Рабочая программа по геометрии 8 класс
рабочая программа по геометрии (8 класс)
Рабочая программа по геометрии 8 класс составлена к учебнику Атанасяна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geometrii_8_klass.doc | 195.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к ООП ООО МБОУ «Мультинская средняя
общеобразовательная школа им.Железнова П.В»
утвержденной от 10.06.2020 г. пр. № 29/1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По геометрии для 8 класса
на 2021-2022учебный год
Составитель: Клепикова Зинаида Семеновна, учитель математики
с. Мульта, 2021 год
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии в 8 классе составлена на основе рабочей программы по геометрии по учебнику Л.С.Атанасяна, В,Ф.Бутузова и др.авторы-составители Н.А.Ким, Н.И.Мазурова и составлена в соответствии с основными положениями ФГОС ООО.
УМК
1.Атанасян Л.С, Бутузов В.Ф Геометрия 7 – 9. Учебник для 7 – 9 классов средней школы. М., «Просвещение», 2016
2. Атанасян Л.С, Бутузов В.Ф Рабочая тетрадь по геометрии для 8 класса. М, «Просвещение», 2016
3.Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 7-9 кл. М., Просвещение 2016г.
4. Контрольно-измерительные материалы по геометрии к учебнику Л.С. Атанасяна и др. М, «Веко» 2016
Цель :
-Овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
Задачи:
- систематизировать сведения о четырёхугольниках;
- сформировать представления о фигурах, симметричных относительно точки и прямой;
- сформировать понятие площади многоугольника;
- развить умение вычислять площади фигур;
- сформировать понятие подобных треугольников;
- выработать умение применять признаки подобия в процессе доказательства теорем и решении задач;
- сформировать навыки решения прямоугольных треугольников;
Количество часов по плану-70ч
В неделю-2 ч
Контрольные работы-6ч
Итоговое повторение-6ч
Для детей с ОВЗ (7 вид) на преподавание геометрии отведено также 2 часа в неделю. При этом некоторые темы рекомендуется давать в ознакомительном плане: Исключить доказательства теорем, оставив для заучивания лишь формулировки.
При изучении геометрии в VIII классе следует основное внимание уделить практической направленности курса, исключив и упростив наиболее сложный для восприятия теоретический материал. На уроках геометрии необходимо максимально использовать наглядные средства обучения, больше проводить практических работ с учащимися, решать задачи.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
познавательные универсальные учебные действия:
-осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
-умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
-формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
-умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
-умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
-умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
-умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
-умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
коммуникативные универсальные учебные действия:
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
-умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
-слушать партнера;
-формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
предметные:
- овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (геометрическая фигура, величина) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
- умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- овладение навыками устных письменных, инструментальных вычислений;
- овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
- усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
Раздел 2 . Содержание тем учебного курса
№ п/п | Тема | Содержание |
1 | Повторение-3ч | |
2 | Четырехугольники-14ч | Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии. Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией. Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы. Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе. |
3 | Площадь-13ч | Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора. Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора. Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся. Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора. |
4 | Подобные треугольники-20ч | Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии. Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон. Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение. В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. |
5 | Окружность-16ч | Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности. Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника. В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач. Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров. Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника. |
6 | Повторение 4 ч | Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса. |
Раздел 3. Критерии оценивания
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость использованных при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворен в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математического содержания ответа, исправленные по замечанию учителя.
- допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»).
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий и, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценка письменных контрольных работ учащихся.
Отметка «5» ставится в следующих случаях:
- работа выполнена полностью.
- в логических рассуждениях и обоснованиях нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала);
Отметка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умения обосновывать рассуждения не являлись специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки);
Отметка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или более двух- трех недочетов в выкладках, чертежах или графика, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
Тесты
- «5» - 90-100%
- «4» - 75-80%
- «3» - 60-70%
- «2» - 50% и менее.
