Рабочая программа 10 кл геометрия
рабочая программа по геометрии (10 класс)
Предварительный просмотр:
Амурская область Константиновский район село Константиновка
Муниципальное образовательное автономное учреждение
Константиновская средняя полная общеобразовательная школа
«Утверждено» «Согласовано» «Рассмотрено»
решением педагогического Заместитель директора по УМР Протокол № заседания
совета от ___ 20___г Черникова Л.Е. ________ методического объединения
протокол № _________ 20__ года учителей математики СОШ
Директор: Бянкина Н.А. от_______ 20___года ___________________ Дутова Н.В. ___________
Рабочая программа по геометрии
Уровень обучения – среднее общее образование, 10 а класс (базовый)
Количество часов – 51
Учитель – Масличенко Елена Владимировна
Программа разработана на основе примерной программы автора Т.А. Бурмистрова, М. Просвещение, 2015 г. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Пр.№1897 от 17.12.2010 г. Учебник: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. «Геометрия 10-11», М. Просвещение, 2019 год.
2021-2022 учебный год
- Пояснительная записка
Рабочая программа к УМК Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. «Геометрия 10-11», М. Просвещение, 2019 год (базовый уровень) разработана на основе документов:
- Сборник рабочих программ. Геометрия, 10-11 классы [составитель Т. А. Бурмистрова]. – М. Просвещение, 2015;
- Учебный план МОАУ Константиновской СОШ.
В ходе преподавания геометрии в 10-11 классах профильного уровня программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Программа выполняет две основные функции: информационно-методическая - позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании общей стратегии обучения, воспитание и развитие учащихся средствами данного учебного предмета; и организационно-планирующая функция, которая предусматривает выделение этапов обучения, определения количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Геометрия один из важнейших компонентов школьного образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка, описание объектов окружающего мира, развитие пространственного воображения, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии на профильном уровне вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.
Федеральный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы.
Курс геометрии 10-11класс нацелен на обеспечение реализации образовательных результатов, дает возможность достижения трех групп образовательных результатов:
Личностные результаты:
- включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию, личностному самоопределению и самовоспитанию в соответствии с обще-человеческими ценностями;
- сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок;
- способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
- сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Метапредметные результаты:
- включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);
- самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
- способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
- использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
- выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
-включающих освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
- формирование математического типа мышления, владение геометрической терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;
- сформированность представлений о математике, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;
- сформированность представлений о математических понятиях, как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления;
понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
- владение методами доказательств и алгоритмов решения;
- умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
- владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах;
- сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры;
- применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
- владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
В соответствии с идеями стандартов нового поколения УМК содержит достаточный практический материал:
-для освоения основных предусмотренных стандартом умений и накопления опыта в использовании приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни по всем разделам курса геометрии;
-для формирования стандартных универсальных учебных действий, относящихся к поиску и выделению необходимой информации, структурированию знаний, выбору наиболее эффективных способов решения задач, осмыслению текста и рефлексии способов и условий действий.
Уделяется внимание и формированию знаково - символических и логических действий.
Баланс теории и практических заданий в учебниках нацелен на овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; на способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач как метапредметному результату обучения.
Предлагаемый учебник и дидактические материалы представляет собой органическое объединение теоретического материала с системой упражнений, развивающей теорию, иллюстрирующей ее применение, обеспечивающей усвоение методов применения теории к решению задач.
Место предмета в учебном плане школы
По учебному плану Константиновской СОШ в 10 а классе (базовый уровень) на изучение геометрии отводится 1,5 часа в неделю, всего 51 урок.
ΙΙ. Содержание программы
Учебно-тематический план предмета
Некоторые сведения из планиметрии (12 ч)
Углы и отрезки, связанные с окружностью. Решение треугольников. Теорема Менелая и Чевы. Эллипс, гипербола и парабола.
УД: Формулировать и доказывать теоремы об угле между касательной и хордой, об отрезках пересекающихся хорд, о квадрате касательной, теоремы Менелая и Чевы, утверждения о свойствах и признаках вписанного и описанного четырёхугольников, об окружности и прямой Эйлера. Формулировать определение эллипса, гиперболы и параболы, выводить их канонические уравнения и изображать эти кривые на рисунке. Выводить формулы для вычисления углов между двумя пересекающимися хордами, между двумя секущими, проведёнными из одной точки. Выводить формулы, выражающие медиану и биссектрису треугольника через его стороны, различные формулы площади треугольника. Решать задачи с использованием изученных теорем и формул.
Введение (2 ч)
Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия стереометрии.
