Куприянова Ирина Николаевна, учитель математики МБОУ «Хоринская СОШ№2»
Урок по теме «Теорема Пифагора»
(геометрия 8 класс, учебник АтанасянЛ.С.)
I. Цель урока: сформулировать и доказать теорему Пифагора, познакомить учащихся с биографией Пифагора, показать применение теоремы при решении задач;
II. Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
научить в процессе реальной ситуации использовать знания по заданной теме;
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
III. Тип урока Урок изучения нового материала.
IV. Формы работы учащихся: Фронтальная, групповая, индивидуальная
V. Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-подбирают как способы решения задач, так и использование формул;
-работают с текстом учебника;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлектируют.
VI. Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, раздаточный материал (карточки с заданиями на уроке, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point.
VII. Структура и ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя
| Деятельность ученика | Формируемые УУД |
|
|
|
|
|
|
| Познаватель- ные | Регулятивные | Коммуникатив- ные | Личност- ные |
1 | 2 | 5 | 6 | 8 | 9 | 10 |
|
1 | Орг.моме-нты. | приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания | Знакомство с информацией учителя | осознанное и произвольное построение речевого высказывания | Прогнозиро-вание своей деятельности | Умение слушать и вступать в диалог | умение выделять нравственный аспект поведения |
2 | Вводная беседа. Актуали-зация знаний | Вступительное слово учителя. Учитель в ходе беседы задает учащимся вопросы, которые понадобятся при изучении нового материала. | Слушают и смотрят информацию, Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры. | Поиск и выделение необходимой информации | Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка цели учебной задачи. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог | Смысло- образование: зачем надо и важно знать эту тему? Где она пригодится? |
3 | Изучение нового материала | Учитель продолжает беседу с проблемной задачей по будущей теме урока. Задает учащимся наводящие вопросы, вместе с учениками определяет цель урока. Демонстрирует наглядный материал, вводит доказательство теоремы. | Участвуют в работе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры, делают сами выводы, устанавливают связь между элементами фигур путем рассмотрения отдельных случаев, измерений, сравнений. Предлагают свое доказательство теоремы. | Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний и моделирование задач. Анализ данных, узнают, как применить полученные знания на практике. | Целеполага-ние, выдвижение гипотез | Умение слушать и вступать в диалог | Набираются опыта по применению полученных знаний в реальной ситуации. |
5 | Первич-ное осмысле-ние и закреп-ление знаний. | Комментирует, направляет работу учащихся. | Учащиеся выполняют решение задач | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ способов решения. | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата | Умение слушать и вступать в диалог, Коллективное обсуждение проблем (индивидуальная работа). | Ориентация в межличностных отношениях |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 | Закрепле-ние изучен-ного на уроке, решение задач | Раздает карточки с задачами практического характера по закреплению теоремы, инструктирует, направляет, проверяет работу. | Учащиеся выполняют задания, работая в группах. Делают записи на демонстрационном плакате. После выполнения заданий презентируют свое решение. | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
| Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуля-ция | Умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу | Профессиональное самоопределение.
|
7 | Подведение итогов, оценивание знаний |
| Оценивают свою работу в группах. Оценивают работу товарищей. |
| Оценка промежуточ-ных результатов и саморегуля-ция для повышения мотивации учебной деятельности | Управление поведением, контроль, коррекция, оценка. | Нравственно-этическая ориентация |
8. | Домашнее задание | Задает индивидуально - дифференцированное домашнее задание | Учащиеся выбирают и записывают домашнее задание. |
|
|
|
|
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I. Организационный этап Сегодня на уроке вам понадобится, наблюдательность, внимание, скорость, взаимопонимание и хорошее настроение. Учитель: В коробочке имеется три предмета; штанишки, кукла - невеста и украшение. Вопрос: Как связаны эти предметы, что их объединяет? Попробуем на этот вопрос ответить в конце урока.
| Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о своей деятельности на уроке, организуют свои рабочие места, проверяют наличие математических инструментов. |
II. Вводная беседа. Актуализация знаний. Повторим определения, свойства и некоторые факты, которые могут понадобиться сегодня на уроке. - Учитель. Какой треугольник называется прямоугольным?
