Рабочая программа по геометрии 11 класс Атанасян
рабочая программа по геометрии (11 класс)
Рабочая программа по геометрии 11 класс Атанасян
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_11_klass_geometriya_atanasyan.docx | 235.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Изучение математики на старшей ступени общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Целью изучения курса геометрии в 11 классе является дальнейшее развитие общеучебных умений и навыков по математике, овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования - усвоение аппарата стереометрии как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществления функциональной подготовки школьников, формирование математической культуры, интеллектуально-грамотной личности, способной самостоятельно получать знания, осмысленно выбирать профессию и специальность в соответствии с заявленным профилем образования в условиях модернизации системы образования РФ.
Поставленные цели определяют задачи обучения:
- развитие личности средствами математики;
- формирование представлений об идеях и методах математики, о математики как форме описания и методе познания действительности, о значимости как части общечеловеческой культуры;
- систематическое изучение функций как важнейшего математического объекта средствами геометрии ( стереометрии);
- развитие логического мышления, творческих способностей, пространственного воображения и интуиции, геометрических умений позволяющих использовать их при решении задач смежных предметов;
- раскрытие политехнического и прикладного значения общих методов математики, связанных с исследованием многогранников, пространственных объектов и поверхностей;
- приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
- овладение метапредметными навыками и умениями.
В основу содержания и структурирования данной программы, выбора приемов, методов и форм обучения положено формирование обще учебных действий, которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. В процессе обучения алгебре осуществляется развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий. Учащиеся продолжают овладение разнообразными способами познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
- самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- использования элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- исследования несложных реальных связей и зависимостей;
- участия в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
- самостоятельного создания алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
- извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график,
диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивание
достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно,
выборочно);
- использования мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации,
создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владения основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следования этическим
нормам и правилам ведения диалога (диспута).
- объективного оценивания своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учета мнения других людей при
определении собственной позиции и самооценке;
- умения соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;
- владения навыками организации и участия в коллективной деятельности.
Программа по геометрии 11 класса разработана на основе:
- примерной программой общего образования по математике;
- учебно-методического комплекта Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С. Б. Кадомцева и др;
- основной образовательной программы МБОУ Хадарская СОШ;
- требований федерального компонента государственного стандарта общего образования
Пояснительная записка.
Изучение математики на старшей ступени общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Целью изучения курса геометрии в 11 классе является дальнейшее развитие общеучебных умений и навыков по математике, овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования - усвоение аппарата стереометрии как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществления функциональной подготовки школьников, формирование математической культуры, интеллектуально-грамотной личности, способной самостоятельно получать знания, осмысленно выбирать профессию и специальность в соответствии с заявленным профилем образования в условиях модернизации системы образования РФ.
Поставленные цели определяют задачи обучения:
- развитие личности средствами математики;
- формирование представлений об идеях и методах математики, о математики как форме описания и методе познания действительности, о значимости как части общечеловеческой культуры;
- систематическое изучение функций как важнейшего математического объекта средствами геометрии ( стереометрии);
- развитие логического мышления, творческих способностей, пространственного воображения и интуиции, геометрических умений позволяющих использовать их при решении задач смежных предметов;
- раскрытие политехнического и прикладного значения общих методов математики, связанных с исследованием многогранников, пространственных объектов и поверхностей;
- приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
- овладение метапредметными навыками и умениями.
В основу содержания и структурирования данной программы, выбора приемов, методов и форм обучения положено формирование обще учебных действий, которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. В процессе обучения алгебре осуществляется развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий. Учащиеся продолжают овладение разнообразными способами познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
- самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- использования элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- исследования несложных реальных связей и зависимостей;
- участия в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
- самостоятельного создания алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
- извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график,
диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивание
достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно,
выборочно);
- использования мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации,
создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владения основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следования этическим
нормам и правилам ведения диалога (диспута).
- объективного оценивания своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учета мнения других людей при
определении собственной позиции и самооценке;
- умения соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;
- владения навыками организации и участия в коллективной деятельности.
Программа по геометрии 11 класса разработана на основе:
- примерной программой общего образования по математике;
- учебно-методического комплекта Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С. Б. Кадомцева и др;
- основной образовательной программы лицея;
- требований федерального компонента государственного стандарта общего образования
Общая характеристика учебного предмета.
. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.
В профильном курсе содержание образования представлено, в следующих направлениях:
- расширение системы сведений о свойствах плоских фигур, изучение свойств пространственных тел, развитие представлений о геометрических измерениях;
- систематизация и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объёме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие геометрические, физические и друге прикладные задачи;
- совершенствование математического развития до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, а также использовать их в нестандартных ситуациях;
- формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе.
- для итогового повторения и успешной подготовки к экзамену по математике, организуется повторение всех тем, изученных на средней и старшей ступенях, где решаются задания геометрического содержания из материалов ЕГЭ
Программа по геометрии составлена на основе фундаментального ядра содержания образования, требований к результатам освоения образовательной программы общего образования, представленных в федеральном государственном образовании общего образования. Курсу геометрии в старших классах присущи систематизирующий и обобщающий характер изложений, направленность на закрепление умений и навыков, полученных в неполной средней школе. При доказательстве теорем и решении задач активно используются изученные в курсе планиметрии свойства геометрических фигур, применяются геометрические преобразования, векторы и координаты. Умения изображать важнейшие геометрические тела, вычислять их объемы и площади поверхности имеют большую практическую значимость.
Место учебного предмета в учебном плане.
- По ФБУП 2004 на изучение геометрии 10-11 классах отводится 136 часов (68 часов в год). За счет компонента лицея добавлен 1 час в неделю, что составило 34 часа в год, и всего дало на изучение предмета 102часа.
- Согласно учебному плану и годовому календарному учебному графику лицея на 2015-2016 учебный год рабочая программа по геометрии для 11 класса рассчитана на 102 часа (3 часов в неделю). Из них: 68ч - федеральный компонент учебного плана, 34ч – компонент лицея.
- Дополнительные часы позволят увеличить количество часов на углубленное изучение сложных тем, таких как «Аксиомы стереометрии и их следствия», «Параллельность прямых и плоскостей», «Перпендикулярность плоскостей», «Многогранники», «Векторы в пространстве». Также дополнительные часы Также вводятся дополнительные часы для подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
- В связи с тем, что уроки выпали на праздничные дни (23.02, 07.03, 08.03, 02.05, 03.05, 09.05), рабочая программа по геометрии скорректирована и обучающимися будет освоена полностью за 97 часов, за счет уменьшения количества часов на повторение.
Содержание учебного предмета
Вводное повторение(4 часа)
Параллельность прямых, прямой и плоскости. Перпендикулярность прямой и плоскости. Многогранники. Векторы в пространстве.
В результате изучения данной темы обучающийся должен
Уметь/
- строить параллельные, перпендикулярные, скрещивающиеся прямые в пространстве;
- изображать пространственные фигуры, использую свойства прямоугольного проектирования;
- строить многогранники, сечение многогранников, векторы в пространстве;
- находить двугранные углы, длины векторов.
