Сущность и содержание понятия «Патриотизм»
статья

Лихалит Наталья Михайловна

Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине, Отечеству, его народу, культуре, языку, родной природе, историческим корням. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности, идентификацию себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа. Патриотизм означает не только наличие высоких моральных и правовых требований к личности со стороны государства, но и каждой личности к государству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushchnost_i_soderzhanie_ponyatiya_patriotizm.docx43.45 КБ

Предварительный просмотр:

Сущность и содержание понятия «патриотизм»

Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине, Отечеству, его народу, культуре, языку, родной природе, историческим корням. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности, идентификацию себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа. Патриотизм означает не только наличие высоких моральных и правовых требований к личности со стороны государства, но и каждой личности к государству. [1]

Патриот — личность, подчиняющая свою жизнь интересам Отечества и своего народа. Быть патриотом — это не только защищать территорию Отечества на поле брани, но и защищать ее веру, традиции, культуру, историю. Николай Михайлович Карамзин писал: «Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях». 

Историческими корнями патриотической культуры является веками и тысячелетиями закрепленное существование обособленных государств, формировавших привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии. 

Патриотизм зародился еще в догосударственные времена, когда такие понятия, как род, племя, коллективизм, старейшина, вождь имели особое значение в жизни каждого человека, который не мыслил себя как индивидуальность, а осознавал частью общего и главного. Патриотизм передается от поколения к поколению, является одной из основных традиций России, согласно которой Отечество никогда не воспринималось как географическое или этнографическое понятие, а считалось вотчиной Бога. Поэтому служба Родине, Отечеству была деятельным Богослужением, а патриотизм совпадал с благочестием. Патриотизм в русском национальном сознании всегда связан с жертвенностью, важнейшей его особенностью была идея защиты, а не захвата чужих земель. 

Патриотизм основывается на принципах: 

— идеологии, призванной способствовать сплочению, сохранению, росту процветанию, могуществу государства и народа как гарантии мирового равновесия, развития народов, живущих на территории; 

— единых национальных ценностей для всех народов, проживающих на территории государства; 

— культуре — воплощении самобытности (язык, обычаи, нравственность, искусство, наука, техника, технологии, медицина, образование, спорт, использующие тысячелетний опыт собственного развития, мировые достижения, опирающиеся на традиции); 

— решимости — отстаивание интересов народа, государства всеми доступными средствами, готовность к жертвам ради защиты свободы, независимости народа и государства; 

— власти — законодательная, исполнительная, судебная, финансово-экономическая, военная, призванная обеспечивать и защищать интересы государства, народов, проживающих на его территории, поддерживать баланс межнациональных интересов, равноправие граждан государства вне зависимости от их национальности, религиозной принадлежности; 

— государственном устройстве — исторически сложившейся модели общественного, хозяйственного устройства, обеспечивающей существование, развитие страны как сильного независимого государства; 

— веротерпимости — уважительном отношении к традиционным религиям и конфессиям, научной атеистической традиции; 

— соборности — целостном сочетании свободы и единства людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям (термин введен русским философом Д. А. Хомяковым), важнейшем духовном условии национального единства и создания мощной державы; 

— общинности — коллективизм, приоритет в сознании общественного над индивидуальным, коллективизма над индивидуализмом. [2]

Русский философ, духовный писатель Иван Александрович Ильин в своей работе «Путь духовного обновления» обращал внимание на то, что формированию чувства патриотической культуры способствуют культурно-духовные традиции: язык, песня, молитва, сказка, жития святых и героев, поэзия, история, армия, литература, музыка, живопись, скульптура, фольклор. 

Патриотизм прививается человеку почти с младенческих лет. Этой теме посвящается много часов в школьной программе, на вузовских лекциях.

Однозначно определить на вопрос о том, что такое патриотизм, невозможно.

Владимир Даль в своём словаре дает определение: "Патриот - это любитель Отечества, человек, который свято оберегает интересы своей страны". Одним словом, патриотизм - это любовь к Родине и ко всему, что с ней связано.

