План-конспект Теорема о трех перпендикулярах
план-конспект урока по геометрии (10 класс)

Бушева Инга Николаевна

План-конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока математики

I курс НПО

Тема урока: «Теорема о трех перпендикулярах»

Урок подготовила: преподаватель математики  Бушева И.Н.

( Технологии, применяемые на уроке: проблемное обучение, технология разноуровневой дифференциации, технология обучения в сотрудничестве)

Тип урока: урок закрепления нового материала.

Цели урока:

  • Закрепить изученный теоретический материал на практике, обосновать необходимость теоремы о трех перпендикулярах;
  • Учить умению читать чертеж;
  • Учить умению объяснять, комментировать выполняемое упражнение в виде цельного связного рассказа.
  • Способствовать развитию общения как метода научного познания, аналитико-синтетического мышления, смысловой памяти и произвольного внимания;
  • Развивать навыки исследовательской деятельности (выдвижение гипотез, анализ и обобщение полученных результатов).
  • Развивать у учащихся коммуникативные компетенции (культуру общения, умение работать в группах, элементы ораторского искусства);
  • Способствовать развитию творческой деятельности учащихся, потребности к самообразованию.

План урока

№ п/п

Структурные элементы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Временная реализация

1.

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, объявляет цель урока, план, зачитывается эпиграф к уроку, используя презентационное сопровождение урока.

Обсуждение

1 минута

2

Проверка теоретических знаний, используемых при выполнении домашнего задания.

Учитель дает вопросы по теории на карточках с записанными вопросами. Демонстрирует после ответа учащегося соответствующие элементы опорного конспекта.

Учащиеся отвечают на теоретические вопросы устно. После демонстрации элементов опорного конспекта ими проводится самооценка своего устного ответа

3 минуты

3.

Проверка домашнего задания.

Рассматриваются решения домашних задач.

Учащиеся с помощью кодоскопа  объясняют решение задач Учащиеся задают вопросы, выступают оппонентами.

6 минут

4.

Применение теории на практике

Учитель демонстрирует опорные  задачи на применение теоремы о трех перпендикулярах.

Учащиеся устно решают задачи, комментируя ход решения.

5 минут

5.

Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий.

Задание 1.Учитель демонстрирует задание. Следит за ходом рассуждений учащихся. Если возникают трудности при решении, делает подсказки различных уровней.

Задание 2.Учитель предлагает решить более сложную задачу (демонстрирует на плакате), где решение не лежит на поверхности. Используется прием разбиения задачи на отдельные  задания

Учащиеся работают в динамических группах, обсуждают решение. Представители групп оглашают принятое решение.

Учащиеся решают задачу.

6 минут

12минут

6.

Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя.

Учитель демонстрирует тестовые задания. Для проверки результатов ответов на экран выводится таблица.

Учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы. Для проверки обмениваются тетрадями в статических группах.

5 минут

8.

Подведение итогов урока

Учитель предлагает обобщить учащимся весь теоретический материал, используемый на уроке и решить задачу для демонстрации успехов в изучении теоремы о трех перпендикулярах.

Учащиеся отвечают, решают задачу.

5 минут

9.

Домашнее задание

.

Учащиеся записывают задание.

2 минуты

Ход урока

  1. Организационный момент – 1 минута.

Учитель приветствует учащихся и объявляет цель урока и план. Зачитывает эпиграф к уроку.

«Есть истины, как страны,

наиболее удобный путь к

которым становится известным

лишь после того, как мы

испробуем все пути.… На пути к

истине мы почти всегда

обречены  совершать ошибки»

                Дени  Дидро.

Учитель. Сегодня на уроке мы закрепим теорему о трех перпендикулярах, научимся применять теорему о трех перпендикулярах при решении разнообразных задач, вы убедитесь, насколько удобна теорема в использовании и насколько упрощается решение задачи с ее помощью. Эпиграфом к уроку служат слова французского философа-материалиста атеиста Дени Дидро (1713 – 1784) – современника Декарта, Лейбница, личного библиотекаря Екатерины Великой

II-III  Проверка домашнего задания – 16 минут.

Начнем мы с проверки теоретических знаний, используемых при подготовке домашнего задания.

Учитель. Ответьте на вопросы и проведите самооценку своего устного ответа, сопоставив его  с выводимыми на экран элементами опорного конспекта.

Учитель объясняет метод теоретического опроса. Подает вопросы по теории на карточках-заданиях. Демонстрирует после ответов учащихся соответствующие элементы опорного конспекта.

Учащиеся отвечают на теоретические вопросы устно. После демонстрации правильных ответов ими проводится самооценка своего устного ответа.

Вопросы:

  1. Угол между прямыми  равен 90º. Как называются такие прямые?

