Элективный курс по математике для 10 класса (гуманитарный профиль) Избранные вопросы математики
рабочая программа по алгебре (10 класс) по теме

Пересторонина Марина Геннадьевна

Избранные вопросы математики 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gum_elektiv.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Свеча Свечинского района Кировской области

2014-2015 уч. год

Элективный курс по математике

для 10 класса

(гуманитарный профиль)

 

Избранные вопросы математики

Составил учитель математики Пересторонина М Г

                             

                                   

                                      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

                   Одним из требований гуманизации общего образования является дифференцированный подход к организации учебной деятельности. Данный элективный курс предназначен для обучения учащихся 10 класса гуманитарного профиля.

             Математика обеспечивает изучение других дисциплин, особенно физики, основ информатики и вычислительной техники, без знаний которых не может обойтись ни один образованный человек. Математические методы используют в своих исследованиях общественные науки: социология, психология, педагогика, филология и др. Именно математике отводится главная роль в формировании методов человеческого мышления: анализа и синтеза, индукции и дедукции, обобщения и конкретизации, классификации, систематизирования, абстрагирования, аналогии.

                          Практическую значимость математики школьники осознают, решая задачи различной степени сложности. Элективный курс направлен на расширение теоретических знаний учащихся при решении нестандартных задач исследовательского характера.

   Элективный курс основан на повторении, систематизации и углублении знаний полученных ранее. Занятия проходят в форме свободного практического урока и состоят из обобщённой теоретической части и практической части, где учащимся предлагается решить задания схожие с заданиями вошедшими в ЕГЭ прошлых лет или же удовлетворяющие перечню контролируемых вопросов. Также рассматриваются иные, нежели привычные, подходы к решению задач, позволяющие сэкономить время на ЕГЭ.

    Целью предлагаемой программы является не только подготовка к ЕГЭ,  но и обучение приёмам  самостоятельной деятельности и творческому  подходу к любой проблеме. Это создаст предпосылки для рождения ученика умения мыслить творчески, нестандартно, не будет лишним в любом виде деятельности в будущей жизни ученика.

        Элективный курс рассчитан на 34 часа для учащихся 10 класса. Данная программа курса сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика, кому она понадобится при учебе, подготовке к различного рода экзаменам, в частности, к ЕГЭ.

Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, систематизации знаний при подготовке к выпускным экзаменам. Используются различные формы организации занятий, такие как лекция и семинар, групповая, индивидуальная деятельность учащихся. Результатом предложенного курса должна быть успешная сдача ЕГЭ.

            Цели курса:

  • На основе коррекции базовых математических знаний учащихся за курс 5 – 10 классов совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся. Расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса математики, развитие умений применять эти знания на практике.    
  • Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах, развитие умений применять эти знания на практике. 
  • Создание условий для формирования и развития  у обучающихся навыков анализа и систематизации полученных ранее знаний; подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Задачи курса:

  • Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей школьников по математике. Формирование устойчивого интереса учащихся к предмету.
  • Выявление и развитие их математических способностей.
  • Обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач. Развитие умений самостоятельно анализировать  и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;
  • Формирование и развитие  аналитического и  логического мышления.
  • Расширение математического представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.
  • Развитие коммуникативных и общеучебных  навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы.     

Виды деятельности на занятиях:

Лекция,  беседа, практикум,  консультация,  работа на компьютере.

   

Формы контроля.

  1. Текущий контроль:  практическая работа, самостоятельная работа.   
  2. Тематический контроль: тест.
  3. Итоговый контроль: итоговый тест.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Выполнение практических занятий имеет целью закрепить у учащихся теоретические знания и развить практические навыки и умения в области алгебры, и успешной сдачи ЕГЭ по математике.

   На занятиях рассматриваются различные способы решения задач и выбираются самые рациональные. Подбор задач способствует углублению теоретических знаний школьников. Содержание курса представлено тремя блоками: « Задачи с практическим содержанием », «Решение текстовых задач», «Решение планиметрических задач», «Уравнения и системы уравнений».

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

П/П

 

 

                                          Содержание

Кол-во часов

1.Задачи с практическим содержанием      7  час.

1

Задачи на деление с остатком

1

2

Задачи на проценты. Задачи на проценты:

а) задачи, решаемые арифметическим способом;

б) задачи, в которых  известно, сколько процентов одно число составляет от другого;

в) задачи, в которых известно, на сколько процентов одно число больше (или меньше) другого;

г) процентные вычисления в жизненных ситуациях ( распродажа, тарифы, штрафы, банковские операции, голосования).

1

3

Задачи на проценты. Проверочная работа.

1

4-5

 Представление информации в виде графиков и диаграмм. Работа с графиками и диаграммами. Извлечение информации, представленной в виде диаграммы, графика.

2

6-7

Представление информации в виде таблицы. Извлечение информации, представленной в виде таблицы. Практико ориентированные задачи.

2

2.Решение текстовых задач      9час.

8-9

Задачи на движение:

а) движение из одного пункта в другой в одном направлении;

б) движение из одного пункта в другой с остановками в пути;

в) движение из разных пунктов навстречу друг другу;

г) движение по водному пути.