 Это может быть не только защита интересов и безопасности своей страны, но и бережное отношение к государственным ценностям, сохранение природных запасов и чистоты экологической обстановки. Для кого-то это государственный язык и литература, исторические ценности и так далее. Что такое патриотизм сегодня?

Это также любовь к своей стране как к месту своего рождения, где находятся корни, уважение традиций своего народа, болезненное переживание происходящих катаклизмов, даже любовь к природе.

Помимо любви к Отечеству и к своим предкам, патриотизм проявляется в  деятельности человека, которая направлена на укрепление и развитие страны. Это -  непримиримая борьба с людьми, которые наносят явный вред благу державы. Это могут быть отдельные личности или целые коллективы. Они осуществляют свою деятельность, не задумываясь о вреде, который наносят, о том, что своими разговорами сеют вражду. Можно ли назвать патриотами людей, которые на глазах у миллионов устраивают драки или словесные перепалки на телевидении?

Иначе, как можно назвать патриотами политиков, которые, придя к власти, решают в основном только свои собственные проблемы? Как можно назвать патриотами молодых людей, которые всякими путями стараются уклониться от службы в армии? Много можно привести примеров, но как бы там ни было, патриотизм все-таки есть!

 И патриотов в России множество. Людей, которые любят свою страну и стремятся к её процветанию. И сам патриотизм - это такое чувство, которое невозможно уничтожить, оно просто неистребимо, оно воспитывается в каждой семье и передаётся из поколения в поколение. Нельзя не вспомнить о русском, советском патриотизме в годы Великой Отечественной войны. Именно здесь он проявился с небывалой силой, именно поступки советских воинов убедительно объясняют, что такое патриотизм. Как и во все тяжёлые времена, в годы войны патриотизм объединяет людей, придаёт им силу и веру в прекрасное будущее своей страны, в победу. Но патриотизм - это и духовный потенциал. [3]

Это совокупность идей, ценностей, нравственных и моральных качеств как каждого в отдельности, так и страны в целом. Становится понятно, что патриотизм переживал разные периоды. Это были моменты спада и моменты возрождения с новой, более мощной силой.

Такому возрождению всегда предшествовали какие-то тяжёлые для страны моменты, когда люди, воодушевлённые патриотизмом, объединялись для восстановления и сохранения государственных ценностей. Были времена, когда в стране наблюдалась массовая эмиграция.

Проблемы и тяжёлые ситуации он должен был решать самостоятельно, но это вовсе не означало, что такой человек не являлся патриотом своей Родины. Так сложились обстоятельства. Может, это был единственный способ выжить самому и не дать погибнуть своим близким.

Тема изучения патриотической культуры как качества, присущего гражданам того или иного государства, актуальна в любом обществе во все времена. Однако наибольшее значение данная проблематика принимает в периоды развития государства и общества, в кризисные периоды, этапы коренных изменений, трансформации системы ценностей и роста деструктивных и асоциальных проявлений в обществе.[4]

Анализ различных подходов к патриотическому воспитанию показал, что данное понятие имеет сложную структуру, включающую ряд компонентов. Большинство авторов склоняются к тому, что такими компонентами являются различные виды знаний, чувства, переживания, эмоции, мотивы, потребности, стремление к социально значимой деятельности, направленной на заботу об улучшении окружающей жизни.

Необходимость формирования патриотического сознания россиян как одного из факторов единения нации отражена в третьей по счету Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Патриотизм в данном документе рассматривается как нравственная основа формирования активной жизненной позиции личности. В программе указано, что «в стране в основном создана система патриотического воспитания граждан» и «... уровень патриотического сознания граждан Российской Федерации повышается».[5]

Однако, несмотря на то, что отмечена положительная динамика развития патриотической культуры в современной России по сравнению с переломными 90-ми годами XX века, негативные тенденции в данной сфере до сих пор актуальны. Одна из серьезных современных проблем развития российского общества лежит в духовно-нравственной плоскости и связана с риском вырождения истинного здорового патриотической культуры и перехода его в плоскость этнонационализма как разновидности экстремизма. Данная тенденция способна провоцировать раскол страны как полиэтнического государства. Особенно это актуально в молодежной среде, для которой характерно нарушение преемственной связи со старшим поколением (как результат - кризис социокультурной преемственности). Ученые отмечают, что для российской молодежи характерен патриотизм ксенофобского толка, а для старшего поколения - ностальгический патриотизм. Ни тот, ни другой, по мнению ученых, не является продуктивным с позиции консолидации общества.

