Технологическая карта урока геометрии в 8 классе по теме "Четырехугольники"
план-конспект урока по геометрии (8 класс)

Пастернак Наталья Юрьевна

Урок обобщения и систематизации знаний и умений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_geometrii_v_8_klasse.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Технологическая карта урока

Учитель математики

МКОУ  СОШ № 1 ст. Змейская

Пастернак Наталья Юрьевна

Предмет: геометрия.

Тема урока: «Четырехугольники»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.

Участники: 8 класс.

Тема

Четырёхугольники

Цели

Организовать деятельность учащихся по повторению, осмыслению, закреплению знаний,  продолжить формировать умения решать задачи по теме «Четырёхугольники».

Задачи

Образовательная:

обеспечить закрепление учащимися определений и свойств четырехугольников;

обобщить и систематизировать знания о четырехугольниках;

отработать навыки решения задач по данной теме.

Развивающая:

расширить математический кругозор учащихся;

развивать умения систематизировать и обобщать знания;

развивать логическое мышление.

Воспитательная:

воспитывать познавательный интерес к предмету;

воспитывать аккуратность;

прививать умение слушать и слышать, уважение к собеседнику.

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний

Основные понятия урока

Четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, параллелограмм, ромб, трапеция,

Наглядный и раздаточный материал

листы для индивидуальной работы, листы для работы в группах.

Эпиграф к уроку:

На доске:    «Лишь первых познаний блеснёт тебе свет,

                                      Увидишь – предела познанию нет».

                                                                           (Фирдоуси).

Этап урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный этап

 Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса            к уроку; организация внимания, инструктаж по работе с листом самооценки.

Приложение №1

Прочитайте, пожалуйста, записанные на доске слова.

«Лишь первых познаний блеснёт тебе свет,

Увидишь – предела познанию нет».

                                                                           (Фирдоуси).

     Эти слова принадлежат персидскому поэту  Фирдоуси (он жил на рубеже первого – второго веков).  

     Я прошу вас подумать и в конце урока сказать, на какие мысли наводит вас эта фраза.

Приветствие учителя, гостей

Подготовка рабочих мест

Личностные: самоопределение, доброжелательное отношение к сверстникам.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Мотивационный этап

  (На доске в  столбик  записаны слова: хочу, могу, умею, делаю) учитель, показывая на каждое из этих слов, даёт расшифровку.

Сегодня на уроке я:

ХОЧУ:  …………

(я хочу пожелать  вам,  ребята, увеличить объём своих знаний)

МОГУ: …………

( я могу быть вашим консультантом).  

УМЕЮ: …………….

(прийти на помощь)

ДЕЛАЮ: ………….

  Отвечают на поставленные вопросы.

Регулятивные:

волевая саморегуляция;

 

Коммуникативные:

умение слушать и слышать собеседников, включаемость в коллективное обсуждение вопросов.

 

3. Определение темы урока

 - Чтобы понять, чем мы будем заниматься,  выполним следующее задание.

-Назовите фигуры? Какая фигура лишняя? Почему?

                 ПРЯМОУГОЛЬНИК,

                 РОМБ,

                 ТРЕУГОЛЬНИК,

                 КВАДРАТ,

                 ПАРАЛЛЕЛОГРАММ,

                 ТРАПЕЦИЯ.

                  ( треугольник).

       Каким общим названием можно объединить оставшиеся фигуры? (четырехугольники).

 Итак, тема урока «Четырехугольники».  Сегодня нам с вами предстоит повторить, обобщить и систематизировать весь тот материал, который мы изучили. Уметь определять вид четырёхугольника и применять его свойства необходимо будет и в дальнейшем, как при введении новых тем, так и на практике.

 

Отвечают на наводящие вопросы, выделяют цели, формулируют тему урока.

- цель урока: обобщить и систематизировать знания о четырехугольниках.

-повторить  определения четырехугольников, свойства и признаки четырехугольников, совершенствовать навыки решения задач.

Личностные:

к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Регулятивные УУД: осуществлять целеполагание.

Коммуникативные:

Проявлять уважительное отношение к одноклассникам, внимание к личности другого.

4. Актуализация ранее изученного материала.

 Организует 5 групп  из учащихся. Каждая группа получает  свой четырехугольник. Ставит проблемная ситуация:

- определение фигуры, свойства, признаки, виды(если есть), где встречаются в жизни.

Задает вопросы о формулах нахождения площади.

Устанавливает время на подготовку. Слушает ответы, корректирует, оценивает результат выполнения задания.

Описание фигуры:

  • 1  название
  • 2  изображение
  • 3  свойства
  • 4  виды(если есть)
  • 5 формула площади
  • 6  где встречаются в жизни.

 

Групповая работа.

Группа организует работу по подготовке к выступлению. Фиксируют определение, свойства, признаки, виды фигуры, примеры фигур в жизни  на листе. У доски с опорой на лист, один из участников группы защищает работу.  

Оценивают свою деятельность: от 2-5 баллов.

Заносят оценку в оценочный лист.