УД: Перечислять основные фигуры в пространстве (точка, прямая, плоскость), формулировать три аксиомы об их взаимном расположении и иллюстрировать эти аксиомы примерами из окружающей обстановки. Формулировать и доказывать теорему о плоскости, проходящей через прямую и не лежащую на ней точку, и теорему о плоскости, проходящей через две пересекающиеся прямые.
Параллельность прямых и плоскостей (14 ч)
Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед.
УД: Формулировать определение параллельных прямых, скрещивающихся в пространстве, параллельных прямой и плоскости, параллельных плоскостей. Формулировать и доказывать теоремы о параллельных прямых, признак о скрещивающихся прямых, утверждения о параллельности прямой и плоскости (свойства и признак), теорему о плоскости, проходящей через одну из скрещивающихся прямых и параллельной другой прямой, теорему об углах с сонаправленными сторонами, утверждения о признаке и свойствах параллельных плоскостей, о свойствах параллелепипеда. Объяснять, какие возможны случаи взаимного расположения прямой и плоскости, двух прямых в пространстве, и приводить иллюстрирующие примеры из окружающей обстановки. Объяснять, что называется углом между скрещивающимися прямыми, какая фигура называется тетраэдром, параллелепипедом, что называется сечением тетраэдра, параллелепипеда. Показывать на чертежах и моделях элементы тетраэдра и параллелепипеда, изображать эти фигуры на рисунках. Решать задачи на вычисление и доказательство, связанные со взаимным расположение прямых и плоскостей, двух прямых и углом между ними. Решать задачи на построение сечений тетраэдра и параллелепипеда.
Перпендикулярность прямых и плоскостей (13 ч)
Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей.
УД: Формулировать определение перпендикулярных прямых в пространстве; прямой, перпендикулярной к плоскости. Формулировать и доказывать лемму о перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей прямой; теоремы (прямую и обратную) о связи между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости; признак перпендикулярности прямой и плоскости; теорему о существовании и единственности прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной к данной плоскости; теорему о трёх перпендикулярах. Объяснять, что такое перпендикуляр и наклонная к плоскости, что называется проекцией наклонной, что называется расстоянием: от точки до плоскости, между параллельными плоскостями, между параллельными прямой и плоскостью, между скрещивающимися прямыми. Объяснять, что такое ортогональная проекция точки (фигуры) на плоскость; углом между прямой и плоскостью и каким свойством он обладает; что такое центральная проекция точки (фигуры) на плоскость. Доказывать, что проекцией прямой на плоскость, не перпендикулярную к этой прямой, является прямая. Объяснять, какая фигура называется двугранным углом и как он измеряется. Доказывать, что все линейные углы двугранного угла равны. Объяснять, что такое угол между пересекающимися плоскостями и в каких пределах он измеряется. Формулировать определение взаимно перпендикулярных плоскостей. Формулировать и доказывать теорему о признаке перпендикулярности двух плоскостей. Объяснять, какой параллелепипед называется прямоугольным, формулировать и доказывать утверждения о его свойствах. Объяснять, какая фигура называется многогранным углом и как называются его элементы, какой многогранный угол называется выпуклым. Формулировать и доказывать утверждение о том, что каждый плоский угол трёхгранного угла меньше суммы двух других плоских углов, и теорему о сумме плоских углов выпуклого многогранного угла. Решать задачи на вычисление и доказательство с использованием теорем о перпендикулярности прямых и плоскостей, а также задачи на построение сечений прямоугольного параллелепипеда на чертеже.
Многогранники (9 ч)
Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники.
УД: Объяснять, какая фигура называется многогранником, выпуклым многогранником, призмой (прямой, наклонной, правильной), пирамидой (правильной, усечённой). Объяснять элементы многогранников. Формулировать и доказывать теорему Эйлера для выпуклых многогранников, пространственную теорему Пифагора. Объяснять, что называется площадью полной (боковой) поверхности призмы, пирамиды (усечённой). Доказывать теоремы о площадях боковой (полной) поверхности пирамиды, призмы. Выводить формулу площади ортогональной проекции многоугольника. Доказывать утверждение о свойствах боковых рёбер и боковых граней пирамиды. Решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с призмой, пирамидой, а также задачи на построение сечений пирамид на чертеже. Объяснять, какие точки называются симметричными относительно точки (прямой, плоскости), что такое центр (ось, плоскость) симметрии фигуры, приводить примеры фигур, обладающих элементами симметрии, а также примеры симметрии в архитектуре, технике, природе; объяснять, какой многогранник называется правильным, доказывать, что не существует правильного многогранника, гранями которого являются правильные п-угольники при п> 6, либо п=6; объяснять, какие существуют виды правильных многогранников и какими элементами симметрии они обладают.