- Учитель. Как называются стороны в прямоугольном треугольнике?
- Учитель. Какую сторону называют катетом в прямоугольном треугольнике?
- Учитель. Какую сторону называют гипотенузой в прямоугольном треугольнике?
- Учитель. Сформулируйте свойства прямоугольного треугольника.
| Учащиеся отвечают на вопросы, поставленные учителем. - Ученик. Треугольник называется прямоугольным, если у него один угол прямой. Это треугольник АВС.
Ученик. Катеты и гипотенуза - Ученик. Катет — это сторона в прямоугольном треугольнике, прилежащая к прямому углу.
- Ученик. Гипотенуза — это сторона в прямоугольном треугольнике, лежащая напротив прямого угла.
- Ученик. Гипотенуза — это сторона в прямоугольном треугольнике, лежащая напротив прямого угла.
- Ученик.
1) Сумма двух острых углов прямоугольного треугольника равна 90ͦ . 2) Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 30 ͦ, равен половине гипотенузы.
|
- Подготовительный этап. (практическая работа)
Учитель. - Начертите прямоугольный треугольник АВС с прямым углом С.
- Измерьте длины его сторон
- Вычислите, чему равен квадрат гипотенузы.
- Найдите сумму квадратов катетов.
- Какой можно сделать вывод?
| Ученики самостоятельно по алгоритму выполняют построения и вычисления, и приходят к определенным выводам. Ученик. Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов |
4. Изучение нового материала То, к чему мы пришли опытным путем, доказал древнегреческий ученый Пифагор в 6 в. до н. э. Он не открыл эту теорему (она была известна еще в Древнем Египте и Вавилоне), а нашел ее доказательство. Неизвестно, каким способом доказывал Пифагор свою теорему, но известно более 100 доказательств этой теоремы. И сегодня на уроке мы приступаем к изучению одной из важных теорем геометрии – теоремы Пифагора. Тема нашего урока «Теорема Пифагора». Она является основой для решения множества геометрических задач и базой для дальнейшего изучения теоретического материала. Недаром ученый Иоганн Кеплер писал: «…Геометрия владеет двумя сокровищами – теоремой Пифагора и золотым сечением, и теорему можно сравнить с мерой золота» . На уроке мы докажем теорему и решим несколько задач с её применением. Но сначала послушаем небольшое сообщение о математике, именем которого она названа. Сообщение подготовил (имя учащегося). Учитель: “В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов”. c2 = a2 + b2. Доказательство: Если дан нам треугольник И при том с прямым углом, То квадрат гипотенузы Мы всегда легко найдем: Катеты в квадрат возводим Сумму их потом находим И таким простым путем К результату мы придем!
| Есть еще одно очень интересное доказательство, которое нам покажет (выступление учащегося). Пифагоровы штаны на все стороны равны. Доказательство теоремы Пифагора считалось в кругах учащихся средних веков очень трудным и называлось иногда Pons Asinorum “ослиный мост” или elefuga –“бегство убогих”, так как некоторые “убогие” ученики, не имевшие серьезной математической подготовки, бежали от геометрии. Слабые ученики, заучивавшие теоремы наизусть, без понимания, и прозванные поэтому “ослами”, были не в состоянии преодолеть теорему Пифагора, служившую для них вроде непреодолимого моста. Выступление ученика с сообщением о биографии Пифагора.
