рабочая программа по геометрии 8 класс
календарно-тематическое планирование по геометрии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Геометрия» для 8 класса на 2021-2022 учебный год составлена в соответствии с правовыми нормативными документами:
- Закон Российской Федерации № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом министерства образования и науки;
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»;
- Обязательного минимума содержания основного общего образования по предмету;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2021-2022 учебный год;
- Авторской программы по геометрии Л.С.Атанасяна входящей в «Сборник рабочих программ. 7-9 классы. Геометрия», составитель: Т.А. Бурмистрова. М.: Просвещение, 2017. – 95 с.;
- Закона Республики Тыва от 21 июня 2014г.№2562 ВХ-I «Об образовании в Республике Тыва»;
- Учебный план МБОУ «Чаа-Суурская СОШ Овюрского кожууна имени Шарый-оол В.Ч.» на 2021-2022 учебный год;
Цели изучения курса геометрии в 8 классе:
- создание условий для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки;
- создание условий для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
- формирование умения использовать различные языки математики: словесный, символический, графический;
- формирование умения свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- создание условий для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность;
- формирование умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных;
- сформировать понятие основных плоских геометрических фигур и их свойств.
Задачи изучения курса геометрии в 8 классе:
- подготовить учащихся к изучению курса геометрии в 8 классе;
- систематизировать сведения о четырёхугольниках;
- сформировать представления о фигурах, симметричных относительно точки и прямой;
- сформировать понятие площади многоугольника;
- развить умение вычислять площади фигур;
- сформировать понятие подобных треугольников;
- выработать умение применять признаки подобия в процессе доказательства теорем и решении задач;
- сформировать навыки решения прямоугольных треугольников;
- расширить сведения об окружности.
В курсе геометрии 8-го класса продолжается решение задач на признаки равенства треугольников, но в совокупности с применением новых теоретических фактов. Теорема о сумме углов выпуклого многоугольника позволяет расширить класс задач. Формируются практические навыки вычисления площадей многоугольников в ходе решения задач. Особое внимание уделяется применению подобия треугольников к доказательствам теорем и решению задач. Вводятся первые знания о синусе, косинусе и тангенсе острого угла прямоугольного треугольника. Систематизируются сведения об окружности и её свойствах, вписанной и описанной окружностях. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, выполнять простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 8 классе отводится 2 часа, в том числе 6 ч для проведения контрольных работ. Факт. 68 час. 2 час.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением компетентностно-ориентированных заданий, ИКТ.
Планируемые результаты освоения учебного курса
В результате изучения курса геометрии 8 класса обучающиеся должны:
знать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
уметь
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: для углов от 0 до 90° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе преподавания геометрии в 8 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
познавательные универсальные учебные действия:
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
- формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
коммуникативные универсальные учебные действия:
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
-умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
-слушать партнера;
-формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
предметные:
- овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (геометрическая фигура, величина) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
- умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- овладение навыками устных письменных, инструментальных вычислений;
- овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
- усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
Содержание тем учебного курса
№ п/п | Тема | Содержание |
1 | Повторение-3ч | |
2 | Четырехугольники-14ч | Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии. Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией. Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы. Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе. |
3 | Площадь-13ч | Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора. Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора. Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся. Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора. |
4 | Подобные треугольники-20ч | Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии. Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон. Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение. В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. |
5 | Окружность-16ч | Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности. Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника. В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач. Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров. Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника. |
6 | Повторение | Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса. |
Тематическое планирование
График прохождения программного материала по геометрии 8 класс
№ | Раздел | Кол-во час | Виды контроля | |
Пров. и сам.раб | Контр. Раб. | |||
1 | Повторение | 3 | Тест | |
2 | Четырёхугольники | 14 | 3 | Контр. Раб. |
3 | Площадь | 13 | 3 | Тест |
4 | Подобные треугольники | 20 | 5 | Контр. Р |
5 | Окружность | 16 | 4 | Контр. Р |
6 | Повторение | 3 | 1 | Контр. Р |
