) | Математические задачи. Стратегии поиска решения задач. | Решение текстовых задач алгебраическим способом. | Знать: формулы арифметических действий. Понимать: роль изученного материала при решении задач. | Применять изученный материал при решении задач. | 1)Обоснование суждений при использовании алгоритма действий 2) Обобщение и систематизация полученных знаний | -текущий -внешний Цель: определить уровень усвоения учебного материала. | С.Р. | ||||||
1.4(4) | Математические задачи. Стратегии поиска решения задач. | Решение текстовых задач алгебраическим способом. | Знать: формулы арифметических действий. Понимать: роль изученного материала при решении задач. | Применять изученный материал при решении задач. | 1)Обоснование суждений при использовании алгоритма действий 2) Обобщение и систематизация полученных знаний | -текущий -внешний Цель: определить уровень усвоения учебного материала. | Т. | ||||||
1.5(5) | Математические задачи. Стратегии поиска решения задач. | Решение текстовых задач алгебраическим способом. | Знать: формулы арифметических действий. Понимать: роль изученного материала при решении задач. | Применять изученный материал при решении задач. | 1)Обоснование суждений при использовании алгоритма действий 2) Обобщение и систематизация полученных знаний | -текущий -внешний Цель: определить уровень усвоения учебного материала. | И.Р.Д. | ||||||
1.6(6) | Методы решения задач. | Решение текстовых задач алгебраическим способом. | Знать: формулы арифметических действий. Понимать: роль изученного материала при решении задач. | Применять изученный материал при решении задач. | 1)Обоснование суждений при использовании алгоритма действий 2) Обобщение и систематизация полученных знаний | -текущий -внешний Цель: определить уровень усвоения учебного материала. | С.Р. | ||||||
1.7(7) | Методы решения задач. | Решение текстовых задач алгебраическим способом. | Знать: определения, этапы построения, доказательство теорем. Понимать: применение теоретического материала при исследовании простейших практических и решении стереометрических задач. | Применять полученные знания при выполнении практических задач на уровне распознания и воспроизведения знаний. | 1)Установление связей и закономерностей между практикой и теоретической частью, проводя поэтапное логическое обоснование 2)Проводить логические обоснования этапов решения уравнения. 3)Соотносить свое мнение с мнением одноклассников. | - текущий - внешний Цель: уровень восприятия учебного материала. | С.Р. | ||||||
1.8(8) | Методы решения задач. | Решение текстовых задач, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат. | Знать: определения, этапы построения, доказательство теорем. Понимать: применение теоретического материала при исследовании простейших практических и решении стереометрических задач. | Применять полученные знания при выполнении практических задач на уровне распознания и воспроизведения знаний. | 1)Установление связей и закономерностей между практикой и теоретической частью, проводя поэтапное логическое обоснование 2)Проводить логические обоснования этапов решения уравнения. 3)Соотносить свое мнение с мнением одноклассников. | - текущий - внешний Цель: уровень восприятия учебного материала. | Т | ||||||
1.9(9) | Числа и действия над ними, обоснования свойств действий. | Аналитическая и тригонометрическая формы записи чисел. | Знать: определения, условия существования числа, формы записи. Понимать: применение , определения числа при решении уравнений. | Использовать полученные знания при решении алгебраических уравнений и геометрического изображения корня уравнения на плоскости. | 1)Исследование несложных ситуаций при решении уравнений и выдвижение предложений их корней. 2) Выстраивание поэтапное выполнение заданий и соотнесение результатов с изученной теорией. | -текущий -внешний Цель: определение уровня обученности учащихся. | С.Р. | ||||||
1.10(10) | Геометрические задачи на доказательство, методы доказательств (прямое и косвенное), выбор обоснований, аксиомы и теоремы. | Решение геометрических задач методом доказательств (прямое и косвенное), выбор обоснований, аксиомы и теоремы. | Знать: Аксиомы и теоремы. Понимать: роль правильного выполнения чертежа при решении геометрических задач. | Решать задачи, применяя метод доказательств (прямое и косвенное), выбор обоснований, аксиомы и теоремы. | отыскание связи между условием задания и изученным теоретическим материалом; аргументирование этапов рассуждения | -текущий Цель: определить уровень понимания учебных знаний | ФО ИРД СР | ||||||
Тема 1 Построение числовых систем (12 часов) | |||||||||||||
2.1 (11) | История числовых систем. | Числовые множества (аналитическая запись и геометрическое изображение на числовой прямой); аксиоматика действительных чисел (в ознакомительном порядке). | Знать: определения числового множества и способов их задания Понимать: особенности записи, чтения и геометрического изображения числовых множеств, систем неравенств, | Вести геометрическое изображение и аналитическую запись числовых множеств; находить их пересечения и объединения. | 1) Оценивание необходимости применения изученного материала в практической деятельности и при изучении других предметов. 2) Аргументирование этапов рассуждения. | -текущий контроль, -взаимоконтроль Цель: определить уровень усвоения учебного материала. | Т | ||||||
2.2(12) | Натуральные числа. | Определение делимости натуральных чисел, модуля, Свойства, признаки делимости натуральных чисел; теорема о делении с остатком, действия с иррациональными числами. | Знать: изученные определения, свойства, теоремы. Понимать; роль теоретических знаний для обобщения и систематизации знаний о действительном числе. | Применять полученные знания о методах и способах решений уравнений и неравенств на практике, а так же для развития вычислительных навыков. | 1)Определение способов решения учебных задач на основе заданных алгоритмов. 2) Исследование несложных реальных связей и зависимости. 3) Умение проводить. доказательные рассуждения. 4) Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных примерах. | -итоговый -взаимоконтроль Цель оценка ЗУН и их коррекция | У.О. | ||||||
