Рабочая программа по геометрии, 8 класс
рабочая программа по геометрии (8 класс)

Крыжанкова Галина Викторовна

Рабочая программа по геометрии для 8 класса, учебник Атанасяна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr_g-8_22-23.docx41.08 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЧИЧЕРИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Утверждаю

Директор МБОУ Чичеринская ООШ

_____________ Н.В.Дьякова

   Приказ № 2  от  01.09.2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  геометрии

       (учебный предмет, курс)

уровень образования (класс) основное общее образование, 8  класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов  в неделю – 2 ч. Общее количество часов – 69 ч.

Учитель         Крыжанкова Галина Викторовна

                                                 (ФИО)

УМК:  Геометрия. 7-9 класс. Учебник (авторы: Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина), издательство М.: Просвещение, 2019 г.

Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений, Геометрия.7-9 классы. Москва:  «Просвещение», 2019. Составитель: Бурмистрова Т.А.;  на основе  Примерной рабочей программы по геометрии. 8 класс. Москва: «Вако», 2018.

 (указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)

2022 – 2023 учебный год

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные:

•        формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

•        формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

•        формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

•        умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

•        критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

•        креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;

•        умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

•        способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

Метапредметные:

регулятивные универсальные учебные действия:

•        умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•        умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

•        умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

•        понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

•        умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

•        умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

познавательные универсальные учебные действия:

•        осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

•        умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

•        умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•        формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

•        формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;

•        умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

•        умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

•        умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

•        умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

•        умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

коммуникативные универсальные учебные действия:

•        умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;

•        умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

•        слушать партнера;

•        формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

Предметные:

•  пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

•  распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

•  изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;

•  распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

•  вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

•  решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений

 между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;

•  проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

•   решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•   описания реальных ситуаций на языке геометрии;

•   расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

•   решения геометрических задач с использованием тригонометрии;

•   решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

•   построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль,

    транспортир).

В результате изучения геометрии   обучающийся научится:

Наглядная геометрия

1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

2) распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;

3) определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;

4) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.

Обучающийся получит возможность:

5) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

6) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

7) применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.

Геометрические фигуры

Обучающийся научится:

1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);

4) оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;

5) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

6) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;

7) решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Обучающийся получит возможность:

8) овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;

9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;

10) овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;

11) научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;

12) приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ.

Измерение геометрических величин

Обучающийся научится:

1) использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;

2) вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;

3) вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;

4) вычислять длину окружности, длину дуги окружности;

5) решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;

6) решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

Обучающийся получит возможность:

7) вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;

8) вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;

9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ГЕОМЕТРИЯ, 8 КЛАСС

В соответствии с учебным планом МБОУ Чичеринская ООШ, Основной образовательной программой МБОУ Чичеринская ООШ, календарным графиком на изучение ГЕОМЕТРИИ в 8 классе отводится 2 часа  в неделю, 69 часов в год при 35 учебных неделях. Рабочей программой предусмотрено проведение  6 контрольных работ.

В соответствии с календарным графиком образовательной деятельности МБОУ Чичеринская ООШ на 2022-2023 учебный год и расписанием уроков программа будет выполнена за  69 часов за счет сокращения, которое отводится на тему: «Повторение» (1 час).

Данная учебная программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе учебно-методического комплекта: Геометрия. 7-9 класс. Учебник (авторы: Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина), издательство М.: Просвещение, 2019 г.

Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования и помогает овладевать системой математических знаний и умений,   способствует развитию логического мышления и формированию понятия доказательства.

Тема 1. Четырехугольники (16 часов).

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция. Осевая и центральна симметрия.

Виды учебной деятельности на метапредметном уровне:

•   понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

•  самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

• планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Контрольная работа №1 «Четырёхугольники».

Тема 2. Площадь (14 часов).

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

Виды учебной деятельности на метапредметном уровне:

• владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

• устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

•  создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Контрольная работа №2 «Площади. Теорема Пифагора».

Тема 3. Подобные треугольники (20 часов).

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Виды учебной деятельности на метапредметном уровне:

•        работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

•        слушать партнера;

•     выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

•        применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.

Контрольная работа № 3  «Подобие   треугольников».

Контрольная работа №4  «Применение подобия».

Тема 4. Окружность (15 часов).

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральный, вписанный углы; величина вписанного угла; двух окружностей; равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.

Виды учебной деятельности на метапредметном уровне:

осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

•        умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

•        умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•        формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

• применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.

