Рабочая программа 10 кл геометрия
рабочая программа по геометрии (10 класс)

Рабочая программа 10 кл геометрия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geometriya_10_a_klass.docx43.69 КБ

Предварительный просмотр:

Амурская область Константиновский район село Константиновка

Муниципальное образовательное автономное учреждение

Константиновская средняя полная общеобразовательная школа

    «Утверждено»                                 «Согласовано»                                 «Рассмотрено»

решением педагогического            Заместитель директора по УМР     Протокол №      заседания                                                                                                                            

совета от   ___      20___г            Черникова Л.Е.         ________        методического объединения

протокол №                                      _________           20__ года              учителей математики СОШ

Директор: Бянкина Н.А.                                                                             от_______ 20___года                  ___________________                                                                                  Дутова Н.В. ___________    

Рабочая программа по геометрии

Уровень обучения – среднее общее образование, 10 а класс (базовый)

Количество часов – 51

Учитель – Масличенко Елена Владимировна

Программа разработана на основе примерной программы автора Т.А. Бурмистрова,  М. Просвещение, 2015 г.  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Пр.№1897 от 17.12.2010 г. Учебник: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др.  «Геометрия 10-11», М. Просвещение, 2019 год.

2021-2022 учебный год

  1. Пояснительная записка

         Рабочая программа к УМК Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др.  «Геометрия 10-11», М. Просвещение, 2019 год (базовый уровень)   разработана   на основе документов:

  • Сборник рабочих программ. Геометрия, 10-11 классы [составитель Т. А. Бурмистрова]. – М. Просвещение, 2015;
  • Учебный план МОАУ Константиновской СОШ.

        В ходе преподавания геометрии в 10-11 классах профильного уровня программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Программа выполняет две основные функции: информационно-методическая -  позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании общей стратегии обучения, воспитание и развитие учащихся средствами данного учебного предмета; и организационно-планирующая функция, которая предусматривает выделение этапов обучения, определения количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

         Геометрия один из важнейших компонентов школьного образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка, описание объектов окружающего мира, развитие пространственного воображения, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии на профильном уровне вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.

Федеральный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы.

Курс геометрии 10-11класс  нацелен на обеспечение реализации образовательных результатов,  дает возможность достижения трех групп образовательных результатов:

Личностные результаты: 

- включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию,  личностному самоопределению и самовоспитанию в соответствии с обще-человеческими ценностями;

- сформированность  их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок;

- способность ставить цели и строить жизненные планы;

- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других

видах деятельности;

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;

- сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

Метапредметные результаты:

- включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);

-  самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;

- способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

- использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;

- выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,

критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с

соблюдением требований эргономики, техники безопасности,

гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,

новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты: 

-включающих освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;

- формирование математического типа мышления, владение геометрической  терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;

 - сформированность представлений о математике, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;

- сформированность представлений о математических понятиях, как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления;

понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;

- владение методами доказательств и алгоритмов решения;

- умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

- владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах;

- сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры;

- применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;

- владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.

          В соответствии с идеями стандартов нового поколения УМК содержит достаточный практический материал:

-для освоения основных предусмотренных стандартом умений и накопления опыта в использовании приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни по всем разделам курса геометрии;

-для формирования стандартных универсальных учебных действий, относящихся к поиску и выделению необходимой информации, структурированию знаний, выбору наиболее эффективных способов решения задач, осмыслению текста и рефлексии способов и условий действий.

Уделяется внимание и формированию знаково - символических и логических действий.

         Баланс теории и практических заданий в учебниках нацелен на овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; на способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач как метапредметному результату обучения.

        Предлагаемый учебник и дидактические материалы представляет собой органическое объединение теоретического материала с системой упражнений, развивающей теорию, иллюстрирующей ее применение, обеспечивающей усвоение методов применения теории к решению задач.

Место предмета в учебном плане  школы

         По учебному плану Константиновской СОШ в 10 а классе (базовый уровень) на изучение геометрии отводится 1,5 часа в неделю, всего 51 урок.

ΙΙ. Содержание программы

Учебно-тематический план предмета

Некоторые сведения из планиметрии (12 ч)

Углы и отрезки, связанные с окружностью. Решение треугольников. Теорема Менелая и Чевы. Эллипс, гипербола и парабола.