Коммуникативные:

постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные:

самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; 

формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные:

составление плана и последовательности действий;

осознание качества и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

5. Обобщение и систематизация знаний

  Самостоятельной работы по проверке теоретических знаний  с последующей взаимопроверкой.

Карточки с самостоятельной работой в форме таблицы  лежат на партах.  Учащимся предстоит заполнить таблицу, отметив знаками + (да) и – (нет). Ответы записать под копирку: первый экземпляр сдается на проверку учителю, второй экземпляр проверяют сами учащиеся по заранее подготовленным ответам в презентации, меняясь карточками. Выставить отметку в лист самооценки.

 Приложение № 2

Работа в парах.

Используя понятия «квадрат», «многоугольники», «прямоугольник», «выпуклые»

«четырёхугольник»,  «прямоугольная трапеция», «параллелограмм», «ромб», «не четырехугольники», «трапеция»,  «равнобокая трапеция», «невыпуклые» составляют классификацию четырехугольников. Осуществляют сверку с эталоном.

Оценивают свою деятельность: от 2-5 баллов.

Заносят оценку в оценочный лист.

Индивидуальная работа.

Выполняют работу по вариантам, затем выполняют  взаимопроверку, проверку с ответами.

Оценивают свою деятельность: от 2-5 баллов.

Заносят оценку в оценочный лист.

Регулятивные:контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 

Познавательные: структурирование собственных знаний; умение осознанно и

произвольно строить высказывания.

Регулятивные: контроль и коррекция в

форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Динамическая пауза

Учитель демонстрирует упражнения на активизацию мыслительной деятельности: растереть ладони, помассировать мочки ушей.

Повторяют за учителем упражнения, снимают умственное и эмоциональное напряжения.

Коммуникативные: умение слушать и слышать.

Регулятивные: волевая саморегуляция

6.   Применение знаний и умений

Задачи по нарастающему уровню сложности. 

Решение задач учащимися:

1) устно  задачи по готовым чертежам;

2) проверка умений учащихся применять знания в изменённых условиях.   Задача более сложного уровня выполняется письменно на доске под контролем учителя.

3) устное решение задач из ОГЭ

  «Решу задачу ОГЭ» № 1, 2, 4, 7, 8.

Приложение 3.

Работа в парах.

Выполняют в тетради решение (записывают условие, рисунок). Совместно обсуждают решение задачи и записывают его в тетрадь. Один из пары объясняет решение у доски (все записывают решение в тетрадь).

Оценивают свою деятельность: от 2-5 баллов.

Заносят оценку в оценочный лист.

Регулятивные:

контроль и коррекция в

форме сравнения способа действия и его результата.

Познавательные:

Самостоятельное построение логической цепи рассуждений

Комуникативные:

умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

Личностные:

Оформлять свои мысли в устной и в письменной форме

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Разноуровневая   самостоятельная работа «Выбери сам».

Приложение № 4

Выполняют индивидуально.

Оценивают уровень своих знаний:

1 уровень- «3»

2 уровень- «4»

3 уровень – «5»

Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное применение полученных знаний, рефлексия способов  действия, анализ и синтез).

Регулятивные УУД (планирование последовательности действий, контроль, коррекция, саморегуляция).

7. Итог урока.

Рефлексия.

Обращает внимание учащихся на поставленные цели урока. Организовывает оценку степени  работы класса в целом и отдельных учащихся, анализирует ошибки, допущенные в ходе урока. Фиксирует общее содержание урока. Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности.

 Связь изученного материала с последующими темами курса геометрии.

           Итак,  я прошу вас вернуться к началу урока и сказать, на какие мысли навели вас эти слова применительно к теме сегодняшнего урока? (Ответы учащихся).

Да, на этих свойствах и признаках не завершается  изучение четырёхугольников. Через несколько уроков вам предстоит научиться вычислять площади трапеции, параллелограмма, ромба. В 10 классе вы будете изучать геометрические тела, которые получаются при вращении рассмотренных четырёхугольников, вычислять их объём,  площадь поверхности.  Действительно, «предела познанию нет». А зачем нам знания о четырехугольниках? Встречаются ли они в жизни? На эти вопросы вы ответите в домашнем задании.

 

Делают вывод о достижении поставленных в начале урока целей, оценивают свою работу на уроке.

Ставят перед собой задачи по подготовке к следующему уроку.

Оценочный лист подписывают,  сдают учителю.

 

Регулятивные:

Волевая саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Познавательные:

умение структурировать знания; оценка процессов и результатов деятельности

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности

8.Информации о домашнем задании.

1)Повторить главу V.

2)Творческая домашняя работа «Четырехугольники вокруг нас»

Записывают домашнее задание в дневник, слушают учителя.

Приложение  1

 Рефлексия. Оценочный лист ученика.

Моя оценка за урок по теме «Четырехугольник»:________

Я знаю о:

Отлично

Хорошо

Надо подучить

 

 Приложение 2

Теоретическая самостоятельная работа

1 вариант

Определите, истинным или ложным являются данные утверждения:

 «+» истинное,

                                                              «-» ложное

1

Сумма углов трапеции равна 3600.

2

Диагонали параллелограмма равны.