2.3 (13) | Целые числа. | Определение целых чисел. Алгоритм построения графиков функций. Построение графиков целой и дробной части числа. | Знать: алгоритм построения графиков функций y=f(x-x0)+у0., кусочной функции. Уметь строить графики целой и дробной частя числа. Понимать: возможности графического представления как средства описания моделей реальных процессов и ситуаций. | Строить графики и читать их; использовать алгоритм построения графиков кусочной функций при их построении. | 1) Исследование несложных связей и зависимостей. 2) Планирование и осуществление алгоритмической деятельности при построении графиков. 3)Самостоятельное составление формул функциональной зависимости. 4) Проведение логического обоснования суждений и этапов построения. 5) Проверка и оценка результатов графического представления задания, соотношения их с поставленной задачей. | -текущий -внешний Цель: определить уровень усвоения материала. | С.р№10 | ||||||
2.4 (14) | Рациональные числа. | Систематизация знаний о рациональном числе: действия с обыкновенными дробями; запись обыкновенной дроби в виде десятичной; бесконечная десятичная периодическая дробь; применение формулы суммы членов бесконечной геометрической прогрессии при записи десятичной периодической дроби в виде обыкновенной. | Знать: алгоритмы записи обыкновенной дроби в виде десятичной и десятичной периодической дроби в виде обыкновенной, формулы суммы членов геометрической прогрессии. Понимать: роль полученных знаний при нахождении числового выражения, содержащего обыкновенные и десятичные дроби. | Применять изученные алгоритмы при выполнении вычислений с рациональными числами. Аргументировать подходы к выполнению заданий на все действия с рациональными числами | 1) Оценивание необходимости применения изученного материала в практической деятельности и при изучении других предметов 2)Аргументировать подходы к выполнению заданий на все действия с рациональными числами | -вводный -внешний Цель: актуализация ЗУН, необходимых для систематизации знаний. | У.О. | ||||||
2.5 (15) | Аксиоматика Пиано, аксиоматическое определение множества действительный чисел. | Множество действительных чисел, законы, правила; числовые неравенства; сравнение действительных чисел с помощью оценки их разности, прикидки значений, с использованием геометрической модели ;свойства числовых неравенств; понятие среднего геометрического и среднего арифметического; двойные неравенства; ознакомить с неравенством Коши. | Знать: -законы и правила, выполняемые на множестве действительных чисел; свойства числовых неравенств; формулы среднего арифметического и среднего геометрического нескольких чисел, теорем; алгоритм оценки выражения заданного двойным неравенством. Понимать: роль оценки и сравнения при выполнении заданий по математике, по физике, а так же внешних задач. | Пользуясь изученными законами и правилами выполнять арифметические действия над действительными числами, выполнять оценку числового выражения различными методами, оценить буквенные выражения, все члены которого заданы с помощью двойных неравенств. | 1) Обоснование суждения и конструирование алгоритма решения задач на доказательство. 2) Оценивание необходимости применения изученного материала в практической деятельности и при изучении других предметов. 3) Исследование несложных практических ситуаций при создании модели. | -вводный -внешний Цель: актуализация ЗУН по изучаемой теме. | У.О. | ||||||
2.6 (16) | Построение системы комплексных чисел и дальнейшее расширение числовых систем. | Условия существования комплексного числа; определение комплексного числа и ему равного; аналитическая и тригонометрическая формы записи. | Знать: определения, условия существования комплексного числа, формы записи. Понимать: применение определения комплексного числа при решении уравнений. | Использовать полученные знания при решении алгебраических уравнении геометрическое изображение корня уравнения на плоскости . | 1)Адекватное восприятие устной математической речи (лекции). 2)Создание краткой, выборочной записи лекций. 3)Исследование несложных ситуаций при решении уравнений и выдвижение предложений их корней. | -итоговый -самоконтроль Цель: определить степень усвоения теоретических знаний | С.Р. | ||||||
2.7 (17) | Алгебраические структуры. | Алгоритм «Классическая вероятностная схема»; классическое определение вероятности; общее правило в нахождении «геометрических» вероятностей; алгоритм построения геометрической модели при решении текстовых задач. | Знать: введенные алгоритмы, определения. Понимать: что одна и та же Задача на нахождения вероятности может иметь различные математические модели, соответственно могут получаться разные ответы. | Применять теоретические знания при решении различных текстовых задач. | 1)Исследование несложных связей и зависимостей. 2) Самостоятельное использование заданных алгоритмов. 3) Умение логически верно выстраивать суждения и формулировать результаты. 4)Презентация результатов познавательной деятельности | -вводный -внешний Цель: актуализация знаний учащихся при изучении нового материала. | У.О. | ||||||
