Рабочая программа по геометрии 8 класс
рабочая программа по геометрии (8 класс)
Рабочая программа по учебному курсу "Геометрия" для обучающихся 8 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geometrii_8_klass.docx | 76.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Сахалинской области
Анивского городского округа
МБОУ СОШ №4 с.Таранай
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Геометрия»
для 8 класса основного общего образования на 2023-2024 учебный год
Составитель: Казанцев Иван Александрович
учитель математики
С.Таранай. 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА "ГЕОМЕТРИЯ"
Рабочая программа по учебному курсу "Геометрия" для обучающихся 8 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической.
Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий.
Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебной деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны мышления.
Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления.
Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство
с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека.
Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА "ГЕОМЕТРИЯ"
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит», — писал великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. И в этом состоит одна из двух целей обучения геометрии как составной части математики в школе. Этой цели соответствует доказательная линия преподавания геометрии. Следуя представленной рабочей программе, начиная с седьмого класса на уроках геометрии обучающийся учится проводить доказательные рассуждения, строить логические умозаключения, доказывать истинные утверждения и строить контр примеры к ложным, проводить рассуждения от «противного», отличать свойства от признаков, формулировать обратные утверждения. Ученик, овладевший искусством рассуждать, будет применять его и в окружающей жизни.
Как писал геометр и педагог Игорь Федорович Шарыгин, «людьми, понимающими, что такое доказательство, трудно и даже невозможно манипулировать». И в этом состоит важное воспитательное значение изучения геометрии, присущее именно отечественной математической школе. Вместе с тем авторы программы предостерегают учителя от излишнего формализма, особенно в отношении начал и оснований геометрии. Французский математик Жан Дьедонне по этому поводу высказался так: «Что касается деликатной проблемы введения «аксиом», то мне кажется, что на первых порах нужно вообще избегать произносить само это слово. С другой же стороны, не следует упускать ни одной возможности давать примеры логических заключений, которые куда в большей мере, чем идея аксиом, являются истинными и единственными двигателями математического мышления».
Второй целью изучения геометрии является использование её как инструмента при решении как математических, так и практических задач, встречающихся в реальной жизни. Окончивший курс геометрии школьник должен быть в состоянии определить геометрическую фигуру, описать словами данный чертёж или рисунок, найти площадь земельного участка, рассчитать необходимую длину оптоволоконного кабеля или требуемые размеры гаража для автомобиля. Этому соответствует вторая, вычислительная линия в изучении геометрии в школе. Данная практическая линия является не менее важной, чем первая. Ещё Платон предписывал, чтобы «граждане Прекрасного города ни в коем случае не оставляли геометрию, ведь немаловажно даже побочное её применение — в военном деле да, впрочем, и во всех науках — для лучшего их усвоения: мы ведь знаем, какая бесконечная разница существует между человеком причастным к геометрии и непричастным». Для этого учителю рекомендуется подбирать задачи практического характера для рассматриваемых тем, учить детей строить математические модели реальных жизненных ситуаций, проводить вычисления и оценивать адекватность полученного результата. Крайне важно подчёркивать связи геометрии с другими предметами, мотивировать использовать определения геометрических фигур и понятий, демонстрировать применение полученных умений в физике и технике. Эти связи наиболее ярко видны в темах «Векторы», «Тригонометрические соотношения», «Метод координат» и «Теорема Пифагора».
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану в 8 классе изучается учебный курс «Геометрия», который включает следующие основные разделы содержания: «Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение геометрических величин», а также «Декартовы координаты на плоскости», «Векторы», «Движения плоскости» и «Преобразования подобия».
Учебный план предусматривает изучение геометрии на базовом уровне, исходя из 68 учебных часов в учебном году.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "ГЕОМЕТРИЯ"
Четырёхугольники. Параллелограмм, его признаки и свойства. Частные случаи параллелограммов (прямоугольник, ромб, квадрат), их признаки и свойства. Трапеция, равнобокая трапеция, её свойства и признаки. Прямоугольная трапеция.
Метод удвоения медианы. Центральная симметрия. Теорема Фалеса и теорема о пропорциональных отрезках.
Средние линии треугольника и трапеции. Центр масс треугольника.
Подобие треугольников, коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников. Применение подобия при решении практических задач.
