Решение стереометрических задач 11 класс
план-конспект занятия по геометрии (11 класс)
Стереометрические задачи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 382.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по геометрии в 11 классе «Различные способы решения стереометрических задач».
Цель урока: создание условий для формирования навыка решения стереометрических задач различными способами.
Задачи урока:
- способствовать развитию наглядно-образного мышления, внимания;
- развивать умение высказывать собственные суждения, аргументировать свою точку зрения;
- воспитывать умение планировать свою работу, искать рациональные пути решения задач.
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку
Комментарии: на уроке рассматриваются задачи ЕГЭ типа «С2», можно использовать данный материал для организации итогового повторения.
Ход урока
I. Организационный момент.
Задачи части «С» Единого государственного экзамена по стереометрии в последнее время большей частью посвящены вычислению расстояний и углов в пространстве. Такие задачи часто встречаются в практике, поэтому им уделено особое внимание. Рассмотрим разные методы решения этих задач.
II. Актуализация знаний.
- Что называется расстоянием от точки до прямой, между параллельными прямыми?
- Что называется расстоянием от точки до плоскости?
III. Тренировочные упражнения.
Задача1. (решим тремя разными способами)
В правильной четырехугольной пирамиде PABCD с вершиной P сторона основания равна 6. Найдите расстояние от вершины А до плоскости PCD.
1 способ. Поэтапно-вычислительный метод.
AB || DC (стороны квадрата) , AВ || (PCD)(параллельность прямой и плоскости) , р (A, (PCD)) = р (АB, (PCD)) = р (М,(РСD)) = МН ( МН - высота Δ МКР ) РО=4, ОК=6:2=3 РК = √(РО ²+ОК²) =5 ( по Теореме Пифагора) Из ∆МРК: МН∙РК=РО ∙МК , МН ∙ 5 =4 ∙ 6,
МН=4,8
2 способ. Метод объемов.
Пусть AН – искомое расстояние от A до (PCD).
Рассмотрим пирамиду PАCD,
PO - ее высота:V=(1 ̸3)S (Δ ADC)∙PO.
Рассмотрим пирамиду АPCD,
AН - ее высота:V=(1 ̸3)S (Δ PDC )∙ AН.
Приравниваем объёмы: S (Δ ADC) ∙ PO = S (Δ PDC) ∙ AН
AН= S (Δ ADC) ∙ PO ̸ S (Δ PDC)
AН= (0,5 ∙ 6 ∙ 6 ∙ 4) ̸ (0,5 ∙ 6 ∙ 5) , AН = 4,8
3 способ. Координатный метод.
1.Найти координаты точек A,P,C,D. Координаты необходимых точек: А(3;−3;0); P(0;0;4); C(-3;3;0); D(3; 3;0).
2. Составить уравнение плоскости (PCD) : Aх+Bу+Cz+D=0.
Коэффициенты уравнения плоскости (PCD) находим из системы
1 уравнение Для точки Р,
2 уравнение для точки С,
3 уравнение для точки D
Пусть D =- 4, тогда A = 0, B = 4/3, C = 1; получим уравнение плоскости 4у+3z-12=0, теперь берем A = 0, B = 4, C =3, D = - 12.
3. Найти расстояние от точки А до плоскости (PCD) по формуле
Вычисляем расстояние от точки А(x0; y0; z0) = А(3;-3;0)
до плоскости по формуле: d = 4,8
Ответ: 4,8
Задача 2. В правильной треугольной призме АВСА1В1С1, все ребра которой равны 1, найдите расстояние между прямыми АА1 и ВС1.
Решение: Введем систему координат: начало координат а точке А, ось х направляем по ребру АС, z — по ребру AA1, а ось y расположим так, чтобы плоскость OXY совпадала с плоскостью основания ABC, она будет параллельна ВН, высоте основания АВС.т.к. треугольник ABC — равносторонний, в нем все углы по 60°. А углы между осями координат должны быть по 90°.
Расстояние между прямыми АА1 и ВС1найдем, как расстояние от точки А до параллельной АА1 плоскости ВСС1.
Найдем координаты точек А(0;0;0), В(√3\2;1\2;0), С(0;1;0), С1(0;1;1).
Общий вид уравнения плоскости Ах +Ву +Сz+Д=0. Напишем уравнение плоскости, проходящей через точки В, С, С1.
Уравнение плоскости ВСС1 : х+ √ 3у - √ 3=0
По формуле расстояние от точки А до данной плоскости равно d= √3\2.