2.8 (18) | Алгебраические структуры. | Алгоритм «Классическая вероятностная схема»; классическое определение вероятности; общее правило в нахождении «геометрических» вероятностей; алгоритм построения геометрической модели при решении текстовых задач. | Знать: введенные алгоритмы, определения. Понимать :введенные алгоритмы, определения. : что одна и та же задача на нахождения вероятности может иметь различные математические модели, соответственно могут получаться разные ответы. | Применять теоретические знания при решении различных текстовых задач; развитее графической культуры. | 1) Владение навыками участия в коллективной деятельности. 2)Отыскание связи между условием задания и изученным теоретическим материалом. 3)Вести совместную деятельность. 4)Объективное оценивание достижений в своей деятельности 5) Ясно, грамотно излагать мысли при устной и письменной речи, словесный и графический языки математики. | -текущий - самоконтроль, -внешний Цель: определение уровня понимания учебного материала | С.Р. | ||||||
2.9 (19) | Математическая индукция. | Порядок преобразования первоначально полученной информации; формулу частоты вариантов; гистограмму распределения кратностей; «таблица измерений». | Знать: порядок преобразования первоначально полученной информации. Понимать: применение формулу частоты вариантов; гистограмму распределения кратностей в статистике. | Применять теоретические знания в решении различных статистических задач; использовать компьютерные программы для нахождения дисперсии. | 1)Исследование несложных связей. 2) Умение логически верно выстраивать суждения и формулировать результаты. 3)Презентация результатов познавательной деятельности. 4)Перенос учебного материала в новую ситуацию. | -текущий - самоконтроль, -внешний Цель: определение уровня понимания учебного материала | С.Р. | ||||||
2.10 (20) | Математическая индукция. | Понятие среднего значения данных; свойство среднего значения; понятие «дисперсии». Решение практических задач. | Знать: порядок преобразования первоначально полученной информации Понимать: применение формулу частоты вариантов; гистограмму распределения кратностей в статистике. | Применять теоретические знания в решении различных статистических задач | 1)Исследование несложных связей и зависимостей. 2) Самостоятельное использование заданных алгоритмов. 3) Умение логически верно выстраивать суждения и формулировать результаты. 4)Презентация результатов познавательной деятельности | -текущий - самоконтроль, -внешний Цель: определение уровня понимания учебного материала | С.Р. | ||||||
2.11 (21) | Математическая индукция. | Ознакомить с функцией, определяющую кривую Гаусса; алгоритм использования функции в приближенных вычислениях. | Знать: алгоритм. Понимать: график функцией, определяющую гауссовою кривую; использование алгоритма для нахождении приближения вычисления вероятности события. | Применять теоретические знания в решении различных статистических задач и нахождении приближения вычислений вероятности события. | 1) Владение навыками участия в коллективной деятельности. 2)Вести совместную деятельность, при этом соотносить свое мнение с мнением одноклассников. 3)Объективное оценивание достижений в своей деятельности 4) Ясно, грамотно излагать мысли в устной и письменной речи, словесный и графический языки математики. | -текущий - самоконтроль, -внешний Цель: определение уровня понимания учебного материала | С.Р. | ||||||
2.12 (22) | Зачет по теме: «Построение числовых систем». | урок контроля и оценки З.У.Н. | |||||||||||
Тема 2 Геометрия Евклида как первая научная система (10часов) | |||||||||||||
3.1 (23) | Геометрические знания древнего мира. | Ознакомить со знаниями древнего мира. | Знать: знания древнего мира. Понимать: теоретические обоснования. | Применять теоретические знания в решении различных задач. | 1)Владение навыками участия в коллективной деятельности. 2)Вести совместную деятельность, при этом соотносить свое мнение с мнением одноклассников. | -вводный -внешний Цель: актуализация знаний учащихся при изучении нового материала. | У.О. | ||||||
3.2 (24) | Фалес и первые доказательства. | Ознакомить Фалес и первые доказательства | Знать: первые доказательства Фалеса. Понимать: теоретические обоснования. | Применять теоретические знания в решении различных задач. | 1)Владение навыками участия в коллективной деятельности. 2)Вести совместную деятельность, при этом соотносить свое мнение с мнением одноклассников. | -вводный -внешний Цель: актуализация знаний учащихся при изучении нового материала. | У.О. | ||||||
3.3 (25) | Евклид и его «Начала». | Ознакомить Евклид и его «Начала». | Знать: «Начала» Евклида. Понимать: теоретические обоснования.. | Применять теоретические знания в решении различных задач. | 1)Владение навыками участия в коллективной деятельности. 2)Вести совместную деятельность, при этом соотносить свое мнение с мнением одноклассников. | -вводный -внешний Цель: актуализация знаний учащихся при изучении нового материала. | У.О. | ||||||
3.4 (26) | Различные системы аксиом геометрии Евклида. | Ознакомить с различными системами аксиом геометрии Евклида. | Знать: различные системы аксиом геометрии Евклида. Понимать: теоретические обоснования.. | Применять теоретические знания в решении различных задач. | 1)Владение навыками участия в коллективной деятельности. 2)Вести совместную деятельность, при этом соотносить свое мнение с мнением одноклассников. | -вводный -внешний Цель: актуализация знаний учащихся при изучении нового материала. | У.О. | ||||||
3.5 (27) | Непротиворечивость, независимость и полнота системы аксиом. | Аксиомы стереометрии. Метод от противного при доказательстве теорем и задач. | Знать: аксиомы, следствия из аксиом. Понимать: роль чертежа аксиом при изучении геометрии в пространстве. | Использовать изученные теоремы при доказательстве следствий, применять один из методов доказательства метод от противного, выполнять чертежи по условию. | 1)Вести сравнения и оценивание последовательного решения и доказательства. 2).Умение логически обосновывать и аргументировать. 3)Различение фактов аксиом, гипотез. 4)Выбор и использование выразительных средств описания объектов (схемы, чертежи, символика). | - текущий -внешний Цель: определение уровня понимания теоретических знаний. | У.О. | ||||||