/перпендикулярные/

  1. Верно ли утверждение: «Прямая называется перпендикулярной плоскости, если она перпендикулярна некоторой прямой, лежащей в этой плоскости»?

/да/

  1. Сформулируйте признак перпендикулярности прямой и плоскости.

/Если прямая перпендикулярна к двум пересекающимся прямым, лежащим в плоскости, то она перпендикулярна к этой плоскости./

  1. Как определяется расстояние от точки до прямой на плоскости?

/как длина перпендикуляра, поведенного из точки к данной прямой./

  1. По рисунку 1 назовите: перпендикуляр, основание перпендикуляра, наклонную к плоскости α, основание наклонной, проекцию наклонной на плоскость α.

/ АО- перпендикуляр, точка О- основание перпендикуляра,АВ- наклонная, точка  В – основание наклонной, ОВ– проекция./

  1. Сформулируйте теорему о трех перпендикулярах.

Учащиеся с помощью кодоскопа демонстрируют решение домашних задач. Учащиеся заранее готовят кодопленки (выбор отвечающих  происходит заранее  по желанию ребят)

IV.Применение теории на практике.

Учитель: Задача 1. Дано: МВ ┴ АВСК, АВСК – прямоугольник.

Доказать: .

Задача 2. Дано: , = 90º, AD ┴ (АВС).

Доказать: CBD – прямоугольный.

  1. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий.

Учитель: А теперь посмотрим на чертеже, всем хорошо известного, куба АВСDA1B1C1D1, как применяется теорема о трех перпендикулярах при решении задач следующего типа:)

Как определить вид диагонального сечения куба, проведенного через диагонали параллельных граней?

Ответ: Диагональ А1В – есть наклонная к плоскости АВСD, отрезок АВ – есть проекция этой наклонной, отрезок ВС перпендикулярен наклонной, значит, плоскость сечения А1ВСD1 является прямоугольником.

Задача 2. На изображении куба построить несколько прямых, перпендикулярных диагонали куба. (Слайд 16)

Учитель: Перейдем к решению более сложной задачи. Не надо бояться пойти по ложному пути, вспомните девиз нашего урока: «Наиболее удобный путь становится известным лишь после того, как мы испробуем все пути».

1)Дано:  BD ┴ (ABC), BD = 9 см, АС = 10 см, ВС = ВА = 13 см.

Найти: а) расстояние от точки D до АС; б) S.

Решение:

а) 1. DB – перпендикуляр, АС и DA – наклонные, так как ВА = ВС – проекции, то DA=DC.

2. равнобедренный, DK – высота, медиана и биссектриса, DK – расстояние от точки D до АС.

3. , , ВК =, ВК =  =  = 12 (см).

4. DBK,, DK = , DK =  =  = 15 (см).

б) S = ·AC·DK, S =  ·10·15= 75 (см2).

Ответ: 15 см, 75 см2.

2)Через вершину В ромба АВСD проведена прямая ВМ перпендикулярно к его плоскости. Найти расстояние от точки М до прямых, содержащих стороны ромба, если АВ = 25 см;

< ВАD = 60º; ВМ = 12,5 см.

Решение:

Проведем ВК ┴ AD.  ВК – проекция наклонной МК на плоскость ромба; AD  ┴ ВК, то AD  ┴ МК (по теореме о трех перпендикулярах). Длина МК – расстояние от точки М до прямой AD . МЕ – расстояние от точки М до прямой DC.

Из треугольника АВК: ВК = АВsin60º =  .

МВК – прямоугольный ( = 90º), так как МВ ┴ (АВС); МК =  = 25 (см).

ВК = ВЕ (как высоты ромба);  (по двум катетам, как прямоугольные); МЕ = МК = 25 (см).

Расстояние от точки М до прямых АВ и ВС равны длине перпендикуляра МВ, то есть 12,5 см.

Ответ: 25 см; 25 см; 12,5 см; 12,5 см.

  1. Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя.

1). Учитель демонстрирует тестовые задания, зачитывает условие. Учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы. Для проверки обмениваются тетрадями в статических группах.

Учитель: Ребята, сейчас отвечая на вопросы тестовых заданий, вы должны установить истинность или ложность утверждения, тем самым отметив на таблице соответственно знаками «+» и «-», после чего произведите взаимопроверку, сверяя ответы с образцом.