Глава V. Метод координат в пространстве. Движения. (23 часа)
Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора. Связь между координатами векторов и координатами точек. Простейшие задачи в координатах. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Вычисление углов между прямыми и плоскостями. Движения. Виды движения.
Контрольная работа № 1 по теме: «Координаты точки и координаты вектора»
Зачет № 1 по теме: «Метод координат в пространстве»
Контрольная работа № 2 по теме «Метод координат в пространстве»
В результате изучения данной темы обучающийся должен
Уметь/
- строить вектора в пространстве, находить длины векторов;
- находить связь между координатами векторов и координатами точек;
- решать задачи, применяя полученные знания на практике;
- уметь различать виды движения.
Глава VI. Цилиндр, конус и шар (21 час)
Понятие цилиндра, конуса, усеченного конуса, сферы, шара. Площадь поверхности цилиндра, конуса. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.
Зачет № 2 по теме: «Цилиндр, конус и шар»
Контрольная работа № 3 по теме: «Цилиндр, конус и шар»
В результате изучения данной темы обучающийся должен
Уметь/
- строить цилиндр, конус, сферу, шар;
- находить площадь поверхности цилиндра, конуса, усеченного конуса, сферы;
- решать задачи, применяя полученные знания на практике;
Глава VII. Объемы тел (30 часов)
Объем прямоугольного параллелепипеда. Объем прямой призмы и цилиндра. Объем наклонной призмы, пирамиды, конуса. Объем шара и площадь сферы.
Зачет № 3 по теме: « Объемы тел»
Контрольная работа № 4 по теме: « Объемы тел»
В результате изучения данной темы обучающийся должен
Уметь:
- строить прямоугольный параллелепипед, прямую и наклонную призмы, цилиндр, конус, сферу, шар;
- находить объемы прямоугольного параллелепипеда, прямой и наклонной призмы, пирамиды, цилиндра, конуса, шара;
- решать задачи, применяя полученные знания на практике;
Итоговое повторение (21 час)
Скалярное произведение векторов. Связь между координатами векторов и координатами точек. Простейшие задачи в координатах. Вычисление углов между прямыми и плоскостями. Цилиндр. Конус. Усечённый конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы. Объем прямоугольного параллелепипеда. Объем прямой призмы и цилиндра. Объем наклонной призмы, пирамиды, конуса. Объем шара и площадь сферы
При изучении курса математики на старшей ступени продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства». Вводится линия «Начала математического анализа», «Элементы комбинаторики статистики и вероятности», «Геометрия». В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале.
Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Основные виды деятельности ученика | |
Лабораторные и практические (тема) | Контрольные и диагностические материалы | ||||
1 | Вводное повторение | 4 | I- со словесной (знаковой) основой:
II- на основе восприятия элементов действительности:
III-с практической основой:
| ||
2 | Метод координат в пространстве. Движения. | 23 | Зачёт № 1 по теме: «Метод координат в пространстве» | Контрольная работа №1 по теме: «Координаты точки и координаты вектора» Контрольная работа №2 по теме «Метод координат в пространстве» | I- со словесной (знаковой) основой:
II- на основе восприятия элементов действительности:
III-с практической основой:
|
3 | Цилиндр, конус и шар. | 21 | Зачет № 2 по теме: «Цилиндр, конус и шар» | Контрольная работа №3 по теме: «Цилиндр, конус и шар» | I- со словесной (знаковой) основой:
II- на основе восприятия элементов действительности:
III-с практической основой:
|
4 | Объемы тел | 30 | Зачёт № 3 по теме: «Объёмы тел» | Контрольная работа №4 по теме: «Объемы тел » | I- со словесной (знаковой) основой:
II- на основе восприятия элементов действительности:
III-с практической основой:
|
5 | Итоговое повторение | 19 | I- со словесной (знаковой) основой:
II- на основе восприятия элементов действительности:
III-с практической основой:
| ||
Итого: | 97 | 3 | 4 |
Принятые сокращения в календарно-тематическом планировании.
Виды контроля
№ п/п | Вид контроля | Сокращение |
1. | Устный опрос | УО |
2. | Самостоятельная работа | СР |
3. | Фронтальный опрос | ФО |
4. | Практическая работа | ПР |
5. | Контрольная работа | КР |
6. | Математический диктант | МД |
8. | Проверочная работа | пр |
9. | Обучающая работа | ор |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Прим дата проведения урока | Факт. дата | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Требования к результату | Отслеживание результатов обученности учащихся (формы контроля) | Оборудование, литература и проч. |
Вводное повторение 4ч | ||||||||
1-4 | 01, 04, 07, 08/09 | Вводное повторение
2-3Действия с векторами 4.Компланарные векторы | 4 |
| Знать: Действия с векторами, коллинеарные и компланарные векторы Уметь: строить коллинеарные и компланарные векторы | ФО СР | ||
Глава V. Метод координат в пространстве. Движения( 23ч) | ||||||||
5-6 | 11,14/09 | Прямоугольная система координат в пространстве | 2 |
| З н а т ь: алгоритм разложения векторов по координатным векторам. У м е т ь: строить точки по их координатам, находить координаты векторов | ФО МД СР | Плакат № 72 | |
7-10 | 15,18,21, 22/09 | Координаты вектора 1-2. Координаты вектора 3.Самостоятельная работа по теме: «Координаты вектора» 4. Координаты вектора | 4 |
| З н а т ь: алгоритмы сложения двух и более векторов, произведение вектора на число, разности двух векторов. У м е т ь: применять их при выполнении упражнений | ФО Проверка Д/З СР | Презентация по теме (ИКТ) | |
11-12 | 25, 28/09 | Связь между координатами векторов и координатами точек | 2 |
| З н а т ь: признаки коллинеарных и компланарных векторов У м е т ь: доказывать их коллинеарность и компланарность | ФО СР | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (DVD) | |
13-15 | 29/ 09 02, 05/10 | Простейшие задачи в координатах 1-2. Простейшие задачи в координатах 3.Подготовка к контрольной работе | 3 |
| З н а т ь: формулы координат середины отрезка, формулы длины вектора и расстояния между двумя точками. У м е т ь: применять указанные формулы для решения стереометрических задач координатно-векторным методом | ФО МД СР Проверка д/з | Плакат № 285 | |
16 | 06/10 | Контрольная работа №1 по теме: «Координаты точки и координаты вектора» | 1 | Предметно-практические действия | З н а т ь: формулы координат середины отрезка, формулы длины вектора и расстояния между двумя точками. У м е т ь: применять указанные формулы для решения стереометрических задач координатно-векторным методом | К.Р. | ||
17-19 | 09,12,13/10 | Скалярное произведение векторов | 3 |