Свойства площадей геометрических фигур. Формулы для площади треугольника, параллелограмма, ромба и трапеции. Отношение площадей подобных фигур.
Вычисление площадей треугольников и многоугольников на клетчатой бумаге. Теорема Пифагора. Применение теоремы Пифагора при решении практических задач.
Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Основное тригонометрическое тождество. Тригонометрические функции углов в 30°, 45° и 60°.
Вписанные и центральные углы, угол между касательной и хордой. Углы между хордами и секущими. Вписанные и описанные четырёхугольники. Взаимное расположение двух окружностей. Касание окружностей. Общие касательные к двум окружностям.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение учебного курса «Геометрия» должно обеспечивать достижение на уровне основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Геометрия» характеризуются:
Патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности мораль- но-этических принципов в деятельности учёного.
Трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;
осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.
Ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации;
овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
- необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
- способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы учебного курса «Геометрия» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.
- Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные;
- выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
- разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения;
- выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
- проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
- выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
- выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.
- Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
- в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
- представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории.
Сотрудничество:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;
- принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей;
- участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.);
- выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
- Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности.
Самоорганизация:
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль:
- владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
- оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение учебного курса «Геометрия» на уровне 8 класса должно обеспечивать достижение следующих предметных образовательных результатов:
- Распознавать основные виды четырёхугольников, их элементы, пользоваться их свойствами при решении геометрических задач.
- Применять свойства точки пересечения медиан треугольника (центра масс) в решении задач.
- Владеть понятием средней линии треугольника и трапеции, применять их свойства при решении геометрических задач.
- Пользоваться теоремой Фалеса и теоремой о пропорциональных отрезках, применять их для решения практических задач.
- Применять признаки подобия треугольников в решении геометрических задач.
- Пользоваться теоремой Пифагора для решения геометрических и практических задач.
- Строить математическую модель в практических задачах, самостоятельно делать чертёж и на ходить соответствующие длины.
- Владеть понятиями синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника.
- Пользоваться этими понятия ми для решения практических задач.
- Вычислять (различными способами) площадь треугольника и площади многоугольных фигур (пользуясь, где необходимо, калькулятором).
- Применять полученные умения в практических задачах.
- Владеть понятиями вписанного и центрального угла, использовать теоремы о вписанных углах, углах между хордами (секущими) и угле между касательной и хордой при решении геометрических задач.
- Владеть понятием описанного четырёхугольника, применять свойства описанного четырёхугольника при решении задач.
- Применять полученные знания на практике — строить математические модели для задач реальной жизни и проводить соответствующие вычисления с применением подобия и тригонометрии (пользуясь, где необходимо, калькулятором).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
Раздел 1. Четырёхугольники | ||||||||
1.1. | Параллелограмм, его признаки и свойства. | 2 | 0 | 0 | Изображать и находить на чертежах четырёхугольники разных видов и их элементы; | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
1.2. | Частные случаи параллелограммов (прямоугольник, ромб, квадрат), их признаки и свойства. | 3 | 0 | 0 | Формулировать определения: параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции, равнобокой трапеции, прямоугольной трапеции; | Устный опрос; Письменный контроль; тестирование; | ||
1.3. | Трапеция. | 2 | 0 | 0 | Формулировать определения: параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции, равнобокой трапеции, прямоугольной трапеции; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2009/start/ | |
1.4. | Равнобокая и прямоугольная трапеции. | 2 | 0 | 0 | Доказывать и использовать при решении задач признаки и свойства: параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции, равнобокой трапеции, прямоугольной трапеции; | Устный опрос; Письменный контроль; тестирование; | ||
1.5. | Удвоение медианы. | 1 | 0 | 0 | Применять метод удвоения медианы треугольника; | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