Приоритетным направлением исследования патриотической культуры является культурологический подход, при котором объектом исследования становится «культура патриотической культуры». При этом исследователи отмечают, что ценности патриотической культуры укоренены в самой специфике российской ментальности. В целях предупреждения межнациональных конфликтов и экстремистских проявлений социологи и философы указывают на необходимость формирования общероссийского (национального, надэтнического) патриотической культуры, связанного с формированием образа «Мы - россияне».

Исследователи  указывают на двойственность понимания и оценки патриотической культуры современными россиянами (здоровое чувство патриотической культуры или шовинизм как патриотизм), что формирует различное отношение и различную когнитивную, эмоциональную и поведенческую наполняемость данного социально-психологического феномена на личностном уровне. В итоге определенная часть общества рассматривает патриотическое воспитание как бесполезное или вредное начинание. Так Н.Ю. Синягина отмечает, что 22,6% опрошенных ими россиян против патриотического воспитания своих детей. То есть одна часть населения рассматривает патриотическое воспитание как необходимое условие и средство превентивного противодействия экстремизму, другая - ссылается на патриотизм как мотивационную основу различных насильственных действий. При этом очевидно, что для тех и других наполняемость содержания термина «патриотизм» различна. А различные представления о патриотизме (несмотря на консолидирующую функцию самого патриотической культуры как фактора, сплачивающего различные национальные, социальные и религиозные группы соотечественников), как отмечают ученые, способны провоцировать конфликты и вести к расколу общества. Данное утверждение особенно актуально в современной ситуации неоднозначности и многовариативности научных и обыденных представлений о сущности и проявлениях патриотической культуры, связанных, в том числе, и с влиянием личностного фактора (отношение к Родине, к себе, к другим людям, ценностные ориентации, этническая идентичность и т.д.).[6]

Теоретический анализ определений патриотической культуры, представленных в различных словарях, свидетельствует о схожести и однотипности их содержания. Традиционно патриотизм (от греч. patriotes - соотечественник, patris - родина, отечество) определяется как любовь и привязанность к Родине, а также как преданность своему Отечеству и народу, наряду со стремлением служить интересам Родины, защищать ее от врагов. В большинстве справочных изданий патриотизм рассматривается как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. В некоторых словарях в качестве проявлений патриотической культуры к традиционному определению добавляется еще и ответственность перед своим народом, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.[7] Таким образом, определение патриотической культуры в справочной научной литературе чаще всего проводится через такие концепты, как «любовь», «привязанность», «преданность», «верность», «гордость», «защита», «служение», «ответственность», «героизм», «долг», «гражданственность», «социальная активность». Объектом патриотической культуры выступает Родина, Отечество, страна, народ, государство. При этом для определений патриотической культуры, представленных в словарях и других справочных изданиях, не характерно указание на такие неотъемлемые компоненты истинного патриотической культуры, как толерантность, принятие, уважение и признание права на самобытность и существование других народов и культур.

В свою очередь многие исследователи  отмечают, что воспитание истинного патриотической культуры основанного на идеях толерантности, взаимоуважения, признания ценности многообразия и права на существование и самобытность различных наций и культур, является одним из основных условий профилактики экстремизма, особенно в молодежной среде .