3.6 (28) | Гильберт и его роль в аксиоматическом построении геометрии. | Пространственные фигуры (наглядное представление) и их чертежи в трехмерном измерении. Построение сечений с помощью аксиоматики и следствий на алгоритмической основе. | Знать: представление многогранников в пространстве и их чертежи; аксиомы и следствия из них; алгоритм построения сечений. Понимать: пространственное представление сечений и роль чертежа в решении задач. | Строить многогранники; сечение на основе аксиом стереометрии следствий, пользоваться геометрическими приборами. | 1) Вести сравнения и оценивание последовательного решения и доказательства. 2) Умение логически обосновывать и аргументировать. 3) Различение фактов аксиом, гипотез. 4) Выбор и использование выразительных средств описания объектов (схемы, чертежи, символика). | - текущий - внешний Цель: определение уровня воспроизведения и понимания теоретических знаний. | С.р | ||||||
3.7 (29) | Векторное построение геометрии Евклида. | Основные понятия для векторов в пространстве: вектор, длина вектора, нулевой вектор, коллинеарные вектора, равенство векторов. | Знать: определения; понятия. Понимать: роль изученных понятий при решении стереометрических и прикладных задач. | Применять векторный метод для вычисления соотношений и расстояний. | 1).Развитие абстрактного мышления. 2) Вести доказательство поэтапных рассуждений. 3) Организация самостоятельной деятельности с источником информации. | вводный -внешний Цель: актуализация знаний учащихся при изучении нового материала. | У.О. | ||||||
3.8 (30) | Векторное построение геометрии Евклида. | Практическое применение введенных основных понятий. | Знать: определения; понятия. Понимать: роль изученных понятий при решении стереометрических и прикладных задач. | Применять векторный метод для вычисления соотношений и расстояний. | 1)Выполнение алгоритма рассуждений при решении их аргументирование. 2) Владение монологической математической устной и письменной речью при обсуждении последовательности и верности шагов. 3) Рефлексия своей деятельности и ее планирование. | -текущий -внешний Цель: определение уровня понимания учебного материала, систематизировать и обобщить знания | Т | ||||||
3.9 (31) | Векторное построение геометрии Евклида. | Правила сложение и вычитание векторов, сумма нескольких векторов в пространстве.
| Знать: определения; понятия. Понимать: роль полученных знаний при проведении операций над векторами в пространстве. | Применять полученные знания при решении стереометрических и прикладных задач. | 3) Отыскание связи между изученным теоретическим материалом и практическим заданием. 2) Умение слушать и быть выслушанным. 3)Доказательное и обоснованное высказывание. | -текущий -взаимоконтроль Цель: Систематизировать, обобщить знания изучаемой теме | Д. | ||||||
3.10 (32) | Зачет по теме: Геометрия Евклида как первая научная система. | урок контроля и оценки З.У.Н. | |||||||||||
Тема 3 Геометрия Лобачевского как пример аксиоматической теории. (10 часов) | |||||||||||||
4.1 (33) | История пятого постулата. | Аксио́ма паралле́льности Евкли́да, или пя́тый постула́т. Определение параллельности прямых в пространстве, параллельность прямой и плоскости. Теорема о параллельности прямых, признак параллельности прямой и плоскости, свойства параллельных прямых. | Знать: определение, свойства, теоремы, признаки. Понимать: характерные причинно- следственные связи в условиях высказываний. | Строить доказательное рассуждение, создавать символическую запись устной монологической речи учителя. | 1) Развитие абстрактного мышления 2) Умение логически обосновывать и аргументировать. 3) Различение фактов аксиом, гипотез. 4) Развитие математической устной речи учащихся и вести символическую запись. | - вводный - внешний Цель: определять уровень опорных знаний. | У.О. | ||||||
4.2 (34) | История пятого постулата. | Эквивалентные Формулировки пятого постулата. | Знать: определение, свойства, теоремы, признаки. Понимать: характерные причинно- следственные связи в условиях высказываний. | Строить доказательное рассуждение, создавать символическую запись устной монологической речи учителя. | 1) Развитие абстрактного мышления. 2) Умение логически обосновывать и аргументировать. 3) Различение фактов аксиом, гипотез. 4) Развитие математической устной речи учащихся и вести символическую запись. | - текущий - самопроверка Цель: выявить уровень теоретических знаний учащихся. | Т | ||||||
4.3 (35) | История пятого постулата. | Решать стереометрические задачи на основе изученного теоретического материала, особую роль уделяя задачами на доказательства. | Знать: V постулат независим от остальных аксиом и доказать его невозможно. Понимать: характерные причинно- следственные связи в условиях высказываний. | Строить доказательное рассуждение, создавать символическую запись устной монологической речи учителя. | 1) Развитие абстрактного мышления. 2) Умение логически обосновывать и аргументировать. 3) Различение фактов аксиом, гипотез. 4) Развитие математической устной речи учащихся и вести символическую запись. | - текущую - внешний Цель: определить уровень восприятия и понимания нового материала. | С .р. | ||||||
4.4 (36) | Построение геометрии Лобачевского (модель Пуанкаре на плоскости и в пространстве) | Плоскость Лобачевского. Модель Пуанкаре на плоскости и в пространстве. | Знать: За плоскость Лобачевского принимается внутренность круга, прямыми считаются дуги окружностей, перпендикулярных окружности данного круга, и его диаметры. Понимать: движения в плоскости Лобачевского— преобразования, получаемые комбинациями инверсий относительно окружностей, дуги которых служат прямыми. | Строить доказательное рассуждение, создавать символическую запись устной монологической речи учителя. | 1) Развитие абстрактного мышления 2) Умение логически обосновывать и аргументировать. 3) Различение фактов аксиом, гипотез. 4) Развитие математической устной речи учащихся и вести символическую запись. | - вводный - внешний Цель: определять уровень опорных знаний. | У.О. | ||||||