1.6. | Центральная симметрия | 2 | 1 | 0 | Использовать цифровые ресурсы для исследования свойств изучаемых фигур; | Контрольная работа; Зачет; | ||
Итого по разделу | 12 | |||||||
Раздел 2. Теорема Фалеса и теорема о пропорциональных отрезках, подобные треугольники | ||||||||
2.1. | Теорема Фалеса и теорема о пропорциональных отрезках. | 2 | 0 | 0 | Проводить построения с помощью циркуля и линейки с использование теоремы Фалеса и теоремы о пропорциональных отрезках, строить четвёртый пропорциональный отрезок; | Устный опрос; | ||
2.2. | Средняя линия треугольника. | 2 | 0 | 0 | Проводить построения с помощью циркуля и линейки с использование теоремы Фалеса и теоремы о пропорциональных отрезках, строить четвёртый пропорциональный отрезок; | Устный опрос; Письменный контроль; |
2.3. | Трапеция, её средняя линия. | 2 | 0 | 0 | Проводить построения с помощью циркуля и линейки с использование теоремы Фалеса и теоремы о пропорциональных отрезках, строить четвёртый пропорциональный отрезок; | Устный опрос; Письменный контроль; тестирование; | ||
2.4. | Пропорциональные отрезки, построение четвёртого пропорционального отрезка. | 1 | 0 | 1 | Проводить доказательство того, что медианы треугольника пересекаются в одной точке, и находить связь с центром масс, находить отношение, в котором медианы делятся точкой их пере сечения; | Практическая работа; | ||
2.5.. | Свойства центра масс в треугольнике. | 1 | 0 | 0 | Проводить доказательство того, что медианы треугольника пересекаются в одной точке, и находить связь с центром масс, находить отношение, в котором медианы делятся точкой их пере сечения; | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
2.6. | Подобные треугольники. | 2 | 0 | 0 | Находить подобные треугольники на готовых чертежах с указанием соответствующих признаков подобия; Проводить доказательства с использованием признаков подобия.; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://www.yaklass.ru/p/geometria/8-klass/podobnye-treugolniki-9236 | |
2.7. | Три признака подобия треугольников. | 3 | 0 | 0 | Доказывать три признака подобия треугольников; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://www.yaklass.ru/p/geometria/8-klass/podobnye-treugolniki-9236/priznaki-podobiia-treugolnikov-9525 | |
2.8. | Практическое применение | 2 | 1 | 0 | Применять полученные знания при решении геометрических и практических задач; Знакомиться с историей развития геометрии; | Контрольная работа; Зачет; устный опрос; | https://www.yaklass.ru/p/geometria/8-klass/podobnye-treugolniki-9236/primenenie-podobiia-reshenie-zadach-9482 | |
Итого по разделу: | 15 | |||||||
Раздел 3. Площадь. Нахождение площадей треугольников и многоугольных фигур. Площади подобных фигур | ||||||||
3.1. | Понятие об общей теории площади. | 1 | 0 | 0 | Овладевать первичными представлениями об общей теории площади (меры), формулировать свойства площади, выяснять их наглядный смысл; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/1484/start/ | |
3.2. | Формулы для площади треугольника, параллелограмма | 2 | 0 | 0 | Выводить формулы площади параллелограмма, треугольника, трапеции из формулы площади прямоугольника (квадрата); Выводить формулы площади выпуклого четырёхугольника через диагонали и угол между ними; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/1493/start/ | |
3.3. | Отношение площадей треугольников с общим основанием или общей высотой. | 2 | 0 | 0 | Находить площади подобных фигур; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://shkolkovo.net/theory/42 | |
3.4. | Вычисление площадей сложных фигур через разбиение на части и достроение. | 2 | 0 | 1 | Разбирать примеры использования вспомогательной площади для решения геометрических задач; | Устный опрос; практическая работа; | https://infourok.ru/ploschadi-figur-na-kletchatoy-bumage-formula-pika-1487216.html | |
3.5. | Площади фигур на клетчатой бумаге. | 1 | 0 | 0 | Находить площади фигур, изображённых на клетчатой бумаге, использовать разбиение на части и достроение; | Письменный контроль; | https://easy-physic.ru/ploshhadi-figur-po-formule-pika/ |
3.6. | Площади подобных фигур. | 1 | 0 | 0 | Находить площади подобных фигур; | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
3.7. | Вычисление площадей. | 1 | 0 | 0 | Вычислять площади различных многоугольных фигур; | Письменный контроль; | ||
3.8. | Задачи с практическим содержанием. | 2 | 0 | 0 | Решать задачи на площадь с практическим со держанием; | Письменный контроль; | ||
3.9. | Решение задач с помощью метода вспомогательной площади | 2 | 1 | 0 | Разбирать примеры использования вспомогательной площади для решения геометрических задач; | Контрольная работа; Зачет; | https://foxford.ru/wiki/matematika/metod-vspomogatelnoy-ploschadi | |
Итого по разделу: | 14 | |||||||
Раздел 4. Теорема Пифагора и начала тригонометрии | ||||||||
4.1. | Теорема Пифагора, её доказательство и применение. | 2 | 0 | 0 | Доказывать теорему Пифагора, использовать её в практических вычислениях; | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
4.2. | Обратная тео рема Пифагора. | 1 | 0 | 0 | Знакомиться с историей развития геометрии; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://skysmart.ru/articles/mathematic/teorema-pifagora-formula | |
4.3. | Определение тригонометрических функций острого угла, тригонометрические соотношения в прямо угольном треугольнике. | 2 | 0 | 0 | Формулировать определения тригонометрических функций острого угла, проверять их корректность; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2019/start/ | |