| Знать представление об угле между векторами, скалярном квадрате вектора. У м е т ь: вычислять скалярное произведение в координатах и как произведение длин векторов на косинус угла между ними; находить угол между векторами по координатам; применять формулы вычисления угла между прямыми | ФО СР МД Проверка Д/З | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (DVD) | |
20-22 | 16,19, 20/10 | Вычисление углов между прямыми и плоскостями 1-2. Вычисление углов между прямыми и плоскостями 3.Самостоятельная работа по теме: «Скалярное произведение векторов» | 3 |
| Знать: определение угла между прямой и плоскостью Уметь: находить угол между прямыми и плоскостями | ФО СР Проверка Д/З | Презентация по теме (ИКТ) | |
23-24 | 23,26/10 | Движения 1.Центральная и осевая симметрии 2.Зеркальная симметрия и параллельный перенос. | 2 |
| Знать Виды движения Ум е т ь: решать задачи по всем видам движения | ФО ПР | Плакат № 71 | |
25 | 27/10 | Зачёт № 1по теме: «Метод координат в пространстве» | 1 | Теоретические и предметно-практические действия | Знать: формулы координат середины отрезка, формулы длины вектора и расстояния между двумя точками. | ЗР | ||
26 | 30/10 | Контрольная работа №2 по теме: « Метод координат в пространстве» | 1 | Предметно-практические действия | Уметь: применять указанные формулы для решения стереометрических задач координатно-векторным методом | КР | ||
27 | 02/11 | Решение задач по теме: «Движения» | 1 | 1.Систематизация учебного материала 2.Анализ проблемных ситуаций 3.Взаимопроверка и самопроверка | Знать Виды движения Ум е т ь: решать задачи по всем видам движения | |||
Глава VI. Цилиндр, конус и шар (21ч) | ||||||||
28-31 | 13, 16, 17 20/11 | Цилиндр 1.Понятие цилиндра 2.Площадь поверхности цилиндра 3-4.Решение задач по теме: «Цилиндр» | 4 |
| З н а т ь: формулы площади боковой и полной поверхности цилиндра и уметь их выводить; используя формулы, вычислять S боковой и полной поверхностей У м е т ь: различать в окружающем мире предметы-цилиндры, выполнять чертежи по условию задачи находить площадь осевого сечения цилиндра, строить осевое сечение цилиндра | ФО ПР МД Презентации | Плакат № 51,52,130 | |
32-34 | 23, 24, 27/11 | Конус 1.Понятие конуса 2.Площадь поверхности конуса 3.Решение задач по теме: «Конус» | 3 |
| З н а т ь: элементы конуса: вершина, ось, образующая, основание формулы площади боковой и полной поверхности конуса У м е т ь: выполнять построение конуса и его сечения, находить элементы решать задачи на нахождение площади поверхности конуса | ФО ПР МД Презентации | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (DVD) | |
35-37 | 30/11 01, 04/12 | Усечённый конус 1.Усеченный конус 2.Площадь боковой поверхности усеченного конуса 3.Решение задач по теме: «Усеченный конус» | 3 |
| Знать: элементы усеченного конуса У м е т ь: распознавать на моделях, изображать на чертежах, решать задачи на нахождение площади поверхности полной поверхности конуса | ФО ПР МД Презентации | Плакат № 155,156 | |
38-40 | 07, 08, 11/12 | Сфера 1.Сфера и шар. Уравнение сферы 2.Взаимное расположение сферы и плоскости 3.Площадь сферы | 3 |
| З н а т ь: определение сферы и шара. У м е т ь: определять взаимное расположение сфер и плоскости. | ФО ПР МД Презентации | Плакат № 266 | |
41-44 | 14, 15, 18, 21/12 | Решение задач по теме: « Многогранники, цилиндр, конус и шар » 1-3. Решение задач по теме:« Многогранники, цилиндр, конус и шар » 4.Подготовка к контрольной работе | 4 |
| У м е т ь: решать типовые задачи, применять полученные знания в жизненных ситуациях | ПР Проверка Д/З | Презентация по теме (ИКТ) | |
45 | 22/12 | Зачет № 2 по теме: «Цилиндр, конус и шар» | 1 | Предметно-практические действия | Уметь: решать типовые задачи по теме, использовать полученные знания для исследования несложных практических ситуаций | ЗР | ||
46 | 25/12 | Контрольная работа № 3 по теме: «Цилиндр, конус и шар» | 1 | Предметно-практические действия | Знать: элементы конуса, цилиндра, уравнение сферы, формулы боковой и полной поверхностей фигур | КР | ||
47-48 | 28, 29/12 | Решение задач по теме: «Вписанные и описанные многогранники» | 2 | Предметно-практические действия | У м е т ь: решать типовые задачи, применять полученные знания в жизненных ситуациях | |||
Глава VII. Объёмы тел (30ч) | ||||||||
49-51 | 11, 12, 15/01 | 1-2. Объём прямоугольного параллелепипеда 3. Объем прямой призмы | 3 |
| З н а т ь: формулы объема прямоугольного параллелепипеда. У м е т ь: находить объем куба и объем прямоугольного параллелепипеда | ФО ПР СР | Плакат № 100 | |
52-55 | 18, 19, 22, 25/01 | Объём прямой призмы и цилиндра 1.Объем прямой призмы 2.Объем цилиндра 3-4.Решене задач по теме: «Объём прямой призмы и цилиндра» | 4 |
| З н а т ь: теорему об объеме прямой призмы. У м е т ь: решать задачи с использованием формулы объема прямой призмы | ФО ПР СР | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (DVD) | |
56-57 | 26, 29/01 | Объем наклонной призмы 1.Вычисление объёмов тел с помощью определённого интеграла 2.Объем наклонной призмы | 2 |
| З н а т ь: метод вычисления объема через определенный интеграл. У м е т ь: применять метод для вывода формулы объема пирамиды, находить объем пирамиды, находить объем пирамиды | ФО ПР | Презентация по теме (ИКТ) | |
58-61 | 01, 02, 05, 08/02 | Объём пирамиды 1-2. Объем пирамиды 3-4.Решение задач по теме: «Объем наклонной призмы и пирамиды» | 4 |
| З н а т ь: метод вычисления объема через определенный интеграл. У м е т ь: применять метод для вывода формулы объема пирамиды, находить объем пирамиды, находить объем пирамиды | ФО ПР СР Проверка Д/З | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (DVD) | |
62-65 | 09, 12, 15, 16/02 | Решение задач повышенной сложности из сборников для подготовки к ЕГЭ | 4 |
| З н а т ь: формулы объемов. У м е т ь: вычислять объемы многоугольников | Проверка Д/З | Сборник для подготовки к ЕГЭ ЕГЭ | |
66-68 | 19, 20, 26/02 | Объём конуса 1-2.Объем конуса 3.Решение задач по теме: «Объем конуса» 4.Самостоятельная работа по теме: «Объемы тел» | 3 |
| З н а т ь: формулы. У м е т ь: выводить формулы объемов конуса и усеченного конуса, решать задачи на вычисление объемов конуса и усеченного конуса | ФО ПР СР | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (DVD) | |
69-72 | 29/02 01, 04, 11/03 | Объём шара и площадь сферы 1.Объем шара 2.Объем шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора 3.Площадь сферы 4.Подготовка к контрольной работе | 4 |
| З н а т ь: формулы. У м е т ь: выводить формулы объема шара | ФО ПР СР | Презентация по теме (ИКТ) | |
73 | 14/03 | Зачёт № 3 по теме: «Объёмы тел» | 1 | Предметно-практические действия | З н а т ь: формулы объемов. У м е т ь: вычислять объемы тел | Зачёт №3 | ||
74 | 15/03 | Контрольная работа №4 по теме: «Объёмы тел» | 1 | Предметно-практические действия | З н а т ь: формулы объемов. У м е т ь: решать простейшие стереометрические задачи на нахождение объемов. | КР | ||
