семинар "Психологический комфорт на уроке":; урок геометрии "Подобие фигур"; презентация к уроку "Подобие фигур"
план-конспект урока по геометрии (9 класс)
Разработка данного материала может использоваться педагогами для проведения психолого-педагогического семинара.Разработка содержит задания, выполняемые учителями в процессе проведения семинара.
Разработка урока геометрии и презентация могут использоваться педагогами при проведении урока..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 30.83 КБ |
preobrazovanie.docx | 87.14 КБ |
preobrazovanie_podobiya.pptx | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Семинар : " Психологический комфорт на уроках".
Гаврилова Валентина Викторовна
,учитель математики
Семинар: «Психологический комфорт на уроке.
Вводная часть
1. Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем семинаре. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе и поделиться своим опытом.
Поэтому эпиграфом к сегодняшней встрече мы выбрали стихотворение «Свободный разговор»:
— Поговорим?
— О чем?
— О разном и о прочем.
О том, что хорошо,
И хорошо не очень.
Чего-то знаешь ты.
А что-то мне известно.
Поговорим?
— Поговорим.
Вдруг будет интересно.
На протяжении длительного времени мы с вами встречаемся на педсоветах, совещаниях. Вот и сегодня собрались на очередное мероприятие.
Предлагаем вам познакомится с друг другом по новому. Может даже посмотреть друг на друга другими глазами.
1. если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в два раза в ладоши;
2. если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;
3. если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;
4. если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, крикните два раза ДА,ДА;
5. если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;
6. если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, встаньте;
7. если вы верите в то, что эмоции ваших учеников зависят от того эмоциональны ли вы, потопайте ногами.
Давайте на минутку заглянем в класс. Что там происходит
Показ ролика «Дети бегут в класс»
#1052;озговой штурм с залом.
-Как вы считаете, без чего не бывает школы?( без учителей и учеников)
-А чем они связаны между собой? ( уроками)
Вес уроки бывают разные .
Все уроки похожи и разные
Если к ним приглядеться
разных сторон.
Но бывают уроки-
как радостный праздник,
А бывают они-
как мучительный сон.
Предлагаем урок в виде торта
(Разные кусочки с пожеланиями)
-Приглашаем 6 человек- педагогов, которые хотели бы отведать этого чудо тортика.
#1042;сё у вас светло и гладко.
Дома тоже всё в порядке.
На работу и домой –
Дух гармонии с собой!
#1059;ченик от вас в восторге,
Хоть и редкие пятёрки.
Вы даёте знанья впрок –
Интересен ваш урок!
#1042;ы компании душа –
До чего ж вы хороша!
И у вас полно друзей,
От которых мир светлей.
#1055;рофессионал вы высший класс:
Всё в руках горит у вас!
И признанье тоже есть –
Грамот всех не перечесть!
#1042;ы достойную зарплату
Получаете за труд.
По неведомым каналам
Деньги в руки к вам плывут!
#1042;ы здоровы и красивы –
Вам хватает на всё силы.
И успешны вы всегда,
Ведь, успех – ваша среда!
Цель: Выработка программы деятельности учителей по созданию благоприятного психологического климата на уроках.
Задачи :
1. Проанализировать состояние психологического климата на уроках и выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды на уроке и препятствующие этому.
2. Сформировать мотивацию педколлектива по созданию комфортной среды на уроках.
#1056;азработать единые требования к проведению урока в условиях психологического комфорта.
Комфорт и его особенности.
(На экране вертикально написано слово «комфорт».)
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «комфорт»? Слова должны начинаться с букв данного слова.
К – красота,
О – органичность,
М – мама,
Ф – фантазия,
О – отдых,
Р – радость,
Т – тепло и т. д.
В наших руках возможность создать на уроках такую атмосферу, в которой ребенок будет чувствовать себя «как дома».
Итак, мы подошли к самому главному.
Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский).
Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).
Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу?
Теоретический ввод.
В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.
Это декларируется в законе РФ “Об образовании”. обучающегося”.
В статье #1087;.3 говорится “Образовательное учреждение несет ответственность за качество образования своих выпускников”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.
К сожалению, сегодня в образовательном процессе присутствуют негативные тенденции: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися, жалобы учителей на поведение учащихся, конфликтные ситуации, возникающие на уроках и переменах. Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках приводит к нервным срывам. Согласно статистике, комфортно чувствуют себя в школе лишь 58 % учащихся, 28 % — часто конфликтуют с учителями и одноклассниками.