4.5 (37) | Построение геометрии Лобачевского (модель Пуанкаре на плоскости и в пространстве) | Плоскость Лобачевского. Модель Пуанкаре на плоскости и в пространстве. | Знать: За плоскость Лобачевского принимается внутренность круга, прямыми считаются дуги окружностей, перпендикулярных окружности данного круга, и его диаметры. Понимать: движения в плоскости Лобачевского— преобразования, получаемые комбинациями инверсий относительно окружностей, дуги которых служат прямыми. | Строить доказательное рассуждение, создавать символическую запись устной монологической речи учителя. | 1) Развитие абстрактного мышления. 2) Умение логически обосновывать и аргументировать. 3) Различение фактов аксиом, гипотез. 4) Развитие математической устной речи учащихся и вести символическую запись. | - текущий - самопроверка Цель: выявить уровень теоретических знаний учащихся. | Т | ||||||
4.6 (38) | Построение геометрии Лобачевского (модель Клейна). | Создание неевклидовой геометрии. Модель Клейна | Знать: расстояние между точками A и B на хорде NM определяется через двойное отношение. Понимать: характерные причинно- следственные связи в условиях высказываний. | Строить доказательное рассуждение, создавать символическую запись устной монологической речи учителя. | 1) Развитие абстрактного мышления 2) Умение логически обосновывать и аргументировать. 3) Различение фактов аксиом, гипотез. 4) Развитие математической устной речи учащихся и вести символическую запись. | - вводный - внешний Цель: определять уровень опорных знаний. | У.О. | ||||||
4.7 (39) | Построение геометрии Лобачевского ( иные модели). | О попытках доказательства пятого постулата. | Знать: V постулат независим от остальных аксиом и доказать его невозможно. Понимать: характерные причинно- следственные связи в условиях высказываний. | Строить доказательное рассуждение, создавать символическую запись устной монологической речи учителя. | 1) Развитие абстрактного мышления. 2) Умение логически обосновывать и аргументировать. 3) Различение фактов аксиом, гипотез. 4) Развитие математической устной речи учащихся и вести символическую запись. | - текущий - самопроверка Цель: выявить уровень теоретических знаний учащихся. | С.Р. | ||||||
4.8 (40) | О других геометриях. | Алгоритм решения геометрических задач векторным методом. | Знать: алгоритм. Понимать: роль изученного метода при решении геометрических задач и доказательстве математических высказываний. | Использовать векторного метода при решении стереометрических задач, связанных с нахождением геометрических величин и доказательством высказываний | 1) Умение вести доказательство на основе сравнения, сопоставления и классификации по некоторым критериям. 2) Владение монологической математической устной и письменной речью при обсуждении последовательности и верности шагов. 3) Рефлексия своей деятельности и ее планирование. | -текущий -внешний Цель: систематизировать и обобщить знания по изучаемой теме | Т. | ||||||
4.9 (41) | О других геометриях. | Понятия: прямоугольная система координат в пространстве, координатные плоскости, координаты точки в пространстве; правила разложения вектора по координатным векторам; нахождения координат суммы, разности и произведения вектора на число. | Знать: понятия прямоугольная система координат в пространстве; правила разложения вектора и нахождение координат суммы, разности и произведения вектора на число. Понимать: применение теоретического материала при построении точки в пространстве и нахождение координат суммы, разности и произведения вектора на число. | Применять полученные знания при построении геометрических фигур в пространстве по заданным координатам и находить координаты вершин многогранника в пространстве. | 1).Развитие абстрактного мышления. 2) Вести доказательство поэтапных рассуждений. 3) Организация самостоятельной деятельности с источником информации. | -вводный -внешний Цель: актуализация знаний учащихся при изучении нового материала | У.О. Д. | ||||||
4.10 (42) | Зачет по теме: « Геометрия Лобачевского как пример аксиоматической теории». | урок контроля и оценки З.У.Н. | |||||||||||
Тема 4 Элементы логики (10 часов) | |||||||||||||
5.1 (43) | Отношения между множествами. | Определение комбинаторики, как науки (случайные и неслучайные события); способы составления различных комбинаций независимых испытаний. | Знать: определение и способы определения комбинаторики. Понимать: логику математических рассуждений при отыскании числа комбинаций независимых испытаний. | Решать поставленные задачи различными методами | 1) Находить и определять значимые функциональные зависимости. 2)Изложение учебного материала вести с помощью графиков, таблиц (символически). 3) Аргументировать этапы изложения решения задачи. | - текущий - внешний Цель: определить уровень понимания учебного материала. | Р.Д. | ||||||
5.2 (44) | Диаграммы Эйлера – Венна. | Диаграммы Эйлера – Венна. Решение практических задач. | Знать: определения, понятия. Понимать: логику математических рассуждений при отыскании числа комбинаций независимых испытаний. | Решать задачи на отыскания независимых событий с помощью диаграмм Эйлера – Венна. | 1)Находить и определять значимые функциональные зависимости. 2)Изложение учебного материала вести с помощью графиков, таблиц (символически). 3) Аргументировать этапы изложения решения задачи. | -вводный -текущий Цель: определить уровень опорных знаний. | У.О. | ||||||
