Урок по геометрии «Площадь многоугольника» 8 класс
план-конспект урока по геометрии (8 класс)
Урок геометрии «Площадь многоугольника» в 8 классе -первый урок по теме «Площади», урок «открытия» нового знания. Воспитательное назначение - ориентация учащихся на профессию строителя. Основные воспитательные функции: воспитание у учащихся логической культуры мышления, строгость и стройность в умозаключениях, дисциплинированности, аргументированности; расширение кругозора учащихся о профессии строителя, повышение общего культурного уровня через содержание математических задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_geometrii_ploshchad_mnogougolnika_8_klass.docx | 658.46 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ПО ТЕМЕ: «Площадь многоугольника»
Учитель: Бебенина Ольга Анатольевна,
учитель математики, МБОУ Фоминская СОШ Гороховецкого района Владимирской области
Пояснительная записка к уроку: урок геометрии «Площадь многоугольника» в 8 классе -первый урок по теме «Площади», урок «открытия» нового знания. Воспитательное назначение- ориентация учащихся на профессию строителя. Основные воспитательные функции: воспитание у учащихся логической культуры мышления, строгость и стройность в умозаключениях, дисциплинированности, аргументированности; расширение кругозора учащихся о профессии строителя, повышение общего культурного уровня через содержание математических задач.
Цель урока: создать условия для представления об измерении площадей многоугольников, рассмотрения основных свойств площадей и формулы для вычисления площади квадрата с помощью профориентационной работы на уроке.
Планируемые результаты обучения:
- личностные результаты: приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры;
- метапредметные результаты: умение выбирать и создавать алгоритмы для решения математических проблем, умение самостоятельно ставить цели, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- предметные результаты: владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, приобретение представления об основных изучаемых понятиях.
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, смайлики.
Технологическая карта урока
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения |
1 | Этап организации и мотивации. 2 мин | Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам побывать в роли строителей, но … при этом освоить новую тему по предмету. Какими инструментами пользуется строитель? Показывает инструменты строителя по презентации. Проверьте готовность к уроку (свои инструменты): учебник, тетрадь, письменные принадлежности. Какие строительные специальности вы знаете? | Отвечают на вопрос. Ответы: молоток, рулетка, рубанок, ножовка, дрель и т.д. Проверяют правильность ответов по презентации. Проверяют готовность к уроку геометрии. Столяр, архитектор, геодезист, каменщик, крановщик, сварщик т.д. | Личностные: положительное отношение к учению Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. |
2 | Этап актуализации 2 мин | Предлагает рассмотреть задачу: Требуется выполнить работу по настилке полов в игровом зале детского сада паркетной плиткой. Каких данных не хватает строителю для выполнения данных работ? Какую геометрическую величину необходимо знать строителю для выполнения данных работ? | Отвечают на вопрос. Слушают выступление учащихся. Ответы: Не хватает размеров комнаты и плитки для расчёта количества последней. Строителю требуется знать понятие площади. | Личностные: умение слушать и воспринимать речь собеседника. Познавательные: анализ, постановка и формулирование проблемы. Регулятивные: оценивание. Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы. |
3 | Этап постановки целей, задач урока 3 мин. | Что же такое площадь? Тема урока: «Понятие площади». Предлагает сформулировать цель урока. Предлагает поставить задачи урока. Показывает Тему, цель, задачи урока на слайде. Как вы считаете, должен ли это все знать строитель? | Записывают тему урока. Формулируют цель урока, ставят задачи: узнать понятие площади, как измеряют площади, единицы измерения площадей, формулу расчета площади квадрата. Ответ: да. | Личностные: формирование учебной мотивации. Познавательные: формулирование познавательной цели. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: умение высказывать собственные мысли. |