Все это приводит к тому, что в школе ребенок не чувствует себя безопасно и комфортно, а ведь задача школы — создать такое психологическое пространство, чтобы в нем было хорошо каждому ребенку.
Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, так как именно в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.
Мини итог:
В сегодняшнем мире ребёнок не чувствует себя безопасно и комфортно
Что означает: находится постоянно в защитной позиции;
Усиливаются негативные тенденции в образовательном процессе: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися, что может негативно сказаться на усвоении знаний и формировании умений и навыков обучающихся
Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках и, как следствие, их нервные срывы, могут негативно сказатьсяна усвоении знаний и формировании умений и навыков обучающихся.
Проблема: при отсутствии благоприятного психологического климата школа не сможет решать успешно поставленные задачи и выполнить свою миссию
Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка.
Как писал поэт Борис Слуцкий
Ничему меня не научит
То, что тычет, талдычит, жучит…
–КАКОВО ЖЕ СЕГОДНЯ СОСТОЯНИЕ НА УРОКАХ?
–ЧТО МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ШКОЛА НЕ ПОДАВЛЯЛА,
ЧТОБЫ В НЕЙ БЫЛО ХОРОШО КАЖДОМУ РЕБЁНКУ?
(Ералаш "На уроках")
Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.
Психологический комфорт — качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для работы, раскрывает потенциальные возможности личности. Неблагоприятный климат препятствует личностному развитию, ввергая человека в состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния.
Учитель, ты будешь понят тогда,
Когда поймешь ученика.
А.А. Ухтомский.
(результаты диагностики психологического комфорта на разных возрастных этапах).
Каково же сегодня состояние психологического климата на уроках?
Что мы можем сделать, чтобы в школе было психологически комфортно на уроке.
Психологический климат
В педагогической литературе под психологическим климатом урока понимается:
Дружеское единение в системе «учитель-ученик»
Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость детей, их готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого обучающегося;
Защищенность всех членов ученического коллектива. Ни один обучающийся не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности;
Разумная и полезная деятельность всех на уроке;
Умение быть сдержанным в движениях, словах.
Исследования в школах России
Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение обучающихся к изучаемому предмету.
Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаясь к учителям: «…Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность».При этом он отмечал, что этому надо учиться.
Овладение культурой слова - неотъемлемый компонент подготовки учителя, его профессионального становления. Этот аспект обучения самый сложный, и требует от учителя трезвой самооценки.
Что говорят дети о комфорте.(высказывания детей-видео репортаж)
Только тогда, когда педагоги будут знать,
что надо делать, они смогут сделать.
П.П. Блонский.
Критерии психологического пространства
Безопасная среда
Атмосфера психологического комфорта
Сегодня мы проделаем упражнение, которое помогает созданию психологического комфорта.
Упражнение «Дирижер»
Представьте себе, что вы – композитор, создавший эту музыку. Дирижируя, вы можете закрыть глаза и услышать мелодию по-новому. Начинайте двигать кистями рук. Отлично. Теперь двигайте и локтями. Позвольте музыке струиться через ваше тело, почувствуйте гордость оттого, что вы сочинили такую удивительную музыку. А теперь откройте глаза и аплодисментами поблагодарите воображаемый оркестр.
В заключении участники по желанию высказываются.
Ведущий:Каждый из вас – дирижер детских душ. Пусть ваш оркестр вызывает у вас лишь чувство гордости.
Таким образом, благоприятный психологический климат создается гуманным отношением учителя к ученику.
Помните и никогда не забывайте!!!
Перед началом урока лучше «оставить за дверью» плохое настроение
Самый приятный звук для человека – это его имя.
Помните, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
Не сравнивайте успехи отдельных учащихся .
Если ребенка постоянно критикуют, он учиться ненавидеть.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенка хвалят и поддерживают, он учится быть благодарным и учиться ценить себя.
Создание благоприятного психологического климата на уроке.
Школу делает школой учитель.
Учителя разные – ведь они вырастают из учеников. Учитель – мастер, виртуоз. Только он знает, сколько труда и сил ушло на том, чтоб урок шел как по нотам. Мастерство – это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много. Но есть немало профессионалов. Как правило, они имеют свои профессиональные хитрости и приемы. И очень часто мы, педагоги, так увлечены своими профессиональными приемами, что забываем о психологическом климате на уроке, который мы обязаны создать для получения желаемого результата.