5.3 (45) | Кванторы. | Квантор всеобщности. Квантор существования. Связывание или навешивание кванторов. | Знать: определения, понятия. Понимать: логику математических рассуждений. | Решать задачи с помощью кванторов. | 1)Находить и определять значимые функциональные зависимости. 2)Изложение учебного материала вести с помощью графиков, таблиц (символически). 3) Аргументировать этапы изложения решения задачи. | -вводный -текущий Цель: определить уровень опорных знаний. | У.О. | ||||||
5.4 (46) | Операции над высказываниями. | Определение перестановок как отображения; формула перестановок, понятие факториала. Решение практических задач. | Знать: определения, понятия. Понимать: логику математических рассуждений при отыскании числа комбинаций независимых испытаний. | Решать задачи на отыскания независимых событий с помощью перестановок. | 1)Находить и определять значимые функциональные зависимости. 2)Изложение учебного материала вести с помощью графиков, таблиц (символически). 3) Аргументировать этапы изложения решения задачи. | -вводный -текущий Цель: определить уровень опорных знаний. | Диктант | ||||||
5.5 (47) | Операции над высказываниями. | Определение размещений как отображения множеств; формула размещений. Решение практических задач | Знать: определения, понятия. Понимать: логику математических рассуждений при отыскании числа комбинаций независимых испытаний. | Решать жизненные задачи с помощью размещений. | 1) Находить и определять значимые функциональные зависимости. 2) Изложение учебного материала вести с помощью графиков, таблиц (символически) 3) Аргументировать этапы изложения решения задачи.. | ||||||||
5.6 (48) | Необходимые и достаточные условия. | Свойства биноминальных коэффициентов при возведении двучлена в «n» степень ; формула Бинома Ньютона; треугольник Паскаля. Решение уравнений, неравенств и практических задач. | Знать: определения, формулы, таблицу, алгоритм. . Понимать: логику математических рассуждений при отыскании числа комбинаций независимых испытаний. | Решать уравнения, неравенства, практические задачи. | 3.1. Находить и определять значимые функциональные зависимости. 3.2. Изложение учебного материала вести с помощью графиков, таблиц (символически). 3.3. Аргументировать этапы изложения решения задачи.. | - текущий - внешний Цель: уровень восприятия учебного материала. | С.р. | ||||||
5.7 (49) | Некоторые законы логики и правила вывода. | Определение сочетаний как отображения множеств; формула сочетаний. Решение практических задач. | Знать: определения, понятия. Понимать: логику математических рассуждений при отыскании числа комбинаций независимых испытаний. | Решать практические задачи с помощью формулы сочетаний. | 1) Находить и определять значимые функциональные зависимости. 2) Изложение учебного материала вести с помощью графиков, таблиц (символически). 3) Аргументировать этапы изложения решения задачи. | - текущий - внешний Цель: уровень восприятия учебного материала. | С.р. | ||||||
5.8 (50) | Структура математических определений и теорем. | Понятие среднего значения данных; свойство среднего значения; понятие «дисперсии». Решение практических задач. | Знать: порядок преобразования первоначально полученной информации Понимать: применение формулу частоты вариантов; гистограмму распределения кратностей в статистике. | Применять теоретические знания в решении различных статистических задач | 1)Исследование несложных связей и зависимостей. 2) Самостоятельное использование заданных алгоритмов. 3) Умение логически верно выстраивать суждения и формулировать результаты. 4)Презентация результатов познавательной деятельности | -текущий - самоконтроль, -внешний Цель: определение уровня понимания учебного материала | С.Р. | ||||||
5.9 (51) | Доказательства с точки логики. | Применять изученный теоретический материал при решении практических задач. | Знать: определения, формулы, таблицу, алгоритм. Понимать: применение комбинаторный задач в различных областях. | Применять теоретические знания на практике. | 1) Анализ реальных данных. 2) Осуществлять алгоритмические действия. 3) Выполнение расчетов практического характера. | ||||||||
5.10 (52) | Зачет по теме: « Элементы логики». | урок контроля и оценки З.У.Н. | |||||||||||
Тема 5 Вероятностно-статистические методы обоснования (10 часов) | |||||||||||||
6.1 (53) | Случайные величины: непрерывные и дискретные; Основные законы распределения случайных величин и их числовые характеристики (равномерное, биномиальное, Пуассона, нормальное распределение). | Описание случайных величин (закон распределения, функция распределения); числовые характеристики случайных величин. | Знать: Основные законы распределения случайных величин и их числовые характеристики (равномерное, биномиальное, Пуассона, нормальное распределение). Понимать: применение формул частоты вариантов; гистограмму распределения кратностей . | Применять теоретические знания в решении различных статистических задач; использовать компьютерные программы для нахождения дисперсии. | 1)Исследование несложных связей. 2) Умение логически верно выстраивать суждения и формулировать результаты. 3)Презентация результатов познавательной деятельности. 4)Перенос учебного материала в новую ситуацию. | -текущий - самоконтроль, -внешний Цель: определение уровня понимания учебного материала | И.Р.Д | ||||||
6.2 (54) | Основные понятия математической статистики. Генеральная и выборочная совокупности. | Генеральная и выборочная совокупности. | Знать: порядок преобразования первоначально полученной информации. Понимать: применение формулу частоты вариантов; гистограмму распределения кратностей | Применять теоретические знания в решении различных статистических задач; использовать компьютерные программы для нахождения дисперсии. | 1)Исследование несложных связей. 2) Умение логически верно выстраивать суждения и формулировать результаты. 3)Презентация результатов познавательной деятельности. 4)Перенос учебного материала в новую ситуацию. | -текущий - самоконтроль, -внешний Цель: определение уровня понимания учебного материала | И.Р.К | ||||||