 Игнорирование толерантности как значимого компонента патриотической культуры, наряду с традиционно широким его пониманием как любви и преданности        к Родине, создает        условия для домысливания  определения, раскрывает возможности для различной содержательной (в том числе и неадекватной) наполняемости и трактовки возможных и приемлемых форм проявления данной любви (вплоть до этнических чисток и других экстремистских проявлений).

Основу здорового патриотической культуры, по мнению В.А. Кольцовой и В.А. Соснина, составляет следующая особенность национального самосознания: признание носителями данного самосознания «равного права всех «других» на их собственную самобытность, способ жизни, ценности, нормы и т.п.», а также принятие ими мысли о невозможности и недопустимости навязывания другим (тем более силой) своих представлений, норм и ценностей. Здоровый, нормальный патриотизм, по мнению ученых, обязательно предполагает, наряду с верностью и преданностью своей общности, наличие чувств, которые включают в себя принятие и уважительное отношение к представлениям и образу жизни других общностей. Таким образом,  истинный «патриотизм - это одна из базовых составляющих национального самосознания народа, выражающаяся в чувствах любви, гордости и преданности своему Отечеству, его истории, культуре, традициям и быту, в чувстве нравственного долга его защиты, а также в признании самобытности и самоценности других сообществ, в осознании их права на самобытность и существование без конфронтации друг с другом».[8]

На связь ценностей патриотической культуры и толерантности (как меры общего и различного, предполагающей уважение и признание «чужого», «иного» без потери «своего»), указывают и другие ученые, делая вывод о том, что «толерантность не противостоит патриотизму, а, наоборот, вырастает из рефлексии этнокультурных ценностей». А.А. Гостев, отмечая необходимость рассмотрения патриотической культуры как духовно-нравственного качества личности (и качества, присущего духовно-нравственной личности), способного противодействовать негативным тенденциям в стране и мире, также указывает на то, что патриотизм, наряду с любовью к своей Родине, предполагает еще и уважение к другим народам и культурам. Л.А. Петрова отмечает: «Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений».[9]

В качестве субъекта патриотической культуры могут выступать все социальные образования (социальная группа, нация и т.д.), в том числе и личность как социальная сущность человека. Патриотизм направлен на определенный объект - Родину, Отечество. С позиции социально-психологического подхода объектом патриотической культуры скорее выступает образ Отечества, образ Родины, сложившийся в сознании и обусловленный представлениями человека.

Патриотическое сознание содержательно представляется Н.М. Снопко как единство стойких, глубоких идейных убеждений, определяющих отношение человека к Родине, Отечеству и его поведение. Функционально патриотическое сознание является основой для формирования патриотической культуры как базового свойства личности. С.М. Науменков определяет патриотическое сознание как сложную систему представлений, мотивационных установок и ценностей личности в отношении своего Отечества.

Согласно им, позитивное влияние на формирование патриотического сознания оказывают такие феномены, как положительная этническая идентичность, гуманистическая, морально-нравственная направленность ценностных ориентаций и высокий уровень такого ценностного компонента личности, как «духовное удовлетворение», отрицательно же влияет на развитие патриотической идентичности неопределенность этнической идентичности личности. Таким образом, полученные С.М. Науменковым данные свидетельствуют о связи патриотической идентичности и патриотического сознания личности с ее ценностями и особенностями этнической идентичности.[10]

В.И. Лутовинов отмечает, что лжепатриотизм обусловлен подменой представлений о преданности Родине в неадекватном контексте, связанном с модой, созданием имиджа, политическими интересами и т.п., а также ценностным, духовным и идеологическим вакуумом. Питательной средой развития лжепатриотической культуры является неприязнь и интолерантность, а в крайних формах и агрессия в отношении лиц другой национальности, веры, внешности и т.д. В качестве разновидностей лжепатриотической культуры, по мнению философа, выступают, во-первых, преднамеренные извращения истинного значения и смысла патриотической идеи, проявляющиеся в трех направлениях: политизации и крайней национализации патриотической культуры, во- вторых, так называемые формы «просвещенного» (попытки объединения разнородных и/или противоречивых подходов), «стыдливого» (сосредоточенного на агрессивном самообличении и мазохистском самоуничижении) и «интимного», скрытого патриотической культуры. В.И. Лутовинов также указывает на возможность формирования в общественном сознании «квасного» патриотической культуры, отличительными чертами которого являются самолюбование, стремление к замкнутости и изолированности, национализму.[11]

