Рабочая программа по геометрии 8 класс
рабочая программа по геометрии (8 класс)

Рабочая программа по геометрии 8 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geometriya_8_klass.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение Константиновская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю

Протокол педагогического совета

_№ ____ от      _______                         _________________

Директор школы

______________________

Н. А. Бянкина

Согласовано

Протокол методического совета

_№ ____ от      _____                        _________________

Заместитель директора по УМР

_________________

Л. Е. Черникова

Согласовано

Протокол методического объединения

_№ ____ от      __________                         _________________

Руководитель школьного МО

________________________

Н. В. Дутова

Рабочая программа

Учебный предмет: Математика (геометрия)

Уровень образования: Основное общее

Классы: 8А, 8Г

Учитель: Жамкочян Анжела Артуровна

Планирование составлено в соответствии с Примерной рабочей программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол №1897 от 17.12.2010 г.

Учебник:

Геометрия, 7-9 класс, автор: Л.С. Атанасян, издательство Просвещение, 2021 год;

2022 год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

- Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования;

- Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А., М.: Просвещение, 2018 г.

-Программа соответствует учебнику Геометрия 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев,  Э.Г.Позняк, И.И.Юдина. / М.: Просвещение, 2021.

Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что его объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе. Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, геометрия развивает нравственные черты личности ( настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.

При обучении геометрии формируются умения и навыки умственного труда -планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов. В процессе обучения геометрии школьники должны излагать мысли свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки четкого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.

Геометрия занимает ведущее место в формировании научно-теоретического мышления школьников. Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм, усвоению понятия симметрии, геометрия вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся. Её изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления.

 Основные цели курса:

  • в направлении личностного развития
    • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
    • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
    • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
    • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
    • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
    2)
    в метапредметном направлении
    • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
    • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
    • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
    3)
    в предметном направлении
    • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
    • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Задачиобучения:

-ввести основные геометрические понятия, научить различать их взаимное расположение;

-научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;

-ввести понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;

-изучить все о треугольниках (элементы, признаки равенства);

-изучить признаки параллельности прямых и научить применять их при решении задач и доказательстве теорем;

-научить решать геометрические задачи на доказательства и вычисления;

-подготовить к дальнейшему изучению геометрии в последующих классах.

Место предмета в учебном плане.

Базисный учебный (образовательный) план на изучение геометрии в основной школе отводит 2 учебных часа в неделю в течение каждого года обучения, всего 210 уроков. Рабочая программа учебного предмета «Геометрия 8» в соответствии с учебным планом МОАУ Константиновская СОШ рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов.

        Содержание программы

  • Учебно-тематический план предмета

№п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

1.

Четырехугольники.

14

2.

Площадь.

14

3.

Подобные треугольники.

19

4.

Окружность.

17

5.

Повторение. Решение задач.

4

  • Содержание учебного предмета курса геометрии – 8 класс
  1. Четырехугольники (14 ч)

Ввести понятие многоугольника, вывести формулу суммы внутренних углов многоугольника и рассмотреть четырёхугольник как частный вид многоугольника. Ввести понятие параллелограмма, ромба, трапеции, квадрата, прямоугольника, рассмотреть их свойства и признаки, закрепить полученные знания в процессе решения задач. Рассмотреть осевую и центральную симметрию как свойства некоторых геометрических фигур. Изучение данной темы формирует у учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы достижения поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учащимися.

  1. Площадь (14 ч)

        Дать представление об измерении площадей многоугольников, рассмотреть основные свойства площадей и вывести формулы для вычисления площадей квадрата и прямоугольника. Опираясь на основные свойства площадей и теорему о площади прямоугольника, вывести формулы для вычисления площади параллелограмма, треугольника, трапеции. Изучить теорему Пифагора и ей обратную. Изучение данной темы направлено на формирование познавательной компетентности: сравнение, сопоставление, классификацию объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому. Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях не предполагающих стандартное применение одного из них. Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предложений, понимание необходимости их проверки на практике.

  1. Подобные треугольники ( 19 ч)

Ввести понятие пропорциональных отрезков и, опираясь на него, дать определение подобных треугольников. Рассмотреть три признака подобия треугольников и сформировать у учащихся навыки применения этих признаков при решении задач. Показать применение подобия треугольников при доказательстве теорем, решении задач на построение циркулем и линейкой, в измерительных работах на местности. Выработать у учащихся навыки использования теории подобия треугольников при решении разнообразных задач.

Изучение данной темы направлено на развитие у учащихся качеств личности, необходимых человеку в современном обществе: интуиции, логического мышления, пространственных представлений, элементам алгоритмической культуры, выработки самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях.

  1. Окружность( 17ч)

Рассмотреть различные случаи взаимного расположения прямой и окружности, ввести понятие касательной, рассмотреть её свойства и признак, а также свойство отрезков касательных, проведённых из одной точки. Ввести понятие градусной меры дуги окружности, центрального и вписанного углов, доказать теоремы об измерении вписанных углов и об отрезках пересекающихся хорд и показать, как они используются при решении задач. Рассмотреть свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку и на их основе доказать, что биссектрисы треугольника пересекаются в одной точке. Серединные перпендикуляры к сторонам треугольника пересекаются в одной точке, высоты треугольника (или их продолжения) пересекаются в одной точке. Дать понятие вписанной в многоугольник и описанной около многоугольника окружностей, доказать теоремы об окружности, вписанной в треугольник, и об окружности, описанной около треугольника, ознакомить учащихся со свойствами вписанного и описанного четырёхугольников. При изучении данной темы у учащихся формируются следующие компетентности: коммуникативная - умение говорить, правильно и чётко излагать свои мысли, различать факт, мнение, доказательство, гипотезу и аксиому. Самостоятельно на основе опорной схемы формировать определение основных понятий курса геометрии. Информационная компетентность ведёт к умению пользоваться различными источниками информации, к поиску и анализу полученной информации.