4 | Этап «открытия» нового знания 10 мин. | Предлагает прочитать текст (Приложение 1) и ответить на вопросы к тексту и выполнить задания (Приложение 2). Предлагает выполнить физкультминутку. Смог ли решить первоначальную задачу строитель, если бы не знал понятие площади и её свойств? | Читают текст, отвечают на вопросы, выполняют задания. Выполняют физкультминутку. | Личностные: Самоопределение. Познавательные: работа с текстом, выделение и поиск информации. Регулятивные: осуществляют самоконтроль. Коммуникативные: умение высказывать свое мнение и выслушивать мнение других. |
5 | Этап первичного закрепления нового знания 10 мин. | Давайте посмотрим, как вы усвоили понятие и свойства площади. Предлагает выполнить устные задания по презентации. (Приложение 3). | Выполняют устные задания. | Личностные: осознанность учения. Познавательные: применение методов решения. Регулятивные: осознание качества и уровня освоения материала. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. |
6 | Этап применения знания и контроля. 10 мин. | Настало время проверить вас на профпригодность. Оценим ваши строительные навыки. Предлагает решить в парах задания на карточке (Приложение 4). Проверка решенных задач по готовым ответам. (Презентация) | Выполняют задания в парах. Проверяют работу соседа. | Личностные: адекватное реагирование на трудности. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблемы. Регулятивные: взаимоконтроль. Коммуникативные: оценка собственной деятельности и деятельности других. |
7 | Этап рефлексии деятельности. 3 мин. | Предлагает записать Д/З: п 49, вопросы 1, 2, 3 стр. 133, № 446, 449, 450, 451, п 50 по желанию. Подведем итоги нашей работы на уроке. Что мы сегодня изучили? Выполнена ли цель урока? Довольны ли вы своей работой? Были ли трудности? Поможет ли сегодняшний урок в выборе профессии? Скажите, какой строительной профессией вы бы хотели овладеть? Благодарит за работу. Предлагает оценить результативность урока с помощью смайлика.
| Записывают Д/З. Отвечают на вопросы учителя. Комментируют, что изучали на уроке, выполнена ли цель, довольны ли свой работой, какие трудности испытали в работе, что узнали нового, что будут делать с новой для себя информацией. | Личностные: жизненное и профессиональное самоопределение. Познавательные: анализ выполненной работы. Регулятивные: контроль за достижением цели. Коммуникативные: оценка собственной деятельности и деятельности других. |
Приложение 1
Измерение площадей - одна из самых ранних задач, поставленных перед человеком самой жизнью. Установить точно, когда впервые потребовалось человеку определить площадь, и какой именно фигуры, невозможно. Ещё 4000 лет назад в Египте умели определять площади. На Руси самое древнее сочинение, сохранившееся до наших дней, содержащее правила измерения площадей, написано в начале XVII века и называется «Устав ратных дел». В этих правилах много ошибок и нет доказательств.
Площадь – это характеристика геометрической фигуры, расположенной на плоскости или на иной поверхности. Обычно площадь обозначается буквой S.
С единицами измерения площадей вы знакомы. Квадрат, сторона которого равна какой-нибудь линейной единице, называется квадратной единицей: квадратным миллиметром, квадратным сантиметром, квадратным дециметром и т. д. Это 1 мм²; 1 см² = 100 мм2; 1 дм² = 100 см2; 1 м² = 100 дм2; 1 га = 10000 м2; 1 км² = 1000000 м2.
Измерить площадь какой-нибудь геометрической фигуры — значит узнать, сколько тех или иных квадратных единиц содержится в фигуре, площадь которой измеряется.
Площадь многоугольника – это величина той части площади, которую занимает многоугольник.
Площадь многоугольника выражается положительным числом. Площадь многоугольника показывает сколько раз единица измерения или её части укладываются в данном многоугольнике.
Площадь обладает следующими свойствами:
Свойство 1°. Равные многоугольники имеют равные площади.
Многоугольники, имеющие равные площади называются равновеликими.
Свойство 2°. Если многоугольник состоит из нескольких многоугольников, то его площадь равна сумме площадей этих многоугольников.
S1=S2+S3
S4=S2+S3
Если многоугольник разрезан на несколько многоугольников и из него составлен другой многоугольник, то такие многоугольники называют равносоставленными.
Свойство 3°. Площадь квадрата равна квадрату его стороны.