75-78 | 18, 21, 22/03 04/04 | Решение задач повышенной сложности из сборников для подготовки к ЕГЭ | 4 |
| З н а т ь: формулы объемов. У м е т ь: решать простейшие стереометрические задачи на нахождение объемов. | Проверка Д/З | ||
Итоговое повторение (19ч) | ||||||||
79-84 | 05, 08, 11, 12, 15, 18/04 | Итоговое повторение курса планиметрии 1.Треугольники. Площадь треугольника 2.Подобные треугольники 3-4.Четырехугольники. Площадь и периметр четырехугольника 5.Окружность. Вписанные и центральные углы 6.Векторы | 6 |
| З н а т ь: виды треугольников, четырехугольников метрические соотношения в них У м е т ь: применять свойства медиан, биссектрис, высот, соотношения, связанные с окружностью | ФО СР | Сборник для подготовки к ЕГЭ | |
85-93 | 19, 22, 25, 26, 29/04 06, 10, 13, 16/05 | Итоговое повторение курса стереометрии 1.Параллельность прямых и плоскостей 2.Перпендикулярность прямых и плоскостей 3-4.Многогранники 5.Векторы в пространстве 6.Метод координат в пространстве 7-8.Цилиндр, конус, шар 9.Объемы тел | 9 |
| З н а т ь: расположение векторов по координатным векторам, действия над векторами, уравнение прямой, координаты вектора; координаты середины отрезка, скалярное произведение векторов, формулу для вычисления угла между векторами и прямыми в пространстве. У м е т ь: решать задачи координатным и векторно-координатным способами З н а т ь: понятие многогранника, формулы площади поверхности и объемов У м е т ь: распознавать и изображать многогранники; решать задачи на нахождение площади и объема | ФО СР | Сборник для подготовки к ЕГЭ | |
94-95 | 17, 20/05 | Решение задач повышенной сложности по теме: «Вписанные и описанные тела» | 2 |
| З н а т ь: определения, элементы, формулы площади поверхности и объема, виды сечений. У м е т ь: использовать приобретенные навыки в практической деятельности для вычисления объемов и площадей поверхности. | ФО СР | Сборник для подготовки к ЕГЭ | |
96-97 | 23, 24/05 | Решение задач повышенной сложности из сборников для подготовки к ЕГЭ | 2 |
| У м е т ь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для исследования несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур | Сборник для подготовки к ЕГЭ |
Учебно-иметодическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
- Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др/Геометрия, учеб. для 10-11 кл./ – 18-е изд. – М.: Просвещение, 2009
- Т. А .БурмистроваПрограммыпо геометрии к учебнику 10-11. Автор Атанасян Л.С., В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. «Просвещение», 2009
- Р.К. Гордин ЕГЭ. Математика. Задача С4. Геометрия. Планиметрия./Под ред. А.Л. Семенова и И.В. Ященко. - М.: МЦНМО, 2013
- Ю.Г. Дудницин, В.Л. Кронгауз. Контрольные работы по геометрии10-11 кл./ -М.: Экзамен,2009
- Б.Г Зив. Геометрия: Дидактические материалы для 11 класса/ Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2007
- С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов Изучение геометрии в 10-11 классах: методические рекомендации: кн. для учителя- М.: Просвещение, 2007
- В.А. Смирнов Планиметрия: пособие для подготовки к ЕГЭ/ Под ред. И.В. Ященко и А.В. Семёнова. – М.: МЦНМО, 2013
- В.А Смирнов В.А. Стереометрия: пособие для подготовки к ЕГЭ/ Под ред. И.В. Ященко и А.В. Семёнова. – М.: МЦНМО, 2013
- В.А Смирнов ЕГЭ. Математика. Задача С2. Геометрия. Стереометрия./Под ред. А.Л. Семенова и И.В. Ященко. - М.: МЦНМО, 2013
- В.А Яровенко Поурочные разработки по геометрии: 11 класс. М.:ВАКО, 2009.- 303 с.
- Стандарт среднего (полного) общего образования по математике (профильный уровень)
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования
- Журнал «Математика в школе»
- Газета «Математика» (приложение к 1 сентября)
- Дорофеев Г.В. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Экранно-звуковые пособия:
- Диск «Открытая Математика 2.6. Геометрия»
- Диск «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия» (11 класс)
- видеофильмы по истории развития математики, математических идей иметодов
Технические средства обучения:
- Автоматизированное рабочее место учителя (компьютер)
- Мультимедийный проектор
- Интерактивная доска.
- Средства телекоммуникации
Учебно- практические и учебно-лабораторное оборудование:
- Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (30◦, 60◦), угольник (45◦, 45◦), циркуль
- Набор планиметрических фигур
Демонстрационные пособия:
- таблицы по математике по всем разделам школьного курса
- Тела вращения (51,52)
- Параллельный перенос (71)
- Декартовы координаты (72)
- Вычисление объемов тел (100)
- Цилиндр (130)
- Комбинации конуса и шара
- Конус (156)
- Уравнение сферы (266)
- Координатный метод решения задач (285)
- схемы по математике
- портреты выдающихся деятелей математики
- Набор прозрачных геометрических тел разборный (12 предметов)
Использование электронных образовательных ресурсов и интернет-ресурсов.
Цифровые образовательные ресурсы:
- Приложение « Математика» сайт www.prosv.ru (рубрика « Математика»)
- Интернет – школа Просвещение.
- Использование ЦОР на http://school-collection.edu.ru/
- http://urokimatematiki.ru
- http://intergu.ru/
- http://karmanform.ucoz.ru
- http://polyakova.ucoz.ru/
- http://le-savchen.ucoz.ru/
- http://www.it-n.ru/
- http://www.openclass.ru/
Презентации по темам:
- Координаты вектора.
- Вычисление углов между прямыми и плоскостями
- Решение задач на вписанные и описанные многогранник
- Объём шара и его частей
- Итоговое повторение курса планиметрии
Результаты освоения учебного предмета, курса и система их оценки.
Планируемые образовательные результаты обучающихся.
В результате изучения курса геометрии 11 класса ученик должен
Знать и понимать:
− декартовы координаты в пространстве, − формулы координат вектора, − связь между координатами векторов и координатами точек,
− формулы вычисления скалярного произведения векторов, вычисления угла между прямыми, плоскостями,
− понятия движения в пространстве: осевая, центральная и зеркальная симметрии; параллельный перенос, поворот, − свойства движения.
− понятие о телах вращения и поверхностях вращения, − прямой круговой цилиндр, его элементы, − осевые сечения, перпендикулярные оси; сечения, параллельные оси,
− прямой круговой конус, его элементы, − осевые сечения конуса; сечения, перпендикулярные оси; сечения, проходящие через вершину, − шар, сфера,
− сечение шара плоскостью, − касательная плоскость к сфере, − комбинация многогранников и тел вращения. − понятие об объеме, − основные свойства объемов,
− формулы для вычисления объемов многогранников: прямоугольного параллелепипеда, призмы, пирамиды,
− формулы для вычисления объемов тел вращения: цилиндра, конуса, шара.