Какими бы способностями не обладал ученик, но если он не уважает или боится учителя творчества и качества обучения нам не дождаться.
От того, какой психологический климат создан учителем на уроке, зависит успех урока в целом.
Создание психологического климата в группе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач в работе педагога с детьми. Климат выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.
Факторы, мешающие психологическому комфорту у обучающихся:
неуверенность в себе
повышенная утомляемость
замедленность темпа деятельности
повышенная потребность во внимании
повышенная двигательная активность
трудности в переключении с одной деятельности на другую.
Факторы дискомфорта у учителей:
физическая и психологическая напряженность труда
постоянное оценивание со стороны различных людей
высокий уровень ответственности,
тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся
разные стили управления педагогическими кадрами
Принципы комфорта:
1) Учеба должна давать радость детям.
2)Протекать на фоне положительных эмоций.
3)Исключать конфликтных и психотравмирующих ситуаций.
4) Должна создаваться ситуация успеха.
Приемы создания психологического комфорта на уроке (Д. Карнеги):
1) УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!
2) Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени;
3) Давайте четко и искренне признавать хорошее в других;
4) Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течении всей жизни;
5) Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.
6) Искренне интересуйтесь людьми.
7) Будьте хорошим слушателем, говорите о том, что интересует собеседника, внушайте ему осознание его значимости.
Успешное проведение урока,
следовательно и психологический комфорт на уроке создаёт сам педагог.
Старайтесь:
Видеть в каждом ученике уникальную личность.
«Все дети талантливы».
Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности.
"Учиться победно!".
Исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка.
"Ребенок хорош, а плох его поступок".
Предоставлять возможности и помогать детям.
"В каждом ребенке – чудо, ожидай его".
«Давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова...»
слова из песни Булата Окуджавы
Работа в группах.
А чтобы нам лучше понять как создать психологический комфорт на уроке, предлагаем работу в группе.
Психологический комфорт на уроке.
1. Формы и средства работы
2. Личность учителя
3. Личность ребенка
4. Окружающая среда
(группы работают над своим вопросом, после обсуждения представляют доклады на 3-5 минут,тезисно).
Итог семинара.
Предварительный просмотр:
Урок геометрии в 9 классе
Тема урока: « Преобразование подобия. Подобие фигур».
Цели урока:
Образовательные:
- дать понятие преобразования фигур;
- свойства преобразования подобия; 3. определение подобных треугольников; #1086;тработка ЗУН.
Развивающие:
1 .Развивать практические навыки применения подобия фигур при решении задач.
2. Создавать условия для реальной оценки у обучающихся своих знаний и возможностей.
Воспитательные:
1 .Воспитание навыков контроля и взаимоконтроля.
#1042;оспитание аккуратности при выполнении чертежей и записей.
Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная,
групповая.
Методы и приемы урока: объяснительно – иллюстративный, печатно-словесный (текст + слово), самоконтроля, взаимоконтроля.
Средства обучения: рабочая тетрадь, ручка, карандаш, линейка, учебник, раздаточный материал для обучающей самостоятельной работы.
Используемые педагогические технологии: технология группового обучения, технология дифференцированного обучения.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознание и произвольное построение высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач;
личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способов действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные: планирование ученического сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение речевого поведения, умения высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Этапы урока.
- Организационный момент (2мин).
Дидактическая задача: подготовить обучающихся к работе на уроке.
Содержание: взаимные приветствия, фиксация отсутствующих, проверка
готовности к уроку, организация внимания.
Форма контроля: словесная, визуальная.
Обучающиеся меня «видят», готовы к уроку.
- Актуализация знаний и фиксация затруднений (5 мин).
Дидактическая задача: обеспечение мотивации , актуализация опорных знаний и умений.
Содержание: фронтальная работа с классом.
В повседневной жизни встречаются предметы одинаковой формы, но разных размеров.
Приведите примеры.
Слайд.
- Изучение нового материала.
Дидактическая задача: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Содержание: работа обучающихся в группах, обсуждение, формулировка
темы урока обучающимися, краткий конспект урока (запись в тетрадях
обучающимися и учителем на доске основных моментов урока).
Класс делится на четыре группы. Самостоятельная работа с учебным материалом.
