Геометрия. Вводный урок по теме "Теорема Пифагора" в 8 классе
методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме
В пакет входит презентация, технологическая карта урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 71.5 КБ |
urok_teorema_pifagora.pptx | 200.64 КБ |
smayliki.doc | 12.28 КБ |
smoyliki.doc | 12.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока геометрии в 8 классе «Теорема Пифагора»
21 декабря 2011 года
Учитель математики Мамаева Ирина Анатольевна
Тема урока: « Теорема Пифагора»
Тип урока: ознакомление с новым материалом, постановка новой учебной задачи.
Место урока в изучаемой теме: первый
Тема | Теорема Пифагора |
Цели | Образовательные: 2) показать практическое применение теоремы Пифагора в жизни. 3) способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Развивающие: Создать условия, в которых учащиеся могли бы самостоятельно планировать и анализировать собственные действия, находить выход из любой ситуации, реально оценивать свои возможности и знания. Воспитательные: Воспитывать познавательный интерес к предмету, любовь к поисковым решениям, культуру поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе. Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемый результат | Предметные: Понимать, что такое «теорема Пифагора». Знать как найти неизвестную сторону прямоугольного треугольника при помощи теоремы Пифагора. Личностные: Метапредметные:работа над понятием информация-знание Регулятивные УУД Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Основные понятия | Теорема Пифагора |
Межпредметные связи | Математика |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник для общеобразовательных учреждений : «Геометрия 7-9 класс» Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др - чистые листы А-4, маркеры - презентация к уроку - тетрадь - учебник - макеты крыши - карточки для рефлексии |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа. |
Технология проведения | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты УУД | ||
Предметные | УУД | |||||
Организационный момент (1 мин) | Настраиваются на урок, рассаживаются в группы | |||||
Мотивация к учебной деятельности (5 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Организует уточнение шагов учебной деятельности. | - Ко мне обратилась подруга, у них с мужем такая проблема: летом они решили перекрыть крышу, а сейчас закупают материал, так как в магазине предновогодние скидки. Так вот, им надо знать сколько листов металочерепицы купить, если крыша выглядит как на ваших макетах, настоящие размеры указаны, а площадь одного листа материала 7,5 кв. м. - Поможем? - Хорошо. Тогда приступаем. - Итак, у нас есть некая информация, давайте заставим её работать на нас, т. е. превратим её в знания. - С чего начнём? - Правильно. Надо найти площадь крыши. - Как с математической точки зрения это можно сделать? Обсудите в группах. | Sкр=2Sтреуг+2Sтр Sтреуг= Sтрап= Nкол-во листов= | Выражают формулы для расчёта необходимых величин | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других, работать в группах (Коммуникативные УУД). | |
Выявление места и причины затруднения (3 мин) Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. | - Молодцы! Правильно. Приступайте. (СЛАЙД) - Итак, в чём дело? Что-то не получается? В каком месте возникло затруднение? - Почему возникло затруднение. Да, верно, мы не можем найти высоту. (СЛАЙД) | Выявляют место затруднения. Проговаривают причину. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). | ||
Целеполагание (3мин) Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства. | - Смотрите, той информацией, которой мы обладаем недостаточно, чтобы помочь моим знакомым - Значит перед нами встаёт цель. Какая?(СЛАЙД) | - Научиться находить стороны прямоугольного треугольника | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). | |||
Изучение нового материала (8 мин) | - И в этом нам поможет теорема Пифагора, она выражает зависимость между гипотенузой и катетами прямоугольного треугольника.(СЛАЙД) - Исторический материал (СЛАЙД) - Найдите и прочитайте в учебнике формулировку теоремы Пифагора. - А теперь давайте побудем в роли учёного и попытаемся доказать этот факт. А потом пойдём искать быков… - Достроим треугольник до квадрата…(СЛАЙД) - Как можно выразить площадь этого квадрата? Найдите 2 способа… - И та и другая формулы это площадь одного квадрата, значит их можно приравнять друг к другу - Закончите работу в парах - Сформулируйте полученный факт при помощи учебника стр | Предлагают варианты, пишут на листах А4 в группах, показывают результаты Пишут на доску, что получилось, та из групп которая быстрее справилась Формулируют теорему стр учебника | ||||
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (7 мин) Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; | Организует усвоение учениками нового с проговариванием во внешней речи. Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание | - Давайте закрепим полученную информацию на практике, т.е. перекинем мостик знанию (СЛАЙД) - А теперь видоизменим задание. Каждый сам (СЛАЙД) - Молодцы - Вернёмся к нашей задаче. Сможем ли мы теперь закончить работу? - Почему? - Давайте выразим катет из теоремы Пифагора (СЛАЙД) - Закрепим (СЛАЙД) - Найдите высоту и закончите работу | Выполняют задание в группах Каждый самостоятельно, сверяются в группе Одна группа а=…, другая в=… Каждый сам | Уметь находить гипотенузу на основе взаимосвязи между гипотенузой и катетами | Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). | |
Домашнее задание | - | |||||
Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | - Давайте подведём итог нашей работы на уроке. - Вспомним, какую цель мы с вами ставили? (СЛАЙД ) - Достигли цели? - Какая тема урока была? - Выберите и продолжите фразу… (СЛАЙД) - Сильно ли вы утомились? - - Оцените свою работу на уроке и настроение с помощью смайликов - Мне с вами работалось легко и приятно. Вот моё настроение от встречи с вами(СЛАЙД) - Спасибо за урок. До свидания. | Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку | Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
S площадь крыши = N количество листов= C стоимость материала=
5 5 8
5 5 10 16 h 3 3 Проблема: не можем определить площадь крыши, так как не знаем высоту
Цель урока: научиться находить стороны прямоугольного треугольника
Тема урока: Из Греции Древней в наш век XXI . Пифагор в помощь?..