Уметь:
- распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
- описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве; аргументировать свои суждения об этом расположении;
- анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
- изображать основные многогранники; выполнять чертежи по условиям задач;
- строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
- решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей);
- использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
- проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для исследования несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
- для вычислений площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Система оценки планируемых результатов.
Поурочный контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в устной и письменной формах или в их сочетании посредством проведения индивидуального, группового и фронтального опроса с использованием вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях, дидактических материалах.
Тематический контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в устной и письменной формах или в их сочетании с использованием различных методов: опроса, самостоятельной работы по решению проблемных заданий, контрольной работы, зачета, тестирования, исследовательской работы, математических диктантов.
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцируемый подход к организации работы в классе. Оцениваются ответы на вопросы, умение использовать различные источники знаний, текст учебного пособия, наглядный материал.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,
• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
• правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
• продемонстрировал сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков, усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов;
• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
• допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
• допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
• ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
• при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
• не раскрыто основное содержание учебного материала;
• обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
• допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценка письменных контрольных работ учащихся
Отметка «5» ставится, если:
• работа выполнена полностью;
• в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
• в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
• работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
• допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет
обязательными умениями по данной теме в полной мере.
План-график контрольных работ
№ п/п | Тема | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения |
Контрольная работа №1 по теме: «Координаты точки и координаты вектора» | 06/10 | ||
Контрольная работа №2 по теме: «Метод координат в пространстве» | 30/10 | ||
Контрольная работа №3 по теме: «Цилиндр, конус и шар» | 25/12 | ||
Контрольная работа №4 по теме: «Объемы тел» | 15/03 |
План-график зачетных работ
№ п/п | Тема | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения |
Зачет №1 по теме: «Метод координат в пространстве» | 27/10 | ||
Зачет № 2 по теме: «Цилиндр, конус и шар» | 22/12 | ||
Зачет №3 по теме: «Объемы тел» | 14/03 |
Контрольно-измерительные материалы
Пояснительная записка.
Контрольная работа № 1 по теме: «Координаты точки и координаты вектора» соответствует полностью уровню подготовки выпускников, которые предусмотрены образовательными стандартами. Контрольная работа включает разноуровневые задания. Первая часть ( 1-2 задание) соответствует обязательному минимуму образования, (3-4 задание) – повышенного уровня.
Для обеспечения благоприятных условий при проведении контрольной работы в классе текст контрольной работы напечатан в двух вариантах.
Контрольная работа рассчитана на 1 урок (40 минут).
Цель: проверить и проанализировать знания и умения учащихся по теме: « Координаты точки и координаты вектора».
Критерии оценивания:
Кол-во баллов | Оценка |
0-1 | 2 |
2 | 3 |
3 | 4 |
4 | 5 |
Вариант 1.
- Вершины треугольника АВС имеют координаты А(-2;0;1), В(-1;2;3), С(8;-4;9). Найдите координаты вектора , если ВМ – медиана ∆АВС.
- Дан вектор и . Найдите .
- Даны точки А(-1; 5;3), В(7;-1;3), С(3;-2;6). Доказать, что ∆АВС – прямоугольный.
- Даны точки А(-2;1;2), В(-6;3;-2). На оси аппликат найти точку С, равноудаленную от точек А и В.
Вариант 2.
- Вершины треугольника АВС имеют координаты А(-1;2;3), В(1;0;4), С(3;-2;1). Найдите координаты вектора , если АМ – медиана ∆АВС.
- Дан вектор и . Найдите .
- Даны точки А(-1; 5;3), В(-1;3;9), С(3;-2;6). Доказать, что ∆АВС – прямоугольный.
- Даны точки А(4;5;4), В(2;3;-4). На оси абсцисс найти точку С, равноудаленную от точек А и В.
Пояснительная записка.
Контрольная работа № 2 по теме: « Метод координат в пространстве» соответствует полностью уровню подготовки выпускников, которые предусмотрены образовательными стандартами. Первая задание соответствует обязательному минимуму образования, второе задание – повышенного уровня. Для обеспечения благоприятных условий при проведении контрольной работы в классе текст контрольной работы напечатан в двух вариантах.
Контрольная работа рассчитана на 1 урок (40 минут).
Цель: проверить и проанализировать знания и умения учащихся по теме: « Метод координат в пространстве. Скалярное произведение векторов».
Критерии оценивания:
Кол-во баллов | Оценка |
0 | 2 |
1-2 | 3 |
3 | 4 |
4 | 5 |
Вариант 1.
- Найдите скалярное произведение векторов , если = 3, = 4, ( ) = 1200.
- Вычислите скалярное произведение векторов , если векторов , .
- Найдите угол между прямыми АВ и СД, если А ( 3;-1;3), В (3; -2;2), С ( 2;2;3), Д ( 1;2;2).
- Найдите углы и периметр треугольника, вершинами которого являются точки А (3;-3;9), В (9;-3;3) С (-3;3;9).
Вариант 1.
- Найдите скалярное произведение векторов , если = 6, = 4, ( ) = 1350.
- Вычислите скалярное произведение векторов , если векторов , .
- Найдите угол между прямыми АВ и СД, если А ( 1;1;2), В (0; 1;1), С ( 2;-2;2), Д ( 2;-3;1).
- Найдите углы и периметр треугольника, вершинами которого являются точки А (4;-4;12), В (12;-4;4) С (-4;4;12).
Пояснительная записка.
Контрольная работа № 3 по теме: «Цилиндр, конус и шар» соответствует полностью уровню подготовки выпускников, которые предусмотрены образовательными стандартами. Контрольная работа включает разноуровневые задания. Первая часть ( 1-2 задание) соответствует обязательному минимуму образования, (3-4 задание) – повышенного уровня.
Для обеспечения благоприятных условий при проведении контрольной работы в классе текст контрольной работы напечатан в двух вариантах.
Контрольная работа рассчитана на 1 урок (40 минут).
Цель: проверить и проанализировать знания и умения учащихся по теме: « Цилиндр, конус и шар».
Критерии оценивания:
Кол-во баллов | Оценка |
0 | 2 |
1 | 3 |
2-3 | 4 |
4 | 5 |
Вариант 1.
- Радиус основания цилиндра равен 5 см, а высота цилиндра равна 6 см. Найдите площадь сечения, проведенного параллельно оси цилиндра на расстоянии 4 см от нее.
- Радиус шара равен 17 см. Найдите площадь сечения шара, удаленного от его центра на 15 см.
- Радиус основания конуса равен 3 м, а высота 4 м. Найдите образующую и площадь осевого сечения.
- Осевое сечение цилиндра – квадрат, диагональ которого равна 20см. Найдите площадь основания цилиндра.
Вариант 2.
- Высота цилиндра 8 дм, радиус основания 5 дм. Цилиндр пересечен плоскостью параллельно оси так, что в сечении получился квадрат. Найдите расстояние от этого сечения до оси цилиндра.
- Радиус сферы равен 15 см. Найдите длину окружности сечения, удаленного от центра сферы на 12 см.
- Образующая конуса l наклонена к плоскости основания под углом в 300. Найдите высоту конуса и площадь осевого сечения.
- Осевое сечение цилиндра – квадрат. Площадь основания цилиндра равна 16 см2. Найдите площадь поверхности цилиндра.