|
|
|
5. Первичное осмысление и закрепление знаний. № 486 Дано: АВСD – прямоугольник, АВ=5 см, АС=13 см Найти: АD. Решение: №487 Дано: ∆АВС, АВ=ВС=17 см, АС=16 см, BD⊥AC Найти: BD. Решение: | Учащиеся каждый индивидуально решает задачи, можно получить консультацию учителя |
6. Работа в группах на практическое применение теоремы Пифагора. 1. Пожарная лестница длиной 20 м стоит на машине, на высоте 2 м от земли и на расстоянии 5 м от здания. До какого этажа можно на ней добраться, если высота этажа 3 м? Найдём количество этажей: Ответ: 7 2. Для крепления мачты нужно установить 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться на высоте 12 м, другой на земле на расстоянии 5 м от мачты. Хватит ли 50 м троса для крепления мачты? Решение: Ответ: не хватит. 3. В настоящее время на рынке мобильной связи идет большая конкуренция среди операторов. Чем надежнее связь, чем больше зона покрытия, тем больше потребителей у оператора. При строительстве вышки (антенны) часто приходится решать задачу: какую наибольшую высоту должна иметь антенна, чтобы передачу можно было принимать в определенном радиусе (например радиусе R=200 км?, если известно. что радиус Земли равен 6380 км.) Решение: Ответ: 2,3 км. 4.С аэродрома вылетели одновременно два самолёта: один - на запад, другой - на юг. Через два часа расстояние между ними было 2000 км. Найдите скорости самолётов, если скорость одного составляла 75% скорости другого. Решение: 5. Парк в селе Петровка имеет форму прямоугольника. Какова длина главной аллеи, идущей по диагонали парка, если его площадь равна 7200 кв.м, длина одной из сторон 200м? Заключение: Что же связывает предметы, которые лежат в нашей коробочки? Теорема ПИФАГОРА. Значение теоремы состоит в том, что с её помощью можно вывести большинство теорем геометрии и решить множество задач.
| Учащиеся решают задачи, затем у доски один представитель от группы защищает свое решения, делая особое внимание на тот факт, где применяется теорема Пифагора.
Учащиеся отвечают на вопрос, поставленный в начале урока. |
|
|
7. Этап оценивания знаний учащихся Учитель: Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали … Оцените себя. Поставьте себе оценку. | Учащиеся самостоятельно выставляют себе отметки с учетом предоставленных критериев. |
VIII. Подведение итогов урока К следующему уроку я предлагаю вам выучить теорему Пифагора с доказательством (можно взять любое доказательство), и продолжим учиться применять её при решении задач. Включается видеоролик из киножурнала «Ералаш» (шуточное доказательство теоремы Пифагора) | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. |
IX. Информирование учащихся о домашнем задании Учитель предлагает карточки с домашнем заданием. Первый уровень1. Найдите стороны ромба, если его диагонали равны 24 см и 18 см. 2. Найдите периметр прямоугольника, одна сторона которого равна 9 см, а диагональ – 15 см. 3. Стороны прямоугольника 8 см и 15 см. Найдите его диагонали. Второй уровень 1. В равнобокой трапеции основания равны 8 см и 14 см, боковая сторона – 5 см. Найдите высоту трапеции .2. Высота равнобедренного треугольника равна 20 см, а его основание – 30 см. Найдите боковую сторону данного треугольника. 3 .Сторона равностороннего треугольника равна 18√3см. Найдите биссектрису этого треугольника. Третий уровень 1. Периметр равнобедренного треугольника равен 24 дм, боковая сторона меньше основания на 1.5 дм. Найдите высоту этого треугольника .2. В окружность, радиус которой равен 17 см, вписан прямоугольник. Найдите стороны этого прямоугольника, если отношение их равно 15:8. 3. На сторонах прямоугольного треугольника АВС построены квадраты, причём S3+S2=1252 см2, а S1= 100 см2. Найдите периметр треугольника АВС.
| Учащиеся внимательно слушают и выбирают ту домашнюю работу, с которой они справятся, задают вопросы. |
Заключение:
Суть истины вся в том, что нам она – навечно,
Когда хоть раз в прозрении её увидим свет,
И теорема Пифагора через столько лет
Для нас, как для него, бесспорна, безупречна…(отрывок из стихотворения Шамиссо)