Элективный курс по математике для 10 класса (гуманитарный профиль) Избранные вопросы математики
рабочая программа по алгебре (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Свеча Свечинского района Кировской области
2014-2015 уч. год
Элективный курс по математике
для 10 класса
(гуманитарный профиль)
Избранные вопросы математики
Составил учитель математики Пересторонина М Г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из требований гуманизации общего образования является дифференцированный подход к организации учебной деятельности. Данный элективный курс предназначен для обучения учащихся 10 класса гуманитарного профиля.
Математика обеспечивает изучение других дисциплин, особенно физики, основ информатики и вычислительной техники, без знаний которых не может обойтись ни один образованный человек. Математические методы используют в своих исследованиях общественные науки: социология, психология, педагогика, филология и др. Именно математике отводится главная роль в формировании методов человеческого мышления: анализа и синтеза, индукции и дедукции, обобщения и конкретизации, классификации, систематизирования, абстрагирования, аналогии.
Практическую значимость математики школьники осознают, решая задачи различной степени сложности. Элективный курс направлен на расширение теоретических знаний учащихся при решении нестандартных задач исследовательского характера.
Элективный курс основан на повторении, систематизации и углублении знаний полученных ранее. Занятия проходят в форме свободного практического урока и состоят из обобщённой теоретической части и практической части, где учащимся предлагается решить задания схожие с заданиями вошедшими в ЕГЭ прошлых лет или же удовлетворяющие перечню контролируемых вопросов. Также рассматриваются иные, нежели привычные, подходы к решению задач, позволяющие сэкономить время на ЕГЭ.
Целью предлагаемой программы является не только подготовка к ЕГЭ, но и обучение приёмам самостоятельной деятельности и творческому подходу к любой проблеме. Это создаст предпосылки для рождения ученика умения мыслить творчески, нестандартно, не будет лишним в любом виде деятельности в будущей жизни ученика.
Элективный курс рассчитан на 34 часа для учащихся 10 класса. Данная программа курса сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика, кому она понадобится при учебе, подготовке к различного рода экзаменам, в частности, к ЕГЭ.
Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, систематизации знаний при подготовке к выпускным экзаменам. Используются различные формы организации занятий, такие как лекция и семинар, групповая, индивидуальная деятельность учащихся. Результатом предложенного курса должна быть успешная сдача ЕГЭ.
Цели курса:
- На основе коррекции базовых математических знаний учащихся за курс 5 – 10 классов совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся. Расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса математики, развитие умений применять эти знания на практике.
- Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах, развитие умений применять эти знания на практике.
- Создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации полученных ранее знаний; подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Задачи курса:
- Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей школьников по математике. Формирование устойчивого интереса учащихся к предмету.
- Выявление и развитие их математических способностей.
- Обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач. Развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;
- Формирование и развитие аналитического и логического мышления.
- Расширение математического представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.
- Развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы.
Виды деятельности на занятиях:
Лекция, беседа, практикум, консультация, работа на компьютере.
Формы контроля.
- Текущий контроль: практическая работа, самостоятельная работа.
- Тематический контроль: тест.
- Итоговый контроль: итоговый тест.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Выполнение практических занятий имеет целью закрепить у учащихся теоретические знания и развить практические навыки и умения в области алгебры, и успешной сдачи ЕГЭ по математике.
На занятиях рассматриваются различные способы решения задач и выбираются самые рациональные. Подбор задач способствует углублению теоретических знаний школьников. Содержание курса представлено тремя блоками: « Задачи с практическим содержанием », «Решение текстовых задач», «Решение планиметрических задач», «Уравнения и системы уравнений».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ П/П
|
Содержание | Кол-во часов | ||||
1.Задачи с практическим содержанием 7 час. | ||||||
1 | Задачи на деление с остатком | 1 | ||||
2 | Задачи на проценты. Задачи на проценты: а) задачи, решаемые арифметическим способом; б) задачи, в которых известно, сколько процентов одно число составляет от другого; в) задачи, в которых известно, на сколько процентов одно число больше (или меньше) другого; г) процентные вычисления в жизненных ситуациях ( распродажа, тарифы, штрафы, банковские операции, голосования). | 1 | ||||
3 | Задачи на проценты. Проверочная работа. | 1 | ||||
4-5 | Представление информации в виде графиков и диаграмм. Работа с графиками и диаграммами. Извлечение информации, представленной в виде диаграммы, графика. | 2 | ||||
6-7 | Представление информации в виде таблицы. Извлечение информации, представленной в виде таблицы. Практико ориентированные задачи. | 2 | ||||
2.Решение текстовых задач 9час. | ||||||
8-9 | Задачи на движение: а) движение из одного пункта в другой в одном направлении; б) движение из одного пункта в другой с остановками в пути; в) движение из разных пунктов навстречу друг другу; г) движение по водному пути. | 2 | ||||
10-11 | Задачи на совместную работу: а) вычисление неизвестного времени работы; б) путь, пройденный движущимися телами, рассматривается как совместная работа; в) задачи на бассейн, заполняемый одновременно разными трубами. | 2 | ||||
12-13 | Задачи на планирование: а) задачи, в которых требуется определить объём выполняемой работы; б) задачи, в которых требуется найти производительность труда; в) задачи, в которых требуется определить время, затраченное на выполнение предусмотренного объёма работы. | 2 | ||||
14 | Задачи на проценты: | 1 | ||||
15 | Текстовые задачи на прогрессии. | 1 | ||||
16 | Задачи оптимизации. | 1 | ||||
3. Решение планиметрических задач 7час | ||||||
17-18 | Треугольники | 2 | ||||
19-20 | Четырехугольники | 2 | ||||
21 | Окружность и круг, вписанный угол | 1 | ||||
22-23 | Площади фигур | 2 | ||||
| ||||||
24 | Рациональные уравнения | 1 | ||||
25 | Иррациональные уравнения | 1 | ||||
26 | Уравнения с модулем | 1 | ||||
27-28 | Тригонометрические уравнения | 2 | ||||
29-30 | Решение систем уравнений | 2 | ||||
| ||||||
| ИТОГО: | 34 | ||||
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Задачи с практическим содержанием
Задачи на деление с остатком , задачи на проценты. Практико-ориентированные задачи, задачи с различными житейскими ситуациями. Работа с графиками и диаграммами. Извлечение информации, представленной в виде диаграммы, графика, таблицы.