Контрольная работа №5 «Вписанная и описанная окружности».

Повторение (4 часа).

Многоугольники. Четырехугольники. Площади четырехугольников. Подобие треугольников. Применение подобия к решению задач. Центральные и вписанные углы. Вписанная и описанная окружности.

Виды учебной деятельности на метапредметном уровне:

• самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•  осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

•  адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения.

Годовая  контрольная работа.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название раздела (темы)

Количество часов

дата

Тема 1. Четырехугольники                 (16 часов).

1

Повторение курса 7 класса.

01.09

2

Многоугольники.

06.09

3

Четырехугольники.

08.09

4

Параллелограмм.

13.09

5

Признаки параллелограмма.

15.09

6

Решение задач то теме «Параллелограмм».

20.09

7

Трапеция.

22.09

8

Задачи на построение

27.09

9

Теорема Фалеса.

29.09

10

Прямоугольник.

04.10

11

Ромб.

06.10

12

Квадрат.

11.10

13

Осевая и центральная симметрии.

13.10

14

Решение задач

18.10

15

  Решение задач. Повторение темы «Четырехугольники».

20.10

16

      Контрольная работа №1 «Четырёхугольники».

25.10

Тема 2. Площадь                 (14 часов).

17

Площадь многоугольника.

27.10

18

Площадь прямоугольника.

08.11

19

Площадь параллелограмма.

10.11

20

Площадь треугольника.

15.11

21

Отношение площадей треугольников.

17.11

22

Площадь трапеции.

22.11

23

Площадь ромба.

24.11

24

Решение задач на вычисление площадей фигур.

29.11

25

Теорема Пифагора.

01.12

26

Теорема, обратная теореме Пифагора.

06.12

27

Решение задач на теорему Пифагора

08.12

28

   Решение задач.

13.12

29

Решение задач. Повторение темы.

15.12

30

Контрольная работа №2 «Площади. Теорема Пифагора».

20.12

Тема 3. Подобные треугольники          (20 часов).

31

 Пропорциональные отрезки.

22.12

32

Определение подобных     треугольников.

27.12

33

Отношение площадей подобных треугольников.

10.01

34

Первый признак подобия треугольников.

12.01

35

Первый признак подобия треугольников.

17.01

36

Второй  признак  подобия треугольников.

19.01

37

Третий признак подобия треугольников.

24.01

38

Решение задач по теме «Подобие».

26.01

39

Контрольная работа № 3

 «Подобие   треугольников».

31.01

40

 Средняя линия треугольника.

02.02

41

Точка пересечения медиан треугольника.

07.02

42

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

09.02

43

Решение задач.

14.02

44

Задачи  на построение.

16.02

45

Измерительные работы на местности.

21.02

46

Соотношения в прямоугольном треугольнике.

28.02

47

Основное тригонометрическое тождество.

02.03

48

Соотношения в прямоугольном треугольнике.

07.03

49

Решение задач по теме «Применение подобия».

09.03

50

Контрольная работа №4  «Применение подобия».

14.03

Тема 4. Окружность                   (15 часов).

51

Взаимное расположение прямой и окружности.

16.03

52

Касательная к окружности.

21.03

53

Свойства отрезков касательных.

23.03

54

Градусная мера дуги окружности.

04.04

55

56

Вписанный  и центральный углы.

06.04

11.04

57

Пересекающиеся хорды.

13.04

58

Свойства биссектрисы угла.

18.04

59

Серединный перпендикуляр к отрезку.

20.04

60

Высоты  треугольника.

25.04

61

Вписанная окружность.

27.04

62

Описанная окружность.

02.05

63

64

Решение задач по теме «Окружность».

04.05

11.05

65

Контрольная работа №5 «Вписанная и описанная окружности».

16.05

Повторение                             (5 часов).

66

Повторение курса геометрии 8 класса.

18.05

67

Годовая  контрольная работа.

23.05

68

Повторение.

Четырехугольники. Площади.

25.05

69

Повторение.

Подобие. Окружность.

30.05

ИТОГО

69

Лист корректировки рабочей программы по ГЕОМЕТРИИ в 8 классе

Тема урока

дата проведения (план)

дата корректировки (факт)

Причина корректировки

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания школьного

методического объединения

_____________________________________

МБОУ Чичеринская ООШ

от 01.09.2022 года  № 1

____________ / ________________________

подпись руководителя ШМО

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________ / В.В. Шпалова

    подпись              ФИО

                                    01.09.2022 год

                                дата

«Рекомендовать рабочую программу к утверждению»

Протокол заседания педагогического совета

от 01.09.2022 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....