6.3 (55) | Основные задачи математической статистики. Оценка закона распределения. Гистограмма распределения. | Порядок преобразования первоначально полученной информации; формулу частоты вариантов; гистограмму распределения кратностей; «таблица измерений». | Знать: порядок преобразования первоначально полученной информации. Понимать: применение формулу частоты вариантов; гистограмму распределения кратностей в статистике. | Применять теоретические знания в решении различных статистических задач; использовать компьютерные программы для нахождения дисперсии. | 1)Исследование несложных связей. 2) Умение логически верно выстраивать суждения и формулировать результаты. 3)Презентация результатов познавательной деятельности. 4)Перенос учебного материала в новую ситуацию. | -текущий - самоконтроль, -внешний Цель: определение уровня понимания учебного материала | С.Р. | ||||||
6.4 (56) | Критерии согласия. Постановка задачи. Критерий согласия Х2. | Решение геометрических задач, опираясь на изученные свойства цилиндра, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат. | Знать: определения, этапы построения, доказательство теорем. Понимать: применение теоретического материала при исследовании простейших практических и решении стереометрических задач. | Применять полученные знания при выполнении практических задач на уровне распознания и воспроизведения знаний. | 1)Установление связей и закономерностей между практикой и теоретической частью, проводя поэтапное логическое обоснование 2)Проводить логические обоснования этапов решения уравнения. 3)Соотносить свое мнение с мнением одноклассников. | - текущий - внешний Цель: уровень восприятия учебного материала. | Т | ||||||
6.5 (57) | Проверка статистических гипотез. | Порядок преобразования первоначально полученной информации; формулу частоты вариантов; гистограмму распределения кратностей; «таблица измерений». | Знать: порядок преобразования первоначально полученной информации. Понимать: применение формулу частоты вариантов; гистограмму распределения кратностей в статистике. | Применять теоретические знания в решении различных статистических задач; использовать компьютерные программы для нахождения дисперсии. | 1)Исследование несложных связей. 2) Умение логически верно выстраивать суждения и формулировать результаты. 3)Презентация результатов познавательной деятельности. 4)Перенос учебного материала в новую ситуацию. | -текущий - самоконтроль, -внешний Цель: определение уровня понимания учебного материала | С.Р. | ||||||
6.6 (58) | Нулевая и альтернативная гипотезы. | «Дерево» вариантов; определение биноминального распределения, решение заданий на определение независимых испытаний. | Знать: введенные алгоритмы, определения. Понимать: применение введенного правила, определение вероятности «успеха» в одном испытании. | Применять теоретические знания при решении различных текстовых задач; развитее графической культуры. | 1)Исследование несложных связей и зависимостей. 2) Самостоятельное использование заданных алгоритмов. 3) Умение логически верно выстраивать суждения и формулировать результаты. 4)Презентация результатов познавательной деятельности | -текущий - самоконтроль, -внешний Цель: определение уровня понимания учебного материала | С.Р. | ||||||
6.7 (59) | Уровень значимости и мощность критерия. | Порядок преобразования первоначально полученной информации; формулу частоты вариантов. | Знать: порядок преобразования первоначально полученной информации. Понимать: применение формулу частоты вариантов в статистике. | Применять теоретические знания в решении различных статистических задач; использовать компьютерные программы для нахождения дисперсии. | 1)Исследование несложных связей. 2) Умение логически верно выстраивать суждения и формулировать результаты. 3)Презентация результатов познавательной деятельности. 4)Перенос учебного материала в новую ситуацию. | -текущий - самоконтроль, -внешний Цель: определение уровня понимания учебного материала | С.Р. | ||||||
6.8 (60) | Проверка гипотез о математическом ожидании. | Применять изученный теоретический материал при решении практических задач. | Знать: определения, формулы, таблицу, алгоритм. Понимать: применение комбинаторный задач в различных областях. | Применять теоретические знания на практике. | 1) Анализ реальных данных. 2) Осуществлять алгоритмические действия. 3) Выполнение расчетов практического характера. | -текущий - самоконтроль, -внешний Цель: определение уровня понимания учебного материала | С.Р. | ||||||
6.9 (61) | Проверка гипотез о равенстве двух выборочных средних. | Применять изученный теоретический материал при решении практических задач. | Знать: определения, формулы, таблицу, алгоритм. Понимать: применение комбинаторный задач в различных областях. | Применять теоретические знания на практике. | 1) Анализ реальных данных. 2) Осуществлять алгоритмические действия. 3) Выполнение расчетов практического характера. | -текущий - самоконтроль, -внешний Цель: определение уровня понимания учебного материала | Т | ||||||
6.10 (62) | Зачет по теме «Вероятностно-статистические методы обоснования». | урок контроля и оценки З.У.Н. | |||||||||||
Тема 6 Компьютерное моделирование как средство обоснования. (6 часов) | |||||||||||||
7.1 (63) | Проблема формализации построения доказательств с помощью компьютера на основании формальной логики. | Формализации построения доказательств с помощью компьютера на основании формальной логики | Знать: Формализации построения доказательств с помощью компьютера. Понимать: применение полученных знаний при решении задач. | Применять полученные теоретические знания . | 1)Исследование несложных связей и зависимостей. 2) Самостоятельное создание алгоритмов. 3) Умение логически верно выстраивать суждения и формулировать результаты. 4)Презентация результатов познавательной деятельности | -вводный -текущий Цель: определить уровень опорных знаний. | У.О. | ||||||