Ответ: √3\2 .
Задача 3. В правильной шестиугольной призме АВСДЕFА1В1С1Д1 Е1 F1, все ребра которой равны 1, найдите угол между прямыми АВ1 и ВЕ1.
Решение: Введем систему координат. Начало координат — точку O — поместим в центр симметрии шестиугольника ABCDEF. Ось х — через середины отрезков AB и DE, ось у пойдет вдоль FC, ось z проведем перпендикулярно плоскости OXY.
Задача 4. Пусть 𝑆 𝐴 𝐵 𝐶 – правильная треугольная пирамида с вершиной 𝑆 . Найдите угол между 𝐴 𝑆 и 𝐵 𝐶 . Ответ дайте в градусах.
Решение:
Так как пирамида правильная, то высота пирамиды 𝑆 𝑂 падает в точку пересечения медиан основания. Пусть 𝐴 𝐴1 – медиана основания. Тогда 𝐴 𝑂 – проекция наклонной 𝐴 𝑆 на плоскость основания. Так как 𝐴 𝑂 – часть 𝐴 𝐴1 , а 𝐴 𝐴1 ⊥ 𝐵 𝐶 (медианы правильного треугольника являются также и высотами), то по теореме о трех перпендикулярах ( 𝑆 𝑂 ⊥ ( 𝐴 𝐵 𝐶 ) , 𝐴 𝑂 ⊥ 𝐵 𝐶 ) наклонная 𝐴 𝑆 перпендикулярна 𝐵 𝐶 . Следовательно, ∠ ( 𝐴 𝑆 , 𝐵 𝐶 ) = 90 ∘ . Ответ: 90∘.
Задача 5. В основании наклонной треугольной призмы лежит треугольник со сторонами 14; 12 и 12. Боковое ребро равно 6 и наклонено к плоскость основания под углом 30. Найти объём призмы.
Решение: V призмы = Sосн H; ОСС1 - прямоугольный треугольник, так как
С1О плоскости АВС; С1СО = 30; С1О = С1С sin 30= 6= 3
Н=ОС1 = 3
По формуле Герона Sосн = ; р=;
р =; Sосн =
V призмы =
Ответ. 21
IV. Итог урока.
V. Домашнее задание.
- В тетраэдре ABCD, все ребра которого равны 1, найдите расстояние от точки А до прямой, проходящей через точку В и середину ребра CD.
- В правильной шестиугольной пирамиде SABCDEF, стороны основания которой равны 1, а боковые ребра равны 2, найдите расстояние от точки С до прямой SF.
- В кубе ABCDA₁B₁C₁D₁, ребра которого равны 4, а точки E и F- середины ребер AB и B₁C₁ соответственно, а точка P расположена на ребре CD так, что CP = 3PD. Найдите расстояние от точки A₁ до плоскости треугольника EPF.
- В правильной четырехугольной пирамиде PABCD с вершиной P сторона основания равна 3, высота 2. Найдите расстояние от вершины А до грани PCD.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение стереометрической задачи тремя различными способами
Здесь представлено на трех файлах моё решение решение задачи С2 (вариант 13) из пособия "МАТЕМАТИКА. Подготовка к ЕГЭ-2011" под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Калабухова. Эта-же задача встречается в пос...
Методическая разработка по теме: "Применение аналитической геометрии к решению стереометрических задач".
ВЫЧИСЛЕНИЕ РАССТОЯНИЙ И УГЛОВ Рассмотрим несколько геометрических задач, для решения которых необходимо вычислить те или иные расстояния или углы в пространст...
Урок по геометрии в 11 классе «Различные способы решения стереометрических задач».
Задачи части «С» Единого государственного экзамена по стереометрии в последнее время большей частью посвящены вычислению расстояний и углов в пространстве. Такие задачи часто встречаются в практике, п...
Разработка урока по геометрии в 11 классе "Метод координат при решении стереометрических задач"
Обобщается метод координат для нахождения углов в пространстве. Рассматриваются различные подходы к решению некоторых задач....
урок геометрии в 11 классе "решение стереометрических задач"
в данной презентации разбирается несколько видов стереометрических задач....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/04/picture-62844-1415052537.jpg)
Программа внеурочной деятельности "Практикум решения стереометрических задач". Пропедевтика стереометрических знаний на примере качественных стереометрических задач.
Всем известная трудность в изучении стереометрии, возникающая у учащихся 10 классов, в значительной степени объясняется низким уровнем развитием их пространственных представлений. Ученики теряю...