Теорема Пифагора выражает зависимость между гипотенузой и катетами прямоугольного треугольника
Пифагор Он греческий великий математик. И множество легенд о нём знал свет. Пифагорейской школы основатель, Он о себе оставил в жизни след. Плоды его трудов научных Касались многих областей: Он был политик и философ, Знал медицину, тайну звёзд, Он в музыке оставил след широкий, И в Олимпийских играх был герой. ОТКРЫТИЯ В : Математике теорема о сумме внутренних углов треугольника; деление чисел на чётные и нечётные, простые и составные… Астрономии высказал догадку о шарообразности Земли и движении небесных тел… Этике написал моральный кодекс - «Золотые стихи»… Музыке разработал теория тонов, акустики… 5. Работал над принципами политической деятельности
а а а b b b а b c c c c Доказательство теоремы Пифагора
Устно сформулируйте теорему Пифагора для каждого рисунка 1 а х у 2 А В О 4 О D Е 3 k m f
Даны числовые значения катетов а и b , вычислите значение гипотенузы с а b c c=10 4)a=8 b=15 c=? 2)a=5 b=12 c=? 3)a=3 b=4 c=? 1)a=6 b=8 c=? c=13 c=5 c=17
5 5 10 16 h 3 3 Проблема: не можем определить площадь крыши, так как не знаем высоту
Чтобы найти квадрат неизвестного катета прямоугольного треугольника, надо …
Примените полученную информацию к данным рисункам 2 А В О 4 О D Е 1 а х у 3 k m f
5 5 10 16 h 3 3 Проблема: не можем определить площадь крыши, так как не знаем высоту
S площадь крыши = N количество листов= C стоимость материала= Если 18 128 54000
Домашнее задание: 1) Вычислить площадь крыши 2) Вычислить количество листов металочерепицы , если площадь одного листа 7,5 3) Вычислить сумму, которую заплатят за весь материал, если один лист металочерепицы стоит 3000 рублей 4) п. 54
5 5 10 16 h 3 3 Проблема: не можем определить площадь крыши, так как не знаем высоту
Цель урока: научиться находить стороны прямоугольного треугольника с помощью теремы Пифагора
Выберите и продолжите фразу: Сегодня на уроке я узнал … Сегодня на уроке я научился… Сегодня на уроке мне понравилось … Сегодня на уроке мне не понравилось… Сегодня на уроке мне не удалось…
Спасибо 8 «Б» за урок
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вводный урок по астрономии 11 класс.
Разработка включает: конспект, презентация (3 части)...
Нетрадиционный вводный урок-путешествие в 6 классе
Данный урок является первым в курсе географии. Это введение в новый курс, поэтому первостепенным, считаю, заинтересовать учащихся, представить наглядно, эмоционально красоту нашей Земли, «окунуть» в м...
Конспект вводного урока литературы в 10 классе с использованием технологий здоровьесбережения и проблемного обучения
Вводный урок литературы в 10 классе. Тема: "Русская литература 19 века. Основные этапы развития России и русской классической литературы"....
Презентация к вводному уроку литературы в 11 классе
Презентация позволяет более наглядно и доступно охарактеризовать особенности развития литературы рубежа веков...
Презентация к вводному уроку литературы в 10 классе
Презентация позволит доступно и наглядно представить общественную обстановку в России и развитие русской литературы 2 половины 19 века...
Презентация к вводному уроку литературы в 9 классе "История русской литературы"
Уроки-лекции сложны для девятиклассников. Данная презентация поможет им лучше освоить новый вид работы - конспектирование лекции....
вводный урок по алгебре 10 класс
урок повторения материалов 7-9 классов по алгебре...