рабочая программа по геометрии 8 класс
календарно-тематическое планирование по геометрии (8 класс)

Донгак Чодураа Доржуевна

рабочая программа по геометрии 8класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8g.doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету  «Геометрия» для 8 класса на 2021-2022  учебный год составлена в соответствии с правовыми нормативными документами:

  1. Закон Российской Федерации  № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом министерства образования и науки;
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»;
  4. Обязательного минимума содержания основного общего образования по предмету;
  5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации  к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2021-2022 учебный год;
  6. Авторской программы по геометрии Л.С.Атанасяна входящей в «Сборник  рабочих  программ. 7-9 классы. Геометрия», составитель: Т.А. Бурмистрова.  М.: Просвещение, 2017. – 95 с.;
  7. Закона Республики Тыва от 21 июня 2014г.№2562 ВХ-I «Об образовании в Республике Тыва»;
  8. Учебный план МБОУ  «Чаа-Суурская СОШ Овюрского кожууна имени Шарый-оол В.Ч.» на 2021-2022 учебный год;

        Цели изучения курса геометрии в 8 классе:

  • создание условий для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки;
  • создание условий для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
  • формирование умения использовать различные языки математики: словесный, символический, графический;
  • формирование умения свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • создание условий для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность;
  • формирование умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных;
  • сформировать понятие основных плоских геометрических фигур и их свойств.

Задачи изучения курса геометрии в 8 классе:

  • подготовить учащихся к изучению курса геометрии в 8 классе;
  • систематизировать сведения о четырёхугольниках;
  • сформировать представления о фигурах, симметричных относительно точки и прямой;
  • сформировать понятие площади многоугольника;
  • развить умение вычислять площади фигур;
  • сформировать понятие подобных треугольников;
  • выработать умение применять признаки подобия в процессе доказательства теорем и решении задач;
  • сформировать навыки решения прямоугольных треугольников;
  • расширить сведения об окружности.

В курсе геометрии 8-го класса продолжается решение задач на признаки равенства треугольников, но в совокупности с применением новых теоретических фактов. Теорема о сумме углов выпуклого многоугольника позволяет расширить класс задач. Формируются практические навыки вычисления площадей многоугольников в ходе решения задач. Особое внимание уделяется применению подобия треугольников к доказательствам теорем и решению задач. Вводятся первые знания о синусе, косинусе и тангенсе острого угла прямоугольного треугольника. Систематизируются сведения об окружности и её свойствах, вписанной и описанной окружностях. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, выполнять простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов 

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 8 классе отводится 2 часа, в том числе 6 ч для проведения контрольных работ. Факт. 68 час. 2 час.

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением компетентностно-ориентированных заданий, ИКТ.

Планируемые результаты освоения учебного курса

В результате изучения курса геометрии 8 класса обучающиеся должны:

знать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: для углов от 0 до 90° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

        В ходе преподавания геометрии в 8 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

           метапредметные:

         регулятивные универсальные учебные действия:

  • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
  • умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

           познавательные универсальные учебные действия:

- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

- формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;

 - умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других                дисциплинах, в окружающей жизни;

- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

- умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

коммуникативные универсальные учебные действия:

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;

-умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

-слушать партнера;

-формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

предметные:

  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (геометрическая фигура, величина) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
  • умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  • овладение навыками устных письменных, инструментальных вычислений;
  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  • усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

Содержание тем учебного курса

№ п/п

Тема

Содержание

1

Повторение-3ч

2

Четырехугольники-14ч

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.

Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.

Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.

Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.

3

Площадь-13ч

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.

Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.

Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.

4

Подобные треугольники-20ч

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.

Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.

Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.

На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках  в  прямоугольном  треугольнике.   Дается  представление о методе подобия в задачах на построение.

В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

5

Окружность-16ч

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная  и описанная окружности.

Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.

В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.

Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.

Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.

6

Повторение                          

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.

Тематическое планирование

График прохождения программного материала по геометрии 8 класс

Раздел

Кол-во час

Виды контроля

Пров. и сам.раб

Контр. Раб.

1

Повторение

3

Тест

2

Четырёхугольники

14

3

Контр. Раб.

3

Площадь

13

3

Тест

4

Подобные треугольники

20

5

Контр. Р

5

Окружность

16

4

Контр. Р

6

Повторение

3

1

Контр. Р

Итого:

70

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во час

Дата

Фак

Домашнее задание

Повторение-3

1

Начальные геометрические сведения. Формулировки и доказательства признаков равенства треугольников; свойства равнобедренных треугольников. Задачи на построение

1

2

Признаки и свойства параллельных прямых. Теорема о сумме углов треугольника и ее следствия; теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника; теорема о неравенстве треугольника.

