Технологическая карта урока геометрии в 8 классе по теме "Четырехугольники"
план-конспект урока по геометрии (8 класс)
Урок обобщения и систематизации знаний и умений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_geometrii_v_8_klasse.doc | 195.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель математики
МКОУ СОШ № 1 ст. Змейская
Пастернак Наталья Юрьевна
Предмет: геометрия.
Тема урока: «Четырехугольники»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.
Участники: 8 класс.
Тема | Четырёхугольники |
Цели | Организовать деятельность учащихся по повторению, осмыслению, закреплению знаний, продолжить формировать умения решать задачи по теме «Четырёхугольники». |
Задачи | Образовательная: обеспечить закрепление учащимися определений и свойств четырехугольников; обобщить и систематизировать знания о четырехугольниках; отработать навыки решения задач по данной теме. Развивающая: расширить математический кругозор учащихся; развивать умения систематизировать и обобщать знания; развивать логическое мышление. Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к предмету; воспитывать аккуратность; прививать умение слушать и слышать, уважение к собеседнику. |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний |
Основные понятия урока | Четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, параллелограмм, ромб, трапеция, |
Наглядный и раздаточный материал | листы для индивидуальной работы, листы для работы в группах. |
Эпиграф к уроку: | На доске: «Лишь первых познаний блеснёт тебе свет, Увидишь – предела познанию нет». (Фирдоуси). |
Этап урока. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный этап | Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания, инструктаж по работе с листом самооценки. Приложение №1 Прочитайте, пожалуйста, записанные на доске слова. «Лишь первых познаний блеснёт тебе свет, Увидишь – предела познанию нет». (Фирдоуси). Эти слова принадлежат персидскому поэту Фирдоуси (он жил на рубеже первого – второго веков). Я прошу вас подумать и в конце урока сказать, на какие мысли наводит вас эта фраза. | Приветствие учителя, гостей Подготовка рабочих мест | Личностные: самоопределение, доброжелательное отношение к сверстникам. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Мотивационный этап | (На доске в столбик записаны слова: хочу, могу, умею, делаю) учитель, показывая на каждое из этих слов, даёт расшифровку. Сегодня на уроке я: ХОЧУ: ………… (я хочу пожелать вам, ребята, увеличить объём своих знаний) МОГУ: ………… ( я могу быть вашим консультантом). УМЕЮ: ……………. (прийти на помощь) ДЕЛАЮ: …………. | Отвечают на поставленные вопросы. | Регулятивные: волевая саморегуляция;
Коммуникативные: умение слушать и слышать собеседников, включаемость в коллективное обсуждение вопросов.
|
3. Определение темы урока | - Чтобы понять, чем мы будем заниматься, выполним следующее задание. -Назовите фигуры? Какая фигура лишняя? Почему? ПРЯМОУГОЛЬНИК, РОМБ, ТРЕУГОЛЬНИК, КВАДРАТ, ПАРАЛЛЕЛОГРАММ, ТРАПЕЦИЯ. ( треугольник). Каким общим названием можно объединить оставшиеся фигуры? (четырехугольники). Итак, тема урока «Четырехугольники». Сегодня нам с вами предстоит повторить, обобщить и систематизировать весь тот материал, который мы изучили. Уметь определять вид четырёхугольника и применять его свойства необходимо будет и в дальнейшем, как при введении новых тем, так и на практике.