Приложение 2
Вопросы и задания к тексту:
1). В каком веке написано самое древнее сочинение Руси, сохранившееся до наших дней, содержащее правила измерения площадей?
2). Верно ли, что площадь измеряется положительным числом?
3). Закончи фразу: Площадь квадрата, сторона которого 1дм, будет равна __?
4). Как называются многоугольники, имеющие равные площади?
5). Как называются многоугольники, состоящие из одинаковых фигур?
6). Запиши известную тебе единицу измерения площади, о которой не говорится в тексте.
7). Как найти площадь квадрата со стороной 11 см?
8). Из двух предложенных равных прямоугольных треугольников составьте:
а). равнобедренный треугольник;
б). прямоугольник;
в). параллелограмм, отличный от прямоугольника.
Сравните их площади.
Приложение 3
Выполните задания.
1). Найдите ошибку, если черным цветом записаны данные величины, зеленым вычисленные:
Сторона квадрата | 1 мм | см | 0,4 м | дм | 10 см2 | 0,05 м | 7,5 км |
Площадь квадрата | 1 см2 | 27 см2 | 1,6 м2 | дм2 | 100 см2 | 0,25 м2 | 15 км2 |
2). Площадь квадрата равна 15 см2. Выразите площадь этого же квадрата:
а) в квадратных миллиметрах;
б) в квадратных дециметрах.
3). На рисунке 1 АВСD – параллелограмм. SABCD = 12 мм2. Найти: SABD, SBCD.
Рисунок 1
4). На рисунке 2 АВСD – прямоугольник. CE = DE. SABCD = Q. Найти: SABF.
Рисунок 2
5). На рисунке 3 площадь заштрихованного квадрата равна 1 см2. Найдите SABCD.
Рисунок 3
6). На рисунке 4 АВ = ВС = 3 м2, AF = 5 м2, EF = 2 м2. Найдите SABCDEF.
Рисунок 4
Приложение 4
- Найдите площадь квадратного листа фанеры со стороной 1,3 м.
- Найдите сторону квадратной плитки площадью 0,0324 м2.
- Выразите в метрах, а затем в гектарах площадь 45 см2.
- Хозяин решил закрыть фронтоны* дома сайдингом. Сколько пачек сайдинга необходимо купить, если площадь одного сайдинга 0,55 м2, в пачке их 22 штуки, скаты крыши дома расположены под прямым углом, длина карниза 7 м, высота фронтона – 3 м.
*Фронтон — это верхняя часть переднего фасада здания, которая ограничивается двумя скатами крыш и карнизом.
- Древнееврейская задача. На квадратном земельном участке ABCD со стороной 32 амма садовник устроил розарий. Позже его ученик вокруг участка разбил грядки для выращивания других цветов, при этом форма участка не изменилась. Что больше – площадь розария или площадь всех грядок и на сколько?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку геометрии "Площадь многоугольника"
Данная презентация полностью соответствует всем этапам урока, понятна и была достаточно интересной при использовании на уроке....
Конспект урока по геометрии в 9 классе по теме: «Площади многоугольников» Интерактивная учебно-деловая игра «Строитель»
Урок геометрии в 9 классе предполагает изучение материала с применением знаний на практике. Поэтому я разработала урок в виде интерактивной учебно-деловой игры «Строитель», чтобы в ...
Конспект урока по геометрии в 8 классе по теме: "Площадь многоугольника".
Данный урок предназначен для повторения темы: "Площадь многоугольника" в 8 классе по геометрии....
Урок по теме: Площади многоугольников. 8 класс. Геометрия. Учебник Л.С.Атанасян.
Урок с презентацией. Площади многоугольников...
Урок по геометрии в 8 классе на тему: "Площадь многоугольника".
Урок по реометрии в 8 классе на тему: "Площадь многоугольника". Урок изучения нового материяла....
Конспект урока по геометрии в 8 классе на тему: "Площади многоугольников"
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся по теме: "Площади многоугольников"...
Презентация к уроку геометрии "Площадь многоугольника" 8 класс
Презентация к первому уроку по теме Площадь многоугольника...