Пояснительная записка.
Контрольная работа № 4 по теме: «Объемы тел» соответствует полностью уровню подготовки выпускников, которые предусмотрены образовательными стандартами. Контрольная работа включает разноуровневые задания. Первая часть ( 1-2 задание) соответствует обязательному минимуму образования, (3 задание) – повышенного уровня.
Для обеспечения благоприятных условий при проведении контрольной работы в классе текст контрольной работы напечатан в двух вариантах.
Контрольная работа рассчитана на 1 урок (40 минут).
Цель: проверить и проанализировать знания и умения учащихся по теме: «Объемы тел».
Критерии оценивания:
Кол-во баллов | Оценка |
0 | 2 |
1 | 3 |
2 | 4 |
3 | 5 |
Вариант 1.
1. Апофема правильной треугольной пирамиды равна 4 см, а двугранный угол при основании равен 60°. Найдите объем пирамиды.
2. В цилиндр вписана призма. Основанием призмы служит прямоугольный треугольник, катет которого равен 2a, а прилежащий угол равен 30°. Диагональ большей боковой грани призмы составляет с плоскостью ее основания угол в 45°. Найдите объем цилиндра.
3. Диаметр шара равен высоте цилиндра, осевое сечение которого есть квадрат. Найдите отношение объемов цилиндра и шара.
Вариант 2
1. Боковое ребро правильной треугольной пирамиды равно 6 см и составляет с плоскостью основания угол в 60°. Найдите объем пирамиды.
2. В конус вписана пирамида. Основанием пирамиды служит прямоугольный треугольник, катет которого равен 2a, а прилежащий угол равен 30°. Боковая грань пирамиды, проходящая через данный катет, составляет с плоскостью основания угол в 45°. Найдите объем конуса.
3. Диаметр шара равен высоте конуса, образующая которого составляет с плоскостью основания угол в 60°. Найдите отношение объемов конуса и шара.
Пояснительная записка.
Зачёт № 1 по теме: «Метод координат в пространстве» соответствует полностью уровню подготовки выпускников, которые предусмотрены образовательными стандартами. Зачетная работа включает разноуровневые задания. Первая часть – теоретическая часть, соответствует обязательному минимуму образования, вторая часть – практическая часть, повышенного уровня.
Для обеспечения благоприятных условий при проведении зачетной работы в классе текст напечатан в двух вариантах.
Зачетная работа рассчитана на 1 урок (40 минут).
Цель: проверить и проанализировать знания и умения учащихся по теме: «Метод координат в пространстве».
Критерии оценивания:
Кол-во баллов | Оценка |
Теоретическая часть (1-10заданий) | 3 |
Теоретическая часть (1-17 заданий) + 1 задание из практической части | 4 |
Теоретическая часть (1-17 заданий) + 2 задания из практической части | 5 |
Теоретическая часть.
Работу выполнил(а)________________________________________________.
- В прямоугольной системе координат оси носят названия: Ох - ________________________
Оу - ____________________________, Оz - ________________________________________.
- Какие координаты имеет точка А, если она лежит на оси ординат?____________________
- Какие координаты имеет точка В, если она лежит в плоскости Оxz?___________________
- Каждая координата суммы двух или более векторов равна___________________________
_____________________________________________________________________________.
- Радиус-вектором данной точки называется _________________________________________
______________________________________________________________________________.
- Координаты _________________________ равны соответствующим координатам её радиус-вектора.
- Каждая координата середины отрезка равна ________________________________________
______________________________________________________________________________.
- Вычисление длины вектора производится по формуле _______________________.
- Может ли одна из координат вектора равняться 7, если длина этого вектора равна 5? _____
- Запишите формулу для вычисления расстояния между точками А
_____________________________________________________________________________
- Чтобы найти координаты вектора надо ___________________________________________
_____________________________________________________________________________.
- Запишите формулу скалярного произведения векторов
а) в длинах:_________________________________________________________________
б) в координатах:____________________________________________________________
- Когда скалярное произведение равно 0?___________________________________________.
- Когда скалярное произведение отрицательно?______________________________________.
- Запишите формулу для нахождения косинуса угла между ненулевыми векторами:
- Когда ненулевой вектор называется направляющим?________________________________
_____________________________________________________________________________
- Движение пространства – это____________________________________________________
Практическая часть.
Вариант 1.
- Вычислите скалярное произведение векторов и , если , , , ,( ) = 600, , .
- Дан куб АВСDA1B1C1D1. Найдите угол между прямыми AC и DC1.
Вариант 2.
- Вычислите скалярное произведение векторов и , если , , , ,( ) = 600, , .
- Дан куб АВСDA1B1C1D1.Найдите угол между прямыми AD1 и BM, где M – середина ребра DD1.
Пояснительная записка.
Зачёт № 2 по теме: «Цилиндр, конус и шар» соответствует полностью уровню подготовки выпускников, которые предусмотрены образовательными стандартами. Зачетная работа включает разноуровневые задания. Первая часть – теоретическая часть, соответствует обязательному минимуму образования, вторая часть – практическая часть, повышенного уровня.
Зачетная работа представлена в 6-вариантах, каждый из которых состоит из теоретической и практической частей.
Зачетная работа рассчитана на 1 урок (40 минут).
Цель: проверить и проанализировать знания и умения учащихся по теме: « Цилиндр, конус и шар».
Критерии оценивания:
Кол-во баллов | Оценка |
Теоретическая часть | 3 |
Теоретическая часть + 1 задание из практической части | 4 |
Теоретическая часть + 2 задания из практической части | 5 |
Вариант 1.
Теоретическая часть.
- Сформулируйте определение цилиндра, его элементов (основания, ось, образующая, боковая поверхность, высота, радиус основания). Осевое сечение цилиндра и сечение цилиндра плоскостью, параллельной основаниям. Площадь поверхности цилиндра (с объяснением).
Практическая часть.
- Высота конуса равна 10 см, угол между высотой и образующей конуса равен 45. Найдите площадь сечения конуса плоскостью, проведенной через две образующие, угол между которыми 30.
- Каждое ребро правильной треугольной призмы равно a Найдите площадь осевого сечения вписанного цилиндра.
Вариант 2.
Теоретическая часть.
- Сформулируйте определение конуса, его элементов (основание, образующая, ось, боковая поверхность, высота, радиус основания). Осевое сечение конуса и сечение конуса плоскостью, параллельной основанию. Площадь поверхности конуса (с выводом).
Практическая часть.
- Радиус шара равен 12 см. Через конец радиуса проведена плоскость под углом 45 к нему. Найдите площадь сечения.
- Образующая конуса равна 4 см и наклонена к плоскости основания под углом 60. Найдите боковую поверхность вписанной в конус правильной треугольной пирамиды.
Вариант 3.
Теоретическая часть.
- Сформулируйте определение усеченного конуса, его элементов (основания, образующая, ось, боковая поверхность, высота, радиус основания). Осевое сечение усеченного конуса и сечение усеченного конуса плоскостью, параллельной основаниям. Площадь поверхности усеченного конуса.
Практическая часть.
- Сечение цилиндра плоскостью, параллельной оси, отсекает от окружности основания дугу в 120. Найдите площадь сечения, если высота цилиндра равна 7 см, а расстояние между осью цилиндра и секущей плоскостью равно 2 см.