| Отвечают на наводящие вопросы, выделяют цели, формулируют тему урока. - цель урока: обобщить и систематизировать знания о четырехугольниках. -повторить определения четырехугольников, свойства и признаки четырехугольников, совершенствовать навыки решения задач. | Личностные: к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Регулятивные УУД: осуществлять целеполагание. Коммуникативные: Проявлять уважительное отношение к одноклассникам, внимание к личности другого. |
4. Актуализация ранее изученного материала. | Организует 5 групп из учащихся. Каждая группа получает свой четырехугольник. Ставит проблемная ситуация: - определение фигуры, свойства, признаки, виды(если есть), где встречаются в жизни. Задает вопросы о формулах нахождения площади. Устанавливает время на подготовку. Слушает ответы, корректирует, оценивает результат выполнения задания. Описание фигуры:
| Групповая работа. Группа организует работу по подготовке к выступлению. Фиксируют определение, свойства, признаки, виды фигуры, примеры фигур в жизни на листе. У доски с опорой на лист, один из участников группы защищает работу. Оценивают свою деятельность: от 2-5 баллов. Заносят оценку в оценочный лист. | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство. Регулятивные: составление плана и последовательности действий; осознание качества и уровня усвоения; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. |
5. Обобщение и систематизация знаний | Самостоятельной работы по проверке теоретических знаний с последующей взаимопроверкой. Карточки с самостоятельной работой в форме таблицы лежат на партах. Учащимся предстоит заполнить таблицу, отметив знаками + (да) и – (нет). Ответы записать под копирку: первый экземпляр сдается на проверку учителю, второй экземпляр проверяют сами учащиеся по заранее подготовленным ответам в презентации, меняясь карточками. Выставить отметку в лист самооценки. Приложение № 2 | Работа в парах. Используя понятия «квадрат», «многоугольники», «прямоугольник», «выпуклые» «четырёхугольник», «прямоугольная трапеция», «параллелограмм», «ромб», «не четырехугольники», «трапеция», «равнобокая трапеция», «невыпуклые» составляют классификацию четырехугольников. Осуществляют сверку с эталоном. Оценивают свою деятельность: от 2-5 баллов. Заносят оценку в оценочный лист. Индивидуальная работа. Выполняют работу по вариантам, затем выполняют взаимопроверку, проверку с ответами. Оценивают свою деятельность: от 2-5 баллов. Заносят оценку в оценочный лист. | Регулятивные:контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные:организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Познавательные: структурирование собственных знаний; умение осознанно и произвольно строить высказывания. Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. |
Динамическая пауза | Учитель демонстрирует упражнения на активизацию мыслительной деятельности: растереть ладони, помассировать мочки ушей. | Повторяют за учителем упражнения, снимают умственное и эмоциональное напряжения. | Коммуникативные: умение слушать и слышать. Регулятивные: волевая саморегуляция |
6. Применение знаний и умений | Задачи по нарастающему уровню сложности. Решение задач учащимися: 1) устно задачи по готовым чертежам; 2) проверка умений учащихся применять знания в изменённых условиях. Задача более сложного уровня выполняется письменно на доске под контролем учителя. 3) устное решение задач из ОГЭ «Решу задачу ОГЭ» № 1, 2, 4, 7, 8. Приложение 3. | Работа в парах. Выполняют в тетради решение (записывают условие, рисунок). Совместно обсуждают решение задачи и записывают его в тетрадь. Один из пары объясняет решение у доски (все записывают решение в тетрадь). Оценивают свою деятельность: от 2-5 баллов. Заносят оценку в оценочный лист. | Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата. Познавательные: Самостоятельное построение логической цепи рассуждений Комуникативные: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами Личностные: Оформлять свои мысли в устной и в письменной форме |
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Разноуровневая самостоятельная работа «Выбери сам». Приложение № 4 | Выполняют индивидуально. Оценивают уровень своих знаний: 1 уровень- «3» 2 уровень- «4» 3 уровень – «5» | Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное применение полученных знаний, рефлексия способов действия, анализ и синтез). Регулятивные УУД (планирование последовательности действий, контроль, коррекция, саморегуляция). |
7. Итог урока. Рефлексия. | Обращает внимание учащихся на поставленные цели урока. Организовывает оценку степени работы класса в целом и отдельных учащихся, анализирует ошибки, допущенные в ходе урока. Фиксирует общее содержание урока. Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности. Связь изученного материала с последующими темами курса геометрии. Итак, я прошу вас вернуться к началу урока и сказать, на какие мысли навели вас эти слова применительно к теме сегодняшнего урока? (Ответы учащихся). Да, на этих свойствах и признаках не завершается изучение четырёхугольников. Через несколько уроков вам предстоит научиться вычислять площади трапеции, параллелограмма, ромба. В 10 классе вы будете изучать геометрические тела, которые получаются при вращении рассмотренных четырёхугольников, вычислять их объём, площадь поверхности. Действительно, «предела познанию нет». А зачем нам знания о четырехугольниках? Встречаются ли они в жизни? На эти вопросы вы ответите в домашнем задании.
| Делают вывод о достижении поставленных в начале урока целей, оценивают свою работу на уроке. Ставят перед собой задачи по подготовке к следующему уроку. Оценочный лист подписывают, сдают учителю.
| Регулятивные: Волевая саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Познавательные: умение структурировать знания; оценка процессов и результатов деятельности Коммуникативные: умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности |
8.Информации о домашнем задании. | 1)Повторить главу V. 2)Творческая домашняя работа «Четырехугольники вокруг нас» | Записывают домашнее задание в дневник, слушают учителя. |
Приложение 1
Рефлексия. Оценочный лист ученика.