2

10-11

 Задачи на совместную работу:

а) вычисление неизвестного времени работы;

б) путь, пройденный движущимися телами, рассматривается как совместная работа;

в) задачи на бассейн, заполняемый одновременно разными трубами.

2

12-13

Задачи на планирование:

а) задачи, в которых требуется определить объём выполняемой работы;

б) задачи, в которых требуется найти производительность труда;

в) задачи, в которых требуется определить время, затраченное на выполнение предусмотренного объёма работы.

2

14

Задачи на проценты:

1

15

Текстовые задачи на прогрессии.

1

16

Задачи оптимизации.

1

3.  Решение планиметрических задач                                                           7час

17-18

Треугольники

2

19-20

Четырехугольники

2

21

Окружность и круг, вписанный угол

1

22-23

Площади фигур

2

  1. Уравнения и системы уравнений        7 часов

24

Рациональные уравнения

1

25

Иррациональные уравнения

1

26

Уравнения с модулем

1

27-28

Тригонометрические уравнения

2

29-30

Решение систем уравнений

2

  1. Итоговое тестирование     4часа

 

                                                                            ИТОГО:

34

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Тема 1. Задачи с практическим содержанием

Задачи на деление с остатком , задачи на проценты. Практико-ориентированные задачи, задачи с различными житейскими ситуациями. Работа с графиками и диаграммами. Извлечение информации, представленной в виде диаграммы, графика, таблицы.

Тема 2. Решение текстовых задач

Различные подходы к решению задач на движение, работу и проценты. Типовые задачи для поступающих в вузы. Задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии. Задачи практического содержания. Нестандартные задачи. Решение разными способами. Задачи на наибольшее и наименьшее значения. Выбор оптимального значения. Задачи прикладного характера.

Тема 3.  Решение планиметрических задач  

 Задачи по темам: «Решение треугольников», «Площади плоских фигур», «Подобие фигур», «Комбинации фигур с окружностью», «Окружность и касательная». Типовые задания для поступающих в вузы.

 

Тема 4. Уравнения и системы уравнений        

Уравнения, приводимые к линейным, квадратным, дробно-рациональным уравнениям. Уравнения высоких порядков. Уравнения с модулем. Тригонометрические уравнения, различные подходы к их решению.

 

Планируемые результаты

 Изучение данного курса дает учащимся возможность:

- повторить и систематизировать ранее изученный  материал школьного курса математики;

-  освоить основные приемы решения задач;

- овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;

-   овладеть и пользоваться на практике  техникой сдачи теста;

-  познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;

-   повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;

- познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов,  в ходе  подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

 

 

                                   

 ЛИТЕРАТУРА

  1. Математика. Решение  сложных  задач  Единого государственного  экзамена/С..Колесникова -3-еизд - М.:Айрис-пресс, 2007
  2. Единый государственный экзамен  2009.Математика. Универсальные материалы для  подготовки  учащихся./ Л.О.Денищева «Интеллект-Центр»2012
  3. Единый государственный экзамен  2009.Математика. Универсальные материалы для  подготовки  учащихся./ФИПИ-М.. «Интеллект-Центр»2013
  4. ЕГЭ. Математика. Типовые тестовые задания» /Т.А.Корешкова, Ю.А.Глазков, В.В.Мирошин, Н.В.Шевелева. - М.: Экзамен, 2010 (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания»)
  5. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ, 2012, 2013.
  6. Математика: еженедельное приложение к газете «Первое сентября».
  7. Математика в школе: ежемесячный научно- методический журнал.
  8. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. 10 класс.2001г
  9. Фирсов В.В. Избранные вопросы математики. 10 класс.2000г

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по математике "Избранные вопросы математики" 9 класс

Программа и календарно-тематическое планирование элективного курса для учащихся 9 класса...

Программа элективного курса для 10-11 класса по биологии «Избранные вопросы биологии».

Проблема подготовки учащихся к сдаче  экзамена в форме ЕГЭ, поступающих в учебные заведения, связанные с биологией, весьма актуальна. Выпускникам необходимо повторить и систематизировать материал...

Программа элективного курса «Избранные вопросы математики» 9 класс, Галимова Нина Викторовна - учитель математики высшей категории

Программа элективного  курса «Избранные вопросы математики»   9 класс, Галимова Нина Викторовна - учитель математики высшей категории...

Программа элективного курса по математике "Избранные вопросы математики". (8 класс)

Рабочая программа элективного курса по математике для учащихся 8 класса "Избранные вопрсы математики". Курс расчитан на 1час в неделю, всего 34часа. Курс напрвлен на обобщение и повторение пройденного...

Рабочая программа элективного курса по математике "Избранные вопросы математики" 11 класс

       Предлагаемый курс позволит учащимся использовать и систематизировать знания, полученные при изучении различных тем школьного курса  алгебры и геометрии, расширит...

Рабочая программа элективного курса по математике "Избранные вопросы математики" 10 класс

Предлагаемый курс позволит учащимся использовать и систематизировать знания, полученные при изучении различных тем школьного курса  алгебры и геометрии, расширить знания за рамками этого курса, п...