Повторение (1 ч)
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Геометрия» в 10 классе
Обучающиеся научатся:
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
изображать основные многогранники; выполнять чертежи по условиям задач;
строить простейшие сечения призмы, пирамиды;
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей);
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Обучающиеся получат возможность научиться:
обнаруживать модели геометрических фигур, математических процессов зависимостей в окружающем мире;
анализировать и разрешать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины (планировка, разметка), выполнять построения и вычисления, анализировать зависимости;
прогнозировать результат вычисления, решения задачи;
планировать ход решения задачи, выполнения задания на измерение, вычисление, построение;
сравнивать разные способы вычислений, решения задачи; выбор удобного способа.
. Календарно-тематический план изучения геометрии в 10 а классе
№п/п | Содержание | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
Некоторые сведения из планиметрии | 12 | |||
1 | Угол между касательной и хордой. | 1 | ||
2 | Две теоремы об отрезках, связанных с окружностью. | 1 | ||
3 | Углы с вершинами внутри и вне круга. | 1 | ||
4 | Вписанный и описанный четырёхугольник. | 1 | ||
5 | Теорема о медиане. | 1 | ||
6 | Теорема о биссектрисе треугольника. | 1 | ||
7 | Формулы площади треугольника. Формула Герона. | 1 | ||
8 | Задача Эйлера. | 1 | ||
9 | Теорема Менелая. | 1 | ||
10 | Теорема Чевы. | 1 | ||
11 | Эллипс. | 1 | ||
12 | Гипербола. Парабола. | 1 | ||
Введение | 2 | |||
13 | Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. | 1 | ||
14 | Некоторые следствия стереометрии. | 1 | ||
Параллельность прямых и плоскостей | 14 | |||
15 | Параллельные прямые в пространстве. | 1 | ||
16 | Параллельность трёх прямых. | 1 | ||
17 | Параллельность прямой и плоскости. | 1 | ||
18 | Скрещивающиеся прямые. | 1 | ||
19 | Углы с сонаправленными сторонами. | 1 | ||
20 | Угол между прямыми. | 1 | ||
21 | Контрольная работа №1 по теме «Введение. Параллельность прямых и плоскостей». | 1 | ||
22 | Параллельные плоскости. | 1 | ||
23 | Свойства параллельных плоскостей. | 1 | ||
24 | Тетраэдр. | 1 | ||
25 | Параллелепипед. | 1 | ||
26 | Задачи на построение сечений. | 1 | ||
27 | Контрольная работа №2 по теме «Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед». | 1 | ||
28 | Зачёт №1 | 1 | ||
Перпендикулярность прямых и плоскостей | 13 | |||
29 | Перпендикулярные прямые в пространстве. | 1 | ||
30 | Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости. | 1 | ||
31 | Признак перпендикулярности прямой и плоскости. | 1 | ||
32 | Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости. | 1 | ||
33 | Расстояние от точки до плоскости. | 1 | ||
34 | Теорема о трёх перпендикулярах. | 1 | ||
35 | Угол между прямой и плоскостью. | 1 | ||
36 | Двугранный угол. | 1 | ||
37 | Признак перпендикулярности двух плоскостей. | 1 | ||
38 | Прямоугольный параллелепипед. | 1 | ||
39 | Трёхгранный угол. Многогранный угол. | 1 | ||
40 | Контрольная работа №3 по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей». | 1 | ||
41 | Зачёт №2 | 1 | ||
Многогранники | 9 | |||
42 | Понятие многогранника. Геометрическое тело. | 1 | ||
43 | Теорема Эйлера. | 1 | ||
44 | Призма. Пространственная теорема Пифагора. | 1 | ||
45 | Пирамида. Правильная пирамида. | 1 | ||
46 | Усечённая пирамида. Симметрия в пространстве. | 1 | ||
47 | Понятие правильного многогранника. | 1 | ||
48 | Элементы симметрии правильных многогранников. | 1 | ||
49 | Контрольная работа №4 по теме «Многогранники». | 1 | ||
50 | Зачёт №3 | 1 | ||
Повторение | 1 | |||
51 | Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008.
Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008....
Рабочая программа по геометрии для 9 класса по учебнику "Геометрия, 7-9" авт. Атанасян Л.С.
Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (прика...
Рабочая программа по геометрии 8 класс к учебнику "Геометрия 7-9" /Атанасян Л.С./
Основой для рабочей программы по геометрии в 8 классе является Примерная программа основного общего образования по математике составленная на основе федерального компонента государственного стандарта ...
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...