Моя оценка за урок по теме «Четырехугольник»:________
Я знаю о: | Отлично | Хорошо | Надо подучить |
Приложение 2
Теоретическая самостоятельная работа
1 вариант
Определите, истинным или ложным являются данные утверждения:
«+» истинное,
«-» ложное
1 | Сумма углов трапеции равна 3600. | |
2 | Диагонали параллелограмма равны. | |
3 | Если в четырехугольнике две стороны параллельны, то этот четырехугольник — параллелограмм. | |
4 | Диагонали квадрата делят его углы пополам. | |
5 | Площадь ромба равна половине произведение его диагоналей. | |
6 | Если в четырехугольнике две стороны параллельны, то этот четырехугольник — трапеция. | |
7 | Площадь параллелограмма равна произведению его смежных сторон. | |
8 | Диагонали квадрата равны. |
2 вариант
Определите, истинным или ложным являются данные утверждения:
«+» истинное,
«-» ложное
1 | Диагональ делит параллелограмм на два равных треугольника. | |
2 | Площадь трапеции равна произведению суммы оснований на высоту. | |
3 | Если в параллелограмме один угол прямой, то этот параллелограмм – квадрат. | |
4 | Сумма двух противоположных углов ромба равна 1800. | |
5 | Площадь квадрата равна квадрату стороны. | |
6 | Если противоположные углы выпуклого четырехугольника равны, то этот четырехугольник — параллелограмм. | |
7 | Если в трапеции диагонали равны, то трапеция – равнобедренная. | |
8 | В параллелограмме сумма углов, прилежащих к одной стороне, равна 1800. |
Приложение 3
Задачи из ОГЭ по теме «Четырехугольники»
- Высота равнобедренной трапеции, проведённая из вершины C, делит основание AD на отрезки длиной 12 и 15. Найдите длину основания BC.
- В параллелограмме ABCD диагональ AC в 2 раза больше стороны AB и ∠ACD = 70°. Найдите угол между диагоналями параллелограмма. Ответ дайте в градусах.
- Найдите больший угол равнобедренной трапеции , если диагональ AC образует с основанием AD и боковой стороной AB углы, равные 23° и 50° соответственно. Ответ дайте в градусах.
- Найдите величину острого угла параллелограмма , если биссектриса угла образует со стороной угол, равный 43°. Ответ дайте в градусах.
- В параллелограмме ABCD проведена диагональ AC. Угол DAC равен 47°, а угол CAB равен 11°. Найдите больший угол параллелограмма ABCD. Ответ дайте в градусах.
- На стороне BC прямоугольника ABCD, у которого AB = 72 и AD = 126, отмечена точка E так, что ∠EAB = 45°. Найдите ED.
- На клетчатой бумаге с размером клетки 1см × 1см изображён параллелограмм. Найдите длину его большей высоты. Ответ дайте в сантиметрах.
- Разность углов, прилежащих к одной стороне параллелограмма, равна . Найдите меньший угол параллелограмма. Ответ дайте в градусах.
- Разность углов, прилежащих к одной стороне параллелограмма, равна . Найдите меньший угол параллелограмма. Ответ дайте в градусах.
Приложение 4
Самостоятельная работа «Выбери сам»
1 вариант
1 уровень
2 уровень
3 уровень
2 вариант
1 уровень
2 уровень
3 уровень
Приложение №8
Ответы к самостоятельной работе «Выбери сам».
| 1 уровень | 2 уровень | 3 уровень |
Вариант №1 | 45º и 135º | 24 дм. | 3см и 15 см. |
Вариант №2 | 75°;105°;105° | 60°; 60°; 120°;120° | 4 см. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока геометрия 8 класс
Технологическая карта урока по теме "Средняя линия треугольника". Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.Представлена модель урока и приложения: 5 задач для самостоятельног...
Технологическая карта урока. Геометрия 7 класс
Технологическая карта. Геометрия 7 класс...
Технологическая карта урока геометрии 8 класс Признаки параллелограмма
Технологическая карта урока "Признаки параллелограмма" соответствует требованиям ФГОС.Основные понятия: параллелограмм, противоположные стороны, противоположные углы, биссектриса угла, равнобедренный ...
Технологическая карта урока геометрии 7 класс "Применение третьего признака равенства треугольников при решении задач"
Технологическая карта урока геометрии 7 класс по теме : "Применение третьего признака равенства треугольников при решении задач"...
Технологическая карта урока геометрии 7 класс "Прямоугольный треугольник"
Технологическая карта урока геометрии 7 класс " Прямоугольный треугольник", А.Г. Мерзляк...
Технологическая карта урока геометрии 8 класс Ромб и квадрат
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС на оснолвании учебника: Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., С.Б. Кадомцев и др. Геометрия. 7-9 классы.-М.:Просвещение, 2016.Тип урока...
Технологическая карта урока геометрии 7 класс " Равные треугольники."
Технологическая карта урока геометрии 7 класс "Равные треугольники", по учебнику А.Г. Мерзляк....