Требуют особого внимания и другие (все чаще встречающиеся в современной России) формы отношения к Родине - патриотический нигилизм и контрпатриотизм. Патриотический нигилизм предполагает отрицание значимости Родины в системе человеческих ценностей, а также - отрицание положительной ценности Родины как таковой. Проявляться патриотический нигилизм может в слепом поклонении всему иностранному, в фанатической преданности чужой и/или древней культуре и т.д. Неотъемлемыми компонентами современного патриотического нигилизма, по мнению А.Н.Малинкина, являются космополитизм и гуманитаризм. Контрпатриотизм связан с любовью к утопическому, идеальному образу родины, представленному в сознании личности или группы. Столкновение с реальностью, которая не соответствует утопическому образу, влечет ненависть и стойкую неприязнь к тем, кто олицетворяет эту реальную Родину и действует от ее имени (государственные органы и структуры). Следствием развития контрпатриотической культуры могут быть различного рода протестные движения и акции.

Роль и значение истинного здорового патриотической культуры в развитии страны и отдельной личности отражены в его функциях. Наряду с консолидирующей функцией, состоящей в сохранении нации как целостного единства, не менее важной является социализирующая функция патриотической культуры, связанная с формированием и развитием национальной самобытности, национального духа, сопричастности к стране, народу, национальной культуре, способствующих идентификации человека в социокультурной среде в своем Отечестве и развитию межэтнической толерантности. Помимо этого, патриотизм является важнейшим фактором развития личности, ее духовно-нравственной сферы, связан с развитием и закреплением созидательного просоциального типа поведения, воспроизводством патриотических отношений. Н.М. Ильичев отмечает, что патриотизм - это могучий источник прогресса как отдельной личности, так и коллектива и всей страны в целом.[12]

Таким образом, важнейшим условием прогрессивного развития как страны, так и личности, значимым фактором профилактики и преодоления экстремистских проявлений в современной России является формирование истинного (этологического) патриотической культуры и социально-ценностной патриотической направленности личности, а также мониторинг и предупреждение развития таких форм отношения к Родине, как патриотический индифферентизм, нигилизм, псевдопатриотизм, антипатриотизм, контрпатриотизм и аффективный патриотизм в связи с риском перерождения данных форм отношения в экстремизм.

С позиции социально-психологического подхода патриотизм рассматривается как базовый элемент национального самосознания и высшее чувство, как ценностно-смысловое образование, как отношение, как вид этнонациональных установок, как базовое свойство, качество личности. Наличие данных подходов свидетельствует о сложности, многоуровневости и многоаспектности патриотической культуры как социально-психологического феномена, включающего, наряду с эмоциональным, рациональный компонент и уровень функционирования. Так, например, А.В. Потемкин определяет патриотизм как «системно-функциональное свойство личности, представленное совокупностью инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность субъекта к реализации актуальных и потенциальных социально-значимых ценностей, идеалов и убеждений». [13]

В контексте профилактики экстремизма особенно актуальным становится рассмотрение патриотической культуры как духовно-нравственного качества личности. Отечественный философ И.А. Ильин, обращался к теме патриотической культуры в контексте формирования и развития «духовной личности». Духовная личность, по мнению И.А. Ильина, обладает высоконравственным патриотизмом, а патриотизм - неотъемлемое качество духовно-нравственной личности. Патриотизм рассматривался И.А. Ильиным как любовь к Родине, которая является духовной реальностью, воспринимаемой духовным опытом. Как отмечает А.А. Гостев, для обретения «чувства Родины» человеку нужно обрести личную духовность. В свою очередь именно духовность и нравственность являются значимыми факторами профилактики национального шовинизма, экстремистского сознания и поведения.