7.2 (64) | Рациональные рассуждения. Определение рационального рассуждения, типы рациональных рассуждений. | Рациональные рассуждения. Использование выборки по значимости. | Знать: Определение рационального рассуждения, типы рациональных рассуждений. Понимать: применение полученных знаний при решении задач. | Применять полученные теоретические знания. | 1)Исследование несложных связей и зависимостей. 2) Самостоятельное создание алгоритмов. 3) Умение логически верно выстраивать суждения и формулировать результаты. 4)Презентация результатов познавательной деятельности | -текущий -внешний Цель: систематизировать и обобщить знания по изучаемой теме. | И.Р.Д. | ||||||
7.3 (65) | Примеры рациональных рассуждений для построения некоторых математических моделей. Метод Монте-Карло. | Метод Монте-Карло. Интегрирование методом Монте-Карло. Использование выборки по значимости. | Знать: обычный численный метод интегрирования. Понимать: реализацию стохастического (случайного) процесса. | Применять полученные теоретические знания. | 1)Исследование несложных связей и зависимостей. 2) Самостоятельное создание алгоритмов. 3) Умение логически верно выстраивать суждения и формулировать результаты. 4)Презентация результатов познавательной деятельности | -текущий -внешний Цель: систематизировать и обобщить знания по изучаемой теме. | С.Р. | ||||||
7.4 (66) | Компьютерное обоснование проблем, связанных с вычислениями. | Компьютерное обоснование проблем, связанных с вычислениями. | Знать: определения, формулы, таблицу, алгоритм. Понимать: применение комбинаторных задач в различных областях. | Применять теоретические знания на практике. | 1) Анализ реальных данных. 2) Осуществлять алгоритмические действия. 3) Выполнение расчетов практического характера. | -текущий - самоконтроль, -внешний Цель: определение уровня понимания учебного материала | С.Р. | ||||||
7.5 (67) | Вычисление основных математических констант( числа Пи, e). | Алгоритм Бюффона для определения числа Пи. | Знать: правила, формулы нахождения первообразных; теорему и вычисления определенного интеграла. Понимать: применение полученных знаний при решении задач, связанных с геометрией и физикой. | Применять полученные теоретические знания . | 1)Исследование несложных связей и зависимостей. 2) Самостоятельное создание алгоритмов. 3) Умение логически верно выстраивать суждения и формулировать результаты. 4)Презентация результатов познавательной деятельности | -текущий -внешний Цель: систематизировать и обобщить знания по изучаемой теме. | И.Р.Д. | ||||||
7.6 (68) | Решение частичных проблем математического характера (вычисление пределов, определенных интегралов, некоторые задачи линейной алгебры). | Алгоритмы нахождения определенных интегралов введением переменной и интегрированием по частям. | Знать: алгоритмы. Понимать: применение данных алгоритмов при нахождении определенных интегралов. | Применять полученные знания при выполнении практических заданий. | 1)Отыскание связи между условием задания и изученным теоретическим материалом. 3) Оценивание необходимости применения изученного материала в практической деятельности и при изучении других предметов. 4)Аргументирование этапов рассуждения. | -самоконтроль Цель: определить уровень различения и запоминания учебного материала. | Т |
Виды контроля:
- ФО – фронтальный опрос.
- ИРД – индивидуальная работа у доски.
- ИРК – индивидуальная работа по карточкам.
- СР – самостоятельная работа.
- ПР – проверочная работа.
- Т – тестовая работа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа элективного курса по математике Практикум по математике: математика в задачах
Элективный курс "Математика в задачах" рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных классов, имеющих слабую математическую подготовку при решении задач. ...
Рабочая программа элективного курса по математике «За границами учебника математики» 6 класс.
Программа элективного курса по математике «За границами учебника математики» в 6 классе рассчитана на 35 часов и направлена на то, чтобы увеличить интерес учеников шестого класса к математ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по математике «Единый экзамен по математике: теория и практика решения задач».11 класс
Изучение данного курса позволит повторить школьный курс алгебры и начал анализа, геометрии, подготовить учащихся к сдаче экзамена .Поэтому в содержание курса вкл...
Рабочая программа элективного курса по математике для 8 класса "Математика плюс"
Программа образовательной программы «Математика плюс» предназначена для учащихся 8 класса, которые интересуются математикой и хотят узнать о ней больше, чем можно прочитать в учебнике или услыша...
Рабочая программа элективного курса по математике 5- 7 класс «Математика после уроков»
Предлагаемая программа решает одну из важнейших задач: развития математических способностей учащихся- гибкости ума, оперативности мышления, что ...
Рабочая программа элективного курса по математике "Экономика на уроках математики" для 10 - 11 классов
Элективный курс «Экономика на уроках математики» предназначен для учащихся 10 - 11 классов, интересующихся математикой и экономикой, решивших связать свою будущую профессию с экономи...
Программа факультативного курса по математике" За страницами учебника математики.Текстовые задачи"
Основная цель факультативных занятий: сформировать у учащихся интерес к математике как науке и на основе соответствующих заданий развивать их математические способности и внутреннюю мотивацию к предме...