- Радиус шара равен R. Найдите площадь диагонального сечения вписанного куба.
Вариант 4.
Теоретическая часть.
- Сформулируйте определение сферы и шара, его элементов (центр, радиус, диаметр). Сечения шара. Уравнение сферы.
Практическая часть.
- Диагональ осевого сечения равностороннего цилиндра равна 8 см. Найдите площадь его основания.
- Через вершину конуса и хорду основания, стягивающую дугу в 60, проведено сечение, составляющее с плоскостью основания угол в 45. Найдите площадь сечения, если радиус основания равен 4 см.
Вариант 5.
Теоретическая часть.
- Сформулируйте определение касательной плоскости к сфере. Докажите свойство касательной плоскости.
Практическая часть.
- Радиусы оснований усеченного конуса 6 и 2 см, образующая наклонена к основанию под углом 60. Найдите высоту и образующую конуса.
- Площадь осевого сечения равностороннего цилиндра (диаметр равен образующей) равна 16 см2. Найдите боковую поверхность вписанной в цилиндр правильной шестиугольной призмы.
Вариант 6.
Теоретическая часть.
- Сформулируйте определение сферы и шара, его элементов (центр, радиус, диаметр). Расскажите о взаимном расположении сферы и плоскости.
Практическая часть.
1. Ребро куба равно a. Найдите площадь осевого сечения описанного цилиндра.
2. Образующая конуса равна 13 см. В конус вписана пирамида, основанием которой служит прямоугольный треугольник с катетами 6 и 8 см. Найдите высоту пирамиды.
Пояснительная записка.
Зачёт № 3 по теме: «Объемы тел» соответствует полностью уровню подготовки выпускников, которые предусмотрены образовательными стандартами. Зачетная работа включает разноуровневые задания.
Зачетная работа представлена в 12-вариантах, каждый из которых состоит из 8 задач базового и повышенного уровней.
Зачетная работа рассчитана на 1 урок (40 минут).
Цель: проверить и проанализировать знания и умения учащихся по теме: « Объемы тел».
Критерии оценивания:
Кол-во баллов | Оценка |
3-4 | 3 |
5-6 | 4 |
7-8 | 5 |
1 вариант
1. Найдите объем многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы прямые).
2. Найдите объем прямой призмы, в основании которой лежит параллелограмм со сторонами 6,7 см и 8 см, угол между этими сторонами равен 300, а высота призмы равна 10 см.
3. Найдите объем V части цилиндра, изображенной на рисунке. В ответе укажите .
4. Цилиндр и конус имеют общее основание и общую высоту. Вычислите объем конуса, если объем цилиндра равен 36.
5. Во сколько раз уменьшится объем конуса, если его высоту уменьшить в 22 раза?
6. Найдите объем пирамиды, высота которой равна 5, а основание — прямоугольник со сторонами 7 и 6.
7. В цилиндрический сосуд налили воды. Уровень жидкости оказался равным 18 см. В воду полностью погрузили деталь. При этом уровень жидкости в сосуде поднялся на 9 см. Чему равен объем детали? Ответ выразите в .
8. Площадь большого круга шара равна 9. Найдите площадь поверхности шара.
2 вариант
1. Найдите объем многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы прямые).
2. Найдите объем прямой призмы, в основании которой лежит прямоугольный треугольник с катетами 5 см и 7 см, а высота призмы равна 9 см.
3. Найдите объем V части цилиндра, изображенной на рисунке. В ответе укажите .
4. Конус вписан в цилиндр. Объем конуса равен 27. Найдите объем цилиндра.
5. Во сколько раз увеличится объем конуса, если его радиус основания увеличить в 9 раз?
6. В правильной четырехугольной пирамиде высота равна 9, боковое ребро равно 11. Найдите ее объем.
7. В сосуд, имеющий форму правильной треугольной призмы, налили 5300 воды и полностью в нее погрузили деталь. При этом уровень жидкости в сосуде поднялся с отметки 20 см до отметки 29 см. Чему равен объем детали? Ответ выразите в .
8. Площадь большого круга шара равна 50. Найдите площадь поверхности шара.
3 вариант
1. Найдите объем многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы прямые).
2. Найдите объем прямой призмы, в основании которой лежит трапеция с основаниями 6,8 см и 4,12 см и высотой 7 см, а высота призмы равна 5 см.
3. Найдите объем V части цилиндра, изображенной на рисунке. В ответе укажите .
4. Цилиндр и конус имеют общее основание и общую высоту. Вычислите объем конуса, если объем цилиндра равен 27.
5. Во сколько раз уменьшится объем конуса, если его высоту уменьшить в 6 раз?
6. Найдите объем пирамиды, высота которой равна 1, а основание — прямоугольник со сторонами 4 и 3.
7. В цилиндрический сосуд налили воды. Уровень жидкости оказался равным 25 см. В воду полностью погрузили деталь. При этом уровень жидкости в сосуде поднялся на 5 см. Чему равен объем детали? Ответ выразите в .
8. Площадь большого круга шара равна 39. Найдите площадь поверхности шара.
4 вариант
1. Найдите объем многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы прямые).
2. Найдите объем прямой призмы, в основании которой лежит треугольник, две стороны которого равны 9 см и 7 см и угол между ними равен 450, а высота призмы равна 12см.
3. Найдите объем V части цилиндра, изображенной на рисунке. В ответе укажите .
4. Конус вписан в цилиндр. Объем конуса равен 64. Найдите объем цилиндра.
5. Во сколько раз увеличится объем конуса, если его радиус основания увеличить в 26 раз?
6. В правильной четырехугольной пирамиде высота равна 3, боковое ребро равно 9. Найдите ее объем.
7. В сосуд, имеющий форму правильной треугольной призмы, налили 2900 воды и полностью в нее погрузили деталь. При этом уровень жидкости в сосуде поднялся с отметки 20 см до отметки 35 см. Чему равен объем детали? Ответ выразите в .
8. Площадь большого круга шара равна 8. Найдите площадь поверхности шара.
5 вариант
1. Найдите объем многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы прямые).
2. Найдите объем прямой призмы, в основании которой лежит параллелограмм, одна из сторон которого равна 5,6 см, а высота, проведенная к этой стороне равна 3,4 см, если известно, что высота этой призмы равна 15 см.
3. Найдите объем V части цилиндра, изображенной на рисунке. В ответе укажите .
4. Цилиндр и конус имеют общее основание и общую высоту. Вычислите объем конуса, если объем цилиндра равен 15.
5. Во сколько раз уменьшится объем конуса, если его высоту уменьшить в 6,5 раза?
6. Найдите объем пирамиды, высота которой равна 6, а основание — прямоугольник со сторонами 8 и 8.
7. В цилиндрический сосуд налили воды. Уровень жидкости оказался равным 25 см. В воду полностью погрузили деталь. При этом уровень жидкости в сосуде поднялся на 5 см. Чему равен объем детали? Ответ выразите в .
8. Площадь большого круга шара равна 4. Найдите площадь поверхности шара.
6 вариант
1. Найдите объем многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы прямые).
2. Найдите объем прямой призмы, в основании которой лежит прямоугольник со сторонами 5 см и 8 см, если высота призмы равна 20 см.
