Рабочая программа по геометрии 7 класс
рабочая программа по геометрии (7 класс)

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ министерства образования и науки РФ от 17,12,2010 № 1897);     Примерной программы по геометрии       « Геометрия. Сборник рабочих программ. 7-9 классы, составитель Т.А. Бурмистрова.- М.: Просвещение, 2018.» Учебник «Геометрия 7 – 9 / [ Л. С. Атанасян и др. ]. – М. Просвещение, 2019

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geometriya_7_a_g_klassy.docx34.04 КБ

Предварительный просмотр:

                   Амурская область Константиновский район село Константиновка

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

Константиновская средняя общеобразовательная школа

“Утверждено”                    

решением педагогического

совета от ___мая   20  г

протокол №

Директор: Бянкина Н.А.

________________________

“Согласовано”

Заместитель директора по УМР Черникова Л.Е. ____________

                                                   

______________ 20   года

“Рассмотрено”

Протокол №  заседания методического объединения учителей математики СОШ  

от ___________ 20   года

Дутова Н.В. ____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По  геометрии

Уровень обучения – основное общее образование, 7 а, г классы

Количество часов – 68

Учитель – Жамкочян Анжела Артуровна

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ министерства образования и науки РФ от 17,12,2010 № 1897);     Примерной программы по геометрии       « Геометрия. Сборник рабочих программ. 7-9 классы, составитель Т.А. Бурмистрова.- М.: Просвещение, 2018.» Учебник «Геометрия 7 – 9 / [ Л. С. Атанасян и др. ]. – М. Просвещение, 2019

2021-2022 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

- Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования;

- Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А., М.: Просвещение, 2018 г.

  -Программа соответствует учебнику Геометрия 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев,  Э.Г.Позняк, И.И. Юдина. / М.: Просвещение, 2019.

Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что его объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе. Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, геометрия развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.

При обучении геометрии формируются умения и навыки умственного труда -планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов. В процессе обучения геометрии школьники должны излагать мысли свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки четкого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.

Геометрия занимает ведущее место в формировании научно-теоретического мышления школьников. Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм, усвоению понятия симметрии, геометрия вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся. Её изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления.

 Основные цели курса:

  1. в направлении личностного развития
    • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
    • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
    • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
    • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
    • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
    2)
    в метапредметном направлении
    • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
    • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
    • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
    3)
    в предметном направлении
    • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
    • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Задачи обучения:

-ввести основные геометрические понятия, научить различать их взаимное расположение;

-научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;

-ввести понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;

-изучить все о треугольниках (элементы, признаки равенства);

-изучить признаки параллельности прямых и научить применять их при решении задач и доказательстве теорем;

-научить решать геометрические задачи на доказательства и вычисления;

-подготовить к дальнейшему изучению геометрии в последующих классах.

       Место предмета в учебном плане.

Базисный учебный (образовательный) план на изучение геометрии в основной школе отводит 2 учебных часа в неделю в течение каждого года обучения, всего 204 урока. Рабочая программа учебного предмета «Геометрия 7» в соответствии с учебным планом МОАУ Константиновская СОШ рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов.

        Содержание программы

  1. Учебно-тематический план предмета

№п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

1.

Начальные геометрические сведения

10

2.

Треугольники.

18

3.

Параллельные прямые.

14

4.

Соотношения между сторонами и углами треугольника

18

5.

Повторение. Решение задач.

8

  1. Содержание учебного предмета курса геометрии – 7 класс
  1. Начальные геометрические сведения (10 ч)

Отрезок, луч, угол, какие фигуры называются равными, как сравниваются и измеряются отрезки и углы, что такое градус и градусная мера угла, какой угол называется прямым, тупым, острым, развернутым, что такое середина отрезка и биссектриса угла, какие углы называются смежными и какие – вертикальными.

  1. Треугольники (18 ч)

 Определение треугольника, что такое вершины, стороны, углы и периметр треугольника, какой треугольник называется равнобедренным и какой — равносторонним, какие треугольники называются равными; изображать и распознавать на чертежах треугольники и их элементы.