Раздел 4. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во час | Дата | Фак |
Повторение-3 | ||||
1 | Начальные геометрические сведения. Формулировки и доказательства признаков равенства треугольников; свойства равнобедренных треугольников. Задачи на построение | 1 | ||
2 | Признаки и свойства параллельных прямых. Теорема о сумме углов треугольника и ее следствия; теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника; теорема о неравенстве треугольника. | 1 | ||
3 | Вводная контрольная работа | 1 | ||
Четырёхугольники – 14 | ||||
4 | Многоугольники (изучение нового материала) | 1 | ||
5 | Многоугольники (закрепление изученного) | 1 | ||
6 | Параллелограмм (изучение нового материала) | 1 | ||
7 | Признаки параллелограмма (комбинированный) | 1 | ||
8 | Решение задач по теме "Параллелограмм" (закрепление изученного) | 1 | ||
9 | Трапеция (комбинированный) | 1 | ||
10 | Теорема Фалеса (комбинированный) | 1 | ||
11 | Задачи на построение (комбинированный) | 1 | ||
12 | Прямоугольник (комбинированный) | 1 | ||
13 | Ромб, квадрат (комбинированный) | 1 | ||
14 | Решение задач по теме «Прямоугольник. Ромб. Квадрат» (закрепление изученного) | 1 | ||
15 | Осевая и центральная симметрия (комбинированный) | 1 | ||
16 | Решение задач (повторение и обобщение) | 1 | ||
17 | Контрольная работа № 1 (Урок контроля ЗУН учащихся) | 1 | ||
Площадь -13 | ||||
18 | Площадь многоугольника (комбинированный) | 1 | ||
19 | Площадь прямоугольника (изучение нового материала) | 1 | ||
20 | Площадь параллелограмма (комбинированный) | 1 | ||
21 | Площадь треугольника (комбинированный) | 1 | ||
22 | Площадь треугольника (комбинированный) | 1 | ||
23 | Площадь трапеции (комбинированный) | 1 | ||
24 | Решение задач на вычисление площадей фигур (закрепление изученного) | 1 | ||
25 | Решение задач на вычисление площадей фигур (закрепление изученного) | 1 | ||
26 | Теорема Пифагора (изучение нового материала) | 1 | ||
27 | Теорема обратная теореме Пифагора (комбинированный) | 1 | ||
28 | Решение задач по теме "Теорема Пифагора" (закрепление изученного) | 1 | ||
29 | Решение задач (закрепление изученного) | 1 | ||
30 | Контрольная работа № 2 (Урок контроля ЗУН учащихся) | 1 | ||
Подобные треугольники -20 | ||||
31 | Определение подобных треугольников (комбинированный) | 1 | ||
32 | Отношение площадей подобных треугольников (комбинированный) | 1 | ||
33 | Первый признак подобия треугольников (комбинированный) | 1 | ||
34 | Решение задач на применение первого признака подобия треугольников (закрепление изученного) | 1 | ||
35 | Второй и третий признаки подобия треугольников (комбинированный) | 1 | ||
36 | Решение задач на применение признаков подобия треугольников (закрепление изученного) | 1 | ||
37 | Решение задач (повторение и обобщение) | 1 | ||
38 | Контрольная работа № 3 (Урок контроля ЗУН учащихся) | 1 | ||
39 | Средняя линия треугольника (комбинированный) | 1 | ||
40 | Свойство медиан треугольника (комбинированный) | 1 | ||
41 | Пропорциональные отрезки (комбинированный) | 1 | ||
42 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике (закрепление изученного) | 1 | ||
43 | Измерительные работы на местности (комбинированный) | 1 | ||
44 | Задачи на построение методом подобия (закрепление изученного) | 1 | ||
45 | Задачи на построение методом подобия (закрепление изученного) | 1 | ||
46 | Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника (изучение нового материала) | 1 | ||
47 | Значения синуса, косинуса, тангенса углов 30°, 45°, 60° (изучение нового материала) | 1 | ||
48 | Соотношения между сторонами и углами в треугольнике (закрепление изученного) | 1 | ||
49 | Решение задач (повторение и обобщение) | 1 | ||
50 | Контрольная работа № 4 (Урок контроля ЗУН учащихся) | 1 | ||
Окружность -16 | ||||
51 | Взаиморасположение прямой и окружности (комбинированный) | 1 | ||
52 | Касательная к окружности (комбинированный) | 1 | ||
53 | Касательная к окружности (закрепление изученного) | 1 | ||
54 | Градусная мера дуги окружности (изучение нового материала) | 1 | ||
55 | Теорема о вписанном угле (изучение нового материала) | 1 | ||
56 | Теорема об отрезках пересекающихся хорд (комбинированный) | 1 | ||
57 | Решение задач по теме "Центральные и вписанные углы" (закрепление изученного) | 1 | ||
58 | Свойство биссектрисы угла (комбинированный) | 1 | ||
59 | Серединный перпендикуляр (комбинированный) | 1 | ||
60 | Теорема о точке пересечения высот треугольника (комбинированный) | 1 | ||
61 | Вписанная окружность (изучение нового материала) | 1 | ||
62 | Свойство описанного четырехугольника (комбинированный) | 1 | ||
63 | Описанная окружность (изучение нового материала) | 1 | ||
64 | Свойство вписанного четырехугольника (комбинированный) | 1 | ||
65 | Решение задач (повторение и обобщение) | 1 | ||
66 | Промежуточная аттестация | 1 | ||
67 | Решение задач (повторение и обобщение) | 1 | ||
68 | Решение задач (повторение и обобщение) | 1 | ||
69-70 | Итоговое повторение | 2 |
66 | Промежуточная аттестация | 1 | ||
67 | Решение задач (повторение и обобщение) | 1 | ||
68 | Решение задач (повторение и обобщение) | 1 | ||
69-70 | Итоговое повторение | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....