4.4. | Основное тригонометрическое тождество. | 2 | 0 | 0 | Выводить тригонометрические соотношения в прямоугольном треугольнике; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://skysmart.ru/articles/mathematic/osnovnoe-trigonometricheskoe-tozhdestvo | |
4.5. | Соотношения между сторонами в прямоугольных треугольниках с углами в 45° и 45°; 30° и 60° | 3 | 1 | 0 | Исследовать соотношения между сторонами в прямоугольных треугольниках с углами в 45° и 45°; 30° и 60°; применять полученные знания при решении практических задач.; | Контрольная работа; Зачет; | ||
Итого по разделу: | 10 | |||||||
Раздел 5. Углы в окружности. Вписанные и описанные четырехугольники. Касательные к окружности. Касание окружности. | ||||||||
5.1. | Вписанные и центральные углы, угол между касательной и хордой. | 2 | 0 | 0 | Формулировать основные определения, связанные с углами в круге (вписанный угол, центральный угол); | Устный опрос; Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2027/start/ |
5.2. | Углы между хордами и секущими. | 2 | 0 | 0 | Использовать эти свойства и признаки при решении задач; Использовать теоремы об углах между хордами(секущими) и угле между касательной и хордой при решении геометрических задач; | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
5.3. | Вписанные и описанные четырёхугольники, их признаки и свойства. | 2 | 0 | 0 | Исследовать, в том числе с помощью цифровых ресурсов, вписанные и описанные четырёхугольники, выводить их свойства и признаки; | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
5.4. | Применение этих свойств при решении геометрических задач. | 2 | 0 | 0 | Использовать эти свойства и признаки при решении задач; | Письменный контроль; | https://uchitel.pro/описанная-и-вписанная-окружности/ | |
5.5. | Взаимное расположение двух окружностей. | 2 | 0 | 0 | Использовать эти свойства и признаки при решении задач; | Устный опрос; Письменный контроль; | ||
5.6. | Касание окружностей. | 3 | 1 | 0 | Знакомство с историей развития геометрии; | Контрольная работа; Зачет; устный опрос; | ||
Итого по разделу: | 13 | |||||||
Раздел 6. Повторение, обобщение знаний. | ||||||||
6.1. | Повторение основных понятий и методов курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний. | 4 | 1 | 0 | Решать задачи на повторение, иллюстрирующие связи между различными частями курса; | Устный опрос; ВПР; | ||
Итого по разделу: | 4 | |||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 6 | 2 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | Параллелограмм, его признаки и свойства. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
2. | Параллелограмм, его признаки и свойства. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
3. | Частные случаи параллелограммов (прямоугольник, ромб, квадрат), их признаки и свойства. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
4. | Частные случаи параллелограммов (прямоугольник, ромб, квадрат), их признаки и свойства. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
5. | Частные случаи параллелограммов (прямоугольник, ромб, квадрат), их признаки и свойства. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
6. | Трапеция. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
7. | Трапеция. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
8. | Равнобокая и прямоугольная трапеции. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
9. | Равнобокая и прямоугольная трапеции. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; |
10. | Удвоение медианы. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
11. | Центральная симметрия | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; зачет; | |
12. | Контрольная работа № 1 по теме "Четырехугольники" | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа; | |
13. | Теорема Фалеса и теорема о пропорциональных отрезках. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
14. | Теорема Фалеса и теорема о пропорциональных отрезках. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
15. | Средняя линия треугольника. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
16. | Средняя линия треугольника. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
17. | Трапеция, её средняя линия. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
18. | Трапеция, её средняя линия. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
19. | Пропорциональные отрезки, построение четвёртого пропорционального отрезка. | 1 | 0 | 1 | Практическая работа; | |
20. | Свойства центра масс в треугольнике. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
21. | Подобные треугольники. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
22. | Подобные треугольники. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; |
23. | Три признака подобия треугольников. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
24. | Три признака подобия треугольников. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
25. | Три признака подобия треугольников. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
26. | Практическое применение | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; зачет; | |
27. | Контрольная работа № 2 по теме "Теорема Фалеса и теорема о пропорциональных отрезках, подобные треугольники". | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа; | |
28. | Понятие об общей теории площади. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
29. | Формулы для площади треугольника, параллелограмма | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