И.А. Ильин подчеркивал роль национальной культуры в воспитании ребенка, в формировании национального сознания/самосознания и патриотической культуры. Задачи патриотического воспитания, по И.А. Ильину, лежат в плоскости приобщения ребенка к национальному духовному опыту: языку, истории, религии, ко всем видам национального искусства. Однако, как отмечает А.А. Гостев, ссылаясь на идеи И.А. Ильина, «национальное самочувствие ребенка должно быть ограждено и от националистического самомнения, и от «всеосмеивающего» самоуничижения». Национальное самосознание, основанное на вере в превосходство и исключительность собственной этногруппы, способно провоцировать развитие экстремистского сознания и поведения как у отдельных представителей, так и у всей этногруппы.

И.В. Наливайченко и И.В. Лысак в своей книге «Патриотизм: отжившая ценность или актуальный тренд?», анализируя различные уровни национальной идентичности и соответствующий им уровень и характер патриотической культуры, отмечают, что оптимальным и продуктивным, с точки зрения сохранения стабильности и устойчивого развития общества, является стабильный уровень национальной идентичности, при котором человек причисляет себя к конкретной нации, разделяя ее культурные ценности, традиции и обычаи. В основе идентичности этого уровня лежит сформировавшийся патриотизм, характеризующийся готовностью человека к действиям, направленным на подтверждение национальной идентичности и защиту интересов нации. В качестве крайних форм авторы рассматривают поверхностный и предельный уровни национальной идентичности. [14]

Отличительной особенностью поверхностного уровня национальной идентичности является отсутствие патриотической культуры и причастности к духовным ценностям социокультурной общности. Отождествление с государством, с нацией в данном случае осуществляется по формальным признакам - месту рождения, месту проживания, гражданству и т.д. В связи с этим смена государства и миграция для данной личности не является трудностью. В свою очередь, большой процент населения с поверхностным уровнем национальной идентичности является фактором, угрожающим целостности и стабильности государства. Предельный уровень национальной идентичности предполагает чрезмерность и жертвенность в отстаивании и защите национальных (или этнических) ценностей своей группы, наряду с враждебным отношением к ценностям других общностей.

Проявляется, как правило, в ситуации явной или мнимой угрозы национальным интересам, ценностям, существованию нации, стимулируя защитное поведение. При этом люди считают себя истинными патриотами. В ситуации мнимой угрозы данный уровень национальной идентичности может спровоцировать фанатичные и экстремистские проявления.

Как справедливо отмечают отечественные исследователи, «патриотизм - это не движение против чего-либо, а движение за те ценности, которыми располагает общество и человек». Особенно актуальными становятся слова отечественного мыслителя Н.А. Добролюбова, который писал: «Настоящий патриотизм, как частное проявление любви к человечеству, не уживается с неприязнью к отдельным народностям». Н.Ю. Синягина, в свою очередь, указывая на взаимообусловленность феноменов экстремизма и патриотической культуры, отмечает: «чувства привязанности к Родине и родному народу, проникнутые просвещенным пониманием умственных и нравственных потребностей народа, являются основой культурной общественной жизни, но те же чувства, пропитанные темными предрассудками и враждой к другим народам, вырождаются в узкий национализм, деморализующий шовинизм и другие проявления экстремистской направленности». Н.М. Снопко, рассматривая патриотизм, как мотив социально-значимой деятельности, предполагающий бескорыстное и беззаветное (вплоть до самопожертвования) служение Родине, Отечеству, пишет о том, что проявляется он в той личности, которая достигла высшего уровня культурного и духовно-нравственного развития. Помимо этого она отмечает связь патриотической культуры как интегрального нравственного качества личности с гуманизмом, коллективизмом, ответственностью, честью и дисциплинированностью.