          УД: Формулировать и доказывать теоремы об угле между касательной и хордой, об отрезках пересекающихся хорд, о квадрате касательной, теоремы Менелая и Чевы, утверждения о свойствах и признаках вписанного  и описанного четырёхугольников, об окружности и прямой Эйлера. Формулировать определение эллипса, гиперболы и параболы, выводить их канонические уравнения и изображать эти кривые на рисунке. Выводить формулы для вычисления углов между двумя пересекающимися хордами, между двумя секущими, проведёнными из одной точки. Выводить формулы, выражающие медиану и биссектрису треугольника через его стороны, различные формулы площади треугольника. Решать задачи с использованием изученных теорем и формул.

Введение (2 ч)

Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия стереометрии.

         УД: Перечислять основные фигуры в пространстве (точка, прямая, плоскость), формулировать три аксиомы об их взаимном расположении и иллюстрировать эти аксиомы примерами из окружающей обстановки. Формулировать и доказывать теорему о плоскости, проходящей через прямую и не лежащую на ней точку, и теорему о плоскости, проходящей через две пересекающиеся прямые.

Параллельность прямых и плоскостей (14 ч)

Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед.

         УД: Формулировать определение параллельных прямых, скрещивающихся в пространстве, параллельных прямой и плоскости, параллельных плоскостей. Формулировать и доказывать теоремы о параллельных прямых, признак о скрещивающихся прямых, утверждения о параллельности прямой и плоскости (свойства и признак), теорему о плоскости, проходящей через одну из скрещивающихся прямых и параллельной другой прямой, теорему  об углах с сонаправленными сторонами, утверждения о признаке и свойствах параллельных плоскостей, о свойствах параллелепипеда. Объяснять, какие возможны случаи взаимного расположения прямой и плоскости, двух прямых в пространстве, и приводить иллюстрирующие примеры из окружающей обстановки. Объяснять, что называется углом между скрещивающимися прямыми, какая фигура называется тетраэдром, параллелепипедом, что называется сечением тетраэдра, параллелепипеда. Показывать на чертежах и моделях элементы тетраэдра и параллелепипеда, изображать эти фигуры на рисунках. Решать задачи на вычисление и доказательство, связанные со взаимным расположение прямых и плоскостей, двух прямых и углом между ними. Решать задачи на построение сечений тетраэдра и параллелепипеда.

Перпендикулярность прямых и плоскостей (13 ч)

         Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей.

         УД: Формулировать определение перпендикулярных прямых в пространстве; прямой, перпендикулярной к плоскости. Формулировать и доказывать лемму о перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей прямой; теоремы (прямую и обратную) о связи между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости; признак перпендикулярности прямой и плоскости; теорему о существовании и единственности прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной к данной плоскости; теорему о трёх перпендикулярах. Объяснять, что такое перпендикуляр и наклонная к плоскости, что называется проекцией наклонной, что называется расстоянием: от точки до плоскости, между параллельными плоскостями, между параллельными прямой и плоскостью, между скрещивающимися прямыми. Объяснять, что такое ортогональная проекция точки (фигуры) на плоскость; углом между прямой и плоскостью и каким свойством он обладает; что такое центральная проекция точки (фигуры) на плоскость. Доказывать, что проекцией прямой на плоскость, не перпендикулярную к этой прямой, является прямая. Объяснять, какая фигура называется двугранным углом и как он измеряется. Доказывать, что все линейные углы двугранного угла равны. Объяснять, что такое угол между пересекающимися плоскостями и в каких пределах он измеряется. Формулировать определение взаимно перпендикулярных плоскостей. Формулировать и доказывать теорему о признаке перпендикулярности двух плоскостей. Объяснять, какой параллелепипед называется прямоугольным, формулировать и доказывать утверждения  о его свойствах. Объяснять, какая фигура называется многогранным углом и как называются его элементы, какой многогранный угол называется выпуклым. Формулировать и доказывать утверждение о том, что каждый плоский угол трёхгранного угла меньше суммы двух других плоских углов, и теорему о сумме плоских углов выпуклого многогранного угла. Решать задачи на вычисление и доказательство с использованием теорем о перпендикулярности прямых и плоскостей, а также задачи на построение сечений прямоугольного параллелепипеда на чертеже.

Многогранники (9 ч)

          Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники.