  1. Параллельные прямые (14 ч)

Определение параллельных прямых; объяснять с помощью рисунка, какие углы,

образованные при пересечении двух прямых секущей, называются накрест лежащими, какие — односторонними и какие — соответственными; формулировать и доказывать теоремы, выражающие признаки параллельности двух прямых; объяснять,

что такое аксиомы геометрии и какие аксиомы уже использовались ранее; формулировать аксиому параллельных прямых и выводить следствия из неё; формулировать и доказывать теоремы о свойствах параллельных прямых, обратные теоремам о признаках параллельности, связанных с накрестлежащими, соответственными и односторонними углами, в связи с этим объяснять, что такое условие и заключение теоремы, какая теорема называется обратной по отношению к данной теореме; объяснять, в чём заключается метод доказательства от противного: формулировать и доказывать теоремы об углах с соответственно параллельными и перпендикулярными сторонами;

приводить примеры использования этого метода; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми.

  1. Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 ч)

         Теорема о сумме углов треугольника и её следствие о внешнем угле треугольника, проводить классификацию треугольников по углам; формулировать и доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника (прямое и обратное утверждения) и следствия из неё, теорему о неравенстве треугольника; формулировать и доказывать теоремы о свойствах прямоугольных треугольников (прямоугольный треугольник с углом 30°, признаки равенства прямоугольных треугольников); формулировать определения расстояния от точки до прямой, расстояния между параллельными прямыми; решать задачи на вычисления, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника и расстоянием между параллельными прямыми, при необходимости проводить по ходу решения дополнительные построения, сопоставлять полученный результат с условием задачи, в задачах на построение исследовать возможные случаи.

  1. Повторение. Решение задач. (8 ч)

Начальные геометрические сведения. Треугольники. Параллельные прямые. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

  1. Планируемые результаты освоения курса геометрии 7 класса

Личностные:

  1. формирование ответственного отношен6ия к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
  2. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно исследовательской, творческой деятельности;
  3. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  4. критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
  5. умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  6. способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

Метапредметные:

  1. умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  2. умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
  3. умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
  4. осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщений, установления аналогий;
  5. умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и выводы;
  6. умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  7. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе; находить общее решение иразрешать конфликты на основесогласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  8. формирование и развитие учебной и обще пользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  9. первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
  10. умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  11. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем и представлять её в понятной форме; принимать     решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  12. умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  13. умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  14. умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  15. умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Предметные:

  1. овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основныхизучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, ) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;умение работать с геометрическим текстом , точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводитьклассификации, логическое обоснования, доказательства  математических утверждений;
  2. овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
  3. овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  4. усвоение систематических знаний о плоских фигурах и ихсвойствах, а также на наглядном уровне-простейшихпространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
  5. умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы;
  6. умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задачиз смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

  1. Планируемые результаты изучения геометрии в 7 классе

В результате изучения геометрии обучающиеся должны:

  • знать, как возникла и что изучает геометрия;
  • распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
  • распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, пирамиды, цилиндра, конуса;
  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
  • распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
  • уметь вычислять длины линейных элементов фигур и их углы;
  • знать аксиомы геометрии и постулаты Евклида;
  • элементы треугольника, виды треугольников, теоремы о треугольниках;
  • уметь находить расстояние между фигурами;
  • знать признаки параллельности прямых.

5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1. Геометрия. 7—9 классы : учеб. для общеобразоват. организаций / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. — М.: Просвещение, 2017.

2. Геометрия. Рабочая тетрадь. 7 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков, И. И. Юдина. — М.: Просвещение, 2004—2017.

3. Зив Б. Г. Геометрия. Дидактические материалы. 7 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2017.

4. Геометрия. Методические рекомендации. 7 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, . А. Глазков и др. — М.: Просвещение, 2016.