А.Н. Вырщиков и М.Б. Кусмарцев также указывают на то, что духовная составляющая является базовым, интегративным компонентом патриотической культуры. Именно поэтому педагоги, в первую очередь, говорят о важности духовно-нравственного воспитания в процессе формирования патриотической культуры, не умаляя, однако, и значимости таких направлений, как историко-краеведческое, героико-патриотическое, социально-патриотическое, гражданско-патриотическое, спортивно-патриотическое и военно-патриотическое воспитание.[15]

В качестве важного критерия сформированности патриотической культуры А.А.Гостев называет готовность личности действовать на основе общественно значимых ценностей. Помимо этого, по мнению ученого, патриотизм как сложное интегральное образование личности включает патриотические чувства, гордость за культуру и достижения народа, активную гражданскую позицию, бескорыстное служение Родине, идентификацию личностных интересов с интересами Отечества, готовность отстаивать его интересы, действовать во имя благополучия Родины и признавать ее в качестве высшей, главной ценности. [16]А.Н. Вырщиков и М.Б. Кусмарцев выделяют следующие признаки патриотической культуры, проявляющиеся на уровне личности: ощущение связи с Родиной, преданность, позитивное отношение, безграничная вера, деятельная любовь, а также ответственность за судьбу Родины и народа, за их будущее, чувство долга перед Родиной, приверженность традициям, ценностям и идеалам своего народа, гордость за страну и ее прошлое, служение интересам Родины, готовность сохранять, защищать Отечество, стремление умножать его честь и славу, высокий уровень духовности, противостоящий эгоизму (личному, религиозному и национальному), общечеловеческие ценности, милосердие, гуманизм, неприятие различных антиподов патриотической культуры (шовинизма, ксенофобии, самообожания, самообольщения и т.д.).

В то же время, согласно результатам теоретического анализа, задача воспитания истинного патриотической культуры как фактора профилактики молодежного экстремизма требует решения проблемы многозначности трактовок понятия «патриотизм» в научном и обыденном сознании и включения в традиционное определение патриотической культуры элемента, отражающего специфику межэтнических и межкультурных отношений, а именно: толерантность и уважение к другим народам и культурам, признание их права на существование и самобытность без конфронтации друг с другом.

Таким образом, традиционное определение патриотической культуры не раскрывает возможные варианты и формы проявления любви к Родине, не указывает на границы допустимого и исключает из поля определения важный аспект межкультурного и межнационального взаимодействия.

Наиболее адекватным, отвечающим потребностям современного общества,        является,        на наш        взгляд, определение патриотической культуры, сформулированное В.А. Кольцовой и В.А. Сосниным. Авторы статьи, проводят анализ соотношения таких понятий, как «этноцентризм», «этнонационализм», «национальное самосознание», «патриотизм» и «интернационализм» и приходят к выводу о том, что трактовка патриотической культуры во многом зависит от понимания и характеристик национального самосознания: «Так, понятие «национализм» для одних оказывается синонимом патриотической культуры с соответствующей положительной нравственной оценкой, для других - национализм выступает как извращенная форма национального самосознания и претензия на исключительность в национальных отношениях».[17]

В свете рассматриваемой проблемы следует остановиться на термине «патриотическое воспитание личности». Так, Н. В. Ипполитова трактует патриотическое воспитание как систему, состоящую из собственно патриотического воспитания студентов и подготовки будущих педагогов к патриотическому воспитанию учащихся; М. А. Терентий рассматривает патриотическое воспитание в ракурсе формирования патриота — человека, для которого смысл жизни заключается в стремлении сделать всё для процветания Родины; П. И. Пидкасистый понимает под данным выражением воспитание патриотической культуры на основе патриотических знаний, взглядов и убеждений патриотического характера, расширение опыта и формирование положительного отношения к патриотической деятельности.