         УД: Объяснять, какая фигура называется многогранником, выпуклым многогранником, призмой (прямой, наклонной, правильной), пирамидой (правильной, усечённой). Объяснять элементы многогранников. Формулировать и доказывать теорему Эйлера для выпуклых многогранников, пространственную теорему Пифагора. Объяснять, что называется площадью полной (боковой) поверхности призмы, пирамиды (усечённой). Доказывать теоремы о площадях боковой (полной) поверхности пирамиды, призмы. Выводить формулу площади ортогональной проекции многоугольника. Доказывать утверждение о свойствах боковых рёбер и боковых граней пирамиды. Решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с призмой, пирамидой, а также задачи на построение сечений пирамид на чертеже. Объяснять, какие точки называются симметричными относительно точки (прямой, плоскости), что такое центр (ось, плоскость) симметрии фигуры, приводить примеры фигур, обладающих элементами симметрии, а также примеры симметрии в архитектуре, технике, природе; объяснять, какой многогранник называется правильным, доказывать, что не существует правильного многогранника, гранями которого являются правильные п-угольники при п> 6, либо п=6; объяснять, какие существуют виды правильных многогранников и какими элементами симметрии они обладают.

Повторение (1 ч)

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Геометрия» в 10 классе

Обучающиеся научатся:

распознавать на чертежах и моделях пространственные формы;         соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;

описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;

анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;

изображать основные многогранники; выполнять чертежи по условиям задач;

строить простейшие сечения  призмы, пирамиды;

решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей);

использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;

проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

Обучающиеся получат возможность научиться:

обнаруживать модели геометрических фигур, математических процессов зависимостей в окружающем мире;

анализировать и разрешать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины (планировка, разметка), выполнять построения и вычисления, анализировать зависимости;

прогнозировать результат вычисления, решения задачи;

планировать ход решения задачи, выполнения задания на измерение, вычисление, построение;

сравнивать разные способы вычислений, решения задачи; выбор удобного способа.

. Календарно-тематический план изучения  геометрии  в 10 а  классе

№п/п

Содержание

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Некоторые сведения из планиметрии

12

1

Угол между касательной и хордой.

1

2

Две теоремы об отрезках, связанных с окружностью.

1

3

Углы с вершинами внутри и вне круга.

1

4

Вписанный и описанный четырёхугольник.

1

5

Теорема о медиане.

1

6

Теорема о биссектрисе треугольника.

1

7

Формулы площади треугольника. Формула Герона.

1

8

Задача Эйлера.

1

9

Теорема Менелая.

1

10

Теорема Чевы.

1

11

Эллипс.

1

12

Гипербола. Парабола.

1

Введение

2

13

Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии.

1

14

Некоторые следствия стереометрии.

1

Параллельность прямых и плоскостей

14

15

Параллельные прямые в пространстве.

1

16

Параллельность трёх прямых.

1

17

Параллельность прямой и плоскости.

1

18

Скрещивающиеся прямые.

1

19

Углы с сонаправленными сторонами.

1

                                                                                                                                                                                                            20

Угол между прямыми.

1

21

Контрольная работа №1 по теме «Введение. Параллельность прямых и плоскостей».

1

22

Параллельные плоскости.

1

23

Свойства параллельных плоскостей.

1

24

Тетраэдр.

1

25

Параллелепипед.

1

26

Задачи на построение сечений.

1

27

Контрольная работа №2 по теме «Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед».

1

28

Зачёт №1

1

Перпендикулярность прямых и плоскостей

13

29

Перпендикулярные прямые в пространстве.

1

30

Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости.

1

31

Признак перпендикулярности прямой и плоскости.

1

32

Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости.

1

33

Расстояние от точки до плоскости.

1

34

Теорема о трёх перпендикулярах.

1

35

Угол между прямой и плоскостью.

1

36

Двугранный угол.

1

37

Признак перпендикулярности двух плоскостей.

1

38

Прямоугольный параллелепипед.

1

39

Трёхгранный угол. Многогранный угол.

1

40

Контрольная работа №3 по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей».

1

41

Зачёт №2

1

Многогранники

9

42

Понятие многогранника. Геометрическое тело.

1

43

Теорема Эйлера.

1

44

Призма. Пространственная теорема Пифагора.

1

45

Пирамида. Правильная пирамида.

1

46

Усечённая пирамида. Симметрия в пространстве.

1

47

Понятие правильного многогранника.

1

48

Элементы симметрии правильных многогранников.

1

49

Контрольная работа №4 по теме «Многогранники».

1

50

Зачёт №3

                1

Повторение

1

51

Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008.

Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008....

Рабочая программа по геометрии для 9 класса по учебнику "Геометрия, 7-9" авт. Атанасян Л.С.

Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9  класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (прика...

Рабочая программа по геометрии 8 класс к учебнику "Геометрия 7-9" /Атанасян Л.С./

Основой для рабочей программы по геометрии в 8 классе является Примерная программа основного общего образования по математике составленная на основе федерального компонента государственного стандарта ...

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...