30. | Формулы для площади треугольника, параллелограмма | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
31. | Отношение площадей треугольников с общим основанием или общей высотой | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
32. | Отношение площадей треугольников с общим основанием или общей высотой | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; |
33. | Вычисление площадей сложных фигур через разбиение на части и достроение. | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
34. | Вычисление площадей сложных фигур через разбиение на части и достроение. | 1 | 0 | 1 | Практическая работа; | |
35. | Площади фигур на клетчатой бумаге. | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
36. | Площади подобных фигур. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
37. | Вычисление площадей. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
38. | Задачи с практическим содержанием. | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
39. | Задачи с практическим содержанием. | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; зачет; | |
40. | Решение задач с помощью метода вспомогательной площади | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
41. | Контрольная работа № 3 по теме "Площадь. Нахождение площадей треугольников и многоугольных фигур. Площади подобных фигур". | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа; | |
42. | Теорема Пифагора, её доказательство и применение. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
43. | Теорема Пифагора, её доказательство и применение. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; |
44. | Обратная теорема Пифагора. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
45. | Определение тригонометрических функций острого угла, тригонометрические соотношения в прямоугольном треугольнике. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
46. | Определение тригонометрических функций острого угла, тригонометрические соотношения в прямоугольном треугольнике. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
47. | Основное тригонометрическое тождество. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
48. | Основное тригонометрическое тождество. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
49. | Соотношения между сторонами в прямоугольных треугольниках с углами в 45° и 45°; 30° и 60° | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
50. | Соотношения между сторонами в прямоугольных треугольниках с углами в 45° и 45°; 30° и 60° | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; зачет; | |
51. | Контрольная работа № 4 по теме "Терема Пифагора и начала тригонометрии". | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа; | |
52. | Вписанные и центральные углы, угол между касательной и хордой. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; |
53. | Вписанные и центральные углы, угол между касательной и хордой. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
54. | Углы между хордами и секущими. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
55. | Углы между хордами и секущими. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
56. | Вписанные и описанные четырёхугольники, их признаки и свойства. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
57. | Вписанные и описанные четырёхугольники, их признаки и свойства. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
58. | Применение этих свойств при решении геометрических задач. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
59. | Применение этих свойств при решении геометрических задач. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
60. | Взаимное расположение двух окружностей. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
61. | Взаимное расположение двух окружностей. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
62. | Касание окружностей. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
63. | Касание окружностей. | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; зачет; |
64. | Контрольная работа № 5 по теме "Углы в окружности. Вписанные и описанные четырехугольники. Касательные к окружности. Касание окружностей". | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа; | |
65. | Повторение основных понятий и методов курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
66. | Повторение основных понятий и методов курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |
67. | Диагностическая работа по геометрии за курс 8 класса | 1 | 1 | 0 | ВПР; | |
68. | Повторение, обобщение знаний. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 6 | 2 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и другие, Геометрия 7–9 класс, Акционерное общество "Издательство "Просвещение";
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Математика» базовый уровень
Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.
- Геометрия, Методические рекомендации, 8 класс, Учебное пособие для общеобразовательных организаций, Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., 2016
- Дополнительные главы к учебнику геометрии 7-9 класс Атанасян Л. С. : http://school- collection.edu.ru/catalog/rubr/7ae3b7e4-0a01-01b2-01d4-8209d17a43ff/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
- dnevnik.ru
- https://resh.edu.ru/
- https://uchi.ru/
- https://math8-vpr.sdamgia.ru/
- https://oge.sdamgia.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Справочные таблицы
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Линейка, карандаш, циркуль, мультимедийный проектор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....