Итого: | 70 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во час | Дата | Фак | Домашнее задание |
Повторение-3 | |||||
1 | Начальные геометрические сведения. Формулировки и доказательства признаков равенства треугольников; свойства равнобедренных треугольников. Задачи на построение | 1 | |||
2 | Признаки и свойства параллельных прямых. Теорема о сумме углов треугольника и ее следствия; теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника; теорема о неравенстве треугольника. | 1 | |||
3 | Теорема Пифагора. Решение задач из ОГЭ | 1 | |||
Четырёхугольники – 14 | |||||
4 | Многоугольники (изучение нового материала) | 1 | |||
5 | Параллелограмм (изучение нового материала) | 1 | |||
6 | Признаки параллелограмма (комбинированный) | 1 | |||
7 | Решение задач по теме "Параллелограмм" (закрепление изученного) | 1 | |||
8 | Трапеция (комбинированный) | 1 | |||
9 | Теорема Фалеса (комбинированный) | 1 | |||
10 | Задачи на построение (комбинированный) | 1 | |||
11 | Прямоугольник, ромб, квадрат (комбинированный) | 1 | |||
12 | Решение задач по теме «Прямоугольник. Ромб. Квадрат» (закрепление изученного) | 1 | |||
13 | Решение задач по теме «Прямоугольник. Ромб. Квадрат» (закрепление изученного) | 1 | |||
14 | Осевая и центральная симметрия (комбинированный) | 1 | |||
15 | Решение задач (повторение и обобщение) | 1 | |||
16 | Контрольная работа № 1 (Урок контроля ЗУН учащихся) | 1 | |||
17 | Работа над ошибками. Решение задач | 1 | |||
Площадь -13 | |||||
18 | Площадь многоугольника (комбинированный) | 1 | |||
19 | Площадь прямоугольника (изучение нового материала) | 1 | |||
20 | Площадь параллелограмма (комбинированный) | 1 | |||
21 | Площадь треугольника (комбинированный) | 1 | |||
22 | Площадь треугольника (комбинированный) | 1 | |||
23 | Площадь трапеции (комбинированный) | 1 | |||
24 | Решение задач на вычисление площадей фигур (закрепление изученного) | 1 | |||
25 | Решение задач на вычисление площадей фигур (закрепление изученного) | 1 | |||
26 | Теорема Пифагора (изучение нового материала) | 1 | |||
27 | Теорема обратная теореме Пифагора (комбинированный) | 1 | |||
28 | Решение задач по теме "Теорема Пифагора" (закрепление изученного) | 1 | |||
29 | Решение задач (закрепление изученного) | 1 | |||
30 | Контрольная работа № 2 (Урок контроля ЗУН учащихся) | 1 | |||
Подобные треугольники -20 | |||||
31 | Определение подобных треугольников (комбинированный) | 1 | |||
32 | Отношение площадей подобных треугольников (комбинированный) | 1 | |||
33 | Первый признак подобия треугольников (комбинированный) | 1 | |||
34 | Решение задач на применение первого признака подобия треугольников (закрепление изученного) | 1 | |||
35 | Второй и третий признаки подобия треугольников (комбинированный) | 1 | |||
36 | Решение задач на применение признаков подобия треугольников (закрепление изученного) | 1 | |||
37 | Решение задач (повторение и обобщение) | 1 | |||
38 | Контрольная работа № 3 (Урок контроля ЗУН учащихся) | 1 | |||
39 | Средняя линия треугольника (комбинированный) | 1 | |||
40 | Свойство медиан треугольника (комбинированный) | 1 | |||
41 | Пропорциональные отрезки (комбинированный) | 1 | |||
42 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике (закрепление изученного) | 1 | |||
43 | Измерительные работы на местности (комбинированный) | 1 | |||
44 | Задачи на построение методом подобия (закрепление изученного) | 1 | |||
45 | Задачи на построение методом подобия (закрепление изученного) | 1 | |||
46 | Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника (изучение нового материала) | 1 | |||
47 | Значения синуса, косинуса, тангенса углов 30°, 45°, 60° (изучение нового материала) | 1 | |||
48 | Соотношения между сторонами и углами в треугольнике (закрепление изученного) | 1 | |||
49 | Решение задач (повторение и обобщение) | 1 | |||
50 | Контрольная работа № 4 (Урок контроля ЗУН учащихся) | 1 | |||
Окружность -16 | |||||
51 | Взаиморасположение прямой и окружности (комбинированный) | 1 | |||
52 | Касательная к окружности (комбинированный) | 1 | |||
53 | Касательная к окружности (закрепление изученного) | 1 | |||
54 | Градусная мера дуги окружности (изучение нового материала) | 1 | |||
55 | Теорема о вписанном угле (изучение нового материала) | 1 | |||
56 | Теорема об отрезках пересекающихся хорд (комбинированный) | 1 | |||
57 | Решение задач по теме "Центральные и вписанные углы" (закрепление изученного) | 1 | |||
58 | Свойство биссектрисы угла (комбинированный) | 1 | |||
59 | Серединный перпендикуляр (комбинированный) | 1 | |||
60 | Теорема о точке пересечения высот треугольника (комбинированный) | 1 | |||
61 | Вписанная окружность (изучение нового материала) | 1 | |||
62 | Свойство описанного четырехугольника (комбинированный) | 1 | |||
63 | Описанная окружность (изучение нового материала) | 1 | |||
64 | Свойство вписанного четырехугольника (комбинированный) | 1 | |||
65 | Решение задач (повторение и обобщение) | 1 | |||
66 | Промежуточная аттестация | 1 | |||
67 | Решение задач (повторение и обобщение) | 1 | |||
68 | Решение задач (повторение и обобщение) | 1 |
Учебно-методическое обеспечение
- Атанасян Л.С. Геометрия 7 – 9. Учебник для 7 – 9 классов средней школы. М., «Просвещение», 2016.
2.Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 7-9 кл. М., Просвещение 2016г.
3. научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе»
4.Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября»
5.Ковалёва Г.И., Мазурова Н.И. Геометрия7-9кл. тесты для текущего и обобщающего контроля.- Волгоград. Учитель,2016
6.ЕГЭ, математика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки уч-ся.Интеллект-Центр, 2016-17г.
7.Б.Г.Зив. Дидактические материалы по геометрии . М. Просвещение,2016г
Электронные учебные пособия
Интерактивная математика. 5-9 класс. Электронное учебное пособие для основной школы. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС»,, 2016.
Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....