1

3

Теорема Пифагора. Решение задач из ОГЭ

1

Четырёхугольники – 14

4

Многоугольники (изучение нового материала)

1

5

Параллелограмм (изучение нового материала)

1

6

Признаки параллелограмма (комбинированный)

1

7

Решение задач по теме "Параллелограмм"  (закрепление изученного)

1

8

Трапеция (комбинированный)

1

9

Теорема Фалеса (комбинированный)

1

10

Задачи на построение (комбинированный)

1

11

Прямоугольник, ромб, квадрат (комбинированный)

1

12

Решение задач по теме «Прямоугольник. Ромб. Квадрат» (закрепление изученного)

1

13

Решение задач по теме «Прямоугольник. Ромб. Квадрат» (закрепление изученного)

1

14

Осевая и центральная симметрия (комбинированный)

1

15

Решение задач (повторение и обобщение)

1

16

Контрольная работа № 1  (Урок контроля ЗУН учащихся)

1

17

Работа над ошибками. Решение задач

1

Площадь -13

18

Площадь многоугольника (комбинированный)

1

19

Площадь прямоугольника (изучение нового материала)

1

20

Площадь параллелограмма (комбинированный)

1

21

Площадь треугольника (комбинированный)

1

22

Площадь треугольника (комбинированный)

1

23

Площадь трапеции (комбинированный)

1

24

Решение задач на вычисление площадей фигур (закрепление изученного)

1

25

Решение задач на вычисление площадей фигур (закрепление изученного)

1

26

Теорема Пифагора (изучение нового материала)

1

27

Теорема обратная теореме Пифагора (комбинированный)

1

28

Решение задач по теме "Теорема Пифагора" (закрепление изученного)

1

29

Решение задач (закрепление изученного)

1

30

Контрольная работа № 2 (Урок контроля ЗУН учащихся)

1

Подобные треугольники -20

31

Определение подобных треугольников (комбинированный)

1

32

Отношение площадей подобных треугольников (комбинированный)

1

33

Первый признак подобия треугольников (комбинированный)

1

34

Решение задач на применение первого признака подобия треугольников (закрепление изученного)

1

35

Второй и третий признаки подобия треугольников (комбинированный)

1

36

Решение задач на применение признаков подобия треугольников (закрепление изученного)

1

37

Решение задач (повторение и обобщение)

1

38

Контрольная работа № 3 (Урок контроля ЗУН учащихся)

1

39

Средняя линия треугольника (комбинированный)

1

40

Свойство медиан треугольника (комбинированный)

1

41

Пропорциональные отрезки (комбинированный)

1

42

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике (закрепление изученного)

1

43

Измерительные работы на местности (комбинированный)

1

44

Задачи на построение методом подобия (закрепление изученного)

1

45

Задачи на построение методом подобия (закрепление изученного)

1

46

Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника (изучение нового материала)

1

47

Значения синуса, косинуса, тангенса углов 30°, 45°, 60° (изучение нового материала)

1

48

Соотношения между сторонами и углами в треугольнике (закрепление изученного)

1

49

Решение задач (повторение и обобщение)

1

50

Контрольная работа № 4 (Урок контроля ЗУН учащихся)

1

Окружность -16

51

Взаиморасположение прямой и окружности (комбинированный)

1

52

Касательная к окружности (комбинированный)

1

53

Касательная к окружности (закрепление изученного)

1

54

Градусная мера дуги окружности (изучение нового материала)

1

55

Теорема о вписанном угле (изучение нового материала)

1

56

Теорема об отрезках пересекающихся хорд (комбинированный)

1

57

Решение задач по теме "Центральные и вписанные углы" (закрепление изученного)

1

58

Свойство биссектрисы угла (комбинированный)

1

59

Серединный перпендикуляр (комбинированный)

1

60

Теорема о точке пересечения высот треугольника (комбинированный)

1

61

Вписанная окружность (изучение нового материала)

1

62

Свойство описанного четырехугольника (комбинированный)

1

63

Описанная окружность (изучение нового материала)

1

64

Свойство вписанного четырехугольника (комбинированный)

1

65

Решение задач (повторение и обобщение)

1

66

Промежуточная аттестация

1

67

Решение задач (повторение и обобщение)

1

68

Решение задач (повторение и обобщение)

1

Учебно-методическое обеспечение

  1. Атанасян Л.С. Геометрия 7 – 9. Учебник для 7 – 9 классов средней школы. М., «Просвещение», 2016.

2.Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 7-9 кл. М., Просвещение 2016г.

3. научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе»

4.Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября»

5.Ковалёва Г.И., Мазурова Н.И. Геометрия7-9кл. тесты для текущего и обобщающего контроля.- Волгоград. Учитель,2016

6.ЕГЭ, математика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки уч-ся.Интеллект-Центр, 2016-17г.

7.Б.Г.Зив. Дидактические материалы по геометрии . М. Просвещение,2016г

Электронные учебные пособия

Интерактивная математика. 5-9 класс. Электронное учебное пособие для основной школы. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС»,, 2016.

Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....