        Повторение. Решение задач. ( 4ч)

Систематизация и обобщение полученных знаний за курс геометрии 8 класса, решение задач по всем темам, применение изученных свойств в комплексе при решении задач.

  • Планируемые результаты освоения курса геометрии 8 класса

Личностные:

  • формирование ответственного отношен6ия к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно исследовательской, творческой деятельности;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
  • умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщений, установления аналогий;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе; находить общее решение иразрешать конфликты на основесогласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • формирование и развитие учебной и обще пользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Предметные:

  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основныхизучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, ) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;умение работать с геометрическим текстом , точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводитьклассификации, логическое обоснования, доказательства  математических утверждений;
  • овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания  предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  • усвоение систематических знаний о плоских фигурах и ихсвойствах, а также на наглядном уровне-простейшихпространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
  • умение измерять длины отрезков, величины углов,использовать формулы;
  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задачиз смежных дисциплин с использованием при необходимости  справочных материалов, калькулятора, компьютера.

  • Планируемые результаты изучения геометрии в 8 классе.

В результате изучения геометрии ученик должен

знать

- существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;

- существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритма;

- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.

уметь

-пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

-распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

-распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники и их частные виды); изображать указанные геометрические фигуры;

-выполнять чертежи по условию задачи;

-владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;

-уметь решать несложные задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов), опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;

-проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

-владеть алгоритмами решения основных задач на построение;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-описания реальных ситуаций на языке геометрии;

-решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

-построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир)

5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1. Геометрия. 7—9 классы : учеб.для общеобразоват. организаций / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. — М.: Просвещение, 2019.

2. Геометрия. Рабочая тетрадь. 8 класс : учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков, И. И. Юдина. — М.: Просвещение, 2004—2017.

3. Зив Б. Г. Геометрия. Дидактические материалы. 8 класс : учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2017.

4. Геометрия. Методические рекомендации. 7 класс : учеб. пособие дляобщеобразоват. организаций / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов,. А. Глазков и др. — М.: Просвещение, 2016.

5. Геометрия. Тематические тесты. 8 класс : учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Т. М. Мищенко,А. Д. Блинков. — М.: Просвещение, 2008—2017.

6. Интерактивная доска.

7. Интернет ресурсы.

Календарно – тематическое планирование уроков геометрии в 8 а, г классах

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Глава V Четырехугольники.

14

1

Многоугольники. Выпуклые многоугольники.

1

2

Четырёхугольники. Решение задач.

1

3

Параллелограмм и его свойства.

1

4

Признаки параллелограмма.

1

5

Решение задач по теме «Параллелограмм».

1

6

Трапеция. Определение трапеции и ее свойства.

1

7

Теорема Фалеса.

1

8

Решение задач по теме «Трапеция»

1

9

Прямоугольник.

1

10

Ромб. Квадрат.

1

11

Осевая и центральная симметрия.

1

12 – 13

Решение задач по теме «Четырехугольники».

2

14

Контрольная работа № 1 по теме Четырехугольники».

1

Глава VI. Площади.

14

15

Понятие площади многоугольника.

1

16

Площадь многоугольника и площадь квадрата.

1

17

Площадь параллелограмма.

1

18

Решение задач.

1

19

Площадь треугольника.

1

20

Решение задач.

1

21

Площадь трапеции.

1

22

Решение задач.

1

23

Теорема Пифагора.

1

24

Теорема, обратная теореме Пифагора.

1

25

Решение задач по теме: «Теорема Пифагора».

1

26-27

Решение задач по теме: «Площади».

2

28

Контрольная работа № 2 по теме: «Площади».

1

Глава VII. Подобие треугольников.

19

29

Пропорциональные отрезки.

1

30

Определение подобных треугольников.

1

31

Отношение площадей подобных треугольников.

1

32

Первый и второй признак подобия треугольников.

1

33

Третий признак подобия треугольников.

1

34-35

Решение задач по теме: «Признаки подобия треугольников»

2

36

Контрольная работа № 3 по теме: «Признаки подобия треугольников».

1

37

Средняя линия треугольника.

1

38

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

1

39

Практические приложения подобия треугольников.

1

40

О подобии произвольных фигур.

1

41-42

Применение подобия к решению задач.

2

43

Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

1

44

Значение синуса, косинуса и тангенса для углов в 30, 45, 60 градусов.

1

45-46

Решение задач по теме: «Соотношение между сторонами и углами треугольника»

2

47

Контрольная работа №4 по теме: «Подобие треугольников».

1

Глава VIII. Окружность.

17

48

Взаимное расположение прямой и окружности.

1

49

Касательная к окружности.

1

50

Решение задач.

1

51

Градусная мера дуги окружности.

1

52

Теорема о вписанном угле.

1

53-54

Решение задач по теме: «Центральные и вписанные углы».

2

55

Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку.

1

56

Теорема о пересечении высот треугольника.

1

57-58

Решение задач по теме: «Четыре замечательные точки треугольника».

2

59

Вписанная окружность.

1

60

Описанная окружность.

1

61-62

Решение задач по теме: «Вписанная и описанная окружность».

2

63

Решение задач по теме: «Окружность».

1

64

Контрольная работа № 5 по теме: Окружность».

1

Повторение.

4

65

Четырехугольники.

1

66

Площадь.

1

67

Подобие треугольников.

1

68

Итоговое повторение.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....