Математическое содержание понятия «преобразование подобия»
статья по геометрии (9 класс)
Для задания геометрического (точечного) отображения надо указать: некоторую фигуру (точечное множество) , называемую областью определения, некоторую фигуру , называемую областью значений отображения , и некоторое правило, сопоставляющее с каждой точкой области определенную точку области . Если данное отображение переводит точку в точку ( то есть ), то точку называют образом точки при отображении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Общеобразовательное учреждение Лицей города Истры
СТАТЬЯ
на тему: «Математическое содержание понятия «преобразование подобия»»
Майорова Анастасия Игоревна
Истра
2024
Математическое содержание понятия «преобразование подобия»
Для задания геометрического (точечного) отображения надо указать: некоторую фигуру (точечное множество)
, называемую областью определения, некоторую фигуру
, называемую областью значений отображения
, и некоторое правило, сопоставляющее с каждой точкой
области
определенную точку
области
. Если данное отображение
переводит точку
в точку
( то есть
), то точку
называют образом точки
при отображении
[1].
Отображение с областью определения
и областью значений
называется взаимно однозначным, если, во-первых, ни для каких двух различных точек
и
области
их образы
и
не совпадают и, во-вторых, каждая точка области
является образом некоторой точки при отображении
[1].
Взаимно однозначные отображения, для которых область определения совпадает с областью значений, называют преобразованиями множества
[1].
Преобразования, изменяющие все расстояния между точками в одном и том же отношении (иначе говоря, сохраняющие отношения расстояний между точками), называются преобразованиями подобия (с коэффициентом подобия
) [1].
Рис. 1. Преобразование подобия
То есть, если любые точки и
фигуры
при помощи преобразования подобия перейдут в точки
и
фигуры
, то
, при чем число
общее для всех точек фигур и называется коэффициентом подобия (рис. 1). При
преобразование подобия является движением, так как сохраняются расстояния [2].
Преобразование фигуры, при котором каждой её точке ставится в соответствие точка
, лежащая на луче, соединяющем
с некоторой выбранной фиксированной точкой
, и такая, что
и
находятся в заданном постоянном отношении
(то есть
), называется гомотетией (рис. 2) с центром
и коэффициентом подобия
[3].
При точки фигуры приближаются к центру, при
точки удаляются от него, а при
фигура не изменяется, так как её точки остаются на месте (это называют тождественным преобразованием). При
преобразование происходит не на лучах, а на их продолжениях.
Рис. 2. Гомотетия
Теорема. Гомотетия есть подобие [2].
Доказательство. Пусть - центр гомотетии, а
- коэффициент гомотетии, а
,
- произвольные точки фигуры.
При гомотетии точка переходит в точку
на луче
, а точка
в
на луче
, при чем
,
. Из этого следуют векторные равенства:
,
. При почленном вычитание получаем:
. По свойству векторов
и
, то
, следовательно
, то есть
, значит гомотетия есть преобразование подобия. Теорема доказана.
Свойства преобразования подобия:
- Преобразование подобия устанавливает между точками фигур взаимно однозначное соответствие [3].
Доказательство. То, что любой точке исходной фигуры соответствует определенная точка
преобразованной фигуры, следует из указанного в условии преобразования подобия. Легко доказать и обратное, что любая преобразованная точка
определяет однозначно исходную точку
. Для этого обе точки должны лежать либо на одной прямой при коэффициенте подобия
, либо на противоположных при
, а отношение их расстояний до центра
известно:
. Следовательно, точка
лежит на известном расстоянии от начала
и определяется однозначно.
- Если некоторая фигура получена из другой фигуры преобразованием подобия с центом
и коэффициентом подобия
, то и обратно, исходная фигура может быть получена преобразованием подобия из второй фигуры с тем же центром подобия и коэффициентом подобия
[3].
Доказательство. Аналогично свойству 1. Остается проверить верность соотношения (сразу для случаев
и
). По определению для исходной фигуры
или после преобразования
. Для преобразованной получим
. Подставив вместо
значение коэффициента (то есть