3. Найдите объем V части цилиндра, изображенной на рисунке. В ответе укажите .
4. Конус вписан в цилиндр. Объем конуса равен 21. Найдите объем цилиндра.
5. Во сколько раз увеличится объем куба, если его ребра увеличить в четыре раза?
6. В правильной четырехугольной пирамиде высота равна 5, боковое ребро равно 16. Найдите ее объем.
7. В сосуд, имеющий форму правильной треугольной призмы, налили 5700 воды и полностью в нее погрузили деталь. При этом уровень жидкости в сосуде поднялся с отметки 20 см до отметки 33 см. Чему равен объем детали? Ответ выразите в .
8. Площадь большого круга шара равна 37. Найдите площадь поверхности шара.
7 вариант
1. Найдите объем многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы прямые).
2. Найдите объем прямой призмы, в основании которой лежит параллелограмм со сторонами 7 см и 9 см, угол между этими сторонами равен 600, а высота призмы равна 12 см.
3. Найдите объем V части цилиндра, изображенной на рисунке. В ответе укажите .
4. Цилиндр и конус имеют общее основание и общую высоту. Вычислите объем конуса, если объем цилиндра равен 87.
5. Во сколько раз уменьшится объем шара, если его радиус уменьшить в 7 раз?
6. Найдите объем пирамиды, высота которой равна 1, а основание — прямоугольник со сторонами 2 и 6.
7. В цилиндрический сосуд налили воды. Уровень жидкости оказался равным 15 см. В воду полностью погрузили деталь. При этом уровень жидкости в сосуде поднялся на 3 см. Чему равен объем детали? Ответ выразите в .
8. Площадь большого круга шара равна 18. Найдите площадь поверхности шара.
8 вариант
1. Найдите объем многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы прямые).
2. Найдите объем прямой призмы, в основании которой лежит прямоугольный треугольник с катетами 4 см и 3 см, а высота призмы равна 8 см.
3. Найдите объем V части цилиндра, изображенной на рисунке. В ответе укажите .
4. Конус вписан в цилиндр. Объем конуса равен 14. Найдите объем цилиндра.
5. Во сколько раз увеличится объем куба, если его ребра увеличить в десять раз?
6. В правильной четырехугольной пирамиде высота равна 8, боковое ребро равно 10. Найдите ее объем.
7. В сосуд, имеющий форму правильной треугольной призмы, налили 2200 воды и полностью в нее погрузили деталь. При этом уровень жидкости в сосуде поднялся с отметки 25 см до отметки 28 см. Чему равен объем детали? Ответ выразите в .
8. Площадь большого круга шара равна 35. Найдите площадь поверхности шара.
9 вариант
1. Найдите объем многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы прямые).
2. Найдите объем прямой призмы, в основании которой лежит трапеция с основаниями 7,16 см и 5,04 см и высотой 5 см, а высота призмы равна 10 см.
3. Найдите объем V части цилиндра, изображенной на рисунке. В ответе укажите .
4. Цилиндр и конус имеют общее основание и общую высоту. Вычислите объем конуса, если объем цилиндра равен 81.
5.Во сколько раз уменьшится объем цилиндра, если его радиус уменьшить в 5 раз?
6. Найдите объем пирамиды, высота которой равна 5, а основание — прямоугольник со сторонами 6 и 5.
7. В цилиндрический сосуд налили воды. Уровень жидкости оказался равным 15 см. В воду полностью погрузили деталь. При этом уровень жидкости в сосуде поднялся на 3 см. Чему равен объем детали? Ответ выразите в .
8. Площадь большого круга шара равна 11. Найдите площадь поверхности шара.
10 вариант
1. Найдите объем многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы прямые).
2. Найдите объем прямой призмы, в основании которой лежит треугольник, две стороны которого равны 9,5 см и 14 см и угол между ними равен 300, а высота призмы равна 4,6см.
3. Найдите объем V части цилиндра, изображенной на рисунке. В ответе укажите .
4. Конус вписан в цилиндр. Объем конуса равен 53. Найдите объем цилиндра.
5.Во сколько раз увеличится объем шара, если его радиус увеличить в 10 раз?
6. В правильной четырехугольной пирамиде высота равна 7, боковое ребро равно 11. Найдите ее объем.
7. В сосуд, имеющий форму правильной треугольной призмы, налили 4300 воды и полностью в нее погрузили деталь. При этом уровень жидкости в сосуде поднялся с отметки 20 см до отметки 29 см. Чему равен объем детали? Ответ выразите в .
8. Площадь большого круга шара равна 42. Найдите площадь поверхности шара
11 вариант
1. Найдите объем многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы прямые).
2. Найдите объем прямой призмы, в основании которой лежит параллелограмм, одна из сторон которого равна 9,04 см, а высота, проведенная к этой стороне равна 6,5 см, если известно, что высота этой призмы равна 11 см.
3. Найдите объем V части цилиндра, изображенной на рисунке. В ответе укажите .
4. Цилиндр и конус имеют общее основание и общую высоту. Вычислите объем конуса, если объем цилиндра равен 75.
5.Во сколько раз увеличится объем цилиндра, если его радиус увеличить в 4 раза?
6. Найдите объем пирамиды, высота которой равна 3, а основание — прямоугольник со сторонами 4 и 4.
7. В цилиндрический сосуд налили воды. Уровень жидкости оказался равным 8 см. В воду полностью погрузили деталь. При этом уровень жидкости в сосуде поднялся на 6 см. Чему равен объем детали? Ответ выразите в .
8. Площадь большого круга шара равна 38. Найдите площадь поверхности шара.
12 вариант
1. Найдите объем многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы прямые).
2. Найдите объем прямой призмы, в основании которой лежит прямоугольник со сторонами 7 см и 3 см, если высота призмы равна 7 см.
3. Найдите объем V части цилиндра, изображенной на рисунке. В ответе укажите .
4. Конус вписан в цилиндр. Объем конуса равен 12. Найдите объем цилиндра.
5.Во сколько раз уменьшится объем цилиндра, если его высоту уменьшить в 3 раза?
6. В правильной четырехугольной пирамиде высота равна 8, боковое ребро равно 14. Найдите ее объем.
7. В сосуд, имеющий форму правильной треугольной призмы, налили 4000 воды и полностью в нее погрузили деталь. При этом уровень жидкости в сосуде поднялся с отметки 25 см до отметки 26 см. Чему равен объем детали? Ответ выразите в .
8. Площадь большого круга шара равна 40. Найдите площадь поверхности шара.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии. 9 класс.Л.С.Атанасян и др."Геометрия 7-9 классы"
Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии со всеми требованиями , предъявляемыми к структуре и содержанию рабочих программ.Программа составлена на основе Федерального государственного ...
Рабочая программа по геометрии, УМК Атанасян Л.С. 9 класс
Рабочая программа по геометрии, УМК Атанасян Л.С., рассчитана на 2 часа в неделю....
рабочая программа по геометрии к АТАНАСЯНУ 7 КЛ
рабочая программа по геометрии к АТАНАСЯНУ 7 КЛ...
Рабочая программа по геометрии ФГОС Атанасян ЛС
Программа по геометрии для 8 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....