На наш взгляд, сегодня необходим новый подход к определению указанного термина — с позиции формирования патриотической культуры личности, при которой культура признается одной из важнейших социально-политических ценностей. Это предполагает обоснование и обогащение содержания патриотического воспитания посредством включения в него культурно-исторического, нравственного, правового, профессионального и психологического компонентов; приобщение тем самым студентов к патриотическим ценностям, созданным в основных сферах жизни общества. Данный процесс предполагает фундаментальную разработку комплекса учебных и специальных программ, методик по организации и проведению патриотического воспитания с учетом формирования культуры, прежде всего патриотической культуры будущего педагога, т. е. по организации подготовки воспитательных кадров, способных активно, на высоком уровне решать задачи патриотического воспитания молодого поколения.


[1] Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. С.78

[2] Кузнецова А.В., Кублицкая Е.А. Гражданский патриотизм – основа формирования новой российской идентичности. М., 2005  - с. 18

[3] Тихомиров Г.А. Социально-философское исследование феномена патриотической культуры [Электронный ресурс]: Авт. дис... канд. филос. наук: 09.00.11 /Г.А.Тихомиров. - Чебоксары, 2008. С.12  

[4] Бондаренко В. Ф., Ефанова Е. В. Политическая стабильность в современной России: факторы, уровни, противоре- чия // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 4 (18): в 2-х ч. Ч. II. C. 37-40.

[5] Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795) [Электронный ресурс] http://www.garant.ru/

[6] Котлярова В. В. Традиционные ценности в современной культуре // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2010. № 1 (5). C. 84-86.

[7] Патриотизм истинный и мнимый [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskiiarkhiv/item/single/ 3680.html?no_cache=1&cHash=fc6b75

[8] Чебунин И. Я. Основные аспекты формирования патриотической культуры в современной России // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2009. № 1 (20): в 2-х ч. Ч. I. C. 166-168.

[9] См. Савотина Н. А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования // Педагогика. 2002. № 4. С. 45-47.

[10] Науменков, С.М. Социально-психологические детерминанты формирования патриотического сознания молодежи [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / Науменков Сергей Михайлович. - М., 2013.

[11] Лутовинов, В.И. Современный российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления [Электронный ресурс] / В.И. Лутовинов //

Studia Humanitatis. -        2013.        -        №        2.        - Режим доступа:        http://st-

hum.ru/content/lutovinov-vi-sovremennyy-rossiyskiy-patriotizm-sushchnost- osobennosti-osnovnye-napravleniya

[12] Ильичев, Н.М. О сущности, содержании и значении патриотической культуры [Текст] / Н.М. Ильичев // Вестник российского философского общества. - 2002. - № 3. - С. 86-89.

[13] Потемкин, А.В. Национально-психологические особенности проявления патриотической культуры личности [Текст] : автореф. дис ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Потемкин Андрей Валерьевич. - Тольятти, 2009.

[14] См. Национализм [Текст] // Общественное мнение - 2013. М.: Левада- Центр, 2014. - С. 197-199.

[15] Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе [Текст] / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. - 140 с.

[16] Гостев, А.А. Патриотизм как духовно-нравственное качество личности [Текст] / А.А. Гостев // Современная личность: психологические исследования / Отв. ред. Воловикова М.И., Харламенкова Н.Е. - М.: ИП РАН, 2012. - С. 100117.

[17] См. Ситникова В. П., Шишкина Е. А. Глобальный патриотизм как источник социоприродной гармонии // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2008. № 4 (11): в 2-х ч. Ч. II. C. 222-223.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете учителя биологии Тема «Сущность и содержание социализации учеников на уроках биологии»

Социализация - процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе....

Сущность и содержание социального воспитания

Сущность и содержание социального воспитания...

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

         На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи...

Сущность и содержание понятия "базовые учебные действия" (БУД)

В работе расскрыты сущность и содержание понятия "базовые учебные действия", определена цель формирования БУД у детей с ТМНР, дана сравнительная характеристика УУД и БУД....

Сущность и содержание понятия самообразование учителя.

В статье раскрывается интерпретация термина «самообразование», определены его роль и значение в деятельности педагога....

Сущность и содержание понятия «дети группы риска»

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти....

Статья на тему "Сущность и содержание государственного управления образованием"

Статья на тему "Сущность и содержание государственного управления образованием"...