5.  Геометрия. Тематические тесты. 7 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Т. М. Мищенко, А. Д. Блинков. — М.: Просвещение, 2008—2017.

6. Интерактивная доска.

7. Интернет ресурсы.

Календарно – тематическое планирование уроков геометрии в 7 а, г классах

урока

§

Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Глава 1. Начальные геометрические сведения

10

1, 2

§ 1, § 2.

Прямая и отрезок. Луч и угол

2

3

§ 3.

Сравнение отрезков и углов

1

4-5

§ 4, § 5.

Измерение отрезков. Измерение  углов

    2

6

§ 4, § 5

Решение задач по теме «Измерение отрезков и углов»

1

7, 8

§ 6.

Перпендикулярные прямые

2

9

§1-§6

Решение задач

1

10

§1-§6

Контрольная работа № 1 по теме «Начальные геометрические сведения»

1

Глава II. Треугольники

18

11

§ 1.

Треугольники.

1

12

§ 1.

Первый признак равенства треугольников.

1

13

§ 1.

Решение задач на применение первого признака равенства треугольника.

1

14

§ 2.

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

1

15

§ 2.

Равнобедренный треугольник.

1

16

§ 2

Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник»

1

17

§ 3.

Второй  признак  равенства  треугольников

1

18

§ 3

Решение задач на применение второго признака равенства треугольников.

1

19

§ 3

Третий признак равенства  треугольников

1

20

§ 3

Решение задач на применение третьего признака  равенства треугольников.

1

21

§ 3

Решение задач на применение признаков равенства треугольников

1

22

§ 4

Окружность

1

23 - 24

§ 4.

Примеры задач на построение

2

25

§ 4

Решение задач на построение

1

26-27

Решение задач по теме «Треугольники»

2

28

§1-§4

Контрольная работа № 2 по теме «Треугольники»

1

Глава III. Параллельные прямые

14

29 - 30

§ 1.

Признаки параллельности двух прямых

2

31

   § 1

Практические способы построения параллельных прямых.

     1

32 – 33

§ 1.

Решение задач по теме «Признаки параллельности двух прямых»

2

34–35

§ 2

Аксиома параллельных прямых

2

36 - 37

§ 2

Теорема об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.

2

38 - 39

§ 2

Углы с соответственно параллельными или перпендикулярными сторонами.

2

40–41

§1-§2

Решение задач по теме «Параллельными прямыми»

2

42

Контрольная работа № 3 «Параллельные прямые»

1

Глава IV. Соотношения между углами и сторонами треугольника

18

43

§ 1.

Сумма углов треугольника

1

44

§ 1.

Сумма углов треугольника. Решение задач.

1

45

§ 2.

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

46

§ 2.

Неравенство треугольников

1

47

§1- § 2.

Решение задач по теме «Сумма углов треугольника. Соотношения между углами и сторонами треугольника»

1

48

Контрольная работа № 4 «Сумма углов треугольника. Соотношения между углами и сторонами треугольника»

1

49

§ 3

Прямоугольный треугольник и некоторые его свойства

1

50

§ 3

Свойства прямоугольного треугольника. Решение задач.

1

51

§ 3

Признаки равенства прямоугольных треугольников.

1

52

§ 3

Прямоугольный треугольник. Решение задач

1

53

§ 4

Расстояние от точки до прямой. расстояние между параллельными прямыми.

1

54 - 55

§ 4

Построение треугольника по трем элементам.

2

56

§ 4

Построение треугольника по трем элементам. Решение задач.

1

57 - 58

§ 3-§ 4

Решение задач по теме «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам»

2

59

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

1

60

Контрольная работа № 5 «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам»

1

Повторение

8

61

Начальные геометрические сведения

1

62-63

Треугольники

2

64

Параллельные прямые

1

65 - 66

Соотношения между углами и сторонами треугольника

2

67

Решение задач за курс 7 класса

1

68

Итоговый урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....