  1. Верно ли, что две прямые, параллельные одной плоскости, перпендикулярны (две прямые, перпендикулярные к одной плоскости параллельны)?
  2. Может ли прямая, перпендикулярная к плоскости, скрещиваться с прямой, лежащей в этой плоскости (прямая, перпендикулярная к плоскости, быть параллельна прямой, лежащей в этой плоскости)?
  3. Верно ли, что прямая перпендикулярна к плоскости, если она перпендикулярна к двум прямым этой плоскости (она перпендикулярна к двум прямым, параллельным этой плоскости)?
  4. Могут ли две скрещивающиеся прямые быть перпендикулярными к одной плоскости (две пересекающиеся прямые быть перпендикулярными к одной плоскости)?
  5. Верно ли, что любая из трех взаимно перпендикулярных прямых перпендикулярна к плоскости двух других прямых (две прямые в пространстве, перпендикулярные к третьей, параллельны)?
  6. Могут ли пересекаться две плоскости, перпендикулярные к одной прямой (прямая а и плоскость α, перпендикулярные к одной прямой с)?
  7. Верно ли, что длина перпендикуляра меньше длины наклонной, проведенной из той же точки (длина перпендикуляра меньше длины проекции наклонной, проведенной из той же точки)?

1

2

3

4

5

6

7

I вариант

-

+

-

-

+

-

+

IIвариант

+

-

-

-

-

-

+

Критерии оценок:

7 правильных ответов – «5»,

6 правильных ответов – «4»,

5 правильных ответов – «3».

  1. Подведение итогов урока.

1). Учитель предлагает обобщить учащимся весь теоретический материал, используемый на уроке и решить задачу, которая продемонстрирует успех изучения теоремы о трех перпендикулярах. Выставляются оценки за урок.

Задача.

Дано: AD ┴ (ABC), < BAC = 62º, < ACB = 28º.

Каково взаимное расположение прямых СВ и BD ? Ответ обоснуйте.

 

VII. Домашняя самостоятельная работа.

 Каждому учащемуся раздается карточка с разноуровневыми задачами. Задача 3 уровня на оценку «5», 2уровня – на «4», 1 уровня – на «3». Каждый выбирает себе уровень сложности и решает задачу, по истечении времени работы сдаются на проверку.

I уровень.

Дано:, АС ┴ ВС, SA = SB = SC =10 см; СМ =5 см –медиана.

Найти: SM (расстояние от точки S до плоскости (АВС).

Решение:

  1. Прямая SM, М – середина гипотенузы АВ, перпендикулярна к плоскости (АВС) SM ┴ (АВС).
  2. SM = = =  =5 (см).
  3. Ответ: 5 (см).

II уровень

Дано: ABCD – прямоугольник; АК ┴ (АВС), KD= 6 см, КВ = 7 см, КС = 9 см.

Найти:  расстояние от точки К до (АВС).

Решение:

  1. Длина АК – расстояние от К до (АВС) по определению.
  2. Так как DC ┴ AD, AD проекция KD, то по ТТП KD┴DC, значит, в KDC  . KC2 = KD2 + DC2, DC =  =  = 3 (см).
  3. СВ┴КВ по ТТП; СВ = ; СВ = 4 (см).
  4. Из ADC , AC =   (см).
  5. ИЗ КСА < A = 90º, KA = , KA =2 (см).

Ответ: 2 см.

III уровень.

Дано: АВ = 17 см, АС = 15 см, ВС = 8 см, АМ ┴ (АВС), <А – меньший,

 АМ = 20 см.

Найти: МЕ.

Решение:

1АВС против меньшей стороны лежит меньший угол (по теореме синусов). Проведем АЕ ┴ ВС, АЕ ┴ МЕ. По теореме о трех перпендикулярах МЕ ┴ ВС.

2. По формуле Герона:

S = ,  S =BC·AE.

P =  = 20, S = = 60.

AE = 15 (см).

По теореме Пифагора: МЕ = , МЕ = 25 (см).

Ответ: 25 см.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта комбинированного контрольного урока по теме «Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трех перпендикулярах»

Технологическая карта комбинированного контрольного урока по теме «Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трех перпендикулярах». Содержит ссылки на ЭОР....

Теорема о трех перпендикулярах

Авторский урок-презентация...

Теорема о трех перпендикулярах(презентация)

Когда учащиеся наглядно видят условие,то легче решает задачи. По этой причине упражнения по готовым чертежам оказывают неоценимую помощь в усвоение и закрепление новых понятий и теорем.Эти упражн...

«Теорема о трех перпендикулярах»-задачи для самостоятельной работы

Задачи для самостоятельной работы  по теме: «Теорема о трех перпендикулярах»...

"Теорема о трех перпендикулярах"

Презентация по геометрии для 10 класса....

Методическая разработка урока геометрии в 10 классе по теме: «Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах» ( 34-й урок по плану; УМК Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов).

Данный урок относится к Разделу 3: «Перпендикулярность прямых и плоскостей», (Модуль 2: Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью).Применение нестандартных методов обучения, ИКТ- ...

Презентация к занятию по теме: "Перпендикуляр. Наклонная. Теорема о трех перпендикулярах"

Презентация к занятию по теме: "Перпендикуляр. Наклонная. Теорема о трех перпендикулярах"...