Тема 2. Решение текстовых задач
Различные подходы к решению задач на движение, работу и проценты. Типовые задачи для поступающих в вузы. Задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии. Задачи практического содержания. Нестандартные задачи. Решение разными способами. Задачи на наибольшее и наименьшее значения. Выбор оптимального значения. Задачи прикладного характера.
Тема 3. Решение планиметрических задач
Задачи по темам: «Решение треугольников», «Площади плоских фигур», «Подобие фигур», «Комбинации фигур с окружностью», «Окружность и касательная». Типовые задания для поступающих в вузы.
Тема 4. Уравнения и системы уравнений
Уравнения, приводимые к линейным, квадратным, дробно-рациональным уравнениям. Уравнения высоких порядков. Уравнения с модулем. Тригонометрические уравнения, различные подходы к их решению.
Планируемые результаты
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
- повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
- освоить основные приемы решения задач;
- овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
- овладеть и пользоваться на практике техникой сдачи теста;
- познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
- повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
- познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
ЛИТЕРАТУРА
- Математика. Решение сложных задач Единого государственного экзамена/С..Колесникова -3-еизд - М.:Айрис-пресс, 2007
- Единый государственный экзамен 2009.Математика. Универсальные материалы для подготовки учащихся./ Л.О.Денищева «Интеллект-Центр»2012
- Единый государственный экзамен 2009.Математика. Универсальные материалы для подготовки учащихся./ФИПИ-М.. «Интеллект-Центр»2013
- ЕГЭ. Математика. Типовые тестовые задания» /Т.А.Корешкова, Ю.А.Глазков, В.В.Мирошин, Н.В.Шевелева. - М.: Экзамен, 2010 (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания»)
- Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ, 2012, 2013.
- Математика: еженедельное приложение к газете «Первое сентября».
- Математика в школе: ежемесячный научно- методический журнал.
- Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. 10 класс.2001г
- Фирсов В.В. Избранные вопросы математики. 10 класс.2000г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по математике "Избранные вопросы математики" 9 класс
Программа и календарно-тематическое планирование элективного курса для учащихся 9 класса...
Программа элективного курса для 10-11 класса по биологии «Избранные вопросы биологии».
Проблема подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ, поступающих в учебные заведения, связанные с биологией, весьма актуальна. Выпускникам необходимо повторить и систематизировать материал...
Программа элективного курса «Избранные вопросы математики» 9 класс, Галимова Нина Викторовна - учитель математики высшей категории
Программа элективного курса «Избранные вопросы математики» 9 класс, Галимова Нина Викторовна - учитель математики высшей категории...
Программа элективного курса по математике "Избранные вопросы математики". (8 класс)
Рабочая программа элективного курса по математике для учащихся 8 класса "Избранные вопрсы математики". Курс расчитан на 1час в неделю, всего 34часа. Курс напрвлен на обобщение и повторение пройденного...
Рабочая программа элективного курса по математике "Избранные вопросы математики" 11 класс
Предлагаемый курс позволит учащимся использовать и систематизировать знания, полученные при изучении различных тем школьного курса алгебры и геометрии, расширит...
Рабочая программа элективного курса по математике "Избранные вопросы математики" 10 класс
Предлагаемый курс позволит учащимся использовать и систематизировать знания, полученные при изучении различных тем школьного курса алгебры и геометрии, расширить знания за рамками этого курса, п...
Рабочая программа элективного курса по математике 9 класс «Углубленное изучение избранных вопросов математики»
Подготова к ОГЭ по математики...