и выполнив преобразования, получаем
.
- Любые точки, лежащие на одной прямой, преобразуются при гомотетии в точки, лежащие на одной прямой, параллельной исходной (совпадающей с ней, если она проходит через
) [3].
Доказательство. В случаи, если прямая проходит через центр очевиден, так как любые точки этой прямой переходят в точки этой же прямой. В общем случаи: пусть даны три точки основной фигуры, лежащие на одной прямой -
,
и
и пусть точка
- образ при преобразовании подобия точки
.
Проведем . Покажем, что образы точек
и
тоже лежат на
. Прямые
и
на прямых
,
и
отсекают пропорциональные части, то есть
(рис.3). Таким образом, очевидно, что
и
, лежащие на лучах
и
и на прямой
являются соответственными для точек
и
. Из доказанного можно сделать вывод: при преобразовании подобия прямая не проходящая через центр подобия (гомотетии), преобразуется в параллельную прямую. Также, всякий отрезок преобразуется в отрезок.
Рис. 3. Свойство 3
- При преобразовании подобия отношение любой пары соответствующих отрезков равно одному и тому же числу - коэффициенту подобия [3].
Доказательство. Первый случая, когда дан отрезок не лежащий на луче, проходящий через центр (рис.3). Исходный отрезок
и подобно соответствующий ему
заключены между сторонами угла
. Применив свойство пропорциональных отрезков, находим
. Это и требовалось доказать.
Во втором случаи данный отрезок лежит на прямой, проходящей через центр, а значит ему соответствующий находится на этой же прямой (рис.4). По определению преобразования подобия имеем , откуда, образуя произвольную пропорцию, получаем
, что и требовалось доказать.
Рис. 4. Свойство 4
- Углы между соответствующими прямыми (отрезками) подобно расположенных фигур равны [3].
Доказательство. Пусть преобразованием подобия с коэффициентом подобия
переходит в угол
. В любом случаи и при
и при
по свойству 3 стороны углов попарно параллельны, только в одном случаи обе пары сторон одинаково направлены, а в другом - обе противоположно направлены. И так, по свойству углов с параллельными сторонами данный
и преобразованный
равны.
- Композиция подобий с коэффициентами
и
есть подобие с коэффициентом
[4].
Доказательство. Пусть фигура подобием
с коэффициентом
переводит фигуру в
, а затем фигура
подобием
с коэффициентом
переводит фигуру в
. Точкам
и
фигуры
соответствуют точки
и
фигуры
. Тогда
=
. Затем пусть точкам
и
фигуры
соответствуют точки
и
фигуры
и
=
. В силу того, что были взяты произвольные точки
и
фигуры
, получаем, что преобразование
является преобразованием подобия с коэффициентом
.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Яглом, И. М. Понятия преобразования. Примеры / И. М. Яглом, Л. С. Атанасян // Энциклопедия по элементарной математике том 4. Геометрия. - М.: ГИФМЛ, 1963. - С. 50-63.
- Гусев, В. А. Математика: Справ. материалы: Кн. для учащихся / В. А. Гусев, А. Г. Мордкович - М.: Просвещение, 1988. - 416 с.
- Сканави, М. И. Элементарная математика. / М. И. Сканави. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 1974г. - 592с.
- Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. / Л. С. Атанасян [и др.]. - М.: Просвещение, 2016 - 383 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 9 классе по теме:"Преобразование подобия. Подобие фигур".
Открытый урок по геометрии в 9 классе по теме:...

Математическая эстафета "Тождественные преобразования выражений"
Данный материал можно использовать и как самостоятельное внеклассное мероприятие по математике, и как дидактическую игру на уроке....

Психологический анализ содержания понятия имидж.
Ежегодная научная сессия «Шаг в науку» МГГУ им. М. А. Шолохова...

К вопросу о содержании понятия чередование в практике преподавания русского языка в школе
Статья рассматривает понятие чередование в школьном учебнике....

Сущность и содержание понятия «Патриотизм»
Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине, Отечеству, его народу, культуре, языку, родной природе, историческим корням. ...

Сущность и содержание понятия "базовые учебные действия" (БУД)
В работе расскрыты сущность и содержание понятия "базовые учебные действия", определена цель формирования БУД у детей с ТМНР, дана сравнительная характеристика УУД и БУД....