3

Если в четырехугольнике две стороны параллельны, то этот четырехугольник — параллелограмм.

4

Диагонали квадрата делят его углы пополам.

5

Площадь ромба равна половине произведение его диагоналей.

6

Если в четырехугольнике две стороны параллельны, то этот четырехугольник — трапеция.

7

Площадь параллелограмма равна произведению его смежных сторон.

8

Диагонали квадрата равны.

2 вариант

Определите, истинным или ложным являются данные утверждения:

«+» истинное,

                                                             «-» ложное

1

Диагональ делит параллелограмм на два равных треугольника.

2

Площадь трапеции равна произведению суммы оснований на высоту.

3

Если в параллелограмме один угол прямой, то этот параллелограмм – квадрат.

4

Сумма двух противоположных углов ромба равна 1800.

5

Площадь квадрата равна квадрату стороны.

6

Если противоположные углы выпуклого четырехугольника равны, то этот четырехугольник — параллелограмм.

7

Если в трапеции диагонали равны, то трапеция – равнобедренная.

8

В параллелограмме сумма углов, прилежащих к одной стороне, равна 1800.

Приложение 3

Задачи из ОГЭ по теме «Четырехугольники»

  1. Высота равнобедренной трапеции, проведённая из вершины C, делит основание AD на отрезки длиной 12 и 15. Найдите длину основания BC.

  1. В параллелограмме ABCD диагональ AC в 2 раза больше стороны AB и ACD = 70°. Найдите угол между диагоналями параллелограмма. Ответ дайте в градусах.

  1. Найдите больший угол равнобедренной трапеции https://oge.sdamgia.ru/formula/cb/cb08ca4a7bb5f9683c19133a84872ca7p.png, если диагональ AC  образует с основанием AD и боковой стороной AB углы, равные 23° и 50° соответственно. Ответ дайте в градусах.

  1. Найдите величину острого угла параллелограмма https://oge.sdamgia.ru/formula/cb/cb08ca4a7bb5f9683c19133a84872ca7p.png, если биссектриса угла https://oge.sdamgia.ru/formula/7f/7fc56270e7a70fa81a5935b72eacbe29p.png образует со стороной https://oge.sdamgia.ru/formula/f8/f85b7b377112c272bc87f3e73f10508dp.png угол, равный 43°. Ответ дайте в градусах.

  1. В параллелограмме ABCD проведена диагональ AC. Угол DAC равен 47°, а угол CAB равен 11°. Найдите больший угол параллелограмма ABCD. Ответ дайте в градусах.

  1. На стороне BC прямоугольника ABCD, у которого AB = 72 и AD = 126, отмечена точка E так, что EAB = 45°. Найдите ED.

  1. На клетчатой бумаге с размером клетки 1см × 1см изображён параллелограмм. Найдите длину его большей высоты. Ответ дайте в сантиметрах.

  1.  Разность углов, прилежащих к одной стороне параллелограмма, равна https://oge.sdamgia.ru/formula/7b/7b90ba672d781cb5717b4b9abd675c3ep.png. Найдите меньший угол параллелограмма. Ответ дайте в градусах.

  1.  Разность углов, прилежащих к одной стороне параллелограмма, равна https://oge.sdamgia.ru/formula/a2/a2600740ea808a65720234c22bc63899p.png. Найдите меньший угол параллелограмма. Ответ дайте в градусах.

   Приложение 4

Самостоятельная работа «Выбери сам»

1 вариант

1 уровень

2 уровень

3 уровень

2 вариант

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Приложение №8

 

 

Ответы  к самостоятельной работе «Выбери сам».

 

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Вариант №1

45º и 135º

24 дм.

3см и 15 см.

Вариант №2

75°;105°;105°

60°; 60°; 120°;120°

4 см.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока геометрия 8 класс

Технологическая карта урока по теме "Средняя линия треугольника". Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.Представлена модель урока и приложения: 5 задач для самостоятельног...

Технологическая карта урока. Геометрия 7 класс

Технологическая карта. Геометрия 7 класс...

Технологическая карта урока геометрии 8 класс Признаки параллелограмма

Технологическая карта урока "Признаки параллелограмма" соответствует требованиям ФГОС.Основные понятия: параллелограмм, противоположные стороны, противоположные углы, биссектриса угла, равнобедренный ...

Технологическая карта урока геометрии 7 класс "Применение третьего признака равенства треугольников при решении задач"

Технологическая карта урока геометрии 7 класс по теме : "Применение третьего признака равенства треугольников при решении задач"...

Технологическая карта урока геометрии 7 класс "Прямоугольный треугольник"

Технологическая карта урока геометрии 7 класс " Прямоугольный треугольник", А.Г. Мерзляк...

Технологическая карта урока геометрии 8 класс Ромб и квадрат

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС на оснолвании учебника: Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., С.Б. Кадомцев и др. Геометрия. 7-9 классы.-М.:Просвещение, 2016.Тип урока...

Технологическая карта урока геометрии 7 класс " Равные треугольники."

Технологическая карта урока геометрии 7 класс "Равные треугольники", по учебнику А.Г. Мерзляк....