1 группа обучающихся:
стр. 173, рис. 233 ( определение подобия фигур)
2 группа обучающихся:
стр.175 (свойства преобразования подобия)
3 группа обучающихся:
стр. 176 (определение подобных фигур)
4 группа обучающихся:
Из предложенного наглядного материала выбрать подобные фигуры.
На изучение учебного материала – 7 мин
Обсуждение, формулировка темы урока обучающимися, краткий конспект – 16 мин
Форма контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, словесная оценка.
4.Закрепление изученного материала. Решение задач. (7 мин ) Дидактическая задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации; решение задач,
оформление задачи ( дано, чертеж, решение, ответ).
Задача №5 (устно) стр.186
Что представляет собой фигура, подобная треугольнику?
Задача №6 стр.186
3. Закрепление изученного материала . Решение задач.( 7 мин.)
Стр. 186. №5 (устно)
Что представляет собой фигура, подобная треугольнику?
Стр.186. №6.
У подобных треугольников ABC и А Д С, угол А равен 30,
АВ=1м, ВС =2м. В С =3м. Чему равен угол А и сторона
4. Обучающая самостоятельная работа по карточкам. (10 мин.)
Стр. 88 (А.И.Ершова и др. , Самостоятельные и контрольные работы.)
Вариант А1 Вариант А2 .
С-1. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПОДОБИЯ И ЕГО
СВОЙСТВА
- Подведение итогов урока. (З мин.)
- Домашнее задание. ( 2 мин.)
п.100,101,102
стр.186 №4
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гомотетия Зафиксируем точку O и положительное число k . Каждой точке Х плоскости, отличной от O сопоставим точку Х' на луче O Х так, что O Х' = k O Х . Точке O сопоставим ее саму. O Х Х' Преобразование фигуры F , при котором каждая ее точка Х переходит в точку Х' , построенную указанным способом, называется гомотетией относительно центра O . Число k называется коэффициентом гомотетии. Фигуры F и F´ называются гомотетичными .
В геометрии фигуры одинаковой формы принято называть подобными.
Подобными являются любые два круга, два квадрата.
Подобие в жизни ( карты местности )
Дано: ∆АВС, О – центр гомотетии, k = 3. Построить: ∆ А ´ В ´ С ´ , гомотетичный ∆ АВС. Построение. А В С ´ А ´ В ´ С Проведем луч ОА. Отложим на нем отрезок ОА ´ = 3 ∙ОА. Проведем луч ОС. Проведем луч ОВ. Отложим на нем отрезок ОС ´ = 3 ∙ОС. Отложим на нем отрезок ОВ ´ = 3 ∙ОВ. Достроим ∆ А ´ В ´ С ´ - искомый. О Задача №1: Построение фигуры гомотетичной данной
Подобные треугольники: В 1 С 1 А В С Два треугольника называются подобными, если их углы соответственно равны и стороны одного треугольника пропорциональны сходственным сторонам другого треугольника Стороны АВ и А 1 В 1 ВС и В 1 С 1 СА и С 1 А 1 называются сходными В 1 С 1 А В С А 1
Подобные треугольники: ∆ КМР ∆ СОВ Найдите равные углы Назовите пропорциональные стороны I вариант ∆ DEO ∆ NRM II вариант ∆СВР ∆КМО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый урок по геометрии 7 класс. Презентация
Обобщающий урок по геометрии 7 класс....
Обобщающий урок по геометрии 8 класс по теме"Площади фигур"
Данная папка содержит технологическую карту урока, презентацию, раздаточный материал для учащихся, карты оценивания и рефлексии....
Обобщающий урок по геометрии "Площади фигур", 8 класс
Урок обобщения и систематизации знаний...
Интегрированный урок по геометрии и географии "Вычисление площадей геометрических фигур" для обучающихся 8 класса
Необычный урок, на котором ребята знакомятся с профессией инженера-землеустроителя и закрепляют навыки измерительных работ в пространстве школьной мультипредметной лаборатории и рассчета площаде...
Урок геометрии в 7 классе "Основные геометрические фигуры"
Урок разработан по модульной технологии....
Устный счет на уроках геометрии 8 класс (презентации)
Устный счет на уроках геометрии 8 класс (презентации)...
Урок по геометрии “Решение задач на вычисление площадей фигур” 8кл.
Структура урока1. Организационный момент.2. Актуализация знаний.3. Формирование умений и навыков.4. Контроль знаний. Самостоятельная работа.5. Итог урока. 6. Домашнее задание....